07 января 2025
825
Обратите внимание! Часть изображений можно найти по ссылкам, которые выделены цветом.
К началу Второй мировой войны окраска кораблей Королевского Итальянского флота регламентировалась правилами, принятыми в 1929 г. Надводный борт и вертикальные поверхности надстроек окрашивались в светлый пепельно-серый цвет (grigio-cenerino chiaro), в него же целиком красились боевые рубки, орудийные башни и щиты, башенки командно-дальномерных постов, шлюпки, нижние части мачт. Надо сказать, что ряд итальянских историков считает, что пепельно-серый как основной цвет окраски боевых кораблей появился только после войны, а во время нее входил только в состав камуфляжной окраски, основной же до войны являлась светлая серо-голубая (grigio azzuro chiaro) или просто светло-серая (grigio chiaro) окраска. Единого мнения в этом вопросе нет до сих пор, однако нельзя исключить, что речь идет о разных наименования одного и того же оттенка или же весьма близких. Подводная часть корпуса у крупных надводных кораблей обычно была темно-зеленой (verde scuro) или кирпично-красной (rossa mattone), у эсминцев и миноносцев – чаще красной. Верхняя палуба, палубы надстроек и мостиков окрашивалась в темно-серый цвет с характерным металлическим отливом (grigio ferro), однако палуба юта на крупных надводных кораблях, как правило, имела тиковое покрытие и сохраняла естественный цвет древесины. Ватерлиния, верхняя часть грот-мачты и козырьки на дымовых трубах были черными (nero), обвесы мостиков с внутренней стороны – темно-синими (blu scuro), внутренние помещения – светло-зелеными (verde chiarissimo).
Для крупных надводных кораблей (линкоров и крейсеров) не предусматривалось каких-либо специальных идентификационных обозначений – считалось, что имеющиеся внутрисерийные различия и без того позволяют определить корабль по деталям силуэта. В отличие от них, эсминцы и миноносцы несли на бортах в носовой части двухбуквенный идентификационный код красного цвета, дублирующийся более мелкими литерами на корме.
Сочетания литер не были уникальными и могли повторяться, однако это допускалось только для кораблей разных классов или с различным числом дымовых труб. Например, литеры АС одновременно несли миноносцы «Альчоне» (однотрубный) и «Джованни Ачерби» (трехтрубный), а CP – эсминец «Франческо Криспи» и миноносец «Каллиопе», хотя оба имели по одной трубе. Кроме того, литеры погибшего корабля могли передаваться вновь вступающему в строй. В частности, код AD перешел от погибшего в марте 1941 г. миноносца «Андромеда» к вошедшему в строй в сентябре 1942 г. «Арденте». Более того, имелись случаи, когда идентификационный код действующего корабля передавался строящемуся. Так, эсминец «Ланцеротто Малочелло» передал свой код МС только намечавшемуся к закладке «Команданте Моккагата» (кстати, оставшемуся недостроенным), получив вместо этого новый – МО, а «Кораццьере» сменил код CR на CZ, передав первый однотипному «Карриста».
В довоенные годы, помимо литерных кодов, эсминцы и миноносцы зачастую несли на дымовых трубах идентификационные марки, обозначающие их место в дивизионе. С началом войны нанесение марок перестало практиковаться.
Первым изменением в системе окраски, продиктованным опытом войны, стало введение знаков идентификации с воздуха. После боя у Пунта-Стило в июле 1940 г., выявившего сложности в опознании итальянских кораблей собственной авиацией, было принято решение о нанесении на полубак в носовой части опознавательной окраски. Сначала по приказу командующего флотом адмирала Иниго Кампиони палубу в носовой и кормовой оконечностях закрашивали белой известью, но вскоре вместо этого стали наноситься широкие диагональные полосы чередующихся белого и красного цветов. Аналогичным образом еще с довоенных времен окрашивались верхние плоскости корабельных гидропланов.
