Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть первая

Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть первая

Зима 1943-1944 гг. прошла в Заполярье без групповых атак советской авиации на конвои противника. Короткий световой день и плохая погода сводила все попытки организации такого удара на нет.

Только в марте, когда светлое время суток по длительности достигло несколько часов, стали возможными большие (по меркам Заполярья) операции. Удары были нанесены 3, 4 и 13 марта - все без результата, с небольшими потерями в людях на немецких кораблях. С советской стороны тоже потери были не очень велики, кроме разве что 3-го числа. Однако, в последнем мартовском бою кровь с обеих сторон пролилась гораздо обильнее.

Но разведка доложила точно…

На войне, а особенно в морских боях, многое начинается с того момента, когда разведчики обнаруживают противника. Очередной бой ВВС СФ с немецким конвоем не стал исключением. Занавес над развернувшейся драмой поднял рядовой полет самолета - разведчика 118-го РАП.

17 марта 1944 года в 7.11 на разведку секторов 2а и 2б вылетел «Бостон» №12. Почти через два часа, в 9.00 он передал радиограмму:

«Кунгс-фиорд 3 тртр 2 тщ 4 мм 8 скр 2 ска погода хорошая».

Через две минуты командир 118-го РАП приказал донести о месте, курсе и скорости конвоя, на что в 9.13 был получен ответ:

«Кунгс-фиорд курс 110 ход 10».
Обнаруженный самолетом-разведчиком конвой, имевший обозначение Rp.110.Ki, вышел из Ло-фьорда 16 марта 1944 года и следовал в Киркенес. В его состав входила канонерская лодка К-3, тральщики М-364, M-272, M-273, M-306, сторожевые корабли V-5911, V-5912, V-5914, V-6110, NKI-11, охотники за подводными лодками UJ-1206, UJ-1207, UJ-1208, UJ-1219, NH-03, NH-06, пароходы Больтенхоф» (Boltenhof, 3307 брт), «Севре» (Sevre, 4585 брт), «Кнуте Нельсон» (Knute Nelson, 5748 брт), танкеры «Алгол» (Algol, 972 брт) и «Бинц» (Binz, 715 брт), а также буксир «Арнгаст» (Arngast, 729 брт).

С кораблей заметили разведчик, а немецкая служба радиоразведки смогла перехватить переданное с него сообщение.

Из журнала боевых действий (KTB) 12-й флотилии охотников за подводными лодками (далее 12-й флотилии):

«06.30 1 «бостон»-разведчик замечен на севере».(Время берлинское – прим. ред.)
Если у командора конвоя и оставались какие-либо иллюзии относительно спокойного перехода, то они рассеялись. Стало ясно - воздушные атаки неизбежны. Постоянно над конвоем патрулировало два истребителя «Мессершмитт» Bf-109, но к ним на помощь всегда могли подтянуться дополнительные истребители из состава III./JG5.

В 09:10 данные об обнаружении конвоя были переданы в части. Одновременно командиру 118-го РАП подполковнику Николаю Германовичу Павлову было передано приказание о ведении непрерывного наблюдения за конвоем. В 09:26 к конвою устремился "Киттихаук" №11.

Тем временем, в штабе ВВС СФ кипела работа. Уже к 09:20 был разработан план для атаки конвоя. Решение командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта Александра Харитоновича Андреева сводилось к следующему: тремя группами, под прикрытием истребительной авиации, нанести удар по конвою на переходе Хамнингберг – Вардё.

Первый удар должна была нанести группа истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук», которой после атаки предстояло отвлечь на себя и измотать истребительную авиацию противника, тем самым облегчая задачу последующим ударным группам. Через 30 минут удар наносят штурмовики, подавляя ПВО конвоя и отвлекая часть зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, находящейся в районе конвоя, обеспечивая атаку низких торпедоносцев, которые выходят на боевой курс через 3-5 минут после штурмовиков. Повторный удар планировалось нанести на переходе между Вардё и Киркенесом.

После принятия решения Командующим ВВС, начальник штаба по прямому телефону в 09:20 передал предварительные распоряжения частям.


