Четвёртый Тонкинский инцидент

Четвёртый Тонкинский инцидент

В 1964 году три торпедных катера северовьетнамского флота создали «казус белли» для начала полномасштабного вмешательства США во Вьетнамскую войну. Дальнейшая судьба этих катеров была печальной: свой следующий бой они не пережили.


Августовские катера

3 августа 1961 года министерство обороны Демократической Республики Вьетнам приняло решение о создании подразделения торпедных катеров в составе национальных военно-морских сил. Материальная часть в виде двенадцати кораблей проекта 123К «Комсомолец», известных на Западе как P-4, была получена из СССР в ноябре. В разное время это подразделение носило разные обозначения, на 1964 год оно было 135-м дивизионом (Tiểu đoàn, буквально «батальон») торпедных катеров. Дивизион состоял из четырёх звеньев (Phân đội) по три катера в каждом.


Большинство северовьетнамских катеров проекта 123К было потеряны в ходе войны, и их фотографии являются редкостью.

В 1960-е годы ВМС США проводили секретную операцию DESOTO, суть которой заключалась в том, что боевые корабли занимались радиотехнической разведкой у берегов Китая и Северного Вьетнама, а заодно, по мнению американцев, оказывали психологическое давление на местные коммунистические правительства. Очередной такой патруль с участием эсминца «Мэддокс» (DD-731) летом 1964 года стал судьбоносным для всего Индокитая. Считается, что причина случившегося инцидента была двоякой. Во-первых, северовьетнамцы связали появление эсминца с предшествовавшими ему диверсионными рейдами южновьетнамских катеров. Во-вторых, американцы исходили из того, что граница территориальных вод ДРВ находится в 3 милях от берега, и «Мэддокс» имел инструкцию не подходить к берегу ближе, чем на 8 миль, но уже после всех событий Ханой заявил о 12-мильной зоне территориальных вод.

2 августа 1964 года три торпедных катера из 3-го звена 135-го дивизиона (бортовые номера T-333, T-336, T-339) атаковали «Мэддокс». На помощь эсминцу пришла четвёрка истребителей-бомбардировщиков F-8E «Крусейдер» из 51-й и 53-й истребительных эскадрилий с авианосца «Тикондерога». Северовьетнамцам повезло – ни одна из выпущенных по ним неуправляемых ракет «Зуни» в цель не попала. Тем не менее, все катера были повреждены пушечным огнём, и американцы считали, что потопили как минимум один из них. Основания на то имелись: T-339 дрейфовал с заглохшими двигателями и без связи, так что экипажи других катеров доложили командованию о его гибели (американцы перехватили это сообщение), и сами северовьетнамцы несколько дней считали его затонувшим. Но все три торпедных катера пережили сражение и были отремонтированы, а ДРВ заявила об успешном изгнании американского корабля из своих вод.


3-е звено 135-го дивизиона идёт в атаку на «Мэддокс», 2 августа 1964 года.

Администрация Линдона Джонсона в канун президентских выборов решила не реагировать на инцидент, ограничившись формальным протестом и отправкой эсминца «Тёрнер Джой» (DD-951) для поддержки «Мэддокса». Два корабля продолжили патрулирование в международных водах. 4 августа они получили предупреждение разведки о будто бы готовящихся действиях ВМС ДРВ. С наступлением грозовой ночи американцы стали замечать следы от торпед на воде, сигнальные огни, радарные и сонарные контакты – и принялись стрелять в темноту. Поднятая в воздух авиация не обнаружила никаких следов вражеских кораблей.

Непосредственные участники второго Тонкинского инцидента сразу усомнились в том, что ночное нападение на эсминцы имело место. Но выяснение всех обстоятельств этой истории затянулось на десятилетия, а вот реакция администрации была очень быстрой. Исходя из имевшейся ограниченной информации, президент Джонсон распорядился нанести авиаудар по военно-морским базам ДРВ, а Конгресс решительно поддержал «Тонкинскую резолюцию», ставшую правовым фундаментом для вооружённого вмешательства Америки во Вьетнамскую войну.

