01 октября 2024
2988
Споры о реальности и выдуманности победы аса всех времен и народов Эриха «Буби» Хартмана идут до сих пор. В западноевропейских исследованиях никто его успехи сомнению не подвергал, чего не скажешь о постсоветском пространстве. Это и неудивительно, ведь почти все свои победы из умопомрачительного количества в 352 штук Хартман одержал в противостоянии с советскими летчиками.
Сразу стоит сделать примечание: тема 200-й победы Хартмана упоминалась еще 20 лет назад в журнале «Авиация и Время» в статье Вадима Колечкина «Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским», а также довольно подробно разбиралась на просторах интернета историком Никитой Егоровым. В данной работе мы проанализируем этот случай более детально, а также коснемся темы 100-го успеха аса в небе Украины.
Первым пытался проанализировать реальность его заявок известный российский историк Д. Хазанов, который в 2005 году во французском журнале «Le Fana de l'Aviation» опубликовал статью «Эрих Хартман: 352 победы или...80?». Не говоря о явных ошибках и поспешных выводах автора, стоит отметить, что анализ всего списка побед Хартмана — дело почти безнадежное, поскольку в некоторые периоды больших сражений в воздухе это сделать очень проблематично из-за большого количества заявок немецкой стороны и меньшего количества потерь советской стороны. Зато вполне реально проанализировать его отдельные заявки. Особенно в те дни, когда на ограниченном участке фронта интенсивность работы авиации была умеренная. Интерес в этом отношении представляют его «юбилейные» победы.
В одной из статей мы уже провели анализ успехов аса в ходе сражения под румынским городом Яссы в конце мая — начале июня 1944г. На основании советских документов было показано, что в тот период Хартман настолько сильно хотел достичь очередного магического числа и заполучить Мечи к Рыцарскому кресту, что зачастую откровенно выдавал желаемое за действительное. И документы отчетливо показывают, что истребитель Р-39 «Аэрокобра», ставший его 250-й «жертвой», на самом деле спокойно вернулся домой. Также на основании документов автор может утверждать, что сильно были преувеличены и его самые знаменитые успехи в небе Польши в конце августа 1944 года, когда он очередной сбитой «Аэрокоброй» достиг планки в 300 побед и получил за это Бриллианты к Рыцарскому кресту. Причем речь шла об откровенной лжи, но эта тема еще ждет более подробного исследования и освещения.
А как же дело обстояло, например, с его 100-й и 200-й победой, которых он добился в небе Украины? К слову, волею судьбы это тоже были «Аэрокобры» — как видно, везло Хартману на успешные и для него знаменательные бои именно с истребителями американского производства. Может быть, тогда будущий ас №1 был еще поскромнее, и его заявки больше соответствовали действительности? На основании имеющихся для этого в достаточном количестве документов 9-й гвардейской и 205-й истребительных авиадивизий, в противостоянии с которыми Хартман и добился своих первых двух «круглых» успехов, постараемся не предвзято ответить на этот вопрос.
В ходе сражения на проходившем на Донбассе Миус-фронте в августе 1943 года Хартман познал горечь поражения — это случилось после его 90-й победы в бою со штурмовиками 947-го ШАП. Совершив вынужденную посадку на советской территории, он едва не провел остаток войны в плену. Кое-как пробившись к своим, он, по-видимому, получил небольшой отпуск, чтобы прийти в себя после полученного стресса. Когда 29 августа в бою с «Аэрокобрами» 16-го ГИАП погиб командир 9./JG 52 лейтенант Бертольд Кортс (Berthold Korts), непосредственный шеф Хартмана и исполняющий обязанности командира всей группы обер-лейтенант Вальтер Крупински (Walter Krupinski) назначил Хартмана командиром 9-го отряда. Как вспоминал Гюнтер Ралль (Günther Rall), он вовсе не был в восторге сделанному в его отсутствии выбору, поскольку считал Хартмана хорошим летчиком, который, однако, не особо годился на роль командира подразделения. Однако в итоге Ралль ничего менять не стал, и Хартман остался на своей новой должности.
