25 апреля 2024
С самого начала Великой Отечественной войны немецкие лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики своих действий. Вкупе с отличной подготовкой и превосходством в технике это долгое время позволяло им достигать ошеломительных успехов при минимальных потерях. В тех же случаях, когда обстановка вынуждала асов люфтваффе к затяжному бою с сильным соперником, им редко удавалось избежать потерь. Подобный расклад стал привычным к концу 1943 – началу 1944 гг. Характерным примером стали воздушные бои над восточной частью Крымского полуострова 10–12 января 1944 года.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1943 году. 1 часть
21 апреля 2024
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1943 году. 1 часть. Истребительные авиакорпуса резерва главного командования вступают в бой.
Первые «Мессершмитты» в Финляндии. «Мерсу» на защите Хельсинки. Часть 1
16 апреля 2024
Некоторое время назад в статье ««Блеск и нищета» элитной эскадрильи» шел разговор о том, как и почему немецкие истребители Bf.109G-2 попали в Финляндию, о формировании первой финской элитной истребительной эскадрильи на этих машинах – Lentolaivue 34, о том, с какими сложностями и проблемами был сопряжен это процесс. Теперь же речь пойдет о начале боевого применения финских «Мессеров», или «Мерсу», как их называли сами пилоты «Илмавоймат», а также прямо или косвенно связанных с этим событиях. И в первую очередь мы расскажем о деятельности отряда капитана Эрви, которому была поручена почетная задача обеспечить прикрытие с воздуха финской столицы.
Павел Леонов. Как летать и не летать. ВВС США против СССР. Часть 1
14 апреля 2024
Только торпеды, только хардкор... Немецкие торпедоносцы в 1939 г.
08 апреля 2024
К началу Второй мировой войны Германия, как и многие другие страны, обладала возможностью применять в воздушной войне над морем самолеты-торпедоносцы. Для этого у немцев было все: специальные торпеды, появившиеся еще в 1933 г. самолет-носитель Не-59 и, наконец, специально обученные экипажи в специальных отрядах береговой авиации. И при всем при этом, понадобился почти год для того, чтобы применять торпедоносную авиацию более-менее регулярно и начать одерживать успехи при помощи этого вида оружия. Почему же так получилось?
Олег Растренин. "Только большие пушки". Часть 2. Как в ВВС КА появились крупнокалиберные автоматы
08 апреля 2024
Олег Растренин. "Только большие пушки". Часть 1. Как в ВВС КА появились крупнокалиберные автоматы
03 апреля 2024
26 марта 2024
Андрей Латкин. Северный флот атакует с воздуха, с земли и с моря. Бои в районе Киркенеса 27-28 июня 1944 года.
Самолеты Северного флота наносят очередной успешный удар по Киркенесу 27-28 июня 1944 года. Но обстоятельства складываются так, что в разгроме противника смогли принять участия береговые батареи и торпедные катера.
12 марта 2024
Почему охрана аэродромов это важно? Что упустили и американцы и вьетнамцы во время войны во Вьетнаме? В данной статье будет рассмотрено как сами американцы оценивали успехи своих вьетнамских визави в диверсионной деятельности по нарушению работы американских ВВС.
Геннадий Серов. Последние из могикан. ЛаГГ-3 из Тбилиси. Часть 3
10 марта 2024
Разгромить танки под Вильнюсом!
02 марта 2024
К вечеру третьего дня войны в результате тяжёлых оборонительных боёв войска советского Северо-Западного фронта понесли большие потери и были отброшены от государственной границы. Кроме того, фактически ещё 23 июня была разорвана локтевая связь между 8-й и 11-й Армиями фронта. Самое печальное, что командующий и штаб СЗФ довольно смутно представляли обстановку в полосе действий основных сил как правофланговой 8-й Армии, части которой противник теснил на Шауляйском направлении, так и левофланговой 11-й Армии, соединения который были охвачены противником с обоих флангов и медленно отходили на Каунасском направлении. Однако в стратегическом плане эти события были не самыми страшными. Ещё хуже командование СЗФ было осведомлено о ситуации, сложившийся на левом фланге 11-й Армии, и захват ещё в первой половине дня 24 июня столицы советского Литвы города Вильнюс частями 39-го МК 3-й ТГ вермахта стал неприятнейшим сюрпризом как для командования СЗФ, так и для военного совета ЗФ.
Несостоявшееся возмездие. Часть 3. Дальняя бомбардировочная авиация
27 февраля 2024
Учитывая то, что дальнебомбардировочная авиация создавались именно как резерв главного командования, логично было бы предположить, что именно соединения и части ДБА в первую очередь получат задачи согласно планам прикрытия и уже в первые часы войны обрушат всю свою мощь на аэродромы врага. Однако, как помнит читатель по первым частям публикации, советское военно-политическое руководство долго определялось – объявлять войну Германии или не объявлять, поэтому никаких задач авиакорпуса и отдельные дивизии и полки РГК от командования ВВС КА в первый половине 22 июня не получили. Тем не менее, некоторые части ДБА поучаствовали в сражениях первого дня войны.
Геннадий Серов. Последние из могикан. ЛаГГ-3 из Тбилиси. Часть 2
27 февраля 2024
Геннадий Серов. Последние из могикан. ЛаГГ-3 из Тбилиси. Часть 1
20 февраля 2024
Звено «Норвегия»: арктические «карандаши» Люфтваффе
17 февраля 2024
Для работы над тылом советских войск на кандалакшском направлении использовалось подразделение, уже упоминавшееся в статье о ближних разведчиках – звено дальней разведки «Норвегия» (F-Kette Norwegen). Первое время оно даже подчинялось командиру 1.(Н)/32, гауптманну Либингу, но потом перешло под начало непосредственно Штолюфта (StoLuft – штабной офицер Люфтваффе при АОК «Норвегия»).
В отличие от отряда «хеншелей», звено дальней разведки было совсем свеженьким, сформированным специально для кампании против Советского Союза на Севере. Во многих других аспектах Люфтваффе показалось, что для быстрого достижения намеченных целей можно будет обойтись минимальными средствами (один отряд ближних разведчиков на два направления, всего по одному отряду истребителей и бомбардировщиков), но в случае с разведкой кто-то решил, что сил одного отряда дальних разведчиков (1.(F)/124) будет недостаточно...
Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера
12 февраля 2024
К 6 ноября 1943 года в боях за Киев и его окрестности наступил кульминационный момент — уже к утру этого дня столица Украины оказалась полностью в руках советских войск. Поспешно отступающие на юго-запад части вермахта бросали технику и вооружение, спасая свои жизни. Однако если на земле в условиях рушащегося фронта частям 4-й танковой армии вермахта хвастать было откровенно нечем, то немецкие истребители стали авторами очередного рекорда – по числу уничтоженных в одном бою одним лётчиком самолётов. Феноменальный результат в 13 сбитых советских истребителей заявил один из наиболее результативных асов люфтваффе Эрих Рудорффер, в ту пору командир II группы 54-й истребительной эскадры. Этот эпизод и сейчас не даёт покоя историкам, но из-за пробелов в сохранившихся документах частей 2-й воздушной армии за этот период это сделать нелегко. Попробуем проанализировать успехи Рудорффера 6 ноября 1943 года и в целом в ходе боёв за Киев.
По нулям: МиГ-17 в Суэцкой войне
05 февраля 2024
МиГ-17 был самым современным советским истребителем на Ближнем Востоке 1950-х годов. Немногочисленные самолёты в составе ВВС Египта приняли участие в Суэцкой войне, и существует множество упоминаний об их успехах против израильской и британской авиации. Попытка изучения этих успехов приводит к появлению множества вопросов.
Михаил Тимин и Станислав Сопов про художественный фильм "Воздух"
27 января 2024
Первые «Мессершмитты» в Финляндии. «Блеск и нищета» элитной эскадрильи
16 января 2024
В начале декабря 1942 года Финляндии, наконец, удалось уговорить своих немецких «товарищей по оружию» продать им современные истребители «Мессершмитт»-109. Предлагаемая читателю работа на основе большого массива финских документов повествует о том, как финские ВВС принимали на вооружение один из лучших истребителей второй мировой войны, с какими проблемами им пришлось столкнуться в процессе и как они с этими проблемами боролись.
Несостоявшееся возмездие-2. Разбомбить Кёнигсберг и Мемель!
11 января 2024
Продолжая разбирать события, связанные с боевыми действиями в небе в первые дни войны, перейдем к 23 июня 1941 года.
Как уже упоминалось в предыдущей части, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов, без сомнения, был сторонником борьбы за господство в воздухе и особое значение в этом отношении придавал воздействию на аэродромы противника. Поэтому, как только у него появилась такая возможность, он занялся организацией налетов на места сосредоточения самолетов Люфтваффе. Весьма кстати оказалось, что поступившая в 8:15 22 июня 1941 года из Москвы в штаб ВВС СЗФ Директива №2 не просто была созвучна идеям генерала, но и практически дублировала его решения...
