Триумф крейсерской тактики

23 мая 2025

Сергей Махов

0

1979

Триумф крейсерской тактики

Первая победа американских фрегатов стала для англичан настоящим шоком, но все-таки воспринималась ими как недоразумение, несчастное стечение обстоятельств. В Адмиралтействе были уверены – раз в год и ружье стреляет, подобного больше не повторится. В лучших традициях вместо всестороннего анализа событий Их Лордства решили просто административно перетасовать корабли.

Соответственно, никто серьезного разбора полетов не начинал, в ситуацию не вникал, и выводов не сделал. Что аукнулось уже в самом ближайшем будущем.


Адмиралтейство на распутье

После потери «Герьера» и урагана, пронесшегося по Карибскому морю, во время которого англичане потеряли много кораблей, было решено начать с административной реформы. Эскадры Барбадоса, Ямайки и Северной Америки были отданы под единое руководство. Новым командующим Североамериканской станцией с 17 сентября 1812 года стал Джон Борлэс Уоррен, адмирал Синего Флага, который сменил не справившегося, как считало Адмиралтейство, вице-адмирала Сойера. Из Англии были присланы в качестве усиления 74-пушечный «Сан-Доминго» для борьбы с супер-фрегатами, а также 4-пушечные скоростные шхуны «Веста» и «Мейкрел» для борьбы с американскими каперскими судами, число которых к сентябрю достигло 200 единиц. Кроме того, для борьбы с американской торговлей были переоборудованы 58 британских «купцов» и введены в строй два захваченных американских корабля.


Карронада на палубе фрегата «Конститьюшн»

5 октября Уоррен писал секретарю Адмиралтейства Джону Крокеру:

«Североамериканская станция находится очень далеко от метрополии, и, по сути, лишена помощи. Потребность в кораблях для защиты конвоев просто огромна, тогда как каперская война в американских водах приобрела небывалый размах».


«Юнайтед Стейтс» против «Македониэн»

8 октября 1812 года из Бостона в свое второе крейсерство вышли 44-пушечные фрегаты «Юнайтед Стейтс» и «Президент», 38-пушечный «Конгресс» и 16-пушечный бриг «Аргус». 12-го силы разделились, «Юнайтед Стейтс» и «Аргус» пошли на восток, «Конгресс» - на север, а «Президент» на юг. Днем 17-го «Аргус» отделился от «Юнайтед Стейтс» и пошел на юго-восток, там он впоследствии захватил 6 торговых британских судов (торговые бриги «Флай», «Ариэдн», «Рековери», шхуны «Сэлменк», «Вэнсайс» и «Дороти»), преследовался отрядом британских военных кораблей, но смог уйти и 3 января 1813 года вернулся в Бостон.

Что же касается «Юнайтед Стейтс» - утром 25 октября обнаружили паруса на северо-востоке. Капитан американского фрегата Стивен Декейтер приказал сблизиться с неизвестным судном. Вскоре выяснили, что это был новенький, спущенный на воду в 1810 году в Вулвиче, 38-пушечный британский фрегат «Македониэн», которым командовал старый приятель Декейтера - кэптен Джон Сармэн Карден [1].  Этот корабль 22 октября покинул Мадейру и направился на Восток, в Индийский океан, для сопровождения тамошних купцов в Англию. Но вот незадача – на его пути встал хамфрисовский «слон». Карден, не по слухам знающий о силе американских 44-пушечников и основательно изучивший их во время нахождения в Норфолке, все же решил атаковать, хотя его корабль давал только 7 - 8 узлов в бакштаг, тогда как «Юнайтед Стейтс» спокойно выжимал все 11. В 8.30 часов корабли сблизились на расстояние примерно в милю, и английский фрегат дал залп из трех ретирадных 18-фунтовок, в ответ Декейтер приказал открыть огонь 24-фунтовыми орудиями. Карден отстреливался, стараясь маневрировать так, чтобы залпы американца не повредили рангоут и такелаж «Македониэн» - только на паруса и на маневренность и была надежда. По возможности Карден хотел провести бой на большой дальности, понимая, что из-за высокого борта «Юнайтед Стейтс» и в полтора раза большего бортового залпа в ближнем бою шансов он не имеет.

