06 ноября 2024
1741
В предыдущих статьях мы увидели, как начиналась война для немецкой торпедоносной авиации и ее первые попытки показать себя в начале 1940 г. Поступательное развитие которой было прервано сразу несколькими важными событиями. Первое и самое главное – началась Норвежская кампания, потребовавшая напряжения всех сил от Кригсмарине и стянувшая на себя большую часть морской авиации. Три отряда под началом штаба 506-й береговой группы (KuFlGr 506) были переданы под начало X авиакорпуса Люфтваффе и перестали подчиняться командующему морской авиацией на западе (F.d.Luft West), генералу-майору Кёлеру. Все они имели на вооружении самолеты Не.115.
Вторым событием стало формирование 9-й авиадивизии, которая должна была заниматься массированными минными постановками – опять-таки под управлением Люфтваффе, несмотря на протесты Рёдера. Так как никакого опыта в минных постановках у соколов Геринга не было, довольно логичным выглядит решение передать ему, по крайней мере, на первое время, имеющие такой опыт кадры морской авиации. Так как в Германии, как и в СССР, многоцелевая авиация флота была минно-торпедной, то к конкурентам уехали как раз те подразделения, которые и могли бросать по врагам торпеды. Сначала это были отряды 3./106 и 3./906, а затем к ним добавился и хорошо известный нам по предыдущей статье 3./506 гауптманна Бергеманна. Таким образом, в апреле у F.d.Luft West стало минус 6 отрядов Не.115 из шести. Заниматься торпедной войной против английского судоходства стало просто некому.
Гвоздем в крышку временного гроба торпедоносцев стало назначение командиром 9-й авиадивизии никого иного, как Кёлера. Таким образом, человек, который занимался продвижением торпедоносной тактики и применения авиаторпед вообще, возможно, имеющий шансы что-то изменить и пробить в верхах, 24 апреля ушел заниматься еще более любимым делом – минными постановками с воздуха.
Все эти причины привели к тому, что с апреля и до конца июля 1940 г. немцы практически не использовали авиаторпеды. В документах можно встретить иногда пассажи, что такие факты все-таки были в ходе Норвежской кампании. Флотское командование обращалось к Люфтваффе, с просьбой организовать применение торпедоносцев силами подчиненных Герингу на тот момент морских отрядов – но не было услышано. Об этом пишется с большим сожалением. Считается, что условия для атак торпедами с Не.115 были очень подходящими – слабое ПВО, и особенно его истребительный компонент, подходящие глубины, большое количество целей.
Некоторое представление о причинах, заставлявших Люфтваффе отказываться от таких заманчивых предложений, может дать один достаточно забавный случай – исключение, из-за которого абзацем выше указано «практически не использовали».
С самого начала войны между Редером и Герингом шла, не прекращаясь, жестокая борьба за контроль над морскими ВВС – история всем известная. Сражения подчас шли за отдельные группы и даже отряды, о чем я писал в прошлой статье, когда 3./506 в апреле 1940 г. то отдавали 9-й авиадивизии, то не отдавали, то опять отдавали. В зазеркалье третьего рейха фюрер менял свои решения чуть ли не поминутно: прибежал пожаловаться Редер – Гитлер решает в его пользу. Следом заходит камрад Геринг, и решение, на котором еще чернила не высохли, отменяется и все возвращается обратно. Вот и в середине мая 1940 г., когда вовсю бушевало наступление на Францию и «нижние страны», морское групповое командование «Запад» (для краткости называемая в документах просто «группа Запад») озаботилось тем самым вопросом использования торпедоносцев в подходящих условиях. Правда, послать их хотели не в Норвегию, а в Ла-Манш, где вопрос ПВО уже был не так пустячен, как на севере. Так как группа «Запад» была непосредственной командной инстанцией для F.d.Luft West, то срочно нужно было получить для нее какое-то подразделение, способное летать с торпедами. Конечно, выбор пал на тот же самый 3./506! Его требовалось изъять у 9-й авиадивизии, для чего каким-то образом было получено разрешение от фюрера и OKW. 16 мая отряд поступил в распоряжение нового командующего морской авиацией, генерал-майора Бруха, и в тот же день в 20.52 последовал вылет с торпедами трех самолетов! Как было записано в КТВ:
«Погода чрезвычайно подходящая для торпедного патрулирования. Если старт будет в 20.00, есть возможность атак в северной части Канала в сумерках при плохой видимости. В центральной части ночью при свете луны и хорошей видимости тоже хорошие виды на ночную атаку».
