Бой с конвоем Ki.117.Rp 23 апреля 1944 года

Бой с конвоем Ki.117.Rp 23 апреля 1944 года

В этом мире все однажды начинается. Именно так можно охарактеризовать бой с немецким конвоем 23 апреля 1944 года. Впервые в 1944 году усилия ВВС СФ привели к серьезному результату – был потоплен корабль охранения из состава большого конвоя. Далее в течение двух месяцев немцы постоянно будут терять транспорт или корабль в любом бою с ВВС СФ, но этот конвой стал первым. Но успех 23 апреля был достигнут серьезной ценой, и чтобы людей, добившихся успеха, не забыли, стоит рассказать об этом бое подробно, с привлечением немецких документов.

Бой с конвоем начал, как обычно, самолет-разведчик 118-го РАП. В 8.45 «Киттихаук», пилотируемый младшим лейтенантом А. В. Быстровым, в районе мыса Эккерё обнаружил немецкий конвой.


Младший лейтенант А.В.Быстров, пилот 118 РАП

Это был Ki.117.Rp, вышедший из Киркенеса в Реппе-фьорд в 6.45 23 апреля 1944 года. В состав конвоя входили тральщики M‑31, M‑35, M‑154, M‑202, M‑251, сторожевые корабли V‑5911, V‑5914, V‑6109, V‑6110, охотники за подводными лодками UJ‑1209, UJ‑1212, UJ‑1219, UJ‑1220, NH‑03, моторный тральщик R‑157, канонерская лодка K‑1, плавбаза моторных тральщиков «Weser», пароходы «Muhlheim Ruhr» (5350 брт), «Sivas» (3832 брт), «Knute Nelson» (5748 брт), «Moshill» (2959 брт), «Vale» (5981 брт), «Sevre» (4585 брт), «Arna» (4390 брт), «Hanna Cords» (1891 брт), танкеры «Gerdmoor» (761 брт), «Grete» (638 брт), «Unkas» (499 брт). «Oleum» (476 брт), «Utsire» (468 брт), «Movenriff» (465 брт).

Командование авиации Северного флота обработало имеющуюся информацию и поставило перед командирами частей следующие задачи:

Командиру 46 ШАП – восемь Ил-2 под прикрытием восьми «Киттихауков» из 78 ИАП и восьми «Аэрокобр» из 20 ИАП наносят бомбоштурмовой удар по конвою в 11.35.

Командиру 5 МТАД – шесть «Бостонов» с низкими торпедами под прикрытием шестнадцати «Аэрокобр» из 255 ИАП проводят торпедную атаку конвоя в 11.40.

Начальнику штаба 46 ШАП майору А.Н. Климову, возглавляющему Пумманковскую оперативную группу – шесть Ил-2 под прикрытием шести «Киттихауков» из 27 ИАП, базирующихся на аэродроме Кильдин и восьми Яков из 20 ИАП, базирующихся на аэродроме Пумманки наносят бомбоштурмовой удар по конвою в 11.30.

Командиру 6 ИАД – выделить восемь «Киттихауков» из 78 ИАП и шесть «Аэрокобр» из 20ИАП для прикрытия Ил-2, действующих с аэродрома Ваенга-2. Шесть «Киттихауков» из 27 ИАП с аэродрома Кильдин перебрасываются на Пумманки для прикрытия штурмовиков.


Схема боевых действий ВВС СФ за 23.04.1944

Тем временем, самолеты-разведчики из 118 РАП, сменяя друг друга, передавали в штаб новые данные о движении конвоя. В 11.18 «Спитфайр», который пилотировал старший лейтенант И.А. Платонов, сфотографировал конвой незадолго до начала атаки в районе Вардё.

Подвесив бомбы и получив необходимы приказы от командования, ударные группы пошли на взлет.

Первой в 10.37 взлетела с аэродрома Ваенга‑2 группа из восьми штурмовиков Ил‑2 (ведущий – капитан И. Б. Катунин) из 46-го ШАП, в 10.45 к ней должны были присоединиться восемь истребителей «Киттихаук» (ведущий – капитан М. Н. Веревкин) из 78-го ИАП, но фактически в сопровождении этой группы приняло участие лишь четыре таких истребителя. В 10.52 взлетели и шесть истребителей «Аэрокобра» (ведущий – старший лейтенант А. К. Тарасов) из 20-го ИАП. Все собрались и пошли по маршруту: Ваенга-2 – мыс Сеть-Наволок - Цып-Наволок – конвой. Штурмовики шли строем клин на бреющем полете до траверса Вайтолахти.