Схема ударов ВВС Северного флота по конвою Rp.110.Ki — вверху первая серия вылетов, ниже вторая

Командиру 6-й ИАД был отдан приказ в 11:50 нанести бомбовый удар по конвою 12-ю самолетами "Киттихаук" в варианте бомбардировщиков, которые должна прикрывать шестерка «Аэрокобр». Ещё шесть «Киттихауков» перелетали с аэродрома Кильдин на аэродром Пумманки для сопровождения штурмовиков Ил-2.

Командиру 46-го ШАП – нанести в 12:28 - 12:30 с аэродрома Пумманки бомбоштурмовой удар по конвою 8-ю Ил-2. Прикрывать штурмовики должны были шесть «Киттихауков» 27-го ИАП и восьмерка «Яков» 20 ИАП.

Командиру 5-й МТАД – четырьмя "Бостонами", под прикрытием восьми "Аэрокобр", нанести торпедный удар. Время удара 12.30-12.35.

После посадки всем было приказано готовиться к повторному вылету.

Тем временем в 118-м РАП готовили самолеты-разведчики для фиксации результатов удара. Из документов 118-го РАП:

«09.32 Приказание из ВВС (штаба ВВС - прим. авторов): держать в готовности 2 Киттихаука и Спитфаер для фиксирования удара.

10.00 ВВС СФ наносят комбинированный удар по конвою противника I удар в 11-50 Хавинсберг (?) Киттихаук. II удар в 12-28 Ил-2 на выходе к Вардэ, III удар в 12-30 торпедоносцы; произвести фотосьемку.

I сьемку до удара, II во время удара Киттихаук, III во время удара Ил-2, IV – во время удара торпедоносцев, V – после удара торпедоносцев через десять (10 м) минут».

Выполняя приказание Командующего, на аэродром Пумманки c аэродрома Ваенга-2 перелетели три Ил-2, а с аэродрома Кильдин шесть "Киттихаук". Остальные группы вылетали с основных аэродромов. Организацию и вылет с аэродрома Пумманки возглавлял начальник штаба 46-го ШАП майор А.Н. Климов.

Пока командование ВВС СФ организовывало удар по конвою самолеты - разведчики 118-го РАП не выпускали его из вида. В 10.13 взлетел "Киттихаук" №10, а в 10.17 вернулся обнаруживший конвой "Бостон" №12. В 10:50 от пилота «Киттихаук» №11 младшего лейтенанта Александра Васильевича Быстрова поступила радиограмма:

«В 10-16 Кунс-фиорд конвой противника 27 единиц Курс-90°».
Из его же донесения следовало, что скорость конвоя меньше, чем предполагалось ранее и истребителям-бомбардировщикам не хватит дальности для нанесения удара. Исходя из новых данных разведчиков, командующий ВВС СФ в 11:05 отдает приказ о переносе времени удара на полчаса позже: истребителям-бомбардировщикам — в 12:20, штурмовикам — в 12:58–13:00, торпедоносцам — в 13:00–13:05.


Летчик 118-РАП Александр Васильевич Быстров (курсантское фото)

Тем временем пилоты 118-го РАП продолжалась следить за перемещением конвоя. Из документов полка:

«10-52 Взлет самолета Спитфаер №6 на фотографирование конвоя до удара и после удара.

11-05 (приказ из штаба ВВС СФ – прим. авторов) Операция по нанесению удара по конвою переносится на 30 минут.

11-07 Посадка самолета Киттихаук №11

11-26 РДО от самолета Спитфаер №6 погода в районе цели Ясно

11-44 Посадка самолета Киттихаук №10

12-06 Взлет самолета Спитфаер №2 на фотографирование конвоя до удара и после удара».

Без встреч с самолетами противника не обошлось: в районе конвоя "Киттихаук" №11младшего лейтенанта Быстрова был атакован немецкими истребителями, но пилоту удалось уйти из-под атак.

Немного опережая события, скажем, что первая попытка атаковать конвой была предпринята из-под воды. В 11.46 подводная лодка М-105 выпустила две торпеды, но они в цель не попали. Немецкие корабли и гидросамолеты сбросили на подводную лодку глубинные бомбы, но это не помешало ей благополучно вернуться на базу.