Это был хороший шанс показать наконец весь потенциал воздушных торпед, в котором сомневались оппоненты! Результат мог повернуть развитие событий по другому пути… но как читатель наверное догадывается, не повернул. Все самолеты вернулись ни с чем. Случай чрезвычайно скудно освещен в документах, и вы не найдете записей о нем в итоговой таблице торпедных атак, приготовленной в ноябре 1940 г. Никто о нем предпочитал не упоминать, и вообще найти какие-то описания было чрезвычайно трудно. Поэтому, деталей очень мало. Скорее всего, три самолета в бой повел опять-таки гауптманн Бергеманн, чья несчастливая звезда достаточно много сделала для ухудшения репутации авиаторпед. Ценные снаряды, стоившие больших денег (Одна F5b с боевой массой 750 кг нуждалась в 51,3 кг хрома, 114 кг алюминия, 78,6 кг свинца, 55 кг цинка, 374 кг меди), вновь сгинули в пучине моря – теперь число расстрелянных в молоко торпед почти достигло десяти, считая мартовские атаки! При этом все три самолета смогли найти цели: первый – одиночный пароход, оцененный в 8000 брт, второй и третий – конвои из более чем десятка судов под сильной охраной. Пуски торпед осуществлялись с разных дистанций от 600 до 1500 м. Первая торпеда (скорее всего, сброшенная самолетом Бергеманна), не пошла. Командир 3./506 предположил, что она сделала слишком глубокий нырок и воткнулась в дно – очень частая проблема с F5b. Со второго самолета ход торпеды наблюдался и можно было видеть, как она проходит в 10 м перед носом судна-цели. В третьем случае дорожка наблюдалась до какого-то момента, потом пропала в темноте – а попадания не дождались, видимо тоже промазали. В первых двух случаях Не.115 обстреливали пароходы в финальной стадии атаки из пушек, а третий самолет обстрелял совсем другой пароход по дороге домой.
В английских документах можно найти сведения об атакованных судах, но точно определить, кто стал целью какого самолета, очень сложно. Зато можно точно сказать, что ни один капитан не понял, что его собирались торпедировать. Как можно предположить, 1-й самолет (Бергеманн) атаковал судно «Pinewood» (2466 брт), которое получило незначительные повреждения от пулеметного обстрела. 2-й самолет скорее всего атаковал «Kingsbury» (4898 брт) - на этот раз без попаданий, а вот в кого целил торпедой третий, неизвестно. Попавший под обстрел при возвращении Не.115 «Fulham III» (1594 брт) повреждений не получил.
Шанс был упущен. Геринг сбегал к фюреру и быстро обстряпал возвращение 3/.506 обратно в 9-ю дивизию, что было оформлено к вечеру 17 мая! Как знать, утопи «хейнкели» пускай даже один пароход, Редер смог бы протестовать, а так, видимо, крыть ему уже было нечем. О торпедоносцах опять было забыто еще на два с лишним месяца…
Летний период очень скуп на документы. Так как основные действующие лица, то есть отряды береговых групп, способные осуществлять торпедные атаки, подчинялись Люфтваффе, никаких документов от них не сохранилось, и все, что есть – это отзвуки борьбы, которую флот постоянно вел за них с Герингом. В июне группа «Запад» продвигала идею обменять подчиненный 9-й авиадивизии 3./506 на подчиненный X авиакорпусу отряд 1./106. Причиной озвучивалось желание сосредоточить отряды в подчинении «родных штабов», потому что в Норвегии находился штаб 506-й группы, а штаб 106-й группы занимался минными постановками. Но фактически была надежда, что командир Х авиакорпуса Гайсслер после разрешения вопроса с Нарвиком отдаст наконец береговую группу обратно и F.d.Luft West получит-таки торпедоносный штаффель. В какой-то момент афера наполовину удалась и отряды обменяли – но только лишь для того, чтобы 3./506 в Норвегии усиленно занимался разведкой, потому что Х авиакорпусу на нее фатально не хватало сил. Причем хитрый Гайсслер постоянно подчеркивал, что львиную долю этой разведки он все равно проводит в интересах флота! Под это пытались кроме того забрать еще два «старых» торпедоносных отряда у 9-й авиадивизии, с тем, чтобы их отправить в Норвегию – однако это уже не удалось сделать.