Когда к середине сентября Донбасская наступательная операция Южного и Юго-Западного фронтов близилась к завершению, а немецкие 6-я и 8-я армии поспешно отступали к так называемой линии «Пантера» (Panther-Stellung) на реке Молочной и Днепре, Хартман уже отошел от своих передряг и снова стал летать. При этом в сражениях с 8-й и 17-й воздушными армиями он сразу продолжил наращивать свой счет. 15 сентября в бою с «Яками» 3-го ИАК ас заявил 91-ю победу, а уже в обеденное время (здесь и далее время московское) 20 сентября записал на свой счет 99-й успех. Осталось сделать последний шаг к заветной трехзначной цифре, и Хартман решил не откладывать свой личный праздник в долгий ящик. Ближе к вечеру того же дня он во главе шестерки Bf 109 отправился на сопровождение группы He 111, вероятно, из III./KG 27 в район Большого Токмака (ныне Токмак) Запорожской области.
В это время в треугольнике Большой Токмак – Ворошиловка – Молочанск патрулировала четверка «Аэрокобр» во главе со старшим лейтенантом А.С. Закалюком из 104-го ГИАП, входившего в состав 9-й ГИАД. Заметив приближение до пятнадцати He 111 под прикрытием шести Bf 109, советские летчики устремились на противника всей группой. После первой безуспешной атаки Закалюк с ведомым проложил наседать на бомбардировщики, а пара лейтенанта А.А. Румма связала боем «Мессершмитты». В результате шести атак Закалюк подбил один из «Хейнкелей», выведя из строя правый мотор. За это немцы отплатили паре Румма, повредив обе «Аэрокобры». У самого Румма были пробиты посадочный щиток колеса и бронестекло, а на истребителе старшего сержанта И.И. Графина пробоины получил маслорадиатор, были перебиты троса руля высоты, а также повреждена рация. Лейтенант Хартман записал на свой счет 100-ю победу, а фельдфебель Герберт Бахник (Herbert Bachnik) из того же отряда отпраздновал 28-й успех в карьере. Таким образом, успешная атака Хартмана не была выдумкой, но он и его подчиненный явно не изъявили желание проследить за судьбой атакованных самолетов и решили сразу посчитать их сбитыми, хотя обе «Аэрокобры» благополучно вернулись на свой аэродром.
В последующие месяцы Вермахт под ударами Красной Армии продолжил пятиться на запад, но Хартман и дальше быстро наращивал свой счет. Имея в послужном списке 148 побед, он 29 октября был награжден Рыцарским Крестом. Вернувшись через месяц на фронт, он с новым рвением продолжил успешную серию. Однако в целом дела немцев на Восточном фронте шли скверно. В ходе, начавшейся в конце января 1944 года советской Корсунь-Шевченковской операции 1-му и 2-му Украинским фронтам, удалось окружить 80-тысячную группировку из 1-й танковой армий и 8-й общевойсковой армии. Большая часть группы III./JG 52 действовала с аэродрома Ново-Красное, что к западу от Кировограда (ныне Кропивницкий). Действиям авиации сильно мешала погода, но Хартман всего за 6 дней с 30 января по 4 февраля в боях к северо-западу от Кировограда записал на свой счет 15 побед над истребителями 5-й воздушной армии, достигнув цифры в 192 уничтоженных самолета. Сбитая им 4 февраля «Аэрокобра» стала последней победой III./JG 52 в ходе советской операции — в последующие дни погода почти не позволила истребителям летать. 17 февраля активные бои на земле в районе Корсуня завершились — остатки разгромленной немецкой группировки вырвались из «котла».
Что касается 192-й победы Хартмана, то известны подробности этого боя с советской стороны. Одним из противников группы III./JG 52 в этот период времени была 205-я истребительная авиадивизия полковника Ю.А. Немцевича, входившая в состав 7-го истребительного авиакорпуса. В феврале в составе дивизии действовали только два истребительных полка — 129-й гвардейский и 438-й, в то время как 508-й ИАП находился на пополнении и отдыхе.
