Первый, но далеко не последний…

31 мая 2022

Михаил Тимин

3

8534

Первый, но далеко не последний…

9 сентября 1941 года командир 54-й истребительной эскадры майор Ханс Траутлофт записал в своём дневнике такие слова: «Вся эскадра скорбит, получив ужасную новость, а я никак не мог принять, что «Хабса» не стало…» В этот день погиб второй по результативности ас эскадры оберлейтенант Хуберт Мютерих, буквально за месяц до этого награждённый рыцарским крестом, открыв длинный список титулованных асов JG54 погибших на советско-германском фронте...

 8 сентября части 3-й танковой группы захватили город Шлиссельбург, замкнув таким образом кольцо окружения вокруг Ленинграда. А 9 сентября 1941 года перешли в наступление -18-я армия и 4-я танковая группа это был последний рывок к Ленинграду. Оборона была прорвана, система управления начала разваливаться. По некоторым данным 11 сентября лично командующий фронтом Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов водил бойцов 1-й бригады морской пехоты в атаку под Красным Селом. В этот же день, пришёл приказ об отстранении Ворошилова от командования фронтом и назначении вместо него Георгия Константиновича Жукова.

Наступление 3-й танковой группы в направлении Ладожского озера поддерживал 8-й авиакорпус, а удар 18-й А и 4-й ТГ на Пулковские высоты обеспечивал 1-й АК, истребительную компоненту которого составляли все три группы 54-й истребительной эскадры, переброшенные накануне на передовые аэродромы Котлы III/JG54, Торосово II/JG54 и Сиверская - I/JG54. Эскадра прикрывала войска группы армий Север, начиная с первых боёв в Прибалтике и до пригородов Ленинграда. Из частей JG54 особенно выделялась вторая группа. Пока коллеги из первой и третей групп подходили к числам в 30 побед, лидеры II/JG54 командиры 4-го отряда оберлейтенант Ханс Филипп (Oblt. Hans Philipp) и 5-го оберлейтенант Хуберт Мютерих (Oblt. Hubert Mutherich) имели к этому моменту в активе 67 и 42 воздушные победы. Не сильно отставали от них командир 6/JG54 гауптман Франц Экерле (Hptm. Franz Eckerle) – 33 победы и командир II/JG54 гауптман Дитрих Храбак (Hptm. Dietrich Hrabak) – 24 удачные атаки. Ну а во второй группе, наиболее результативные пилоты были в 5-ом отряде, третий ас эскадры лейтенант Йозеф Похс (Lt. Josef Pöhs) одержал уже 40 побед, оберлейтенант Вольфган Шпате (Oblt. Wolfgang Späte) имел 28 подтверждённых командованием заявок. Имея такой состав и вооружение в лице Bf109F-1/2, даже действуя парами и четвёрками, лётчики II/JG54 представляли серьёзную опасность для пилотов ВВС Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота.


Лучшие асы II/JG54 после награждения рыцарскими крестами, слева на право: оберлейтенанты Хуберт Мютерих и Ханс Филипп, гауптман Дитрих Храбак, лейтенант Йозеф Похс, на заднем плане Bf109F-2 Д.Храбака, 6 августа 1941 года.


Командир 5/JG54 оберлейтенант Хуберт Мютерих, на фоне Bf109F-2 тактический №10 чёрный с нанесенными отметками о 37 победах, 12 августа 1941 года.
Лучшие асы 5/JG54 Хуберт Мютерих и Йозеф Похс, на фоне Bf109F-2 Мютериха, с нанесенными отметками о 37 победах, 12 августа 1941 года.
Bf109F-2 тактический №8 чёрный из 5/JG54, дополнительные тактические обозначения: жёлтая полоса на фюзеляже, желтые законцовки крыла и жёлтый нос – так выглядели самолёты эскадрильи осенью 1941 года.

