Преступления Вермахта в глазах немцев сегодня

31 марта 2023

Василий Зайцев

2

2037

Преступления Вермахта в глазах немцев сегодня

Не успела закончиться Вторая Мировая Война, как бывшие генералы вермахта начали создавать легенду «чистого» вермахта в своих книгах и мемуарах. Уже на Нюрнбергском процессе в ноябре 1945 пять высокопоставленных чинов вермахта, как например главнокомандующий сухопутных войск Вальтер фон Браухич, начальник генштаба Франц Гальдер, а также Эрих фон Манштейн написали послание, адресованное судьям. По их словам, отношение армии к Гитлеру и партии было всегда холодным и дистанцированным, солдаты по-рыцарски и с достоинством несли свою службу и лишь изредка узнавали о преступлениях айнзаткоманд Гиммлера.

Режим невежества общества

Американский офицер отдела психологического ведения войны Сол Пэдовер (Saul K. Padover) (Psychological Warfare Division) в октябре 1944 провел в городе Аахен, первом большом освобожденном союзниками городе, опросы различных персон из разных слоёв общества, с целью сбора информации для будущих органов управления. После двух месяцев опросов он написал:

«Мы опросили множество людей. Задали им огромное колличество вопросов. Но мы не нашли ни одного нациста. Все люди тут против Гитлера. И они всегда были против Гитлера. В их стремлении отречения от Гитлера мы не увидели ни малейшего осознания собственной вины. В том, что немцы пошли не тем путем. Гитлера обвиняют в том, что он проиграл войну, но не в том, что он её начал».

Западногерманские фильмы о войне поддерживали в обществе картину героического вермахта. В них немецкие солдаты воевали героически, жертвовали собой, исполняя долг перед родиной (Сталинград – 1993; Мост – 1959).

Кадр из фильма «Мост» 1959 (Die Brücke). Фильм удостоился различных премий, как например Оскара. Хорошая постановка и игра актеров скрывала пропагандистский характер фильма, где пара мальчиков из Фольксштурма после однодневного обучения сдерживают наступление танков. Такие фильмы убеждают и по сей день немецкую (и не только) общественность в рыцарстве вермахта.

Такие фильмы воспринимались как бывшими солдатами, так и мирным населением, как отображающими действительность. Голоса из общества, напоминающие о содеяных преступлениях, заглушались. Как, например, роман Генриха Белля «Крест без любви» (Heinrich Böll "Kreuz ohne Liebe"), написанный в 1947 году, который удалось издать лишь в 2002. Или роман «Время жить и время умирать» от Эриха М. Ремарка ("Zeit zu leben und Zeit zu sterben" Erich Maria Remarque), написанный в 1954, и переписанный полностью против желания автора. Лишь в 1989 году его удалось издать в Германии в начальном виде. Фильм «Касабланка», например, для немецкой публики очистили от всех намеков на оккупацию Франции и Голландии вермахтом, охоту СС за участниками сопротивления и евреями. Главный герой, показанный актёром Хамфри Богартом (Humphrey Bogart), являлся организатором сопротивления во всей Европе, и, будучи преследуемым СС, должен был быть вывезен. Однако, в немецкой версии фильма он стал норвежским физиком-ядерщиком мирного атома. Особенно сильно травля тех, кто добивался признания содействия всех немцев с нацистским режимом, велась в немецких церквях.

Попытки добиться признания коллективной вины немецкого народа и вермахта в содеянных преступлениях были резко прерванны. В конце 1940-х годов Запад сплотился против внешнего врага в лице СССР. Новая армия Западной Германии, бундесвер, получила важную роль на фронте холодной войны. Западная Германия получила таким образом подтверждение, что Гитлер, в принципе, все делал правильно. Если бы только не холокост... Война на Востоке засветилась новыми красками, как противостояние наступлению коммунизма, т. е. святым делом демократии.

Для окончательного утверждения невинности немцев не хватало подтверждения «старшего брата». Оно вскоре последовало. Генерал Дуайт Эйзенхауэр в 1951 году декларировал что:

«...действительно, была разница между немецкими солдатами и офицерами с одной стороны, и Гитлером с его криминальной группировкой с другой...»

Правда это высказывание противоречило тому, что он в 1948 году написал в своей автобиографии о «солдатах-нацистах» и о постоянном росте ненависти к немцам. Ещё раньше, в 1945 на пресс-конференции в Вашингтоне, он сообщил о необходимости уничтожения всего немецкого генштаба. В марте 1945 года Эйзенхауэр стал инициатором создания нового класса заключенных «Разоружённые Силы Неприятеля», не подлежащих Женевской Конвенции. Для них были организованны концентрационные лагеря вдоль реки Рейна (нем. Rheinwiesenlager; анг. Prisoner of War Temporary Enclosure, PWTE).