Так прошел июнь большая часть июля, когда неожиданно группе «Запад» стало известно, что Х авиакорпус собрался использовать 3./506 по назначению, то есть для проведения торпедных атак. Вероятно, эта задумка зрела уже давно, потому что еще в июне с генерал-квартирмейстера затребовали 10 авиаторпед. В Ставангере, на гидроаэродроме Сола создали пункт по обслуживанию этих торпед и маленький склад. Вообще, к началу июля уже был создан достаточно солидный запас F5 – около 100 штук, а в два раза больше находились в процессе изготовления. Кроме прочего, срочно требовался новый опыт по их использованию для дальнейшего развития и усовершенствования.
Новые вылеты торпедоносцев назревали. И вот, 30 июля в группе «Запад» и Руководстве войной на море (SKL) одновременно узнали, что первые вылеты контролируемого Х авиакорпусом отряда 3./506 состоялись! Из Ставангера Не.115 отправились к восточному побережью Англии и провели атаку по пароходу, размер которого оценивался в 5000 т, но успеха не наблюдали (хотя в таблице указано предположительное попадание). Даже в дате точного вылета нет уверенности. В таблице атак от ноября 1940 г. указано 29 июля, однако, в КТВ оперативного отдела SKL – 28-е! К тому же непонятно, сколько самолетов проводило атаки. В таблице опять же один, однако расход торпед в период с 20 по 30 июля составил 2 штуки. Либо на самом деле атаковали два самолета 506-й группы, либо вторая атака состоялась в другом месте, о чем мы поговорим ниже.
Англичане никаких атак торпедоносцев не заметили ни 28-го, ни 29-го.
Такая же ситуация со следующей атакой 3./506, которая по данным в итоговой таблице была проведена 1 августа. Про нее нет вообще ничего и нигде, только строчка в таблице торпедных атак морской авиации и данные о том, что расход торпед в период с 1 по 10 августа снова составил 2 штуки. Зато здесь подоспели данные с другой стороны: британские моряки наконец заметили атаку! Подвергся ей следующий в конвое небольшой пароход «Highlander» (1216 брт), отражавший налет вместе со шлюпом «Weston». Последствия для немцев были катастрофические: два самолета были сбиты, причем один из них таранил жертву, оставив на ней крылья – фюзеляж с экипажем улетел за борт и утонул. Как уверяют англичане, самолет сбит при помощи экзотического вооружения, так называемого «Holman projector». Это было устройство, метавшее в воздух гранаты при помощи сжатого воздуха, и именно такая граната поразила самолет, сблизившийся в упор с левого борта. Второй самолет кружил недалеко и был сбит уже более привычным способом – из пулемета «льюис». Такая версия событий имеет право на жизнь, но скорее всего, оба самолета были сбиты зенитками шлюпа. Экипажи лейтенантов цур Зее Рихтера и Штарке погибли в полном составе. Здесь, кроме ясности, появляется также и элемент неопределенности. Англичане считают, что по ним выпустили 3 торпеды в период 23.45-23.55 по Гринвичу (Берлинское на 1 час впереди, то есть для немцев было уже 2 августа), но этого быть не может. Торпед не могло быть больше двух, а кроме того, единственная упомянутая в таблице атака датирована 1 августа, то есть прошла раньше атаки по «Highlander» и, скорее всего, осталась незамеченной!
Таким образом, или один Не-115, или даже оба на самом деле были бомбардировщиками, использованными по причине необученности экипажей торпедометанию. «Highlander» ограничился легкими повреждениями палубы после тарана и 2 ранеными пулеметным огнем.
Возможно, это стало первыми потерями торпедоносцев за всю войну – а может быть и нет. По крайней мере, сами немцы эти самолеты не числили потерянными во время вылетов торпедоносцев. Как бы там ни было, в вылетах 3./506 опять наступил перерыв, хотя и не такой большой – до конца августа.
