17 июня 2024
7522
Данное исследование, проведенное на материалах российских и немецких архивов, освещает в первую очередь действия советских ВВС против корабельной группы тяжелого крейсера «Admiral Scheer». Описывая события 23 ноября 1944 года, авторы уделяют достаточно места описанию, как атакам кораблей, так и воздушным боям. Уточнены повреждения немецких кораблей, заявки и реальные потери в воздушных боях.
Тяжелый крейсер «Admiral Scheer» с 22 ноября 1944 года вел огневую поддержку германских войск в районе Сворбе (Моонзундские острова). В первый день ему фактически смогли противодействовать только советские береговые батареи. Но на следующий день в следствии улучшения погоды ему смогли противодействовать и ВВС КБФ. Произошел один из известных воздушно-морских боев в Великой Отечественной войне.
После достаточно успешного вчерашнего дня, экипаж «Admiral Scheer» рвался продолжить операцию. И утро началось по плану. Около 7 ч (5 ч по Берлину) миноносцы (Т-5, Т-9, Т-13, Т-16) присоединились к тяжелому крейсеру.
В 9 ч 10 мин (7 ч 10 мин по Берлину) отряд немецких кораблей вышел на огневые позиции и тут же был обстрелян, как и вчера, советской армейской батареей. Но это была не основная проблема, которая заботила возглавлявшего немецкие корабли адмирала Тиле. Куда больше его беспокоило успокоившееся море и улучшавшаяся видимость. Это означало что его корабли, скорее всего, атакует советская авиация. Адмирал в своих размышлениях дошел до того, что, если не будет истребительного прикрытия, возможно, придется прекратить огонь по берегу и уходить на запад.
Прямо скажем, адмирал в своих ожиданиях не ошибся. Еще в 9 ч его корабли были обнаружены самолетами – разведчиками 12-го ИАП. Это была пара Як-7Б (ведущий – капитан М.И.Пивоваров). В документах 35-го ШАП записано, что они доложили об обнаружении одного миноносца, двух сторожевых кораблей и одного тральщика. В свою очередь в документах миноносцев записано, что они наблюдали эти самолеты-разведчики.
В 9 ч 20 мин «Admiral Scheer» начал выполнять заявки сухопутных войск. Ему сразу пришлось отвлечь средний калибр (150 мм орудия) на борьбу с советскими батареями (как армейскими, так и БП-273), которые немедленно вступили в бой и добились накрытий по всем кораблям. Периодически и на разные периоды времени советские артиллеристы прекращали стрелять, но затем всегда возобновляли обстрел. Средний калибр то сражался с ними, то помогали главному калибру. Из-за улучшения погоды береговые корректировщики хорошо видели цели, и постоянно передавали данные о целях для стрельбы. По их мнению, на протяжении всего дня она была отличной.
Тем временем в 9 ч 30 мин стартовали 4 Ил-2 35-го ШАП (ведущий - старший лейтенант А.И.Пилясов) под прикрытием 2 Як-1 12-го ИАП (ведущий - старший лейтенант В.А.Поскряков). В документах 9-й ШАД указана задача группы:
«…вылететь, без данных разведки, для БШУ по кораблям пр-ка в районе п/о Церель».
Через 10 минут, в 9 ч 40 мин, командир 9-й ШАД поднял вторую пару разведчиков. Это были два Як-9 15-го ОРАП (ведущий - старший лейтенант А.Г.Скороходов).
Тем временем адмирал Тиле озаботился проблемами навигации, поскольку у берега Сворбе было много мелей: Т-16 получил приказ поставить на самом опасном месте ялик, а еще две позиции обозначить буями. Но выяснилось, что ялик с Т-16 имеет течь, поэтому для выполнения задачи отправили Т-13.
Как раз тогда, когда Т-13 отправился выполнять приказ, в 10 ч 10 мин, в атаку на немецкие корабли пошли штурмовики старшего лейтенанта А.И.Пилясова. С тяжелого крейсера их атака выглядела так:
«08.10 Воздушная тревога, 4 самолета на 70 град.
08.12 самолеты летят к кораблю. Я поворачиваю на левый борт и увеличиваю скорость до 24 узлов
08.14 Поворачиваем на прежний курс для продолжения стрельбы. Самолеты атаковали миноносец, находившийся в охранении по левому борту. На него были сброшены бомбы, и он был обстрелян пушечно-пулеметным огнем».
Документы 2 флотилии миноносцев описывают это событие так:
«08.05 Воздушная тревога. Много Ил-2 с истребительным прикрытием атакуют Т-13 и Т-16 бомбами и пушечно-пулеметным огнем. Бомбы взрываются близко к Т-13. Вражеские самолеты улетают на юг».
Но в немецких документах тоже бывают ошибки. Миноносец Т-13 отделался сравнительно легко, его инженер-механик записал в своих документах, что единственным последствием атаки стало срабатывание защиты генератора на корабле.
А вот что записано в KTB миноносца Т-16:
«08.10 Воздушная тревога! Четыре истребителя-бомбардировщика летят на Т-16, пушечно-пулеметный огонь и сброс бомб. Поворотом руля уклоняемся от четырех сброшенных бомб. Они падают по правому борту, по носу корабля в 40 метрах.
08.12 доклад о течи. Как выяснилось, вода проникает через три пробоины сразу над ватерлинией в отсеках VIII и IX. Пробоины быстро заделаны аварийной партией.
У 4-см «бофорса» отказ через несколько выстрелов. Устранить не смогли, пушка вышла из строя».
Однако некоторые проблемы Т-16 проявились не сразу. Из документов инженера – механика корабля:
«После бомбежки в 08.13 начались сильные потери питательной воды в машине №2. Причины сначала не нашли».
В дальнейшем это создаст экипажу корабля некоторые проблемы.
Можно констатировать, что больших повреждений немецкие корабли не получили. В оперативной сводке № 656 штаба ВВС КБФ от 23 ноября 1944 года (далее ОС №656) этой группе штурмовиков было засчитано предположительное потопление одно сторожевого корабля. Стоит отметить, что про крейсер, судя по документам 9-й ШАД и 35-го ШАП, ведущий группы не доложил. В документах 35-го ШАП цель атаки записана как один эсминец и пять сторожевых кораблей, в документах 9-й ШАД как три миноносца и пять сторожевых кораблей.