Карта концентрационных лагерей для пленных немцев. В них содержались миллионы солдат и гражданских. https://de.wikipedia.org/wiki/Rheinwiesenlager#/media/Datei:Karte_Rheinwiesenlager.png

В них несколько месяцев держались под открытым небом несколько миллионов немецев. Канадский журналист Джеймс Бак (James Bacque) оценивает число погибших в этих лагерях от голода и болезней, от произвольных расстрелов, а также утонувших в отхожих ямах до миллиона человек, хотя американский историк Артур Смит (Historiker Arthur L. Smith) называет 40000 погибших, как максимально возможное число.


Концентрационный лагерь на Рейне. Пленные сидели под открытым небом на скуднейшем рационе. Но смертность в нём, по данным американского историка была не выше чем в мирное время. Источник: https://steemit.com/deutsch/@stayoutoftherz/die-rheinwiesenlager-bedauerliche-kriegsfolge-oder-geplanter-massenmord

В Западной Германии же последняя декларация Эйзенхауэра была принята как реабилитация. Двери тюрьм для 30 генералов вермахта, осуждённых в Нюрнберге, были открыты.

В 1958 правительство Германии создало в Людвигсбурге центральный орган администрации земского суда (Zentrale Stelle der Landesjustizverwaltung). Этот орган мог вести расследования против служащих СС, но не против служащих вермахта или других, например, полиции или суда.

(Не) рыцари

Неужели и правда все преступления совершил СС, а вермахт воевал по-рыцарски? Именно такое представление имеют многие обыватели Германии в наше время. Трудно представить, насколько массовая бомбардировка городов и блокада Ленинграда в головах таких людей вписывается в представление о честной войне. Но рассмотрим вид ведения войны со стороны немецких солдат. Происходило ли содействие СС? Знали ли одни, что делают другие?


Сталинград в огне. За один день бомбардировок 23 августа 1942 погибло больше 40 000 гражданских. Источник: https://www.pravmir.ru/v-ogne-stalingrada-1/

Жертвой нацистской агрессии пали в СССР 27 миллионов человек, в Польше 6 миллионов, в Югославии 2 миллиона, Чехословакии полмиллиона. В остальной Европе умерло от войны и оккупации 2 миллиона. К ним можно прибавить 1,8 миллиона изгнанных евреев, с цыганами и синти. Получаются примерно 40 миллионов убитых без вины. Вряд ли 1,5 милиона солдат СС смогли бы сами такое проделать. Помощь 19 миллионов солдат вермахта, из которых 10 миллионов служили на Восточном фронте, пришлась кстати. Также участвовали и последователи вермахта (Wehrmachtsgefolge), а это еще несколько миллионов человек.

Ещё до нападения на СССР немецкие солдаты занимались военными преступлениями. Пилоты бомбардировщиков и истребителей, скинув бомбы, летали над английскими городами, расстреливая граждан, стреляя в женщин и детей. Бомбы кидали на большие здания дома и скопления людей. Сбивали пассажирские самолёты. Таким образом, например, погиб известный актер Лесли Говард, игравший Эшли в известном художественном фильме «Унесённые ветром».


Лесли Говард, британский актёр театра и кино, кинопродюсер и кинорежиссёр. Известен в основном благодаря роли Эшли Уилкса в фильме «Унесённые ветром» (1939). Источник: https://www.liveinternet.ru/users/dalgren/post432933047/

Подлодки и торпедные катера торпедировали мирные пароходы. При обстреле конвоев приоритет имели транспортные корабли покрупнее, даже если они везли детей, и немецкие матросы это знали, причем боевые корабли из конвоя игнорировались, так как имели тоннаж поменьше транспортных. Команды всегда старались записать на свой счёт наибольший тоннаж. Обо всем этом свидетельствуют протоколы прослушки пленных немецких солдат, опубликованные в книге «Солдаты» (Soldaten) историка Зёнке Найтцеля и социал-психолога Харальда Вельцера. Так что уже на Западе с 1939 года ни о какой честной войне речи быть не могло.

Что же тогда говорить о войне с СССР? Ещё в 1924 Гитлер объявил своей политической программой завоевание пространства на Востоке и уничтожение "еврейского большевизма" – попросту русских. В своем выступлении перед генералами в Рейхсканцелярии в марте 1941 года Гитлер рассказал им, что война на Востоке будет иной чем на Западе. Это будет война мировоззрений, на уничтожение. Командующие должны пожертвовать своим пониманием о чести на войне.