Как правило, зона бело-красной окраски продолжалась на эсминцах и миноносцах до носового волнолома, на крупных кораблях – до носовой башни. Но имелись исключения и различия даже среди однотипных кораблей. Например, уникальным образом окрашивались все новейшие линкоры: на «Литторио» и «Витторио Венето» данная зона заканчивалась, не доходя до носовой башни, при этом на «Венето» деревянная палуба юта была закрашена свинцово-серой краской и на кормовую ее часть также нанесли диагональные опознавательные полосы, а «Литторио» получил такую окраску в корме значительно позже – предположительно, только в конце 1941 года, причем она доходила до среза протяженного полубака На «Роме», вошедшем в строй позже систершипов, идентификационная окраска в носу захватывала первую башню, доходя до второго волнолома, но кормовая часть не окрашивалась вообще, сохраняя естественный цвет дерева. С другой стороны, на «Литторио» и «Венето» к началу 1943 года опознавательные полосы были закрашены совсем, в то время как на «Роме» они сохранялись вплоть до его гибели.
На тяжелом крейсере «Больцано» диагональные опознавательные полосы также захватывали зону носовых башен. Долгое время считалось, что этот крейсер был единственным, имевшим окрашенную полосами палубу и в корме, однако относительно недавно стало известно, что аналогичным образом красился крейсер «Фиуме», причем у него на носу красно-белые полосы заходили за барбет возвышенной башни и даже были на крышах обеих башен. Остальные корабли, насколько известно, идентификационных полос в корме не имели.
Наконец, следует отметить, что примерно с конца 1940 года стала практиковаться перекраска подводной части кораблей в темно-серый или темно-красный цвет. Спасательные плотики, первоначально серого цвета, со временем перекрасили чередующимися красными и желтыми полосами для облегчения поиска с воздуха.
Светло-серый цвет, в который окрашивались итальянские надводные корабли, становился малозаметным в пасмурную погоду, но в ясную казался почти белым и был хорошо виден со значительного расстояния. Поэтому во второй половине 1940 г. под руководством майора Корпуса корабельных инженеров Луиджи Петрилло из Морского министерства начались работы по созданию камуфляжной окраски. Необходимо подчеркнуть, что данные эксперименты были ориентированы не на уменьшение заметности кораблей, а на искажение их визуального восприятия и затруднение определения элементов движения.
Распоряжение о введении камуфляжной окраски Морское министерство отдало 18 января 1941 г. Первые опыты велись на находившихся в тот момент на ремонте в Специи крейсерах «Фиуме» и «Дука д’Аоста». 21 января из министерства прибыли две экспериментальные камуфляжные схемы, разработанные майором Петрилло на основе схем, использовавшихся в годы Первой мировой войны.
К сожалению, никаких документов, позволяющих точно воспроизвести камуфляжную окраску «Фиуме», не осталось. Как утверждают итальянские историки, к настоящему моменту сохранилась лишь одна нечеткая фотография правого борта крейсера, сделанная в промежутке между его прибытием в Таранто 1 марта и гибелью четырьмя неделями спустя. Можно лишь сказать, что применялись темно-серый (grigio scuro) и светло-серый (grigio chiaro) цвета, а рисунок представлял собой темные вертикально расположенные полосы неправильной формы по основному светлому тону корпуса и надстроек. Хотя скорая гибель корабля не позволяет со всей уверенностью судить об эффективности его камуфляжной окраски, считается, что именно она легла в основу принятой впоследствии стандартной схемы.
Камуфляжная схема для «Аосты» получила название «двойная рыбья кость» (Doppia spina di pesce) и должна была затруднить работу оптических дальномеров противника. Корпус и надстройки крейсера красились в глубокий темно-серый цвет (fondo grigio scuro), на который наносились крупные желто-зеленые (giallo-verde) четырехугольники, расходящиеся от центра корабля в обе стороны, в форме рыбьих хвостов. Окраска была полностью симметричной по обоим бортам.
