Последняя осень Не.115: Норвегия

09 апреля 2025

Игорь Борисенко

2

1206

Последняя осень Не.115: Норвегия

Вернувшись назад во времени, рассмотрим, как действовали основную часть осени 1940 г. гидросамолеты-торпедоносцы из Норвегии. На этот период приходятся их основные успехи, при том, что после попадания в плен гауптманна Бергеманна 16 сентября 1940 года они понесли только одну безвозвратную потерю в вылетах с торпедами.

Возможно, «шок» потери командира отряда как-то потряс 3./506. Точных сведений, что там происходило в Ставангере в эти дни, нет. Следует помнить, что ситуация со всеми видами снабжения и обслуживания в Норвегии всегда была напряженной, так что в отряде 14 сентября имелось всего восемь самолетов, из них только шесть боеготовых, и шесть экипажей к ним. Соответственно 16-го их стало меньше как минимум на один самолет. Сколько из пять боеготовых экипажей были обучены торпедометанию – неизвестно.

Зато 17 сентября случилось чудо. Как известно, вода, капая по капле, может проточить камень – так постоянные просьбы Кригсмарине вернуть под их контроль 506-ю группу внезапно сработали. Фюрер в очередной раз пересмотрел структуру подчиненности береговых групп, после чего было решено отдать наконец Kü.Fl.Gr. 506 под начало командующего морской авиацией (F.d.Luft) генерал-майора Бруха. Фактически решение было принято еще 16 сентября, а, судя по документам, группа вернулась к морякам с 18 сентября, однако приказы начала получать за день до того. В принципе, ничего не менялось, кроме структуры подчинения – вместо 5-го Воздушного флота командной инстанцией стал F.d.Luft. Сама группа оставалась в Норвегии, 3./506 – в Ставангере с новым командиром, гауптманном Дирхсом, плюс туда же перебазировались новые участники торпедных патрулей, 1./506 (там на 14 сентября была точно такая же ситуация, как и в 3-м отряде – 8 Не-115С, из них 6 боеготовых. Правда, экипажей к ним имелось целых восемь).

Однако, для начала Брух приказал отставить мысли о вылетах с торпедами, потому что надо было срочно прикрывать многочисленными разведывательными полетами выход в море тяжелого крейсера «Admiral Hipper». Этим 506-я группа занималась 18–19 сентября.

Из Норвегии первая после 16 сентября операция с торпедами состоялась 21 сентября. Уже с утра на командном пункте 506-й группы было принято решение о том, что вечером вылетят две пары торпедоносцев — по одной из 1-го и 3-го отрядов. Как раз в 16:30 подоспело разведывательное сообщение от Х авиакорпуса. Согласно ему был обнаружен большой конвой из 24 торговых судов под охраной легкого крейсера.


He-115 из Kü.Fl.Gr. 506 в Норвегии

Именно против него и вылетели с базы Ставангер-сола в 18. 26-18. 37 запланированные 4 самолета. Уже в полете пришла поправка, что конвой распущен в районе между Питерхедом и Ферт-оф-форт. Почему-то самолет "Е" из 1. 506 в 19. 10 сел и через полчаса опять стартовал. Причина этого не указывается. Особых подробностей атак тоже не имеется. Все четыре самолета смогли сбросить торпеды по различным целям: Гауптманн Дирхс из 3. 506 в своей первой торпедной атаке в качестве командира отряда - в 21. 20 по пароходу, оцененному в 4000 т. Йенсен, командир второго экипажа из того же отряда, пустил торпеду по пароходу 3000 т. Оба самолета действовали в соседних квадратах восточнее Киннейрд Хэд. Кильманнсегг из 1. 506 в своей первой торпедной атаке в жизни сбросил торпеду по пароходу 5000 т, но она задела дно. Дело было в 21. 25. Обер-лейтенант Цур Зее Ревентлов атаковал недалеко от него (оба действовали в северной части залива Морей Ферт), но на час позже, потому что это его самолет "Е" садился и взлетал снова. Упорный немец долетел, атаковал, но промахнулся. У него тоже цель была опознана как торговое судно 1000-2000 т. Все четыре самолета по приказу Бруха сели в Листе в Германии, 3. 506 в самом конце 21 сентября, другая пара - в самом начале 22-го. Кого атаковали - неизвестно.

Днем 22 сентября 5 самолетов из 3. 506 вылетели в Германию, на Лист, где уже находились две машины. По какой-то причине Брух приказал сосредоточить этот отряд именно там, скорее всего, для отдыха и пополнения. В то же время оба Не-115 из 1. 506 вернулись в Норвегию, откуда их ближайшим вечером пытались отправить на новое задание. Однако Х авиакорпус попросил не использовать торпедоносцы в сумерках, потому что в том же районе должен был действовать их самолет. Так как это была зона ответственности корпуса, его начштаба майор Харлингхаузен лично запретил лететь гидросамолетам. С Брухом связаться не удалось, вылет отсрочили, а потом и вовсе отменили.

23 сентября "норвежцам" дали выходной - в море. Разведка никого не нашла. Данные о погоде были ненадежны.

На какое-то время 1-й отряд 506-й группы должен был отдуваться за двоих, действуя из Ставангера, в том числе в торпедных патрулях. 24 сентября было приказано установить боеготовность для 4 самолетов - видимо, максимум обученных для использования торпед экипажей. Фактически же оказалось, что готовы лететь только 2 машины. Разведданные для вылета были так себе. обнаружен только один конвой из 5 маленьких торговых судов. Атаковать их было приказано только в том случае, если экипажи сочтут цели стоящими торпед.