Вышли приказы, соответствующие этой доктрине:

"Советских пленных считать не такими же солдатами как немцы, а преступниками, готовыми в любое время на любое преступление и к этому обученные, и потому не заслуживающими отношения в соответствии с женевской конвенцией. Они не имеют прав на достаточное питание и медицинскую помощь".

Это привело к умерщвлению как минимум 3,3 миллиона военнопленных. В эту же категорию относится приказ о немедленном расстреле всех комиссаров, приведший к уничтожению около 10 000 офицеров. Самым жестоким по отношению к гражданским, был приказ об отмене военных судов, которые обычно организовывались на захваченных территориях. Вместо этого солдаты попросту должны были уничтожать любую подозрительную личность, чем была открыта дорога к полному солдатскому произволу. Из 15 миллионов уничтоженных советских гражданских, значительная часть была убита из за подозрения в партизанстве. Все эти приказы распространялись на уровне офицерства.

Но еще один приказ в форме листовки раздавался каждому солдату. На ней были указаны враги Германии, подлежащие немедленному уничтожению. Это были «большевистские агитаторы», коммунисты, партизаны, саботажники и евреи.

Но были и другие указы, повлекшие за собой миллионы смертей. Например, вермахт обязывался снабжаться питанием из местного производства и земледельчества, а излишки производства отправлять в Германию. Исходя из этого уже в мае 1941 года приводилась оценка числа гражданских, которых ожидала голодная смерть в несколько десятков миллионов. В середине июня Гиммлер уточнил эту цифру до 30 миллионов.


По подозрению в партизанстве, саботаже или большевистском агитаторстве мог быть расстрелян любой гражданин. Многие солдаты приходили просто поглазеть на расстрелы. Некоторые изъявляли желание поучаствовать. Источник: https://isralove.org/load/14-1-0-1610

В марте 1941 было заключено соглашение между армией и СС, предполагающие что в тылу для особых заданий должны будут находиться 4 моторизованные группы СС (айнзатцгруппы). Действовать эти группы должны самостоятельно и приказы принимать напрямую из штаба Гитлера. Снабжать же их должен был вермахт. Эти айнзатцгруппы должны были информировать вермахт о запланированных действиях. Соответственно этому соглашению, утверждение, что вермахт ничего не знал о действиях айнзатцгрупп в тылу, не соответствует действительности. Вермахт знал об их действиях уже заранее. А после командующие вермахта получали доклады о том, что и где было проделано.

Обергруппенфюрер СС Гейдрих дал задания этим группам в августе 1941: уничтожение всех евреев, включая женщин и детей. Уничтожение велось по спискам, которые составлял вермахт при захвате городов и деревень. Списки передавались следующим за фронтом группам СС. Жертвами убийств в тылу стали не меньее 2 миллионов советских граждан.

Например, 6-я армия, позже под командованием Паулюса попавшя в окружение в Сталинграде, по пути через Украину с июня по декабрь 1941 поддерживала СС при убийствах. В Киеве в Бабъем Яру были уничтожены тысячи граждан. Ещё многие тысячи граждан умерли от голода. Тысячи расстреливались лишь по подозрению в партизанстве. Многие были отправленны в создаваемые гетто, где умирали от голода и болезней, или отправлялись на "умерщвление работой". Все это проводилось при содействии вермахта.

Выставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта 1941 - 1944»

Выставка Гамбургского института социальных исследований возбудила в Германии большой интерес общественности к соучастию вермахта в преступлениях против советских военнопленных и гражданских. Целью выставки было развеять миф о «чистом» вермахте, появившийся после 1945 года. Споры и разногласия вокруг этой выставки, её закрытие и переделка, выделяют нежелание современной немецкой общественности принять правду о преступлениях вермахта. В военной историографии Германии не признается тот факт, что на Востоке велась война на уничтожение, стоившая миллионам людей их жизней, и что не только СС, но и вермахт постоянно участвовал практически во всех преступлениях против мирного населения, военнопленных и евреев.

Выставка была показана с 1995 по 1999 год в 34 немецких и австрийских городах и привлекла около миллиона посетителей.


Выставка «Война на уничтожение. Преступления вермахта 1941-1944» возбудила большой интерес обывателей. Источник: https://www.radiobremen.de/bremeneins/serien/as_time_goes_by/atgb2644-popup.html

На выставке были представлены снимки времен Второй мировой войны, подкреплённые текстом. Представленные фотографии показывали разные формы насилия против граждан Восточной и Юго-Восточной Европы, а также, в какой мере солдаты вермахта учувствовали во всем этом.


