Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 2

7

1786

Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 2

В первой половине 1943 года ВВС КА активно наращивали численность самолетов и формировали новые корпуса резерва. В том числе предполагалось создать два смешанных авиакорпуса (4-й и 5-й), каждый в составе одной авиадивизии бомбардировщиков Ил-4, состоящей из двух авиаполков по 32 самолета каждый и одной авиадивизии истребителей, состоящей из четырех авиаполков по 32 самолета каждый. Одну дивизию, 113 БАД, целиком передавали в состав ВВС из АДД, а вторую, 304 БАД, формировали за счет самолетов, передаваемых из АДД. Впоследствии правда все ночные экипажи вернули в АДД, два полка Ил-4 из 304 БАД передали в 113 БАД, а саму 113 БАД вывели из состава 4 САК и перед началом Орловской операции передали в оперативное подчинение 15 ВА. По воспоминаниям главкома ВВС Новикова Сталин считал, что «тяжелые бомбардировщики очень помогли бы при прорыве оборонительных рубежей врага». В целях поощрения летного состава, летающего днем на самолетах Ил-4, постановлением ГКО на 30% повышались получаемые ими оклады содержания. Именно в этом соединении предстояло продолжить свой боевой путь Федору Чеснокову.

После перехода в 836-й БАП Федор Чесноков переучился на Ил-4 и в составе 113-й БАД участвовал в дневных операциях под Орлом. В то время с ним в экипаже летали:

• Штурман - Токаленко Григорий Яковлевич
Стрелок-радист - Поздняков Михаил Васильевич
 Воздушный стрелок - Волынский Иван Зиновьевич


Ил-4 в полете

113-я БАД в феврале 1943-го была передана из АДД в состав ВВС КА, поскольку командование полагало, что возросшая мощь истребительной авиации позволит соединениям Ил-4 успешно действовать и в дневных условиях. Перед началом наступления на Орловской дуге 113-я БАД вошла в состав 15-й ВА Брянского фронта. Однако расчеты командования ВВС оказались ошибочными. Действуя с аэродромов под Тулой, 113-я дивизия в ходе массированных ударов по опорным пунктам противника понесла существенные потери. Только за август по данным Виталия Горбача 37 Ил-4 было сбито и не вернулось на свои аэродромы. В своей книге "Над огненной дугой. Советская авиация в Курской битве" он приводит заключение штаба дивизии:

«Боевые действия бомбардировщиков типа Ил-4 днем по переднему краю, наряду с эффективными результатами бомбометания, сопровождались значительными боевыми потерями материальной части и людей, главным образом от истребителей противника и частично от зенитной артиллерии».

Исключением не стал и 836-й БАП. 

12 июля один Ил-4 был сбит истребителями, а второй столкнулся в воздухе с Ил-4 из 815-го БАП. Потеряно шесть человек летного состава.

6 августа бомбардировщики дивизии в районе Болхов попали в грозу. В итоге от грозовых разрядов сгорело и разрушилось семь бомбардировщиков, а еще три пропали без вести. В том числе из 836-го БАП не вернулось четыре Ил-4 и 14 человек летного состава.

23 августа истребителями из 54-й истребительной эскадры (JG54) было сбито три Ил-4, погибли 8 членов экипажа. Самолет лейтенанта Чеснокова был подбит, но дотянул до линии фронта и произвел посадку.

Уже на следующий день в ходе очередного вылета, в котором принимал снова участие Чесноков, истребителями из JG51 и JG54 были практически уничтожены группы 815-го и 836-го БАП, потерявшие по восемь самолетов. 836-й БАП лишился сразу 27 человек летного состава, в том числе не вернулся из вылета командир полка подполковник М.И. Побочин. Трое в последствии вернулись в полк, а еще двое попали в плен и были освобождены уже после войны. В наградном воздушного стрелка-радиста старшины Позднякова Михаила Васильевича написано, что «на Орловском и Брянском направлении летая с Героем Советского Союза Чесноковым стойко отражал атаки вражеских истребителей. В одном из воздушных боев лично сбил истребитель противника Фв-190». Возможно, это произошло как раз в этих тяжёлых вылетах. Командир 113-й авиадивизии генерал-лейтенант авиации Ф.Г. Мичугин после этих событий 28 августа был снят с должности и на командные должности больше не назначался.

