Успешный дуэт авиации и артиллерии Балтийского флота. Удар по Мемелю 14 января 1945 года.

Успешный дуэт авиации и артиллерии Балтийского флота. Удар по Мемелю 14 января 1945 года.

Первую декаду января 1945 года над Балтийским морем стояла ненастная погода, а потому, из-за плохих метеоусловий, полеты совершали только самолеты-разведчики, но они лишь могли фиксировать прохождение германских конвоев.
Раз за разом их пилоты докладывали об этих конвоях, но штаб ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) не мог отдать приказ о боевом вылете — плохая видимость не позволяла поднимать ударные группы для атаки транспортов противника, шедших с военными грузами. Но вскоре погода стала улучшаться...

Одним из портов, куда направлялись неприятельские конвои, являлся Мемель (ныне — Клайпеда), который германские войска удерживали в надежде восстановить сухопутное сообщение со свой группировкой, окруженной на Курляндском полуострове. Когда же попытка пробить к ней коридор потерпела неудачу, и немецкое командование приняло решение эвакуировать часть войск из района Мемеля.


Схема линии фронта у Мемеля по состоянию на 25 января 1945 года

Поскольку появление в нём большого количества транспортов, необходимых для выполнения этой задачи, не прошло незамеченным для советских самолетов-разведчиков, то командующий ВВС КБФ генерал-полковник М.И. Самохин решил провести специальную операцию по их уничтожению. Целью стало затруднение для противника переброски войск и снаряжения морем. Для выполнения задачи предусматривалось также привлечь флотскую артиллерию.


Командующий ВВС Краснознаменного балтийского флота генерал-полковник Самохин Михаил Иванович

По плану штаба ВВС КБФ в операции против Мемеля должны были участвовать 11-я штурмовая авиационная Новороссийская (с 16.09.1943) дважды Краснознаменная (04 и 31.05.1944) дивизия (далее 11 ШАД) и два дивизиона из 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской Красносельской Краснознаменной бригады.

Личный состав 11 ШАД, входившей до 13 мая 1944 года в состав ВВС Черноморского флота, имел большой опыт ведения боевых действий против морских целей.


Самолеты Ил-2 8-го Гвардейского штурмового Феодосийского авиаполка из состава 11-й штурмовой авиадивизии. (ava.org.ru)

 После переброски в конце мая 1944 года на Балтику её летчики с июня 1944 года стали наносить удары по вражеским кораблям в Нарвском заливе, в районе Моонзундских о-вов и по Либаве. Действия их были достаточно эффективными, так как в ходе воздушных атак штурмовики дивизии потопили и повредили большое количество немецких кораблей и судов.
Вернемся к задуманной операции против Мемеля с привлечением флотской железнодорожной артиллерии. На 1 января 1945 года 11-я ШАД состояла из трех полков: двух штурмовых — 8-го гвардейского штурмового авиационного Феодосийского полка (далее 8 ГШАП) и 47-го штурмового авиационного Феодосийского Краснознаменного полка (далее 47 ШАП)  и одного истребительного – 9-го истребительного авиационного Краснознаменного полка (далее 9 ИАП).


Самолет Ил-2 8-го Гвардейского штурмового авиаполка Черноморского флота. (ava.org.ru)

Материальная часть дивизии насчитывала 74 штурмовика Ил-2 (из них 9 неисправных), 27 истребителей Як-9 и 16 – ЛаГГ-3.

Операцию намечалось провести следующим образом. Вначале за портом устанавливалось тщательное наблюдение самолетами-разведчиками из 15-го ОРАП и, при обнаружении прибывших транспортов и установления их диспозиции, подавался сигнал о начале атаки.

Первыми, с помощью самолета-корректировщика, за 20 – 25 минут до удара штурмовиков, производили пристрелку по кораблям и судам в порту железнодорожные батареи, которые за восемь минут до авиаудара переходили на поражение, ведя огонь в течение пяти минут.

К этой наземной «железнодорожной» части операции привлекались 406-й и 407-й железнодорожные артдивизионы. Первый, развернутый в районе Ланкутыс, состоял из трёх батарей — 1116-, 1117- и 1118-й (всего девять 130-мм орудий), второй, развернутый в районе Мемеля – Швентой, из четырех — 1119-, 1120-, 1121- и 1122-й (всего двенадцать 152-мм орудий).