Первый раунд

Вылеты на боевое задание начались согласно разработанному плану. В 11:35 с аэродрома Ваенга-2 взлетела шестерка «Аэрокобр» 2-го ГКАП СФ (ведущий - гвардии майор Дмитрий Федорович Маренко). На подходе к аэродрому Кильдин в воздухе их уже ожидала группа их подопечных, – 12 истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» 27-го ИАП СФ (ведущий - майор Александр Яковлевич Дижевский), несших по паре ФАБ-100 каждый.


Командир 2-го ГКАП СФ Дмитрий Федорович Маренко и командир 27-го ИАП СФ Александр Яковлевич Дижевский

Построившись над аэродромом в 11:47 отряд лег на курс. Маршрут: Цып-Наволок - Вайтолахти - 20 км мористее Вардё - цель. До Вайтолахти группа шла на бреющем, пройдя 15-20 км от Вайтолахти самолеты начали набирать высоту и у цели поднялись до 3000 м. Обнаружив конвой, в 12:20 группа произвела атаку. Вот как она описана в документах 6 ИАД:

«В 12.20-12.25 истребители-бомбардировщики увидели в районе Хавнингсберг конвой противника в составе 3 ТР, 4 ММ, 8-10 ТЩ. В 12.25 группа наших самолетов, сделав заход со стороны солнца, нанесла бомбовый удар по транспортам противника, сбросив 24 ФАБ-100 с пикирования. Удар наносился четверками, против хода конвоя, пикируя с высоты 3000-2500 метров до 600-1100 метров. Высота сбрасывания бомб 800-1500 метров».

Каким образом атаку истребителей-бомбардировщиков видели с немецких кораблей, дает представление ЖБД канонерской лодки К-3:

«Конвой находился в кв. АС8428 и шел курсом 133° (истинный), когда в 10.32 последовал налет 11 русских бомбардировщиков и истребителей. Предупреждение пришло на волне истребителей, так что обе вахты заняли посты и воздушную тревогу успели объявить. Вражеские самолеты атаковали трижды со стороны солнца, сбрасывая свои бомбы, которые вздымали фонтаны воды в опасной близости от пароходов и кораблей охранения, пролетали внутрь строя и, применяя бортовое вооружение, улетели в СВ направлении... Бортовые зенитки судов применялись ограниченно, так как налет проводился слишком высоко со стороны солнца».
После атаки немецкие корабли отчитались: потерь и повреждений нет. Не было их и у группы советских самолетов, наносивших удар по конвою. Патрулировавшие над ним два «Мессершмитта» Bf 109 и поплавковый «Хейнкель» He 115 боя не приняли и ушли под защиту зенитных орудий своих кораблей. Можно сказать, что первый раунд был сыгран в ничью.

Как мы видим, атака истребителей-бомбардировщиков оказалась без результатной, но самое неприятное заключалось в другом – задача отвлечения истребителей противника выполнена не была. Кроме указанных выше самолетов, в воздухе никого больше не было и отвлекать попросту было некого. Из документов штаба ВВС Северного Флота:

"12 «Киттихауков», нанося удар по конвою противника за полчаса до подхода ударных групп, не смогли отвлечь на себя и измотать истребители противника. Это могло произойти по двум основным причинам: или противник опоздал с вылетом, или он разгадал замысел".
Взлет самолётов «Киттихаук» ВВС Северного флота

С другой стороны, атака «Киттихауков, разворошила «осиное гнездо», и в район прохождения конвоя вылетела усиленная группа немецких истребителей, которая как раз прибыла к подходу торпедоносцев и штурмовиков. Бельгийский историк Эрик Момбеек описал их действия так:

"Также и в Петсамо с 08.30 снова царила суматоха. Старты на прикрытие приходящего конвоя следовали один за другим. Все шло относительно спокойно до 09.45, когда было доложено о подлете большого советского отряда. Была объявлена боевая тревога, и все боеготовые машины в Петсамо стартовали в большой спешке. Все, кроме одной, «Черной 5» фельдфебеля Вернера Хакенйоса из 8./JG 5, которая потерпела катастрофу".