«Двойная рыбья кость» нашла ограниченное применение на кораблях итальянского флота. В конце марта 1941 г. такую окраску получил проходивший ремонт повреждений в Таранто линкор «Литторио». В июне того же года, также во время ремонта после торпедного повреждения, похожую окраску нанесли на однотипный «Витторио Венето». Его схема камуфляжа отличалась большим числом изломов в верхней части вместо чистых четырехугольников. Кроме того, она была несколько различной на двух бортах. В течение лета по аналогичной схеме был перекрашен старый линкор «Дуилио», при этом его оконечности стали желто-зелеными, чтобы исказить размеры корпуса. С той же целью в августе 1941 г. оконечности «Литторио» и «Венето» выкрасили в грязно-белый цвет (bianco sporco opaco).
Отдельно изучался вопрос о маскировочной окраске эсминцев и миноносцев. Эксперименты начали проводиться в феврале 1941 г. в Поле и были ориентированы, главным образом, на затруднение визуального восприятия типа корабля, его курса и скорости. Эти меры представлялись итальянцам важными в том числе для снижения угрозы, исходившей от активно действовавших в Средиземном море английских торпедоносцев и подводных лодок. Сложнее всего оказалось обеспечить окраске одинаковую эффективность и в дневных, и в ночных условиях – иными словами, окраска, хорошо скрывающая корабль ночью, оказывалась совершенно не подходящей, едва всходило солнце, и наоборот. В частности, итальянцы с глубоким удивлением обнаружили, что в условиях характерных для Средиземного моря темных безлунных ночей практически незаметными оказались госпитальные суда в их типичной окраске – белый корпус с широкой зеленой полосой и красными крестами.
Модельные исследования показали, что наиболее отвечающим всем противоречивым требованиям для эскортных кораблей является темный серо-голубой цвет (grigio azzurro), похожий на тот, в который красились итальянские корабли до начала 1930-х годов, но более темного оттенка. Первым, в конце весны 1941 года, в него был окрашен эсминец «Авиере» из состава 11-го дивизиона. В конце июня поступил доклад, из которого следовало, что «Авиере» становился малозаметным на дистанциях свыше 10000 м, тогда как другие корабли его дивизиона, сохранившие светло-серую окраску, были четко видны. Обнадеженный командующий флотом адмирал Анджело Якино 22 июля приказал перекрасить аналогичным образом эсминцы «Николозо да Рекко», «Уголино Вивальди», «Либеччо», «Камичиа Нера» и «Джениере». При этом на «Авиере» носовая, а на «Камичиа Нера» и «Джениере» – также и кормовая оконечности оставались светлыми, тогда как у «Либеччо» светлыми оставались верхние части надстроек. В целом результат не оправдал ожиданий. Уже 30 августа командир 14-го дивизиона эсминцев отметил в рапорте, что в ночное время и в предрассветных сумерках «Вивальди» оказался гораздо заметнее других кораблей дивизиона, сохранивших светло-серую окраску. Другие рапорты также не дали однозначно положительных отзывов о темно-серой схеме, поэтому она не получила дальнейшего применения.
Тем временем эксперименты с камуфляжной окраской продолжались. Адмирал Якино был не вполне удовлетворен «двойной рыбьей костью», поскольку быстро она теряла эффективность в пасмурную погоду или при увеличении дистанции, когда корабль выглядел как единый довольно темный силуэт. Поэтому флот обратился к известному художнику-маринисту Родольфо Клаудусу с предложением разработать свой образец камуфляжа для крейсера «Муцио Аттендоло». Используя черный, грязно-белый (bianco sporco) и голубой (azzurro) цвета, Клаудус создал схему, которая должна была затруднить определение типа, курса и скорости корабля. Абстрактные картины, с характерными «зубчатыми» краями, нанесенные на борта «Аттендоло» в июле 1941 г., должны были напоминать меньший корабль, идущий искаженным угловым курсом с высокой скоростью. Как и следовало ожидать от творческой натуры художника, рисунки были различными с двух бортов.
