Спасти транспорт «Ballot»

Спасти транспорт «Ballot»

Для транспорта «Ballot» это был второй рейс в Мурманск, в составе союзных конвоев. Первый раз он должен был идти в составе конвоя PQ-12 в марте 1942 года (Исландия – Мурманск), но по различным причинам попал в состав конвоя PQ-13 (Рейкьявик-Мурманск). Транспорт был повреждён немецкой авиацией 28 апреля 1942 года, часть экипажа перешла на другие корабли конвоя, сам корабль с оставшейся частью команды был отбуксирован в Мурманск и ушёл обратно в составе конвоя QP-11.

Второй раз в составе конвоя JW-51B (Шотландия – Мурманск). Конвой вышел из порта Лох-Ю 22 декабря 1942 года, в первых числах января 1943 года прибыл в Мурманск. Транспорт «Ballot» в Мурманск не пришёл…


Итальянский пароход «Alberta», конфискованный властями США 30 марта 1941 г. в Нью-Йорке. Передан панамской компании «Lykes Bros. SS Co», где получил название «Ballot».

Как записано в справке аварийно-спасательного отдела Северного флота:

«2-го января 1943 года, следуя по счислению при отсутствии видимости пароход «Баллот» выскочил на каменистый берег северо-восточной части острова Кильдин. Место посадки открыто для всех северных ветров и корпус судна, ввиду постоянного наката с моря, претерпевает большие разрушения, так при Северном ветре и сильном накате судно было заброшено ещё дальше на камни. Первоначальное обследование показало, что из-за больших повреждений наружной обшивки, нарушения поперечных переборок все грузовые трюмы заполнены водой. От сильного урагана 8-9 марта корпус и надстройки получили дополнительные разрушения».

Судьба экипажа трагична. Из воспоминаний командира охраны водного района Северного флота Василия Ивановича Платонова «Записки адмирала»:

«…Ночью на артиллерийскую батарею прибежал почти окоченевший человек и попытался объяснить, что он, грек по происхождению, является американским подданным и его судно гибнет где-то здесь поблизости. На рассвете мы обнаружили брошенный полуразбитый транспорт «Баллот», а через двое суток нашли и его команду. Под руководством капитана люди ушли на моторном баркасе далеко на восток, высадились на пустынный берег и там все замерзли. Столь удивительная потеря ориентировки в открытом море нас поразила. Видимо, капитан посчитал, что попал на берег, занятый противником, и, чтобы достигнуть территории Советского Союза, ушел от населенного острова Кильдин в снежное безмолвие Кольского полуострова, как оказалось, за своей смертью. Среди членов экипажа этого судна были два сына жаркой Африки, по странной иронии судьбы нашедшие могилу в снегах Заполярья…».

По другой информации, погибло 9 членов экипажа и 2 артиллериста-британца. У выживших ампутированы конечности.

Распоряжением Наркома Морского флота Ширшова П.П. 16 февраля на Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство» (далее МГМП) были возложены обязанности по оказанию помощи ЭПРОНу (Экспедиция подводных работ особого назначения – прим. автора) в быстрейшем спасении груза и судна. С момента аварии по 27 апреля из общего количества груза в 6570 тонн выгружено 1500 тонн. В двадцатых числах апреля по распоряжению заместителя Наркома ВМФ по судостроению Галлера Л.М. все операции по разгрузке принял на себя Северный флот. Выгрузкой и доставкой тяжеловесных грузов занимался экипаж парохода «Спартак» МГМП (капитан Терентьев А.Н.). В зимних условиях работа у борта аварийного транспорта представляла большие трудности, с моря при малейшем шторме накатывало сильной волной. Несмотря на все трудности, экипаж, горя желанием оказать всемерную помощь фронту, с честью справлялся с возложенной задачей. К концу июля 1943 года было снято и перевезено 3242 тонн различных грузов. На «Спартаке» не было тяжеловесных стрел, тогда командованием, по предложению членов команды и особенно старшего механика Хроменкова С.М., было принято решение дать пар по гибким шлангам на лебёдки «Ballot», предварительно приведя их в рабочее состояние. Было поднято из трюмов 11 танков по 27 тонн, 10 самолётов, 6 станков по 22 тонны. Экипаж парохода «Спартак» был награждён вымпелом Народного комиссариата морского флота СССР, трижды выплачивалась премия в сумме 7000 рублей. Шесть членов экипажа были награждены Значком Почётного работника Морского флота, восемь – Похвальной грамотой НКМФ. В докладной записке на имя секретаря Мурманского обкома ВКП(б) Старостина М.И., кроме обстоятельств затопления транспорта, отмечено, что весь груз снят, за исключением 4 танков и 200 тонн различного груза, находящегося в трюме № 4.