Потеряв один истребитель при взлете, немецкие истребители устремились на помощь конвою. К моменту их подхода "Киттихауки" благополучно улетели, но пилоты «Мессершмитов» обнаружили новую цель – подходящие торпедоносцы.

«Бостоны» над конвоем

Группа торпедоносцев состояла из четырех "Бостонов" 9-го ГМТАП (ведущий - гвардии капитан Леонид Иванович Марков) и восьми истребителей "Аэрокобра" 255-го ИАП (ведущий - капитан Петр Алексеевич Рассадкин). Самолеты взлетели в 12.00 с аэродрома Ваенга-1. Взлет и сбор группы над аэродромом прошел организованно. Маршрут полета: Сеть-Наволок – 10-20 км мористее полуострова Рыбачий – Вардё – цель.

В 12.55 в районе Перс-фьорда группа обнаружила конвой, и ведущий группы капитан, подал команду:

«Атака! Ударной группе [истребителей] выйти вперед, атаковать самолеты противника!»
Судя по имеющимся документам, ведущий группы истребителей капитан Рассадкин предлагал капитану Маркову дождаться штурмовиков. В документах штаба ВВС СФ есть такая запись:

«При имевшейся возможности нанести удар непосредственно за «Илами», т.к. «Илы» на подходе к цели были в видимости торпедоносцев, и командир истребителей предлагал капитану Маркову сманеврировать и пропустить группу «Илов», командир торпедоносцев не сделал этого, чем привлек на себя всех истребителей противника».
Схема действия «Бостонов»-торпедоносцев и «Аэрокобр» прикрытия.

Но что произошло, то произошло, тем более приказы не обсуждают, и капитан Рассадкин дает команду:

«Группе непосредственного прикрытия остаться с торпедоносцами».
Сам он во главе четверки с набором высоты стал выдвигаться вперед. Оглянувшись назад, и заметив позади торпедоносцев группу истребителей противника в составе двух четверок «Мессершитов», Рассадкин по радио предупреждает об этом Маркина, и развернувшись на них вступает в бой. Торпедоносцы с группой непосредственного прикрытия продолжали идти к конвою.

Разгоревшийся в 15 – 20 км от конвоя воздушный бой с восемью немецкими продолжался около 10 минут, с 12.55 до 13.05, на высоте от 200 метров до бреющего. Капитан Рассадкин удачно атаковал один Bf-109 сзади снизу и сбил его – «Мессершмитт» упал в воду. Лейтенанту Александру Филатовичу Власову на левом вираже удалось сбить еще один Bf-109, но в это время был сбит его ведомый младший лейтенант Николай Гордеевич Цибизов, к которому противник подошел с хвоста. Власов сам был связан воздушным боем и не успел прийти на выручку.


Рассадкин Петр Алексеевич и Цибизов Николай Гордеевич

Если группа капитана Рассадкина сумела связать боем часть немецких истребителей, то группа, которая должна была прикрывать торпедоносцы, со своей задачей не справилась. После ухода ударной группы, "Аэрокобры" непосредственного прикрытия пошла дальше на цель вместе с торпедоносцами. На левом фланге у торпедоносцев находились майор Николай Герасимович Чертов и старший лейтенант Владимир Александрович Бурматов, на правом – старший лейтенант Федор Елизарович Самарков и младший лейтенант Михаил Семенович Васин. На подходе к конвою группу прикрытия связали боем истребители противника.

Пару майора Черткова и старшего лейтенанта Бурматова сзади атаковала тройка Bf-109. «Аэрокобры» встали в левый вираж, противник повторил маневр. Тогда майор Чертков переложил самолет из левого виража в правый, и в этот момент его ведомый, преследуемый противником, потерял из виду своего командира. Старшему лейтенанту Бурматову после четырех левых виражей удалось уйти из под атаки. Командир 255-го ИАП майор Чертов Николай Герасимович из боевого вылета не вернулся... Пару старшего лейтенанта Самаркова и младшего лейтенанта Васина атаковала и связала боем другая четверка «Мессершмиттов», и когда им удалось отбиться, то торпедоносцев уже в районе цели не было.