Через полчаса, в 11 ч 18 мин, с аэродрома Пумманки взлетела вторая группа в составе четырех штурмовиков Ил‑2 (ведущий – лейтенант Н. Н. Суровов) из 46-го ШАП под прикрытием четырех истребителей Як‑9 (ведущий – лейтенант И. П. Кужанов) из 20-го ИАП и шести истребителей «Киттихаук» (ведущий – лейтенант А. П. Анучин) из 27-го ИАП. Она тоже пошла к конвою.


Ведущие групп штурмовиков 46 ШАП: капитан Илья Борисович Катунин и старший лейтенант Н.Н.Суровов

Еще до подхода к цели обе атакующие группы были встре­чены немецкими самолетами. Отражая атаки вражеских ис­требителей, в бой вступили «Киттихауки» 27-го, 78-го ИАП и «Яки» 20-го ИАП.

Группа капитана М. Н. Веревкина из 78-го ИАП, состо­явшая из восьми «Киттихауков», еще до начала воздушного боя разделилась на две части. Одна четверка «Киттихауков», с ведущим во главе, присоединилась к группе штурмовиков с аэродрома Пумманки (вторая группа штурмовиков), вто­рая четверка «Киттихауков» под командованием лейтенанта Н.И. Кравченко продолжала обеспечивать непосредственное сопро­вождение группы штурмовиков с аэродрома Ваенга‑2 (первая группа штурмовиков).

Если судить по поднесениям пилотов при заходе штурмовиков на цель был сбит немецкий Bf-109. Его падение наблюдали практически все экипажи, участвовавшие в бою. Претендуют на него по разным документам лейтенанты А. П. Анучин из 27 ИАП и штурман 46 ШАП лейтенант М.С. Ницак.

Обе группы штурмовиков почти одновременно, в 11.30–11.34, вышли в атаку на конвой в районе Вардё. Штурмовики заходили с правого борта конвоя, под удар попали шедшие в хвосте и середине конвоя транспорты и корабли охранения. Несмотря на то, что время атаки в разных документах записано по-разному, в донесениях пилотов и стрелков говорится, что группы видели друг друга. Воздушный стрелок одного из штурмовиков, краснофлотец Н.И. Лидин, в ходе атаки конвоя сбил один немецкий гидросамолет He.115.

Вот что записано в отчете о бое командира 5-ой флотилии тральщиков корветтен-капитана Клюндер:

«10.28 (Время по Берлину – Авторы) в АС8464 последовал первый воздушный налет.

7 Ил-2, без истребительного прикрытия, атаковали конвой с востока. Атака с планирования, со средней высоты до бреющего, с похвальной храбростью. На подлете самолеты вели яростный обстрел из бортового вооружения. Сброс бомб с высоты 3-400 м на середину конвоя, на уровне парохода «Sivas». Серии бомб упали между I и II колоннами. Конвой открыл огонь внезапно и сразу, но отбить атаку был не в состоянии.

10.30   V-6110 смог сбить 1 Ил-2, UJ-1220, который находился поблизости, заявил о своем участии.

10.36   я видел по правому борту, с кормы, падающий Ил-2.

(Авт.-моторный тральщик) R-157 доложил, что он отчетливо видел в общей сложности 3 сбитых, в том числе один - кораблями охранения.

Я отправил р/гр КР 1033/18: «Воздушный налет в АС8464, сброс бомб, обстрел из бортового вооружения, 1 сбитый. Командир 5-й флотилии ТЩ»

После налета пароход «Arna» и UJ-1209 доложили, что у них по 1 тяжелораненому от обстрела бортовым вооружением. Врач получил от меня указание обработать раненых и пересел с R-157 на «Arna».

10.37   последовал 2-й налет 5 Ил-2 в том же квадрате. Самолеты приблизились на бреющем, ведя огонь из бортового вооружения и бросая легкие бомбы. Подлет с юга, через середину конвоя на запад, высота около 50 м. Конвой повреждений не получил.

