Чёрный день ВВС Индии

Чёрный день ВВС Индии

Победа над Пакистаном в 1971 году запечатлена в национальном сознании индийцев как один из главных триумфов их страны с момента обретения независимости. На фоне успеха были забыты или остались незамеченными многие не самые удачные моменты войны. Среди них – день, когда ВВС Индии понесли тяжелейшие потери в своей истории.

По утверждению известного индийского генерала Д.К. Палита, военно-воздушные силы Индии сломали хребет военно-воздушным силам Пакистана в первые 24 часа войны. Какой ценой это было достигнуто?

Основными ударными самолётами индийцев в 1971 году являлись британские Хокер «Хантер» и советские Су-7БМК (местное обозначение – S-22), купленные после войны 1965 года. Меньшую роль играли французские «Мистэр» IV и HF-24 «Марут» местного производства. Как многоцелевые истребители применялись советские МиГ-21ФЛ и британские Фоллэнд «Нэт». Парк бомбардировщиков состоял из Бритиш Электрик «Канберра» и – неожиданным образом – Ан-12. На ударные задания индийцы летали парами, иногда четвёрками, часто без истребительного прикрытия (служивший в эскадрилье No. 26 на Су-7 пилот Нараянан Менон вспоминал, что МиГ-21 начали эскортировать их только с 8 декабря).

На Западном фронте ВВС Пакистана насчитывали 11 эскадрилий боевых самолётов, ВВС Индии – 28, на Восточном абсолютный перевес был у индийцев. Для характеристики пакистанской системы ПВО можно сказать, что она не имела ни одного зенитно-ракетного комплекса, хотя в тот период ЗРК уже активно применялись во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

В первых числах декабря 1971 года обе страны были полностью готовы к войне (или, по мнению некоторых исследователей, уже вели войну). Индия крайне не хотела выглядеть агрессором, и пакистанское руководство спасло её от этого: под вечер пятницы 3 декабря ВВС Пакистана нанесли удары по четырём индийским военным аэродромам и двум радиолокационным станциям. Встречаются утверждения, что налёт был вдохновлён израильской операцией «Мокед» по уничтожению арабской авиации в 1967 году, однако здесь Пакистан не нуждался в чужом опыте – в войне 1965 года ВВС Индии потеряли на земле больше самолётов, чем в воздухе.

Тем не менее, целесообразность и логика первого удара вызывают вопросы. Имея на Западе около 200 боевых самолётов, пакистанцы ограничили свой «день орла» несерьёзными 32 вылетами; в плане статистики наиболее убедительными выглядят данные бывшего пилота и историка Кайзера Туфайла, прочие версии не подкреплены столь же подробным описанием и могут включать ночные удары. Результаты были сопоставимы, то есть близки к нулю. В Фаридкоте на земле повредили армейский самолёт-корректировщик «Кришак», в Амритсаре задели радар. Ущерб, причинённый в некоторых местах взлётно-посадочным полосам, был устранён к следующему утру. По крайней мере, пакистанцы смогли застать индийских зенитчиков врасплох и не имели потерь (индийцы заявили, что сбили «Старфайтер» в Амритсаре). У Индии появился формальный повод для начала войны.

Согласно эйр-коммодору Мансуру Шаху, в 1971 году занимавшему должность начальника операций в штаб-квартире ВВС Пакистана, задачей удара было спровоцировать противника на ответные действия против аэродромов, единственных объектов в стране, хорошо защищённых ПВО. Если это правда, то такая уловка сработала. В течение ночи 3-4 декабря стороны обменялись ударами «Канберр» (пакистанцы имели на вооружении американский вариант B-57, индийцы использовали самолёты британского производства, выполнившие 23 ночных вылета по аэродромам). Суббота 4 декабря стала первым полным днём воздушной войны.

Командир эскадрильи No. 20 уинг-коммандер Сесил Паркер:

3 декабря 71-го, когда ВВС Пакистана нанесли свой превентивный удар по Патханкоту в 17:15, моя эскадрилья была в Амбале, и я находился на базе с двумя молодыми лётчиками. Мне было сказано нанести пушечный удар двумя самолётами по Пешавару на рассвете 4 декабря 71-го.


Личный состав эскадрильи No. 20 «Молнии» на фоне «Хантера» F.Mk 56 в стандартном камуфляже. Командир эскадрильи Сесил Паркер – пятый слева в верхнем ряду.

Итак, у командира эскадрильи нет самолётов, потому что они рассредоточены на другом аэродроме, но ему дают приказ взять два «Хантера» у соседской эскадрильи No. 27 и лететь на Пешавар для разгрома крупной пакистанской авиабазы огнём встроенных 30-мм пушек (без бомб, без НАРов, без истребительного сопровождения – вылет на максимальную дальность). Приказ есть приказ, утром 4 декабря Паркер отправился в рейд вместе с флайт-лейтенантом Чараном Дхиллоном. Они выполнили два захода, отделались от возникших F-86 «Сейбр» и прилетели домой с сухими баками (Дхиллон сел с остановившимся двигателем) и 26 пробоинами от вражеского огня на двоих. Самолёты были возвращены эскадрилье-владельцу «с благодарностями и извинениями». Вылет сочли успешным – два F-86 уничтожены на земле, один засчитан как вероятная воздушная победа. Пакистанцы заявляют, что на земле были поражены макеты. Таков был индийский способ воздушной войны в 71-м.