Чертов Николай Герасимович, Бурматов Владимир Александрович, Самарков Федор Елизарович и Васин Михаил Семенович

Оставшиеся без прикрытия торпедоносцы, не дойдя до конвоя 10-15 км, были атакованы «Мессершмиттами» с задней полусферы. Крайний слева «Бостон» был сбит и упал в воду, второй при входе в зону артогня от прямого попадания снаряда с отбитым хвостом перевернулся на спину и упал в воду, третий слева с подбитым мотором и чёрным дымом потянул на цель.

Вот как атака на конвой описана в немецких документах. Из рапорта лейтенанта цур зее Зигфрида Ульриха, командира тральщика M-306:

«…Истинный курс 90°. Конвой атаковали пять торпедоносцев типа «Бостон». Их смогли заметить уже на дистанции примерно 150 гм (15 км). М-306 шёл в качестве противолодочного охранения курсом 180° со скоростью 14 узлов. Я велел немедленно поворачивать на торпедоносцы и, чтобы дать возможность стрелять 10,5-см орудию, пошёл курсом 50°.

Когда вражеские машины атаковали Bf 109, те находились ещё за пределами радиуса стрельбы орудий. Самая правая машина рухнула горящей после того, как аварийно сбросила свою торпеду. Между тем, остальные вошли в пределы досягаемости 10,5-см орудия, и я дал разрешение открыть огонь, после чего он немедленно был открыт. Первые облачка разрывов легли близко к цели и над ней, части плоскостей полетели в стороны, и оба мотора сильно задымили. Машина немедленно рухнула.

Незадолго до М-306 огонь открыл шедший позади него V-5912, его облачка разрывов тоже ложились в действенной близи от «Бостона». После того, как в 10:59 вражеская машина упала, и после того, как мы увернулись от торпедных дорожек, я велел идти курсом 140°, чтобы действенно поучаствовать в борьбе с Ил-2 с помощью 10,5-см орудия».

Атакующий «Бостон». На фотографии видно на какой высоте приходилось действовать "низким" торпедоносцам.

Военная удача была явно на стороне немцев. Но пилоты торпедоносцев были мужественными людьми, и они продолжали атаку даже после потери двух самолетов. На одном из двух оставшихся «Бостонов» горел двигатель, но им удалось дойти до конвоя и сбросить торпеды, от которых немецким кораблям удалось уклониться. Долгое время считалось, что торпедоносцам в ходе атаки удалось потопить немецкий сторожевой корабль. Из рапорта капитана В.В. Александрова, пилота 118-го РАП:

"Доношу, что 17.03.44 при разведке результатов удара по конвою в 12.59 наблюдал потопление левого переднего корабля охранения, шедшего во внешнем ряду. Над ним поднялся столб воды, затем, когда столб воды осел на поверхности воды корабля не было стоял лишь столб дыма".

Изучение немецких документов, к сожалению, показало куда более печальную картину. Из журнала UJ-1206, того самого левого переднего корабля охранения:

«11:15 (по Берлину – прим. авторов), квадрат 8429. Прошли пылающие останки сбитого «Бостона».
Ни один торпедоносец из группы гвардии капитана Маркова не вернулся на свой аэродром. Этот боевой вылет стал последним для четырех экипажей 9-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка:


.

Истребители сопровождения 255-го ИАП потеряли в воздушном бою две "Аэрокобры". Из боевого вылета не вернулись командир 255-го ИАП майор Чертов Николай Герасимович и младший лейтенант Цибизов Николай Гордеевич. Капитану Рассадкину и лейтенанту Власову командование ВВС СФ засчитало два сбитых «Мессершмитта».

Командование ВВС СФ провело расследование причин гибели группы торпедоносцев и в отчетах указало следующее:

«Торпедоносцы время удара не выдержали (должны были удар наносить в 13.00-13.05, нанесли в 12.58). Ведущий торпедоносцев твердо зная, что штурмовики, с большим истребительным прикрытием наносят удар раньше его на 2-5 минут не сманеврировал и не пропустил их вперед, вышел в атаку раньше. Кроме того не оценив обстановку выслал вперед ударную группу истребителей, чем поставил себя под удар истребителям противника и вызвал на торпедоносцев огонь всей ЗА конвоя.