Андрей Латкин. Бой самолётов ВВС СФ с конвоем Rp.121.Ki 17 июня 1944 года
10 января 2024
08 января 2024
3 ноября 1943 года немецкий лётчик-истребитель лейтенант Эмиль Ланг одержал в небе над Киевом 18 воздушных побед и тем самым установил абсолютный рекорд в истории авиации, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. С тех пор эти феноменальные цифры постоянно вызывают горячие споры любителей истории, но большей частью они заканчиваются на уровне «верю — не верю». Имея на руках архивные документы частей и соединений советской 2-й воздушной армии, в боях с которыми ас и добился успеха, мы попытаемся ответить на вопрос, насколько заявки немецкого лётчика соответствуют действительности.
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 9. Как Ла-5ФН "победил" И-185
26 декабря 2023
Несостоявшийся бой воздушных "мушкетёров" в Суэцкой войне
26 декабря 2023
Если война в Корее была «первой войной реактивных двигателей», то осенью 1956 года в Египте произошла вторая реактивная война. Начавшись как новая арабо-израильская, она за считанные дни превратилась в противостояние арабской республики с двумя странами НАТО, всё ещё претендовавшими на статус колониальных империй.
В 1956 году Египет имел современную авиационную технику и подготовленных лётчиков, чтобы дать отпор Великобритании и Франции. Чего египетская авиация добилась, чего не стала делать, и какая мифология окружает воздушную часть операции «Мушкетёр»?
Несчастливая «пешка» в окружении ферзей
21 декабря 2023
Советские авиационные полки дальних разведчиков Резерва Главнокомандования комплектовались опытными экипажами, способными найти выход практически из любой сложной ситуации. Однако им противостоял опытный и беспощадный противник, который не прощал ошибок. Ниже речь пойдёт об одном из таких вылетов, когда в небе над столицей Украины экипаж советского разведчика столкнулся с немецкими асами, и ему не смогло помочь даже сильное собственное истребительное прикрытие.
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 8. Производственные дефекты серийного самолёта
20 декабря 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 7. Совершенствование серийного самолёта
12 декабря 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 7. Совершенствование серийного самолёта в конце 1942-го - начале 1943-го года.
- Какие задачи стояли перед авиапромом в 1942 году?
- Какие моторы планировали установить на Ла-5?
- Какие улучшения ввели на серийном самолёте?
"Костыли" за Полярным кругом. На мурманском направлении. Часть 2
08 декабря 2023
Окончание цикла посвященного действию отряда воздушной разведки 1.(H)/32 за Полярным кругом в 1941 году.
Как было отмечено в предыдущей части: в первые дни войны немцы не сильно брали в расчет советскую истребительную авиацию. Опыт встреч «Хеншелей» с советскими истребителями показал, что хорошо подготовленный экипаж вполне способен противостоять им и в одиночку. Хорошая маневренность и отработанные приемы выхода из боя неплохо помогали даже при встрече со «скоростными» И-16, что давало немцам некое чувство самоуспокоения и собственного превосходства, но как говориться – «сколько веревочке ни виться…»
"Костыли" за Полярным кругом. На мурманском направлении. Часть 1
27 ноября 2023
Прибыв к месту базирования на финский аэродром Кемиярви, отряд воздушной разведки 1.(H)/32 был разделен на две неравные части. Это было связано с тем, что немецкое наступление в Заполярье планировалось на двух изолированных участках: вдоль побережья на Мурманск и в глубине материка на Кандалакшу. Там и там нужны были разведчики, но расстояние между участками составляло около 300 км! Основная часть отряда в составе восьми ближних разведчиков «Хеншель» Hs.126, получивших за свой внешний вид прозвище "костыль", осталась на аэродроме Кемиярви и воевала на южном участке фронта. Для обеспечения наступления Горного корпуса генерала Дитля на Мурманск было выделено звено в составе трех Hs.126 с экипажами. В мае 1941 года оно перебазировалось на аэродром Киркенес (в советских документах - Хебуктен) вместе с группой наземного персонала...
Данная статья продолжает цикл, посвященный действию отряда воздушной разведки 1.(H)/32 за Полярным кругом.
23 ноября 2023
События первого дня войны до сих пор надлежащим образом не освещены и не исследованы в отечественной историографии, а основная масса публикаций и монографий по этой теме больше напоминают художественную литературу, со всеми присущими ей недостатками…
В данной статье автор в качестве анонса представит фрагмент, посвященный неудачным действиям ВВС Красной Армии 22 июня 41 года согласно так называемым «Планам прикрытия» по завоеванию господства в воздухе.
Михаил Тимин и Сергей Вильянов. Жизнь и судьба советских авиаконструкторов
11 ноября 2023
7 марта 1944 года: Нарвский патруль под первым ударом.
04 ноября 2023
После окончательного снятия блокады Ленинграда войска Красной армии стали продвигаться на запад, но в районе города Нарвы их наступление остановил противник, расположившийся на укрепленных позициях.
Нетрудно догадаться, что позиционный тупик можно было преодолеть лишь с помощью морского десанта, что понимал и неприятель. Поэтому для прикрытия фланга своей армии от удара с моря он обновил и дополнил минные заграждения, установленные в Нарвской бухте, начиная с 1942 года, а также занялся и вопросами усиления корабельной группировки.
В итоге к 1 марта неприятель собрал корабельную группировку, состоящую из 1-й, 25-й и 31-й флотилий тральщиков и 17-й флотилии сторожевых кораблей. Эти силы вошли в состав «Нарвского патруля», соединения немецких кораблей предназначенного для прикрытия минных полей в Финском заливе и противодействия советским десантам.
Как ни трудно догадаться командование КБФ такое положение дел не могло устроить и по «Нарвскому патрулю» стали наносить удары ВВС КБФ.
Игорь Сдвижков. На фланге "Блау". Авиация Красной армии над полем сражения. Часть 12-2
31 октября 2023
«Небо в парашютах маршала Зимина». Часть.2: Самолёты, зенитки, два моста.
25 октября 2023
В предыдущей части речь шла о событиях мая 1943 года, когда несмотря на настойчивые действия самолетов 1-го Воздушного флота немцам не удалось вывести из строя железнодорожные станции и мосты на «Дороге победы» и порты на «Дороге жизни». В этот раз мы рассмотрим непосредственно события 1 июня 1943 года, когда противник атаковал железнодорожные мосты через Волхов в районе одноименной железнодорожной станции.
Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин в своих мемуарах «Истребители» рассказал о результатах двух воздушных боев, произошедших 1 июня 1943 года над мостами через реку Волхов. Маршал утверждал, что враг был разгромлен и потерял 32 самолёта, а всё небо было заполнено парашютами сбитых немецких летчиков. При этом не были разрушены ни основной железнодорожный металлический мост, ни вспомогательный деревянный, у которого лишь случайно пострадал один пролет, впрочем, буквально за несколько часов восстановленный, что позволило возобновить движение поездов в Ленинград.
Игорь Сдвижков. На фланге "Блау". Авиация Красной армии над полем сражения. Часть 12-1
19 октября 2023
Асы советско-финляндской войны: Порфирий Михайлюк
17 октября 2023
Небольшая продолжительность советско-финляндской войны 1939-40 годов и малочисленность финской авиации не дали возможности даже опытным советским пилотам-истребителям существенно нарастить свои боевые счета, однако несколько человек по совокупности личных и групповых побед смогли преодолеть планку в пять и более сбитых самолетов противника. На страницах сайта «ТактикМедиа» мы уже рассказывали об одних из наиболее результативных советских летчиках советско-финляндской войны Иване Савушкине и Сергее Горюнове. И теперь хотим продолжать эту тему.
Неудачная попытка перехватить инициативу
03 октября 2023
Группировка ВВС КА на северном участке фронта какое-то время после начала войны казалась островком стабильности и благополучия. Однако буквально через неделю после начала войны соединения 4-й танковой группы вермахта форсировали Западную Двину и ринулись в сторону Острова и Пскова. Помешать им теперь могли только войска СФ, и в первую очередь — ВВС. Первый удар приняли на себя лётчики 158-го иап, базировавшегося в районе Острова. Штаб ВВС фронта практически сразу создал оперативную группу в составе нескольких эскадрилий 154-го, 156-го и 159-го иап, переброшенных на передовые аэродромы в район Луги. Однако немцы, форсировав реку Великая, быстро захватили Остров и вышли на подступы к Пскову…
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.6. Самолеты Н.Н. Поликарпова и П.О. Сухого
20 сентября 2023
- Как проходили постройка и испытания и почему было принято решение не строить самолёт "Иванов" конструкции Н.Н. Поликарпова?
- Как проходили постройка и испытания и почему было принято решение строить серийно самолёт "Иванов" конструкции П.О. Сухого под названием ББ-1?
- Почему многоцелевой самолёт построенный в рамках программы "Иванов" в итоге не смог занять достойное место в строю ВВС Красной армии?
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 6-2. Сталинград. Повторные войсковые испытания
19 сентября 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 6-2. Сталинград. Повторные войсковые испытания Ла-5 в 287-й истребительной авиадивизии под Сталинградом.