Аэродромы на западе

С утра 4 декабря ВВС Индии начали блиц против двенадцати аэродромов и двух РЛС противника на Западном фронте, совершив в течение дня 118 вылетов по этим целям. В 2001 году, когда отмечалась 30-я годовщина победы, интернет-порталом Bharat-Rakshak был создан проект «The Liberation Times», описывавший события войны в формате ежедневной газеты. Рассказ о воздушных операциях первого дня там представлен в виде череды триумфов. В Пешаваре два F-86 уничтожены на земле и один сбит в воздушном бою. В Чаклале уничтожен ряд лёгких самолётов и один транспортник C-130 «Геркулес». В Мюриде один «Мираж» III уничтожен на земле и один сбит в воздушном бою. Пять бомбардировщиков B-57 уничтожены в Масруре в конце дня. В Шоркоте уничтожены на земле один «Мираж», два B-57 и два F-86. Официальная индийская история войны по итогам дня приводит несколько отличающиеся данные: на аэродромах уничтожены 13 самолётов, включая семь «Сейбров», два F-6 (МиГ-19 китайского производства), две «Канберры», один «Мираж» и один «Геркулес». О фактических потерях пакистанцев будет сказано позднее.

Авиабаза Пешавар представляла трудную цель из-за большого расстояния до неё. Вернувшись из уже описанного первого удара на изрешёченном «Хантере», уинг-коммандер Паркер считал необходимым сделать паузу, но получил немедленное распоряжение о новом рейде, чтобы сохранять давление на пакистанские аэродромы. На Пешавар отправили вторую пару «Хантеров». Учитывая запас топлива, лётчики имели приказ не вступать в воздушный бой. Но война не всегда даёт возможность выбора. Нанеся удар, сквадрон-лидер Кайлаш Баджпаи и флаинг-офицер Коттейезатх Муралидхаран были перехвачены парой F-86. Участвовавший в бою флайт-лейтенант Салим Бег Мирза (эскадрилья No. 26 ВВС Пакистана) описывал:

…в это же время проявился эффект от моих пуль, и у «Хантера» пошёл густой дым с правой стороны фюзеляжа и от корня крыла, и в следующий миг я увидел его удар о землю. Гриб густого чёрного дыма и огня взметнулся на месте падения. Пилот не имел шансов катапультироваться и сразу погиб.

Это был Муралидхаран. Его ведущий Баджпаи на подбитом самолёте доковылял до строящегося аэродрома Джамму в Кашмире, но при совершении посадки столкнулся со стоявшим в конце ВПП гражданским грузовиком. Лётчик не пострадал, а «Хантер» числится списанным. Индийцы считают его потерей от зенитного огня.

На авиабазу Мюрид (район города Чаквал) эскадрильи No. 20 и 27 совершили несколько налётов, в том числе четвёрками. После обстрела стоявших на земле «Сейбров» один из них не загорелся, и тут уж индийские пилоты задумались о том, что самолёт был не настоящий. Когда «Хантеры» 27-й уходили домой после очередного удара, их настигла пара F-86. Индийцы считают, что в завязавшемся бою флаинг-офицер Судхир Тяги что-то сбил; уверенные слова «The Liberation Times» о «Мираже» не находят подтверждения даже в описании медали «Вир Чакра», третьей по старшинству индийской военной награды, которую Тяги получил посмертно – тип будто бы сбитого самолёта там не назван. А сам Тяги однозначно стал жертвой флайт-лейтенанта Муджахида Салика из эскадрильи No. 15.


Личный состав эскадрильи No. 27 «Пылающие стрелы» за некоторое время до войны 1971 года. Верхний ряд: крайний слева – В. Чати (попал в плен 4 декабря), третий слева – С. Тяги (погиб 4 декабря), пятый слева – Р. Кадам (погиб 8 декабря). В нижнем ряду второй справа – С. Бхутани (переведён в эскадрилью No. 221 и сбит 4 декабря на Су-7, попал в плен).

Пакистанские истребители успешно действовали при обороне авиабазы Мианвали к западу от Мюрида, сбив два атакующих самолёта. Уже под вечер в небе появилась пара «Хантеров» 27-й эскадрильи. Они не сумели предотвратить взлёт одиночного F-6, чей ведущий остался на земле, попав в лётное происшествие. Флаинг-офицер Кази Джавед из эскадрильи No. 25 нагнал уходящего на северо-восток противника, неудачно выпустил две ракеты AIM-9B (геополитическая ирония: советские самолёты китайского производства с американскими ракетами), и наконец достиг результата огнём 30-мм пушек. Флаинг-офицер Видьядхар Чати успел катапультироваться и попал в плен. А после наступления темноты флайт-лейтенанту Наиму Атте на «Мираже» III по наведению с земли удалось перехватить шедший к Мианвали бомбардировщик «Канберра». В этот раз американская ракета сработала как надо, и одного «Сайдуиндера» хватило для уничтожения самолёта вместе с экипажем (флайт-лейтенанты Ллойд Сасун и Рам Адвани из подразделения переучивания на реактивные бомбардировщики). В официальной истории данная потеря упомянута как произошедшая 5 декабря, но другие источники называют время над целью 20:00 4-го числа.