Благодаря плохой осмотрительности истребителей "Аэрокобра", самолеты противника были обнаружены поздно, что явилось одной из основных причин потери двух торпедоносцев и двух "Аэрокобр".

 Несмотря на то, что в 10.11 на КП 5 МТАД было передано приказание Командующего ВВС "торпедоносцам идти мористее Вардэ с заходом на цель с запада – это указание осталось не выполненным. Торпедоносцы вышли прямо на Вардэ и с ходу произвели атаку.»

Трагедию группы торпедоносцев наблюдал младший лейтенант И.С. Михайлов, пилот истребителя 20-го ИАП:

«Наблюдал падение 2-х самолетов «Бостон», сбитых зенитным огнем. Падение одного в 2-х км севернее каравана и другого в непосредственной близости. Кроме того наблюдал падение и посадку на воду еще 6 самолетов, от 1 до 3-4 км севернее каравана, типы самолетов кроме 1-го Ме-109 не опознал».
Слово за штурмовиками

Группа 46 ШАП в составе семи Ил-2 (ведущий капитан Александр Николаевич Синицын) в 12:40 поднялась с аэродрома Пумманки. Для непосредственного прикрытия было выделено пять «Киттихауков» 27 ИАП СФ (старший лейтенант Михаил Иванович Бойченко). Восемь «Яков» (шесть Як-9 и два Як-1) 20 ИАП СФ ((старший лейтенант Василий Васильевич Нужин) входили в «группу боя».


Оружейники готовят к вылету штурмовики 46-го ШАП, подвешивая под них бомбы и реактивные снаряды

Взяв курс мористее Вардё, группа шла до цели с набором высоты. Бой ей пришлось принять задолго до того, как штурмовики увидели конвой... В 20-25 км северо-западнее Вайтолахти, «яки» 20-го ИАП были атакована сверху сзади 6-8 «Мессершмиттами». В результате атаки был сбит самолет Як-9, ведомого замыкающей пары младшего лейтенанта А.В. Васильцова. Его ведущий лейтенант И.З. Щербак горкой ушел вверх в облака, где вел воздушный бой и тоже был сбит, упал в море в видимости постов. Ведущий пары Bf-109, сбивший младшего лейтенанта Васильцова, был сам атакован и сбит старшим лейтенантом Нужиным и упал в море в 25-30 км северо-восточнее Вайтолахти.

Одновременно в завязавшемся здесь воздушном бою с 5-6 «Мессершмитами», пилоты "Яков" младший лейтенант В.П. Гончаров и лейтенант И.П. Кужанов заявили по одному Bf-109 каждый. Немецкий истребитель, сбитый младшим лейтенантом Гончаровым, упал в 20 км юго-восточнее Вардё, а лейтенантом Кужановым в 2-3 км северо-западнее конвоя. Тем не менее часть немецких истребителей упорно пыталась прорваться к штурмовикам и за дело пришлось взяться истребителям "Киттихаук" непосредственного прикрытия.

На подходе к цели (восточнее 8-10 км) лейтенант А.П. Анучин с ведомым младшим лейтенантом П.М. Демиковым сзади сверху были атакованы двумя Bf-109 на высоте 800 м. Демиков, парируя атаку, левым скольжением резко ушел под ведущего, одновременно заметил снизу спереди истребитель противника, пытавшийся зайти в хвост штурмовику. С дистанции 100-20 м под ракурсом 2/4 сверху сзади выпустил одну длинную пулеметную очередь. «Мессершмитт» с переворотом, имея след белого дыма, врезался в воду в 2-3 км северо-восточнее каравана. Однако и "Киттихаук" Демикова получил повреждения в ходе воздушного боя, а сам он был ранен в руку и ногу. Несмотря на ранение, летчик сумел на бреющем полете вернулся на свой аэродром на острове Кильдин. После посадки выяснилось, что младший лейтенант Демиков получил два легких осколочных ранения в правую ногу и левую руку, а на самолете насчитали 17 пробоин.