На этом моменте принято завершать историю инцидентов в Тонкинском заливе. Однако вечером 18 сентября 1964 года произошёл уже третий такой случай. Очередной патруль DESOTO в составе эсминцев «Мортон» (DD-948) и «Ричард С. Эдвардс» (DD-950) засёк приближение нескольких надводных объектов «в угрожающей манере» и без лишних церемоний открыл огонь. Было заявлено о потоплении нескольких целей. Предполагаемый противник ответного огня не вёл, так что предъявить Северному Вьетнаму какие-либо претензии и вообще доказать реальность произошедшего оказалось невозможно – выступая перед журналистами, министр обороны Роберт Макнамара говорил о неопознанных кораблях, даже не называя их северовьетнамскими. Единственным последствием сентябрьского казуса, очень быстро преданного забвению, стала приостановка патрулей DESOTO на несколько месяцев.


Давид против Голиафа

Летом 1966 года эскалация боевых действий в Юго-Восточной Азии шла полным ходом. Линдон Джонсон наконец одобрил удары по стратегическим целям, которые давно предлагались военными. 29 июня самолёты ВВС и ВМС США разбомбили два крупнейших нефтехранилища в Северном Вьетнаме. Весь Ханой мог видеть последствия самого успешного налёта американцев за более чем год воздушной войны: гигантский столб дыма, поднимавшийся над нефтебазой Дыкзянг на высоту 10 километров.


Нефтебаза Дыкзянг горит после налёта «Тандерчифов» 29 июня 1966 года.

Очевидно, после такого Северный Вьетнам нуждался в быстром и заметном военном успехе. Впоследствии по результатам допроса пленных американцы заключили, что акция торпедных катеров в Тонкинском заливе и являлась ответом на бомбардировки нефтехранилищ. Выбор в качестве орудия возмездия именно военно-морских сил объяснялся тем, что их участие в войне было весьма ограниченным, и требовалось поддержать боевой дух моряков.

К этому времени заканчивался процесс переформирования 135-го дивизиона в полк. Организационно он по-прежнему включал четыре звена, и в 3-м звене служили всё те же залатанные T-333, T-336, T-339. Командир звена старший лейтенант Чан Бао (Trần Bảo) находился на должности совсем недавно – с июня. По совместительству он был командиром T-333. Катером T-336 командовал лейтенант Нгок (полное имя неизвестно), катером T-339 – лейтенант Нгуен Ван Зян (Nguyễn Văn Giản, в американских рапортах встречается неточное написание Giang).


Карта из памятной записки ЦРУ о ситуации во Вьетнаме на 1 июля 1966 года. Отмечены места авиационных ударов по ДРВ и место морского боя.

Ночью 1 июля 1966 года северовьетнамцы обнаружили четыре вражеских эсминца в 40 морских милях восточнее острова Лонгтяу. В полдень 3-е звено получило приказ атаковать. Катера вышли в море, однако поначалу не смогли найти противника. Продолжая поиски, они стали подвергаться авианалётам и отстреливались как могли. Наконец эсминцы снова обнаружены – катера устремились к ним под градом снарядов корабельной артиллерии и бомб с десятков самолётов. Так звучит вьетнамская версия событий. Интересная деталь: вьетнамцы считали, что стали жертвами вражеской хитрости. Своими манёврами американцам будто бы удалось выманить катера подальше от берега, где те потеряли связь со штабом и не могли получить поддержку береговых орудий.