Су-7 тоже участвовали в налётах на аэродромы, и самая известная потеря индийского самолёта этого типа связана с Саргодхой. За день эскадрилья No. 32 атаковала базу двумя четвёрками. Второй налёт возглавлял командир эскадрильи уинг-коммандер Харчаран Мангет (другой вариант написания фамилии – Мангат). На подлёте к цели они попали под сильный огонь зениток, и тут же появились «Сейбры». Самолёт Мангета получил серьёзные повреждения: пробит топливный бак в левой плоскости крыла, на правой повреждены элерон и закрылок, оторваны часть руля направления и тормозной парашют, нижняя часть фюзеляжа имела множество пробоин. Со всем этим пилот довёл машину до Амритсара, за что и был награждён медалью «Маха Вир Чакра» (вторая по старшинству среди индийских наград). Изувеченный Су-7 с номером B-858, очевидно, списали. Хвостовая часть его фюзеляжа находится в экспозиции музея ВВС Индии на авиабазе Палам. Остаётся один неясный момент: чем же именно был так повреждён борт. Принято считать, что он пережил попадание выпущенной F-86 ракеты «Сайдуиндер». Но в описании награды Мангета дословно сказано следующее:

На ударном задании его самолёт был трижды поражён интенсивным зенитным огнём… В этот момент появились вражеские перехватчики. Невзирая на них, он вывел своё звено из опасной ситуации и благополучно привёл его на базу…

И ни слова о попадании ракеты. Также известно, что долгое время прямо на фюзеляже красовалась двуязычная надпись на хинди и английском, коротко рассказывавшая о повреждении самолёта огнём с земли – опять никаких «Сайдуиндеров» (доступные фотографии показывают, что надпись появилась не позднее 1995 года, и её удалили в 2014-2015 годах).


Повреждённый Су-7БМК № B-858 Мангета (фото с сайта iafhistory.in). На второй фотографии 1995 года (flickr.com, пользователь eLaReF) показана надпись на экспонирующейся в музее хвостовой части фюзеляжа с пояснением, что самолёт был подбит зенитным огнём.

При всей своей живучести Су-7 неоднократно сбивались. Та же самая эскадрилья No. 32 потеряла 4 декабря флайт-лейтенанта Мелвиндера Гревала, сбитого зенитками над аэродромом Рафики (индийцы называли его прежним названием Шоркот). Лётчик пережил и покидание самолёта, и избиение толпой местных жителей. В августе 1972 года он участвовал в попытке бегства из лагеря военнопленных в Равалпинди – в Индии этот случай широко прославился, несмотря на неудачу беглецов. Ещё один Су-7 потеряла эскадрилья No. 222 возле аэродрома Рисалевала. Пакистанцы указывают, что победу над ним одержал флайт-лейтенант Джавед Латиф из эскадрильи No. 23. Чуть ранее Латиф и его F-6, стоявший в укрытии, пережили предыдущий налёт Сухих («Жуткий вид нацеленного на меня воздухозаборника всё ещё свеж в моей памяти»). Он взлетел на перехват следующей пары, и победа оказалась непростой: сначала Латиф отстрелял весь пушечный боекомплект, не добившись попаданий, затем одна из двух его ракет была оторвана «дружественным огнём» своих зениток, – самолёт чудом остался цел, – и только после этого он успешно выпустил AIM-9 и наблюдал падение противника на землю. Флайт-лейтенант Харвиндер Сингх считается погибшим, и есть версия, что его убили после катапультирования. Индийские источники в целом склонны подтверждать сбитие в воздушном бою, хотя как минимум в одном говорится о зенитках.


По другим целям на западе

Пока часть индийских эскадрилий с переменным успехом пыталась навредить аэродромам, другая часть была занята поддержкой сухопутных сил и «свободной охотой», совершив за день 109 вылетов. Наступательные операции на Западном фронте проводились обеими сторонами. В течение 3-4 декабря пакистанцы пошли вперёд в Кашмире (12-я пехотная дивизия на Пунч и 23-я на Чхамб), на Фазилку и в пустыне Тар (печально известный бросок 18-й пехотной дивизии на Джайсалмер, закончившийся у Лонгевалы). Индийская 11-я пехотная дивизия в секторе Бармер, пользуясь локальным превосходством сил, развернула наступление в сторону Хайдарабада.

Потери ВВС Индии в приграничных районах за день были небольшими, так как пакистанская авиация занималась в основном защитой своих аэродромов и рейдами на индийские. Сеид Али Хамид, служивший адъютантом в 26-м кавалерийском полку 23-й дивизии, вспоминал ощущения от атак индийских самолётов:

«Хантеры» были самыми впечатляющими и очень изящными. «Эджиты» [Фоллэнд «Нэт»] были очень юркими и пугающими, потому что появлялись очень внезапно. Су были медленными как автобус, и пока они кружили и заходили в атаку, то давали нам достаточно времени, чтобы укрыться. Но я до сих пор помню глубокий вой во время пикирования, имевший зловещее звучание.