Схема действий «Киттихауков» 27-го ИАП при сопровождении штурмовиков

Потеряв из вида своего ведомого лейтенант Анучин, обнаружил левее по фронту идущий со снижением «Мессершмитт». Развернувшись и зайдя в хвост, Анучин атаковал противника с дистанции 20-200 м под ракурсом 0/4 сзади. После двух длинных пулеметных очередей, самолет Bf-109, резко снизившись, произвел посадку на воду в 3-5 км от каравана. Набрав высоту 400 м, Анучин на встречных курсах атаковал идущего в лоб FW-190. Не видя штурмовиков, на повышенной скорости змейкой он стал отходить на свою территорию и в итоге произвел посадку на свой аэродром.

Несмотря на потери и повреждения истребителей прикрытия, штурмовики дошли до конвоя. В 13.00-13.01, пикируя с 1000 до 300 м, штурмовики нанесли бомбоштурмовой удар по конвою в районе Перс-фьорда. Заход штурмовиков был со стороны солнца, что осложнило ведение зенитного огня с немецких кораблей. Два "Киттихаука", пилотируемые лейтенантом В.К. Ващенко с ведомым младшим лейтенантом К.Н. Чередниченко, прикрывая штурмовиков на пикировании и при выходе из атаки, отбивали атаки четырех Bf-109.

В некоторых документах 46-го ШАП встречалось упоминание, что изначально штаб ВВС СФ считал атаку этой группы штурмовиков безрезультатной, но в итоге занес на счет полка повреждение транспорта в 10000 тонн. Насчет транспорта штаб ВВС СФ не ошибся: повреждения от пушечно-пулеметного огня и осколков бомб получил пароход «Кнуте Нельсон» («Knute Nelson») (5748 брт), на котором  один член экипажа был тяжело ранен. Исходя из документов 46-го ШАП можно сделать вывод, что пароход был атакован ведущим группы капитаном А.Н. Синицыным. Впрочем, остальные пилоты штурмовиков, а также присоединившийся к ним пилот "Киттихаука" старший лейтенант Бойченко явно продемонстрировали, что стрелять они умели лучше, чем бомбить.


Ведущий группы штурмовиков 46-го ШАП Александр Николаевич Синицын (на фото в звании майора) и ведущий группы «Киттихауков» 27-го ИАП Михаил Иванович Бойченко

Атака одного из штурмовиков на канонерскую лодку К-3 отображена в немецких документах:

«Один Ил-2 повернул на К.3 и обстрелял ее из своего бортового вооружения. Всем зениткам удалось открыть огонь по этому вражескому самолету, подлетевшему к кораблям на 100 м. Наблюдались многочисленные попадания, следствием чего стало падение самолета примерно в 1000 м от К.3».
Донесение у немцев написано красивое, но штурмовики потерь не понесли...

На огонь штурмовиков отнес свои потери командир 9-й флотилии тральщиков:

"Новый налет многочисленных бомбардировщиков под истребительным прикрытием с 250°. ... Немедленно открытый оборонительный огонь из всех зениток не дал бомбить прицельно. ... Рассеянный отряд атаковал конвой пушечно-пулеметным огнем. На М-306 1 тяжело, 2 легкораненых. М-364 - 2 легкораненых".
Ранее считалось, что раненные появились на немецких тральщиках от огня торпедоносцев, но командир М-306 в своем рапорте прямо говорит, что раненные появились от огня штурмовиков, а М-364 шел ближе к хвосту конвоя и вряд ли попал под огонь пулеметов "Бостонов" атаковавших голову конвоя. Видимо там, где не хватило огня штурмовиков, добавили свои же товарищи по оружию. Из журнала охотника за подводными лодками UJ-1208:

"Самолет приблизился к кораблю до 500 м и затем улетел на восток. Во время отлета (10.59) расчет 8,8-см орудия доложил о раненых. Немедленно была оказана помощь пострадавшим номерам расчета причем выяснилось, что:

1. Обер-гефрайтер Шуберт убит деревянным осколком в затылок.

2. Гефрайтер Летциг - 9 осколочных ранений в спину и ягодицы.

3. Обер-гефрайтер Мюллер - осколочные ранения в правую руку и правое бедро.

4. Боцманмаат Штихнот - осколочные ранения и царапины правого бедра.