Противостояли частям 1-го АК Люфтваффе полки ВВС ЛФ, 7-го ИАК ПВО и ВВС КБФ, которые несмотря на пополнение в августе и новыми самолётами и несколькими частями из ПВО Москвы, находились не в лучшем состоянии. На 5.09 в составе ВВС ЛФ и 7-го ИАК ПВО насчитывалось 328 самолётов из которых только 252 были исправны. Очень плохо было с ударной авиацией в составе 2-й САД было всего 24 бомбардировщика Пе-2, Ар-2 и СБ – это совсем немного даже учитывая прибывший 7.09 125-й СБАП с 20 Пе-2. Некоторые даже вновь прибывшие части за две – три недели боёв сточились до эскадрилий не полного состава. На 8.09 в составе 8-й ИАД имелось 15 боеготовых самолётов, в 39-й ИАД – 32, наибольшую численость сохранял 7-й ИАК ПВО с 88 истребителями, и именно самолётами корпуса решили усилить направление Красное Село - Красногвардейск, корпус официально закрепили для поддержки войск 42-й армии. Однако задачи ПВО с соединения не снимали, и утром 9 сентября, на аэродром Горелово смогли перебросить лишь сводную группу 9 МиГ-3, 5 из 35-го и 4 из 440-го ИАП.


Карта района боевых действий.

В первой половине дня 9 сентября массированно авиация не действовала, вероятно из-за сложных погодных условий, к примеру бомбардировщики 2-й САД были прикованы к аэродромам туманом. Большие, до 40 – 50 машин. группы бомбардировщиков Люфтваффе под прикрытием истребителей появились над районом Красного Села после 18:00, а до этого стороны ограничиваясь работой небольших групп 3-12 самолётов. Немецкие бомбардировщики и истребителей бомбили войска Красной армии и вели свободную охоту. В ходе одного из таких вылетов, около 14:46 – 14:52 по Московскому времени в районе Красное Село, оберлейтенант Мютерих и его ведомые заявили победы над тремя истребителями, идентифицированными немцами как И-18, это была 43-я, и как оказалось последняя победа немецкого аса. Судя по советским данным, противниками пилотов 5-го отряда были МиГ-3 35-го и 440-го ИАП, только что переброшенных в Горелово, оперативных документов от этой группы не осталось, и потери матчасти не известны, но есть информация, что в воздушном бою в районе Низино был сбит и получил ранение командир 35-го ИАП капитан М.Ф.Куреш. Там же в районе Низино в ходе боя 5 И-16 из 13-го ИАП ВВС КБФ с четвёркой Ме-109, был подбит И-16, пилот которого с ожогами отправлен в госпиталь. 5-й ИАП ВВС КБФ поднял с аэродрома Низино на перехват четвёрке «мессершмиттов» 9 МиГ-3 и 3 ЛаГГ-3, но в ходе последующего боя, не имея успехов, полк лишился одного из ЛаГГ-3, погиб опытный замкомэска ст.лейтенант М.А.Багрянцев.

Всего за день 1-й Люфтфлот выполнил 737 боевых вылетов: из них бомбардировщики 456, тяжёлые истребители 23, дальние разведчики 16 и истребители 242.

Самолёты ВВС ЛФ и КБФ в ответ произвели 522 вылета, правда из них только 39 бомбардировщиками, и ещё более пятидесяти на Карельском перешейке. Основную массу вылетов выполнили истребители, которые атаковали аэродромы – в особенности Сиверскую, прикрывали свои войска и перехватывали бомбардировщики противника. К сожалению эффективность была невысокая, всего за день были заявлены победы над 9 самолётами врага, ещё 21 якобы удалось уничтожить на аэродромах. Немцы признают следующие потери в воздухе три машины были повреждены 20-35 % и три уничтожены, из них 2 Ju88 KG1, и один Bf109F-2 №9602 чёрная 10, в кабине которого погиб один из лучших асов 54-й эскадры, командира 5-го штаффеля оберлейтенанта Хуберта Мютериха.