Схема «Клаудус» произвела впечатление на моряков и нашла применение на ряде боевых единиц. В октябре 1941 г. по схеме были окрашены линейный корабль «Андреа Дориа» и эскадренный миноносец «Николо Дзено»; в ноябре – линкор «Конте ди Кавур», переводившийся из Таранто в Триест для капитального ремонта и модернизации, и легкий крейсер «Джузеппе Гарибальди»; в декабре – линкор «Джулио Чезаре» и эсминец «Аскари»; в марте 1942 г. – тяжелый крейсер «Гориция»; последним, в апреле 1942 г., ее получил тяжелый крейсер «Тренто».
Окраска по данной схеме была строго индивидуальной для каждого корабля, но, в отличие от прототипа, как правило, симметричной с обоих бортов. Использовавшаяся при этом цветовая гамма оказалась довольно широкой. Так, на «Дориа» и «Чезаре» камуфляж был трехцветным – применялись светло-серый, голубой и черный цвета. У «Кавура» к указанным цветам добавился грязно-белый. «Дзено» также красился в четыре оттенка: черный, темный серо-голубой, светлая охра и грязно-белый. На «Горицию», «Тренто» и «Аскари» поначалу наносился трехцветный камуфляж с применением черного (на «Гориции» вместо него использовался темно-серый), светло-серого и грязно-белого оттенков, но в сентябре 1942 г. белые участки были закрашены светло-серым, и корабли стали двухцветными. И только «Гарибальди» изначально нес двухцветную окраску с рисунком черного цвета по основному светло-серому фону.
Тем временем, поиск оптимальной камуфляжной окраски продолжался. В октябре 1941 г. на легком крейсере «Джованни делле Банде Нере» была опробована двухцветная схема, разработанная в Морском министерстве под руководством майора Петрилло. Основным цветом являлся пепельно-серый, на который наносились широкие контрастные полосы темно-серого (оба цвета были приглушенного, матового оттенка). Аналогичным образом, но с добавлением бело-грязного в оконечностях, были перекрашены эскадренные миноносцы «Алвизе да Мосто» с17 (ноябрь 1941 г.) и «Ланчере» (февраль 1942 г.).
29 декабря 1941 г. данная схема была официально утверждена в качестве стандартной. При этом рекомендовалось, по возможности, наносить различные рисунки как на различные корабли, так и на разные борта одного корабля. Темным полосам следовало придавать неправильную форму, избегая горизонтальных, вертикальных или параллельных линий.
В течение 1942 года стандартная схема камуфляжа была введена повсеместно, за исключением некоторых кораблей, уже несших камуфляж по схеме «Клаудус». При этом следует отметить, что линкоры перекрашивались в обязательном порядке: на «Витторио Венето» новая окраска была нанесена в марте, во время ремонта после торпедного попадания, на «Литторио» – в мае, «Рома» вошел в строй в июне, уже имея аналогичную схему окраски, три остававшихся в строю старых линкора («Чезаре», «Дуилио» и «Дориа») получили стандартный камуфляж в течение лета, тогда как «Кавур» в строй так и не вернулся.
Маскировка оставшихся крейсеров велась столь же быстрыми темпами: в марте камуфляж получил «Луиджи Кадорна», в мае – «Монтекукколи», «Эудженио ди Савойя» и «Дука д’Аоста», в июне – «Триест», «Больцано» и «Дука дельи Абруцци», в июле был перекрашен «Аттендоло»; легкие крейсера типа «Капитани Романи» («Аттилио Реголо», «Сципионе Африкано» и «Помпео Маньо») получали камуфляжную окраску при вступлении в строй. К концу года по стандартной схеме был перекрашен и эскадренный миноносец «Николо Дзено», поскольку схема «Клаудус» из-за своей многоцветности оказалась непрактичной – после походов в штормовом море камуфляж регулярно требовал подновления, а необходимый набор красок имелся далеко не в каждом порту.