18 сентября 2023
За девять лет противостояния американской авиации система противовоздушной обороны Северного Вьетнама по своей собственной статистике уничтожила 4181 вражеский летательный аппарат. Американские источники говорят о куда меньших потерях. Важными вехами этого противостояния для северовьетнамцев были «юбилейные» сбитые самолёты, в честь которых выпускались почтовые марки и рисовались пропагандистские плакаты. В мемуарах советских военных специалистов, служивших в ДРВ, можно встретить упоминания двухтысячного самолёта в 1967 году, но почти ничего не говорится о других. Что известно о первом тысячном достижении системы ПВО, которую американцы называли сильнейшей в мире?
Гибель «Роны» – чёрный день в истории армии США
08 сентября 2023
Если бы результат атаки немецких бомбардировщиков, на конвой KMF 26 в Средиземном море ограничился одним рядовым потопленным торговым судном, то учитывая тяжёлые потери атакующих, этот налёт просто пополнил бы собой статистику противоконвойных операций люфтваффе. Но 26 ноября 1943 года вместе с единственной потерей конвоя - войсковым транспортом «Рона», погибли более 1000 военнослужащих армии США, что стало крупнейшей потерей американской армии в ходе боевых действий на море. Сегодня, спустя почти 80 лет, благодаря свидетельствам с обеих сторон, мы можем с большой достоверностью восстановить обстоятельства этой катастрофы.
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.5. Самолет Р-10. "Деревянное "чудо", которое не взлетело
07 сентября 2023
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.5. Самолет Р-10. "Деревянное "чудо" профессора Немана, которое не взлетело.
- Как проходили испытания и почему было принято решение не строить самолёты ХАИ-51 и ХАИ-52?
- Какие трудности возникли при серийном производстве самолётов Р-10?
- Какие трудности возникли при эксплуатации самолётов Р-10 в войсках?
- Когда и в связи с какими событиями было принято решение завершении производства самолётов Р-10?
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 6-1. Сталинград. Повторные войсковые испытания
30 августа 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 6-1. Сталинград. Повторные войсковые испытания Ла-5 в 287-й истребительной авиадивизии под Сталинградом.
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.4. Самолет Р-10. "Деревянное "чудо" профессора Немана
23 августа 2023
- Когда и в связи с какими событиями было принято решение о производстве самолёта Р-10?
- Как разворачивались конструирование и постройка самолётов ХАИ-51 и ХАИ-52?
- Почему прекратили проектирование и постройку самолёта "Иванов" конструкции профессора Немана?
- Какие серийные и опытные самолёты были признаны лучшими в качестве штурмовиков, по результатам сравнительных облётов?
- Как строилась войсковая серия самолётов Р-10 на заводе №135?
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 5-2. Ла-5 вступают в бой. Войсковые испытания
22 августа 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 5-1. Ла-5 вступают в бой. Войсковые испытания
09 августа 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 5-1. Ла-5 вступают в бой. Войсковые испытания первых серийных Ла-5 в 49-м истребительном авиаполку.
30 июля 2023
К сожалению, зачастую при изучении войны в воздухе разобрать воздушный бой по данным обеих сторон и установить авторство конкретной победы над самолётом противника просто невозможно. Так, долгое время оставались неизвестными и детали гибели немецкого аса c 68 победами гауптмана Генриха Юнга, который не вернулся из боевого вылета 30 июля 1943 года из района Мги, что к востоку от Ленинграда. Однако после выхода в свет новой монографии по истории 54-й истребительной эскадры «Грюнхерц» французского историка Филиппа Сента законный претендент на победу над опытным кавалером Рыцарского креста, наконец, нашёлся.
Забытые трофеи: «Кобры» у моста Дьенбинь
19 июля 2023
В начале были фотографии. Солдаты Вьетнамской народной армии на фоне хищных силуэтов американских вертолётов-убийц AH-1G «Кобра», спокойно стоящих на земле. Они казались нереальными – вряд ли хотя бы в одной книге о боевом применении «Кобр» можно найти описанный случай их захвата противником. Что же известно об этом случае, не замеченном американской историографией Вьетнамской войны?
«Небо в парашютах» маршала Зимина. Часть 1: Суровый май – репетиция
13 июля 2023
В этой статье будет рассказано о событиях мая — июня 1943 года, а именно о попытках немецкого командования, силами и средствами авиации и тяжелой артиллерии, затруднить переброску грузов по «Дороге жизни» и «Дороге победы», которые обеспечивали снабжение жителей Ленинграда, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. И противодействию которое оказали части и соединения советской противовоздушной обороны и истребительной авиации противнику.
Воздушный таран в небе Карелии
30 июня 2023
Советско-финская война 1939-1940 гг. была, пожалуй, первым конфликтом в истории СССР, в котором применение авиации было широкомасштабным и велось на огромной территории от Балтийского до Баренцева моря. Всего с 30.11.1939 по 13.03.1940 советские ВВС совершили 84307 боевых вылета, 92 авиатора получили звание Героя Советского Союза, в том числе комбриг С.П. Денисов стал дважды Героем.
К сожалению, в когорту Героев Советского Союза не вошел пилот 49-го ИАП лейтенант Яков Филиппович Михин, который, несомненно, был достоин этого высокого звания – 13 февраля 1940 года он таранил финский самолет, причем таран подтверждается финскими источниками.
20 июня 2023
Находящийся в тени двух более крупных потопленных собратьев, транспортов «Mendoza» и «Vale» – этот транспорт, тем не менее, частенько появляется на кадрах, посвященных атакам советской авиации на Пиллау.
Немецкий пароход «Везерштайн» (Weserstein), построенный на гамбургской верфи «Дойче Верфт» (Deutsche Werft) по чрезвычайной мобилизационной программе, был сдан компании «Северогерманский Ллойд» (Norddeutscher Lloyd) 1 июня 1944 года. Судно принадлежало к большой серии германских пароходов военной постройки типа «Ганза I». Война коснулась его 27 ноября 1944 года, когда штурмовики 11-й штурмовой авиационной дивизии Краснознаменного Балтийского флота атаковали немецкие корабли и суда в порту Либава. В результате попадания бомбы пострадал груз судна и получили ранения три моряка. Пароход ушёл в Германию и стоял в ремонте до нового года, но через четыре месяца после возвращения судна в строй штурмовики 11-й шад вернулись и добили его.
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.2. Самолет "Валти" V-11 внедрение и серийное производство
19 июня 2023
16 июня 2023
12 августа 1941 года в воздушном бою командир 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий таранил финский истребитель, или столкнулся с ним – это уже кому какая версия больше нравится.
В то утро группа советских штурмовиков И-15бис (по разным данным, 5 или 7 машин), ведомая Краснолуцким, получала задачу атаковать финские войска в районе Паннила. Около 9:30–9:45 группа бипланов взлетела с аэродрома Феньково и, пролетев 100 километров, обнаружила противника между озерами Шотозеро и Ведлозеро...
Михаил Тимин. Первым делом — самолеты! Или как все было на самом деле во время войны
14 июня 2023
Сергей Вильянов на правах интервьюера задает "острые" вопросы историку-исследователю советских ВВС Михаилу Тимину.
Тараны на Миусе: мифы и реальность
14 июня 2023
В ходе Великой Отечественной войны советские летчики сотни раз применяли таранный способ, чтобы уничтожить вражеские самолеты. С момента, как для историков стали открываться западные источники и исследования, стало во многих случаях возможно узнать, кто же был или мог быть противником того или иного советского летчика, совершившего таран. И был ли таран вообще. Однако при исследовании документов сторон до сих пор встречаются случаи, которые ранее были неизвестны. В этой работе мы разберем случаи таранов – известных и нет – на так называемом Миус-фронте – участке вдоль реки Миус на Донбассе, на котором с февраля по август 1943 года противостояли друг другу 6-я немецкая армия и войска советского Южного фронта.
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.1. Какой самолет нужен ВВС Красной армии
08 июня 2023
Олег Растренин. Программа "Иванов". Часть.1. Какой самолет нужен ВВС Красной армии.
Мирослав Морозов. Авиация в операции "Искра"
07 июня 2023
Запись выступления Мирослава Морозова 5 марта 2023 года на военно-историческом форуме нашего канала "Великие победы Красной Армии".
«Юнкерс» из губы Климковка. Часть 2
30 мая 2023
К приятному удивлению администрации сайта и автора, публикация статьи «Юнкерс из губы Климковка» оказалось у наших читателей на самом высоком рейтинге (более 30 000 просмотров) Столь рекордное внимание к этому, по сути, заурядному событию в годы Великой Отечественной войны стало стимулом для автора, чтобы провести новое расследование этого боевого эпизода, произошедшего на побережье Ледовитого океана. И сейчас мы представляем материал, который удалось обнаружить автору во время очередной его поездки в Гатчину в Центральный военно-морской архив.
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 4. Госиспытания и запуск в серийное производство
29 мая 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Часть 3. Проектирование и постройка прототипа
25 мая 2023
Символ падения Пиллау: Транспорт «Мендоза»
24 мая 2023
Этот пароход примелькался на разных фотографиях, связанных со штурмом Пиллау в 1945 году. Он стал одним из символов поражения немецких войск на Земландском полуострове. Но, как часто бывает с такими вот символами, реальные факты гибели этого парохода остаются в тени. Просмотрев немало советских и немецких документов, авторы решили восполнить этот пробел и составить документальный рассказ о гибели судна.