130-мм орудие одной из железнодорожных батарей

Затем в атаку шли Ил-2, а через пять минут после их отхода, батареи возобновляли огонь на поражение и вели его в течение пяти минут. После этого, если будет произведен второй вылет, им следовало вести беспокоящий огонь между вылетами, прекратив его за три минуты до второго авиаудара.

Главная роль в операции отводилась штурмовикам. Обстрелы же порта железнодорожными батареями преследовали двоякую цель: нанести разрушения и повреждения его объектам и транспортам, а так же расстроить и подавить наземные средства ПВО в интересах действий авиации.

По плану из состава 11-й ШАД для участия в операции выделялось 36 штурмовиков Ил-2 (по 18 от каждого полка) и столько же истребителей для их сопровождения. По две шестерки штурмовиков из каждого полка составляли ударные силы, наносившие удар по кораблям противника и по одной шестерке — группы подавления средств ПВО противника в порту.

Действия штурмовиков по транспортам в порту Мемеля осложнялись целым рядом обстоятельств. Ширина протоки Зеетиф, связывающей залив Куриш Гаф с морем и отделяющей косу Курише Нерунг от побережья, составляла всего 600–700 м. Сама же коса Курише Нерунг возвышалась над уровнем моря на 30–40 м.

Стоявшие в протоке транспорты обычно располагались вдоль её берегов. Поэтому наиболее выгодным, во всех отношениях, являлся заход для атакующих самолетов с моря. Но указанное возвышение косы не позволяло подходить к целям на бреющем полете, чем исключалась возможность применения топмачтового бомбометания.

Бомбовая нагрузка каждого Ил-2 ударной группы состояла из двух авиабомб ФАБ-250 со взрывателем АВ-87, установленным на замедление четыре секунды. Штурмовики же из группы подавления средств ПВО несли осколочные бомбы АО-25.

Для выполнения задачи экипажи получили соответствующие указания о порядке действий, которые командирам полков лично поставил полковник Д.И. Манжосов с вручением плановой таблицы и схем ударов.


Командир 11-й ШАД Дмитрий Иванович Манжосов (на фото в звании генерал-майора)

Согласно им, самолетам подавления средств ПВО надлежало на высоте 1200 м первыми подойти к своим целям и, планируя с неё до 400 м, вести огонь по ним из пушек и пулеметов, а затем сбрасывать бомбы.

Первой из двух шестерок ударных групп (вторая группа) Ил-2 следовало наносить удар с планирования с низких высот, сбрасывая бомбы на высоте 150–100 м, а второй (замыкающая группа) — атаковать также с планирования, но бомбы сбрасывать с большей высоты (600–400 м). Последнее связывалось с необходимостью обеспечения выхода из атаки самолетов, наносивших первый удар.

К цели штурмовикам следовало подходить с моря, а от цели до линии фронта идти на бреющем полете. После посадки самолеты надлежало подготовить к повторному вылету на Мемель (по плану они должны были быть готовыми через два часа).

В 10 ч 14 января 1945 года самолеты-разведчики 9-го ИАП обнаружили в порту Мемеля четыре транспорта: один из них стоял у Балластной пристани, второй — у стенки Зимней гавани и два у стенок в протоке Зеетиф.

Из немецких документов известно, что в тот день там находились следующие корабли и суда: пароходы — «Samland», «Fritz Schoop» и «Allenstein», теплоходы — «Annchen Peters», «Charlotte», плавбатарея — SAT-5 («Robert Müller»), учебно-артиллерийский корабль — «Fuchs», буксиры — «Neustadt» и «Schwalberg», а также паром SF-230 (типа «Зибель»). Впрочем, судя по найденным остаткам нескольких пехотно-десантных катеров, это список может быть не полным.

После получения разведывательных данных, командир 11-й ШАД распределил цели между штурмовыми полками: штурмовики 8-го ГШАП должны были атаковать два северных транспорта, а 47-го ШАП — два южных.

Назначенное на 12 ч 30 мин время удара, из-за плохих метеоусловий в районе цели (облачность 7 баллов, высота 400–600 м), сперва перенесли на час позже, а затем — на 14 ч.