Частные снимки, представленные на выставке показывают не только жертв, но и самих убийц и их отношение к происходящему. Эмоции отображают чувства. Солдаты улыбаются и позируют рядом с жертвами. Источник: Verbrechen der Wehrmacht 1941 bis 1944, Ausstellungskatalog, Hamburg 1997

При этом подписи фотографий оставляли желать лучшего. Безо всякой системы, лишь изредка подавалась информация о происхождении снимка. Но при этом хорошо обозначались фотографии Рот Пропаганды. Всего на выставке были представлены 1433 снимка. Две большие доски содержали 735 маленьких портретов жертв массовой экзекуции в Сербии. Все остальные снимки были сделаны немецкими или австрийскими фотографами. 80% из частных коллекций солдат, отобранных у убитых или пленных. Снимков Рот Пропаганды было около 20%.

На частных снимках, показывающих жертв войны на уничтожение, видны признаки одобрения со стороны солдат вермахта. Солдаты улыбаются рядом с висельниками, дергают их за ноги, или наносят ироничные подписи. Эти частные фотографии представляли посетителям выставки размах насилия против мирного населения на оккупированных территориях.


При массовых расстрелах жертв как правило увозили подальше от населенных пунктов, и территория оцеплялась. Маленькие расстрелы по подозрению проводились «на показ». Так же делалось для острастки, дабы сразу на корню задавить любое желание к сопротивлению у гражданских. Источник: Vernichtungskrieg: Verbrechen der Wehrmacht 1941 bis 1944, Klaus Naumann, 1997

Часть фотографий собиралась для выставки из музеев, архивов или памятных мест с территории оккупации на Востоке, а часть собирали из частных коллекций в Германии или Австрии.

До того в общественном сознании Западной Германии холокост существовал, как промышленное уничтожение людей в концентрационных лагерях. То, что 40% убитых были убиты не в лагерях и газовых камерах, а на просторах Восточной Европы, мало кто понимал. Иконой холокоста считались снимки газовых камер и гор трупов в лагерях. Выставка же представила снимки, на которых были видны не только жертвы, но и убийцы, а также сам процесс убийства.

Отзывы

При открытии в 1995 году в Гамбурге, еженедельная газета „Die Zeit“ (время) назвала её самой важной исторической выставкой за долгое время. Выставка разрушала легенду о «чистом» вермахте и показывала ужасную правду, разрушающую стену замалчивания в обществе. Другие газеты откликались в таком же роде.

Посетив выставку, многие граждане Германии и Австрии доставали из личных архивов подобные фотографии и передавали их организаторам выставки. Эти снимки также попали на выставку, и тем самым ещё больше раздосадовали национально-консервативные политические силы Германии, и так неблагосклонно относящиеся к выставке. Именно эти снимки создали живую связь между посетителями и самой выставкой. Таким образом пала граница между общественной культурой воспоминаний (то что показывалось в СМИ, фильмах, документальных и кинофильмах) и, до тех пор, замалчиваемые частные воспоминания (то, что пересказывали предки).


Посетитель на выставке «Война на уничтожение» вглядывается в снимки. Источник: https://www.gettyimages.de/detail/nachrichtenfoto/besucher-in-der-ausstellung-vernichtungskrieg-nachrichtenfoto/544291267

Интервью, проведённые с посетителями, записи в книге отзывов, и письма организаторам передавали мнения посетителей выставки. Некоторые даже нашли своих предков на снимках. Журналистка Бригите Мёллер узнала своего отца на одном фото, поняв таким образом, что он был военным преступником. Выписка из книги отзывов выставки от 15.12.1996:

«Мой отец не отвечал на мои вопросы о войне. Я не знал почему он так часто плачет. Теперь я знаю».

Из письма одной из посетительниц 8.3.1997:

«Не могу понять, как люди могут творить такое...Теперь я понимаю почему моему отцу до конца жизни снились кошмары».

Другая запись в книге отзывов гласила:

«Спасибо за эту выставку. В школе мы это не проходили. Я родился в 1944. Когда дома возникали вопросы о том времени, старшие говорили, что немецкие солдаты не занимаются военными преступлениями. Меня обманывали 40 лет».

Другая запись:

«Нам специально не говорили правды о вермахте. Год рождения 1941».

Ещё одна запись:

«Родился в 1949. В молодости об этом замалчивали».