Американские источники не признают никаких хитростей со стороны ВМС США в этом бою. 1 июля в международных водах Тонкинского залива происходила смена кораблей, находившихся на поисково-спасательном дежурстве (они должны были подбирать сбитых лётчиков). К нёсшим службу эсминцам «Кунц» (DLG-9) и «Роджерс» (DD-876) подошли «Кинг» (DLG-10) и «Гурк» (DD-783). В это время поступило сообщение о потере самолёта, и все четыре корабля направились на его поиск в сторону Хайфона – возможно, их выдвижение вьетнамцы и посчитали уловкой. «Скайхок» командира 155-й штурмовой эскадрильи коммандера Чарльза Питерса был подбит зенитным огнём в налёте на нефтебазу Донгням северо-восточнее Хайфона. На горящем самолёте Питерс дотянул до береговой линии, катапультировался над морем и утонул.


Экипаж одного из двух «Фантомов», обнаруживших приближение катеров – лейтенант Фред Миллер и младший лейтенант Боб Робинсон. 161-я истребительная эскадрилья ВМС США, авианосец «Констеллейшн», 1966 год (https://www.navysite.de).

Около 16 часов пара F-4B «Фантом» II из 151-й и 161-й истребительных эскадрилий с авианосца «Констеллейшн» обнаружила три надводные цели, быстро сближавшиеся с корабельной группировкой. В 16:10 вахтенный журнал «Кунца» впервые фиксирует вражеские катера на дистанции 10 миль. На эсминцах объявили боевую тревогу. Тем временем с этих самых десяти миль катера произвели пуски торпед, или так гласит американская версия. Поразить цель с такого расстояния торпедами 45-36 в принципе невозможно. Но офицер с «Кунца» Уилл Хейз свидетельствовал, что гидролокатор предположительно обнаружил пущенную торпеду, и он сам потом видел пустые торпедные аппараты на тонущем катере.

Нападавшие были уничтожены исключительно авиацией, так что вьетнамское описание огня корабельных орудий не подтверждается. Командование стало отзывать с заданий все находившиеся поблизости самолёты и наводить их на катера. Вахтенный журнал «Кунца» фиксирует начало воздушных атак в 16:34. Когда лейтенант-коммандер Леонард Джулиани из 153-й штурмовой эскадрильи (шесть лет спустя он возглавит группу штурмовиков «Корсар» во время исторического минирования порта Хайфона) появился над местом боя со своим звеном A-4 «Скайхок», то увидел, как F-4 пускали по катерам ракеты «воздух-воздух» – редкий, но не уникальный случай. Вьетнамцы отвечали огнём зенитных пулеметов, и один «Фантом» получил повреждения. Однако без истребительного прикрытия катера были обречены. Член экипажа T-339 Фам Хунг свидетельствовал, что приказ о возвращении на базу не дошёл до них из-за того, что противник заглушил радиосвязь.

Первую кровь пролила пара A-6A «Интрудер» из 65-й штурмовой эскадрильи. Они сбросили по двенадцать 500-фунтовых бомб Mk 82, и в результате точного попадания один катер сразу затонул – очевидно, это был T-333 (уничтожившие его лейтенант-коммандер Джон Феллоуз и младший лейтенант Джордж Кокер будут сбиты 27 августа и попадут в плен). Двумя другими занялись штурмовики Джулиани. После нескольких атак потерял ход T-339. Оставшись в одиночестве, T-336 пытался уходить на северо-запад к материку, преследуемый «Роджерсом» и «Гурком». Самолёты добрались и до него. На 17:16 все катера были выведены из строя.


Бомбардировщик A-6A из 65-й штурмовой эскадрильи в экспериментальной камуфляжной окраске, авианосец «Констеллейшн», 1966 год. На заднем плане видны A-4C из 153-й штурмовой эскадрильи. Данный самолёт (№ 151817) потерпел катастрофу у побережья Северной Каролины 18 апреля 1968 года.

Героями дня стали восемь упомянутых самолётов с «Констеллейшна» – два F-4, два A-6 и четыре A-4. Пресса того времени писала об участии в сражении четырнадцати самолётов, разные источники говорят и о причастности авианосца «Хэнкок»; подтвердить это затруднительно. Статья в журнале «Навал Авиэйшн Ньюс» за сентябрь 1966 года признаёт роль обоих авианосцев и перечисляет отметившиеся эскадрильи… все до единой с «Констеллейшна». В воспоминаниях двух моряков с эсминцев сказано о роли ещё одного авианосца – «Орискани», хотя 1 июля он находился в районе боевого маневрирования «Дикси Стейшн», то есть его авиация работала в Южном Вьетнаме.