В 13 ч 30 мин с аэродрома Паланга-1 вылетели 18 Ил-2 (ведущий — капитан Г.Т. Попов) 47-го ШАП и столько же штурмовиков 8-го ГШАП (ведущий — майор Ф.Н. Тургенев) с аэродрома Паланга-2.


Ведущие первой группы: майор Федор Николаевич Тургенев – 8 ГШАП и Георгий Тимофеевич Попов (на фото в звании ст. лейтенанта) – 47 ШАП

Через три минуты после их взлета вылетели истребители сопровождения 9-го ИАП — 18 Як-9 и 10 ЛАГГ-3 (ведущий — майор М.И. Плешков). Шесть из их состава выделили в качестве ударной группы (ведущий — капитан И.С. Платонов), которая, придя в район цели за одну минуту до появления штурмовиков, находилась там вплоть до их ухода. Задачей этой группы являлось связывание боем немецких истребителей, если те прилетят на перехват штурмовиков.

На цель Ил-2, как и предусматривалось планом, шли над морем, в шести группах, на дистанции между полками 600 м.


Штурмовики Ил-2 8 ГШАП в полете. Фотоснимок 1945 года. (ava.org.ru)

В 13 ч 40 мин железнодорожные батареи КБФ открыли огонь по порту Мемель, но, вследствие опоздания с вылетом самолета-корректировщика он велся по площадям, а потому, естественно, желаемого результата не дал. Стрельбу батареи прекратили в 13 ч 57 мин.

В 14 ч 00 мин 18 штурмовиков 8-го ГШАП произвели удар. Первой в атаку пошла группа подавления средств ПВО, шесть самолетов которой, планируя с высоты 1300 м, обстреляли цели, а затем сбросили по ним бомбы. Вслед за ней 12 Ил-2, планируя до высоты 500 м, последовательно один за другим атаковали отведенные им два транспорта, а при выходе из неё обстреляли железнодорожный состав на станции Мемель.

Прямых попаданий бомб в транспорты, по донесениям экипажей, не наблюдалось, но отмечалось два взрыва на пристани и уничтожение нескольких вагонов.


Разрушенный железнодорожный состав в следствии бомбо-штурмового удара в Мемеле

Потерь со стороны штурмовиков не было, кроме повреждения огнем зенитной артиллерии одного Ил-2, на ремонт которого механикам понадобилось десять суток.

Одновременно с самолетами 8-го ГШАП штурмовики 47-го ШАП последовательно двумя группами и аналогичным образом атаковали «свои» два транспорта, стоявшие у пристани при впадении реки Данге в протоку Зеетиф. На выходе из атаки штурмовики 47-го ШАП так же обстреляли железнодорожные вагоны и автомашины, находившиеся в порту.


Поврежденный нефтеналивной железнодорожный состав после бомбо-штурмового удара в Мемеле

Как и в случае с группой 8-го ГШАП, потерь в самолетах не было, но от огня зенитной артиллерии четыре Ил-2 получили повреждения, и вышли из строя на срок от шести часов до трех суток.

Экипажи наблюдали прямое попадание бомбы ФАБ-250 в транспорт водоизмещением в 5000–6000 т и пожар на нем. Поскольку данных, подтверждающих его полную гибель, не имелось, то штаб ВВС КБФ засчитал судно как поврежденное и, как выяснилось впоследствии, он оказался полностью прав.

Из донесения командира германского учебно-артиллерийского корабля «Fuchs»:

«В 13.55–14.22 тревога. Подлет около 50 Ил-2 в 2 волнах, с прикрытием около 12 истребителей, с 300 град. «Fuchs» обстрелян пушечно-пулеметным огнем. Сброшенные бомбы легли около борта, одна попала в левый борт в 1 м над ватерлинией. Пробоину заделали. Осколками от бомб ранено 4 члена экипажа, один из них тяжело».

Учитывая, что «Fuchs» являлся небольшим кораблем, переоборудованным из тральщика постройки времен Первой мировой, в него попала либо авиабомба АО-25, либо реактивный снаряд, что не помешало кораблю выйти с очередным конвоем в море.

Помимо «Fuchs», от осколков бомб и пушечно-пулеметного огня, пострадали малые тральщики М-3114, М-3119, М-3158. Возможно, получили повреждения и другие немецкие корабли, но на текущий момент документами это подтвердить невозможно.