В 18. 09 с гидроаэродрома Сола вылетели две машины: "А" с новым командиром отряда, майором Вильгельмом Рентцшем на борту и "Н". Довольно быстро вылет превратился в катастрофу. До района поиска "Хейнкели" держались в паре, так что с "н" видели красную ракету, выпущенную с командирской машины. Менее, чем на полпути от Норвегии до Шетландских островов. Примерно после 2 ч. полета, Не-115 недолго летел со стоящим левым мотором. Экипаж сбросил торпеду, но это не помогло. Когда они разворачивались на высоте 50 м с северного курса налево, порыв ветра бросил самолет вниз, где он задел высокие волны (5-6 баллов волнения). Удар был так силен, что самолет перевернулся и развалился на куски. Второй "Хейнкель" сверху наблюдал, как три члена экипажа надувают лодку, как один человек смог в нее забраться. Все это время "н" держал контакт в надежде, что подойдет помощь. Сам он в такую погоду садиться, конечно, не мог. Через 45 минут пришлось улетать, потому что тоже начал барахлить левый мотор. Больше Не-115с-4, заводской номер 3265, бортовой код "S4AH" никто не видел, хотя труп бортрадиста унтер-офицера Шмидта, видимо позже прибило к берегу.

Это был серьезный удар по отряду, потерявшему в пределах 10 дней двух своих командиров. 25 сентября было посвящено бесплодным поискам Рентцша и его экипажа. 26 сентября о вооруженной разведке с торпедами даже не помышляли: не было разведданных, плюс в полет был готов отправиться только 1 экипаж. 27 сентября смогли найти второй экипаж, но запланированный вылет был отменен из-за плохой погоды и отсутствия сведений о противнике. Только 28 сентября наконец состоялся очередной вылет. Задача была поставлена такая: торпедный патруль в районе Питерхеда, в направлении на Пентленд-Ферт. В 18.10 для выполнения вылетел самолет «G», через пять минут – «Е». Еще два самолета собирались пустить следом с бомбами, но этот приказ отменили до старта.

Оба самолета вернулись один за другим в период с 23.00 до 23.28. Первый (наблюдатель Хёльбаум) в 20.55 восточнее залива Пентленд-Ферт сбросил торпеду по одиночному пароходу величиной 2000–3000 т, но тот увернулся. Второй самолет (наблюдатель Ревентлов) немного южнее заметил конвой из 40 пароходов и в 21.02 провел атаку по пароходу в 3000–5000 т, но успеха не наблюдал. По прошествии 15 минут в том районе заметили три взрыва и горящее судно, что сочли успехом бомбивших в том же районе самолетов Х авиакорпуса.

Кто подвергся атаке Хёльбаума – неизвестно, возможно, какой-то нейтрал. Ревентлов наткнулся на конвой НХ-73А (часть, отделившаяся от шедшего из Галифакса в Ливерпуль НХ-73). Конкретная его цель неизвестна, а вот следом действительно были потери от бомбардировщиков: «Dalveen» (5193 брт, груз – зерно) ушел на дно, «Queen City» (4814 брт, груз – сталь) на буксире притащили в Абердин с отказавшим рулем и сгоревшей верхней палубой. Все это было результатом успешного удара единственного самолета из звена управления Х авиакорпуса, скорее всего, с майором Харлингхаузеном в качестве наблюдателя. Именно такие вот ситуации чуть позже позволили в спорах сильно критиковать торпедоносцев за их низкую эффективность и гораздо лучшие результаты в тех же условиях у бомбардировщиков.

29 сентября 1./506 занимался прикрытием крейсера «Admiral Hipper», а 30 сентября запланированный вылет двух самолетов (один с торпедой и один с бомбами) отменили, так как по замеченному разведкой конвою не разрешил бить Х авиакорпус, а самим искать цели посчитали невыгодным занятием.

1 октября разведка дала данные о конвое вовремя, и Харлингхаузен не мешал. В 17.55–17.56 с Солы вылетели те же две машины, что уже летали 28 сентября – «G» и «Е», с теми же экипажами на борту. Результат вышел в общем-то тоже схожим. Оба самолета благополучно вернулись, однако похвастаться им было нечем. Плохая погода заставила перенаправить оба в Лист, куда они добрались только к 00.48 2 октября. В 20.20 оба самолета юго-восточнее Уика атаковали, вроде как, одну и ту же цель – большой танкер из состава конвоя, но у Хёльбаума торпеда задела дно, а у Ревентлова прошла перед носом судна. В отчаянии Ревентлов развернулся и прошелся по танкеру из пушки, впрочем, и тут не наблюдая никакого эффекта.


He-115 «S4+EH» из 1./506 – возможно, машина обер-лейтенанта Ревентлова.

В этот раз атака была замечена англичанами – в нужное время и из нужного места сообщал о вражеских самолетах крейсер ПВО «Curacoa», эскортировавший конвой ОА-222, но детали неизвестны. Через некоторое время этот конвой тоже был настигнут «Хейнкелем» из звена управления X авиакорпуса. На этот раз он никого не смог утопить, но повредил три судна.

Так как оба торпедоносца – больше вероятно на тот момент и не было – находились на Листе, 2 октября по их маршруту были посланы в бой три самолета с бомбами; из них один не вернулся, будучи сбит зенитками в заливе Ферт-оф-Форт. Экипаж попал в плен. На следующий день его искали по предполагаемому маршруту возвращения, хотя основной версией было то, что самолет сбит над конвоем. Забавно, что в своем сообщении все тот же «Curacoa», только уже прикрывая другой конвой – НХ-74А – сообщал об атаке двух торпедоносцев, один из которых был сбит истребителем!

В то же время, в очередной вылет отправилась и пара Хёльбаум – Ревентлов. Наверное, им дали последний шанс показать себя – и все зря. На третий раз они опять ничем не отличились. Взлетев в 18:17 3 октября, в 20:35 и 20:45 они отстрелялись в молоко по небольшим пароходам в 1000–3000 т, а в 22:52–22:56 сели на Соле. У Ревентлова торпеда прошла за кормой цели по поверхности воды, Хёльбаум просто ничего не наблюдал. Как по насмешке судьбы, ничего не сообщают об этих атаках и англичане.

Видимо, этот тройной дуплет в пустоту вкупе с потерями в командном составе заставили командование крепко подумать, нужна ли им такая трата торпед в стиле гауптмана Бергеманна. 4 октября вылетов не было, зато пришел приказ – штабу 506-й группы с 1-м и 2-м отрядами перебазироваться на Нордернай, а в Ставангер опять должен был отправиться проверенный 3./506. Все это растянулось на довольно долгое время: «норвежцы» прибыли в Германию в течение 6 октября и уже 8-го чуть было не получили шанс проверить себя с торпедами оттуда, но помешала погода. 9 октября в Ставангер отправились первые 3 самолета 3-го отряда Kü.Fl.Gr. 506, готовые к полетам с торпедами. Остальные оставались в Германии для ввода в строй новых экипажей, после чего должны были последовать в Норвегию 13 октября. К тому моменту 1./506 и 3./506 поменялись друг с другом в ранге боеготовых: у первого осталось только пять машин (все боеготовые), во втором стало семь (6 боеготовых).