В январе 1944 года 113-я дивизия была переброшена на Ленинградский фронт. Летом ставший уже капитаном Ф.С. Чесноков принимал участие в Выборгской наступательной операции, совершив четыре боевых вылета. В сложных метеоусловиях, при противодействии истребителей и ЗА противника он «уверенно водил девятку на долговременные укрепления финнов и метко поражал их». За это 11 июня 1944 года он был представлен к очередной награде - ордену Красного Знамени, который получил уже 16 июня. Всего на тот момент он выполнил уже 190 боевых вылетов.


Герой Советского Союза Ф.С. Чесноков. Среди наград уже два ордена Красного Знамени.

В ходе боев за Выборг произошел описанный в статье В. Раткина эпизод, когда самолёт Чеснокова был подбит зенитной артиллерией:

«Ил-4, шедший с левым креном, перевернулся вправо и пошел вниз. Летчик заметил, что правый элерон повис в потоке. Несмотря на все усилия, вывести бомбардировщик в горизонтальный полет не удавалось, высота стремительно падала, достигла уже 800 метров. Пора было давать команду на покидание самолета».


Федор Чесноков у винта Ил-4. Ленинградский фронт, 1944

Только с помощью штурмана, навалившегося всем телом на имеющуюся у него ручку управления, удалось вывести самолет из спирали, осторожно выполнить разворот и взять курс на свой аэродром. Также в статье В. Раткина отмечается: 

«...летчики двух «Аэрокобр», заметив, что один бомбардировщик попал в тяжелое положение, пристроились к нему и сопровождали до самой его посадки на аэродроме в Гатчине».

Несколько иначе этот эпизод описан в представлении на награду воздушного стрелка И.З. Волынского:

«На Ленинградском фронте машина была подбита огнем зенитной артиллерии, машина осталась без прикрытия и была атакована парой истребителей Ме-109. Все попытки атаковать с нижней полусферы были отбиты воздушным стрелком и самолет благополучно возвратился на свой аэродром».

Возможно, помощь от «Аэрокобр» подоспела после того, как стрелку удалось отразить атаку истребителей противника.

В любом случае ситуация была непростая и все могло закончиться гораздо хуже, как это в похожей ситуации случилось с экипажем капитана Суковицына, командира эскадрильи 836-го БАП:

«19.06.44 г. была получена задача: нанести удары по ж/д станции Сяйние. Это был второй вылет за день. Эскадрилья Ил-4, которую вел капитан И.Ф. Суковицын, шла замыкающей. При подходе к цели зенитная артиллерия противника открыла огонь. Ил-4 Суковицына был поврежден, взорвавшимся снарядом было повреждено хвостовое оперение, самолет стал "кабрировать", но командир вывел эскадрилью на цель. После сброса бомб на обратном пути самолет стал терять скорость и отставать от группы. Истребители противника атаковали подбитую машину. После многочисленных атак самолет загорелся. Командир отдал команду покинуть самолет, но убитый штурман капитан В.А. Руцкой лежал на полу кабины, а стрелки старшина А.И. Журавлев и ст. сержант П.К. Чернобай молчали. После того, как кабину охватило пламенем, Суковицын покинул самолет. Через трое суток вышел к своим войскам. Получил ожоги 2 степени. От госпитализации отказался и продолжил боевую работу».

Всего за июнь 836-го БАП потерял в боевых вылетах 17 человек летного состава (двое впоследствии вернулись из финского плена) и не менее 5 Ил-4.