Донесение о гибели командира 5-го штаффеля оберлейтенанта Хуберта Мютериха.

Могила оберлейтенант Хуберта Мютериха.

Примечательно, что командир 54-й эскадры майор Ханс Траутлофт записал в тот день в дневнике такие слова: «Вся эскадра скорбит, получив ужасную новость, а я никак не мог принять, что «Хабса» не стало…»

Как же погиб второй по результативности ас эскадры, с 43 заявками на воздушные победы, буквально за месяц до этого награждённый рыцарским крестом? Из доклада о гибели Мютериха:

«Упал около дороги Высоцкое (Русское-Высоцкое – прим.Авт) - Красное Село, в 3 км от Красного Села.

1.Тип и численность примененного противником вооружения: 6 И-18.

2.Более точные обстоятельства:

Воздушный бой 4 Bf109 с 6 И-18 на высоте 2000 м под облачностью. Мюттерих обстрелян вышедшим из облаков И-18 и после этого пошел пикированием вниз с белым шлейфом (предположительно пар), с 1000 м перешел в прямой полет курсом 240 градусов в направлении своей территории. После этого фельдфебель Вальтер (Fw. Gustav Walter – прим.Авт.) принял неясное сообщение по радио, в котором приказывался сбор или (давалось) указание места.

3. Последний раз видели: Место: северо-западнее Красное Село. Время: 15:40 (По Московскому времени 16:40 – прим.Авт.). Высота: 1000 м.»


Карта места падения Bf109F-2 Хуберта Мютериха.

Как оказалось, противниками четвёрки 5/JG54 были не только пилоты МиГ-3 сводной группы из Горелово, но и четвёрки истребителей 44-го ИАП, которые заявили в этом бою 1 сбитый и один подбитый Ме-109, пилотам 35-го и 440-го ИАП в этот день побед не записали. Летчики других полков ВВС ЛФ и КБФ в это время, в этом районе также боёв не вели. 44-й ИАП в тот момент имел на вооружение МиГ-3 и ЛаГГ-3, и конкретно в этом вылете участвовали пилоты ЛаГГов, примечательно, что ЛаГГ-3 были выпуска местного завода №23.






ЛаГГ-3 выпуска завода №23 на аэродроме в районе Ленинграда, лето 1941 года, вероятно машины 44-го или 19-го ИАП 7-го ИАК ПВО.


Профили по фотографиям. Художник Александр Казаков.

Как же этот бой выглядел с советской стороны, известно из журнала боевых действий 7-го ИАК ПВО, доклад в штаб корпуса от 18:35:

«44-й ИАП. 16:15 7 ЛаГГ-3 вылетели на патрулирование района Красное Село, Пушкин, Урицк.

4 ЛаГГ-3 под командованием лейтенанта Зараменского в р-не Красное Село встретили 2 Ме-109 с которыми вступили в бой, в результате боя л-нт Зараменский сбил одного Ме-109 – упал в р-не Ропша (у бумажной фабрики).

Во время боя л-нт Зараменский от группы откололся и своих потерял. Увидев взлёт МиГов из Горелово (аэродром Горелово – прим.Авт.) пристроился к первой паре и в р-не Ропша на Н-3000 метров встретили 2 Ме-109 атаковали, в результате атаки подбили одного Ме-109, который с дымящим мотором ушёл в облачность.

Все самолёты вернулись на свой аэродром.» 


Фрагмент ЖБД 7-го ИАК.
Эти же сведения попали и в оперсводку №19 штаба ВВС ЛФ от 4:00 10.09.41г. Однако в последующем, сбитый «мессершмитт» записали как личную победу на счёт лейтенанта А.П.Савушкина, это подтверждает, как журнал боевых действий полка, так и журналы учёта сбитых самолётов противника 44-го ИАП и 7-го ИАК ПВО.