В 13.00 9 октября три «Хейнкеля» 3./506 вернулись в Ставангер. Сразу же послать их в бой не дали плохие погодные условия. Затем они никак не могли совершить свои первые вылеты с торпедами после перерыва – то мешала погода, то отсутствие разведданных, то категорические указания от Х авиакорпуса не мешать ему действовать в том же районе. К тому же от генерал-майора Бруха пришел приказ, чтобы каждый второй день Не-115 совершали с бомбами вылеты на обычную разведку моря между Норвегией и Оркнейскими/Шетландскими островами. В первой же такой разведке 13 октября «S4+HL» был атакован «Бленхеймом», которому удалось всадить в «Хейнкель» 30 пуль, попавших в правый мотор, крыло, стабилизатор и сиденье радиста. Самолет, правда, смог благополучно вернуться.

В ночь на 14 октября отряд английских эсминцев атаковал конвой, идущий в Тронхейм – 4 вспомогательных судна под охраной 3 мобилизованных траулеров – и потопили из его состава два судна. Командир 706-й группы (он теперь был непосредственным начальником 3./506 в Ставангере) лично видел бой с Солы и пытался отправить к месту событий торпедоносцев, однако ни одного подготовленного самолета не было, а подготовка с нуля заняла бы слишком много времени. В результате с утра 14 октября послали только два самолета с бомбами, которые уже никого не нашли. Одна машина – «L» - села рядом с надувной лодкой, в которой находилось 5 человек, и при этом разбилась на все сто процентов. К счастью для немцев и экипажа «Хейнкеля», и пассажиров лодки смог спасти гидросамолет Не-59. В дальнейшем до 19 октября 3-й отряд летал либо в разведку, либо для прикрытия своих конвоев и даже отдельных судов. К идее торпедных патрулей вернулись только 19-го числа, но погода у шотландского побережья оказалась плохой и все перенесли на следующий день.

Спустя ровно месяц после своего последнего вылета с F5 из Норвегии, 3./506 наконец смог возобновить свои вылеты на торпедный патруль. 20 октября с 17.12 до 17.16 в небо поднялись четыре самолета и, на зависть всем прочим, ни один не вернулся обратно с торпедой. Более того, в отличие от рапортовавших раз за разом разочаровывающие промахи и отказы коллег, здесь как минимум три экипажа доложили, что видели попадания в цели. Но обо всем по порядку.

Первым обнаружил противника восточнее Абердина экипаж машины «С», который и взлетел чуть раньше других. Это был большой конвой, шедший на север, состоящий из двух десятков судов под сильным охранением, включающим крейсер ПВО, эсминцы, сторожевики и даже прикрытие с воздуха в виде ночных истребителей. Тем не менее, экипаж лейтенанта цур Зее Шмидта смог выстрелить в 19.30 торпеду по пароходу, оцененному в 8000 тонн и наблюдал попадание в носовую часть, высокие столбы воды и дыма после попадания. Следом прибыл знаменитый ас отряда, обер-лейтенант цур Зее Бар на машине «F». В 19.35 он атаковал пароход 6000 тонн, видел попадание между трубой и кормой, черное облако взрыва.

Дальше пришел черед гауптманна Дирхса, командира отряда. На своем «Антоне» он нацелился на 8000-т танкер, попал в него в 19.42 и тоже наблюдал большую дыру позади мостика, из которой стал валить дым. При этом Дирхса чуть было не постигла участь Бергеманна, а 3./506 – участь 1./506, потерявшего подряд двух командиров. Стараясь погасить пламя выхлопов, пилот обер-фельдфебель Принц слишком сбросил газ и на крутом развороте после выстрела так потерял скорость, что Не-115 пришлось сажать прямо рядом с атакованным пароходом. Несмотря на волнение 4 балла, поврежденный поплавок (кончик его загнуло вверх) и пропеллеры, задевшие воду, Принц решил попробовать взлететь и это ему удалось. Затем гидросамолет без дальнейших проблем долетел до базы. Интересно, что в процессе подлета, торпедного выстрела и посадки самолет оставался совершенно незамеченным и никто по нему не стрелял. Огонь открыли только после старта, да и то безрезультатный.

Неудачником этого вылета стал лейтенант цур Зее Кондритц, который на машине «G» атаковал тоже в 19.42, имея целью пароход в 8000 т. Кондритц успел заметить, что торпеда пошла, но что с ней было дальше – не видел, потому что пришлось срочно производить энергичные маневры уклонения из-за сильного противодействия. Кондритц вообще был не самым лучшим в отряде по показателям – в пяти предыдущих атаках он только в самой первой заявлял попадание, а затем постоянно его торпеды ударялись в дно или он ничего не видел в плане результатов.

Тем не менее, и без него успех, по мнению немцев, был отличный. 75% наблюдавшихся попаданий после того, как 20 прошедших с 15 сентября атаках шли сплошные отказы и промахи – кому такое не понравится! 20000 т утопленного тоннажа в одной атаке сразу увеличило общий результат 3./506 до 55000 т. Не менее впечатлила начальство история с чудесным спасением гауптманна Дирхса, за что его и пилота Принца командир 706-й группы, майор Лессинг, сразу же представил к Железным Крестам 1 класса.