Хамид видел место падения единственного самолёта, потерянного 4 декабря в Кашмире. Су-7 из эскадрильи No. 101 с блоками неуправляемых ракет УБ-16-57 атаковал танки, и прямо в момент пуска флайт-лейтенант Гурдип Сингх Самра ощутил попадания по фюзеляжу. Приборная доска засветилась красными огоньками. Самра набрал высоту и примерно взял направление в сторону своей территории. У него ничего не работало, двигатель отказал, и в конце концов он катапультировался на сверхмалой высоте, в последний момент успев заметить, что указатель скорости показывал почти ноль. Приземлился он настолько близко от горящего самолёта, что ему опалило брови и загорелась форма, вдобавок из-за малой высоты катапультирования он сломал ногу. Вскоре его подобрал джип из находившегося неподалёку индийского подразделения. Спасший Самру офицер потом был ранен, и по удивительному стечению обстоятельств они оказались в одной палате армейского госпиталя в Дели.

А сбили его, по всей видимости, огнём зенитных пулемётов с танков M4 «Шерман» 26-го полка. Самра писал, что поражение танковым огнём подтвердили передовой авианаводчик и солдаты. Хамид ознакомился с его воспоминаниями и сообщил, что южнее Чхамба тогда действовали два эскадрона «Шерманов» его полка, а дивизия не имела зенитной артиллерии.


Обломки Су-7БМК № B-907 флайт-лейтенанта Гурдипа Сингха Самры, сбитого огнём танковых зенитных пулемётов в районе Чхамба 4 декабря. Серийные номера Су-7 в то время указывались на носовой части фюзеляжа.

Возле населённого пункта Сулейманке на границе рядом с сектором Фазилка произошла вторая за день потеря эскадрильи No. 222. Флайт-лейтенант Прем Саксена выжил после сбития его Су-7 огнём с земли и вернулся к своим.

Далеко на юге, поддерживая наступление 11-й дивизии, ВВС лишились истребителя-бомбардировщика HF-24. Пара «Марутов» эскадрильи No. 220 занималась «свободной охотой» возле города Умеркот в Пакистане. Ведомого подбили при заходе на разгружаемый железнодорожный состав на станции Дхоронаро. Флайт-лейтенант Прадип Апте пытался дотянуть до своего аэродрома, но был вынужден катапультироваться… сбитый днём позже Джавахар Бхаргава из той же эскадрильи слышал в плену от пакистанского офицера, что Апте расстреляли – то ли в воздухе, то ли уже на земле. Посмертно его наградили медалью «Вир Чакра».

Меньше всего можно сказать о потере Су-7 из эскадрильи No. 108. По официальной индийской версии, его сбили зенитным огнём, флайт-лейтенант Дипак Нату успешно катапультировался. Не сообщается даже о месте, где это произошло. Пакистанцы же претендуют на победу своего «Старфайтера». Два F-104 летели для нанесения удара по РЛС в Амритсаре, случайно встретили вражеские Су, и сквадрон-лидер Рашид Бхатти (эскадрилья No. 9) заявил о сбитии одного из них «Сайдуиндером». При дефиците информации с индийской стороны данную заявку невозможно подтвердить или опровергнуть.

Одна потеря 4 декабря случилась в результате лётного происшествия и стала второй для эскадрильи No. 101. Когда Су-7 взлетал из Адампура, у него лопнула шина. Самолёт выкатился за пределы ВПП и взорвался, похоронив под обломками флаинг-офицера (или флайт-лейтенанта) Джаянта Риши, выполнявшего третий вылет за день. Упоминается, что было подозрение на диверсию.


Восток – битва за Тежгаон

Восточный Пакистан был обречён. В силу географии находившиеся там войска нельзя было значительно усилить или снабжать. Пакистанское руководство хорошо это понимало, и вся кампания на Западном фронте преследовала целью отвлечь индийцев от Восточного.

Ярчайшим образом это проявилось в воздухе. ВВС Пакистана имели здесь одну авиабазу – Тежгаон возле Дакки (вторая, Курмитола, находилась в процессе строительства), и там размещалась одна эскадрилья No. 14, вооружённая истребителями F-86E. Несмотря на формальное обозначение литерой E, это были канадские CL-13B (Mk 6), превосходившие по характеристикам F-86F американского производства. Полутора десяткам этих «Сейбров» предстояло помериться силами с двенадцатью эскадрильями ВВС Индии, включая три эскадрильи МиГ-21. Пакистанские лётчики не могли жаловаться на недостаток целей. Оборону базы также обеспечивал 6-й лёгкий зенитный полк.


Лётчики эскадрильи No. 14 ВВС Пакистана рядом с «Сейбром» канадского производства в Тежгаоне.

Разумеется, индийцы поставили своей приоритетной задачей вывод Тежгаона из игры. Это было сделано довольно быстро, однако не в самый первый день, несмотря на примерно 110 вылетов для борьбы с вражеской авиацией и потерю пяти самолётов.