Характер ранений позволяет предположить, что все ранения нанесены обстрелом своих кораблей охранения, во время пролета Ил-2 мимо корабля".

Тем временем штурмовики стали выходить из атаки. Немецкие истребители пытались преследовать, но нигде успехов не достигли. Пилоты «Яков» и "Киттихауков" отбили все атаки на штурмовики, и довели их до аэродрома Пумманки, где сел также "Киттихаук" старшего лейтенанта Бойченко, поврежденный зенитным огнем при штурмовке конвоя.


Штурмовик Ил-2 выходит из атаки на немецкий морской конвой

Решающую роль в отражении атак на обратном пути сыграла пара "Яков" из 20-го ИАП. Во время атаки штурмовиков по конвою, младшие лейтенанты И.С. Михайлов и Н.В. Россошанский атаковали пару немецких противолодочных гидросамолетов, патрулировавших над конвоем, но безуспешно. При отходе от цели, в 5-6 км северо-восточнее Перс-фьорда, Михайлов обнаружил ниже себя один «Мессершмитт», пытавшийся атаковать самолет "Киттихаук", и со своей парой атаковал его. Подойдя сверху и сзади на дистанцию 100-70 метров и под ракурсом 0/4 - 1/4 открыл огонь, продолжая его до дистанции 30-40 метров. Самолет противника перевернулся и упал в море в 8-9 км северо-восточнее Перс-фьорда. На выходе из атаки в хвост «яка» Михайлова зашел второй Bf-109, но это своевременно обнаружил его ведомый младший лейтенант Россошанский, и атаковал его сверху сзади с дистанции 80-20 м под ракурсом 1/4 - 2/4 длинными очередями из всех огневых точек. Самолет противника вошел в пикирование и упал в воду в 10-15 км северо-восточнее конвоя.

Как видно из вышеописанного, все атаки немецких истребителей на обратном пути были отбиты и больше группа штурмовиков потерь не понесла. По результатам вылета штурмовиков и группы их прикрытия было потеряно два Як-9 20-го ИАП СФ. Пилоты обоих истребителей – лейтенант Щербак Иван Захарович и младший лейтенант Васильцов Александр Викторович (В некоторых документах встречается отчество Дмитриевич – прим. авторов), погибли. Ни одного штурмовика и самолета их непосредственного прикрытия сбито не было, но три Ил-2 и один «Киттихаук» получили повреждения от зенитного огня, устранённые впоследствии силами механиков.

Пилотам истребителей, прикрывавшим группу штурмовиков, штаб ВВС СФ засчитал семь сбитых немецких самолетов. По одному «Мессершмитту» пошли на боевой счет старшего лейтенанта Нужина, лейтенантов Анучина и Кужанова, младших лейтенантов Демикова, Гончарова, Россошанского и Михайлова.

Бой над конвоем с советскими самолетами вели двенадцать Bf-109G из состава штабного звена группы III/JG5, а также отрядов 8/JG5 и 9/JG5. Их пилоты заявили, что сбили 16 советских самолетов. На самом деле ими были сбиты минимум пять самолетов: «Бостон», два Як-9 и две «Аэрокобры». На остальные три торпедоносца могли претендовать как истребители, так и корабельные зенитчики. По имеющимся на данный момент данным, немцы потеряли один «Мессершмитт» Bf 109G из 8./JG 5, разбившийся при вынужденной посадке на остров Скогеррё, его пилот обер-фельдфебель Йозеф Кунц (Josef Kunz) уцелел.

Тем временем, 118-й РАП продолжал отслеживать перемещение каравана. В 12:51 взлетел самолет «Киттихаук» №11, в 13:55 и 14:02 сели «Спитфайры» №2 и №6, привезшие данные об атаке конвоя, в 13.57 взлетел очередной «Киттихаук» №10, а через полчаса сел «Киттихаук» №11.

На основании полученных данных от разведчиков, штаб ВВС Северного Флота готовил новую атаку на конвой…

Продолжение 


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT в сокращенном варианте. На нашем сайте публикуется авторский вариант. (Прим. редакции).


Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть первая

Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть вторая

Поделиться
Комментарии
sherl13131@gmail.com
20.12.2022 22:01:20
Спасибо!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.