Пароход «Conakrian» как «Dahomey Palm» после войны

Конечно, реальная картина с другой стороны сильно портит этот величественный успех, потому что фактически в борт парохода «Conakrian» (4876 брт – по другим данным, на тот момент он был уже переименован в «Dahomey Palm») попала только одна торпеда, угодившая ему в среднюю часть. Судно шло в составе конвоя ОА-232, и на борту его находился коммодор, командер резерва Мик. Никто на пароходе не погиб, севшего самолета на самом деле не видели, сбитых не заявляли. Немцы смогли перехватить сообщения о торпедировании «Conakrian» и считали его «одним из трех утопленных». Хотя пароход в процессе буксировки в Абердин из-за плохой погоды был выброшен на берег к полуночи 22 октября, затем его смогли спасти. Ремонт в общей сложности занял более года. Только в марте 1942 г. судно вновь смогло выходить в море с грузом.


Выброшенный на берег «Conakrian» во время спасательных работ

Вопрос – кто попал? Четкого ответа не имеет. Точно не Шмидт, потому как тот «видел» попадание в носовую часть, а не в середину, и вообще его показания были какие-то нечеткие. Возможно, разница во времени выстрелов Барта и Дирхса была даже меньше заявленных 7 минут, и они атаковали одну и ту же цель, каждый посчитал взрыв за свой. Барт уже попадал несколько раз и, забегая вперед, можно сказать, что попадет в будущем, – а вот про Дирхса такого не скажешь. Все это позволяет предположить, что шансы получить на свой счет еще один хит выше все-таки у Барта. С другой стороны, цель Дирхса обозначена как «танкер» в КТВ группы и таблице по итогам боевых действий в 1940 г., хотя в отчете о бое говорится про пароход. Это тоже убавляет шансы командира отряда.

После своего «замечательного успеха» 3./506 снова отошел в тень. Пару дней отряд вообще не летал, после этого временно перешел в подчинение штаба своей родной группы, прибывшей в Норвегию для выполнения спецзадания (операция у Ян-Майена) с частью сил 2./506. Большие группы «Хейнкелей» 2-го и 3-го отрядов вели разведку моря на запад от Норвегии, а 25 октября получил особый приказ на разведку Датского пролива с промежуточной посадкой у Ян-Майена.

Затем последовал долгий период без торпедных вылетов, обусловленный занятостью гидросамолетов разведкой. К началу этого периода наличие самолетов в отряде было следующим: пять боеготовых Не-115С, один боеготовый Не-115В; экипажей — девять боеготовых. К 2 ноября 1940 г. все немного поменялось: шесть Не-115С, боеготовы четыре, один боеготовый Не-115В; экипажей — девять, боеготовы шесть.

В такой ситуации командир 706-й группы (который руководил действиями 3-го отряда из Норвегии) решил с утра 3 ноября, что необходимо во что бы то ни стало провести вылеты с торпедами максимальным числом доступных самолетов. Как видно из предыдущего абзаца, таковых было пять, включая одну «Берту». Причем, операция планировалась вне зависимости от наличия разведывательных данных — хотя раньше при отсутствии таковых вылет отменялся. Однако все равно в течение дня от Х авиакорпуса пришло сообщение об обнаружении конвоя восточнее северной оконечности Шотландии. На основании этого и был проведен старт самолетов 3./506 с 16.08 до 16.37. Дальнейший ход событий, видимо, поверг майора Лессинга в уныние: начиная с 21.45 стали приходить радиограммы от атакующих «Хенкелей»: торпеда прошла параллельно цели, нет попадания, торпеда прошла за кормой. Словно бы нарочно, нагнетая ситуацию, только самое последнее сообщение гласило: «Добился попадания». Отправлено оно было обер-лейтенантом Бартом.

Все машины смогли найти конвой – или думали, что нашли его северо-восточнее Абердина. Первым, в 19.25, стрелял лейтенант цур Зее Велленкамп, который посчитал, что перед ним отдельная группа рассеянного конвоя, из 1 танкера и 3 пароходов. Именно танкер немец атаковал – торпеда прошла в 20 м за кормой. Так как оборона показалась Велленкампу слабенькой, он сделал еще один заход и обстрелял танкер из пушки, но без эффекта, хотя залпы ложились по палубе. А вот лейтенант цур Зее Ланге в 19.27 уже атаковал собственно конвой из 7-8 судов с прикрытием из легкого крейсера и эсминца. В цель – пароход 4000-5000 т – не попали, по мнению самого Ланге по той причине, что он недооценил его скорость. Следующим стал Кондритц в 19.30. Его целью тоже был пароход в 4000-5000 т, и торпеда, по предположению наблюдателя, прошла под целью. Здесь, по мнению летчиков, была отдельная от остального каравана группа в четыре судна. Предпоследним отстрелялся гауптманн Дирхс – в 19.32. Он избрал целью два парохода, находившиеся несколько в стороне, и нацелился на второй в маленьком строю. Именно его торпеда прошла параллельно цели.

Наконец, атака Барта. Он выпустил торпеду в 19.35 по последнему пароходу конвоя, за которым находился только сторожевик. После попадания пароход окутался паром и быстро накренился. По описанию, это было грузопассажирское судно, возможно, и гораздо больше оцененных Бартом 6000 т. Дополнительным доказательством успеха стали показания лейтенанта цур Зее Мика, который летел на самолете Барта четвертым для получения боевого опыта. Он во время отлета тщательно фиксировал увиденное: яркое пламя, вспыхнувшее под надстройкой, последовавший черный дым, белый пар, вырывавшийся из борта. Через 10 минут после попадания судно имело крен 20-25 градусов на левый борт.

К сожалению, наличные данные не позволяют точно проанализировать события той ночи. Все усложняется тем фактом, что практически одновременно с торпедоносцами конвой был атакован и бомбардировщиками Х авиакорпуса, звена управления и группы I./KG 26 (летчики торпедоносцев отмечали, что противодействие слабое, потому что зенитчики отвлекались на бомбардировщики). Бомберы тоже заявляли об успехах, хотя ни одного потопленного, только поврежденные. Попавшим под удар караваном был WN-29, шедший из устья Клайда в Метил. Большая часть судов там была мелкими каботажниками, и скорее всего один такой, с надстройкой на корме, Велленкамп принял за танкер. Немцы смогли поразить два самых крупных судна – рефрижераторный турбо-электроход «Eros» (5888 брт) и пароход «Kildale» (3877 брт, груз – сахар из Доминики). На первом погибли два человека, но эсминец «Challenger» смог привести поврежденное судно в Абердин. Со второго пропало 10 человек, включая 1 артиллериста ВМС – этот пароход ушел на дно. Англичане оба записывают на бомбы, однако есть причины предполагать, что «Kildale» на самом деле стал жертвой Барта, возможно, перед этим пораженный бомбой с Не-111 звена управления. Дело в том, что экипаж этого самолета как раз и подтвердил успех торпедоносца, как и самолеты KG 26. При этом бомбардировщики считали, что судно было больше, чем его оценивал Барт – как минимум 10000 т!