А вот на отходе нашу ударную группу ждали серьезные проблемы. Хотя с немецких кораблей их и не наблюдали, но в данном районе находились истребители из состава 4-го и 5-го штаффелей 54-й истребительной эскадры. Они атаковали отходящие после атаки штурмовики, заявив две победы над Ил-2 в 10 ч 16 мин и 10 ч 20 мин. К сожалению, немецкие истребители не ошиблись, из боевого вылета не вернулось два штурмовика.
По советским документам немецких истребителей было четыре. Два связали боем истребители сопровождения, еще двое атаковали штурмовики.
В аварийных актах обеих погибших самолетов записано одно и то же:
«При выходе из атаки Н=450 мт были атакованы сзади 4 ФВ-190, в результате самолет загорелся и упал в воду в р-не цели. Самолет затонул, экипаж погиб».Оба экипажа погибли. В экипаж штурмовика бортовой номер №63 входил пилот – старший сержант Василий Яковлевич Юдкин, успевший до гибели совершить три боевых вылета и воздушный стрелок старший краснофлотец Борис Давидович Френкель, для которого его 55-й боевой вылет стал последним.
Второй погибший экипаж на штурмовике бортовой номер №53 состоял из пилота – младшего лейтенанта Ивана Федоровича Ризаева, для которого это вылет был 17-ым и воздушного стрелка – младшего сержанта Евгения Михайловича Маралина, у которого этот вылет был третьим…
Во всех документах указывается, что воздушный стрелок старший краснофлотец Б.Д.Френкель перед гибелью сумел сбить один ФВ-190, который загорелся и упал в воду. В ОС №656 сбитый ФВ-190 был засчитан, как групповая победа обоим погибшим стрелкам штурмовиков.
Еще одну победу над ФВ-190 в этом бою засчитали в ОС №656 ведущему пары Як-7Б из 12-го ИАП старшему лейтенанту В.А.Поскрякову. Но немецкие истребители повредили его самолет, в результате чего ему пришлось садиться на передовом аэродроме Кагул.
По немецким документам, с большой вероятностью, это бой стал последним для FW-190А-8, который пилотировал лейтенант Карл Талер (Karl Thaler) из 5./JG54. На его счету было 27 воздушных побед, он был награжден железными крестами 1 и 2-ой степени. В ряде документов он числится в 7-м штаффеле, но фактически был в 5-ом.
Уцелевшие советские штурмовики и истребители произвели посадку в 11 ч.
Тем временем немецкие моряки обстреляли свои ФВ-190, выскочившие над кораблями, а затем радостно наблюдали как последние якобы отразили атаку на корабли 2 Боевой группы. Фактически они наблюдали атаку шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий - гвардии старший лейтенант В.И.Орлов) под прикрытием четырех ЛаГГ-3 11-го ИАП (ведущий - старший лейтенант А.А.Браславский). Эти самолеты в 10 ч 40 мин 10-12 км южнее мыса Свальферот атаковали большие тральщики 3-й флотилии (М-15, М-204, М-328) которые поддерживали малые тральщики 31-й флотилии (М-3154, -3112, -3138, -3145, 3146, -3158). По донесению немцев бомбы легли вблизи кораблей. В итоге повреждения получили все три больших тральщика, в их экипажах было восемь раненых.
В результате М-15 и М-328 сначала решили проводить М-204 до Лизерорта, а потом сделали вывод, что их повреждения достаточно велики, и совсем ушли с позиции. Потерь советские штурмовики не имели, по документам 7 ГШАП немецкие истребители с наших самолетов наблюдали, но они почему-то не атаковали. Командир группы абсолютно справедливо претендовал на повреждение сторожевого корабля, но в ОС №656 ему засчитали потопление 1 СКР. Все самолеты данной произвели посадку в 11 ч 30 мин. Вернувшись, ведущий штурмовиков доложил, что он наблюдал крейсер ведущий огонь по берегу западней полуострова Церель.
Тем временем немцы разглядели над 2-й Боевой группой гидросамолет Bv-138, хотели с ним установить связь, однако не вышло. Счастье было недолгим: группу, согласно немецким документам, внезапно атаковали штурмовики.
Из документов «Admiral Scheer»:
«09.07 Воздушная тревога, курс 330 град., 24 уз. Сброс бомб вблизи корабля, сильные сотрясения на корме. Ничего из строя не вышло.По советским документам в 11 ч 15 мин немцев атаковали 6 Ил-2 7-го ГШАП (ведущий - гвардии старший лейтенант Н.С.Иванченко) под прикрытием 4 ЛаГГ-3 11-го ИАП (ведущий - старший лейтенант П.И.Ключко). Они взлетели в 10 ч 23 мин с задачей атаковать немецкие корабли, которыми фактически были тральщики 3-й флотилии, но ведущий решил атаковать 2-ю Боевую группу. При этом в документах 7-го ГШАП и 9-й ШАД в качестве целей атаки этой группы фигурируют миноносцы, сторожевые корабли и сторожевые катера.
09.14 21 уз.
Во время этого налета 8 самолетов атаковали бомбами. Разрывы ложились в кильватере и в 100 м по траверсу от кормы
09.16 Воздушная тревога окончена».
Помимо крейсера целью атаки стали два миноносца. Из KTB миноносца Т-5:
«09.10 4 Ил-2 и 2 «бостона» атакуют нас. Они сбросили бомбы и обстреляли пушечно-пулеметным огнем. По правому борту упали 16 бомб. Еще 8 упали по правому борту впереди корабля. Из-за высокой скорости (27 уз.) бомбы с воздействием по типу донных мин взорвались только на уровне винтов, в 20-30 м. Потерь в экипаже и вооружении нет. Вышел из строя трансформатор переменного тока. Нет резерва для приборов управления».
Вторым атакованным кораблем был миноносец Т-9. Вот что записано в его KTB:
«09.00-09.17 воздушная тревога. Отряд идет на север. 6 Ил-2 атакуют с севера с истребительным прикрытием. При плотной облачности и средней высоте облаков, летящие самолеты обнаруживаются очень поздно. Два самолета атакуют корабль, который теперь идет первым, с помощью пушечно-пулеметного огня, затем сбрасывают бомбы. Я поворачиваю на полном ходу на левый борт. Бомбы взрываются в 30-150 м впереди по правому борту, действуя как мины. Потерь и повреждений нет».Немецкие истребители в данном случае никто не видел, потерь в группе штурмовиков не было, все самолеты благополучно сели в 12 часов. Командир группы претендовал на повреждение сторожевого корабля, в ОС №656 ему такой результат засчитали, так что его донесение с натяжкой можно признать правдой.