Согласно ЖУС 44-го ИАП воздушный бой в районе Красного Села вели четыре экипажа: л-т В.А.Зараменских, мл.л-т М.И.Евтеев, л-ты А.П.Савушкин и А.Ф.Смирнов. Один Ме-109 был сбит л-ом Савушкиным упал в р-не оз.Красное село у Кирпичной фабрики, а ещё один подбит л-ом Зараменских.


Фрагмент ЖУС 44-го ИАП.

Отличившийся в воздушном бою 9 сентября лейтенант Владимир Александрович Зараменских.

Отличившийся в воздушном бою 9 сентября лейтенант Александр Петрович Савушкин.
Попытки однозначно указать на то, кто же из участников боя поставил точку в карьере подающего надежды аса, тонут в противоречивых данных из советских документов. Главные противоречия, это то что не имеется точного времени атак Савушкина и Зараменских, из первого донесения известно только время вылета 16:15, а также место падения якобы в районе Ропша, что вообще-то в 13 км западнее Красного Села. Дополнительную сложность добавляет отсутствие описания собственно самих атак.

Поэтому с одной стороны, подходит описание победы Савушкина из ЖУС – Ме-109 упал в р-не оз.Красное село у Кирпичной фабрики, вероятно имелось ввиду озеро Безымянное, оно как раз в сторону. выезда на Русско-Высоцкое, где упал самолёт Мютериха. С другой стороны, в пользу Зараменских говорят облака, и то, что подбитый им самолёт ушёл с дымом, а ведомый Мютериха указал, что «мессер» штаффелькапитана уходил на запад окутавшийся паром. Интересно, что впоследствии сбитый 9 сентября Ме-109 фигурировал во всех наградных и аттестациях Зараменских. Но, с другой стороны, совершенно не важно, кто был этим снайпером, Савушкин или Зараменских, главное то, что, не имея преимущества в численности, на технически серьёзно уступающих противнику ЛаГГ-3 пилоты 44-го ИАП завалили такого опасного врага, не понеся при этом потерь. Ну а Хуберт Мютерих стал первым, но далеко не последним из титулованных асов 54-й эскадры погибших на восточном фронте…


Командир эскадрильи 11-го гвИАП лейтенант Владимир Александрович Зараменских в кабине ЛаГГ-3.
И тут следует отметить, что результат боя вовсе не случайность, дело в том, что все советские бойцы были далеко не новички, кадровые лётчики, ветераны Советско-Финляндской войны. Зараменских к этому моменту выдвинулся в командиры эскадрильи, Савушкин, и Смирнов – замкомэски и на счету у них уже были лично сбитые самолёты, а Евтеев вообще был один из лучших асов полка с тремя личными и двумя групповыми победами. Впоследствии Савушкин, Смирнов и Евтеев стали полноправными асами с 5 и более воздушными победами.


Участник боя 9 сентября лейтенант Андрей Федорович Смирнов

Участник боя 9 сентября мл.лейтенант Михаил Иванович Евтеев.
Но, к сожалению, это был лишь яркий эпизод, в целом противник был ощутимо сильнее. Советские летчики героически атаковали аэродромы противника, напичканные МЗА, пытались перехватывать немецкие бомбардировщики, вести воздушные бои с истребителями. Но при этом уровень потерь ВВС ЛФ и КБФ, как от ударов Люфтваффе по советским аэродромам, так и в воздушных боях, был на порядок выше чем у противника. 