В июле 113-я дивизия вела боевую работу в интересах наземных войск Ленинградского фронта на Карельском перешейке и нарвском направлении непосредственно по переднему краю обороны противника. В связи с недостаточным ассортиментом осколочных бомб, что снижало общий вес бомбовой нагрузки самолета, брались фугасные бомбы с взрывателем на мгновенное действие. По данным командиров, наблюдавших действия с земли, было установлено, что бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500 с взрывателем мгновенного действия дают значительный эффект, разрушая взрывной волной деревоземляные сооружения, а также оглушают расчеты артиллерии, минометов и т.д., Кроме этого, калибр бомб оказывает сильное моральное воздействие на противника. В целях повышения весовой загрузки самолета почти все экипажи тренировались с бомбовой нагрузкой 2000 кг, но никакой насущной необходимости постоянно летать с такой нагрузкой не было, поскольку в таком случае снижалась эффективность действий в плане поражения целей осколочными бомбами.

В августе дивизия, находясь в оперативном подчинении 13-й ВА, имела основной своей задачей взаимодействовать с наземными войсками в тактической глубине на Ракверском и Чудском участках Ленинградского фронта. Дивизия наносила в дневных условиях массированные удары по живой силе противника в траншеях и подавляла артиллерийско-минометные батареи в узлах сопротивления, находящихся в непосредственной близости к линии боевого соприкосновения, содействуя наступлению и преодолению водных преград нашими наземными войсками.

В результате бомбардировочных ударов по наблюдению экипажей бомбардировщиков и летчиков-истребителей, подтверждением командующего 13-й ВА, наземных войск и по фотоснимкам, действия дивизии были эффективными. После массированных бомбардировочных налетов по узлам сопротивления наши наземные войска быстро продвигались вперед и овладевали ими.

Потерь полк ни в июле, ни в августе не понес, несмотря на активные боевые действия.

После капитуляции Финляндия 836-й БАП вывели в тыл для освоения новых бомбардировщиков Ту-2. Весной 45-го, завершив переучивание полк в составе дивизии с аэродрома Крейзинг около Познани участвовал в Берлинской операции.


Самолет Ту-2

Несмотря на отличные летные данные нового бомбардировщика, истребители противника могли создать им серьезные проблемы. 15 декабря 44-го из боевого вылета на бомбардировку ВМБ Либава не вернулась целая эскадрилья из восьми Ту-2 454-го БАП. Ведущим восьмерки был капитан Иван Сергеевич Петросян, который в 41–42 воевал вместе с Федором Чесноковым в составе 152-й ОРАЭ ВВС Крымского фронта.

840-й БАП из соседней 326-й БАД в бою 11 марта 1945 года в районе Кёнигсберга потерял от истребителей противника сразу девять Ту-2 и еще один бомбардировщик был сбит ЗА.

Описание вылета 11.03.1945 из отчета 326 БАД (увеличение по клику)

113-я авиадивизия в апреле из-за отсутствия благоприятных метеоусловий боевые действия вела всего четыре дня (16, 20, 22 и 25 апреля), в остальное время части дивизии находились в готовности номер 2 для решения следующих задач:

1. Бомбардировочными ударами, методом разрушения жилых домов парализовать огневую систему, уничтожить живую силу и подавлять огневую систему противника в его опорных пунктах /крупные населенные пункты и города/

2. Нанесение бомбардировочных ударов по центру г. Берлин с целью уничтожения живой силы, разрушения опорных пунктов и подавления огневой системы противника.

Средняя высота бомбометания колебалась от 1200 до 1500 м, средняя бомбовая нагрузка составила 1637 кг, в том числе 30-40% ФАБ-1000, 10% ЗАБ (а иногда АО-50-100), остальные ФАБ-500, 250. В отчете дивизии отмечалось, что выполнять боевых задач на самолете Ту-2 в сложных метеоусловиях (туман, дымка и дымы) было весьма непростым делом, поскольку самолет имеет большую скорость (по отчету девятки Ту-2 бомбили на скорости 380-400 км/ч), а обзор у штурмана недостаточно хороший.