В первый раз его пустили на дно 25 октября 1944 года в Гамбурге бомбардировщики союзников. Но судно подняли, и с февраля 1945 года оно эксплуатировалось вновь. Через месяц 22 марта, во время очередного рейса в Пиллау, произошли события, приведшие к гибели судна. Причиной этого стали атаки штурмовиков 11-й ШАД ВВС КБФ.
18 мая 2023
15 февраля 1943 года войска Северо-Западного фронта начали операцию по ликвидации так называемого «демянского выступа», а уже 21 февраля освободили город Демянск и районные центры Лычково и Залучье. Противник отводил свои войска в направлении на Старую Руссу, используя печально известный рамушевский коридор.
Что касается деятельности входивших в состав СЗФ соединений 6-й воздушной армии (6-й ВА), то следует отметить, что к началу операции в составе армии имелось минимальное количество самолётов ударной авиации: одна штурмовая дивизия трехполкового состава и один бомбардировочный полк. Однако в преддверии наступления армии подчинили 1-й штурмовой и 1-й истребительный авиакорпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандующего (РВГК) и пять ночных бомбардировочных авиаполков, а с 24 февраля ещё и 1-й бомбардировочный авиакорпус РВГК. Кроме того, непосредственно за районом базирования 6-й ВА располагались аэродромы 147-й истребительной авиадивизии ПВО в составе пяти полков.
11 мая 2023
В фонде документов личного происхождения маршала авиации Фёдора Алексеевича Астахова в ЦГА МО в руки попалась замечательная коллекция фотодокументов 29-го авиационного отряда и штаба Воздушного флота Сибири. В РГВА удалось обнаружить фонд отряда и восстановить его славную боевую историю от ПМВ до сражений с колчаковскими войсками и «белобандами барона Унгерна» в Монголии.
Каково же было удивление, когда в плохо читаемом, потрёпанном со временем документе, удалось прочитать: «…когда в отряде не было бомб, он нагружал свой самолет камнями, каковые сбрасывал над противником…».
Гвозди бы делать из этих людей…
04 мая 2023
Две недели назад, 20 апреля 2023 года, 5 индийских солдат погибли и еще один был тяжело ранен при нападении группы неизвестных на одиночный армейский грузовик в одном из округов союзной территории Джамму и Кашмир. Такие инциденты там случались и раньше, иногда заканчиваясь резкой эскалацией конфликта между Индией и Пакистаном. На излете зимы 2019 года похожее нападение на индийских военнослужащих привело к обмену авиаударами, и воздушному бою над Гималаями.
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Мотор М-82. Часть 1-2
03 мая 2023
Геннадий Серов. История истребителя Ла-5. Мотор М-82. Часть 1
01 мая 2023
«Вами интересуется лично товарищ Сталин…»
01 мая 2023
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война потребовала от Красной Армии в целом и её ВВС в частности оперативного устранения быстро вскрывшихся недостатков. Недостаток времени и ресурсов приводил порой к импровизациям, появление которых в более спокойной обстановке было бы вряд ли возможным. Так, несомненный интерес представляет попытка сформировать летом-осенью 1941 года разведывательную эскадрилью из испанских лётчиков на немецких самолётах.
Андрей Латкин. Авиация ВВС КБФ против немецких транспортов 9 октября 1944 года
23 апреля 2023
22 апреля 2023
Британский истребитель «Харрикейн» по праву можно считать одним из символов второй мировой войны. С первого до последнего её дня они воевали на огромном фронте от Ла-Манша до африканской пустыни и бирманских джунглей. «Харрикейны» действовали в роли сухопутных и палубных истребителей, ночных перехватчиков, штурмовиков, противотанковых самолетов и истребителей-бомбардировщиков. Советский Союз получил около трех тысяч таких машин и применял их на фронте и в ПВО вплоть до мая 45-го, а окончательно из рядов советских ВВС эти машины были списаны только 1 января 1950 года. Однако повоевать «Харрикейны» успели и против СССР. Румынские истребители действовали в Молдавии и под Одессой, а на северо-западе нашей страны можно было встретить «Харрикейны» с голубыми свастиками – опознавательным знаком ВВС Финляндии.
15 апреля 2023
Готовясь к нападению на СССР, немцы по «старой доброй» традиции решили провести широкомасштабные разведывательные мероприятия, тем более что современные инструменты для этого у них имелись. Одним из главных действующих лиц должны были стать самолеты-разведчики так называемой группы разведки главнокомандующего Люфтваффе (Aufklärungsgruppe des Oberbefehlshabers der Luftwaffe), или просто «Das Kommando Rowehl», по фамилии оберст-лейтенанта Теодора Ровеля, который бы создателем и бессменным командир этой части.
«Коллективный ас» в боях над Ладожским озером
10 апреля 2023
В ходе советско-финляндской войны 1939–1940 гг. в силу многократного численного превосходства над противником советским лётчикам-истребителям не приходилось рассчитывать на сколь-нибудь интенсивные воздушные бои с финскими «Фоккерами» и «Гладиаторами». Однако к моменту подписания перемирия в марте 1940 года ВВС КА имели несколько результативных воздушных бойцов. Практиковавшаяся в то время традиция записывать успехи на коллектив привела к парадоксальной ситуации — наилучших результатов достиг не один человек, а пара лётчиков.
"Костыли" за Полярным кругом. На кандалакшском направлении
05 апреля 2023
Что может прийти в голову любителю истории авиации, если завести разговор о Заполярье? Вероятно, широко разрекламированный там и тут «экспертенштаффель» – 6./JG 5 с его знаменитыми асами. Борис Сафонов, советские торпедоносцы тоже многим знакомы. Другое дело – разведка.
В связи с этим, автору показалось интересным рассмотреть, как дело с воздушной разведкой обстояло у врага, благо что в последнее время стали доступны многочисленные документы, связанные с разведывательной авиации противника в Заполярье. Задача облегчается уникальностью применявшегося там отряда – 1.(Н)/32. Вероятно, единственный на всем Восточном фронте, он стабильно провел всю войну на одном и том же театре военных действий, и покинул его только осенью 1944 г., когда театр в общем-то прекратил свое существование.
Лучшие из лучших в ВВС РККА в 1940 году: Истребители
29 марта 2023
Военно-воздушные силы СССР подошли к началу Великой Отечественной войны далеко не в лучшей форме. Это было обусловлено многими факторами, прежде всего – ростом численности с одновременным перевооружением на новую технику, страдающую множеством «детских болезней». Сложилась парадоксальная ситуация: полки, дислоцированные в западной части страны, которым предстояло вскоре отражать первый удар агрессора, лихорадило от пертурбаций, в то время как в «медвежьем углу» Дальнего Востока для лётчиков сложились наиболее благоприятные условия для ведения учебно-боевой подготовки. Где базировались лучшие истребители ВВС РККА последнего предвоенного года?
Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: На крайних флангах фронта
20 марта 2023
По предвоенным планам перед войсками 14-й армии были поставлены ограниченные задачи - овладеть районом Петсамо, а также полуостровами Средний и Рыбачий, после чего перейти к обороне, «не допускать подвоза живой силы и вооружений с норвежского порта Киркенес, а также не допустить высадки десанта на Мурманском побережье». ». С учетом ВВС Северного флота, имевшихся в распоряжении командующего армией 5-го смешанного авиаполка и двухэскадрильной группы дальних бомбардировщиков для решения этих задач казалось вполне достаточно...
Успешный день аса «пожарной команды» в Крыму
19 марта 2023
При детальном изучении воздушных боёв с участием немецких асов зачастую выясняется, что достижения самых именитых из них далеки от реальности, а довольно скромные по немецким меркам «трудяги фронта» показывают себя куда лучше. Одним из таких асов «не из первого десятка» был лётчик истребительной эскадры JG 52 Вальтер Вольфрум, который принадлежал молодому поколению немецких «экспертов», вступивших в войну в 1943 году. Один из самых успешных дней лётчика выпал на бои за Крымский полуостров в марте 1944 года.
Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: На периферии войны
16 марта 2023
Хотя главным участком советско-финляндского фронта, безусловно, был Карельский перешеек, к северу от Ладожского озера также развернулись ожесточенные сражения, в которых активное участие принимали авиационные группировки 8-й и 9-й армии, которым помимо прочего приходилось решать и весьма нестандартные задачи. А особенности ведения войны в глухих лесных районах наложили свой отпечаток и на организационную структуру действовавшей здесь авиации.
Бой с конвоем Ki.117.Rp 23 апреля 1944 года
14 марта 2023
В этом мире все однажды начинается. Именно так можно охарактеризовать бой с немецким конвоем 23 апреля 1944 года. Впервые в 1944 году усилия ВВС СФ привели к серьезному результату – был потоплен корабль охранения из состава большого конвоя. Далее в течение двух месяцев немцы постоянно будут терять транспорт или корабль в любом бою с ВВС СФ, но этот конвой стал первым. Но успех 23 апреля был достигнут серьезной ценой, и чтобы людей, добившихся успеха, не забыли, стоит рассказать об этом бое подробно, с привлечением немецких документов.
Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: ВВС Северо-западного фронта
12 марта 2023
7 января 1940 года директивой Ставки Главного Командования Красной Армии №0977/оп для объединения действий 7-й и 13-й армий было создано Управление Северо-западного фронта, который возглавил командарм 1-го ранга С.К. Тимошенко. В этой связи 12 января Управление ВВС 7-й армии вновь было переименовано в Управление ВВС СЗФ, а «старое» Управление ВВС 7-й армии в Ропше снова взяло на себя командование авиацией 7-й армии, сменив при этом своего командующего. Вместо С.К. Горюнова руководство ВВС 7-й армии принял бывший командующий АОН-2 Герой Советского Союза комдив С.П. Денисов.
Раймон Бернэ: За Россию и Францию
10 марта 2023
В мае 1917 года почти все французские газеты рассказывали о подвиге доблестного французского авиатора, су-лейтенанта Раймона Бернэ, героически погибшего на русском фронте, ценой своей жизни спасшего русский экипаж и награжденном орденом Св. Георгия.
Газетчики не скупились на эпитеты, описывая подробности подвига и пышных похорон героя, политики упоминали его в своих речах, о нем вели переписку генералы Жанен и Эверт, рассыпаясь в высокопарных выражениях о нерушимом союзе Франции и России. Что примечательно, о самом герое в этих статьях, кроме имени, не было написано ничего.
Вероятно, если бы Россия не пережила известные события и разделила бы победу со своими союзниками, то Раймон Бернэ превратился бы в символ нерушимого боевого братства двух народов, на манер летчиков полка «Нормандия-Неман». Но, история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и скромный офицер из глухой французской провинции, погибший в небе Белоруссии, накануне Февральской Революции, не превратился в бронзовый памятник, а был практически забыт и в России, и во Франции.
06 марта 2023
Не секрет, что начавшаяся война протекала совсем не по тому сценарию, на который рассчитывали в Москве и Ленинграде. К концу первой декады декабря стало понятно, что планы по быстрому взлому финской обороны потерпели фиаско, а Ленинградский военный округ самостоятельно с возложенной на него задачей не справляется. В ночь с 8 на 9 декабря Главный Военный Совет РККА издал директиву №001, согласно которой фронтовое управление ликвидировалось, а руководство 7-й, 8-й, 9-й и 14-й армиями, Балтийским и Северным флотами брала на себя Ставка Главного Командования Красной Армии. Новоиспеченная Ставка немедленно развила бурную деятельность, напрямую затронувшую состав и организацию ВВС действующей армии.
Побег красвоенлёта из колчаковского плена
04 марта 2023
Ещё в 1918 году перед молодой Советской властью встала проблема регулярной связи с Туркестаном. Центру было необходимо знать о положении на Туркестанском фронте, в Туркестане же была острая необходимость в военной технике и боеприпасах, а главное, в координации планов.
02 марта 2023
Основной ударной силой люфтваффе в Крыму зимой-весной 1944 года была штурмовая авиагруппа III./SG 3, летавшая на бомбардировщиках «Юнкерс» Ju 87D. Это подразделение особенно отличилось тем, что 6 октября 1943 года сумело потопить в Черном море лидер «Харьков», а также эсминцы «Способный» и «Беспощадный». Несмотря на это, опытный летный состав, правильная тактика и чаще всего качественное прикрытие долгое время позволяли старым пикировщикам избегать заметных потерь. Однако, везение не бесконечно, и 2 марта 1944 года, в один из последних дней активных действий немецкой авиации над Керченским полуостровом, советским истребителям удалось заметно потрепать «Штуки».
Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: Накануне войны
01 марта 2023
Вспыхнувшая зимой 1939–1940 гг. советско-финская война стала первой, где Советский Союз действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач. К участию в боевых действиях привлекались тринадцать управлений авиабригад, 58 авиаполков, а также не менее шестнадцати отдельных авиационных эскадрилий и авиаотрядов только ВВС РККА. Кроме того, в войне участвовали ВВС Краснознамённого Балтийского Флота в составе трёх управлений авиабригад, четырех авиаполков и пятнадцати отдельных эскадрилий, авиаотрядов и авиагрупп, ВВС Северного Флота в составе двух авиаполков и отдельной авиаэскадрильи, а также авиагруппы Гражданского Воздушного Флота, Главного Управления Северного Морского Пути, авиация погранвойск НКВД. Согласно докладу Наркома Обороны СССР К.Е. Ворошилова от 23 октября 1939 года, в составе ВВС РККА было 136 авиаполков, таким образом, в войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации Красной Армии.
Из жизни авианосцев: «Лэнгли», или первый блин
27 февраля 2023
Стоило британцам придумать авианосцы, как их заокеанские «кузены» тут же обратили внимание на этот последний писк военно-морской моды. В конце 1918 г., когда в составе британского флота имелось уже три таких корабля, американские адмиралы радостно заявили: «Тоже такое хотим! Тоже три. А лучше шесть! Ну, чтоб два раза не вставать, и вообще — мы Америка или где?».
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 7 часть. Итоги
26 февраля 2023
"Драконий" характер или когда первый блин не всегда комом
25 февраля 2023
Несмотря на многочисленные победные реляции пилотов 3-го истребительного авиакорпуса генерала Е.Я. Савицкого в боях над Крымом, реальные успехи «Яков» с изображением птичьего крыла на фюзеляже были в разы скромнее, а потери значительны. Однако в начале сражений за полуостров пилоты одной из дивизий корпуса проявили свой характер «Дракона» – именно такой позывной был у командира корпуса – и первый блин оказался совсем не комом.
Кровавая «Искра» генерала Кравченко
23 февраля 2023
23 февраля 1943 года в воздушном бою в районе посёлка Мга, что восточнее Ленинграда, погиб один из самых известных советских лётчиков довоенного периода — дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Григорий Пантелеевич Кравченко. После боёв в Китае, на Халхин-Голе и в Карелии его имя не сходило с первых страниц советских газет, но новая большая война оказалась для молодого генерала неудачной. Попробуем по документам восстановить подробности его последнего вылета.
Андрей Латкин. Бой с конвоем Rp.118Ki 11 мая 1944 года
19 февраля 2023
Из жизни авианосцев: «Хосё», или первый специальный
19 февраля 2023
Принято считать, что в начале XX в. японские адмиралы смотрели в рот исключительно своим главным учителям и союзникам из британского флота. Однако, когда те поначалу затупили с авиацией, японцы сразу же обратились к другим. Причём они не стали складывать все яйца в одну корзинку, а заказали аэропланы и обучение лётчиков сразу в двух самых передовых авиационных державах – США и Франции.
В результате к началу Первой Мировой у японского флота уже были обученные пилоты, гидропланы и даже гидроавиатранспорт для их доставки. По большому счёту заварушка в далёкой Европе японцев никаким боком не касалась, но мы великая держава или где?!! А ещё это давало возможность под шумок отжать немецкие владения в регионе – не бог весть что, но лишним не будет. Так что Японская империя бодро присоединилась к Антанте и уже в августе 1914 года приступила к захвату Циндао, главной базы ВМС Германии в Китае, где и состоялся вполне удачный дебют японской морской авиации.
Рабочий день «Киттихауков» - 29 сентября 1944 года
17 февраля 2023
Как известно в годы Великой Отечественной войны истребители «Киттихаук» ВВС СФ наносили удары по судоходству противника у берегов Норвегии.
Стоит напомнить, что к сентябрю 1944 года борьбой с мелкими судами противника целенаправленно занимался только один полк ВВС СФ, 78 ИАП, вооруженный самолетами «Киттихаук». Второй полк, 27 ИАП, занимавшийся выполнением подобных задач, в августе 1944 года был перевооружен с «Киттихауков» на «Аэрокобры» и специально подобной боевой работой больше не занимался. Несмотря на уменьшение задействованных в охоте на малые суда сил, сентябрь и октябрь 1944 года стали самыми результативными для «Киттихауков», в этот период были достигнуты наибольшие успехи в борьбе с надводными целями.
Поэтому авторы решили рассказать про один из рабочих дней «Киттихауков» 78 ИАП, 29 сентября 1944 года.
Безукоризненная победа...опоздавшая на 2 часа
15 февраля 2023
Иногда невнимательность и учёт не всех деталей в своих данных и в добытых сведениях противника приводили к неправильным выводам и к тому, что тем или иным военнослужащим ошибочно засчитывали успехи, которые на самом деле принадлежали другим. На основании некоторых, ставших доступными сейчас документов люфтваффе мы разберём один такой случай, который произошёл в феврале 1944 года над Керченским полуостровом.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 6 часть. Сталинградская битва
12 февраля 2023
Из жизни авианосцев: «Фьюриес», или многострадальный прародитель
11 февраля 2023
Руководство британского Королевского флота появление авиации можно сказать прощёлкало, хотя они были одними из первых, кому братья Райт пытались впарить своё детище. Но первой парой аэропланов ВМС «Владычицы морей» обзавелись лишь в 1911 году, уже после их боевого дебюта. А своей авиаслужбой разродились вообще за считанные недели до начала Первой мировой, которая всё радикально изменила.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 5 часть. Странная победа
07 февраля 2023
Жан Робинэ — неизвестный герой Великой войны
07 февраля 2023
В конце марта 1910 года в Ньор-Суше (Niort-Souché) прошла Авиационная неделя в присутствии Жака де Лессепса (Jacques de Lesseps), пионера французской авиации. За этим действом наблюдает еще никому неизвестный Жан-Фернан Робинэ, кареглазый парнишка в кепке козырьком назад, с хулиганской улыбкой и ямочками на щеках. Ему только исполнилось 20 лет, через полтора года он станет дипломированным пилотом, через три – одним из первых военных летчиков Франции, а через семь лет навсегда сложит крылья в далекой России...