В 7:05 тройка «Хантеров» (один остался на земле) появилась над Тежгаоном. В завязавшемся бою они сбили один F-86. Хариш Масанд открыл огонь с очень малой дистанции и израсходовал всего лишь 8 или 18 снарядов; он стал самым молодым лётчиком ВВС Индии, одержавшим победу в этой войне, получил «Вир Чакру», а впоследствии командовал первой эскадрильей МиГ-29. Вскоре на земле оказался и другой F-86. Характерно, что оба пакистанских пилота катапультировались, но были убиты партизанами «мукти бахини». Пакистанцы немного отыгрались, превратив в решето один «Хантер», вернувшийся домой с несколькими десятками пробоин. Их активности оказалось достаточно, чтобы отпугнуть очередное индийское звено, развернувшееся и ушедшее на базу после мимолётной стычки.

Первыми самолётами, которым удалось наконец добраться до Тежгаона, стали два «Хантера» эскадрильи No. 14 – как и все другие, без бомб или ракет, с одними авиапушками. Они обстреляли те наземные цели, которые смогли найти, в процессе чего ведомый оторвался от ведущего сквадрон-лидера Канвала Мехры, и когда у Мехры на хвосте появился «Сейбр», то помощи ждать не приходилось. Так произошла первая индийская потеря у Тежгаона. Мехра катапультировался неудачно: с первой попытки кресло не сработало, а потоком воздуха после сброса фонаря ему вывихнуло плечо. После приземления его нашли местные крестьяне и принялись избивать, пока не разобрались, что он индиец. В следующие дни Мехра пережил серию опасных приключений. В один из моментов он сидел в реке под водой, дыша через трубочку, пока пакистанская армия атаковала деревню, где его прятали. Партизаны «мукти бахини» сумели вывести его к наступавшим индийским частям. Надо заметить, что в 1971 году ВВС Индии явно не имели поисково-спасательной службы как таковой, и сбитым лётчикам приходилось выбираться с территории противника своими силами. Победа над Мехрой была засчитана флаинг-офицеру Мухаммаду Шамс-уль-Хаку, причём в одном вылете пилоту пришлось встретиться сразу с тремя группами вражеских самолётов – Су-7, «Хантер» и МиГ-21.

В первой волне ударов по Тежгаону утром 4 декабря ВВС Индии совершили 34 вылета (сравнить с пакистанскими 32 по нескольким целям накануне) и сбили два вражеских самолёта, потеряв один сбитым и два повреждёнными. Пока всё складывалось вроде бы неплохо.

После некоторой паузы налёты возобновились, и к 11 часам у взлётно-посадочной полосы догорал «Хантер» флайт-лейтенанта Шрикришны Кхонде из эскадрильи No. 37, погибшего вместе с самолётом. По индийским данным, он упал менее чем в полусотне метров от позиции сбившей его зенитки, которая затем была уничтожена его ведомым. Пакистанцы обрадовались, что им теперь есть что показать иностранным журналистам, и созвали их для документирования обломков самолёта Кхонде. Пиар-акция оказалась даже более эффективной, чем ожидалось. Пока журналистская братия выполняла свою работу, в полдень над аэродромом пронеслись два Су-7 из эскадрильи No. 221 (единственная эскадрилья Су-7 на Восточном фронте). Предыдущая пара вернулась из вылета с повреждениями, и сквадрон-лидер Сатья Бхутани спросил у одного из пилотов, как оно. «Иди, и увидишь!», – был ответ. Теперь Бхутани и увидел, и почувствовал: на втором заходе зенитки достали его прямо перед объективами западных телеоператоров. Он катапультировался и приземлился в густонаселённом районе Дакки, где индийские лётчики явно не имели популярности. Его арестовала полиция, но вокруг собралась агрессивная толпа, начавшая его избивать. Кто-то ухватил конфискованный полицейскими револьвер Бхутани и попытался выстрелить. Лётчика спасло то, что перед вылетом он не зарядил оружие. Прибывшее подкрепление восстановило порядок и отправило пленника в участок, где ему выдали чашку чая. За время нахождения в плену Бхутани довелось пережить напалмовый удар, нанесённый его собственной эскадрильей.


Полдень 4 декабря 1971 года, сбитие Су-7БМК над аэродромом Тежгаон. Кадры кинохроники, снятой западными корреспондентами. На четвёртом кадре виден парашют сквадрон-лидера Сатьи Ван Бхутани.

Пока всё это происходило, 37-я эскадрилья потеряла второй «Хантер» вместе с пилотом. Он был подбит при нанесении удара четвёркой. Сквадрон-лидер Амаленду Саманта передал, что собирается дотянуть до авиабазы Кумбхиграм, но этому не суждено было случиться. По дороге самолёт упал, лётчик не смог катапультироваться.

Пакистанские авторы приписывают сбитие одного «Хантера» флайт-лейтенанту Шамс-уль-Хаку (не путать с вышеупомянутым Мухаммадом Шамс-уль-Хаком), заявляя, что это произошло на глазах свидетелей. Кайзер Туфайл предполагает жертвой Кхонде или Саманту. Индийская сторона считает их потерями от зенитного огня. Вероятнее всего, был повреждён самолёт флайт-лейтенанта Кульдипа Баджвы, который едва не разбился, но вернулся на базу.