Мы оставим их для того, чтобы свернуть с проторенной дороги повествования в сторону, потому что у истории немецких торпедоносцев появилась развилка. Летом 1940 г. за эту тему наконец взялось долго отрицавшие эффективность воздушных торпед Люфтваффе!
Размышления на тему пригодности Не-111, а именно модельного ряда «Н», в качестве носителя торпед поднимались еще в октябре 1939 г. До практических испытаний дело дошло только в мае 1940 г., когда испытательный торпедный центр в Травемюнде (TVA) получил несколько самолетов для опытов. По одним данным, это были опытные машины с завода «хейнкеля» (V-28, -29 и -30), по другим – Не-111Р-2 (заводской номер 2598, бортовой код «TH+HV»). Для подвески торпед использовались пороховые замки PVC1006. Выяснилось, что под самолет вполне возможно подвешивать по 2 торпеды и с ними, имея запас топлива в 3450 л, они способны пролететь 2200 км. Можно было еще увеличить эту дистанцию при помощи дополнительных баков, но для их монтажа требовалось по 2 недели на один самолет. Эти самолеты должны были после окончания испытаний идти в серию как Не-111Н-5. Всего планировалось выпустить около 500 таких машин. Рассматривались также возможности испытывать Ju.88, но до этого в 1940 г. не дошло.
В июне три самолета были готовы для фронтовых испытаний. Неясно, были ли это все те же три предсерийные машины, или какие-то новые переделки самолетов типа Не-111Н-4, уже производившегося серийно. Предполагалось, что в бой они пойдут под началом Х авиакорпуса из Норвегии, для чего в Тронхейме был организован пункт обслуживания авиаторпед. KG 26 должна была отправить в Травемюнде специально самолет Не-111Н-4 и гауптманна Ковалевски, назначенного руководить обучением торпедных экипажей для «хейнкелей». 506-я группа должна была предоставить два экипажа, а KG 40 – пригодного для обучения пилота.
Но как всегда, Геринг не был согласен с планами, в которых как-то участвовали Кригсмарине. Поэтому в июне последовало внезапное решение, передать торпедные испытания Не-111 в боевых условиях 9-й авиадивизии, причем летать нужно было с недавно захваченных французских баз. Однако, мотивация такого изменения была достаточно здравая:
«…начальник генерального штаба Люфтваффе приказал самолеты отдать 9-й дивизии, так как только там в рамках Люфтваффе генерал Кёлер, оберст Чех и остальные бывшие морские офицеры смогут использовать его правильно».
Видимо поэтому ни Редер, ни группа «Запад» не стали особенно спорить.
Документальные данные по данному вопросу на этом практически заканчиваются. Можно сказать только, что первое требование на авиаторпеды было дано генерал-квартирмейстеру от 9-й авиадивизии только 29 июля, и моментально выполнить его никак не было возможно – скорее всего, они были поставлены не ранее середины августа. Как уже упоминалось ранее, в конце июля и начале августа (до 10-го числа) зафиксирован расход двух пар торпед. Как минимум по одной расстрелял гауптманн Бергеманн из 3./506, а вот остальные две могли быть израсходованы как раз во время испытаний Не-111.
Серьезное и интересное исследование вопроса первых пусков F5 с «хейнкелей» провел Ник Бил (Nick Beale). Для этого он использовал документы операции «Ультра», то есть перехватов и расшифровки немецких радиосообщений. Британская разведка выяснила, что испытания были связаны с одним офицером – обер-лейтенантом Хельмутом Лоренцем из 1./KGr 126. 126-я была отдельной группой, специализирующейся на минных постановках – по сути дела, ядром 9-й авиадивизии. Как это часто бывало у немцев, в наличии запутанная система командования и подчинения. Проводящий испытания Лоренц почему-то посылал свои отчеты по радио в штаб KG 40, что немало удивило англичан, ведь они знали: 40-я эскадра летает на Fw-200 «Кондор»! В конце июля Лоренц прибыл на аэродром Ланвеок во Франции, откуда был зафиксирован его первый вылет 28 июля на Не-111 «1T+BH». Суть задания не была вскрыта – так что возможно, «хейнкель» просто летал на ознакомление с районом боевых действий. Л. Паттерсон в своей книге утверждает, что в этот день с Ланвеока был совершен вылет сразу 4 торпедоносцев – но это никак не стыкуется с данными по расходу торпед.