Я отправил р/гр SSD к КР 1033/18:

1-й налет 7 Ил-2 бомбами и бортовым вооружением. 1 сбитый V-6110.

2-й налет 5 Ил-2 с обстрелом из бортового вооружения. Наблюдали 1 сбитый истребителями. На пароходе «Arna» 1 тяжелораненый. Командир 5-й флотилии ТЩ.

Утверждение, что последний сбитый принадлежит истребителям, видимо было получено не прямым наблюдением, и сбитый мог принадлежать батарее на берегу, так как воздушного боя никто не видел.

Тяжелораненый на UJ-1209 скончался во 2-й половине дня (обер-боцманмаат Хайерманн)».

Однако, как выяснилось позднее, сообщать, что «конвой повреждений не получил» было несколько оптимистично. Выяснилась следующая картина (из отчета командира конвоя):

«Пароход «Arna» доложил о 2 раненых (зенитчики),

Пароход «Moshill» - о 3 раненых (зенитчики),

Пароход «Sivas» - легкие повреждения от обстрела из бортового вооружения и осколков бомб,

Пароход «Sevre» - то же самое,

«Arna» - то же самое,

Танкер «Unkas» доложил, что на нем повреждена надувная лодка».

Отметим, что в рапорте лейтенанта В. М. Скопинцева записано: «Горящий транспорт с кормы». На рапорте от руки нарисована схема, при сопоставлении которой с немецкой схемой конвоя можно сделать вывод, что это пароход «Arna». Что касается пожара, то немецкие документы не всегда дают о них данные.


Рапорт лейтенанта В.М. Скопинцева 23 апреля 1944 года

Кроме пароходов раненые появились на охотнике за подво­дными лодками UJ‑1209: один моряк получил легкое ранение, но второй от ранений умер.

Немцы в своих документах писали, что штурмовики обстреляли из пушек и пулеме­тов зенитную батарею Вардё, но, увы, без ущерба. На батарее решили не оставаться в долгу и записали на счет батареи два сбитых советских штурмовика, что, впрочем, не подтвержда­ется советскими документами.

В ходе этой атаки погиб ведущий первой группы штурмовиков – заместитель командира эскадрильи капитан Илья Борисович Катунин и воздушный стрелок – сержант Андрей Михайлович Маркин.

В наградном листе на звание Героя Советского Союза капитана И.Б.Катунина сказано:

«За успешные и дерзкие действия на коммуникациях противника, приведшие к уничтожению его кораблей и транспортов и проявленные при этом мужество и героизм – достоин Представления к высшей награде звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (посмертно).

Ходатайствую о представлении к высшей награде званию ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (посмертно)».

Стал Героем Советского Союза и погибший вместе с пилотом воздушный стрелок – сержант А. М.Маркин.

Приведем цитату из рапорта пилота 46 ШАП младшего лейтенанта С.В. Бурмистрова:

«Наблюдал падение бомб капитана Катунина по борту правее на транспорт 2-3 тысячи тонн. Во время атаки капитан Катунин был подбит и с резким снижением с дымом и пламенем врезался в транспорт впереди идущий, 5-6 тысяч (Авт.-тонн). На отходе виден взрыв на этом транспорте».

Первыми из современных историков, кто разбирал обстоятельства гибели экипажа капитана И.Б. Катунина, были Р.И. Ларинцев и М.Э. Морозов. Они исходя из имевшихся на тот момент документов доказали, что самолет Катунина был сбит зенитным огнем и упал в 150 метрах от плавбазы «Weser».

Но за прошедшее время появились новые документы, проливающие свет на обстоятельства гибели капитана И.Б. Катунина. Выше было представлено немецкое донесение, а в архиве ВМФ в Гатчине были найдены рапорты лейтенанта В.М. Скопинцева и младшего лейтенанта С.В. Бурмистрова.


Рапорт младшего лейтенанта С.В.Бурмистрова 23 апреля 1944 года

Если исходить из схем, нарисованных летчиками, и сравнить с немецкой схемой конвоя, то самолет капитана И.Б. Катунина сбросил бомбы на транспорт «Sivas» (3832 брт), легко повредив его, и пытался таранить транспорт шедший перед «Arna», а это был «Knute Nelson» (5748 брт) или «Vale» (5981 брт). Последний, через год, в Пиллау отправят на дно штурмовики 11 ШАД ВВС КБФ.