Индийская эскадрилья No. 14 открыла список потерь над Тежгаоном 4 декабря, и она же его закрыла. Два «Хантера» на подлёте к аэродрому встретились с парой поднятых по тревоге «Сейбров», и произошёл классический воздушный бой между представителями двух 14-х эскадрилий. Хотя описания сторон несколько расходятся (видимо, пакистанцы считали, что противников было четыре, и указывают время боя около 16:00, а индийцы – 13:25), все соглашаются, что было потеряно по одному самолёту. Ведущий индиец сбил F-86 и потерял своего ведомого флайт-лейтенанта Кеннета Тременхира от огня сквадрон-лидера Дилавара Хуссейна. Оба сбитых лётчика катапультировались и оказались в опасности на земле: пакистанца заметили партизаны «мукти бахини», а индийца – недружелюбное местное население. Обоих спас один и тот же вертолёт «Алуэтт» III. Тременхир стал вторым и последним пленным лётчиком на Восточном фронте, и они с Бхутани были освобождены после взятия Дакки через две недели. Пилотам на западе повезло меньше – их плен длился целый год.


«Хантеры» против «Сейбров», счёт 1:1. Бой двух 14-х эскадрилий над Тежгаоном 4 декабря 1971 года глазами художников с обеих сторон. Картина слева – из официального календаря ВВС Индии на 2021 год. Картина справа написана груп-капитаном С.М.А. Хуссейни, официальным художником ВВС Пакистана.

В официальной индийской истории войны говорится, что 4 декабря над Даккой было сбито семь «Сейбров», ещё три уничтожены или повреждены на земле вместе с одним транспортником и двумя лёгкими самолётами. Гражданская авиация действительно пострадала, как будет сказано далее. Сам аэродром оставался в строю. Индийцы извлекли уроки из своих ошибок, и, видимо, кого-то в штабе ВВС озарило, что бороться с аэродромами надо бомбами, а не НАРами и встроенными авиапушками. Этот момент вообще загадочен. Как признаётся историком и бывшим пилотом Арджуном Субраманиамом в книге 2016 года «India’s Wars: A Military History, 1947-1971»,

Почему ВВС Индии решили атаковать аэродром Тежгаон ракетами в первые два дня войны, непонятно для многих даже сейчас.

В результате бомбовых ударов МиГ-21 – 5 декабря по индийской версии или только 6-7 декабря по пакистанской – Тежгаон стал непригоден для использования реактивными истребителями, и лётчиков эскадрильи No. 14 военной хитростью и окольным путём (через Бирму, Таиланд и Иран) переправили в Западный Пакистан.

Пока эскадрилья «Сейбров» занималась своим выживанием в районе Дакки, над остальной территорией Восточного Пакистана индийцы господствовали в воздухе. Тем не менее, тежгаонское хождение по мукам отвлекло часть ресурсов ВВС, так что для поддержки наступавших армейских подразделений 4 декабря было совершено только 55 вылетов, и ещё 6 на фоторазведку. И здесь не обошлось без неудачи. Возле Лалмонирхата пара «Хантеров» из эскадрильи No. 7, возвращаясь домой после успешного удара по мосту, атаковала пушечным огнём железнодорожную станцию, но местная ПВО оказалась неожиданно эффективной и поразила обоих. В некоторых источниках указано, что они разбились уже на территории Индии. По самому подробному описанию в книге «Eagles Over Bangladesh», флайт-лейтенант Андре Да Коста упал рядом со станцией и погиб, а сквадрон-лидер Сурендранат Гупта некоторое время тянул к базе, пока не был вынужден катапультироваться у самой границы. Его подобрал индийский «Алуэтт» III. Место падения Да Косты нашли с вертолёта на следующий день и забрали останки лётчика.


Неизвестный день ВВС Индии

Подтверждаемые безвозвратные потери военно-воздушных сил Индии 4 декабря 1971 года составили 19 самолётов – десять «Хантеров», семь Су-7, один HF-24 и одна «Канберра». При добавлении Су-7, чья хвостовая часть фюзеляжа находится в музее, число достигает 20. Эскадрилья за один день.

Потери лётного состава – 10 человек погибшими (Адвани, Апте, Да Коста, Кхонде, Муралидхаран, Риши, Саманта, Сасун, Сингх, Тяги) и 4 пленными (Бхутани, Гревал, Тременхир, Чати). Убедительными потерями в воздушных боях можно считать пять «Хантеров» (Мехра, Муралидхаран, Тременхир, Тяги, Чати), один Су-7 (Сингх) и одну «Канберру». Один самолёт (Су-7 Риши) потерян по небоевой причине. Определить количество повреждённых самолётов невозможно. В эскадрилье No. 26 (аэродром Адампур) к концу дня 13 из 16 имевшихся Су-7 получили пулевые пробоины.