Группа Ту-2 в полете

836-й БАП таких серьезных потерь от истребителей противника, как соседи, к счастью, не имел, хотя встречи с ними были регулярными:

Из наградного Ф. Чеснокова:

«В 1945 успешно овладел грозным современным бомбардировщиком Ту-2 и в боях под Берлином продемонстрировал его качества. Капитану Чеснокову было дано задание разведать цель удалением 30 км от линии фронта, подлетая к цели был встречен пятеркой истребителей противника, искусно маневрируя сфотографировал цель - он успешно выполнил задание».

Из наградного Г. Токаленко:

 «При разведке цели в районе Берлина самолет Ту-2 был атакован 4-мя истребителями противника. Умело маневрируя и ведя губительный огонь из всех точек самолет ушел невредим, выполнив задание».

Сам Ф. Чесноков вспоминал:

«Видимость — ужасная! Полку дважды пришлось возвращаться, не выполнив задания. На 1500 метрах видно только под собой; один самолет еще может выполнить задание, но не полк. В одном из вылетов нас атаковали 16 немецких истребителей, а сопровождение у нас- 4 «Яка». Отстреливались из пушек — и после боя ни одной царапины». (В. Раткин. Мир Авиации 4/2003)

Действия 113-й БАД прикрывала 3-я гвардейская истребительная авиадивизия на истребителях Ла-7. Для группы Ту-2 из двух девяток обычно выделялось непосредственное прикрытие четыре истребителя на девятку плюс ударная группа 6–8 истребителей.


Схема прикрытия самолетов Ту-2 истребителями 1-го ГИАК

И тем не менее, несмотря на то что даже в отчете дивизии противодействие противника было названо слабым, 16 апреля было шестеркой Fw190 сбито два Ту-2 полка из группы, ушедшей на задание без прикрытия, при этом погибли четыре члена экипажей. Еще один бомбардировщик был потерян от огня зенитной артиллерии 20 апреля. Погибли штурман и радист.


Описание вылета 16.04.1945, в котором истребители противника сбили 2 Ту-2 из 836 БАП

Всего за апрель 113 БАД совершила 340 самолетовылетов, начав участие в Берлинской операции ударом по укреплениям на Зееловских высотах, а закончив налетами непосредственно по центру Берлина. Здесь над Берлином Федор Чесноков выполнил свой 240-й боевой вылет. Война закончилась, но вскоре поступил приказ перебазироваться на Дальний Восток.

Перебазирование осуществляли с 25.6 по 19.7.45 с аэродрома Крейзинг (Познань, Польша) на аэроузел Чойбалсан (Монголия). На 90 Ту-2 и приданных 11 Ли-2 перелетали летный и технический состав, оперативные группы штабов, а также перевозились необходимые запчасти. Остальная часть личного состава, транспорта и имущества перевозилась по железной дороге.

Перелет осуществлялся в три этапа:

  1. Крейзинг, Озеры(Минск), Тула

  2. Тула, Казань, Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Белая, Джида

  3. Джида, Улан-Батор, Чойбалсан

Сосредоточившись на аэродроме Чойбалсан, дивизия в составе 7-го бомбардировочного авиакорпуса 12-й ВА Забайкальского фронта с 9 августа 1945 года приступила к боевым действиям на Хайларском направлении. Одновременно с нанесением бомбардировочных ударов дивизия одиночными самолетами Ту-2 вела разведку войск противника в интересах авиационного и наземного командования с задачей: визуальным наблюдением и фотографированием определить состояние, характер и количество движения живой силы и техники противника по грунтовым, шоссейным и ж/д дорогам, входящим в маршрут полета разведчика, а также установление скопления войск и техники противника в населенных пунктах и наличие авиации на аэродромах. Визуальная разведка производилась с высот 3500–3800 метров с горизонтального полета на скорости 330–350 км/ч таким образом, чтобы в ясную погоду самолет располагался между объектом и солнцем. Отсутствие противодействия истребителей и зенитных средств позволяло иногда при выполнении разведки снижаться до 600 метров.