Многие посетители подтверждали, что даже во время войны информация и фотографии о истязаемых советских пленных попадала к общественности. Например, подполковник Артур Зоммер попал 1942 в Швейцарию и там открыто рассказывал о поведении немцев в СССР. Он оставил там много фотографий замученных советских пленных. В другом случае один лейтенант СС попал под суд за то, что фотографировал им же приказанный расстрел, чтобы показывать своим знакомым. В данном случае был риск утечки снимков в Швейцарию, где они бы применялись в качестве пропаганды против Германии. Один из посетителей, г-н Розенталь, сообщил в интервью, что отец ему много рассказывал о расстрелах в оккупированной Украине и снимках, которые при этом делали солдаты. Одна из посетительниц рассказала, что во время войны в школу кто-то из детей принёс пачку снимков. Посмотрев их, она была в ужасе. На изображениях была виселица, на которой висело около 15 пленных солдат. Ночью она не могла спать.

Солдаты, которых после войны никто не хотел слушать, также писали отзывы о выставке. Например:

«Всё так и было. Я был с первого до последнего дня войны там».

Другой писал:

«Я был два года на фронте в России. Могу здесь показанные документы со своей стороны лишь подтвердить».

Ещё:

«К сожалению, всё так и было».

Или:

«Я был офицером на среднем отрезке Восточного фронта и беру на себя часть ответственности».

Многие подписывались своими именами и дописывали адреса и части где они служили.

Некоторые даже записывали свои воспоминания и преступления в которых они участвовали. Как например:

«Я был связным штаба панцер-егерного полка (Panzerjägerabteilung) в 87 пехотной дивизии. В Бобруйске я слыхал от сослуживцев, что наша рота перекрывала участок леса, потому, что СС там расстреливал людей». Подпись С.В. 87 лет.

Другой писал:

«Меня будоражат воспоминания. Все об этом знали. Вермахт и команды убийств все время договаривались о сотрудничестве. И это правда, что когда команды убийств должны были уничтожать людей, солдаты вермахта создавали заграждения, а некоторые участвовали в убийствах». Подпись Хайнрих Геллерманн.

Даже потомки не жалели своих предков. Запись:

«Мой дед не говорил со мной или моим отцом о времени, когда он служил офицером в России или на Балканах».

Другая:

«Многие вопросы, на которые мой отец не хотел отвечать, теперь прояснены».

Некоторые, будучи детьми, получали от родителей информацию о происходящем. Например:

«Наконец то я могу посмотреть на то, о чем мне рассказывали предки».

Или такая запись:

«Теперь я понимаю по-настоящему, о чем писал мой отец в своём последнем письме 1943: Я больше не выдержу. Вы не можете себе представить, что тут творится. – Вскоре после этого он погиб».

Ещё одна:

«Двух моих дядей нужно было многие дни уговаривать, не заканчивать жизнь самоубийством. Даже маленькие дети, как я, понимали, что происходит».

«Благодаря выставке всплыли в памяти рассказы моего отца, которые я подслушал, когда мне было 10 лет. Мой отец принимал участие в расстрелах в Белоруссии 1942 - 1943».

Далее:

«Мой отец всегда говорил, что почти все солдаты видели невинных жертв. И многие солдаты активно участвовали в убийствах и насилии».

Самая частая запись в книгах отзыва была:

«ОТЕЦ, ГДЕ БЫЛ ТЫ?»

Сопротивление

Через год после открытия выставки «Общая газета Франкфурта» (Frankfurter Allgemeine Zeitung) выпустила первый критический отзыв, называя выставку «легкой сборочкой для людей, желающих чувствовать себя виноватыми», и упоминая, что на самом деле во всем виноваты СС. Во многих других газетах появились похожие отзывы. Журналист и политик из партии социал-демократов, бывший пилот люфтваффе, Рюдигер Проске, выпустил брошюру, где организаторы выставки назывались коммунистами. Бывший канцлер ФРГ Хельмут Шмидт (Helmut Schmidt) высказывался против выставки и создавал политическое давление, с целью её закрытия.

Как следствие этого, в 1996 министерство обороны запретило солдатам ходить на выставку. Правящая партия Христианско-демократический союз Германии бойкотировала выставку. Когда выставка приехала в Мюнхен, бургомистр города заклинал граждан не ходить туда.


Очередь у входа на выставку в городе Мюнхен 06.04.1997. Источник: Karlheinz Egginger/SV-Bilderdienst

Также он предложил организатору выставки Яну Реемтсма (Jan P. Reemtsma), наследнику табачного концерна (который он, правда, продал ещё в 1980), вложить свои миллионы в памятник умершим от его табака людям, а не мертвым евреям, военнопленным и партизанам. Министр культуры предписал школам игнорировать выставку. Неонацисты устраивали демонстрации против выставки.


