12 пуль в грудь генерала Бризена

09 марта 2022

Михаил Тимин

2

2898

12 пуль в грудь генерала Бризена

Самой тяжелой потерей высшего немецкого командного состава от воздействия авиации, несомненно является тяжёлое ранение 17 июля 1944 года в результате штурмовки самолетами союзников кавалера рыцарского креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами, командующего группой армий В генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. ВВС Красной армии действовали не так эффективно, как ВВС союзников, однако ситуации, когда на советско-германском фронте, в результате атак советских самолетов гибли или получали ранения генералы Вермахта, также были не исключением. Сегодня, рассказ про гибель в результате атаки советских самолетов первого и самого высокопоставленного генерала Вермахта на восточном фронте в 1941 году.

В конце второй декады ноября 1941 года обстановка на всем протяжении советско-германского фронта, была крайне напряженной для Красной армии, немцы начали наступление не только на Москву, но и на севере где противник захватил Тихвин, и на Юге, где к 16 ноября был оккупирован Крым, а соединения 1-й танковой группы подошли к Ростову-на-Дону. Наступавшие на Донбассе соединения 17-й армии группы армий Юг, медленно продвигалась на восток. На левом крыле полки 257-я пехотной дивизии подошли к городу Изюм и пытались переправится через р.Северский Донец, однако решительного результата добиться не удавалось. По этой причине, в первой половине дня 20 ноября в дивизию выехал лично командир 52-го армейского корпуса генерал пехоты Курт фон Бризен (Kurt von Briesen), но этот вояж на передовую, стал для него последним. 

Командир 52-го армейского корпуса генерал пехоты Курт фон Бризен.

Вот как в своей работе описывают гибель генерала известные отечественные исследователи А.Заблотский и Р.Ларинцев:

«Около полудня генерал выехал в Малую Камышеваху, чтобы поставить задачу подчиненным ему частям на овладение городом Изюм. В этот момент над дорогой появилась пара советских самолетов. Летчики атаковали очень грамотно, планируя с работающими на малом газу двигателями. Огонь по цели был открыт с высоты не более 50 метров. Сидевшие в генеральском автомобиле немцы обнаружили опасность только по реву вновь заработавших на полную мощность моторов и свисту пролетающих пуль. Два сопровождавших генерала офицера успели выпрыгнуть из машины, один из них был ранен. Шофер остался вообще невредимым. Зато фон Бризен получил целых двенадцать пулевых ранений в грудь, от чего скончался на месте…»
В 2014 году, когда была написана эта работа, уважаемым авторам не удалось установить советских летчиков, так удачно атаковавших автомобиль генерала Бризена, попробуем это сделать спустя семь лет.

В состав 6-й советской армии, оборонявшей в том числе и Изюм, входили ВВС, состоявшие на 20.11.41г., из 44-й и 64-й авиационных дивизий. 44-я АД объединяла 23-й и 92-й ИАП, а 64-я 43-й БАП и 181-й ИАП. Все эти истребительные полки были вновь сформированными частями летом – в начале осени 1941 года, а 43-й БАП после летних боев прошел переформирование. 23-й и 181-й ИАП были вооружены истребителями ЛаГГ-3 выпуска завода №31, 92-й ИАП старенькими И-153, а 43-й БАП был укомплектован ближними бомбардировщиками Су-2, все полки имели примерно по десятку исправных машин, и представляли собой довольно слабые боевые единицы. Части базировались довольно далеко от места события, около 120 км восточнее Изюм, на аэродромах в районе Старобельска. Однако следует иметь ввиду, что район Изюма был второстепенным направление, и основные события разворачивались в районе Лисичанска – Луганск, на который в основном и были ориентированы основные силы ВВС армии.

Схема боевых действий ВВС 6-й армии за 20.11.1941 г

Из доступных в данный момент всем исследователям документов, в том числе имеется и схема боевых действий ВВС 6-й армии за 20.11.1941г., с 7:00 до 18:00, которая выложена на интернет ресурсе Память народа. Схема ценна тем, что по сути является выжимкой их оперативных документов частей ВВС армии, и содержит краткую информацию о всех боевых вылетах частей армии за этот день. В частности, есть на схеме и упоминания о действиях советских самолетов в районе южнее Изюма, где был атакован автомобиль генерала Бризена. Практически единственный вылет, который совпадает по месту и времени с атакой автомобиля генерала, это вылет пары ЛаГГ-3 23-го ИАП с 12:25 до 13:50. Уточнить эти данные можно с помощью оперативной сводки штаба 44-й АД №0257 от 20.11.41 г.:

1. 44 ИАД в период 9.00-18.00 20.11.41 вела разведку войск и переправ в районе Балаклея, Мечебелова, Барвенково, Маяки, бомбардировочными и штурмовыми действиями уничтожала войска противника в Залиман, Золотаревка, Червоный шахтер, и патрулированием в воздухе прикрывала КК в полосе Шахта, Иванодарьевка, Верхнее Триполье.

Всего проведено 39 самолето-вылетов, из них: на разведку – 8, на штурмовку – 13, на патрулирование – 18. Общий налет 29 часов. Израсходовано: бомб – ФАБ-50 – 16, АО-25 – 22, ЗАБ-50 – 6, ШВАК – 59, БС – 20, ШКАС – 13645.

Уничтожено: солдат и офицеров – 105, подвод с лошадьми – 30, разрушено 3 дома и сожжено 5 домов, где укрывались войска противника. Выведено из строя одно орудие и одна автомашина.