У немцев в 11.30 (10.30 по Берлину) в данном районе заявили сбитый самолет сторожевой корабль V-6110 и охотник за подводными лодками UJ-1220.

Из документов 12 флотилии охотников за подводными лодками:

«В заявленный с V-6110 сбитый Ил-2 (Авт.-зенитчики) добились прямого попадания при подлете. Машина незадолго до падения подвергалась результативному обстрелу V-6110 и UJ-1220. Сбитый засчитан V-6110, а UJ-1220 засчитано участие в сбитом».

Зенитчики с  UJ-1220 написали в донесении: «Во время боя с самолетами 23 апреля 1944 я наблюдал в качестве командира 3,7-см орудия попадания моей пушки в хвостовое оперение вражеского самолета типа Ил-2, которые подлетал с правого борта. Вскоре после этого самолет рухнул примерно на корабельном пеленге 200°, где-то в 1200 м от нас в воду».

Взрыв, который видел младший лейтенант С.В. Бурмистров вполне мог быть перепутан с пуском с установки реактивных снарядов RAG с палуб транспорта, они оснащались подобными установками.


На снимке хорошо показано, как видит цель атакующий Ил-2. (показано для наглядности – на фотоконтроле изображена атака на другой конвой)

Гибель штурмовика И.Б. Катунина от огня плавбазы «Weser» вызывает большие сомнения, поскольку последняя находилась за хвостом конвоя и вела огонь из 20 мм пушек, то есть просто не могла достать до места гибели самолета. На всякий случай напомню, что в 11.36 (10.36 по Берлину) это же судно заявило «участие в сбитом», правда потерь вторая волна штурмовиков не имела вовсе.

Несмотря на повреждения все штурмовики, кроме самолета И.Б. Катунина смогли вернуться на свои аэродромы. От атак истребителей и зенитного огня ранения получили воздушные стрелки краснофлотцы Н.А. Григорьев и В.А. Вислов. Обратный путь оказался очень тяжелым, штурмовики и истребители сопровождения отражали атаки немецких истребителей. Раненый воздушный стрелок Н.А. Григорьев сумел сбить Ме-109, но основные усилия для отражения атак приложили истребители 20, 27 и 78 ИАП.

По две победы над Ме-109 штаб ВВС СФ засчитал пилотам 78-го и 27-го ИАП и две победы стрелкам 46-го ШАП. Свой счет побед увеличили лейтенанты А. П. Анучин и Б. Г. Ермилин из 27-го ИАП, капитан М. Н. Веревкин и младший лейтенант Комашко из 78-го ИАП, штурман лейтенант М.С. Ницак и воз­душный стрелок краснофлотец Н. А. Григорьев из 46 ШАП.

В настоящее время известно, что немцы потеряли в ходе утреннего боя Bf.109G‑6, W№ 412110, бортовой код «Белая 5», который пилотировал фельдфебель П. Роде из седь­мого отряда 5-й истребительной эскадры. Он упал в море. Еще один Bf.109G‑2, W№ 13473, бортовой код «Черная 5» под управлением унтер-офицера Г. Горгаса из восьмого отряда разбился при посадке на берегу. Оба немецких пилота погибли.

Немецкие пилоты в сумме записали себе аж 28 (!!!) побед, но фактически ВВС Северного флота потеряли в воздушном бою три «Киттихаука» 78-го ИАП. Пилоты двух машин, млад­шие лейтенанты Александр Иванович Зинченко и Вячеслав Петрович Ширяев, погибли. Младший лейтенант Николай Федорович Кожевников получил ранение, но после излечения вернулся обратно в полк. Все истребители 27-го ИАП и 20-го ИАП сумели вернуться на свои аэродромы.

В 10.35 с аэродрома Ваенга‑1 вылетели шесть торпедо­носцев «Бостон» (ведущий – гвардии капитан П.П. Гусев) из 9-го ГМТАП под прикрытием шестнадцати истребителей «Аэрокобра» (ведущий – майор А.Е. Тульский) из 255-го ИАП.