Можно выделить три основных схемы стандартного камуфляжа:
1) рисунок в виде изломанных многоугольников, образованных прямыми линиями. Данная схема была наиболее распространенной и потому имела несколько вариаций. Как правило, темные пятна были достаточно крупными (линкоры «Венето», «Рома», «Чезаре», крейсера «Больцано», «Триест», «Банде Нере», «Аттендоло», «Аттилио Реголо»); иногда часть линий, их образующих, имела плавные закругления (линкор «Дуилио», крейсера «Монтекукколи», «Помпео Маньо», эсминцы «Эуро», «Да Рекко», «Премуда»), причем у «Джениере» рисунки камуфляжа на обоих бортах являлись как бы негативным отражением друг друга; были пятна относительно небольшого размера (эсминец «Панкальдо», миноносец «Никола Фабрици»); реже использовался «осколочный» рисунок, представлявший собой нагромождение мелких пятен с острыми углами (эсминец «Лампо»). Весьма необычным образом был закамуфлирован легкий крейсер «Дука дельи Абруцци», борта которого украшал буквально частокол узких полос в виде прямых и перевернутых латинских букв V;
2) наклонные полосы или пятна неправильной формы с волнистыми краями (линкор «Литторио», крейсера «Эудженио ди Савойя», «Сципионе Африкано», эсминцы «Вивальди», «Усодимаре», «Страле», «Берсальере», «Бомбардьере», «Себенико», миноносцы «Линче», «Антонио Мосто», «Анджело Бассини»);
3) плавные скругленные полосы (линкор «Дориа», крейсера «Кадорна», «Дука д’Аоста», эсминец «Да Мосто», миноносец «Орионе»), причем на «Аосте» они еще и имели подводку.
В первое время оконечности зачастую красились в грязно-белый цвет, чтобы маскировать размер поднимаемых кораблем бурунов и, таким образом, затруднять определение скорости. После торпедирования в августе 1942 г. британской субмариной крейсеров «Аттендоло» и «Больцано» итальянцы посчитали, что наличие светлых зон в оконечностях подчеркивает точку прицеливания и облегчает торпедную стрельбу с небольшого расстояния, после чего до конца года белые участки были закрашены на всех кораблях (включая окрашенные по схеме «Клаудус»).
Исключения из двухцветной схемы были весьма немногочисленными. Так, на линкоре «Андреа Дориа» оконечности окрашивались в голубой цвет; на однотипный «Кайо Дуилио» наносился сложный четырехцветный рисунок, с многочисленными изломами темных полос, применением, в дополнение к светло-серому, голубого цвета на бортах и надстройках; крейсер «Монтекукколи» имел грязно-белые зоны по правому борту не только в оконечностях, но и в середине корпуса и на надстройках (полностью их ликвидировали только в июле 1943 г., переведя крейсер на двухцветный камуфляж); на «Триесте», «Аттилио Реголо» и эсминце «Леджонарио» первоначально имелись отдельные светло-зеленые участки, которые уже к концу августа 1942 г. были перекрашены в пепельно-серый цвет; а вот эсминец «Николозо да Рекко», наоборот, в июне 1943 г. сменил двухцветный камуфляж на трехцветный: его носовой оконечности и надстройке придали голубой оттенок.
Легкий крейсер «Джузеппе Гарибальди» в августе 1943 г. был перекрашен по модифицированной стандартной схеме, с использованием темно-серого и черного цветов, только трубы с правого борта были светлыми. Примерно в то же время несколько изменился рисунок камуфляжа на линкоре «Джулио Чезаре» и легком крейсере «Аттилио Реголо».
Стоит отметить, что при наличии камуфляжной окраски литерные обозначения на эсминцах и миноносцах могли закрашиваться совсем, а могли наноситься поверх нее. В последнем случае они могли как оставаться красными, по довоенному образцу, так и быть контрастного по отношению к основной окраске оттенка – темными на светлом фоне и светлыми на темном.