Но, как оказалось, хамфрисовские фрегаты и на дальней дистанции имеют преимущество. В чем же оно состояло? Да в длинных 24-фунтовых пушках, которые на расстоянии в 1000-1200 метров давали меньший разброс ядер и, следовательно, большую точность, нежели более легкие 18-фунтовки англичанина. Кроме того – на расстоянии в 800-1000 метров британские 18-фунтовые (8-кг) ядра не могли проломить толстые (63 см) борта американского корабля, тогда как 11-килограммовые ядра «слона» легко проламывали как семидюймовые дубовые доски ширстрека [2], так и футовые доски второго бархоута [3].


Начало боя между фрегатами «Юнайтед Стейтс» и «Македониэн».

С учетом же того, что «Юнайтед Стейтс» был под ветром, и борт его, обращенный к «Македониэн», был приподнят – он легко вел стрельбу пушками опер-дека по мачтам и реям британца. Вскоре англичанин потерял бизань, часть грот-мачты, меж тем Декейтер не торопился сближаться, а методично, с расстояния в 600-1000 метров, раз в две минуты всаживал в «Македониэн» залп за залпом. Под таким огнем фрегат Кардена продержался ровно два часа, до 11.30. Далее повреждения приняли угрожающий характер, из 293-х членов экипажа 43 было убито, 71 – ранен, и надо было что-то решать. Первый лейтенант Уильямс предлагал взорвать корабль, дабы он не достался американцам, но возобладала менее «кровожадная» точка зрения. В 12.00 на обломке грот-мачты был поднят белый флаг. Декейтер сблизился с «Македониэн», высадил на него призовую партию (командир – лейтенант Аллен) и принял капитуляцию. Потери американцев были ничтожны – 5 человек убиты, 7 – ранены.

Во что бы то ни стало Декейтер решил привести приз в порт, американцы совместно с англичанами провели ремонт и 4 декабря 1812 года на глазах у высыпавшей на пирс публики «Юнайтед Стейтс» и «Македониэн» вошли на рейд Ньюпорта (Род Айленд). Это был первый крупный военный корабль, захваченный американцами. Напомним, что «Герьер» из-за больших повреждений был подорван, «Фролик» - отбит англичанами обратно, и взят был только 16-пушечный «Алерт». Захват же «Македониэн» стал сенсацией. «Нью-Йорк Таймс» надрывалась:

«Декейтер сделал США подарок на Новый Год», «лучший комплимент (Здесь слово «комплимент» употреблено в значении «подарок». – прим. автора) сезона от старика Нептуна».

На Декейтера посыпался дождь наград – шпага с бриллиантами от Нью-Йорка и Филадельфии, медаль Конгресса, выбитая в память об этом бое. 20 января 1813 года «Македониэн» был выставлен на призовой суд, который признал законность захвата, оценил фрегат в 200 тысяч долларов, и постановил выплатить эти деньги капитану «Юнайтед Стейтс» и его команде, с тем, чтобы правительство США ввело «Македониэн» в состав US Navy. Первым его командиром стал уже известный нам по бою «Уоспа» и «Фролика» Джейкоб Джонс.

Конечно же 38-пушечный фрегат британской постройки не стоил таких денег (200 тысяч долларов – это 40 тысяч фунтов стерлингов, цена 74-пушечника) – стоимость постройки однотипных с «Македониэном» кораблей колебалась от 13 до 20 тысяч фунтов, или от 65 до 100 тысяч долларов. Кроме того, рескриптом Конгресса было решено, что название «Македониэн» закрепляется за одним из кораблей Соединенных Штатов навечно [4].


Разбор полетов

В Англии очередная победа американцев вызвала шок. Карден попал под трибунал, но после показаний уцелевших матросов и офицеров был оправдан. Адмиралтейство вынесло ему выговор, что он не смог оторваться от «Юнайтед Стейтс», поскольку, «как всем известно», этот корабль имеет в США прозвище «старая телега» и отличается медленным ходом. Это замечание в полной мере дает представление о том, что в Адмиралтействе в принципе не знали о хамфрисовских фрегатах и о характеристиках «слонов». Их Лордства выступили сродни лондонским обывателям, ведь, по сути, именно страусиная политика Адмиралтейства, а не действия кэптенов Royal Navy, полностью несла ответственность за потерю двух фрегатов. Адмиралы Британии так и не поняли, что американские «слоны» - это все же маленькие линкоры, а не большие фрегаты. И что для успешной борьбы с ними надо либо превосходить американцев в весе залпа, либо в скорости, а еще лучше – и в том, и в другом. Подобное надо бить подобным. Против этих однодечных линкоров тоже нужны линкоры. Здесь следует четко уяснить, что победы «слонов» - это не победа концепции «быстроходного фрегата», а триумф концепции «быстроходного линкора». Все же именно калибр орудий и толщина «брони» были определяющими в столкновениях и с «Герьер», и с «Македониэн». 18-фунтовки были слишком слабы, чтобы нанести значимые повреждения хамфрисовским кораблям. И в принципе, следи лорды-комиссионеры за строительством и развитием американского флота, эта мысль сама по себе должна была прийти им в головы, ибо была очевидна и представляла секрет Полишинеля.


