20 июля 2022
4943
Авиация, Флот, Вторая Мировая война, США, Япония
Удар японской палубной авиации по главной базе Тихоокеанского флота США утром 7 декабря 1941 г. произвёл на всех настолько неизгладимое впечатление, что просто не мог не обрасти огромным количеством мифов, легенд и прочих домыслов. Главной, конечно, стала так называемая «пёрл-харборовская конспирология», то есть теория о том, что американское руководство знало о предстоящем рейде, но сознательно подставило под удар свою базу, чтобы получить casus belli для войны с Японией и Германией. Однако этим дело не ограничилось, и вскоре появились и другие мифы, вызванные как злоупотреблением «послезнанием», так и банальным незнанием матчасти. Рассмотрим самые известные из них:
У Генштаба ВМС Японии были совсем другие планы использования авианосцев в начальный период войны – прежде всего подавление авиации противника и поддержка десантных операций в Малайе, на Филиппинах и о. Борнео. А автором «Гавайской операции» был Главком Объединённого флота ВМС Японии адмирал Исороку Ямамото. Именно он ещё в начале 1941 г. (то есть задолго до обострения японо-американских отношений, что в конечном счёте привело к войне на Тихом океане) на свой страх и риск начал разработку и практическую подготовку этой операции. А затем, когда до начала войны оставалось всего полтора месяца, путём неприкрытого шантажа навязал её любимому начальству.
Адмирал Ямамото впервые изложил идею удара по Пёрл-Харбору силами палубной авиации ещё в марте 1940 г. Более чем за полгода до Таранто. Точней, это было первое дошедшее до нас изложение им данной идеи. Истоки возникновения этого плана тоже вполне понятны – у японцев имелся собственный опыт начала войны внезапным торпедным ударом миноносцев по кораблям русского флота в Порт-Артуре в ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. Поэтому мысль о повторении подобного на новом техническом уровне была для них вполне очевидной и без подсказок «белых людей».
«Отделяемые аэродинамические стабилизаторы обр. 97» для авиаторпед были разработаны в Японии ещё в 1937 г. Они улучшали стабилизацию торпеды на воздушном участке траектории, а вот на глубину «нырка» влияли очень слабо. Реальным решением проблемы стала новая модель торпеды обр. 91, снабжённая нигде в мире больше не применявшимся механизмом «контроля вращения». Плюс проводившиеся ещё с 1939 г. многочисленные эксперименты по технике сброса.
Первый из двух базировавшихся тогда на Пёрл-Харбор авианосцев, «Энтерпрайз», покинул базу 28 ноября. Второй, «Лексингтон» – 5 декабря. Оба корабля выполняли важную задачу по срочной доставке самолётов на наиболее уязвимые авиабазы флота на атоллах Уэйк и Мидуэй, а вовсе не убыли на какие-то учения. Японская разведка отслеживала ситуацию в Пёрл-Харборе практически в режиме реального времени, так что отсутствие там авианосцев сюрпризом ни для кого не стало, хотя до последнего момента оставалась надежда, что к моменту атаки они могут вернуться.
Кроме того, для casus belli было бы достаточно самого факта японской атаки. То есть ситуация, когда японцы вероломно напали, но получили достойный отпор – годилась в качестве повода к войне ничуть не меньше, чем эпический разгром. Так какой смысл сознательно организовывать себе ещё и крупные потери как в людях, так и в дорогостоящей технике?
Так что тезис про линкоры был придуман на базе «послезнания». Причём людьми, не особо представлявшими себе ни историю эволюции взглядов на роль различных типов кораблей, ни хотя бы стоимость тех восьми «устаревших линкоров». Для справки: каждый из них стоил больше, чем вся штатная техника советской танковой армии образца 1944-45 годов.
Горящие нефтехранилища действительно выглядят очень эффектно, но, во-первых, это не так просто реализовать, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, эта проблема решается за считанные недели при помощи танкеров, которых у американцев было в достатке, равно как и запасов нефтепродуктов на западном побережье США. А сухие доки базы попросту не по зубам лёгким одномоторным бомбардировщикам. Так что японцы были всего лишь реалистами. Они атаковали только то, что могли уничтожить или надолго вывести из строя – боевые корабли и авиацию.
Действительно, именно такое число проходило у них по графе «не вернулись на авианосцы». Однако если по потерям лётного состава вопросов нет, то по самолётам это число не включает повреждённые машины. Часть из которых оказались неремонтопригодными , а часть – как минимум временно небоеготовыми, так как требовали ремонта, вплоть до заводского. Точное число машин в каждой из этих категорий остаётся предметом споров специалистов, но у всех речь идёт о десятках небоеготовых машин, вдобавок к тем 29 «не вернувшимся». И это не могло не повлиять на дальнейшие решения командования японского авианосного соединения.
В плане операции были чётко расписаны только первая и вторая «волны». Возможность дополнительных атак лишь допускалась, но при обязательном условии «успешного уничтожения вражеской авиации». Однако появление в воздухе недобитых американских истребителей и выросшие вдвое только безвозвратные потери во «второй волне» (даже без учёта повреждённых машин) показали, что это условие не выполнено, и что дальнейшие потери могут оказаться выше приемлемых при гораздо более скромных результатах. Также нельзя было исключить появление у американцев козыря в виде неизвестно где находившихся авианосцев. Поэтому вице-адмирал Тюити Нагумо и его штаб сочли основные задачи выполненными и приняли вполне обоснованное решение о завершении операции.
Статья в первые была опубликована 1 сентября 2021 года на страницах автора в LiveJournal
На сайте канала "ТактикМедиа" размещена с согласия автора. (Ред. "ТМ")