После освобождения Мемеля специальная комиссия осмотрело место нанесения удара штурмовиками 11-го ШАД по железнодорожной станции, и сделала вывод: 

«В результате бомбо-штурмового удара по железнодорожным составам уничтожено 6 железнодорожных бензоцистерн и 13 железнодорожных товарных вагонов».
Через пять минут после отхода самолетов от цели железнодорожные батареи КБФ вновь открыли огонь по порту Мемель и методически вели его до второй его атаки.

Повторный удар по стоявшим в нем транспортам был нанесен в период 16 ч 33 мин – 16 ч 34 мин. В нем участвовали 15 Ил-2 (ведущий — гвардии старший лейтенант К.В. Благодаров) 8-го ГШАП в составе трех групп и 18 Ил-2 (ведущий — старший лейтенант М.М. Беляков) 47-го ШАП, также из трех групп. Прикрытие осуществляли 23 Як-9 и 8 ЛаГГ-3 (ведущий — капитан П.С. Сычев) 9-го ИАП.


Благодаров Константин Владимирович (в звании сержанта) – 8 ГШАП, Беляков Михаил Михайлович – 47 ШАП и Сычёв Петр Семёнович – 9 ИАП

Атака производилась в следующей последовательности. Первыми к цели подошли строем фронта пять Ил-2 8-го ГШАП и в 16 ч 23 мин все одновременно с планирования с высоты 1300 м атаковали зенитные точки. Вслед за ними, действуя по одному в строю правого пеленга, атаковали транспорт в 4000 т и сторожевой катер остальные десять Ил-2 этого же полка.

По наблюдениям экипажей штурмовиков и самолетов-разведчиков 15-го ОРАП (находились над целью с задачей контроля ударов), в результате прямого попадания ФАБ-250 транспорт взорвался и затонул, о чем разведчик сообщил по радио.

Правда, в этой атаке советские летчики понесли потери — зенитным огнем над целью был сбит один Ил-2. Из аварийного акта о потере самолета:

«При пикировании самолет лейтенанта Лемешко прямым попаданием снаряда ЗА был сбит и упал в восточную окраину города Мемель».

Его экипаж — пилот гвардии лейтенант Николай Михайлович Лемешко и стрелок — гвардии младший сержант Юрий Александрович Нечанин погиб.


Гвардии лейтенант Николай Михайлович Лемешко

В 16 ч 34 м 18 штурмовиков 47-го ШАП тремя группами атаковали второй транспорт и сторожевой катер. Экипажи наблюдали попадания ФАБ-250 в эти цели — транспорт был поврежден, катер потоплен.

Зенитный огонь над целью оказался фатальным ещё для одного штурмовика. Из аварийного акта о потере самолета:

«Над целью был сбит прямым попаданием снаряда ЗА. Самолет горящим упал на восточной окраине города Мемель — сгорел»
Пилотировавший Ил-2, младший лейтенант Иван Григорьевич Кочкин и стрелок – младший сержант Петр Федорович Юрьев погибли. Кроме того, повреждения получили ещё три Ил-2, вышедшие из строя на трое суток.

Однако за гибель двух штурмовиков противник заплатил, куда большую цену. Обратимся к немецким документам. Из журнала боевых действий 31-й флотилии тральщиков германского флота:

«В 16.35 новая тревога 60-70. Ил-2 группами по 10–20 самолетов атаковали немецкие корабли бомбами и пушечно-пулеметным огнем. В пароход «Fritz Schoop» попала бомба, сильные течи в 2 и 3 трюмах, крен 45 град».


Место взрыва бомбы ФАБ-250 на транспорте FRITZ SCHOOP

 Получивший серьезные повреждения «Fritz Schoop», пришедший с конвоем в Мемель 11 января, немцы попытались спасти, но, из-за оставления ими города, немецким саперам пришлось его 27 января подорвать.

После занятия советскими войсками Мемеля была создана специальная комиссия 11-го ШАД для установления результата ударов штурмовиков. В ходе своей работы в феврале 1945 года, она выяснила, что 14 января 1945 года штурмовиками дивизии был уничтожен немецкий транспорт под именем «Fritz Schoop», водоизмещением в 7000 т и длиной 95 м, груженый овсом и колючей проволокой.


