«Viena», корабль-призрак из Варангер-фиорда

8

2201

«Viena», корабль-призрак из Варангер-фиорда

«Надоевший тральщик»

«…После 22 часов 22 июня 1941 года из залива Петсамо выполз тот надоевший тральщик. Отличные дальномерщики Куколев и Рыбаков дают дистанцию 52 кабельтовых, пеленг 244 градуса, курс 28 градусов, скорость 10 узлов. Командир Космачев и помощник Поночевный рассчитывают данные для стрельбы. Самой первой, уже не учебной, а боевой стрельбы! Через 3 минуты - в 22 часа 17 минут, комендоры...первый залп! Вот он, ПЕРВЫЙ залп Военно-морского флота при потоплении ПЕРВОГО вражеского корабля в Великую Отечественную! Но мы тогда этого не знали, да и название такое войны появилось позже. 14 минут продолжался этот первый бой. Шесть прямых попаданий для тральщика в 200-250 тонн оказались роковыми. Черный дым, взрывы, пожар... Объятый пламенем корабль бросается на камни и долго еще горит и дымит. Первый бой и первая победа! Через 20 лет ее увековечат памятником - поставят нашу пушку на скале у первого причала в Североморске. Но это будет потом. А сейчас краснофлотцы, командиры ликуют, кричат "ура!" Комиссар, бывший матрос с форта "Серая Лошадь" Петр Бекетов проводит прямо у пушек митинг. Много лет спустя, в 1985 году, я нашел в документах Центрального Военно-морского архива донесения штаба Мурманского укрепрайона Флагманскому артиллеристу Северного флота об этом первом бое. В донесении, в частности, говорится: "…материальная часть работала безотказно. Личный состав действовал исключительно хорошо и слаженно…". Особенно отличились матросы 1-го орудия: комендоры Виктор Корнеев и Корчагин Павел, номерные Ваня Рубаник – краснощекий здоровый парень, и маленький Абрам Васильев; погребные Иван Медведев, Володя Тельнов, красивый блондин Толя Соболев, быстрый и находчивый, как вьюн, Серега Зуев и другие…»

Так описывал в своих воспоминаниях первые боевые эпизоды Великой Отечественной войны в Заполярье Макаренко Евгений Андреевич, радиотелеграфист 221-й береговой батареи Мурманского укрепленного района, расположенной на мысе Маталланиеми, полуостров Средний.

Батарея №221 113 ОАД СОР СФ после перевооружения, полуостров Средний.

Во множестве публикаций, в воспоминаниях, мемуарах и периодических изданиях, информация об уничтожении вражеского тральщика 221-й береговой батареей Мурманского укрепленного района на выходе из Петсамо-фиорда подается как историческая действительность. Некоторые советские боевые документы - не исключение. А как дело обстояло на самом деле? Для выяснения истины нам придется обратиться к документам того времени-английским, советским и немецким.

Первая мировая и большие достижения маленького парохода

Траулер «Conan Doyle», построенный в г. Селби на верви «Cochrane & Sons Shipbuilders » в 1915 году(водоизмещение 314 брутто-регистровых тонн, заводской № 136232, бортовой номер H.240) был известен в начале XX века не только тем, что установил мировой рекорд по вылову среди траулеров-10 790 фунтов стерлингов, заработанных за 16 дней промысла( предыдущие цифры стоимости улова в одиночном промысле шкипера Уильяма Эдди, капитана «Conan Doyle», составили 9 710 , 8 400 и 8 532 фунтов стерлингов соответственно), но и участием в бою против немецкой подводной лодки 20 июня 1918 года.


Паровой траулер «Viena» в штормовом море

В 1916 году «Conan Doyle» был зачислен в траулерный резерв и стал флагманом в одной из штатных флотилий, каждая из которых состояла из шести мобилизованных в случае начала военных действий траулеров. Прошедшие обучение командиры флотилий получили мобилизационные предписания, при этом за каждым из рыболовных портов, являющихся поставщиками тральщиков закрепили офицера резерва из отдела траления Адмиралтейства.


«Conan Doyle» - паровой траулер, названный в честь Артура Конан Дойля. В 1918 году принадлежал «Newington Steam Co». Бортовой номер-H.240.