Именно на воздушную разведку глубоких тылов противника Федор Чесноков совершил свои 10 боевых вылетов в ходе боевых действий против Японии, каждый раз доставляя ценные сведения командованию воздушной армии, за что в сентябре 45-го был награжден орденом Александра Невского.

Маршрут вылета на разведку к-на Чеснокова 9 и 10 августа 1945

Маршрут вылета на разведку к-на Чеснокова 12 августа 1945


Маршрут вылета на разведку к-на Чеснокова 15 и 16 августа 1945

После войны Ф. С. Чесноков продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году он окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал полком. Летал на бомбардировщике Ил-28. С 1959 года полковник Ф. С. Чесноков — в запасе.


В центре Федор Чесноков. Фото сделано не ранее сентября 1945-го.

Жил в городе-герое Москве. С марта 1960 года — технический инспектор труда Центрального комитета профсоюза рабочих авиационной и оборонной промышленности, В 1967 году окончил электромеханический техникум, с 1977 года — технический инспектор труда Центрального комитета профсоюза рабочих общего машиностроения.

Герой Советского Союза, кавалер нескольких орденов Федор Сергеевич Чесноков скончался 7 июля 2004 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 1

Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 2

Источники:

  1. В. Раткин Герой Советского Союза Федор Сергеевич Чесноков. Мира авиации. №4(33) 2003
  2. М. Тимин. Как с помощью «простого финского ножа» отбиться от «мессершмитта». (tacticmedia.ru)
  3. В. Горбач. Над огненной дугой. Советская авиация в Курской битве. М.: Яуза, Эксмо, 2007
  4. Сайт Память народа https://pamyat-naroda.ru/
  5. Сайт ОБД Мемориал https://obd-memorial.ru
  6. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 9 - struve-druck, 2005.
  7. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 12 - Buchverlag Rogge GmbH, 2012
  8. Документы Люфтваффе с сайта: https://invenio.bundesarchiv.de/
  9. Гриф секретности снят: Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. — М.: Воениздат, 1993.
  10. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.
  11. Маслов М.А. Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2. - М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО: 2010
  12. Сайт Авиаторы Второй мировой allaces.ru
  13. "Каждый полет мог быть последним" (интервью Ф.С. Чеснокова порталу pravda.ru 20.04.1999)
  14. Сайт объединения поисковых отрядов "Брянский фронт" http://bryanskfront.mybb.ru/
Поделиться
Комментарии
Павел Грачёв
21.03.2025 10:55:03
*Возможно, помощь от «Аэрокобр» подоспела после того, как стрелку удалось отразить атаку истребителей противника.*

Либо стрелок принял свои истребители за вражеские. Такое тоже бывало.

P.S. Спасибо за статью)
Константин Косушкин > Павел Грачёв
21.03.2025 20:52:03
Да, могло и такое быть.
Спасибо!
Алексей Бардин
21.03.2025 20:03:45
[img]blob:https://tacticmedia.ru/143464d5-b928-4840-833e-531167ef88de[/img]
Алексей Бардин
21.03.2025 20:07:06
Константин , спасибо за статью. Пытался Вам переслать уникальное фото  ветеранов 4 АДД 9 мая 1975 года . Генерал лейтенант  Драгомирецкий и 11 его однополчан . Но фото тут не проходит как копия .  
Константин Косушкин > Алексей Бардин
21.03.2025 20:59:38
Спасибо! Попробуйте отправить на почту kostinen@mail.ru
вова Блинов
23.03.2025 02:08:54
Спасибо очень интересно. Я и не думал что в 1943 году были полки  Ил-4-х которые летали днём и бомбили передний край и ближний тыл. Скажите пожалуйста а много полков вооруженных Ил-4 перевели на дневную работу по переднему краю и ближним тылам в 1943-1945 годах?
Константин Косушкин > вова Блинов
23.03.2025 09:18:24
Спасибо. Да собственно только 4 полка 113-й БАД и были на Ил-4. Потом в 44-45 появилось еще две дивизии, 334-я и 326-я, но уже на Ту-2. А в 45-м и 113-я на Ту-2 перешла.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.