Сергей Патянин. Первая конвойная битва
05 мая 2025
Вторая половина 1941 года характеризовалась обострением борьбы на коммуникациях, питающих североафриканскую группировку стран «Оси». Обеспокоенные успехами Роммеля англичане сосредоточили свои усилия на том, чтобы перерезать итальянские линии снабжения, что, в свою очередь, заставило итальянцев бросить все силы на их защиту. Накал борьбы на Средиземном море стал таким, что указанный период в итальянской исторической литературе называется не иначе как «Первая битва конвоев».
Сергей Патянин. Блокада Тобрука
29 апреля 2025
242 дня длилась блокада Тобрука. Все это время британский Средиземноморский флот, невзирая на тяжелые потери, прилагал усилия по снабжению осажденного гарнизона. Этой самоотверженной деятельности посвящена очередная лекция.
22 апреля 2025
Итак, в начале декабря 1940 года. для торпедной авиации флота наступили трудные дни. На фоне грозящего торпедного голода пришел запрет на использование авиаторпед в принципе. Хотя морское начальство пыталось бороться и даже совершать вылеты в обход запрета в самом конце ноября, генерал-лейтенант Брух (F.d.Luft) получил совершенно однозначный приказ своего непосредственного начальника – Геринга: с торпедами вылеты запрещены. Руководство Кригсмарине пыталось кулуарно выяснить, для начала, хотя бы причину запрета, и вскоре она обнаружилась. Люфтваффе наконец-то захотели иметь собственные торпедоносцы, для чего был отдан приказ о переформировании в первую такую группу II./KG 26.
Сергей Патянин. Средиземноморское интермеццо
22 апреля 2025
С окончанием Критской кампании британский флот, понеся серьезные потери, не мог более активно действовать в Центральном Средиземноморье, однако и итальянский флот не мог контролировать данный район и обеспечить безопасность своих коммуникаций, что послужило причиной появления на театре сил германского флота. В данной лекции освещается обстановка на Средиземном море во второй половине 1941 года, стоящие перед сторонами задачи и состав сил, а также рассказывается о боевых действиях в Западном Средиземноморье.
Сергей Патянин. Итальянский авианосец: история создания. Часть 2
14 апреля 2025
Во второй части лекции рассказ пойдет о проектах, в основной своей массе дошедших до стадии воплощения в металле, включая авианосцы «Аквила» и «Спарвиеро», строительство которых велось в годы Второй мировой войны, однако так и не завершилось.
Последняя осень Не.115: Норвегия
09 апреля 2025
Вернувшись назад во времени, рассмотрим, как действовали основную часть осени 1940 г. гидросамолеты-торпедоносцы из Норвегии. На этот период приходятся их основные успехи, при том, что после попадания в плен гауптманна Бергеманна 16 сентября 1940 года они понесли только одну безвозвратную потерю в вылетах с торпедами.
Возможно, «шок» потери командира отряда как-то потряс 3./506. Точных сведений, что там происходило в Ставангере в эти дни, нет. Следует помнить, что ситуация со всеми видами снабжения и обслуживания в Норвегии всегда была напряженной, так что в отряде 14 сентября имелось всего восемь самолетов, из них только шесть боеготовых, и шесть экипажей к ним. Соответственно 16-го их стало меньше как минимум на один самолет. Сколько из пять боеготовых экипажей были обучены торпедометанию – неизвестно.
Последняя осень Не.115: Германия
04 апреля 2025
Как мы увидели в прошлой части повествования, у немецкой морской торпедоносной авиации к осени 1940 г. наметились два четко разграниченных центра, из которых она вела боевые действия: Германия и Норвегия. Условия, в которых они летали, в значительной степени различались. Если на давно существующих базах в южной части Северного моря существовала развитая инфраструктура, прежде всего ремонтная, то там не было проблем с логистикой – в Норвегии все было наоборот. Тактика применения Не-115 тоже различалась в некоторой степени, хотя и не радикально. Более «богатые» в смысле материальной части отряды с германских баз могли позволить себе отправить чуть больше самолетов и даже использовать вместе с торпедоносцами дополнительные силы бомбардировщиков. Операционные районы также различались, что неудивительно.
Сергей Патянин. Кампания в Восточной Африке (1940-1941 гг.). Часть 2
04 февраля 2025
Вторая часть лекции о Восточноафриканской кампании охватывает период с августа 1940 по февраль 1941 года. В ней рассказывается о захвате итальянскими войсками Британского Сомали, движении британских конвоев в Красном море и попытках итальянцев им противодействовать, самом крупном морском сражении на театре (в ночь на 21 октября 1940 г.), переходе сил Британского Содружества в наступление из Судана и Кении и начале освобождения Сомали.
Сергей Патянин. Кампания в Восточной Африке (1940-1941 гг.). Часть 1
28 января 2025
Кампанию в Восточной Африке можно назвать наименее освещенной составной частью Второй мировой войны в Европе и бассейне Средиземного моря. В первой части лекции освещаются обстановка на театре военных действий, силы и планы сторон, географические и климатические условия, в которых им пришлось воевать, а также рассказывается о действиях подводных лодок и авиации на начальном этапе кампании.
Сергей Патянин. Итальянские торпедоносцы. Часть 4
22 января 2025
Четвертая часть лекции посвящена боевому применению итальянских торпедоносцев на завершающем этапе Второй мировой войны, начиная с июля 1943 года. В ней рассказывается о попытках противодействия высадке союзников на Сицилии и деятельности торпедоносной авиации Итальянской Социальной Республики, сражавшихся на стороне гитлеровской Германии в 1944-1945 гг., а также делаются выводы и говорится о послевоенной судьбе отдельных пилотов.