После боя американцам оставалось только подобрать выживших. Когда «Кунц» подошёл к обездвиженному T-339 с намерением его захватить, катер сильно осел и кренился на левый борт. Попытка взять его на буксир провалилась: терпящие бедствие вьетнамцы отказались принять буксирный трос, а вместо этого дополнительно повредили корпус при помощи автоматов и гранат. В 18:07 катер скрылся под водой, и его команда без сопротивления сдалась. По-другому вели себя члены экипажа потопленного T-333. Они активно сопротивлялись попыткам моряков с «Кинга» их спасти – отплывали в разные стороны от шлюпки, имитировали броски гранат; один вьетнамец был вооружён ножом и явно собирался пустить его в ход. Американцам пришлось «успокаивать» их с помощью багров, за что два особо отличившихся моряка были награждены Похвальными медалями ВМС. Первая спасательная шлюпка была спущена на воду в 17:39, и к 18:24 подобрала только шестерых вьетнамцев, а за бортом оставались ещё четверо.


Шлюпка с эсминца УРО «Кинг» с пленными вьетнамцами на борту, 1 июля 1966 года (фото Джона Ковалевски, http://www.uss-king.com).

На 19:03 продолжалась борьба с двумя особо упорными. В 19:15 в вахтенном журнале «Кинга» появилась краткая запись: «1 выживший спасён силой. Отправлен на “Кунц”. Дальнейшие попытки спасения прекращены». Как можно понять, в открытом море были оставлены три северовьетнамских моряка, приложивших к этому все усилия. Возможно, они надеялись, что их подберут свои. Ночью и на следующий день ВМС ДРВ действительно проводили поисковую операцию в районе боя, но тщетно. «На могиле моряка розы не цветут».


Пленники Тонкинского залива

Морской бой 1 июля завершился уничтожением 3-го звена 135-го дивизиона торпедных катеров ВМС ДРВ. Все три катера проекта 123К, пережившие столкновение с «Мэддоксом» два года назад, ушли на дно. 19 северовьетнамских моряков попали в плен – двенадцать с T-339 и семь с T-333. Катер T-336 погиб со всем экипажем.

У американцев пулемётным огнём был подбит F-4. Список повреждённых самолётов ВМС США показывает, что в тот день единственным повреждённым «Фантомом» являлся борт № 151014, служивший в 151-й истребительной эскадрилье. Позднее его перевели в 154-ю эскадрилью на авианосце «Корал Си» для восполнения потерь, и в «чёрную пятницу» 2 декабря 1966 года он был сбит зенитками у аэродрома Кеп.


Авианосец «Констеллейшн» в Тонкинском заливе через полтора месяца после стычки с катерами, 16 августа 1966 года.

Нет ясности относительно числа жертв. Доступные вьетнамские источники сообщают о 13, 20 и даже 31 погибшем («попали в плен 19 из 50 моряков» – из интервью 2021 года с Нгуеном Ван Зяном). Правдоподобность этих данных можно оценить, отталкиваясь от численности экипажей. Согласно тактико-техническим характеристикам катеров проекта 123К, экипаж корабля насчитывал 7 человек. У военно-морских сил ДРВ всё было по-своему: допрос пленных показал, что на каждом катере по штату находилось 11 человек (два офицера и девять матросов), и обычно на борту присутствовал ещё один офицер, так что в сумме 12. Тогда на трёх катерах должно было находиться до 36 моряков, из них 19 попали в плен и до 17 погибли.