Судя по всему, к этому времени, самолеты-разведчики 15-го ОРАП сумели наконец разобраться, что за немецкие корабли находятся у Сворбе.
Во всяком случае, на их донесение командир 9-й ШАД среагировал молниеносно. В 10 ч 06 мин он отдал приказ:
«Командиру 1 АЭ 51 МТАП самолетами А-20-Ж, командиру 2 АЭ 12 ГПБАП 9 самолетами Пе-2 нанести бомбовый удар по группе кораблей противника в составе 1 КР, 3 ММ что 90 кабельтовых западнее (Авт.-неразбрчиво), с задачей уничтожить крейсер противника ведущий артобстрел правого фланга наших войск на полуострове Церель. Время удара 11.25. Группа А-20-Ж идет сзади на видимости самолетов Пе-2 и наносит удар топмачтовым методом, с-ты Пе-2 удар наносят с пикирования. Командиру 12 ИАКП прикрыть действия самолетов А-20-Ж 4 истребителями Як-7б, действия самолетов Пе-2 8 самолетами Як-7. Вылет в 11.00».Это было правильное решение, но почему удар топмачтовиков «Бостон» и пикировщиков Пе-2 никак не обеспечивался ударами штурмовиков, остается тайной. Лишь в 11 часов командир 35-й ШАП получил приказ атаковать немецкий крейсер, а командир 7-го ГШАП вообще в 14 ч 16 мин. Причем все это время командир 9 ШАД приказывал полкам штурмовиков наносить удары по немецким кораблям (сторожевикам и БДБ) в Ирбенском проливе…
Но, как бы то ни было, для атаки немецкого крейсера вылетели две ударные группы. Первыми в 11 ч 12 мин стартовали девять Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий – гвардии капитан К.С.Усенко) под прикрытием восьми «Яков» (4 Як-1Ф, 3 Як-9, 1 Як-7б) 12-го ИАП (ведущий - майор М.Г.Клименко).
Один Пе-2 бортовой №14, пилот - гвардии лейтенант А.И.Крупнов, с задания возвратился, посадку произвел с бомбами на своем аэродроме. Причина возвращения – сгорел электромотор шасси.
За ними в 11ч 21 мин стартовали три А-20-Ж 51-го МТАП (ведущий - капитан И.Д.Тимофеев) с прикрытием из четырех Як-9 12-го ИАП (ведущий - старший лейтенант Л.Н.Ручкин).
Через 40 минут ударные группы дошли до цели. В 12 ч крейсер атаковали пикирующие бомбардировщики. За ними через 5 минут, в 12 ч 05 мин, вышли в атаку «Бостон». Вот как выглядела атака по документам полков.
В боевом донесении 12-го ГПБАП сказано:
В ОС №656 про результаты атаки было записано следующее:«В 12.00, с Нвв-3000 м, Нбр -2200 м, БК -80град, заходов -1, 8 Пе-2 с пикирования произвели бомбоудар по тяжелому крейсеру противника -ЛЮЦЕВ 8-10 км на запад от маяка СВАЛЬФЕРОТ.
Сброшено 15 ФАБ-250, 16 ФАБ-100.
По докладу экипажей самолетов Пе-2, истребителей прикрытия и дешифрованию фотоснимков – одно прямое попадание одной ФАБ-100 в кормовую часть крейсера, разрывы остальных бомб в радиусе 50-100 м.
Противник оказал противодействие с кораблей огнем ЗА.
Повреждений нет. ИА противника самолетам Пе-2 не противодействовала».
«Летчики истребителей прикрытия наблюдали попадание одной бомбы в КР, который замедлил ход до малого».
Из боевого донесения 51 МТАП:
«В 12.05 в точке Ш=57град 55 мин Д=21град 50 мин экипажи обнаружили корабли противника в составе: 1 крейсера и 2 ММ. Курс 30град, Ход 30 узлов. Ведущий капитан ТИМОФЕЕВ в паре с ведомым младшим лейтенантом Шкляревским атаковал миноносец топмачтовым способом, бомбы легли с недолетом от цели 50 метров. Атака неуспешна.
Один А-20-ДО летчик младший лейтенант КАТЕКИН в то же время атаковал второй миноносец противника.
Элемент атаки: БК-140град, V-480 км/ч Д=250-300 м Н-30м КУ-80град л/б
Результат удара: Экипаж наблюдал прямое попадание бомб: ФАБ-500 и ФАБ-250 в среднюю часть миноносца. После атаки экипажи всех самолетов наблюдали большой силы взрыв на миноносце и его полное погружение.
Противодействие: над целью экипажи обстреляны сильным огнем ЗА и автоматов атакованы истребителями противника 4 ФВ-190. 4 Як-9 вступили в бой и по наблюдению экипажей топмачтовиков сбили 5 самолетов противника». В ОС №656 про результаты атаки было записано следующее: «1 А-20-Ж (летчик – лейтенант Катекин) прямым попаданием 1 ФАБ-500 в М (Авт.-миноносец) вызван сильный взрыв в носовой части. М (Авт.-миноносец) предположительно потоплен».
Из KTB крейсера «Admiral Scheer»:
«09.58 Воздушная тревога. 6 самолетов подлетают на 90 град., высота 30.
09.59 самолеты в зоне сброса бомб. Я резко поворачиваю на левый борт. Во время поворота мне докладывают, что самолеты улетают на 270 град.
Поэтому в 10.00 я поворачиваю на старый курс, и получаю доклад о самолетах с кормы.
10.01 Сброс бомб с левого борта по траверсу и далее к носу. Доклад акустиков: шумы торпед по КУ 215 град.
10.02 бомбы ложатся с левого борта, от траверса до носовой части. Увеличили скорость до 24 узлов. Получаю в 10.02-10.04 новые сообщения о шумах от торпед на КУ 220, 240-185 град. Уворачиваюсь от торпед, круто положив на правый борт».
Из документов 2 флотилии миноносцев:
«09.58 6 самолетов по правому борту атакуют из облаков Т- 5 и Т- 16 бомбами. Т-5 поворачивает на полном ходу на самолеты и тем самым избегает бомб, падающих слева и справа.
10.00 3 «бостона» подлетают к отряду с севера, атакуя Т-9. Группа рассеяна хорошим оборонительным огнем с Т-9 и вынуждена сбросить торпеды преждевременно. Одна машина на бреющем летит дальше к «Scheer» и поворачивает к берегу.