20 июня 1918 года в 5.30 утра группа траления из траулерного резерва, в составе из шести мобилизованных рыболовецких траулеров «Conan Doyle» (флагманский корабль группы), «Emperor», «Commander Holbrook», «Antonio», «Bridlington» и «Aisne», двигалась со скоростью 8 узлов, когда находящася в надводном положении немецкая подводная лодка открыла артиллерийский огонь из палубных орудий по идущему головным «Conan Doyle» с дистанции 7000 ярдов. «Conan Doyle» открыл ответный огонь. Противник шел курсом параллельно судам группы траления, ведя огонь из орудий по «Conan Doyle». В 5.45 «Conan Doyle» добился накрытия подводной лодки, противник прекратил огонь на десять минут и увеличил скорость, чтобы приблизиться, однако «Conan Doyle» изменил курс, удерживая подводную лодку на траверзе. Противник продолжал вести по «Conan Doyle» непрерывный огонь из всех орудий. В 7 часов начался сильный ливень, который скрыл противника на 25 минут, но когда погода прояснилась, подводная лодка снова была обнаружена на дистанции около 7000 ярдов и открыла огонь по «Conan Doyle» и траулерам группы траления, ставившим дымовую завесу с помощью дымовых шашек. В 8 часов утра лодка добилась нескольких попаданий в «Aisne», все больше приближаясь при этом к правому борту «Conan Doyle».

В 8.45 у «Conan Doyle» оставалось всего 15 снарядов, и шкипер Уильям Эдди принял решение дать команду «Приготовиться к тарану». Незадолго до этого «Aisne» добился прямого попадания в кормовую часть подводной лодки, а «Conan Doyle» – в носовое орудие, после чего противник вел огонь только из кормового орудия. В 9 утра «Conan Doyle» добился прямого попадания в корпус ниже боевой рубки подводной лодки, которая сразу же скрылась в густом облаке пара и дыма. Когда задымление развеялось, подводной лодки на поверхности уже не наблюдалось, и отряд траулеров продолжил движение генеральным курсом при усиливающемся ветре и волнении. Всего противник за время боя произвел около 400 выстрелов. В результате боя на траулере «Aisne» один член команды был убит и четверо ранены. Шкипер Уильям Эдди с «Conan Doyle» за этот бой получил Крест за выдающиеся заслуги, в знак признания его доблести.

Когда Артур Конан Дойл узнал об этом морском бое, он тут же незамедлительно написал шкиперу Уильяму Эдди:

«Дорогой Эдди, я только недавно услышал о великолепном бое, в котором мой тезка под вашим командованием проделал такую славную работу. Я хотел бы поздравить Вас и команду и сказать, как я горжусь тем, что каким-либо образом связан с Вами. С уважением, Артур Конан Дойл».
К письму был приложен серебряный портсигар с выгравированным поздравлением: «Шкиперу Уильяму Эдди от Артура Конан Дойла. В память о 20 июня 1918 года»

.


Статья, опубликованная в The Daily Mail 9 февраля 1920 года (фрагмент)

В ответ Уильям Эдди прислал ему судовой колокол, снятый с траулера, на котором красовалась надпись «Conan Doyle». Колокол был с гордостью выставлен в доме Конан Дойла в Уиндлшеме. В своей автобиографии «Воспоминания и приключения» (глава 27, опубликовано в июле 1924 г.) Артур Конан Дойл так упомянул это событие:

«Один приятный случай произошел со мной в 1918 году, когда паровой траулер, названный в мою честь, под умелым командованием шкипера Эдди и лейтенанта Маккейба из военно-морского резерва вступил в бой с хорошо вооруженной современной подводной лодкой продолжительностью несколько часов. «Conan Doyle» действовал как флагман небольшой группы траулеров, и, хотя их орудия были хлопушками по сравнению с немецкими, они так набросились на нее, что она либо потонула, либо обратилась в бегство — во всяком случае, исчезла под водой. Маленький пароходик прислал мне свой корабельный колокол на память о подвиге, а я прислал взамен несколько небольших воспоминаний. Это был замечательный подвиг, и я горжусь тем, что связан с ним, пусть даже таким отдаленным образом…»
Две подводные лодки типа UC II рядом с плавбазой «Амфитрита» в Дженовиче, Бокке-ди-Катаро, Адриатическое море.