Пароход «Kildale»

Выжившие с парохода утверждали, что в него попало 1–2 бомбы, причем сразу была большая течь в машинном отделении, приведшая к уходу на дно. Таким образом, можно предположить, что Барт либо изначально потопил, либо добил поврежденный бомбой пароход, и ему действительно можно засчитать эту победу.

По мнению немцев, Барт в тот день достиг отметки в 30 000 тонн потопленного тоннажа. На самом деле у него, конечно, было в лучшем случае 17 000 брт, плюс еще поврежденные пароход и шлюп, но все равно достижение, без всякого сомнения, выдающееся, особенно на фоне остальных. Эти «остальные» командование нисколько не радовали. Лессинг записал в КТВ такой печальный вывод:

«Успех при применении авиаторпед не соответствует ожиданиям. Это в основном следует приписать тому, что конвой оказался слишком рассредоточенным и отдельные суда и группы имели при своих оборонительных маневрах значительную свободу. Сюда следует добавить и контрмеры против высотной атаки Не-111. Командиры самолетов, летавшие в первый раз, кроме того, явно неправильно оценивали как угол стрельбы, так и скорость цели…»

Тем не менее, никакие пессимистические выводы не влияли на решение продолжать вылеты с торпедами. Правда, подкралась другая проблема – их нехватка. 3./506 доложил, что у него осталось только 13 штук – на 3–4 вылета. Лессинг тут же затребовал поставку новых F5, еще не зная, какие с этим скоро начнутся проблемы.

На 4 ноября вновь был запланирован вылет против конвоя, который ожидался из Атлантики по данным Х авиакорпуса. Однако генерал-майор Брух прислал приказ заняться разведкой, и торпедный патруль отпал. Вместо этого три машины мониторили акваторию северной части Северного моря, при этом одна подверглась атаке «Хадсона» и получила 60 пробоин, в том числе в моторе – домой Не-115 возвращался на одном. Любопытно, что это был первый боевой вылет пилота фельдфебеля Хаазе. Пользуясь большей скоростью, английский самолет постоянно заходил сзади, не давая немцам использовать их носовую пушку. «Хейнкель» явно вышел из строя, по крайней мере на пару дней, но в списках потерь генерал-квартирмейстера не значится. 5 ноября собирались повторять разведку, потом ее отменили, а торпедных патрулей организовывать не стали, потому как отмена разведки случилась слишком поздно. Как на беду, вечером пришли разведданные от Х авиакорпуса о том, что из Ферт-оф-Форт на север выходит слабо охраняемый конвой. Перехватить его не успевали до захода луны.

С 6 ноября «Хейнкелям» ни разу не удалось вылететь для торпедных патрулей. В подчинении командира 706-й группы в Ставангере имелось 4 готовых к выполнению этой задачи машины, но постоянная занятость разведкой не давала их использовать по назначению во время подходящей фазы луны. Майор Лессинг написал в КТВ целую статью с обобщением опыта использования авиаторпед и размышлениями о путях развития этого вида вооружения. Вкратце, он критиковал опыт вылета на торпедное патрулирование – то есть миссии без предварительных разведывательных данных. В сумерках было мало времени на поиски, а в темноте найти цель можно было только чудом. Будущее было за вылетами по разведданным, что в основном и практиковала 706-я группа из Норвегии. Для усиления эффекта применения торпедоносцев Лессинг считал необходимым увеличить число отрядов до 3, чтобы иметь возможность проводить операции ежедневно с ротацией экипажей, так чтобы каждый летал один день, а затем два отдыхал. Кроме того, при наличии крупных конвоев всегда можно было нарастить силы и послать разом два отряда. Но все это были неосуществимые мечты, как и мысли о желательности другого типа самолета с двумя торпедами на борту.

Пока же ситуация не улучшалась, а ухудшалась. Подчиненный 706-й группе отряд 1./406 на летающих лодках Do.18 приказали перевести в Германию для перевооружения на Bv.138, и таким образом, для обычной разведки кроме 3./506 не оставалось вообще никого. 8 ноября, после того как разведывательные задания отпали, а от Х авиакорпуса пришли данные о конвое около Киннейрд Хэд, собирались было выслать туда все три боеготовые торпедоносца. Однако оказалось, что они не смогут вернуться в сумерках в Ставангер и даже в Лист в Германии, как иногда делали, чтобы иметь возможность сесть при существующих погодных условиях. Поэтому было решено провести сокращенный поиск с тем расчетом, чтобы самолеты успели вернуться до 18.15, причем временное улучшение видимости вроде как позволяло даже садиться на аэродром вылета. Потом Ставангер закрыл туман и «Хейнкелям» все же пришлось улетать в Лист.

Вылетели они в 16:19 и 16:25 – всего 2 машины, третья не смогла запустить моторы и осталась. Два летавших самолета сели в 22:12 и 22:15 без всяких результатов, с торпедами. 9 ноября они днем вернулись обратно в Ставангер, но их не успели подготовить даже для обычной разведки, и потому в тот день вообще не было никаких вылетов. К тому же на торпедах замерзли какие-то помпы, и применять их не было возможности. Хотя на следующий день, 10 ноября, боеготовыми были уже 4 Не-115, погода не дала летать.

И вот, когда 11 ноября погода несколько улучшилась, командир 706-й группы наконец улучил краткий миг, когда он мог применять торпедоносцы, пусть и для нелюбимого им торпедного патруля в районе Ферт-оф-Форт – Питерхед. Перспективы сначала виделись довольно печальными, так как утренняя разведка Х авиакорпуса была безрезультатной, и только перед самым вылетом пришли данные о конвое юго-восточнее Данди, курсом на север. Один за другим, с 15:51 до 16:10, вылетели все 4 Не-115. В 19:25 самолет «L» доложил, что прерывает полет из-за неполадок с прицелом. Самолет «F» (наблюдатель – лейтенант Йенсен) нашел конвой слишком поздно из-за плохой погоды, наткнувшись на него совершенно случайно в 19:20, заметив горящее судно. Атаки провести не смог – было уже слишком темно.