Ведущий группы торпедоносцев 9 –го ГМТАП Гвардии капитан П.П. Гусев и ведущий группы «Аэрокобр» 255-го ИАП майор А.Е. Тульский

Группа собралась и пошла по маршруту Ваенга-1 – Сеть - Наволок с обходом мористее 30-40 миль полуострова Рыбачий. Порт Вардё прошли мористее, в результате чего конвоя не увидели, группа пошла на Маккаур, и только по требованию ведущего группы истребителей развернулись, и на обратном пути, севернее Вардё, обнаружили конвой.


Схема атаки торпедоносцев 9 ГМТАП в 12.15 23 апреля 1944 года

В 12.15 при выходе из Буссе-сунда (севернее Вардё) А‑20 произвели атаку по конвою. Торпедоносцы атаковали конвой с носовых курсовых углов с правого борта. Один торпедоносец не сумел по техническим причинам сбросить торпеду, но у остальных пяти проблем не было. Эта атака была успешной, одна из торпеды попала в сторожевой корабль V‑6109.

Опять воспользуемся отчетом о бое командира 5-ой флотилии тральщиков корветтен-капитана Клюндера:

«11.16 последовала 3-я атака в (Авт.-квадрате) АС8453 силами 5-7 «бостонов III», прибывшими без истребительного прикрытия. Атака с бреющего, строем клина, с СВ-направления. Каждая машина сбросила примерно в 1000 м от конвоя по 2 торпеды. Сброс с носовых углов. Машины непосредственно рядом с внешним кольцом охранения отвернули на ЮВ.

11.17   один «бостон», полого спускаясь, рухнул примерно в 150-200 м от М-251. Хвостовое оперение некоторое время держалось на воде, потом утонуло. Успеха, по наблюдениям с М-251, добились UJ-1209 и V-6109. Все три корабля участвовали в сбитом, я это подтверждаю. V-5911 на завершающем совещании доложил, что он при этом налете видел 2 сбитых. К-1 и М-?(Авт.- неразборчиво) дополнительно доложили, что видели 2 «спитфайра».

11.18   V-6109 в точке 70°25,95' с.ш. - 30°55,5' в.д. получил попадание торпеды в носовую часть. Корабль сразу резко накренился на левый борт и угрожал перевернуться. В таком угрожающе накрененном состоянии корабль постоянно шел по кругу.

Командир корабля (Авт. – V-6109), обер-лейтенант цур Зее Ниманн, увидев опасность для корабля, приказал всем морякам покинуть его. Этот приказ был отдан до того, как носовая часть отломилась и корабль угрожал перевернуться. Спасательные шлюпки из-за крена спустить не смогли, сбросили только несколько плотов, до которых смогли добраться. Командир покинул корабль последним.

Я увидел плававших в воде моряков и сразу пошел на место происшествия на М-251, отдав приказ R-157 и М-154, у которых на борту были врачи, немедленно идти туда же.

Когда корабль (Авт. – V-6109) выпрямился (Авт. – после того как носовая часть отломилась) и остался стоять на месте, прошел V-6110 и получил приказ, взять его на буксир и при поддержке М-154 отвести в Вардё.

Между тем экипаж спасали из воды. По докладам, М-251 поднял 16 человек, в том числе командира и Ic (начальника разведотдела) авиакомандования «Арктика», майора Плате, М-154 - 5 чел., R-157 - 13 чел. и «Weser» – 1 чел….

13.40   спасенный R-157 обер-боцманмаат Майрер скончался».

Исходя из немецкой схемы конвоя и схемы атаки 9 ГМТАП можно сделать вывод, что торпедного попадания добился экипаж «Бостона» младшего лейтенант В.С. Гарбуза. В документах 9 ГМТАП написано, что он торпедировал шедший в голове правой колонны миноносец Т-1, но по каким-то причинам штаб ВВС СФ этот успех не засчитал. Попадание наблюдали как экипажи торпедоносцев, так и пилот «Киттихаука» 118 РАП.

К сожалению, экипаж младшего лейтенанта В.С. Гарбуза вряд ли даже увидел свой успех. Из аварийного акта на потерю самолета:

«При выходе в атаку по транспортам конвоя прямым попаданием снаряда ЗА был подожжен левый мотор. После сбрасывания торпеды по цели, самолет на первом развороте вправо, объятый пламенем упал в воду. Самолет затонул. Экипаж погиб».