20 июня 1918 года, по немецким данным, действительно погибла немецкая подводная лодка UC-64(тип UC II) под командованием Фердинанда Шварца. На момент гибели на ее счету было 26 потопленных судов противника и 4 поврежденных. Вместе с лодкой погибло 30 человек.


«Viena», вооруженная 102/60 орудием производства Обуховского сталелитейного завода и зенитным орудием 2.0 cm Madsen M/38,1943 год.

О межвоенной судьбе траулера автору известно не много-он был переименован в марте 1937 года в «Viena», продан Финляндии и впоследствии был мобилизован и вооружен русским 102-мм орудием производства Обуховского сталелитейного завода и зенитным орудием 2.0 cm Madsen M/38. Точная дата установки орудий неизвестна. Был также смонтирован и дальномерный пост.


«Viena» и его баковое 2.0 cm Madsen M/38 - автоматическое зенитное орудие, производившееся датской компанией Dansk Industri Syndikat.

Под огнём советской батареи

22 июня 1941 года Командующий СФ приказал коменданту Мурманского укрепленного района открывать огонь с батареи №221 по всем транспортам противника при входе и выходе их из губы Петсамо, при попытке противника использовать Айновы острова также открывать огонь. Около 22 часов батарея №221 открыла огонь по тральщику противника, выходившему из залива Петсамо. В 22 ч. 31 м. огонь был прекращен. Было израсходовано 59 снарядов.


Из телеграфных переговоров 23 июня 1941 года. (Изображение кликабельно)

Согласно отчетных документов по боевой деятельности Мурманского укрепленного района СФ 22 июня 1941 года в 22 ч.17 мин. 221-я батарея вела огонь по тральщику противника, выходящему из Петсамо, в результате прямых попаданий тральщик выбросился на берег.


«Viena», дальномерный пост,1943 год.

Обратившись на дату к немецким документам мы увидим, что «выбросившийся на берег тральщик» никто иной, как траулер «Viena». Вот, что об этом пишется в документах:

«22.06.41 в 21.45 русская батарея, расположенная на полуострове Рыбачий обстреляла вышедший из Петсамо финский пароход "Виена" 10-ю залпами, калибром приблизительно 15 см…» 

«22 июня 1941 года с полуострова Рыбачий русской батареей был обстрелян наш пароход. Повреждений получено не было…»
На палубе «Viena». Траулер в камуфляжной окраске,1943 год.

Возвращение из забвения

На этом история заслуженного траулера не закончилась, он был переведен на Балтику, благополучно пережил войну и отправлен на слом в 1951 году в Остендэ, в Бельгии.

На двух фотографиях 1943 года, снятых в Балтийском море и представленных автором статьи ниже (выкадровка с оригинальных фото) хорошо видны судовой колокол с надписями «Conan Doyle» и «1915» и заводской шильд верфи «Cochrane & Sons Shipbuilders, Selby» с датой спуска траулера на воду – «1915». Да, сомнений быть не может – на фото именно «Viena» /«Conan Doyle», маленький пароход с большой историей.


Судовой колокол с надписями «Conan Doyle» и «1915»

Заводской шильд верфи «Cochrane & Sons Shipbuilders Ltd» с датой спуска траулера на воду – 1915 год.


Статья была впервые опубликована на личной странице автора в "ВКонтакте". На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции).  

Источники:

  1. КТВ der Kommandant der Seeverteidigung Kirkenes,1941
  2. КТВ der Admiral Polarkuste Norwegen,1941
  3. КТВ der Admiral Polarkuste Norwegen,1941
  4. ЦАМО, Фонд № 217, Опись № 1221, Дело №68, Лист № 4,5,6
  5. Хроника Великой Отечественной Войны Советского Союза на Северном морском театре, вып.1/Военное Издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР , Москва – 1945 г./
  6. Фотоархив «Sa-kuva.fi»
  7. Arthur Conan Doyle, Еncyclopedia /https://www.arthur-conan-doyle.com/index.php/Sir_Arthur_Conan_Doyle/
  8. Sir Arthur Conan Doyle: Centenary 1859-1959, by Adrian Malcolm Conan Doyle (John Murray, UK).
  9. «Memories and Adventures» (chapter 27 published in july 1924), Arthur Conan Doyle .
  10. The Daily Mail (Hull) (9 February 1920, page 3)
  11. «Cochrane & Sons Shipbuilders » /https://fishingnews.co.uk/features/a-trawlermans-reminiscences-part-10-between-the-wars-good-days-and-bad/
  12. Kingston upon Hull War Memorial 1914 - 1918 /https://ww1hull.com/the-war-afloat/
  13. https://uboat.net/
  14. «Первый бой. Потопление 221-й батареей первого корабля 22 июня 1941 года» ,из воспоминаний Макаренко Е.А. /https://iremember.ru/memoirs/krasnoflottsi/makarenko-evgeniy-andreevich/
Поделиться
Комментарии
Виктор Рыбьяков
28.04.2023 00:04:42
Прямо детектив))
Титаренко > Виктор Рыбьяков
28.04.2023 09:42:15
Да,военно-исторический детектив),да и название у парохода соответствующее -"Conan Doyle")
Сергей Жуков
29.04.2023 10:53:19
Вот подход к оценке побед - англичане лодку утопили - но прямо не утверждают - потому что точно не знают ))) Вроде попали - скрылась под водой )))
Наши в реале даже не поцарапали - но победа 100процентная ))) и выбросился на камни и горел как долго ))) привет нынешним говорящим головам - уничтожены кракены-шмакены по пятому разу,  до 600 радикалов ежедневно только на одном направлении и тд )))
Титаренко > Сергей Жуков
29.04.2023 16:27:38
Справедливости ради хочу отметить,что этим грешат не все советские документы,вот например: "С 22 часов батарея №221 открыла огонь по траулеру противника, выходившему из бухты Петсамо. В 22 ч. 31 м. огонь был прекращен; было израсходовано 59 снарядов". И ни слова о повреждении/потоплении. Со временем да,правда ушла в тень, и осталось громкое "первая победа СФ..." и документы, где эта победа считалась подтвержденной.
дмитрий > Сергей Жуков
29.04.2023 20:12:19
Они вели бой с совсем другой лодкой)))
Даже из описания видно что на "потопленной" было 2 орудия, в то время как на UC-64 было только 1. Бой был южнее Фарер а UC-64 по немецким данным погибла в Ла-Манше.

Кстати на Uboat.net повреждение Aisne отнесено на счет U-53, возможно она и была повреждена но явно не погибла и даже смогла продолжить поход.
Титаренко > дмитрий
29.04.2023 21:56:54
Совершенно верно. Потому в статье гибель UC-64 дана отдельным абзацем.В любом случае, бой имел место быть, но характерных признаков гибели лодки англичане не наблюдали, потому и не поспешили с выводами.Что касается места гибели, то здесь будет традиционная погрешность при точном ее определении,пока сама лодка не найдена на грунте и не идентифицирована,как и во всех подобных случаях.При условии, если это вообще возможно.
Что касаемо обстрела U-53 траулера Aisne из отряда. Да,он фигурирует в источниках,но проверить эту информацию не представляется возможном, особенно учитывая, что мобилизованные траулеры выходили в море с закрашенными названиями и  под другими бортовыми номерами,да еще и систершипы в одном отряде.  
Игорь Борисенко
30.04.2023 09:44:02
Столько интересного в казалось бы давно известной истории. Спасибо Константин!
VIENA вооружили насколько я помню после его перехода в 1941 г. на Балтику.
Титаренко > Игорь Борисенко
30.04.2023 11:59:35
Спасибо!Да, много лет прошло с нашего обсуждения на Цусиме и Блокгаузе... Вот, что мне написал М. Морозов:"... что касается "Виены", то он ушел в составе немецкого конвоя из Киркенеса 22 апреля 1942 г., чтобы перейти на Балтику, в 1942 г. был переоборудован во вспомогательную канлодку и вместе систершипом "Аунус" образовал 2-ю флотилию канлодок, которая участвовала в боях с 1943 г. В 1944 г. 5 июля в ходе воздушно-морского сражения в Выборгском заливе "Виена" получила два попадания авиабомб со штурмовиков Ил-2 7-го гшап ВВС КБФ и во избежание затопления выбросилась на мель, четыре члена экипажа получили ранения. По условиям перемирия разоружен... ".  Документы у меня где-то были, позже посмотрю.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.