Два самолета провели атаки и доложили об успехе. Во-первых, это был экипаж обер-лейтенанта Барта. В 18:40 он южнее Абердина добился попадания в пароход 6000 тонн, всадив ему торпеду позади мачты. Через три минуты кормовая часть осела в воду уже до мостика, а через 10 минут судно скрылось под водой совсем. Попадание сопровождалось очень яркой вспышкой пламени.

Десять минут спустя провел свою атаку лейтенант Шмидт. Несколько восточнее, чем Барт, он попал в пароход еще большего размера – 8000–9000 тонн, также в середину, с высоким выбросом пламени. При этом видимость была очень плохая, и дождь практически превратился в ливень.

Любопытно, что оба этих наблюдателя уже докладывали о попаданиях вместе 20 октября, но тогда я посчитал, что победа достается Барту. Здесь ничего делить не приходится, так как поражены были два судна: британские пароходы «Creemuir» (3997 брт) и «Trebartha» (4597 брт). Судя по описанию процесса их гибели, в первое попал Барт: судно ушло на дно в течение 3 минут. Только 13 членам экипажа из 42 удалось спастись.


Пароход «Creemuir» как «Langleemere», запечатленный до 1938 г.

«Trebartha» считалось пораженным бомбой, причем пробоины у него были с обоих бортов. Горящим, пароход выбросился на берег в бухте Коув, в 3 милях южнее Абердина, там погибло 3 радиста и артиллерист из RAF. Остальные (около 50 человек) спас пароход «Oberon». Почему «Trebartha» стал жертвой Шмидта? Ведь ситуация усложнялась тем, что ровно в то же время, что и торпедоносцы, очередную атаку выполнял Не-111 из звена управления Х авиакорпуса. У него есть заявка на попадание 2 бомб SC250 в надстройки и ватерлинию судна в 8000 т, которое считалось поврежденным. Но для этого есть другой кандидат: британский пароход «Harlaw» (1141 брт). Описание его повреждений отлично подходит под стиль атак майора Харлингхаузена – сброс бомб с малой высоты в борт цели. 1 бомба попала в пароход «наискось», две взорвались рядом. Судно получило течь и зашло на ремонт в Абердин.


Пароход «Trebartha»

В итоге, 11 ноября 1940 г. отмечено тремя попаданиями торпед (из 4 сброшенных), тремя потопленными судами общим тоннажем 11965 брт – считая это успехом 2./506 из Германии в виде потопленного норвежского парохода «Ravnanger». Два попадания в один день 506-й группе уже удавалось, но три – никогда. Брутто-регистровый тоннаж тоже превысил прошлый рекорд того же Барта, добытый им в первом же вылете (11445 брт парохода «Remuera»).

Общий счет Барта достиг 36000 тонн потопленного тоннажа (фактически 21000 брт плюс повреждение шлюпа «Stork» и парохода «Conakrian»). Это была, без сомнения, заявка на Рыцарский крест, настолько явно обер-лейтенант отличался от всех других торпедоносцев. Неудивительно, что Карл Барт получил его 14 декабря, первым среди всех летчиков своей специализации. Забегая вперед, можно сказать, что летом 1941 г. он переучился на Ju-88 и летал на нем, сам учил курсантов в школе, где получил сначала звание капитан-лейтенанта, а потом, после перехода в Люфтваффе – гауптманна. В августе он получил под свое командование знаменитый к тому времени отряд торпедоносцев Люфтваффе – 6./KG 26. В этом качестве Барт и пропал при атаке союзного конвоя у побережья Алжира 9 ноября 1942 г., почти ровно через 2 года после своей атаки на He-115, принесшей ему Рыцарский крест. К тому моменту он успел выполнить 150 боевых вылетов, что очень много для его «профессии».

Весь экипаж Шмидта (считалось, что в 2 вылетах они утопили примерно 17000 тонн торгового тоннажа) был представлен к Железным крестам 1 класса. Сам Шмидт больше не участвовал в торпедных атаках, но его судьбу отследить не удалось из-за отсутствия дополнительных данных, слишком уж много было в Германии Шмидтов.

Еще одной «наградой» обоим экипажам стала телетайпограмма от самого командующего, генерал-майора Бруха с поздравлениями и признанием их больших достижений. На следующий день поздравил всех еще и генерал Люфтваффе при командовании ВМС, генерал-лейтенант Риттер. Кроме прочего, в своей телеграмме он озвучил достижение торпедоносцами цифры в 100000 тонн потопленного тоннажа. На самом деле реальный успех можно оценить как 36000 брт потопленных и предположительно 26000 брт поврежденных (включая в последний пункт и шлюп). Можно сказать, что для тех условий, в которых действовали торпедоносцы (плохая освещенность, плохая погода, периодически очень сильное противодействие), это было довольно адекватное соотношение заявок и фактов.

Почивать на лаврах в Норвегии никто не собирался. 13 ноября вновь была предпринята операция по типу 11-го, когда все боеготовые машины 3./506 сначала вели разведку Северного моря юго-западнее Норвегии, а в самых дальних точках своих маршрутов они улетали к английскому побережью для атаки конвоя. Вновь были разведданные от Х авиакорпуса о наличии, по крайней мере, одного каравана с сильным охранением севернее Абердина. В 15:52-16:00 с гидроаэродрома Ставангер-Сола взлетели четыре Не-115 в двух парах. Тот самый конвой, о котором сообщал самолет-разведчик, смогли найти все 4 машины, что подтверждается наличием в его составе крейсера ПВО класса «Coventry» – именно так и было в сообщении Х авиакорпуса. Кстати говоря, в очередной раз почти в то же время, что и морские летчики, конвой атаковало и звено управления корпуса, заявив о попадании бомбы SC250 в середину цели с высоким столбом дыма – считалось, что был поврежден пароход в 5000 т. Время атаки у майора Харлингхаузена (скорее всего, это был именно он) – 18:50; в 18:54 свою атаку провел самолет «С» из 3./506, с экипажем во главе с лейтенантом Ланге. Он доложил, что смог попасть в пароход 8000 т восточнее Питерхеда. Через 2 минуты после попадания произошел сильный взрыв – и пароход исчез с поверхности моря. Позже было предположено, что он вез боеприпасы. Очень сложно разобраться, кто и как на самом деле попадал в цель.