Вместе с торпедоносцем погиб пилот – гвардии младший лейтенант Василий Сергеевич Гарбуз, штурман – гвардии младший лейтенант Терентий Михайлович Тимошенко, воздушный стрелок – радист гвардии старший сержант Николай Михайлович Вездень, воздушный стрелок - радист гвардии старший краснофлотец Николай Николаевич Строкалис.


Схема маршрутов полета на торпедный удар 23 апреля 1944 года

Немцы записали сбитый торпедоносец на совместный огонь тральщика М-251, охотника за подводными лодками UJ-1219 и сторожевого корабля V-6109.

Вторым потерянным в ходе этой атаки самолетом стала «Аэрокобра» 255 ИАП. Из аварийного акта на потерю самолета:

«В районе конвоя самолеты были обстреляны огнем ЗА. Самолет мл.лейт Чистова был подбит и в районе Сюльте-фиорд сел на воду».

Пилот – младший лейтенант Тимофей Федорович Чистов погиб.

При выходе торпедоносцев из атаки, младший лейтенант Д.И. Егоров из 255 ИАП сбил летающую лодку До-24, а штаб ВВС Северного флота ее ему засчитал.

Пока немцы брали на буксир и тащили в Вардё поврежденный сторожевой корабль, в 12.00 начальник штаба Северного флота отдал приказ готовиться к повторному удару по конвою.

В 13.50 последовал приказ командующего ВВС Северного флота на нанесение повторного удара по конвою. Для этого шесть штурмовиков 46-го (ведущий - капитан С.А. Гуляев) 46 ШАП перебазировались с Ваенги-2 на аэродром Пумманки, а в 14.55 были отправлены две демонстративные группы истребителей: одна, из четырех «Киттихауков», в район аэродро­ма Луостари, а вторая, из двух «Киттихауков», – в район Вайтолахти. По данным радиоразведки, эти группы сумели оттянуть на себя часть немецких истребителей.

В 14.40 с Ваенги‑1 взлетели шесть торпедоносцев Ил‑4 (ведущий – гвардии капитан К.Ф. Шкаруба) из 9-го ГМТАП под прикрытием двенадцати «Аэрокобр» из 255-го ИАП (веду­щий – капитан П.А. Рассадкин).


Ведущий группы Ил-4 гвардии капитан К.Ф. Шкаруба и ведущий группы «Аэрокобр» капитан П.А. Рассадкин (на фотографии в звании майора)

Собравшись над аэродромом, группа пошла на Конгс-фьорд.

В 15.40 начались атаки по конвою, но на сей раз удача была на стороне немцев. Все торпеды прошли мимо кораблей и судов конвоя. В отчете о бое командира 5-ой флотилии тральщиков корветтен-капитана Клюндера сказано:

«14.40 последовала 4-я атака с северного направления 5 торпедоносцев («Бостон III»), которые опять без прикрытия истребителями прибыли в кв. АС8413.

Все машины хорошо ложившимся огнем 10,5-см с М-251 были принуждены к преждевременному сбросу и отвороту. Наименьшее расстояние, измеренное дальномером, составило 80 гм. Конвой повреждений не получил».

В ходе атаки в районе конвоя была сбита зенитным огнем «Аэрокобра» 255-го ИАП. Ее пилот, краснофлотец Вениамин Степанович Курлаков, погиб. Из аварийного акта о потере самолета:

«В районе конвоя самолеты обстреляны огнем ЗА. Применяли противозенитный маневр. Самолет Курлакова подбит ЗА и от цели отошел с дымом после 10-12 мин загорелся и упал в море 30 км севернее Вардэ».

Продолжаем читать отчет командира 5 флотилии тральщиков:

«Когда об атаке стало известно, я дал на волне истребителей направление и высоту противника находившимся у конвоя истребителям.

Истребители для преследования запросили остановку оборонительного огня и сели на хвост русским».

Фактически при отходе от цели немецкие истребители атаковали группу торпедоносцев, но в завязавшемся воздушном бою смогли лишь повредить ″Аэрокобру″ младшего лейтенанта Л.А. Зайцева. Штаб ВВС Северного флота по итогам воздушного боя записал на боевой счет лейтенантов П.Д. Богданова и И.И. Российчука по одному сбитому Ме-109.