Изучение статистики, разбросанной по тексту официальной индийской истории войны, позволяет насчитать за день 227 боевых вылетов на Западном фронте и 170 на Восточном фронте, в сумме 397 (вероятно, сюда не входит небольшое число вылетов по ночам 3-4 и 4-5 декабря). Общепринятые данные о 500 вылетах ВВС Индии в день непроверяемы из-за отсутствия детальной статистики. Так или иначе, потерю одного самолёта в среднем на 20-30 боевых вылетов следует признать неутешительным показателем по любым меркам реактивной эпохи. В следующие дни потери уже не были такими большими – десять самолётов 5 декабря, пять самолётов 6 декабря…

Обе стороны преувеличивали свои успехи. Пакистанская газета «Dawn» написала, что по состоянию на 20:00 4 декабря подтверждено уничтожение военно-воздушными силами страны 29 индийских самолётов, 8 пока не подтверждены и 9 повреждены, а военно-морские силы сбили ещё 3 самолёта. Что касается собственных потерь, то современные пакистанские авторы сообщают о потере 4 декабря всего пяти самолётов, все – «Сейбры». Три были сбиты в боях с «Хантерами» на востоке, один уничтожен на земле в Мюриде, один разбился после взлёта с аэродрома Рафики из-за остановки двигателя (по мнению одного индийского исследователя, сбит «Хантером»). Заявленный индийцами в Мюриде транспортный C-130 был, согласно Кайзеру Туфайлу, только повреждён, и уже являлся списанным. В Тежгаоне МиГи уничтожили неуправляемыми ракетами один DHC-6 «Твин Оттер» авиакомпании «Пакистанские международные авиалинии», реквизированный ВВС, и два легкомоторных PC-6 «Портер», принадлежавших ООН (Операция ООН по оказанию помощи Восточному Пакистану, UNEPRO).


Пассажирский DHC-6 «Твин Оттер» (регистрационный номер AP-AWH), уничтоженный ударом МиГ-21 эскадрильи No. 28 в Тежгаоне 4 декабря 1971 года.

Какой след оставили потери 4 декабря в памяти индийцев? Никакого. «Чёрной субботы» не было. Ни в одном из источников, изученных при подготовке этой статьи, не обнаруживается точного количества потерь за день в готовом виде, не говоря о признании того, что 4 декабря 1971 года ВВС Индии понесли самые тяжёлые однодневные потери за время конфликтов с Пакистаном в XX веке. Конкуренцию этой дате могут составлять дни 6-7 сентября 1965 года, когда много самолётов было уничтожено на аэродромах, однако похоже, что двух десятков потерь за день тогда не было.

Непосредственно в ходе событий средствами массовой информации писалось следующее:

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ
Дели, 4. (ТАСС). …В Дели официально объявлено, что военно-воздушные силы Индии в качестве ответных мер совершили сегодня налеты на ряд пакистанских аэродромов в Западном Пакистане. Все индийские самолеты благополучно возвратились на свои базы.
Самолеты ВВС Индии нанесли также бомбовые удары по военным объектам в Восточном Пакистане. Несмотря на зенитный огонь, открытый пакистанскими войсками в Дакке и Джессоре, индийские ВВС не понесли никаких потерь.
- «Правда», 5 декабря 1971 г., № 339.
ИНДИЯ АТАКУЕТ ВОСТОЧНЫЙ ПАКИСТАН
…Пресс-секретарь в Нью-Дели, индийской столице, сказал, что индийские ВВС доложили об уничтожении ряда пакистанских самолётов на земле в Западном Пакистане.
Он сказал, что индийские ударные самолёты встретили слабое противодействие при нанесении ударов в течение утра, и что все они благополучно вернулись на свои базы.
…Он сказал, что истребители индийских ВВС и пакистанские самолёты сошлись в многочисленных боях над Восточным Пакистаном, и семь пакистанских «Сейбров» были сбиты, четыре возле Дакки и три возле Джессора. Пресс-секретарь сказал, что потерь у индийских самолётов не было.
- «Рединг Игл», 4 декабря 1971, № 280.


Газеты о потерях ВВС Индии 4 декабря. Не было никаких потерь согласно советской «Правде» (5 декабря 1971), сбито 49 самолётов согласно пакистанской «Dawn» (на самом деле 49 самолётов заявлены сбитыми и повреждёнными).

На следующий день, 5 декабря, газета «Hindustan Times» писала, что потеряно 11 самолётов, из которых два «Хантеры», один Су-7 и один HF-24 (типы остальных семи не уточнялись). Представитель министерства обороны Индии назвал эти потери «умеренными», учитывая то, что ВВС атаковали сильно защищённые цели в светлое время суток. Из западной прессы можно установить, что объявляемые Индией потери самолётов с начала войны достигли девятнадцати только 7 декабря. Тенденция преуменьшения/умалчивания сохранялась и после войны. Например, в книге авиационного журналиста и историка Пушпиндара Сингха Чопры «A Whale of a Fighter» (1983) об истребителе-бомбардировщике Су-7 вообще отрицались какие-либо потери Сухих в воздушных боях. Только восемь лет спустя появилась официальная история войны (кстати, формально не опубликованная), где в таблице потерь ВВС в графе «Air Action in Air» напротив S-22 (Су-7) стоит число 7. Военный аналитик Рави Рикхи отмечал на 2020 год, что и в Индии, и в Пакистане критика военных остаётся де-факто табу. Возможно, индийцы просто не стремятся знать все подробности главной победы своей армии.