Окончание боя между фрегатами «Юнайтед Стейтс» и «Македониэн».

Понадобилось еще одна жертва, прежде чем до Их Лордств начало доходить, что способ борьбы с хамфрисовскими фрегатами – это создание быстроходных линейных кораблей. Пока же, после боя с «Македониэн», фрегатам Его Величества было приписано крейсировать у американских берегов только парами или тройками. Более повторения инцидентов, подобных «Герьер» и «Македониэн», Адмиралтейство не хотело.


Тяжелые будни на краю Земли

А что же Уоррен? Еще до отъезда в Америку он настаивал, чтобы его усилили 36-пушечным фрегатом «Джюнон» и 22-пушечным шлюпом «Фоун» (Fawn). Так же он предлагал развернуть в Новой Шотландии строительство большого количества мортирных ботов для обстрела американских портов и городов. Но большую неясность вносили противоречивые приказы Адмиралтейства. Их Лордства швыряло то туда, то сюда – в одном письме они требовали начать решительную борьбу с американской торговлей, в другом – все силы пустить на охрану своих торговых судов, в третьем – организовать плотную блокаду портов, в четвертом – начать десантные операции в районе Великих Озер и восточного побережья.

Уоррен прибыл в Галифакс 26 сентября 1812 года, 30-го в Филадельфию был послан фрегат «Джюнон» с письмом к госсекретарю Джеймсу Монро. В нем предлагалось остановить военные действия, и давались гарантии, что Британия прекратит практику «прессинга» в отношении любых американских кораблей и судов. Кроме того, была написана прокламация, обращенная ко всем дезертирам Royal Navy в американском флоте. В ней сообщалось, что дезертиры не будут подвергаться преследованиям, более того – они получат оплату в полной мере даже за период дезертирства и службы под чужим флагом. Эта прокламация был перепечатана всеми газетами 5 октября 1812 года, но особого эффекта не дала.

Что касается каперской войны – Уоррен, как до этого и Сойер, был связан приказами Адмиралтейства ни в коем случае не нарушить снабжение армии Веллингтона американской пшеницей. И все-таки в ноябре 1812 года была объявлена блокада Чесапикского залива и устья реки Делавэр. Но выделить на блокаду англичане смогли всего три фрегата, два шлюпа, два брига и две шхуны, все остальные силы были отданы под сопровождение конвоев. За октябрь у берегов Новой Шотландии англичанами от навигационных аварий были потеряны один корвет, два шлюпа и один куттер. Уоррен принимал самые строгие меры по результату этих происшествий, он с горечью отмечал:

«…как оказалось, наши кэптены совершенно не знают наших же вод».

12 октября 1812 года фрегат «Нимф», пришедший в Галифакс, сообщил, что видел у Ньюфаундлендской банки отряд американских фрегатов, движущийся на северо-восток. Тотчас же в море вышли фрегаты «Шэннон», «Нимф», «Тенедос» и бриг «Керлью» (Curlew). Соединения «слонов» они не обнаружили, но смогли захватить американское каперское судно «Вили Рейнард», и 18-пушечный бриг-приватир «Торн» (Thorn), а четырьмя днями ранее британский фрегат «Мэйдстоун» взял 14-пушечный «Рапид».


«Конститьюшн» против «Явы»

Ну а под конец 1812 года британцы потерпели еще одно поражение. Оно было тем более обидно, что опять наступили на те же грабли. 29 декабря 1812 года 44-пушечный фрегат «Конститьюшн», крейсирующий у северного побережья Бразилии, в 10.00 заметил паруса на северо-западе. Капитан американского 44-пушечника Уильям Бэйнбридж приказал взять курс на этот корабль. Вскоре он сблизился и потребовал поднять опознавательные знаки, однако корабль (38-пушечный британский фрегат «Ява» [5], французской постройки, захваченный в 1811 году на Маврикии) флага не поднимал и уходил на северо-запад. Бэйнбридж скомандовал погоню.


Схема боя между фрегатами «Конститьюшн» и «Ява».