Девятнадцать пленных военнослужащих ВМС ДРВ имели уникальный статус. Направляя на Юг батальоны и полки своей регулярной армии, Северный Вьетнам во время войны категорически отказывался это признавать. И хотя к исходу 1966 года на территории Южного Вьетнама содержалось 860 военнопленных, опознанных как северовьетнамцы, с точки зрения Ханоя они являлись, судя по всему, просто «южновьетнамскими патриотами». А вот экипажи торпедных катеров были захвачены при столь очевидных обстоятельствах, что опровергать их принадлежность не имело смысла. Американское командование считало их ценным «ресурсом» для потенциального обмена. С ними обращались в полном соответствии с международными конвенциями и допускали к ним сотрудников Красного Креста. Определенно можно сказать, что пленным северянам у американцев жилось лучше, чем пленным американцам у северян. Сначала их содержали отдельно друг от друга на борту транспортного корабля «Кавальер» (APA-37) в порту Дананга, а в сентябре перевели в специально построенный для них морскими пехотинцами лагерь в Дананге.


Опубликованная советской газетой «Правда» (4 июля 1966, № 185) северовьетнамская версия боя: потери только у агрессоров.

Все пленные были подвергнуты тщательным допросам, длившимся несколько недель, и выдали значительный объём информации. В материалах допросов можно увидеть схемы структуры ВМС ДРВ, списки офицеров 135-го дивизиона за несколько лет, чертежи торпедных катеров и многое другое. Есть там и безжалостно откровенная характеристика каждого из девятнадцати моряков. Старшего лейтенанта Чан Бао допрашивали больше всех – сотню с лишним часов. Причиной его говорливости указано «разочарование неспособностью Северного Вьетнама пойти на мир с Соединёнными Штатами». Чан Бао был

…замечательно настроен на сотрудничество с самого начала и обладал обширной информацией по темам, представляющим краткосрочный и долгосрочный интерес. В результате допросы были неформальными, задушевными и высокопродуктивными.

Из некоторых других характеристик:

  Зам. командира T-333, допрашивался 35 часов. Поначалу был настроен очень недружественно и заявил, что никогда ничего не скажет. После короткого периода изоляции стал неохотно делиться информацией, отвечал очень лаконично или не отвечал, лгал. Через четыре дня перешёл к сотрудничеству и стал сообщать информацию достаточно свободно.

   Специалист по РЛС T-333, допрашивался более 13 часов. Всё время не был настроен на сотрудничество, предоставив только личные биографические данные. Разные методики допроса не принесли плодов. Продолжение допросов не рекомендовалось.

  Политрук 3-го звена с катера T-333, допрашивался свыше 11 часов. Совершенно не шёл навстречу. Использовал северовьетнамскую пропаганду, в правдивости которой был целиком убеждён, отвечал вопросами на вопросы. Тем не менее, предполагалось, что он мог быть уязвим для интенсивных допросов и некоторых соблазнов «капиталистической жизни».

 Командир T-339 (Нгуен Ван Зян), допрашивался свыше 34 часов. Сначала не был настроен на сотрудничество и лгал даже о своей личности и должности. Благодаря использованию различных подходов постепенно перешёл к сотрудничеству и полностью раскрылся к концу допросов, но его знания ограничивались опытом, связанным с торпедными катерами, и никаких других ценных сведений у него не имелось.

 Моторист T-339, допрашивался свыше 8 часов. Отреагировал на мягкий подход, шёл на контакт и был искренен в пределах своих ограниченных знаний и опыта. Не владел информацией, достойной продолжения допросов.


Пример сведений, полученных от пленных моряков – внутренняя компоновка торпедного катера проекта 123К. Страница из документа «North Vietnam PT Boat Exploitation Team Report(s). Part 2».