Протест неонацистов в городе Мюнхен против выставки «Война на уничтожение». Источник: AP, Diether Endlicher

Не смотря на всё это выставку в Мюнхене посетили 90 000 человек, что показало интерес общества. Тяга к информации и правде оказалась сильнее, и переборола стену замалчивания. Выставка помогла раскрыть засовы молчания к запретным темам в немецких семьях. Многие люди выступили в защиту выставки.


Выступление против демонстрации неонацистов в Гамбурге 27 марта 2004 года. Надписи на плакатах «Дедушка был убийцей» и «СТАЛИНГРАД». Источник: AP, фотограф Фабиан Биммер

Выставка кочевала в разные города Германии и Австрии, и открывалась важными политиками и чинами бундесвера. 70 дополнительных приглашений в разные города страны и заграницы были получены.

Управляющий государственным института истории, Хорст Мюллер, был с самого начала одним из самых ярых противников выставки. Авторы выставки, как говорил Мюллер, копируют методы пропаганды Гитлера. Некоторые критики подкидывали в общественное мнение утверждения о том, что жертвы на снимках, это продукт коммунистической пропаганды, подкрепленной из советских архивов. Несколько человек подали в суд на организаторов. Журнал «Фокус» называл организатора выставки господином «Ложь».

В 1997 выставка переехала во Франкфурт-на-Майне. Группа людей распространяла листовки с надписью, что на выставке игнорируются преступления Красной Армии. Что расстрел гражданских вермахтом был проведен в рамках борьбы с партизанами, и потому соответствовал закону. Это партизаны вели противозаконную борьбу.

В декабре 1999 выставка должна была отправиться в тур через пять университетов США. Это должно было сопровождаться лекциями известных историков и исследователей холокоста. В Германии правительство боялось негативных последствий для бундесвера, потери престижа и влияния в совместных предстоящих операциях НАТО. Также шли переговоры о выплате компенсаций жертвам Третьего Рейха. Новые появившиеся на свет снимки представляли опасный аргумент. Суммы выплат могли подняться на несколько миллиардов.

Канцлер Герхард Шрёдер, обещавший немцам с начала своего правления в 1998 беспристрастное и объективное обхождение с прошлым, заявил, что Германия больше не потерпит новых дискуссий о возмещении ущерба жертвам нацизма. Он был с самого начала противником выставки. В интервью с журналистом он сообщил:

«Я не потерплю утверждений, что армия в большинстве своём могла творить такие преступления».

Министр обороны Шарпинг ещё раз утвердил в 1998 запрет посещения выставки для солдат. А бундесвер провел свою первую операцию в составе НАТО по нападению на Косово.

Бундесвер ввел войска в Косово 12 июня 1999. Источник: dpa

Пик сопротивления выразился в террористическом ударе, по зданию, где находилась выставка, в городе Заарбрюкен. Расследование показало очень профессиональную работу террористов. Виновные так и не были найдены.

Закрытие

Такого давления со стороны политики и консервативных сил Германии выставка и её организаторы выдержать не могли. Она была закрыта в 1999, несмотря на широкий интерес публики. Поводом для закрытия назвали распиаренные исследования немецкого историка польского происхождения Богдана Мушала и венгерского историка Кристиана Унгвари, выпустивших статьи в немецких исторических журналах под видом научной критики. Эта критика сразу была перенята остальными СМИ без всякой перепроверки.

Мушал заявил, что 10 снимков из выставки показывают на самом деле жертв НКВД, а Унгвари уверял, что снимки не показывают военные преступления, а отображают закономерные казни дезертиров и преступников.

Но Мушал пытался критиковать фотографии научными методами, совершенно не понимая, как это нужно делать. Например, он называл некоторые снимки приближенной съёмкой, не принимая во внимание, что это лишь и фрагмент из снимка более широкого формата. Также он подтверждал свой тезис о жертвах НКВД, приводя снимки Рот Пропаганды в доказательство, и называя их настоящими документальными снимками. Очевидно Мушал не понимает, что снимки Рот Пропаганды делались по заказу министерства пропаганды с целью очернить противника и легитимировать войну против СССР. И потому быть объективными они не могут.