10.05 с «Scheer» по УКВ сообщают о сбросе торпед с кормы по правому борту.
10.06 Т-5 докладывает, что работает только правая машина. Левая вышла из строя.
10.11 Т-5 может дать только 17 уз.
10.13 Т-16 докладывает о сильной потере питательной воды, вероятно порвало трубу.
10.14 обе машины Т-5 снова в строю».
Из документов миноносца Т-5:
«09.58 6 самолетов вылетели из облаков.
10.00 атака на корабль. Все орудия открыли огонь, корабль дал полный ход, круто повернул на левый борт. Бомбы упали в воду по правому и левому бортам.
10.04 3 «бостона» подлетают с севера
10.05 сброс торпед за кормой
10.06 работает только 1 машина
10.08 турбинное №1 готово дать только 17 уз.
10.14 обе машины снова работают».
Инженер-механик миноносца Т-5 отметил лишь сильное сотрясение корабля от близких разрывов. Видимо это и вызвало кратковременные перебои в работе турбины №1.
Из документов миноносца Т-9:
«09.57 воздушная тревога. Много самолетов на западе от отряда над облаками. Налет с большой высоты с ковровой бомбежкой по «Scheer». Бомбы упали между крейсером и нашим кораблем.
10.00 Три «бостона» подлетают с севера. Отряд идет южным курсом. Все три машины подлетают с кормы. Два отворачивают после действенного обстрела на юго-запад и сбрасывают торпеды, один самолет подлетает прямо на нас на бреющем. Огонь бортового вооружения. Наблюдалось попадание 2-см в кабину. 4-5 бомб падают в воду с левого борта. Потерь и повреждений нет».
И опять инженер-механик миноносца Т-9 отметил лишь сильное сотрясение корабля от близких разрывов, поскольку перекличка по отсекам показала, что повреждений нет. Отметим, что в советских документах указано, что «Бостон» младшего лейтенанта А.В.Катекина имеет пробоину левой плоскости от огня зенитной артиллерии. Скорее всего, именно Т-9 и является «предположительно потопленным миноносцем» в советских документах.
Миноносец Т-13 в момент атаки отошел от отряда для постановки навигационного бую и в отражении данной атаки советских самолетов не участвовал.
Тем временем на миноносце Т-16 появились проблемы:
«09.54 Воздушная тревога! Атака 3 «бостонов» с бреющего. Две машины отсечены огнем миноносца. Одна храбро атакует «Scheer». Бомбы это или торпеды, неясно.
10.05 доклад от главного механика про большой расход питательной воды, видимо, порыв трубы.
10.12 Котел 2.1 погас из-за разрыва трубки. Поэтому макс. скорость правой машины снижена до 23 уз.
Это очень неподходяще в ожидании новых налетов».
Инженер – механик Т-16 в своих документах отметил, как и его коллеги сильные сотрясения корабля. Но, в отличие от других кораблей, после этой атаки котел 2.1 пришлось вывести из эксплуатации и начались проблемы с турбиной №2.
Из всего вышеописанного следует, что, скорее всего, пикировщики 12-го ГПБАП все-таки добились определенного успеха.
Однако, после атаки группу «Бостонов» атаковали немецкие истребители. По документам 12-го ИАП это произошло в 12 ч 29 мин, то есть при отходе от цели. В результате боя с немецкими самолетами лейтенант А.П.Парафиенко атакой спереди, с дистанции100 м, сбил один ФВ-190, самолет упал в районе кораблей. Повторной атакой вместе с ведомым младшим лейтенантом И.М.Проскочило сверху сзади с дистанции 80 м. сбили 1 Г-140 (фактически целью был гидросамолет Ar 196), самолет упал в воду в районе кораблей.
Почти одновременно старший лейтенант Л.Н.Ручкин атакой сзади сверху с дистанции 50 м на высоте 800 метров сбил один ФВ-190, затем отражая атаку ФВ-190 от своего ведомого сзади, снизу с дистанции 100 м на высоте 500 м. сбил еще один ФВ-190, самолеты упали в районе воздушного боя в 15 км от кораблей.
Как раз в этот момент группа понесла единственную потерю. Из аварийного акта:
К сожалению, ничего удивительного не произошло. Младший лейтенант Павел Алексеевич Гончарук до гибели совершил всего 3 боевых вылета, провел один воздушный бой, но боевой счет открыть не успел. По немецким документам пилот из 3-го штаффеля JG 54 заявил сбитым Як-9 в 12 ч 06 мин (10 ч 06 по Берлину).«Ведущий группы старший лейтенант РУЧКИН будучи связан боем с ФВ-190 наблюдал отрыв ведомого младшего лейтенанта ГОНЧАРУК и погоню его за ФВ-190 в направлении остров ЦЕРЕЛЬ. Приказание по радио ведущего группы: “ВЕРНУТЬСЯ” – не выполнил…
….Увлекшись погоней за ФВ-190 ослабил осмотрительность и внимание, предположительно ввиду насыщенности ИА пр-ка сбит в воздушном бою».
В 12 ч 35 мин на обратном маршруте младший лейтенант И.М.Проскочило оторвался от группы и был связан воздушным боем с тремя ФВ-190, отбивая атаки с дистанции100 м сзади сбил один ФВ-190. Самолет упал в р-не н.п. Торкен(?).
В 12 ч 40 мин группа «Бостонов» произвела посадку. Минутой раньше произвела посадку группа пикировщиков, которая не встретила истребителей противника.
Посадка «Бостонов» не обошлась без происшествий.
Из документов 51-го МТАП:
«Младший лейтенант ШКЛЯРЕВСКИЙ при производстве посадки на ледяную поверхность, во избежание столкновения с истребителем производящим посадку, отвернул влево и столкнулся с бензозаправщиком, в результате чего самолет получил повреждение: подломал левое шасси и повреждена левая плоскость. Самолет сдан в авиамастерские города Таллин». Все остальные «Бостоны» и истребители благополучно произвели посадку».
Впрочем, 2-й Боевой группе недолго пришлось ждать новой атаки.
В 11 ч 40 мин стартовали шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий – гвардии старший лейтенант Б.Р.Бричко) под прикрытием четырех ЛаГГ-3 11-го ИАП (ведущий - старший лейтенант В.А.Гулаков). Как ни странно, перед группой была поставлена задача атаковать БДБ в районе полуострова Церель.