В период 13:23-14:15 четыре «Аэрокобры» во главе с капитаном М.В. Бекашонком из 129-го ГИАП вылетели на патрулирования и встретили группу из 15-18 пикировщиков Ju 87, которые под прикрытием четырех Bf 109 уже бомбили железнодорожную станцию Искренное. Атака на бомбардировщики оказалась безрезультатной, после чего в дело вступили «Мессершмитты». Один из немцев зашел в хвост истребителю Бекашонка. Атаку отбил младший лейтенант Н.Ф. Кошельков, которому, в свою очередь, в хвост зашел другой Bf 109. Нападение этого противника отразил младший лейтенант Г.И. Басенко. В продолжающемся бою Бекашонок в паре с Кошельковым заявили один сбитый в паре Bf 109, а Басенко засчитали подбитый немецкий истребитель.
Повреждений ни одна из «Аэрокобр» не получила, поэтому победу Хартмана можно считать выдумкой. Вероятно, равно как и заявки в этом бою летчиков 129-го ГИАП — по сохранившимся данным, группа III./JG 52 потерь и повреждений матчасти не имела.
Спустя три недели ас провел один из своих наиболее результативных дней за войну. 26 февраля погода в районе Кировограда стояла ясная, чем воспользовались обе стороны. Уже знакомой Хартману 205-й ИАД поручили в этот день сопровождение корректировщиков Ил-2 из 85-й отдельной корректировочной авиаэскадрильи, которая помогала советской артиллерии вести точный огонь по противнику. Также дивизия летала на перехват вражеских самолетов.
В 11 часов утра на сопровождение одиночного Ил-2 отправилась четверка «Аэрокобр» 129-го ГИАП которую вел уже знакомый асу капитан М.В. Бекашонок.Вылетевший на свободную охоту Хартман заметил советскую группу. Он не стал мешать корректировщику выполнять задание, а решил нанести «удар из-за угла». Немец дождался, когда «Аэрокобры» начали делать очередной разворот в районе Федоровка — Грузное, и сверху со стороны солнца свалился на пару советских истребителей. Молниеносная атака на самолет младшего лейтенанта Л.В. Задираки принесла успех — «Аэрокобра» загорелась, и пилоту пришлось прыгать с парашютом над своей территорией. Лейтенант П.П. Никифоров пытался завязать бой с парой Хартмана, но не любивший рисковать немецкий ас вместе с ведомым ушел в западном направлении. Добившись реальной победы, Хартман по какой-то причине заявил после вылета о двух сбитых «Аэрокобрах», хотя других потерь ни 7-й ИАК ни вся 5-я воздушная армия в это время не несли.
Основные события того дня развернулись в обеденное время, в период 13:37-14:37, когда на сопровождение очередного корректировщика отправились уже восемь «Аэрокобр» 438-го ИАП. В районе Фёдоровки советское соединение атаковали шесть Bf 109, которые сразу показали свой почерк асов. Четверо немцев набросились на истребитель ведущего советской группы командира эскадрильи старшего лейтенанта Ф.А. Рыбакова, одержавшего к этому моменту 6 личных побед. Отражая атаку от ведущего, младший лейтенант Г.Ф. Демченко заявил сбитый Bf 109, однако и сам был подбит и вышел из боя. После вынужденной посадки на своем аэродроме самолет нуждался в среднем ремонте. В это же время в районе Ниаполиновки на ведомого второй пары младшего лейтенанта В.М. Мамина спикировали два Bf 109, которые сразу подожгли «Аэрокобру». Летчику ничего не оставалось, как сбросить дверцу и покинуть гибнущий истребитель на парашюте.
Оставшись без ведомых, оба ведущих также стали легкими жертвами «Мессершмиттов», но судьба летчиков сложилась по-разному. В поединке с четверкой Bf 109 Рыбаков получил попадания в мотор, после чего благополучно выбросился из горящего самолета. Не так повезло заместителю командира эскадрильи Герою Советского Союза Н.А. Зинченко. Он преждевременно раскрыл парашют еще в кабине, из-за чего купол порвался, и летчик камнем рухнул на землю южнее Кировограда. При осмотре тела в позвоночнике была обнаружена 15-мм пуля — таким образом Зинченко прыгал, уже будучи тяжело или даже смертельно раненым. Высшую государственную награду в виде звание Героя этот летчик получил еще как пилот-бомбардировщик за подвиги в ходе советско-финляндской войны 1939-1940гг. К моменту гибели на счету Зинченко было 3 личных победы.