Полученные материалы показывают степень неготовности военно-морских сил ДРВ к противостоянию с 7-м флотом США. В теории торпедные катера должны были оборонять побережье от крупных кораблей. Северовьетнамская доктрина предусматривала проведение атаки на противника силами всего звена с пуском торпед на дистанции 600-1000 ярдов. Но в реалиях войны главной задачей катеров, по свидетельству моряков, было избегать обнаружения американскими самолётами. Два боя против американцев закончились одинаково – поражением (в августе 1964-го катера выжили только благодаря тому, что американцы не предприняли решительных действий для их добивания). Экипажи не имели опыта применения своего оружия. Чан Бао никогда не участвовал в пусках учебных торпед и вообще не слышал о таких учениях в ВМС ДРВ. Другой офицер вспомнил, что бывший командир дивизиона участвовал в пуске учебной торпеды несколько лет назад. Учебные стрельбы в подразделении не проводились с 1964 года.

Кроме всего прочего, американцев интересовала тема Тонкинских инцидентов. В их распоряжение попали два ценных свидетеля: Чан Бао в бытность заместителем командира 135-го дивизиона написал официальный рапорт о бое 2 августа 1964, а Нгуен Ван Зян непосредственно участвовал в атаке на «Мэддокс», в то время уже будучи командиром T-339. Они показали, что, во-первых, ВМС ДРВ не потеряли в 1964-м (да и в следующие два года) ни одного торпедного катера, а во-вторых, никакого нападения на американские корабли 4 августа не было. Эти открытия имели политический вес, ставя под удар Тонкинскую резолюцию. В допросах участвовал армейский специалист Седжвик Турисон. Согласно его воспоминаниям, когда заявления Чан Бао были переданы в штаб, оттуда пришло распоряжение прекратить расспросы об инцидентах. Четверть века спустя Турисон получил доступ к финальному отчёту о допросах и увидел, что в документе отсутствуют какие-либо упоминания событий 1964 года. Впрочем, эти данные никуда не делись, просто министерство обороны выделило их в отдельный секретный отчёт и потом передало сенатскому комитету по международным отношениям – они фигурировали на слушаниях в январе 1968 года.


Выставленный на обозрение торпедный катер с бортовым номером «T339» (очевидно, это другой катер, так как настоящий T-339 был к этому времени потоплен). Кадр из передачи «This Week» британского телеканала Thames Television, 1970 год.

Основная часть допросов была завершена уже в июле. Затем к пленным допустили южновьетнамцев, которые допрашивали их в своих интересах, но остались не удовлетворены результатами и попросили американцев поделиться материалами. Возникла ироническая ситуация: на защиту моряков внезапно встал глава Тихоокеанского командования адмирал Уллис Грант Шарп, заметивший, что если южанам передать полные данные, то очень скоро о степени разговорчивости каждого пленного узнают в Ханое. В итоге решили передать отчёты, удалив из них информацию о личностях допрашиваемых.

Своё решение американцы обосновали очень прямолинейно: эти девятнадцать человек имеют уникальный статус и являются «предметом международного торга с далеко идущими последствиями» (цитата из официальной истории Командования по оказанию военной помощи Вьетнаму за 1966 год). Но такая формулировка выдавала желаемое за действительное. Никакого торга вокруг моряков не случилось, ДРВ никогда не предлагала обменять их на пленных американцев. Парадоксальным образом все инициативы по их освобождению исходили со стороны США. Двое моряков имели серьёзные ранения, поэтому сразу появилась идея об их скорейшей репатриации. Не имея прямых контактов с северянами, американцы договорились о посредничестве с Австралией через «нейтральную» Камбоджу, на территории которой собирались освободить раненых. Ожидалось, что это случится в сентябре. Операция сорвалась в последний момент, когда камбоджийцы заявили, что ещё не получили согласия Ханоя. Возможно, причиной тому стала утечка информации в прессу. Освобождение двух раненых затянулось до 20 марта 1967 года.

В феврале 1968 года Северный Вьетнам без каких-либо условий отпустил трёх лётчиков США – впервые с начала войны. Хотя акция носила пропагандистский характер («получателями» стали активисты антивоенного движения), американское министерство обороны решило сделать ответный шаг, и 29 марта трое моряков были переданы северовьетнамской стороне. Содержание в плену оставшихся четырнадцати человек уже представлялось бессмысленным, поскольку из них вытянули всё, что смогли, а идея о прямом обмене пленными с ДРВ за два года так и не реализовалась. И после освобождения северянами в августе еще троих лётчиков было принято окончательное решение.