Но ведущий группы, обнаружив крейсер и миноносцы, решил атаковать их вместо БДБ. По документам 9-й ШАД это произошло в 12 ч 40 мин. С «Admiral Scheer» это выглядело так:
«10.25 4 истребителя и 5 бомбардировщиков в направлении ИК 20 град, корабль увеличил скорость до 21 уз. Самолеты поворачивают...
10.28 ... на корабль. Я уклоняюсь путем поворота на левый борт. Так как атака не нацелена на корабль, я возвращаюсь на старый курс и даю 19 уз.
10.32 средняя артиллерия получила разрешения вести зенитный огонь. Однако она так и не стреляла из-за слишком быстро развивавшейся ситуации.
10.41 Воздушная тревога окончена».
Фактически целью атаки группы гвардии старшего лейтенанта Б.Р.Бричко стал миноносец Т-13, который находился на некотором расстоянии от крейсера с целью постановки навигационных буев. В документах атакованного корабля это выглядело так:
«10.33 Воздушная тревога. 5 Ил-2 с 4 истребителями по большой дуге проходят с кормы через правый борт на нос впереди нас и оттуда начинают атаку. Разрешение открыть огонь. Атакуют корабль с пикирования. Спереди и по правому борту с кормы сброс бомб, которые упали в 10-20 м с левого и правого бортов. Сильный пушечно-пулеметный огонь. Один тяжелораненый, еще несколько моряков незначительно пострадали от осколков. От осколков бомб появились пробоины и повреждения в корпусе и надстройках корабля.
10.36 Гирокомпас вышел из строя. Пропало напряжение на радио и УКВ.
10.48 Гирокомпас снова работает. Питание для радио удалось восстановить. На радио вышел из строя трансформатор передатчика (?)».
Инженер-механик Т-13 так описал повреждения корабля:
«10.36 сильный пушечно-пулеметный огонь, одновременно сброс бомб. Проверка дала такую картину: Турбинное отделение №1 – нет отказов. Турбинное отделение №2 – сработала защита генератора. Топливная цистерна V.3.3 пробита на уровне ватерлинии. Течь у шпангоута 37 тут же заделана. Котельное отделение №1 – сработал аварийный клапан помпы. Ее удалось запустить. Котельное отделение №2 – прострелен борт под обшивкой обмоток на уровне шпангоута 55. Пробоина была заделано. Гирокомпас ненадолго выходил из строя. Размагничивающие обмотки пробиты на уровне шпангоута 3? (неразборчиво). Проверка показала, что обмотки работают».
Немецкий корабль, конечно, получил повреждения, но ОС №656 результаты атаки оценены следующим образом:
«…прямым попаданием 1 ФАБ-250 потоплен 1 М; прямым попаданием 1 ФАБ-100 поврежден 1 СКР».
При выходе из атаки штурмовики были атакованы немецкими истребителями. Воздушный стрелок штурмовика гвардии сержант В.О.Вальтер с дистанции 200 метров сбил один ФВ-190, который ему был засчитан в ОС №656.
Истребители сопровождения 11-го ИАП в районе цели вели бой с восьмью ФВ-190, из которых сбили три. В ОС №656 один был засчитан старшему лейтенанту В.А.Гулакову, второй старшему лейтенанту М.М.Сергееву, третий лейтенанту И.Е.Кротову.
Группа потерь не понесла, все самолеты произвели посадку в 13 ч 30 мин.
В то же время, несмотря на наличие немецкого крейсера, штурмовики 9 ШАД нанесли несколько ударов по немецким кораблям в районе Сворбе. Описывать их не будем, так как это выходит за рамки нашего рассказа.
Все атаки по группе «Admiral Scheer» не заставили немцев прекратить обстрелы. В 13 ч на берегу началось наступление советских войск, немецкий фронт бомбили штурмовики и обстреливали «катюши». В 14 часов фронт был прорван в центре и на левом фланге, после чего «Admiral Scheer» вел огонь по этим опасным для немцев направлениям.
Адмирал Тиле трезво оценив ситуацию и поняв, что его корабли не имеют серьезных повреждений, в 14 ч 40 мин решил продолжить поддержку наземных войск. На крейсере к этому моменту оставалось 200 280 мм и 250 150 мм снарядов.
В это же время командир 9-й ШАД получил информацию, что из всех имеющихся в его распоряжении «Бостонов» - топмачтовиков 51-го МТАП боеспособным остался один. Поэтому последовало решение нанести удар по тяжелому крейсеру силами пикирующих бомбардировщиков 12-го ГПБАП и двумя группами штурмовиков от 7-го ГШАП и 35-го ШАП соответственно.
Немцы записали, что командиру 2-й Боевой группы контр-адмиралу Тиле пришло уведомление, что истребителей для прикрытия его кораблей больше высылаться не будет. Из этого делается вывод, что немецкие истребители в ходе последней атаки 2-ю Боевую группу не прикрывали, что не соответствует действительности.
Но терпеть наличие тяжелого крейсера у берегов Сворбе командир 9-й ШАД не собирался, и в воздух были подняты три ударные и две обеспечивающие группы самолетов.
В 14 ч 57 мин стартовали 8 Ил-2 7-го ГШАП (ведущий - гвардии старший лейтенант В.Г.Гончаров) под прикрытием 6 (по другим документам 8) ЛаГГ-3 11-го ИАП (ведущий - старший лейтенант В.А.Гулаков).
В 15 ч 04 мин стартовали 7 Ил-2 35-го ШАП (ведущий - капитан Ф.И.Пилипенко) с прикрытием 6 Як-7 12-го ИАП (ведущий - старший лейтенант Л.Н.Ручкин).
Вот как выглядят описания атаки на «Admiral Scheer» в советских документах:
Группа 7-го ГШАП:
«В 15 ч 42 мин в районе 10-12 км западнее полуострова Сырве 6 Ил-2 нанесли удар с планирования одним заходом по 1 КР, 4 ММ на циркуляции. Атаковали корабли попарно, заходили с кормовой части кораблей под углом 45-50град. Выход из атаки производили противозенитным маневром по направлению со снижением до бреющего полета.
Два Ил-2 произвели удар по 2 ММ топмачтовым способом: высота ввода в планирование 400 м, высота сбрасывания 20-28 м, отход от цели противозенитным маневром.
По данным фотоконтроля, произведенного с самолета Ил-2, две бомбы ФАБ-100 накрыли крейсер, из них одна разорвалась непосредственно у борта, вторя на палубе у правого борта».