В 15.26 с аэродрома Пумманки взлетела группа из семи Ил‑2 (ведущий – капитан С.А. Гуляев) 46-го ШАП под прикрытием шести истребителей «Киттихаук» 78-го ИАП (ведущий – лейтенант В.Г. Митрофанов) и четы­рех Як‑9 20-го ИАП (ведущий – лейтенант Л.П. Лапин). Иногда встречается ошибочное мнение, что «Киттихауки» в этом вылете несли бомбы, но документы 6-й ИАД этого не подтверждают.


Ведущий штурмовиков 46 ШАП капитан С.А.Гуляев. (на фотографии в звании майора).

Группа не нашла конвой из-за того, что он ушел в зону плохой погоды, зато обнаружила М-154 и V-6110, буксиро­вавший поврежденный сторожевой корабль V‑6109 к берегу. В 15.45 с советских самолетов увидели небольшую группу немецких кораблей курсом на Вардё и атаковали их. Немецкие истребители, прятавшиеся в облаках и время от времени нападавшие на наши самолеты, не создали больших проблем атакующим штурмовикам.


Из рапорта капитана С.А. Гуляева 23 апреля 1944 года

Из донесения командира V-6110:

«В 14.42 сигнальщики доложили о многочисленных самолетах по левому борту. Я сразу объявил воздушную тревогу и выставил людей ко всем орудиям. Группа самолетов из 15 Ил-2 летела курсом примерно СЗ. Я навел на них все орудия, но пока не давал разрешения открыть огонь, чтобы самолеты нас не заметили, я считал, что они ищут конвой. В 14.43 огонь открыла зенитная батарея Вардё, а вскоре и М-154 из своего 10,5-см орудия. Уже после первых залпов вся группа повернула на левый борт и с севера начала свою атаки на корабли. Теперь и мой корабль вел огонь. К этому моменту М-154 был довольно далеко впереди по левому борту. Большая часть самолетов, примерно 10-12 Ил-2, вышли в атаку бомбами и бортовым вооружением на 6109 и 6110. Буксирный конец не вытравливали. Атака последовала примерно с кормового ракурса буксирного каравана. Первая серия бомб сразу позади 6109, что отчетливо наблюдалось. Все остальные сброшенные бомбы упали в непосредственной близости от V-6109 и 6110. Несмотря на яростный обстрел из бортового вооружения и взрывы бомб, прислуга отражала атаку из всех стволов. Отказов и выходов из строя при этом не было. В 14.45 Орудия стоп!

V-6109 сильно накренился. Видимо, находившаяся под очень сильным напряжением переборка машинного (Авт.-отделения) сломалась от упавших в самой близи бомб. В 14.50 корабль лег на левый борт и очень быстро утонул. Буксирный конец обрубили. Посадить его на мель уже не было никакой возможности.

Место гибели 70°24,9' с.ш. - 31°06' в.д. Были выловлены дрейфовавшие предметы. В 15.25 V-6110 вошел в Вардё. М-154 ушел вперед, чтобы сдать раненых и погибших с 6109».

Немецкие корабли стреляли метко, в результате был сбит зенитным огнем «Киттихаук» 78 ИАП, который пилотировал младший лей­тенант Борис Гаврилович Федуракин. Из аварийного акта о потере самолета:

«Экипажи отходили противозенитным маневром. На отходе корабли открыли заградительный огонь. На дистанции 4–6 км, попав в зону заградительного зенитного огня был сбит прямым попаданием снаряда».

Пилот погиб вместе с самолетом.

Второй потерей от зенитного огня немцев стал штурмовик 46 ШАП. Из аварийного акта о потере самолета:

«Самолет был подбит над целью огнем ЗА тянул на малой скорости до аэродрома Пумманки, где сел на воду, самолет затонул экипаж спасся. Причина – поврежден мотор зенитным огнем над целью».

В данном случае экипажу самолета повезло, его в составе пилота - лейтенант Е.М. Гусева и воздушного стрелка – краснофлотца Л.В. Обуха спасли из воды с помощью шлюпки.