Два капитана или жаркое лето в холодном краю
03 февраля 2023
Два опытных летчика-аса, советский и немецкий, летом 1941 года дважды сходились в воздушных боях в небе Заполярья. Оба были достойны победить, но выйти живым из этого противостояния суждено было только одному из них.
«Совместный удар штурмовиков и торпедоносцев дело взаимовыгодное...»
01 февраля 2023
Вечером 4 марта 1944 года младшим лейтенантом Батищевым из 118 РАП был обнаружен конвой в проливе Брейсунд. Пролет разведчика ПЕ-3 не остался не замеченным для противника, только его приняли за «Бостон»:
«В 14.43(по Берлину) (западный вход в Брейсунд) конвой замечен одним бостоном. Об этом дали оповещение по радио. Вооружение не применялось».
Из-за темного времени суток слежение за конвоем пришлось прервать. Но на следующее утро 118 РАП принял все меры к нахождению конвоя и его усилия увенчались успехом. В 8 ч 40 мин экипаж самолета-разведчика Пе-3 (пилот – капитан Р.М.Суровов) передал сообщение по радио: «Вижу конвой».
Гражданский воздушный флот на службе в армии
30 января 2023
Во время войны с Финляндией перед советским руководством остро встал вопрос снабжения действующей армии. Вместе с другими видами транспорта для его решения была привлечена и гражданская авиация.
Ещё до начала боевых действий Северное управление Гражданского воздушного флота (СУ ГВФ) сформировало 13-й отряд связи, который подчинили действовавшей в северном Приладожье 8-й армии. Кроме того, части ВВС использовали аэродромы и аэропорты ГВФ. Этого, однако, оказалось мало.
Андрей Латкин. Первый успех в борьбе с "Нарвским патрулем"
29 января 2023
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава седьмая
28 января 2023
7 марта погода над Выборгским заливом немного улучшилась и 4-й полк получил приказ продолжать бомбардировки советских войск на льду. На этот раз за эскадрильями закрепили зоны ответственности: LLv 42 и примкнувшие к ним немногочисленные исправные машины 44-й должны были действовать в западной части залива примерно до линии Виланиеми – полуостров Койвисто, а LLv 46 – в восточной, где перешли в наступление соединения советского 10-го стрелкового корпуса.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 4 часть. Тяжелое лето
25 января 2023
Приключения англичан в Заполярье: Операция "Оратор"
24 января 2023
30 июля 1941 года самолетами FAA (Fleet Air Arm – ВВС флота) была проведена операция по нанесению удара по портам Киркенес и Линахамари. В 1942 году, для усиления торпедоносной авиации в Заполярье, англичанами была проведена операция получившее наименование «Оратор».
После разгрома, учиненного немцами всем известному каравану PQ-17, англичане на некоторое время прекратили проводку конвоев до Мурманска и Архангельска. Кроме прочего, у них уже начиналась подготовка к высадке в Северной Африке, которая требовала очень много сил и средств. Однако, просьбы Советского Союза заставили британское командование задуматься о проводке еще одного конвоя, последнего из серии PQ и последнего до завершения операции «Торч».
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава шестая
22 января 2023
К началу весны 1940 года в результате достаточно больших потерь боевой состав 4-го авиаполка ВВС Финляндии вновь заметно сократился. Из двух десятков числившихся в строю к концу января бомбардировщиков на 1 марта осталось пять машин в LLv 44 и семь в LLv 46, из которых исправны были в общей сложности десять. Однако финские представители в Великобритании не сидели без дела и в феврале договорились о поставках еще дюжины «Бленхеймов», на этот раз снова «единичек».
Марк Бонье – воздушный пилигрим
20 января 2023
Утром 27 июля (9 августа) 1916 года на аэродроме авиационного завода Артура Анатра, рядом со Стрельбищным полем под Одессой производились испытания биплана «Анатра Анаде» - нового детища конструктора Элизэ Декана.
Первым в полет на новом аппарате отправился штатный летчик-испытатель завода подпоручик-француз Жан Робинэ. Он поднял самолет в воздух, за 20 минут набрав высоту в 2000 метров, заглушил мотор и плавно спланировал. Все было отлично: при умеренном ветре в 5,5 метров в секунду, аппарат был устойчив, мотор работал, как часы, и Жан передал эстафету другому пилоту — лейтенанту Марку Бонье: «Все в порядке, дружище! Принимай птичку!»
Все произошло слишком быстро, никто так и не понял, что же собственно произошло: почему такой первоклассный летчик, как Марк Бонье не справился с управлением? Была ли это техническая неисправность или ошибка пилотирования?
Ошибка флаг-штурмана: Паяла в огне
18 января 2023
14 января 1940 года в результате навигационной ошибки самолетами из группы дальних бомбардировщиков 14-й армии были сброшены бомбы на шведский остров Каллаксён. Спустя почти месяц история повторилась фактически один в один. 21 февраля 1940 года по возвращению с боевого задания экипажи ВВС 14-й армии отчитались об успешной бомбардировке города Рованиеми, однако уже на следующий день шведский посол в Москве Вильхельм Ассарссон (Per Vilhelm Gustaf Assarsson) заявил протест по поводу бомбардировки советскими самолетами шведской деревни Паяла (Pajala), расположенной на границе с Финляндией. В публицистической литературе и интернете довольно часто можно встретить версию, что оба этих случая – запланированная акция советского правительства, ставшая ответом на участие шведских добровольцев на стороне Финляндии. Обстоятельства, как оказалось, непреднамеренного удара по шведской территории, нанесенного 14 января, мы выяснили в прошлой публикации. Теперь же, опираясь на документы и исследования с обеих сторон, попробуем разобраться и со вторым случаем.
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава пятая
16 января 2023
Начало февраля 1940 года 44-я эскадрилья встретила имея в строю шесть исправных «Бленхеймов» I. Еще один бомбардировщик эскадрильи находился на севере, на вспомогательной площадке в районе Каяни, устроенной на льду озера Кулунталахти, откуда он действовал в интересах Северо-Финляндской группы. И этот «Бленхейм» изрядно потрепал нервы командованию ВВС советской 9-й армии, которое вообще крайне болезненно воспринимало любое появление финских двухмоторных бомбардировщиков над своими войсками или объектами. Между тем, до середины января на южном фланге армии советская авиация отсутствовала, что позволяло разведчикам действовать фактически в полигонных условиях. Ситуация начала меняться после того, как в середине января началось формирование Ребольской авиагруппы, в основе которой были бомбардировщики и истребители 80-го смешанного авиаполка. К 1 февраля на ледовом аэродроме возле Ребол уже находилось семнадцать СБ, пара Р-5, пятнадцать И-15бис и тринадцать И-16. Из последних боеспособными были восемь.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 3 часть
14 января 2023
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 3 часть.
«Рыцарский поединок» или самый тяжелый бой Германа Графа.
14 января 2023
Немецкий летчик-истребитель Герман Граф (Hermann Graf) стал первым в истории пилотом, заявившим более 200 побед в воздушных боях. В 1970 году были опубликованы мемуары Германа Графа, где в одной из глав он описал напряженный воздушный бой с неизвестным советским летчиком, который провел 14 октября 1941 года в районе Харькова. На основе советских и немецких источников попробуем восстановить события боя и установить пилота, мастерством которого восхищался Граф.
Из жизни авианосцев: Время первых
12 января 2023
14 ноября 1910 года самолет «Кёртисс D», пилотируемый Юджином Эли, стал первым в истории самолётом, взлетевшим с корабля. А 18 января 1911 г. всё тот же Юджин Эли успешно посадил аэроплан Кёртисса на крейсер. Так началась новая эра. Эра авианосцев и морской авиации.
Данной публикацией мы открываем цикл статей об авианосцах, в который войдут, как старые работы автора, так и новые.
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава четвертая
08 января 2023
Начало января 1940-го года вновь было отмечено плохой погодой. Активность 4-го свелась к минимуму, например, 4 января дислоцировавшийся в районе Каяни «Бленхейм» 44-й эскадрильи смог выполнить полет на разведку дороги, идущей на восток от Суомуссалми, где финская 9-я дивизия перешла в контрнаступление против советской 44-й стрелковой дивизии. Лишь 5 января погода более-менее наладилась и финское командование в преддверии начала очередного контрнаступления IV армейского корпуса решило не только доразведать район обороны советских 18-й и 168-й дивизий в Приладожье, но и обратить свое внимание на Кировскую железную дорогу.