21 октября 1968 года десантный транспорт-док «Дюбюк» (LPD-8) подошёл на 12 миль к побережью Северного Вьетнама под охраной американского эсминца «Бозелл» (DD-845) и австралийского «Перт» (D38). Операция носила несколько помпезное название «Могучий янки» (Mighty Yankee). Противоборствующие стороны заранее договорились о беспрецедентном 36-часовом локальном прекращении огня в акватории у города Винь. Для моряков была подготовлена рыбацкая лодка, но на ней возникли проблемы с рулём, и тогда их пересадили в шлюпку с «Дюбюка». В сопровождении двух вертолётов экипажи T-333 и T-339 отправились к родному берегу.


Усвоенные уроки?

Военно-морские силы Вьетнама очень гордятся боем 2 августа 1964 года, когда три торпедных катера выгнали вражеский эсминец из территориальных вод страны и (бездоказательно) сбили один или два самолёта. Это считается победой, хотя все катера были повреждены и спаслись в общем-то благодаря везению.

Гораздо меньше вспоминают бой 1 июля 1966 года, окончившийся чистым поражением вьетнамцев. Экспериментальным путём они установили, что три катера в дневное время неспособны противостоять четырём эсминцам под прикрытием авиации. Потеря сразу четверти имевшихся торпедных катеров, несомненно, стала сильным ударом. Среди офицеров шли споры о том, кто отдал приказ, отправивший 3-е звено на верную гибель, однако о конкретных выводах из этого поражения ничего не известно. 9 июля 1966 года 135-й дивизион был переформирован в 172-й полк (Trung đoàn) торпедных катеров. Вскоре на вооружение поступили катера проекта 183. Дальнейший вклад полка в боевые действия свёлся в основном к отражению воздушных атак. И он продолжал нести потери.

Вечером 27 августа 1972 года два крейсера и два эсминца с командующим 7-м флотом США вице-адмиралом Джеймсом Холлоуэем на борту подошли к Хайфону и обстреляли различные военные объекты в окрестностях города. Уже покидая огневые позиции, они зафиксировали приближение морских целей. Это были всё те же старые катера проекта 123К, а отнюдь не 183 (P-6), как их опознали американцы. Под огнём тяжёлого крейсера «Ньюпорт-Ньюс» (CA-148) и ударами двух штурмовиков A-7 «Корсар» II с авианосца «Мидуэй» катера T-319 и T-349 отправились на дно Тонкинского залива, унеся с собой жизни примерно двадцати моряков; лишь несколько человек спаслись и были подобраны северовьетнамцами.

К концу войны в 1975 году в строю оставались два катера 123К из двенадцати полученных.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется дополненный и доработанный автором вариант. (Прим. редакции).