Вид с носа затонувшего транспорта FRITZ SCHOOP

От прямого попадания авиабомбы ФАБ-250 судно накренилось на правый борт и село на грунт. При этом на нём произошел пожар, и оно сильно выгорело изнутри. Комиссия также установила, что еще одна бомба попала в продовольственный склад в 70 м от транспорта, разрушив его.


Накрененный на правый борт транспорт FRITZ SCHOOP

В советских документах считается, что транспорт «Fritz Schoop» был потоплен штурмовиками 47-го ШАП, в ходе первой атаки 14 января 1945 года по Мемелю. Однако на текущий момент из документов противника ясно, что это не так, поскольку к гибели судна привел его подрыв немецкими саперами.


Неповрежденный левый борт транспорта FRITZ SCHOOP

Конечно, многие скажут, что пароход при авианалете получил лишь повреждения и при иных военных обстоятельствах мог быть восстановлен. Но отметим, что при таких же обстоятельствах терялись в 1941 году и торговые суда СССР. Потеря «Fritz Schoop» явилась закономерным успехом советских вооруженных сил, шедших к победе над фашистской Германией.


-

Кроме этого судна жертвами удара штурмовиков стали две «самоходные баржи» №№ 333 и 340. Как отмечала комиссии по эффективности ударов:

«В результате попадания бомбы ФАБ-100, в барже № 340 разрушен правый борт. Обе баржи в полузатонувшем положении».

Потопленный пехотно-десантный катер N 333 и 340.

Интересно, что по немецким документам эти два саперных пехотно-десантных корабля вообще числились как недостроенные. Впрочем, документы неприятеля конца войны пестрят пробелами.

Помимо указанных в тексте судов, комиссия по эффективности ударов обнаружила в гавани Мемеля затонувшими еще два судна и один самоходный понтон. Но она не смогла определить причину их гибели, поэтому установить причастность к этому штурмовиков 11-го ШАД пока не представляется возможным.

Помимо потопленных кораблей, также из немецких документов, известно о незначительных повреждениях тяжелой плавбатареи SAT-5 («Robert Müller»), причиненных пушечно-пулеметным огнем.

Вторым пострадавшим судном неприятеля в ходе повторного удара штурмовиков стал пароход «Allenstein» (939 брт), получивший попадание ниже ватерлинии. Но дальше сведения в немецких документах расходятся. В одних сказано, что он получил попадание бомбой, в других — артиллерийским снарядом. Ясно только, что экипаж судна смог устранить повреждения, и он ушел из Мемеля с конвоем.

Возможно, что судно пострадало от огня 406-го дивизиона железнодорожной артиллерии, который за день выпустил по порту Мемеля 245 снарядов калибром 130 мм и его артиллеристы записали на свой счет потопленный транспорт и поврежденный сторожевой корабль.

Второй дивизион ,407-й, выпустил по порту Мемеля 75 снарядов и по донесению артиллеристов:

«...рассеял корабли противника в порту Мемель».

В целом можно оценить совместный удар штурмовиков и артиллеристов как успешный. Один транспорт и два пехотно-десантных корабля были потоплены, несколько кораблей и транспортов получили повреждения.

Отметим возросшее мастерство командного состава, сумевшего спланировать операцию разнородных сил флота с целью поражения судов и кораблей в порту Мемеля. Именно благодаря грамотной разработке плана удалось нанести потери корабельному составу противника, как ударами авиации, так и флотской железнодорожной артиллерией.

Вторым слагаемым успеха стали грамотные действия экипажей штурмовиков. Их экипажи за годы войны получили большой опыт ведения боевых действий и смогли добиться успеха, даже при невозможности применения самого эффективного способа бомбометания — топмачтового.

Штурмовики и морские железнодорожные артиллеристы еще будут наносить совместные удары по Мемелю. Но они уже будут направлены против оборонявших порт немецких войск, остатки которых, не выдержав града ударов, будут вынуждены 27 января 1945 года оставить город и по косе Курише Нерунг и отойти к Кёнигсбергу.


Статья была ранее опубликована в сборнике "Гангут" №98/2017 под названием "Совместный удар балтийских летчиков и артиллеристов по Мемелю".
На сайте "ТактикМедиа" опубликована с согласия авторов. (Ред. Т.М.)


Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.