Атакованный конвой назывался WN-35, шел из Клайда в Метил и имел в составе около двух десятков судов. Одним из кораблей охранения действительно являлся крейсер ПВО «Curacoa», а вместе с ним эсминец «Weston» и пара мобилизованных траулеров. В 4-5 милях северо-восточнее мыса Рэттрэй Хэд в 17.54 ГМТ был потоплен бельгийский пароход «Anvers» (4398 брт) с грузом стали. Причина гибели в отчетах – бомба, попавшая судну в левый борт и проделавшая огромную дыру. Видимо, вскоре произошел взрыв котла, ускоривший гибель; из-за этого потери экипажа составили 20 человек, а спастись смогли только 15. По всем описаниям, предпочтительнее выглядит версия потопления судна торпедоносцем, тем более, что Не-111 претендовал только на повреждение. Полностью исключать, однако, «бомбардировочный вариант» нельзя. Но мы будем считать, что «Anvers» все-таки погиб после попадания торпеды.


Бельгийский пароход «Anvers»

Остальным самолетам 3./506 не повезло. Машина «F» северо-восточнее Абердина тоже пустила торпеду по судну в 8000 тонн, однако промазала. Как считал гауптманн Дирхе (а это был он), все дело было в переоценке скорости цели. Другие два самолета не стреляли. Машина «L» лейтенанта цур Зее Михаэля в 18.48 внезапно выскочила прямо на крейсер и несколько раз пыталась его атаковать, но все неудачно. Машина «А» лейтенанта цур Зее Риманна тоже три раза пыталась зайти на различные пароходы, но каждый раз мощный зенитный огонь заставлял их раньше времени отворачивать с курса. Самолет получил 20–30 попаданий, вышло из строя радио, и Не-115 окончательно убрался подобру-поздорову. Гауптманн Дирхе понемногу превращался в своего предшественника Бергеманна – это уже была его пятая атака, и каждый раз, кроме одного, он либо не видел свою торпеду, либо промахивался. Там, где Дирхе претендовал на попадание, он скорее всего спутал взрыв торпеды Барта со своей.

Все экипажи отмечали очень сильный зенитный огонь, а также присутствие в районе конвоя многочисленных английских самолетов – правда, без атак.

Эти атаки под огнем явно сказались на состоянии немецких гидросамолетов. На следующий день (14 ноября) для вылетов по привычной схеме – сначала разведка, потом атака конвоев – смогли выслать всего две машины. В этот день разведка Х авиакорпуса обнаруживала целых четыре каравана, но два немцы уже явно не успевали достать.

В 16.10 и 16.15 самолеты «С» и «L» отправились на задание. «Людвиг» у английского побережья несколько раз натыкался в поисках конвоев на крейсер, который не смогли точно опознать («типа С или L»). По нему пытались проводить атаку сначала в 18.45, затем в 19.10 – но все без толку, постоянно сильное противодействие заставляло уходить с курса задолго до выстрела. Зато «Цезарь», искавший конвои южнее Абердина, в 18.58 смог найти тяжело груженый пароход в 7000 тонн под охраной эсминца и выпустить по нему торпеду. Было достигнуто попадание в корму, которая разлетелась в щепки вместе с мачтой; нос ненадолго встал вертикально в небо, потом ушел под воду.

Успеха добился лейтенант Велленкамп, которому за это тут же послали представление на награждение Железным крестом 2 класса. Жертвой его стал идущий на соединение с конвоем EN-25 пароход «St. Catherine» (1216 брт). В 18.00 ГМТ в четверти мили на юг от буя, обозначающего протраленный фарватер у Абердина, он был поражен авиационной торпедой – в кои-то веки это четко обозначено в ЖБД Адмиралтейства. В течение 4 минут судно ушло на дно, унеся с собой половину из 28 членов экипажа, включая капитана и 2-го офицера, а также одного пассажира из четырех, находившихся на борту. Выживших подобрал пароход «Berriedale», также шедший на соединение с тем же конвоем. Может быть, как раз его немцы приняли за эсминец.


Пароход «Highlander», незадолго до гибели переименованный в «St. Catherine».

В этом случае есть нечто мистическое. Дело в том, что «St. Catherine» получил своё имя буквально только что – его даже не успели внести в Реестр Ллойда. До этого судно называлось «Highlander», и не далее как 1 августа под этим именем оно уже было атаковано 3./506. Тогда немцы потеряли сразу две машины — лейтенантов Рихтера и Штарке, теперь же получалось, что Велленкамп за них обоих отомстил. Более того – в прошлой статье судно тоже упоминалось, потому что становилось целью для атаки торпедоносца 1./106 19 сентября. Менее чем за четыре месяца маленький пароход подвергался ударам «Хейнкелей» три раза!

15 ноября вылеты с торпедами отменили по погодным условиям, к тому же найденный конвой уже находился близко к Пентленд Ферт, где атаки ночью были возможны только при наличии луны, а ее не было.

Кроме того, у 3./506 опять все было плохо с боеготовностью: из девяти имеющихся машин три были типа Не-115В, которые для вылетов с торпедами считались неподходящими, а Не-115С в строю находилось только 2. При этом все девять имеющихся экипажей считались боеготовыми.

16 ноября три самолета летали также на разведку без торпед. В дальнейшем либо самолеты 3./506 занимались прикрытием немецких кораблей и судов, либо запланированная разведка срывалась плохими погодными условиями, вплоть до 19 ноября, когда удалось применить по схеме «разведка + торпедный патруль» сразу пять самолетов. Были даже данные авиаразведки Х авиакорпуса по конвоям, пришедшие сразу после старта машин в 15.48-15.53. К сожалению для немцев, результаты этой операции оказались полностью провальными. Два самолета не смогли атаковать из-за плохой погоды. Машина «Е» в 19.00 северо-восточнее Питерхеда атаковала конвой из трех пароходов под охраной трех эсминцев и двух сторожевиков, идущий на юг. Собственно целью стало судно в 8000-10000 т, но торпеда прошла у него перед носом.