2. 23 ИАП в тот же период произвел 25 с/в, из них: на разведку – 7, на патрулирование – 18. Налет 18 часов. Израсходовано: ШВАК – 59, БС – 20, ШКАС – 345…

12:25 – 13:50 2 ЛаГГ-3 провели разведку района Балаклея, Лозовенька, Мечебиловка, Каменка. Задание выполнено. У Заводской разведчики расстреляли 5 солдат, 1 лошадь и одну крытую автомашину…»

Остальные вылеты 23-го ИАП в указанный период, это вылеты на патрулирование, без столкновения с противником и неудачный вылет парой ЛаГГ-3 на разведку, из которого самолеты вернулись, не выполнив задание, из-за отказа матчасти. Еще семь вылетов И-153 выполнил 92-й ИАП, двумя группами в 12:40 – 13:25 пятеркой и парой в 12:45 – 13:38 штурмовали и бомбили войска противника на дороге Серебрянка – Золотарево и в н.п.Залиман.»
Ну и еще более точные данные про место атаки, можно взять из документов полка, а именно их журнала боевых действий:

«В 12:25 – 13:50 два самолета мл.л-т Волынкин и лейтенант Масленников в р-н Каменка, Грушеваха, Новосёловка, Лозовенька, Гусаровка, Балаклея и по реке Сев.Донец. Задание выполнено. Во время разведки атаковали 2 атаками солдат, наводивших переправу у Заводской. Уничтожено 1 лошадь и до 5 солдат. По дороге от Петрополье на Камышеваху атаковали 1 автомашину крытую – сожгли (зачеркнута фраза: после атаки автомашина встала(неразборчиво) и задымилась…)»

Район атаки автомобиля генерала Бризена около 13:30 – 13:40 20.11.1941г. Звездочка 1 – район атаки солдат у переправы, звездочки 2 – предполагаемые участки дороги, где был атакован автомобиль.

Собственно, в ЖБД 23-го ИАП мы уточнили не только район атаки автомобиля, но и фамилии пилотов, которые сидели в кабинах ЛаГГов. После короткого поиска, личности обоих летчиков, довольно легко устанавливаются, это: Михаил Васильевич Волынкин и Василий Васильевич Масленников.


Михаил Васильевич Волынкин
Василий Васильевич Масленников.

Судя по описанию, а также представления к награждению М.В.Волынкина, несмотря на то, что он был младше по званию, ведущим пары был именно он. В представлении к награждению указано, что Михаил Васильевич участвовал в боях с 22 июня 1941 года, в составе 17-го ИАП, и до вывода на переформирование успел выполнить 17 боевых вылетов и заявить победу над самолетом противника, кроме того с 9 сентября по 1 ноября он выполнил еще 38 боевых вылетов, был сбит, ранен. В конце сентября, за боевые заслуги, в первую очередь за 18 на разведку, он был награжден орденом Боевого Красного знамени. Лейтенант В.В.Масленников, судя по его наградным, на фронте оказался уже в составе вновьформированного 23-го ИАП с сентября 1941-го года, и очевидно был менее опытным бойцом, поэтому и летел ведомым. Исходя из этого можно предположить, что именно ведущий, опытный разведчик Михаил Волынкин, стрелял в немецкий штабной автомобиль, и попал 12 пулями в генерала Курта фон Бризена. Хотя конечно, это всего лишь предположение, попасть вполне мог и ведомый Василий Масленников, который был опытным летчиком, и служил в ВВС с 1935 года.


Личный состав 23-го ИАП у истребителя ЛаГГ-3.

Личный состав 23-го ИАП у истребителя ЛаГГ-3.

Истребитель ЛаГГ-3 23-го ИАП.


23-й ИАП получил самолеты ЛаГГ-3 ранних серий, это заметно по отсутствию храповика.
Очень жаль, что командование полка и дивизии, не могло знать, как отличились разведчики, в противном случае, наверняка они получили высокие награды, однако следует отметить, что и Волынкин, и Масленников, не были обделены, и регулярно награждались. Волынки, кроме ордена Боевого Красного Знамени, впоследствии получил ордена Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени. Василий Масленников был вполне заслуженно награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени, закончил войну, командиром эскадрильи 148-го ИАП ПВО. К сожалению штурман 347-го ИАП Михаил Васильевич Волынкин, не дожил до победы, он погиб в воздушном бою 25 октября 1943 года.

Ну а для семьи фон Бризен, Россия стала местом смерти, не одного, а двух генералов, отец погибшего Курта фон Бризена, Альфред фон Бризена, генерал-пехоты командир 49-й резервной дивизии 25-го резервного корпуса нашел свою смерть 30 октября (12 ноября) 1914 года в бою за Влоцлавек.


Источники:

1. А.Заблотский и Р.Ларинцев "Чертова дюжина" Потери генералов вермахта на советско-германском фронте в 1941 г.

2. ЦАМО, фонд 44 ИАД, оп.1, д.2, л.88-89.

3. ЦАМО, фонд 23 ИАП.

4. ОБД Мемориал, Память народа, Подвиг народа.


Комментарии
Олег Киселев
20.04.2022 20:42:08
А где великолепная статья моего любимого автора Олега Николаевича Киселева, лучшего историка всех времен и народов?  
Олег Киселев > Олег Киселев
20.04.2022 20:42:37
Да, я тоже очень люблю этого мудрого человека!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.