В ОС №656 записан следующий результат удара:
«Экипажи наблюдали прямое попадание 1 ФАБ-100 в КР – вызван взрыв с белым дымом. Прямым попаданием одной бомбы поврежден 1 М – вызван взрыв и пожар».
При отходе от цели на удалении от нее в 10-12 км 6-8 ФВ-190 пытались атаковать штурмовиков, попытка атаки отбита истребителями прикрытия ЛАГГ-3 11го ИАП. Стоит отметить, что в оперсводке нет упоминаний о засчитанных в этом бою победах.
Все штурмовики и истребители из данной группы благополучно произвели посадку в 16 ч 35 мин.
Группа 12-го ГПБАП:
«В 15 ч 44 мин с горизонтального полета, Н-3000 м, …. 8 Пе-2 произвели бомбоудар по тяжелому крейсеру ЛЮТЦЕВ 12-13 км западнее м.Алли-Ост. Сброшено 16 ФАБ-250 и 16 ФАБ-100.
Бомбоудар произведен с горизонтального полета, ввиду отсутствия прикрытия – прикрытие Ла-5 (Авт. – 3-й ГИАП), вылетело позже, и с группой Пе-2 не встретилось.
Разрывы бомб экипажи наблюдали в радиусе 20-100 м от крейсера.
Самолеты Пе-2, с кораблей обстреляны огнем ЗА, ИА противника, действовавшая в р-не цели нашим самолетам не противодействовала».
В ОС №656 записан следующий результат удара:
«Прямых попаданий бомб не наблюдали».
Истребители, которые должны были прикрывать пикировщики, ввязались в бой с четырьмя ФВ-190 и в ОС №656 гвардии майору И.Я.Володину был засчитан один сбитый ФВ-190.
Потерь и повреждений самолеты данной группы не имели. Как ни странно, время посадки пикировщиков и истребителей одинаковое, в 16 ч 40 мин.
Группа 35-го ШАП:
«В 15.46 в р-не западнее 12-15 км мыса Алли-Ост с Н=1100-300 м …. с одного захода произвели удар по 1 КР, 4 ММ, ….
Атаку производили одновременно четверкой по крейсеру и звеном по миноносцу».
В ОС №656 записан следующий результат удара:
«…экипажи наблюдали попадание 2 ФАБ-100 в 1 М и сильный взрыв, М- поврежден; попадание 1 ФАБ-100 в КР».
Потерь и повреждений у самолетов данной группы не было, все самолеты произвели посадку в 16 ч 26 мин.
А теперь стоит обратиться к немецким документам. Вот что видели с «Admiral Scheer»:
«13.34, Воздушная тревога, 21 уз., 8 штурмовиков, 6 истребителей. Два самолета летят отдельно, их посчитали торпедоносцами. Группа самолетов пролетает перед носом на левый борт.
13.38, 7 машин замечено на ИК 80 град.
13.40 дистанция до самолетов справа впереди 15500, корабль под угрозой бомбежки. Уклоняемся крутым поворотом руля на 290 град. Так как самолеты начинает подлетать, круто возвращаемся на старый курс 0 град. Вскоре после этого самолеты начинают стрелять из бортового вооружения и сбрасывают бомбы. Очень сильный взрыв с правого борта.
13.45 доклад 1-го офицера, что на корабле все в порядке. Одновременно обнаружена новая группа самолетов со стороны солнца. Уклоняемся круто на правый борт.
13.45 акустики докладывают о шумах торпед с 250 град., сразу потом 220 град, уклоняемся крутым поворотом на правый борт. Во время поворотов шумы перемещаются с 21? до 185 град. По левому борту на траверсе за «арадо» гоняются 3 истребителя. Сначала он спускается к самой воде, отбивает атаку. При последнем подлете машина поднимается повыше, с левого борта атакована 1 истребителем, рывком переворачивается вверх дном, вскоре теряет кусок крыла. Затем машина падает в воду и взрывается. Это был наш бортовой самолет, а в нем: обер-лейтенант Телле в качестве наблюдателя и обер-фельдфебель Цайсслер в качестве пилота».
Здесь необходим небольшой комментарий. Долгое время искали, кто же сбил гидросамолет с «Admiral Scheer». По советским документам в 15 ч 40 мин четыре Ла-5 3-го ГИАП выполнявшие функцию «свободных охотников», то есть не прикрывавших ни одну из ударных групп, атаковали один самолет Арадо-96. Причем истребитель ведущего группы гвардии капитана В.И.Черненко был поврежден огнем стрелка, подбиты мотор и гидросистема, но самолет благополучно вернулся домой и нормально сел. Но чудеса, как и показал данный эпизод, в основном бывают только в сказках. Гвардии младший лейтенант И.Т.Желнов, атакой сзади-снизу с дистанции 50 м сбил Арадо-96, который упал в 20 км юго-западнее Церель. Для советского пилота это была первая победа.
Потерянной машиной был Ar 196 из 1./B.F.Gr. 196, бортовой код «T3 + LH», W№100506. Вместе с самолетом погиб пилот Ofw. Edmund Zeißler и наблюдатель Oblt.z.S. Günther Telle.
Но вернемся к документам тяжелого крейсера:
«13.50 Командир 2 Боевой группы приказывает встать на западный курс. Намерение: прекратить операцию.
13.55 Со всех станций докладывают, что все в порядке, ущерба нет, за исключением минимального. В отсеке XVI на баке вмятина от удара, но не пробило, вероятно осколочная бомба мелкого калибра».
На текущий момент известно, что на «Admiral Scheer» вышли из строя оба радара, имелось 3 раненых – все с пулевыми ранениями. Одна бомба небольшого калибра попала в бак, не причинив больших повреждений, была только большая вмятина. Поскольку авторы встречались с такими случаями в немецких документах это позволяет сделать вывод, что бомба, попавшая в корабль просто не взорвалась. Стоит так же отметить, что KTB инженера-механика «Admiral Scheer» за этот день не найдено. Возможно, объем повреждений был больше, чем известно на текущий момент, но история должна писаться по документам.
По мнению адмирала Тиле, советские летчики атаковали настойчиво и решительно. Тяжелые зенитки крейсера практически не могли стрелять из-за резких маневров корабля, средние и легкие зенитки вели огонь, но их прислуге не хватало выучки. Это был первый бой экипажа корабля в новом составе после долгого перерыва в боевых действиях. Сбитых самолетов заявлено не было, да и фактически даже поврежденных советских самолетов в имеющихся документах не найдено.