Два последних «хейнкеля» в 19.06 и 19.17 южнее Абердина атаковали якобы один и тот же танкер в 4000 т. Однако у самолета «F» торпеда прошла позади цели, а F5, сброшенная с «L», принялась нарезать круги.

Сведения «с той стороны» скудны. Атаке подвергался как минимум конвой WN-40, идущий из Клайда в Метил. В составе его было два десятка судов и четырех эскортных корабля, включая крейсер ПВО «Curacoa». Именно он вместе с ночным истребителем «Бленхейм», как считали англичане, отбил атаку на конвой в 17:40 ГМТ в точке 57.45° с.ш. – 01.45° з.д.

В следующий раз из Норвегии с торпедами полетели 22 ноября. В тот день майор Лессинг получил от Х авиакорпуса сообщение о наличии крупных судов, предположительно войсковых транспортов, в портах Фарерских островов. Так как это была периферия со слабой обороной, перед соблазном нанести удар 706-я группа не устояла, так что снарядила предпоследними торпедами две машины 3./506 и послала их в бой. Стартовав в 14:08 и 14:10, Не-115 никаких войсковых транспортов на Фарерских островах не нашли. Один за другим самолеты Барта и Кондритца пытались атаковать некий пустой пароход, оцененный ими в 4000 т, в гавани Торсхавна (18:19 и 18:28 соответственно). Из-за слишком большого волнения ни одна торпеда не пошла. Лессинг записал раздраженно, что командиров самолетов надо учить правильному использованию авиаторпед, потому что стрелять при таком состоянии моря было нельзя ни в коем случае. И ведь это он написал в отношении двух, наверное, самых опытных торпедоносцев в морских ВВС на тот момент!

Англичане в Торсхавне отметили пролет в 17:25 ГМТ только одного самолета, причем определили его как «гидросамолет Дорнье». Сброса торпед не видели, сами вели по нему огонь с большой дистанции без результата. Кто именно стал объектом атаки, не указывается.

С немецкой стороны этот вылет вызвал небольшой скандал. Группа ВМС Север возмутилась, что немецкие торпедоносцы действуют где-то за пределами восточного побережья Англии без ее разрешения, генерал-майор Брух тоже был недоволен, что его предварительно хотя бы не поставили в известность. Майор Лессинг виниться не стал и ответил, что действовал в рамках данного ему постоянного приказа применять торпедоносцы по усмотрению группы, если есть свободные самолеты. Раздувать ссору не стали и просто приказали впредь действия такого рода согласовывать с F.d.Luft.

С 24 ноября 1-й и 3-й отряды вместе занимались разведкой в интересах ВМС – 1./506 ради этого перебрасывался на время в Ставангер. Сначала объектом стало море юго-западнее Норвегии, а также между Норвегией и Шетландскими островами, затем районы сдвигались на север.

А затем пришло 26 ноября, и как гром среди ясного неба, депеша от генерала Люфтваффе при командующем ВМС Риттера:

«По приказу начальника генштаба Люфтваффе, с сего момента использование авиаторпед с оглядкой на объявленную фюрером специальную цель приостанавливается». Вечером 27 ноября в разборки попытался вмешаться командующий группой ВМС Север, генерал-адмирал Карльс, давший начальнику штаба Люфтваффе такую отповедь: «Приказанная в телетайпе генерала Люфтваффе при командующем ВМС остановка использования авиаторпед для FdLuft не имеет законной силы, так как генерал не является непосредственным тактическим начальником для FdLuft. Атаки авиаторпедами в рамках разведки для подразделений FdLuft по-прежнему разрешены. Решение по этому поводу от Руководства Войной на море будет добыто Группой Север».

До конца ноября проверить, кто сильнее в этом очередном споре Люфтваффе и Кригсмарине по поводу авиаторпед, не удалось. 28 ноября по линии ВМС в 506-ю группу на Нордернае пришло уведомление, что бан на использование торпед снят, и на вечер даже запланировали вылет трех самолетов, но погода не дала его провести. Поэтому основное сражение за право использовать торпеды было отложено на декабрь.

Пока же можно подытожить, что из Норвегии с 26 августа 1940 г. было выполнено 55 пусков торпед, и при этом достигнуто 11 попаданий, что составило 20%. Если же взять только 3./506, то показатели становятся еще лучше – 47 атак при тех же 11 попаданиях, и 23,4%. Это очень близко к расчетным данным аналитиков в штабах, которые в ноябре обобщали статистику действий торпедоносцев и вывели там процент попаданий, равный 27. Вот только там это относилось ко всем торпедоносцам в целом, а не только к отдельному лучшему отряду.

Источники:

  1. NARA T-1022, roll 3321 - KTB und Anlagen des Führers der Seeluftstreitkräfte, 16.9-30.11.1940
  2. NARA T-1022, roll 3351 – KTB Gen.d.Lw.b.Ob.d.M. - O.Qu, 09-11.40
  3. Admiralty War Diaries, 09-11.1940
  4. NARA T-1022, roll 3357 – KTB der Küstenfliegergruppe 706, 1.10-30.11.40
  5. https://www.naval-history.net
  6. http://www.convoyweb.org.uk/hague/
  7. https://historisches-marinearchiv.de/projekte/crewlisten/ww2/eingabe.php
  8. http://www.ww2.dk/lwoffz.html
Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Михаил Тимин
09.04.2025 14:17:11
Прекрасный цикл! Читаю с огромным удовольствием, спасибо большое!!!
Станислав Щебетов
09.04.2025 14:48:49
спасибо за цикл, очень интересно! Мне кажется, что именно этот цикл отлично показывает, почему у нас используют именно термин "боевая работа": технические сложности, неудачи, плохая погода, промахи, не частые успехи, и ещё начальники что-то поделить не могут.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.