Пароход «Спартак» (Фото из фондов музея Мурманского морского пароходства)

27 июля 1943 года аварийно-спасательным отделом СФ в адрес начальника Мурманского морского пароходства была направлена справка о состоянии аварийного транспорта. Положение и состояние корабля описывались так:

«Судно сидит на каменистой гряде практически всем корпусом, кормовая часть находиться на весу; выгружен весь груз, за исключением 100-150 т в трюме №4; крен судна 1,5 градуса на правый борт; палубам, наружной обшивке, второму дну и поперечным переборкам нанесены значительные повреждения, нарушившие водонепроницаемость судна и его общую прочность. Главная и твиндечная (Твиндек (твиндечная палуба) – межпалубное пространство во внутренней части корпуса сухогрузного судна, лежащее выше трюма. В твиндеке размещаются грузовые помещения, каюты – прим. автора) палубы так же имеют повреждения. Общий перечень повреждений составил 29 пунктов, такие как: различные вмятины, трещины, пробоины; сорван бортовой киль; оторван руль; большой гофр по наружной обшивке; повреждение комингса водонепроницаемых дверей».

28 июля 1943 года был подписан акт о передаче аварийного транспорта в собственность Наркомморфлота СССР. Акт подписали помощник Американского Военно-Морского атташе министерства ВМ судоходства г-н Френкель и начальник МГМП Улицкий И.О. В акте так же были отмечены повреждения:

«Погнуты шлюпбалки, отсутствие фальшборта по левому борту и повреждение его по правому борту, отсутствие грузовых стрел кормового трюма, лебёдка трюма № 4 смыта водой, трубопроводы по всей палубе разрушены, в помещениях от морских волн повреждена обшивка и меблировка, котлы/главная машина и механизмы затоплены водой, навигационное имущество снято командой при оставлении судна после аварии».

Капитаном «Ballot» был назначен Афанасьев А.Х. Прибыв 14 августа на транспорт, он особо отметил наметившийся перелом в районе трюма №4:

«…где трещина идёт от верхней кромки ширстречного листа (ширстрек или ширстречный пояс (англ. sheerstrake) — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна граничащий с главной палубой) по главной палубе до карлингса (карлингс (англ. carling) — продольная подпалубная балка судна – прим. автора) и вдоль его до левого борта, где переходит в гофр, идущий вниз по борту и днищу».

ЭПРОН проводил работы по заделке всё новых и новых повреждений корпуса судна, которые получались в результате действующих ветров и волнения моря. «Ballot» был подготовлен для всплытия ещё 1 августа, но подъём переносился из-за сложной гидрометеорологической обстановки моря.

«30 августа была сделана третья генеральная попытка снять «Ballot». В 2 часа приступили к откачке трюмов, продули котлы, людей расставили по местам. Запас плавучести четырёх трюмов, котлов и понтона составил 2500 тн, откачка поступавшей воды обеспечивалась имевшимися в наличии дизельными помпами. Около 4-х часов утра судно получило бортовое покачивание, чуть позже – свободную воду и продолжало оставаться на месте. В 5 ч. 50 мин. начата буксировка в порт Могильное. Примерно в 6 ч. 43 мин. около места «Камни сундуки» сорвало понтон. Судно получило резкий крен на левый борт, порядка 7°. В результате такого рывка и крена вода в отсеках перелилась на левый борт, забортная ударила в иллюминаторы левого борта и на палубу, увеличивая крен. В 7 ч. 10 мин. судно получило большой крен на левый борт и стремительно пошло под воду. Подоспевшие моторные лодки и шлюпки сняли часть команды с борта, остальные были выловлены из воды. Погибли четыре краснофлотца. Операцию по снятию «Ballot» производил заместитель начальника ЭПРОНа капитан-лейтенант Кулагин и капитан-инженер Лоскутов».

Капитан Афанасьев сообщал следующие о причинах случившегося:

«...снятие парохода «Баллот» могло быть произведено только в тихую погоду (которую эпроновцы ожидали с мая месяца), установившаяся погода давала все основания для производства сложного по условиям и риску предприятия, затянуть подъём понималось ЭПРОНом как потеря судна, после всплытия судно почти час оставалось под наблюдением, причина повреждение понтона неизвестна. Пароход «Баллот» затонул примерно на глубине 25-30 метров».

Погибшие были захоронены на кладбище п. Дровяное, где находилась база аварийно-спасательного отдела Северного флота. Вот их имена:

старший краснофлотец Варасов Дмитрий Евгеньевич (1908 г.р.)