Фотография Роты Пропаганды. Их фото делались с задачей рекламы вермахта и войны. Героические профили солдат, радушное отношение мирных жителей. Если показывались трупы немцев, то лишь в качестве красиво оформленных могил. Казни гражданских снимались редко и были представлены как законное наказание преступников. Как всё это делалось описано в статье «Пиарщики вермахта». Источник: https://www.britannica.com/topic/Vernichtungskrieg-Verbrechen-der-Wehrmacht-1941-bis-1944

Фотоархив в Кракове, на который Мушал ссылался, был создан по указанию Министерства Пропаганды Рейха. Фотографии Рот Пропаганды являются постановочными, или сделанными в специальном ракурсе, а также подписаны соответственно предписаниям Геббельса. Например, снимок с умершим от голода человеком подписывался как пример уморения голодом людей «евреями-большевиками».


Фото Роты Пропаганды, фотограф Друкерт. Подпись гласит: «Вот она, яма молодёжи в советском раю. Изголодавшийся в беспримерно грязной больнице, где никого нет, кто мог бы позаботиться о жертвах тирании.». Сопроводительный ярлык на обратной стороне фото, коим снабжались все снимки Рот Пропаганды. Напечатанная дата, это дата выдачи для прессы. На ярлыке имеется сопроводительный текст, предполагающийся для печати в пропагандистских СМИ. Источник: Фото из личного архива Арани.

А бедный крестьянин, вызывавший жалость, назывался преступником, чтобы вызвать у зрителя отвращение.


Фото Роты Пропаганды, фотограф Хэле. Подпись гласит: «Вот таких преступников советы применяют в бою против немецких солдат.» Справа: Сопутствующий ярлык на обороте снимка. Присутствуют две даты, дата съёмки и дата выпуска для прессы. И как обычно сопутствующий пропагандистский текст. Изображенный человек очень беден и одет в лохмотья, что может вызвать жалость у публики. Для предотвращения этого, человек называется преступником. Источник: Фото из личного архива Арани.

Получается, Мушал полностью игнорирует пропагандистский характер снимков Рот Пропаганды, называя их исторически документальными, политически нейтральными. А личные снимки солдат вермахта, лежавшие до того в советских архивах, называет недостоверными, из-за возможного содержащегося в них политического-пропагандистского искривления реальной картины.

Венгерский исследователь Унгвари действовал ещё более странным методом, заключавшемся в подсчёте объектов на снимке. Метод описан в его статье, но как он пришел к этому и каким образом что-то доказывает остаётся без ответа. Унгвари заявил, что лишь 10% выставленных фотографий отображают преступления вермахта. Но, как и Мушал, Унгвари показал себя дилетантом в вопросе анализа фотографий.
 


Источник: Vernichtungskrieg. Verbrechen der Wehrmacht 1941 bis 1944, Ausstellungskatalog, Hamburg 1997

Например, он утверждает, что снимок с тремя повешенными гражданскими мужчинами на виселице на колесиках, отображает на самом деле повешенных дезертиров вермахта, а не русских. В доказательство он приводит фрагмент этого снимка, где на щитке повешенных виднеется надпись «Я трус» (Ich bin ein Feigling). Унгвари утверждает, что для выставки эту надпись стерли. Это утверждение правые силы с благодарностью подхватили и распространяли как могли в газетах и ТВ.


Сильно обработанный вариант снимка. Заметно что это лишь фрагмент первого снимка. Видно, что края одежды были обведены краской, и надпись на щитках «Я трус» добавленны при репродукции фрагмента. Источник: Unser Jahrhundert im Bild, Gütersloh 1964

Снимок с выставки на проверку не выявляет никаких следов обработки. Его передал Венский архив в Австрии, а туда из Федеральной Ассоциации Бойцов Сопротивления и Жертв Фашизма, вместе со снимками, показывающими казни в Старой Руссе в августе 1941.

Фрагмент снимка, представленный Унгвари был взят из книги, публиковавшейся в ФРГ в 1960-х. Надписи на щитах повешенных были добавленны кисточкой при репродукции снимка. Слишком сильный контраст, уменьшенный формат и заметные дорисовки красками указывают на то, что снимок был репродуцирован и обработан. К тому же нашлись другие снимки этой же казни, а также вытяжки с того же негатива, по-видимому сделанные самим солдатом для продажи фото. Польский историк Чеслав Лучак провел исследование корней этого снимка и доказал, что на нем запечатлена казнь гражданских, проведённая полицией в городе Лодзь.


Другой снимок этой же сцены, сделанный с немного другого угла. Надпись на щитках заметно отличается от той что на репродукции первого снимка. Источник: Фото из личного архива Арани.

Точную надпись прочесть на этом снимке тоже нельзя, но хорошо видно что она сильно отличается от варианта, представленного Унгвари.