Источники:
  1. Индо-пакистанский конфликт. // Правда. – 5 декабря 1971. – № 339.
  2. 1971 India-Pakistan War: 50 Years Later. – Pentagon Press LLP, 2022.
  3. Air Battle over Dacca. // Bharat-Rakshak.com. – March 29, 2015.
  4. Air Vice Marshal (R) Cecil Parker’s 1971 Air War. // Vayu Aerospace and Defence Review. – Vol. V. – 2015.
  5. Aircraft Losses Database of the Indian Armed Forces. // Bharat-Rakshak.com.
  6. Arjun Subramaniam. India’s Wars: A Military History, 1947-1971. – HarperCollins, 2016.
  7. Salim Baig. Air Battles – December 1971 – My experiences. // Bharat-Rakshak.com. – April 2, 2015.
  8. Vinod Kumar Bhatia. Shorkot Road Attack. // Bharat-Rakshak.com. – April 2, 2015.
  9. Pushpindar Singh Chopra. Sukhoi-7 BMK – A whale of a fighter. // Bharat-Rakshak.com. – April 5, 2015.
  10. Debadyuti Dasgupta. 1971 War: How Mukti Joddhas Saved An IAF Pilot. // Rediff.com. – December 03, 2024.
  11. Ejected over No Man’s Land! – The view from the other side. // Bharat-Rakshak.com. – December 19, 2018.
  12. From the past pages of Dawn: 1971: Fifty years ago: 49 Indian jets downed. // Dawn. – December 5, 2021.
  13. John H. Gill. An Atlas of the 1971 India – Pakistan War: The Creation of Bangladesh.
  14. Anchit Gupta. 14 Sqn PAF versus the Indian Air Force. // IAFHistory.in. – March 24, 2024.
  15. Anchit Gupta. Manget: The Sikhoi that refused to be shot down. // IAFHistory.in. – November 24, 2024.
  16. B. Harry. IAF COMBAT KILLS – 1971 INDO-PAK AIR WAR. //Orders of Battle (https://www.orbat.info).
  17. History of the 1971 India Pakistan War. – New Delhi: History Division, Ministry of Defence, Government of India, ed. S. N. Prasad et al., 1992.
  18. Honourpoint (https://honourpoint.in).
  19. HT THIS DAY: December 5, 1971 – Counter-offensive is under way; crushing blow dealt on Pak war machine. // Hindustan Times. – Dec 05, 2021.
  20. IAF pounds targets in Pakistan. // The Liberation Times (Bharat-Rakshak.com). – 04th December 1971.
  21. India Says Army Routs Foe In East Pakistan. // The Morning Record. – December 7, 1971.
  22. India Strikes Into East Pakistan. // Reading Eagle. – December 4, 1971.
  23. Dhirendra S. Jafa. Death Wasn’t Painful: Stories of Indian Fighter Pilots from the 1971 War. – SAGE Publications India Pvt. Ltd, 2014.
  24. Narayanan Menon. Flying the Sukhoi-7 in Operation Cactus-Lily. // Bharat-Rakshak.com. – September 12, 2013.
  25. Of Sabres and Sukhois. // Bharat-Rakshak.com. – April 2, 2015.
  26. P.V.S. Jagan Mohan, Samir Chopra. Eagles Over Bangladesh: The Indian Air Force in the 1971 Liberation War. – HarperCollins India, 2013.
  27. Ravi Rikhye. The Indo-Pakistani War of 1971: Volume 1 – Indian Military Intervention in East Pakistan. – Helion and Company, 2020.
  28. Ravi Rikhye. The Indo-Pakistani War of 1971: Volume 2 – Showdown in the North-West. – Helion and Company, 2023.
  29. Roll of Honour: 1971 Bangladesh Liberation War. // Bharat-Rakshak.com. – November 30, 1999.
  30. Gurdeep Singh Samra. Ejected over No Man’s Land! // Bharat-Rakshak.com. – December 13, 2018.
  31. Nitin Sathe. 1971 War: Solitary Confinement In Pakistan. // Rediff.com. – December 16, 2022.
  32. Usman Shabbir, Yawar Mazhar. Eagles of Destiny: Volume 2 – Growth and Wars of the Pakistani Air Force 1956-1971. – Helion and Company, 2023.
  33. Kaiser Tufail. Against All Odds: The Pakistan Air Force in the 1971 Indo-Pakistan War. – Helion and Company, 2020.
  34. Two sides of the same coin: The Raid on Peshawar. // Bharat-Rakshak.com. – April 2, 2015.
  35. When Lightning Strikes! // Bharat-Rakshak.com. – April 2, 2015.
Поделиться
Комментарии
St Sm
17.05.2025 12:39:02
Тема незатасканная и довольно интересная.
Выражаем автору признательность...
но вот с текстом надо что-то делать. Текст вязкий, читается тяжело... приходится перечитывать абзац по нескольку раз, чтоб разобраться кто-кого и где-когда...
Олег Рико
17.05.2025 13:40:24
Спасибо за такой детальный разбор очень слабо известной у нас войны.
ну и поражает как индусы вообще воевали при таком зоопарке в авиатехнике. Это же надо иметь матчасть стольких разных производителей и стран
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.