Утро этого дня не задалось от слова абсолютно. Началось всё с крайне неудачного налёта на аэродром Сиверская. Проблемы случились уже на этапе сбора группы 8 И-153 194-го ИАП и 6 И-16 191-го ИАП должны были атаковать под прикрытием 6 ЛаГГ-3 157-го ИАП. Однако ведущий группы прикрытия капитан В.И.Пазуль ушёл вперёд, в результате чего «чайки» предсказуемо отстали и скоординированный мощный удар не удался. Шесть «ишачков» вышли к цели самостоятельно около 6:20, причём пришедшие первыми к Сиверской ЛаГГи встали в круг над аэродромом, тем самым «объявив тревогу», в следствии чего ударная группа ещё на подходе попала под ураганный огонь МЗА и атаковала второстепенные объекты на краю лётного поля. Только чудом удалось избежать потерь от зениток, а немецкие истребители судя по всему прозевали налёт и встали взлетать только после атаки. Однако в этот момент над аэродромом появились 3 Ил-2 175-го ШАП в сопровождении 4 МиГ-3 15-го ИАП, которые немецкие истребители уже не пропустили, в результате завязавшегося воздушного боя один Ил-2 был сбит, пилот ст.лейтенант Ю.Я.Лейтман погиб, с немецкой стороны победу над Ил-2 в 6:30 заявил лейтенант Отто Винцент (Ll. Otto Vinzent) из 3/JG54. Ещё один Ил-2 пилот ст.лейтенант Ф.А.Смышляев был подбит, вероятно ЗА, сел вынужденно в Красногвардейске, и впоследствии был уничтожен при отступлении. Досталось и ЛаГГ-3 157-го ИАП, один из самолётов получил пробоину в баке самолёт загорелся, но пилоту лейтенанту Лагутенко удалось сбить пламя и выполнить вынужденную посадку на аэродроме Пушкин, самолёт требовал капитального ремонта. Но хуже всего пришлось восьмёрке «чаек» которая подошла к Сиверской в 6:35, «мессершмитты» не допустили пилотов бипланов к аэродрому, в воздушном бою все машины получили повреждения, но к счастью смогли вернуться на свой аэродром.


ЛаГГ-3 выпуска завода №20 подбитый и оставленный на месте вынужденной посадки, в районе Ленинграда, осень 1941 года, такие машины были в составе 19-го, 44-го и 157-го ИАП 7-го ИАК ПВО.

Следующий тяжёлый бой провела десятка И-16 тип 5 26-го ИАП при патрулировании (вылет 6:55 – 8:20) в районе Красногвардейск – Пушкин. «Ишачки» безрезультатно атаковали 18 Ме-110, после чего сцепились с шестёркой истребителей, идентифицированных как Хе-113, в результате тяжёлые повреждения получил один И-16, старшему политруку В.П.Хованову удалось выполнить вынужденную посадку на аэродроме Зайцево на живот, но у самолёта оторвало мотор. Ещё два самолёта получили небольшие повреждения, пилоты были ранены. Практически одновременно (вылет 7:20-8:30) с аэродрома Пушкин на перехват группы из 3 Ю-88 и 6 Хе-113 стартовали 6 МиГ-3 19-го ИАП, однако в завязавшемся воздушном бою в 8:05 один самолёт полка был сбит, пилот лейтенант И.А.Почивалин погиб. Победы над И-16 в 7:58 и 8:05 с немецкой стороны заявил пилот 9/JG54 оберлейтенант Хакон фон Бюлов (Oblt. Hakon von Bülow).

Ну и завершилось утренние неприятности в 10:00 – 10:15, когда две четвёрки И-16 тип 5 26-го ИАП патрулирующие в районе Красногвардейск – Пушкин – Красное Село столкнулись с восьмёркой Ме-109. В тяжёлом бою из первого звена были повреждены все четыре самолёта, один ушёл в долгосрочный ремонт, а из второго – ещё один «ишачёк» требовал капремонта. Всего в полку за три боя выболо из строя 8 И-16, из 14 имевшихся на утро. Побили пилотов 26-го ИАП летчики 1/ JG 54, штаффелькапитан гаптман Рейнхард Зейлер (Hptm. Reinhard Seiler) заявил в 10:05 победу над одни И-16 юго-восточнее Красное-Село. Спустя несколько минут в 10:15 над Красногвардейском вступили в бой с большой группой самолётов противника 6 И-16 195-го ИАП, а из Пушкина стартовали 4 МиГ-3 19-го ИАП, которые также вступили в бой с большой группой до 20 Ме-109. В результате один МиГ-3 немцы долго гнали на север, но пилоту лейтенанту Овчаренко в конце концов удалось оторваться и приземлится в Новой Ладоге, повреждения были минимальные и лётчик в тот же день вернулся на свой аэродром. Поэтому 25 воздушная победа, засчитанная в 10:35 гаптману Рейнхарду Зейлеру: И-18 в районе южнее Марьино (ок.Красногвардейск) не подтверждается.