В 1944 году итальянские корабли, оказавшиеся под контролем союзного командования, были перекрашены по схеме, аналогичной принятым у союзников (английская стандартная адмиралтейская схема или американская Ms.22). При этом корпус красился в темно-серый цвет, а надстройки – в светлый пепельно-серый (например, у линкора «Дориа», крейсеров «Савойя», «Аоста», «Кадорна», «Реголо»). Такую окраску итальянские корабли сохраняли до окончания боевых действий в Европе и возвращения в Италию. Правда, и тут не обошлось без вариаций. У находившихся на стоянке на Большом Горьком озере в Египте линкоров «Италия» (бывший «Литторио») и «Витторио Венето» на корпус светлого пепельно-серого цвета наносился темно-серый прямоугольник, соответствовавший по расположению главному броневому поясу. У эсминцев «Артильере» (бывший «Камичиа Нера») и «Карабиньере» корпус был темно-серым только до уровня верхней палубы, причем у последнего темный участок обрывался в районе носового орудия. Весьма необычным образом в марте 1944 г. перекрасили легкий крейсер «Дука дельи Абруцци»: у него был светло-серый корпус с темно-серой трапецией под дымовыми трубами, но уже к концу года он получил стандартную окраску. Легкий крейсер «Дука д’Аоста» в 1945 году был перекрашен в единообразный светло-серый цвет. С другой стороны, линкор «Джулио Чезаре» сохранял камуфляж на надстройках вплоть до передачи по репарациям Советскому Союзу в 1949 году!
Поговорим теперь о камуфляжной окраске подводных лодок. В довоенные годы итальянские субмарины в надводной части равномерно окрашивались в темно-серый цвет с голубовато-синим металлическим отливом; подводная часть была зеленой; деревянный палубный настил не красился.
На основании рапортов, составленных командирами лодок по результатам боевых походов, уже к концу 1940 года командование подводными силами пришло к выводу о необходимости принятия мер по уменьшению заметности субмарин, направленных как на то, чтобы позволить им «слиться» с окружающей средой (итальянцы использовали для этого термин mimetizzazione – маскировка), так и на то, чтобы затруднить противнику опознавание и определение элементов движения лодки (camuffamento – камуфляж). Работа по подбору новых вариантов окраски, отвечающих указанным требованиям, была поручена Школе подводного плавания в Поле и группами подводных лодок в Таранто и Специи при поддержке местных арсеналов.
В Поле были опробованы схемы камуфляжа с применением контрастных цветов – черного, светло-зеленого, различных оттенков серо-голубого. В Таранто отрабатывалась схема с темными серо-зелеными пятнами, образованными ломаными линиями, на светло-сером фоне, являвшаяся очевидным компромиссом между маскировкой и камуфляжем. Группа Специи после серии экспериментов, проведенных в августе-октябре 1940 года с подводными лодками H-2, Н-4, Н-6 и Н-8, выработала маскировочную окраску из пятен темно-зелено-коричневого цвета с прямыми или закругленными краями на светло-зелено-голубом фоне. В период с февраля по март 1941 года были проведены испытания с подводными лодками «Ониче», «Адуа», «Веттор Пизани», «Дес Дженейс» в Поле, «Джованни да Прочида» и «Чиро Менотти» в Таранто, «Янтина» и «Микеле Бьянки» в Специи. По их результатам было установлено, что наиболее эффективны схемы, разработанные в Таранто и Специи, после чего «Да Прочида» перешла в Специю для сравнительных испытаний с «Янтиной» в Лигурийском море.
На их основании в апреле 1941 года была официально утверждена стандартная схема камуфляжной окраски для подводных лодок, действующих в Средиземном море. Она представляла собой пятна темно-коричневого цвета (с зеленым отливом) неправильной формы с закругленными краями на светлом серо-голубом фоне и стала своего рода компромиссом между двумя предыдущими схемами, в котором, по мнению Эрминио Баньяско,
«концепция маскировки, или уменьшения заметности лодки за счет сливания ее силуэта с окружающей средой, преобладала над камуфляжем, результат которого было почти невозможно реализовать на… подводных лодках».