Из судового журнала «Конститьюшн»:

«Среда, 30 декабря 1812 года. В 12.45 при умеренном бризе и ясной погоде поставили все паруса и начали сближение с неприятелем. В 13.26 сблизились на 1500 ярдов, взяли рифы на гроте и повернули бортом к противнику. 13.50 противник повернул с намерением обрезать нам нос, но мы так же взяли на два румба правее. В 14.00, будучи в полумиле от нас, фрегат поднял на бизани Юнион-Джек, что побудило нас открыть огонь».

Бэйнбридж в отличие от Декейтера решительно сблизился с британским фрегатом и обрушил на него всю мощь двадцати четырех 24-фунтовых орудий и тридцати 32-фунтовых карронад. Кэптен Генри Ламберт был опытным командиром, к тому же на «Яве» было больше моряков, чем положено по штату (397 человек [6]), но его бортовому залпу в 564 фунта «Конститьюшн» мог противопоставить бортовой залп в 786 фунтов. Тем не менее, сначала огонь «Явы» был силен, Бэйнбридж получил ранение в ногу. С 14.10 бой перешел в активную фазу и корабли обменивались залпами раз в три минуты, беспрестанно маневрируя. В 14.30 англичане накрыли картечью мостик, в 14.50 на «Яве» была сбита грот-рея и часть бизани. Бой продолжался. 15.00 – «Конститьюшн» дает продольный залп по противнику и повреждает ему бушприт. 15.05 – у американцев пробит фок, 15.15 – порван грот. В 15.40 с близкого расстояния «Конститьюшн» обрушивает лавину металла на «Яву» (в этот момент на шканцах погиб кэптен Ламберт, сраженный картечью), за 15 минут сбита бизань, повреждена фок-мачта, перебиты штаги на грот-мачте. В 16.20 у британца рухнула грот-мачта, был отстрелен бушприт, фрегат был практически превращен в развалину, на нем пылали пожары. К 16.35 на «Яве» было убито 22 человека (в том числе и капитан), ранено – 102, и британский фрегат капитулировал. Потери на «Конститьюшн» были меньше, но тоже серьезные – 9 убитых и 52 раненных (в числе последних и капитан Бэйнбридж) [7].


Разбитый после с боя фрегат «Ява»

Сдавшийся «Ява» еле держался на воде, поэтому Бэйнбридж не мог отконвоировать его к берегам США, и было решено его взорвать. Заложили подрывные патроны и наблюдали, как «Ява» исчезла в ослепительной вспышке. Остатки команды британского фрегата были высажены в бразильском Сан-Сальвадоре, и позже были отправлены в Галифакс. 23 апреля 1813 года на борту «Гладиатора» состоялось заседание трибунала по поводу сдачи «Явы». Суд оправдал действия капитана и экипажа во время боя, и подтвердил, что матросы и офицеры «Явы» сохранили свою честь и доблестно сражались до последней возможности.


Последствия третьего боя

Итого, за четыре неполных месяца британцы потеряли в боях со «слонами» три 38-пушечных фрегата. В «Naval Chronicle» очередная статья говорила о том, что Англия переживает национальный позор. Но речь была уже даже не о стыде, а о том, что делать дальше. Предлагалось все более-менее крепкие фрегаты оснастить 24-фунтовыми орудиями (назывались они даже поименно - «Лавиния», «Кембриэн», «Андонтенд», «Акбар», «Индефетигейбл», «Эндимион», «Юнит» и «Акаста») и отправить к берегам Северной Америки для блокады портов США.

Оппозиция обвиняла адмиралов в некомпетентности и небрежении своими обязанностями. Безотносительно партийных предпочтений все призывали Адмиралтейство найти выход из проблемы, и найти его быстро, пока не стало слишком поздно.

Эта критика попала на благодатную почву. Даже Их Лордствам стало понятно, что с кораблями, несущими орудия линкорного калибра и имеющими толстые «линкорные» борта, надо бороться именно линкорами. Но, памятуя о том, что английские 74-пушечники имели гораздо меньшую скорость, было решено вернуться к практике 1794 года и срезать (razee) верхние деки на нескольких двухдечниках. Это позволяло увеличить скорость линкоров, и уменьшить парусность корпуса. Уже в ноябре 1812 года Адмиралтейство сообщило Уоррену, что решило «срезать» до 58-пушечных три 74-пушечника: «Голиаф», «Маджестик» и «Сатурн». Эти корабли в новом воплощении несли по двадцать восемь 32-фунтовых пушек и тридцать 42-фунтовых карронад и имели вес бортового залпа в 1078 фунтов, то есть превосходили хамфрисовские фрегаты примерно на треть. Скорость их достигала 11-12 узлов, что было приемлемо, при этом толщина борта стандартного 74-пушечника в районе опер-дека была 60-70 см, то есть сравнима с «бронированием» «слонов». Кроме того, корпус стандартного 74-пушечника был короче, нежели корпус хамфрисовского фрегата, и, следовательно, продольные связи на нем были более прочными.