Второй раз Лоренц был замечен там вечером 5 августа, когда садился после того, как плохая погода сорвала ему операцию. Первый сигнал о том, что была проведена реальная атака, поступил только 13 августа. Согласно нему, предыдущим вечером (в 21.40) Не-111 атаковал торговое судно, оцененное в 6000 т, на южном выходе из канала Св. Георга. Торпеды были сброшены успешно и пошли, но, несмотря на угол растворения между ними всего в 1 градус, одна прошла у цели по носу, а вторая за кормой. Возможно, это была первая реальная атака с самолета данного типа, и, как в случае с гидропланами, все окончилось промахом. Кто стал целью – неизвестно. В ту ночь южнее Смоллса (то есть примерно в искомом районе) подвергались атакам несколько траулеров, но все они сообщали о повреждениях от взрывов бомб и пулеметного обстрела. Вполне возможно, что какой-то траулер как раз стал целью Лоренца, а торпеды не попали потому, что немец намного переоценил размер цели.
Перехваты показывают, что летал «хейнкель»-торпедоносец и 14 августа, когда снова был промах по цели одной торпедой. Со второй случились неполадки и она пошла по кругу – в цель, соответственно, тоже не попав. Примерно также окончилась попытка одержать победу на следующий день. Как докладывал Лоренц, при атаке 5000-тонного судна севернее Смоллса, одна «рыбина» прошла у цели за кормой, а другая, которая была пущена с 4 градусами упреждения по сравнению с первой, ушла еще дальше первой за корму. Налицо опять были технические неполадки либо с самими F5, либо с пусковыми механизмами. Цель на этот раз может быть определена с достаточной определенностью – каботажный теплоход «Crane» (785 брт) в 23.05 (по Берлину) доложил о том, что его атаковал самолет в 7 милях западнее Стэка (залив Сент-Бридс). Судно было обстреляно из пулеметов, а вражеский аэроплан сбросил 2 предмета в море, которые не взрывались. Сразу понятно, что и здесь имела место быть большая переоценка размеров цели.
После перерыва разведка доложила о новых атаках Лоренца 20 и 21 августа. В первом случае он атаковал в 19.35 некий пароход величиной 10000 т, сбросив торпеды не одновременно, а одну за другой, сначала с дистанции 600 м, затем с дистанции 400 м. Однако обе торпеды стали ходить кругами вместо того, чтобы поразить цель. 21 августа вылет был совершен днем и атака проведена в 13.45, по пароходу в 5000 т. Вновь первая торпеда пошла по поверхности и в цель не попала, а у второй не видели даже дорожки – видимо она сразу затонула. 22 августа Лоренц слег в больницу с жаром и диареей, но быстро выздоровел и уже 27 августа совершил очередной вылет – однако не смог найти целей. На следующий день ему было приказано вернуться: этот этап испытаний посчитали законченным.
Таким образом, начало боевых действий для торпедоносцев Люфтваффе выдалось не менее разочаровывающим, чем у их коллег из морской авиации. Как минимум 10 торпед были сброшены в море без всякого толка, разве что был собран кое-какой опыт по тактике и в очередной раз продемонстрировано несовершенность данного вида вооружений.
Остается открытым вопрос по полноте изложенных выше данных. Есть вероятность, что вылеты совершались не только Лоренцем; есть показания английских капитанов о том, что по ним сбрасывали торпеды в те дни, когда обер-лейтенант не поднимался в небо. Кроме того, в статистике генерал-квартирмейстера присутствует 15 авиаторпед, потраченных в период 10-19 августа. Может быть, это просто число снарядов, переданных 9-й авиадивизии, и тогда противоречие между данными легко объясняется.
Как бы то ни было, лето 1940 г. опять ни принесло признания немецким торпедоносцам – до самых его последних дней. В конце августа они наконец совершили прорыв, и об этом будет рассказано в следующей статье.
Часть первая. Только торпеды, только хардкор... Немецкие торпедоносцы в 1939 г.
Часть вторая. Новые самолеты, прежние результаты...
Часть третья. Торпедоносцы уходят и возвращаются
Часть четвертая. Счастливые времена торпедоносцев