Надо отметить, что стандарт задавал лишь общие критерии окраски, но все лодки красились по индивидуальным эскизам, примером чему могут служить «Платино» и «Флутто». Новая окраска обычно наносилась во время продолжительных ремонтов в арсеналах военно-морских баз. По возвращении из похода камуфляж, как правило, подновлялся при помощи подручных средств, при этом исходные границы более темных пятен зачастую непреднамеренно искажались, что можно заметить, сравнивая фотографии одной и той же субмарины, сделанные в разное время. На некоторых лодках первоначальный рисунок камуфляжа во время последующих ремонтов полностью изменялся, оставаясь при этом в рамках стандартной схемы.
Отдельные подлодки в определенные периоды несли экспериментальную или нестандартную окраску. Например, «Шире» накануне своего первого боевого похода в качестве носителя штурмовых средств в сентябре 1940 года, по инициативе своего командира, капитана 2 ранга Валерио Боргезе, была окрашена в светло-серый цвет, на который нанесли темно-серый силуэт парусно-моторного баркаса, типичного для Средиземноморья. Но позже «Шире» была перекрашена по стандартной схеме. У «Амбры» после переоборудования в носитель штурмовых средств нижняя часть надводного борта была темно-серой, а всё, что выше, имело равномерную светло-серую окраску.
Несмотря на принятие стандарта, далеко не все итальянские подводные лодки, действующие на Средиземном море, были закамуфлированы; некоторые сохраняли довоенную однородную окраску до начала 1943 года.
Подводные лодки, совершавшие переход из Массауа в Бордо весной 1941 года («Аркимеде», «Феррарис», «Гульелмотти», «Перла»), несли контрастный камуфляж в виде геометрических фигур, в основном – треугольников, более темного цвета, чем основной тон корпуса и рубки. Однако в целом подводные лодки командования BETASOM, действовавшие в Атлантике и базировавшиеся на Бордо, довольно редко несли камуфляж. В подобных случаях на них применялись нестандартные схемы – как, например, на «Аммиральо Каньи». Когда же субмаринам предстоял переход из Бордо в Италию, их, как правило, окрашивали по средиземноморским стандартам.
В период кобеллиджеранцы (1944-1945 гг.) от камуфляжа постепенно отказались, и подводные лодки окрашивались целиком либо в светло-серый, либо принятый у союзников темно-серый цвет с выраженным металлическим отливом. К концу войны некоторые итальянские субмарины, подобно британским или американским, несли двухцветную схему окраски: темно-серая нижняя часть корпуса и светло-серая верхняя часть с ограждением рубки.
Что же касается торпедных катеров – знаменитых MAS, то камуфляж на них пытались применять в начале войны (например, на MAS-536 и MAS-558), но быстро выяснилось, что для таких небольших боевых единиц он попросту бесполезен, а в определенных случаях даже вреден, поэтому к концу 1942 года от его почти полностью отказались. Вместо этого все больше и больше развивалась маскировка мест базирования, в которых MAS укрывались в течение дня, чтобы избежать постоянно растущей воздушной угрозы со стороны противника.
Более крупные катера типа MS, строившиеся по образцу и подобию германских «шнелльботов», камуфляжа никогда не несли. Единственным исключением стали несколько трофейных югославских катеров, относившихся к тому же типу. Они были отправлены в Эгейское море и с весны 1942 года стабильно несли камуфляжную окраску. Вероятно, сказались географические особенности театра, для которого характерны изрезанные скалистые берега и изобилие мелких островков.
В годы войны камуфлировались и торговые суда, особенно, доставлявшие снабжение для североафриканской группировки, но рассказ о них выходит за рамки данной работы.
Повлияло это на бомбовые удары по собственным кораблям итальянской (немецкой) авиации.
И что про это писали Союзники (по идее для них стало проще обнаруживать корабли с воздуха и идентифицировать как враждебные)?