Тем не менее, утром в воздушных боях были сбиты: 1 МиГ-3 и 1 Ил-2 175-го ШАП пилоты погибли. 1 И-16 и 1 Ил-2 потеряны на вынужденных посадках из-за боевых повреждений. Подбиты и ушли в длительный ремонт; 2 И-16 из 26-го и 1 ЛаГГ-3 и 157-го ИАП, три пилота получили ранения. А ещё полтора десятка советских самолётов получили небольшие повреждения и вышли из строя не короткое время.

После обеда к сожалению потерь, было не меньше, бои в районе Низино были описаны выше, а всего в воздушных боях оказались сбиты: 1 МиГ-3 35-го ИАП, 1 И-153 194-го ИАП и по одному И-16 из 191-го и 195-го ИАП, три пилота получили ранения. Ещё три истребителя: И-16 и ЛаГГ-3 сбитыми и один И-16 подбитым - потеряли ВВС КБФ. Итого за день: 8 сбитых, 2 разбитых на посадках и 4 серьёзно повреждённых самолётов, требовавших длительного ремонта, из которых 8 уничтоженных машин были сбиты и подбиты в воздушных боях, и из 4 тяжело повреждённых машин все в воздушных боях. Заметим, что немецкие истребители заявили 12 воздушных побед.

Обладая более совершенным вооружением и опытом немцы, раз за разом наносили противостоящим им частям ВВС Красной армии огромный урон, неся весьма умеренные потери. Накачивание ВВС ЛФ новыми частями выполненное в августе – начале сентября, в том числе и за счет 6-го ИАК ПВО Москвы, позволило продолжить сопротивление, но к началу октября вновь прибывшие части были обессилены и по большей части выведены в тыл, а противник, без паузы перебросил 8-й авиакорпус на Московское направление, и вновь создал перевес в силах на направлении главного удара.


Герой Советского Союза Михаил Иванович Евтеев
Ну а как же сложилась судьба советских пилотов, к сожалению, до победы дожил только Герой Советского Союза Михаил Иванович Евтеев, к концу войны на счету аса числилось: 296 боевых вылетов; провел около 80 воздушных боёв, сбил лично 12 и в группе 9 самолётов противника. Командиры эскадрилий 11-го гвИАП кавалеры орденой Ленина и Красного Знамени капитаны Владимир Александрович Зараменских и Андрей Федорович Смирнов погибли в воздушных боях в сентябре 1942г. А штурман 11-го гвИАП Герой Советского Союза капитан Александр Петрович Савушкин погиб в катастрофе Ли-2 17.05.43г., посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.


 Источники:
ЦАМО РФ. Фонд 44-го ИАП, оп.299437, д.1. Оперативные сводки. 
ЦАМО РФ. Фонд 44-го ИАП, оп.459767, д.2.ЖУС.
Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/II - Rogge GmbH, 2003
BAMA. RL10/ 612
Интернет-портал "Память народа"

Поделиться
Комментарии
Виктор Рыбьяков
01.06.2022 10:36:46
Интересный материал. Спасибо! Ждем про Керчь
Станислав Сопов
05.06.2022 14:50:19
Отлично!
Дмитрий Чиновников
22.06.2022 14:20:30
Спасибо!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.