Свидетелями избиение группы Рыбакова стала вылетевшая на усиление пара капитана А.Л. Кожевникова. Однако слишком долгое наблюдение за боем коллег едва не закончилось плачевно и для этой пары — два немецких «охотника» атаковали и подбили ведомого, младшего лейтенанта Н.Т. Мотузко, который под прикрытием Кожевникова совершил вынужденную посадку к югу от Кировограда. Летчик не пострадал, а самолет отравился в полевой ремонт. Взлетевшая на помощь четверка «Аэрокобр» во главе с командиром полка майором А.В. Обориным встретила шесть Bf 109. Вероятно, топливо и боеприпасы у немцев были на исходе, поэтому они не стали вступать в схватку и ушли на свою территорию.
Этот бой летчики III./JG 52 могли полностью поставить себе в заслугу, заявив без собственных потерь 6 побед над истребителями. О пяти сбитых в период 13:45-14:03 доложил лейтенант Хартман, при этом последняя их этих побед стала для аса №199. Свою 174-ю победу отпраздновал обер-лейтенант Крупински. Реальные потери 438-го ИАП составили три сбитых и две подбитых «Аэрокобры», одна из которых села вынужденно в чистом поле. Однако в этом вылете не повезло не только группе Рыбакова, но и корректировщику — гауптманн Ралль расстрелял Ил-2 из 85-й ОКАЭ, при этом в официальных списках побед время этого успеха аса явно указано с некоторой неточностью. Кожевников видел, как какой-то самолет взорвался в ходе вынужденной посадки вдоль дороги от села Марьевка на Кировоград. По всей видимости, это и был Ил-2, экипаж которого в составе летчика младшего лейтенанта В.М. Негребецкого и инструктора корректировки лейтенанта Н.Г. Михайленко погиб. К слову, этот успех командира III./JG 52 оказал некоторое влияние и на события на земле, поскольку из-за гибели корректировщика советская артиллерия в этом районе временно перестала вести огонь по немецким позициям.
По причине потери подопечного Ил-2 в документах 205-й ИАД настоятельно предлагалось следующее:
«При встрече с ВВС противника корректировщик по команде командира прикрывающей группы немедленно должен уходить на свой аэродром».
Таким образом действия немецких асов явно поселили в сознании советских летчиков-истребителей неуверенность в том, что прикрывающие «Аэрокобры» способны надежно защитить корректировщиков.
После успешного боя в обеденное время Хартману осталась всего одна победа до заветной отметки в 200 сбитых самолетов. И чтобы не откладывать на потом взятия нового цифрового барьера, он спустя пару с лишним часов в составе нескольких пар Bf 109 отправился на очередное задание. В период 16:15-17:05 вылет корректировщика в район Фёдоровки прикрывала восьмерка истребителей того же 438-го ИАП во главе со старшим лейтенантом А.И. Медведевым. Картина почти повторилась. На высоте 4500 метров на «Аэрокобры» свалились шесть Bf 109. И снова завладевшие сразу инициативой немцы быстро добились результата. Спикировавшие со стороны солнца «Мессершмитты» сбили младшего лейтенанта Г.И. Водолажского, который спасся на парашюте. В завязавшемся ожесточенном бою четыре Bf 109 атаковали «кобру» лейтенанта В.К. Олейникова. Опытный летчик, одержавший к этому моменту 5 личных побед, завязал бой с парой противников, но на него сверху свалились еще двое. В итоге Олейникову также пришлось прыгать из сбитого самолета.
Почти одновременно с группой Медведева на свободную охоту вылетела четверка истребителей 129-го ГИАП во главе с старшим лейтенантом Ф.Ф. Архипенко. В какой-то момент в районе Трудолюбовки летчики заметили шесть Bf 109, два из которых атаковали пару «Аэрокобр» 438-го ИАП. Пытаясь отбить атаку, лейтенант В.Г. Королев сбил одного противника. Но в это время ведущая пара Архипенко сама попала под удар четырех «Мессершмиттов» — пара свалилась сверху сзади, а два других зашли в лоб. В результате немцы подбили ведомого, будущего Героя Советского Союза лейтенанта М.В. Лусто, который вышел из боя и сел вынужденно на своем аэродроме.