Источники:
  1. At Sea With The Carriers. // Naval Aviation News. – September 1966.
  2. Command History, 1966. – Headquarters, United States Military Assistance Command, Vietnam.
  3. Command History, 1968, Volume II. – Headquarters, United States Military Assistance Command, Vietnam.
  4. EXECUTIVE SESSIONS OF THE SENATE FOREIGN RELATIONS COMMITTEE (HISTORICAL SERIES). VOLUME XX. NINETIETH CONGRESS, SECOND SESSION, January 10, 1968. – U.S. GOVERNMENT PRINTING OFFICE, WASHINGTON: 2010.
  5. Go! Navy (http://www.gonavy.jp).
  6. Hải đội 135: Gặp mặt truyền thống kỷ niệm 60 năm ngày thành lập. // Báo Hải quân Việt Nam (https://baohaiquanvietnam.vn). – 01/08/2021.
  7. Robert J. Hanyok. Skunks, Bogies, Silent Hounds, and the Flying Fish: The Gulf of Tonkin Mystery, 2-4 August 1964. // Cryptologic Quarterly (https://www.nsa.gov).
  8. Robert J. Hanyok. Spartans in Darkness: American SIGINT and the. Indochina War, 1945-1975. – Center for Cryptologic History, National Security Agency, 2002.
  9. Chris Hobson. Vietnam Air Losses: USAF, Navy, and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in SE Asia 1961-1973. – Midland Publishing, 2001.
  10. John Heaphy Fellowes. // Hall of Valor (https://valor.militarytimes.com).
  11. LỊCH SỬ HẢI QUÂN NHÂN DÂN VIỆT NAM (1955 – 2015). – Hà Nội: NHÀ XUẤT BẢN QUÂN ĐỘI NHÂN DÂN, 2015.
  12. Memorandum. The Situation in Vietnam. Information as of 16100 1 July 1966. – Central Intelligence Agency (https://www.cia.gov).
  13. Edwin E. Moïse. Tonkin Gulf and the Escalation of the Vietnam War. – The University of North Carolina Press, 1996.
  14. Monthly Summary, October 1968. – Headquarters, United States Military Assistance Command, Vietnam, 8 January 1969.
  15. Navy aircraft losses by date, 1964-1973. // Naval History and Heritage Command (https://www.history.navy.mil).
  16. Nguyễn Gia Phong. Một thời như thế. // Báo Quảng Ninh điện tử (https://media.baoquangninh.vn). – Ngày 6-8-2017.
  17. Người về từ trận đánh tàu Maddox. // Báo Điện Tử Công Luận (https://congluan.vn). – 05/08/2021.
  18. NVN PT BOAT EXPLOITATION TEAM REPORT (S) JULY 1966.
  19. PT Boat Incident 1966. // USS King Association (http://www.uss-king.com, сайт не существует с 2021 года).
  20. Ships, Planes Score – Blast Three Torpedo Boats Out Of Water In Gulf. // The Norwalk Hour. – July 2, 1966.
  21. Lori Stewart. Sgt. Tourison Interrogates North Vietnamese Navy Prisoners (1 JUL 1966). // Defense Visual Information Distribution Service (https://www.dvidshub.net).
  22. Tàu phóng lôi còn thích hợp với Hải quân Việt Nam? (2). // Báo Tri thức và Cuộc sống (https://kienthuc.net.vn). – 23/06/2013.
  23. Tonkin Gulf Encounter Is Verified. // The Victoria Advocate. – September 20, 1964.
  24. Sedgwick Tourison. McNamara’s Covert War: The Zenith of Deception. / Vietnamese Commandos: Hearing Before the Select Committee on Intelligence of the United States Senate, One Hundred Fourth Congress, Second Session on Vietnamese Commandos. Wednesday, June 19, 1996. – Washington: U.S. Government Printing Office, 1997.
  25. Vietnam War Highlights. Highlights July 1966. // Naval History and Heritage Command (https://www.history.navy.mil).
  26. JO2 Dave Warsh. U.S. Frees 14 to N. Viets. // Pacific Stars and Stripes. – October 23, 1968.
Поделиться
Комментарии
Михаил Тимин
06.06.2025 09:02:37
Да уж, эффективность действий в дневное время была вобщем то немного предсказуема, сстранно почему не атаковали ночью...
Витя Комаровский
06.06.2025 15:44:54
Спасибо автору за интересный и эксклюзивный материал. Вопрос - может вы запланируете, раз уж коснулись морских разборок во Вьетнаме, осветить деятельность подводных диверсантов Вьетконга (имею в виду подрыв вертолетоносца "Кард" и тому подобное, а также противодействие таким попыткам (по слухам. использовались даже боевые дельфины)? Информации,объективной, основанной на документах по этому направлению критически не хватает.
Евгений Понамарчук > Витя Комаровский
06.06.2025 22:52:51

Благодарю за отзыв. Возможно, когда-нибудь дойду до этой темы, не могу обещать. Специально ею никогда не занимался, разрозненных материалов по ней много.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.