краснофлотец Белаш Василий Васильевич (1920 г.р.)

краснофлотец Хохолев Василий Георгиевич (1922 г.р.)

старшина 2 статьи Русаков Петр Александрович (1914 г.р.).


.

Во времена СССР погибших не забывали, школьники и военнослужащие аварийно-спасательного отряда благоустраивали захоронение, 9 Мая проводились митинги. Сейчас, после многолетнего запустения, захоронение в п. Дровяное приведено в порядок.


.

В июле 2018 года место гибели транспорта «Баллот» было обследовано силами поисково-спасательного обеспечения Северного флота. В результате обследования было установлено, что транспорт находится на глубине 25-30 метров и полностью разрушен. Среди корпусных конструкций транспорта были обнаружены четыре американских средних танка М3 Lee.


А. А. Меркулов Выгрузка транспортов

По решению командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова на месте гибели транспорта «Баллот» были проведены тактико-специальные учения поисково-спасательных сил Северного флота, в которых приняли участие многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус» и водолазный катер «Иван Швец». Подводно-техническими работами в ходе учений руководил капитан 1 ранга Александр Ульянов. 18 июля на поверхность был поднят один из танков M3 Lee. По словам капитана судна тылового обеспечения «Эльбрус» Вячеслава Губарева:

«Работа была интересная, сложная. В то же время прикоснуться к трагическим страницам нашей истории было большой честью и для меня, и для нашего экипажа, поэтому мы старались. Сделали всё что от нас зависело».


Танк M3 Lee поднятый в 2018 году (https://yuripasholok.livejournal.com)

Как отметил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов:

«…данный экспонат имеет большую историческую ценность. Танк укомплектован стрелковым вооружением экипажа, а также имеет ряд других интересных деталей…».

Отдельный ремонтно-восстановительный батальон Северного флота имеет огромный опыт по восстановлению исторических экземпляров бронетанковой техники. За последние годы специалистами батальона до ходового состояния был восстановлен танк M4A2(76) «Шерман», поднятый с затонувшего транспорта «Томас Дональдсон» в 2014 году, а также несколько единиц отечественной бронетехники периода Великой Отечественной войны – тяжелого танка ИС-3, самоходно-артиллерийских установок СУ-100 и ИСУ-152. Эта бронетехника входит в состав исторического взвода, созданного по решению командующего Северным флотом, и принимает участие в военных парадах, исторических реконструкциях и выставках, посвящённых государственным праздникам и Дням воинской славы России.


На репетиции парада. Мурманск 7 мая 2019 года.

В дальнейшем работы по подъему танков были продолжены, и один из них в 2021 году был передан в музей «Третье ратное поле России», находящийся в Прохоровке:


.

Еще один танк, вероятно последний, подняли в 2022 году. Информации об еще одном автор не нашел.


.

Статья написана по материалам Государственного архива Мурманской области, пресс-службы Краснознамённого Северного флота и открытым источникам в интернете.


Статья была впервые опубликована в "Мурманском вестнике" в 2018 году. На нашем сайте публикуется авторский дополненный вариант. (Прим. редакции). 

Поделиться
Комментарии
Игорь Борисенко
06.05.2024 14:06:48
В "Хронике ВОВ на СФ" за 7 января написано, что команда с БАЛЛОТ переведена на о. Кильдин, за исключением 16 человек. Про какие-то потери на нем в экипаже не пишется.
Виктор Рыбьяков > Игорь Борисенко
06.05.2024 15:49:08
Игорь, сам же знаешь, что Хроника совсем не точный источник. На сколько я заметил, туда много чего не вошло
Игорь Борисенко > Виктор Рыбьяков
07.05.2024 09:13:47
Событие-то вполне себе описано. Есть много всяких записей про БАЛЛОТ. Не знаю, насколько вероятно, что упустили бы гибель большей части команды. Хотя, конечно, без архивов наверняка ничего утверждать нельзя.
Виктор Рыбьяков
07.05.2024 15:44:18
Я склонен, с тобой согласиться на счёт «хроники». Я бы ей больше доверял. К сожалению автор не указал откуда сведения и цифры по потерям экипажа.
Игорь Борисенко > Виктор Рыбьяков
11.05.2024 12:47:42
Окончательно все могут прояснить забугорные документы. Хотя честно говоря, где отчитывались панамские транспорты, смутно представляю. Наверное все-таки англичанам.
Дмитрий Пономарев
07.05.2024 17:31:02
На форуме Блокгауз была информация по судьбе экипажа Баллота, и про воспоминания Платонова и про 9 погибших, насколько помню.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.