Таким образом в предвечернем вылете потери 438-го ИАП и 129-го ГИАП составили две сбитых и одна подбитая «Аэрокобра». В это время немецкие истребители снова без собственных потерь заявили 5 побед, из которых три были на счету Хартмана, а по одной добились гауптманн Ралль и фельдфебель Бахник. В своих мемуарах Ралль вспоминал о сбитой им в этот день «Аэрокобре» как о своей самой жуткой победе:
«Я и мой адъютант обер-лейтенант Эберхард граф фон Тройберг (Eberhard Graf von Treuberg) сумели незамеченными приблизиться к советскому самолету на дистанцию тарана, после чего я открыл огонь. Р-39 вспыхнул сразу словно огнемет. У меня не было ни малейшего шанса достаточно быстро уйти от мощного раскаленного шлейфа, который потянулся за ним. После посадки мы обнаружили, что лак на обтянутых тканью поверхностях рулей моего самолета расплавился, превратившись в большие пузыри».
Анализируя все бои 205-й ИАД с немецкими истребителями 26 февраля, можно сделать вывод, что в этот день Хартман достоверно сбил не более 4-5 «Аэрокобр», если за сбитый считать и самолет, совершивший вынужденную посадку в чистом поле. Еще пару советских истребителей он мог подбить.
По мнению автора, изучавшего успехи Крупински и Ралля за отдельные периоды, их заявкам в целом можно доверять больше, нежели победным реляциям Хартмана, поэтому оба успеха этих двух летчиков в бою с «Аэрокобрами» в этот день, скорее всего, подтверждаются, и их нельзя отдать Хартману. Всего же за день при заявленных летчиками III./JG 52 тринадцати победах над истребителями 205-я ИАД лишилась шести «Аэрокобр» уничтоженными и трех поврежденными, при этом одна из подбитых села вынужденно вне аэродрома и вполне могла рассматриваться как победа. Таким образом, в среднем завышение на сбитые советские истребители у немцев было почти в два раза, что для пилотов люфтваффе было вполне хорошим результатом.
Да и в целом 26 февраля осталось полностью за асами группы Ралля, которые в очередной раз продемонстрировали свои тактические навыки, инициативность и агрессивность, а также напомнили своим советским визави, что за потерю бдительности и малейшую расслабленность в период относительного затишья незамедлительно следует наказание в виде чувствительных потерь. Однако неудачи советской дивизии имели и другие основания. В документах 205-й ИАД в качестве причин высоких потерь, например, в вылете в обеденное время назывались «связанность с прикрываемым корректировщиком, малая высота и скорость полета, плохая осмотрительность, солнце со стороны противника, недостаточная сколоченность группы и несвоевременный подход подкрепления».
Хартман же после своей 202-й победы отправился вместе с Вальтером Крупински в Берлин для получения Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. Впереди его ждала еще бóльшая слава, которая, правда, в действительности будет связана не столько с реальными успехами аса в воздушных боях, сколько с его всё более разрастающейся фантазией и жаждой наград и популярности.
Автор выражает глубокую признательность Алексею Пекаршу за помощь в работе над статьей и предоставленные материалы
Автору удалось "подтвердить" только 7 из 34 заявок Хартмана по боям в Венгрии. Средний процент подтвержденных заявок для восьми рассматриваемых в работе пилотов был 54%. С разбросом от 20% у Frederich Haas до 92% у Helmut Lipfert.
Может вам будет полезно для работы.
P. S. Архипенко, Лусто, Бекашонок, Задирака, Немцевич (борода): фамилии, навсегда зафиксированные в детской памяти благодаря прекрасно написанной книге "Внизу передний край!" Мариинского. Не хватает Гулаева, Волкова, Букчина, Никифорова, Фигичева и многих других )) А кто-то знает: кто скрывался (я думаю, Мариинский скорее всего скрыл истинную фамилию) под псевдонимом Чугунов? Просто интересно.