Теперь стоит вспомнить о миноносцах, прикрывавших тяжелый крейсер. По мнению командира 2-й флотилии миноносцев бой выглядел так:
«13.36 воздушная тревога.
13.42 Т-13 доложил слева впереди самолеты.
13.45 20 самолетов со стороны солнца.
13.47 Две атаки бомбами и огнем бортового вооружения на Т-5 с левого борта. Третий, сосредоточенный налет направлен против «Scheer», который полностью закрыт разрывами бомб. Один наш «арадо» сбит вражескими истребителями».
Впрочем, миноносец Т-5 отделался легким испугом:
«13.36 воздушная тревога.
13.43 массированная атака 30-40 самолетов на отряд, в основном на «Scheer».
13.47 второй налет. Бомбы и огонь бортового вооружения по нашему кораблю.
Во всех налетах самолеты невозможно было обнаружить с помощью «Naxos» и «Wanz-G 2». Предполагается, что на них нет радаров (Авт. – эта запись нуждается в хорошем юмористе…) ….
Во время налетов 3,7-см зенитная пушка из-за заедания откатного механизма выходила из строя два раза. То же самое с фирлингом, и по той же причине».
Инженер-механик корабля записал в своих документах лишь о сильных сотрясениях вызванных близкими разрывами бомб.
В документах миноносца Т-9 записано следующее:
«13.34 воздушная тревога. Массированная атака примерно 40 самолетов с истребительным прикрытием со всех сторон. Налет направлен в основном на «Scheer». Много атак по кораблю. Близкий разрыв бомбы, воздействие как у мины. Несколько бомб взорвались прямо под кораблем. Потерь нет. Наш «арадо» сбит вражескими истребителями».
Инженер-механик корабля отметил, что от близкого разрыва бомбы сработали экстренные закрытия клапанов (возможно, произошло масляное голодание) помпы охлаждающей воды, охлаждающей помпы, турбо-масляной помпы 2.1 и главного аварийного клапана правой машины. Все это было исправлено силами экипажа.
Однако мелкими неприятностями дело не ограничилось. Позже обнаружилась соленая вода во вспомогательных механизмах первой турбины и повреждения второй помпы подачи питательной войны.
Третьим атакованным кораблем был миноносец Т-13:
«13.46 атака спереди 16 Ил-2. Сброс бомб в 20 м по левому и правому борту. Пробоины от осколков. Ничего не вышло из строя.
13.48 отряд – 2 раза по 9 бомбардировщиков – пролетает корабль, появившись спереди со стороны солнца, в 25 гм. Разрешение открыть огонь из всех стволов. Много раз наблюдались попадания. Пробоины от огня бортового вооружения самолетов на мостике».
Инженер-механик корабля отметил в своих документах, что один унтер-офицер имеет легкие осколочные ранения обеих ног. Проверка борта показала одну пробоину в отсеке XI по правому борту в 1 м над ватерлинией.
Определенные повреждения получил и четвертый миноносец, Т-16. В KTB корабля записано:
«13.30-13.47 Воздушная тревога! Большой налет как минимум 30 самолетов в несколько волн по 6-9 штук. Сброс бомб и огонь бортового вооружения самолетов. Корабль увеличивают скорость и резко уклоняется. Разрывы бомб в кильватере Т-16 и по левому борту. Разрывы от огня бортового вооружения самолетов обрызгали корабль водой. Разрывы у «Scheer» выглядят опасными. Но и этот налет, к счастью, остается без прямых попаданий бомб по кораблям, а также без потерь и большого материального ущерба.
На нашем корабле вследствие близких разрывов потекли трубопроводы, подводящие питательную воду, но пока это удается держать под контролем. От огня бортового вооружения самолетов сбита антенна и флажный линь, а также антенна «Куба Ia».
Инженер-механик корабля так описал последствия удара:
«13.35-13.45 воздушная тревога. Очень сильные сотрясения корабля. Огонь бортового вооружения самолетов и разрывы бомб ложились очень близко. Сработала аварийная защита помпы на правой турбине. Исправлено. Потекло много фланцев и две трубки к манометрам. Все устранено во время приемки топлива».
Обычно немецкие авторы любят ссылаться на то, что потери и повреждения на немецких кораблях были незначительны. Однако это не совсем так. Миноносец T-5 после повреждений в боях 23 ноября 1944 года встал в ремонт 15 декабря 1944 года, а вышел из него только в феврале 1945 года. Другой корабль 2-й флотилии миноносцев Т-9 встал в ремонт 29 ноября 1944 года, а вышел из него 7 января 1945 года. Из кораблей 3-й флотилии миноносцев Т-13 встал в ремонт 27 ноября 1944 года и вышел из него не ранее 4 декабря 1942 года. Второй миноносец 3-й флотилии отделался ремонтом в течении суток 28 ноября 1944 года, далее был отправлен в Скагеррак, но вставал ли он после этого в ремонты авторы данных не имеют.
На момент последней атаки самолетов 9-й ШАД у «Admiral Scheer» оставалось только 73 снаряда главного калибра и 180 среднего калибра. Расход 280 мм снарядов за день составил 436 штук! Число израсходованных снарядов среднего калибра в отчете почему-то обозначено как неподдающееся подсчету.
Отметим, что штурмовики 9-й ШАД весьма своевременно заставили отступить немецкие корабли. По данным историка Андрея Кузнецова в советских документах отмечено, что огонь «Admiral Scheer» нанес потери 602-му стрелковому полку, после чего последний прекратил наступать и командиры части были вынуждены приводить его в порядок.
В 16 ч 37 мин от Адмирала Восточной Балтики пришла радиограмма:
«Прекращайте операцию!».
Помимо повреждений, миноносцы 2-й Боевой группы потратили много топлива, маневрируя под бомбами на высоких скоростях. Им нужно было заправляться самое позднее, утром 24 ноября. Все это заставило Тиле отходить, хотя уже после начала этого маневра он получил требование 9-й дивизии охранения расстрелять все снаряды главного и среднего калибра перед уходом. В 18 ч 15 мин, пришло еще одно важное сообщение от Адмирала Восточной Балтики:
«Сворбе будет оставлен в ночь на 24 ноября».