Андрей Латкин. Самый удачный бой истребителей ВВС Северного флота
07 января 2023
«Второй фронт» в Заполярье: Операция Royal Navy
06 января 2023
С началом Великой Отечественной войны в лице Великобритании СССР приобрел весьма могущественного союзника. Несмотря на то, что англичане совсем не торопились открывать второй фронт, оказание помощи своему недавнему врагу они начали довольно скоро. Одним из самых первых фактов этого взаимодействия стала атака, произведенная 30 июля 1941 года самолетами FAA (Fleet Air Arm – ВВС флота) на норвежский порт Киркенес и финский Лиинахамари.
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава третья
29 декабря 2022
В начале второй половины декабря в полосе советской 8-й армии действовали главным образом «Бленхеймы» 44-й эскадрильи с аэродрома Йоройнен и присоединившееся к ним звено 46-й под командованием капитана Пипониуса. Именно ему выпала судьба провести первый воздушный бой «Бленхеймов» с советскими истребителями.
Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть вторая
26 декабря 2022
Атака на немецкий конвой Rp.110.Кi, предпринятая утром 17 марта 1944 года, для авиации ВВС Северного флота закончилась крайне трагично: истребителям противника и корабельным зенитчикам удалось сбить все четыре низковысотных торпедоносца «Бостон», две «Аэрокобры» и два истребителя Як-9, при этом урон противнику был незначительным. Несмотря на большие потери, готовился второй удар по конвою...
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 2 часть
24 декабря 2022
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава вторая
22 декабря 2022
Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть первая
20 декабря 2022
Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава первая.
16 декабря 2022
Декабрь 41-го: «Роковые ошибки» японцев в Пёрл-Харборе
12 декабря 2022
Ценные соображения о том, что японцы в Пёрл-Харбор бомбили совсем не то, что нужно, – с удручающим постоянством всплывают в любом обсуждении, посвящённом этой теме. И их авторов сложно в чём-то винить – они ведь не сами это придумали, а почерпнули из многочисленных статей и книг, написанных, в том числе, и вполне авторитетными людьми.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1942 году. 1 часть
10 декабря 2022
07 декабря 2022
«Лихтенштейны» и «Хоэнтвили» над Черным морем. Часть 2.
02 декабря 2022
«Лихтенштейны» и «Хоэнтвили» над Черным морем. Часть 1.
29 ноября 2022
На мирно спящих аэродромах: тихоокеанская трагедия в трех актах
23 ноября 2022
Максим Токарев. Последнее авианосное сражение в истории: "Бой у мыса Энганьо"
18 ноября 2022
Несостоявшиеся «соколы Куусинена»
16 ноября 2022
В далеком уже теперь 2001 году почивший ныне карельский журнал «Наблюдатель» в своем декабрьском выпуске разместил небольшую, на четыре страницы статью некоего А. Трубина «Карельский флаг на крыльях сталинских соколов». Статья-то была в целом про Финскую Народную Армию и лишь мимоходом затрагивала собственно ВВС, но в ней автор сообщил читателям, что «...в Карелии начали развёртывать авиасоединения ФНА... Под Петрозаводском появились самолёты со странными опознавательными знаками: красно-сине-зелёные круги...».
Мирослав Морозов. Великая Отечественная война на Черном море. Часть 5.
15 ноября 2022
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1941 году. 6 часть
14 ноября 2022
11 ноября 2022
Пожалуй, эта история военной поры началась после того, как 1 октября 1941 года жительницы небольшого населенного пункта Малая Оленья – Казакова и Белоусова, собирая ягоды, увидели с вершины одной из сопок лежащий на песке у самого морского побережья двухмоторный самолет. Черные кресты на крыльях и фашистская свастика на киле не оставляли сомнений в том, что это был вражеский самолет. Четкие следы на песке наводили на мысль, что экипаж совсем недавно его покинул...
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1941 году. 5 часть
06 ноября 2022
Михаил Тимин. Про книгу "Камуфляжи ВВС Красной армии 1941 год"
01 ноября 2022
Первый воздушный таран Великой Отечественной. Иван Иванов и другие летчики 46-го ИАП
31 октября 2022
Виталий Горбач и Михаил Тимин о фильме «В бой идут одни "старики"»
26 октября 2022
Максим Токарев. "Сражение в заливе Лейте". Часть 1
12 октября 2022
Как эрэсом сбить немецкого аса
11 октября 2022
В истории воздушных сражений Великой Отечественной войны известно множество непроверенных или должным образом неисследованных эпизодов, не только приобрётших широкую известность среди любителей военной истории, но и тиражируемых в специальной литературе. И напротив, реальные эпизоды, которые находят подтверждение в том числе в документах противника, практически не известны, а имена совершившие эти подвиги героев фактически преданы забвению. К подобным случаями относится и использование в воздушных боях советскими лётчиками-истребителями реактивных снарядов – знаменитых РС. Так несмотря на то, что в первый раз РС были успешно применены уже 22 июня 1941 года лётчиками 67-го истребительного авиационного полка, до сих пор в отечественной историографии этот боевой эпизод не описывался ни разу.
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1941 году. 4 часть
01 октября 2022
28 сентября 2022
26 сентября 2022
Виктор Севостьянов о профессии военного летчика и о музейном комплексе УГМК (Верхняя Пышма)
20 сентября 2022
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1941 году. 3 часть
17 сентября 2022
Последний бой Екатерины Зеленко
12 сентября 2022
05 сентября 2022
Хроника уничтоженной эскадрильи
02 сентября 2022
Опираясь на рапорты непосредственных участников события, в данной статье речь пойдет о разгроме 221-й истребительной эскадрильи КМП (корпуса морской пехоты) 4 июня 1942 года в самом начале сражения при Мидуэе.
Успешный дуэт авиации и артиллерии Балтийского флота. Удар по Мемелю 14 января 1945 года.
23 августа 2022
Мирослав Морозов. Великая Отечественная война на Черном море. Часть 2
18 августа 2022
Месть за героя или звездный час Анатолия Морозова
16 августа 2022
«Невозможная победа»: 12 мифов о сражении при Мидуэе
13 августа 2022
Виктор Талалихин: Иду на таран!
07 августа 2022
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года, заместитель командира эскадрильи младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин таранил немецкий бомбардировщик He111, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Обстоятельств этого подвига стали широко известны буквально на следующий день и в СССР их не то что не скрывали, скорее наоборот широко распространяли в средствах массовой информации того времени.
Несмотря на, казалось бы, исчерпывающие данные полученные в последние годы, благодаря находкам поисковых отрядов и работы исследователей с советскими архивными документами, у ряда специалистов и любителей истории, появились определенные сомнения в самом факте подвига...
Эскадрилья «Ультиматум»: от лорда Керзона до генерала Франко (Часть 2)
04 августа 2022
Цель – Токио: 10 мифов о «рейде Дулиттла»
01 августа 2022
Эскадрилья «Ультиматум»: от лорда Керзона до генерала Франко (Часть 1)
28 июля 2022
Максим Токарев. Цветок сакуры - реактивный камикадзе
25 июля 2022
«День бесчестия»: 10 мифов о Пёрл-Харборе
20 июля 2022
Хук слева от Люфтваффе или средиземноморский Пёрл-Харбор
16 июля 2022
Три боевых вылета младшего лейтенанта Пудова
11 июля 2022
25 ИЮНЯ. НАЛЁТЫ НА ФИНСКИЕ АЭРОДРОМЫ
25 июня 2022
Один из малоисследованных эпизодов начала Великой Отечественной войны это операция по уничтожению немецкой авиации на финских аэродромах, которую провели ВВС СФ, Краснознаменного балтийского и северного флотов, 25 июня 1941 года. В данной публикации будет рассмотрена боевая работа основных сил авиации Северного фронта и КБФ.
Блуждающие в облаках или кто бомбил Швецию
24 июня 2022
21 июня 2022
Александр Потемкин. Британские авиакомпании: от "краха доткомов" до прыжка в Индию
10 июня 2022
Первый, но далеко не последний…
31 мая 2022
Максим Токарев. Первый камикадзе
30 мая 2022
Звезда и смерть летчика Зверева
27 мая 2022
23 мая 2022
«Черная кошка» приносит успех (часть 2)
16 мая 2022
«Черная кошка» приносит успех (часть 1)
13 мая 2022
2 апреля 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Леонида Гальченко.
О боевых успехах этого выдающегося летчика-истребителя начали писать еще во время войны. Более того, еще до присвоения ему звания Героя Советского Союза – 6 июня 1942 года, о нем сняли короткометражный документальный фильм, что для первого годы войны являлось невероятно большой редкостью. Это свидетельствует о том, что командование ВВС Карельского фронта считало его самым достойнейшим летчиков из всех, воевавших в небе Заполярья и Карелии в тот непростой период войны.