Опубликованные работы историков, как, например, Арани или доклад директора федерального архива в Кобленце Вольфа Бухманна, уличающий несеръёзность критиков выставки, не нашли широкого распространения в СМИ.

Специально организованная интернациональная коммиссия историков была создана для перепроверки фотографий. За год работы комиссия пришла к выводу, что из 1433 снимков выставки, два снимка действительно показывают жертв НКВД, менее 20 были сделаны служащими в СС, полиции или союзниками вермахта: румынами, венграми или финнами, и потому не относятся к преступлениям самого вермахта. Остальные снимки подтверждают аутентичность и серъёзность выставки, и её организаторов.

Хватит правды

Выставка была закрыта в феврале 1999 года, переработана и открыта вновь. Все снимки из личных коллекций были убраны. Большинство теперь составляли фотографии Рот Пропаганды. То есть, чтобы показать преступления вермахта попытались использовать «рекламные» снимки вермахта. Конечно, эти снимки были сделаны профессионально, в отличии от частных снимков. Они выглядят красиво, с точным описанием места и даты. Но в них отсутствует критическое изложение происшедшего, сам факт преступлений и преступники за своим делом. Вместо этого имеется явный постановочный характер и политическая подоплека.

Организаторы выставки пошли на поводу СМИ и политической конъюнктуры. Неприятную правду предпочли опять замести под коврик. Так и в наши дни встречаются высказывания, что во всех военных преступлениях виноват был лишь только Гитлер и СС. Вермахт свято исполнял свой долг и не поджигал деревень, ибо ему некогда было. Лучик правды скрылся за тучами нагоняемых легенд. Желаемое выдаётся за действительное, в угоду политическому влиянию. Ведь если признать вермахт преступниками, это может отразиться на имидже бундесвера, и союзники не захотят проводить совместные с Германией операции НАТО по «освобождению» какого-нибудь Косово или Афганистана.

Источники:

  1. Hamburger Institut für Sozialforschung, Die Ausstellung „Vernichtungskrieg. Verbrechen der Wehrmacht 1941 bis 1944“, Hamburg 1998
  2. Petra Bopp, „Wo sind die Augenzeugen, wo ihre Fotos?“
  3. Bernd Boll, Kriegssouvenirs. Rekonstruktion von Geschichtserfahrung als intergenerationelles Projekt
  4. Süddeutsche Zeitung 5./6.4.1997
  5. Raul Hilberg, Täter, Opfer, Zuschauer. Die Vernichtung der Juden 1933 – 1945. Frankfurt am Main, 1997
  6. «Soldaten: Protokolle vom Kämpfen, Töten und Sterben», Sönke Neitzel, Harald Welzer, 2012
  7. Experiment in Germany: the story of an American intelligence officer. Duell, Sloan and Pearce, New York 1946
  8. Zeit zu leben und Zeit zu sterben, E.M. Remarque
  9. Kreuz ohne Liebe, Heinrich Böll
  10. Bogdan Musial, Bilder einer Ausstellung. Kritische Anmerkungen zur Wanderausstellung „Vernichtungskrieg. Verbrechen der Wehrmacht 1941 – 1944“, Zeitgeschichte, Jg. 47, 4, 1999
  11. Krisztián Ungváry, Echte Bilder – problematische Aussagen. Eine quantitative und qualitative Fotoanalyse der Ausstellung „Vernichtungskrieg – Verbrechen der Wehrmacht 1941 – 1944“, Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, Jg. 50, 10, 1999
  12. Czeslaw Luczak, Polozenie ludnosci polskiej w Kraju Warty 1939 – 1945. Dokumenty niemieckie. Wybor i tlumaczenie, Czeslaw Luczak. Poznan 1987
  13. Dzien po dniu w okupowanej Wielkopolsce i Ziemi Lodzkiej. Kalendarium wydarzen 1939 – 1945. Poznan 1993, Czeslaw Luczak
  14. Pod niemieckiem jarzem (KrajWarty 1939 – 1945). Poznan 1996, Czeslaw Luczak
  15. Arthur Lee Smith: Die vermißte Million. Oldenbourg Wissenschaftsverlag, München 1992
  16. Rüdiger Overmans: Die Rheinwiesenlager 1945
  17. James Bacque „Der geplante Tod“, 1989
Поделиться
Комментарии
Озолс Петерс
31.03.2023 11:29:21
кадр не из "Мост" а из "Приключения Вернера Хольта".
Станислав Щебетов
02.04.2023 02:25:07
Спасибо за статью по теме, что невозможно изучить и посквствовать не находясь в Германии!  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.