После отхода «Admiral Scheer» опять остался один. Миноносцы ушли на заправку в Либаву, на смену им вышли Т-3 и -12. Кроме того, из Готенхафена вышел тяжелый крейсер «Lützow» в сопровождении 6-й флотилии эсминцев. По плану они должны были сменить «Admiral Scheer» около Сворбе, но в сложившейся обстановке получалось, что поддерживать на берегу было просто некого.
«Admiral Scheer» утром встретившись с миноносцами в итоге пошел к Сворбе и даже был обнаружен разведчиками 15-го ОРАП, но советские самолеты не смогли его атаковать из-за плохой погоды.
Финал эвакуации немецких войск с Сворбе не требовал участия 2-й Боевой группы и немецкие корабли повернули обратно, по пути пройдя мимо немецких БДБ с эвакуированными войсками.
В 11 ч 07 мин отряд «Admiral Scheer» встретился с отрядом «Lützow» и по приказу Адмирала Восточной Балтики пошли в Готенхафен, куда и прибыли в 3 ч 30 мин 25 ноября 1944 года.
Где итог дня, в суммарных вылетах, сброшенных бомбах/РС/снарядах, где процент попаданий по кораблям? Как читателю понять, это норма для ВВС КА, или с такой же эффективностью действовал противник, против советских кораблей. Может стоило вспомнить аналогичный случай на Черном море в октябре 1943 года?
Где эффективность стрельбы Шера? Да, есть настрел 280 мм снарядов, но как понять хорошо немцы стреляли или плохо? Изменилось качество стрельбы из-за налётов? Или нет? ЖБД 602 СП в общем доступе https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132949435 22.11 вечером их немцы конкретно отоварили, тяжело ранен командир полка, выбывший из строя, полк выведен в тыл, в боях 23.11 - вообще не участвовал. Это всё ищется на раз - два, но в статье ничего нет, кроме ссылки на сведения от Андрея Кузнецова...
Про воздушные дела ещё слабее, неверно указаны штаффели JG54 - это что проблема проверить? По выполнению задачи вскользь, типа отогнали немецкие корабли, странно только что Шер расстрелял при этом почти все снаряды, чего ему там делать после этого было, если в район уже шёл Люцов? Ещё менее понятно, справились ли истребители прикрытия - или нет? Соотношение заявок на победы и реально сбитые тож самому читателю считать, авторы чёт забыли, что у немцев на 4 заявки 3 реально сбитых, у наших на 11 - 2, из этого истребители заявили 7 ФВ-190, ни один не сбит, на 2 заявленных ими гидросамолёта - сбили 1.
В 9.30 так же подходит эсминец «Урицкий» и в это время начинается первый налет - 18 Ju-87 IV(St.)/LG 1.
Всего IV(St.)/LG 1 с 09:35 до 14:45 произвела 42 вылета по морским целям.
Прямых попадания нет, на "Урицком" 6 раненых и осколочные пробоиы в бортах и надстройках. МО-121 сбил Ju.87R-2 №5878 (упал на занятой немцами территории и перебил телефонный кабель ведущий в штаб 3-й горно-егерской дивизии).
Подскажи про какие случаи я должен рассказать? Это я легко организую...
Можем сравнить
Где итог дня, в суммарных вылетах, сброшенных бомбах/РС/снарядах, где процент попаданий по кораблям? Как читателю понять, это норма для ВВС КА, или с такой же эффективностью действовал противник, против советских кораблей. Может стоило вспомнить аналогичный случай на Черном море в октябре 1943 года?
Для итога дня мне надо KTB инженера - механика «Admiral Scheer». Когда будут полные данные по потерям участников - тогда и поговорим. Или я должен делать выводы по неполным данным? Я так не работаю...
А то - да... Когда то писали, что и немецкие миноносцы не получили в этот день повреждений...
Но вот как видишь все оказалось не так
Но раз ты настаиваешь, мы обязательно посчитаем процент попаданий бомбами и всем остальным.
Я обязательно подготовлю ролик про разгром Нарвского патруля 20-21 июля 1944 года.
Там документов позволяющих посчитать процент наших попаданий навалом.
А для особо нетерпеливых есть ролик про 9 октября 1944 года
https://www.youtube.com/watch?v=QdO4-T5Uz60
Где эффективность стрельбы Шера? Да, есть настрел 280 мм снарядов, но как понять хорошо немцы стреляли или плохо? Изменилось качество стрельбы из-за налётов? Или нет?
Вот пусть любители кригсмарине и считают. А я не люблю кригсмарине и прочих фашистов.
ЖБД 602 СП в общем доступе https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132949435 22.11 вечером их немцы конкретно отоварили, тяжело ранен командир полка, выбывший из строя, полк выведен в тыл, в боях 23.11 - вообще не участвовал. Это всё ищется на раз - два, но в статье ничего нет, кроме ссылки на сведения от Андрея Кузнецова...
Ты мне пытаешься приписать ошибку Андрея Кузнецова? Как видим иногда ошибаются и лучшие из нас.
Про воздушные дела ещё слабее, неверно указаны штаффели JG54 - это что проблема проверить? По выполнению задачи вскользь, типа отогнали немецкие корабли, странно только что Шер расстрелял при этом почти все снаряды, чего ему там делать после этого было, если в район уже шёл Люцов? Ещё менее понятно, справились ли истребители прикрытия - или нет?
Четыре поврежденных миноносца вполне доказывают что не справились...
Там еще мелочь побили ....
Соотношение заявок на победы и реально сбитые тож самому читателю считать, авторы чёт забыли, что у немцев на 4 заявки 3 реально сбитых, у наших на 11 - 2, из этого истребители заявили 7 ФВ-190, ни один не сбит, на 2 заявленных ими гидросамолёта - сбили 1.
Опять приравниваем точные советские потери и неполные немецкие.
Напомню что в тот день 2 FW-190 есть в потерях I/JG54, но тут мне конечно скажут что они не боевые...
"Ландунг инцидент" произошел.
А про полноту данных о потерь немцев смотрим у Андрея Кузнецова
https://akuznetz.livejournal.com/3981.html
За сим откланяюсь.
А то 80 лет назад в этот день ВВС КБФ потрепали финские и немецкие корабли, потопив и повредив до 20 единиц.
Займусь кто и какой потопил.... А то выводы то все делать умеют, а расписывать некому.
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=130857358
В общем, 23.11.44 602-й сп подвергся обстрелу с кораблей, после чего почти 3 часа приводил себя в порядок.
UPD: Ошибся адресом, это был ответ Михаилу