Срезанный до 44-пушечного линейный корабль «Энсон»

Еще пообещали ускорить ремонт «Эндимиона», который, как мы помним, был самым скоростным английским 40-пушечным супер-фрегатом, и сразу же по окончании работ прислать его в Галифакс, чтобы противодействовать американским «слонам». 20 ноября в подкрепление Уоррену были отосланы 74-пушечные «Викториес» и «Рамиллес» (в Галифакс они прибыли 13 декабря 1812 года), кроме того Североамериканской станцией были запрошены 6 или 7 фрегатов, для обеспечения эскортов конвоев. В резком письме, написанном Уорреном в Адмиралтейство, он перечислял все трудности, которые возникли перед ним и его подчиненными. Там сообщалось, что с 18 октября по 25 декабря 1812 американские каперы захватили 156 британских торговых судов. В свою очередь англичане взяли 11 корсаров.

Ситуация критическая, говорил в другом своем письме от 29 декабря 1812 года Уоррен. Он просил по возможности для организации блокады американских портов прислать из европейских вод 74-пушечники «Хог», «Вэлиант», «Септр» и «Плантагенет». Кроме того, для плотной блокады необходимо иметь не менее тридцати 36- или 38-пушечных фрегатов. Уоррен говорил, что действия от обороны (а защита своей торговли и сопровождение конвоев – это оборонительные действия) просто дали американцам время развернуть полномасштабную каперскую войну.

Запрет для 36-и 38-пушечных фрегатов вступать в бой с хамфрисовскими 44-пушечниками в одиночку вызвал на флоте определенные брожения. Кончилось даже тем, что командиры 36-пушечного фрегата «Орфей» и 28-пушечного шлюпа «Аталанте» обратились к Уоррену с ходатайством разрешить вступить в бой с любым кораблем американского флота и привести его в Галифакс в качестве приза. Адмирал запретил жертвовать ради обычной фанфаронады ценными кораблями станции.


Примечания:

1. Карден, будучи в январе 1812 года в Норфолке (Вирджиния), часто обедал в семье Декейтеров, и даже в шутку как-то поспорил со Стивеном на бобровую шапку, что исход боя «Юнайтед Стейтс» - «Македониэн» решится в пользу британца. 

2. Ширстрек или Ширстречный пояс (англ. sheerstrake) — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна граничащий с главной палубой.

3. Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах. Подразделяется на первый (собственно район ватерлинии), второй (район главной палубы) и третий (район жилой палубы).

4. Всего кораблей в US Navy с таким названием было два. Первый, захваченный в 1812 году «Македониэн» был списан в 1828 году. Второй – почти полная копия первого, с использованием его же киля – был построен в 1836 году, списан в 1870 году, а через год продан на аукционе Виггина и Робинсона.  Сгорел при пожаре в 1922 году. Четыре 18-фунтовых орудия с первого «Македониэна» и его носовая фигура ныне хранятся в музее военно-морской Академии США в Аннаполисе.

5. 12 ноября фрегат «Ява» отплыл из Бомбея, имея важные письма к адмиралу Корнуоллису.

6. «Ява» помимо собственной команды вез пополнение на Флот Канала.

7. Данные по British Public Record Office, Admiralty 1/5435.


Источники:
  1. Howard L Chapelle, «History of the American Sailing Navy» (New York, 1949)
  2. W. James «Naval history of Great Britain», vol. II, IV – London, 1837.
  3. Drolet, Marc «The North American Squadron of the Royal Navy, 1807-1815» - McGill University, 2003.
  4. British Public Record Office, Admiralty 1/5435.
  5. Dudley, ed., «Naval War of 1812», t.1-4 - Naval Institute Press. 1990.
  6. Mahan, Alfred T. «Sea Power in Its Relation to the War of 1812» (2 vols.) - Boston, 1905.
  7. Roosevelt, Theodore «The Naval War of 1812» - New York, G.P. Putnam's Sons, 1882.
  8. Winfield, R. «British Warships in the Age of Sail 1793-1817: Design, Construction, Careers and Fates» - 2008.
  9. «Родина», №6/7, 1992. С.68
Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.