Олег Киселев. В бой идут «кузнечики»
08 мая 2022
Мирослав Морозов о фильме «1941. Крылья над Берлином»
30 апреля 2022
В этот день 80 лет назад. Отличный выстрел
23 марта 2022
12 пуль в грудь генерала Бризена
09 марта 2022
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1941 году. Часть 2
21 февраля 2022
Геннадий Серов. Как воевали советские лётчики-истребители в 1941 году. Часть 1
07 февраля 2022
Андрей Латкин. Атака немецкого конвоя 11 октября 1944 года
05 февраля 2022
Андрей Латкин. Атака немецкого конвоя Rp.119.Ki 16 мая 1944 года
16 января 2022
Мирослав Морозов. Кинофильм «Торпедоносцы»
09 января 2022
Олег Киселев. ВВС Финляндии в «Зимней войне». Разведчики и бомбардировщики
23 декабря 2021
Андрей Латкин. Первый успех авиации северного флота в 1944 году
11 декабря 2021
Михаил Тимин и Станислав Сопов о фильме "Летчик"
08 декабря 2021
Олег Киселев. ВВС Финляндии в «Зимней войне»: истребители. Часть 4
06 октября 2021
Олег Киселев об информационной войне, «критерии Тимина» и завышении счетов немецких летчиков
19 сентября 2021
Станислав Сопов. "Память на скалах": экспедиция "Заполярье-2021"
17 сентября 2021
Олег Киселев о ВВС Финляндии в "Зимней войне". Истребители. Часть 3
05 сентября 2021
Олег Растренин. Штурмовая авиация после Великой Отечественной войны. Часть 4. Штурмовик Ту-91
10 августа 2021
Дмитрий Хазанов. Боевые действия авиации в Любанской операции
03 августа 2021
Олег Растренин. Штурмовая авиация после Великой Отечественной войны. Часть 3. Штурмовик Ил-40
02 августа 2021
Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3 / часть 6. Только большие пушки
28 июля 2021
Олег Растренин. Штурмовая авиация после Великой Отечественной войны. Часть 2. Штурмовик Ил-20
26 июля 2021
Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3 / часть 5. Только большие пушки
22 июля 2021
Олег Растренин. Штурмовая авиация после Великой Отечественной войны. Часть 1. От Ил-10 к Ил-16
19 июля 2021
Виталий Горбач: итоги Курской битвы. Часть 2
07 июля 2021
Виталий Горбач: итоги Курской битвы. Часть 1
06 июля 2021
Олег Киселев о ВВС Финляндии в "Зимней войне". Истребители. Часть 2
05 июля 2021
Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3 / часть 4. Только большие пушки
05 июля 2021
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Румянцев". Часть 5. Освобождение Харькова
30 июня 2021
Олег Киселев. ВВС Финляндии в "Зимней войне". Истребители. Часть 1
28 июня 2021
Вертикальный взлет. Судьба лётчика. Анатолий Сурцуков в рубрике - "Легенды армии"
17 июня 2021
Олег Киселев. Последний полет гауптмана Юнга или кто на самом деле сбил гитлеровского аса
10 июня 2021
Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3 / часть 3. Только большие пушки
08 июня 2021
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Румянцев". Часть 4. Бои продолжаются
01 июня 2021
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Румянцев". Часть 3. Контрудар
28 мая 2021
Главный секрет " ̶ку̶з̶н̶е̶ч̶и̶к̶а̶": как блогер врет про летчиков
23 мая 2021
Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3. Часть 2
20 мая 2021
Геннадий Серов. Совершенствование самолета ЛаГГ-3. Часть 1
17 мая 2021
Виталий Горбач о действиях авиации в операции на "Румянцев" (часть 2). "Прорыв"
14 мая 2021
Андрей Симонов. Михаил Девятаев: жизнь после побега из ада
12 мая 2021
Андрей Латкин. Топи их всех! Атаки самолетов ВВС КБФ немецких судов у косы Хель 11.04.45г.
11 мая 2021
Виталий Горбач. Авиация в операции "Румянцев". Часть.1. Подготовка
10 мая 2021
Геннадий Серов о боевом применении истребителей ЛаГГ-3 в 1941 году. Часть 4
30 апреля 2021
Геннадий Серов о боевом применении истребителей ЛаГГ-3 в 1941 году. Часть 3
26 апреля 2021
Михаил Мухин. Советский авиапром в годы Великой Отечественной войны
19 апреля 2021
Михаил Тимин. Бомбы для «Вользума»
04 апреля 2021
Олег Киселев об истории ВВС Финляндии 1918 -1939. Часть 3. На пути к «Зимней войне»"
31 марта 2021
Геннадий Серов о боевом применении истребителей ЛаГГ-3 в 1941 году. Часть 2
27 марта 2021
Геннадий Серов о боевом применении истребителей ЛаГГ-3 в 1941 году. Часть 1
25 марта 2021
Олег Киселев об истории военно-воздушных сил Финляндии 1918 -1939. Кузница асов. Часть 2.
16 марта 2021
Михаил Мухин про советский авиапром в 1939 - 1941 годах
12 марта 2021
Михаил Тимин. «Дубль» старшего лейтенанта Латенко
03 марта 2021
Олег Киселев об истории военно-воздушных сил Финляндии 1918 -1939. Кузница асов. Часть I
27 февраля 2021
Михаил Мухин про авиапромышленность СССР в тридцатые годы
20 февраля 2021
Михаил Мухин про авиапромышленность СССР в период гражданской войны и НЭП
09 февраля 2021
Михаил Мухин про авиационную промышленность Российской империи
28 января 2021
"Секрет кузнечика" Потапова. Почему Скай Артист "убил" Героя Советского Союза
15 января 2021
Михаил Тимин про феноменальный бомбовый удар лета 1941 года. "Страйк лейтенанта Субботина"
12 января 2021
Михаил Тимин. Воздушный бой ТБ-3 с "мессершмиттами" 30 июня 1941 года глазами Константина Симонова.
31 декабря 2020
Михаил Тимин. Неизвестный часовой тульского неба
26 ноября 2020
Темы Тимина: "Таран на встречном курсе!"
10 ноября 2020
Станислав Сопов: в память о летчике Евгении Качевском, отомстившем за Бориса Сафонова
29 октября 2020
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Кутузов". Часть 4
17 сентября 2020
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Кутузов". Часть 3
08 сентября 2020
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Кутузов" (2 часть)
02 сентября 2020
Виталий Горбач о действиях авиации в операции "Кутузов"
20 августа 2020
Виталий Горбач об авиации в Курской битве. Часть 4: оборона южного фаса (продолжение)
22 июля 2020
Виталий Горбач об авиации в Курской битве. Часть 3: оборона южного фаса
21 июля 2020
Виталий Горбач об авиации в Курской битве. 2 Часть. Оборона северного фаса
09 июля 2020
Виталий Горбач об авиации в Курской битве. 1 Часть. Подготовка сторон
02 июля 2020
Михаил Тимин. Сражение в воздухе 22 июня 1941 года
22 июня 2020
Михаил Тимин: аэродромы у границы и учебно-боевая подготовка ВВС КА
18 июня 2020
Михаил Тимин о проблемах учета потерь самолетов
11 июня 2020
Михаил Тимин отвечает на вопросы об авиации
28 мая 2020
Михаил Тимин. Советская авиация накануне и в ходе Великой Отечественной войны
16 мая 2020
Геннадий Павлович Серов рассказывает о создании новых советских истребителей в 1941 году
27 апреля 2020
Геннадий Серов рассказывает о создании новых советских истребителей в 1941 году.
14 апреля 2020
Олег Растренин о том, как вместо заказанного штурмовика Ил-2М, ВВС Красной Армии получили Ил-10
31 марта 2020
Олег Растренин о штурмовиках, необходимых ВВС РККА как воздух, как хлеб
06 февраля 2020
Андрей Латкин: торпедоносцы и другие самолеты ВВС СФ против немецкого конвоя Rp.120.Ki
03 января 2020
Михаил Тимин. Запись прямого эфира 18 декабря 2019 года
18 декабря 2019
Олег Растренин про легендарный штурмовик Ил-2: конец истории
12 декабря 2019
Михаил Тимин рассказывает о книге "Воздушное сражение за Сталинскую Прибалтику"
12 ноября 2019
Артем Драбкин и Михаил Тимин: "Литвяк". Какой фильм нам нужен?
16 октября 2019
Олег Растренин о становлении штурмовой авиации
08 мая 2019
Геннадий Серов о создании элитных частей ВВС КА и развитии тактики свободной охоты. Часть 2.
06 мая 2019
Геннадий Серов о создании элитных частей ВВС КА и развитии тактики свободной охоты. Часть 1.
18 апреля 2019
Геннадий Серов о создании советских истребителей в 1938–1941 годах. Часть 2
26 марта 2019
Геннадий Серов о создании советских истребителей в 1938 – 1941 годах. Часть.1
28 февраля 2019
Олег Растренин о совершенствовании штурмовика Ил-2: от "Летающего танка" к "Черной смерти"
30 октября 2018
Олег Растренин про создание "Летающего танка" Ил-2
27 сентября 2018
Илья Прокофьев о восстановлении самолета Пе-2 и новостях поискового движения
19 апреля 2018
Разбор книги Марка Солонина "25 июня. Глупость или агрессия"
05 марта 2018