К сожалению, помимо самолета Е.М. Гусева был потерян еще один штурмовик. Из аварийного акта о потере самолета:

«По показаниям экипажей самолет был подбит по выходу из атаки истребителем противника ФВ-190 и с левым креном в 7-8 км от цели упал в воду».

Вместе самолетом погиб и его экипаж, пилот - младший лейтенант Игорь Иванович Ровдо и воздушный стрелок - краснофлотец Александр Петрович Скороходов. По донесением, большинства экипажей этот самолет сбит зенитным огнем, но официальное мнение таково…

Как бы то ни было, пилоты 46 ШАП потопили свой первый боевой корабль. Выяснить, кто из них добился успеха, не удалось. Командование ВВС СФ в Оперативной сводке №114 Штаба ВВС СФ на 20.00 23.04.44 записало про данную атаку следующее:

«В 15.45 нанесли бомбо-штурмовой удар по отставшему ТР под охраной – 1 М, 2 СКР и 2 СКА, в районе ПЕРС-фиорда. В результате удара: Потоплен -1 СКА, повреждены 1 М и 1 СКР».

Советским торпедоносцам и штурмовикам противостояли истребители восьмого отряда 5-й истребительной эскадры, в сумме заявившие десять побед, но, как видим, фактически сумевшие сбить один и повредить второй советский самолет. С враже­ской стороны жертвой этого боя стал Bf.109G‑2, W№ 13727, бортовой код «Черная 12», из восьмого отряда. Раненый пи­лот, унтер-офицер К.-Х. Витт, смог сесть на вынужденную посадку около Лиинахамари, но самолет был разбит.

Итогом боя с конвоем стало потопление сторожевого корабля V-6109, вместе с которым погибло 17 моряков (13 на корабле и 4 умерли впоследствии), легкие повреждения пароходов «Arna», «Moshill», «Sivas» «Sevre», «Unkas», охотника за подводными лодками UJ-1209. Помимо личного состава с V-6109 на других кораблях один моряк погиб и шесть получили ранения. Всего немцы потеряли не менее 20 человек убитыми (включая двух пилотов) и семи ранеными (включая как минимум одного пилота).

По данным бельгийского историка Эрику Момбееку пилоты 5-й истребительной эскадры, сражавши­еся над конвоем в тот день, записали на свой счет 39 побед. Однако технический офицер третьей группы вряд ли разделял их радость: согласно документам 5-й истребительной эскадры, в тот день помимо двух потерянных в утренних боях Bf.109 еще два «Месстершмитта» (включая машину Карла Витта) сели на вынужденную и еще три Bf.109 получили повреждения неизвестной тяжести, не позволявшие им совершать боевые вылеты. Помимо этого, еще три Bf.109 потерпели аварию при взлете. Советским пилотам и воздушным стрелкам было записано за день семь побед над Bf.109.

В более новой работе   немецкий историк Йохан Прин, дает следующую картину воздушных боев 23 апреля 1944 года. Немцы в утреннем бою заявили 27 побед, после обеда еще 11, всего 38. Собственные потери составили два (Bf.109G-6 W№412110 и Bf.109G-2 W№13473) истребителя, которые были потеряны в воздушном бою, еще три Bf.109 совершили вынужденные посадки на своей территории, причем как минимум один Bf.109G-2 W№13727 поврежден на 100 процентов, то есть списан, какие повреждения получили два остальных – неясно. Погибли два пилота, еще один получил ранение и двое не пострадали.

Потери ВВС СФ составили 10 самолетов, из них 4 в воздушном бою, погибло 8 пилотов и пять членов экипажей самолетов. Но впервые штурмовикам удалось потопить вражеский корабль из состава крупного конвоя. Это был успех, особенно если вспомнить сражение с конвоем месяц назад, 17 марта….

Поделиться
Комментарии
Сергей Удалов
14.03.2023 12:03:40
Да уж, цена успеха неслабая. Был ли смысл такими скромными силами пытаться атаковать такой вооруженный конвой? Нам сейчас уже не понять такой расточительности ...
Алексей Кручинин
06.04.2023 07:49:44
В ходе атаки в районе конвоя была сбита зенитным огнем «Аэрокобра» 255-го ИАП. Ее пилот, краснофлотец Вениамин Степанович Курлаков, погиб. Из аварийного акта о потере самолета:
у этого абзаца форматирование неправильное.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.