19 февраля 2025
1615
В статье «Смерть в обмен за смерть» было рассказано о таране «Мессершмитта» 13 июля 1941 года над аэродромом Сольцы пилотом 38-го ИАП старшим лейтенантом Аристотелем Кавторадзе, который за этот подвиг представлялся к званию Герой Советского Союза посмертно, но по невыясненным причинам заслуженной награды не получил. Причём и высокое командование узнало о таране буквально в тот же день, и командир полка майор Б.А.Сиднев написал о таране в статье «Мастера воздушных боев», напечатанной в газете «Сталинский сокол» 10 сентября 1942 года, однако «Золотая звезда» так и не досталась герою, что не может не огорчать.
В статье Сиднева были рассказы и про боевые достижения других лётчиков полка, особенно интересен вот этот эпизод:
«Восемь самолетов из этого количества сбило подразделение лейтенанта Лобача под водительством своего энергичного командира. Лейтенант Лобач дает блестящие примеры личной храбрости и умелого командования своей эскадрильей. Патрулируя над аэродромом вместе с лейтенантом Гуляевым, Георгий Лобач отбил налет на аэродром девятки «Мессершмиттов-110». Он заметил, что ведущий немецкой девятки, завидев аэродром, стал перестраивать свой строй в пеленг. Сам фашистский вожак приготовился пикировать первым. Тогда Лобач вместе с Гуляевым ударили на него и лобовой атакой сбили. Фашист врезался вблизи аэродрома в землю. Увидев гибель своего главаря, немецкие летчики мгновенно рассыпались. За время войны выяснилось, что, как правило, немецкие самолеты всячески избегают воздушных боев. Большинство фашистских летчиков не уверено в себе вследствие неподготовленности к ведению индивидуального воздушного боя. Поэтому надо смело идти на бой с превосходящими силами. Атаковав и сбив ведущего главаря шайки, наверняка обратите в бегство его летный состав. Мы сбивали фашистские машины именно в воздухе. Пятьдесят два самолета – сверх того, что нами уничтожено на аэродромах. Наши машины маневренны, страшны для врагов. Главное – навязать им бой, и тогда уже дело решают мастерство и храбрость личного состава. Майор Б. Сиднев. Действующая армия. (Северо-Западное направление)».
Журнал боевых действий 38-го ИАП, базировавшегося на момент описанного боя в Старой Руссе, подтверждает сведения из статьи:
«12.45 - 13.05 5 И-153, 1 И-16 отражали налёт противника в количестве 9 МЕ-110 на аэродром Ст.Русса и Ивановская, в результате воздушного боя в районе аэродромов сбито 3 МЕ-110. Лейтенантом ГУЛЯЕВЫМ, лейтенантом ЛОБАЧ, лейтенантом БАЛЮК. Во время налета на земле ранен в голову лейтенант ЖУКОВ. Сгорели на аэродроме Ивановская от пулеметного и пушечного огня 2 И-153, и 1 У-2, 1 И-153 сильно поврежден. В воздушном бою ранен в ноги и руки лейтенант НАУМОВ, 2 самолета И-153 и 1 И-16 получили повреждения.»
Интересно, что в рукописном ЖБД 4-й САД идентичен весь текст за исключением количества сбитых Ме-110, коих указано только два, а победителями записаны Гуляев и Балюк. Но это нюансы, а вот то, что советским лётчикам удалось не только отразить атаку немецких тяжелых истребителей, но ещё и сбить ведущего немецкой группы, который упал вблизи аэродрома - это серьёзная победа. «Церштореры», как называли немцы Bf110, с первого дня войны прекрасно показали себя не только как штурмовики при атаках советских аэродромов, но как истребители в воздушных боях.
Но что об этом можно узнать в документах противника? А документы противника свидетельствуют в пользу рассказа майора Сиднева – из записей в сводках ГКЛ известно, что из боевого вылета в тот день не вернулся «Мессершмитт-110», которым управлял командир I группы 26-й эскадры тяжелых истребителей гауптман Хорст Лерманн (Hptm. Horst Lehrmann). Причём в документе описана чёткая причина и место гибели: Bf110E-1 заводской №4091 бортовой код 3U+AB сбит советским истребителем над аэродромом Старая Русса, Лерманн и его бортрадист ефрейтор Вернер Ниггелинг (Gefr. Werner Niggeling) пропали без вести. Кроме того, аварийную посадку на аэродроме Псков произвёл ещё одни самолёт группы, подбитый в воздушном бою. Несмотря на то, что повреждения Bf110E-1 №3872 оценили в 40%, восстанавливать его, вероятно, не стали.
Но как же нам определить в каком вылете потерян самолёт командира немецкой группы, и кто из трёх указанных советских пилотов виновник победы? В отсутствии оперативных документов 26-й эскадры сделать это довольно сложно. Из опубликованных источников нам может помочь книга Яна Аллана (Ian Allan) – «Messerschmitt Bf110 at War». Однако в ней есть краткие сведения только о 247 вылетах самолётов 5-го штаффеля II группы ZG26 в 1940–1941 годах. Да, 18 июля 1941 года действительно зафиксирована штурмовка двух советских аэродромов в районе Старой Руссы самолётами 5/ZG26 (вылет в 12:55, с аэродрома Псков), но это подразделение не имело потерь. Казалось бы, всё тупик, но тут на выручку подоспели смежные исследования – отработка протоколов допросов членов экипажей Люфтваффе, попавших в плен в 1941 году. И среди отобранных документов, на удачу, нашелся допрос того самого бортрадиста ефрейтора Вернера Ниггелинга, который был ранен, но смог покинуть самолёт на парашюте, попытался скрыться, однако на следующий день был взят в плен. 19 июля Ниггелинг дал весьма подробные показания, в том числе и по последнему вылету. Их самолёт стартовал ведущим восьмерки Bf110 около 12:00 по московскому времени с аэродрома Псков, целью атаки были советские самолёты в воздухе и на аэродромах в районе Старой Руссы. Около 13:00 в воздушном бою «Мессершмитт» был сбит советским истребителем, а гауптман Лерманн был убит ещё в воздухе. Таким образом, у нас есть точное подтверждение того, что Bf110 Хорста Лерманна был сбит в воздушном бою с истребителями 38-го ИАП.
Осталось разобраться, кто именно сбил Лерманна. Начнем с состава группы. Лейтенант Г.Л. Лобач – а именно он, судя по всему, был ведущим советской группы - командир 4-й эскадрильи. Это подразделение было признанно лучшим в полку по итогам июльских боёв. Лейтенант С.Ф. Гуляев, летчик 4-й эскадрильи, ветеран советско-финляндской войны, награжденный медалью «За отвагу». А вот будущий Герой Советского Союза лейтенант И.Ф. Балюк был пилотом 3-й эскадрильи.
Накануне, утром 17 июля это подразделение перелетело на оперативный аэродром Ивановское и вечером, после напряженной боевой работы, исправные самолёты вернулись в Старую Руссу. Но были и неисправные машины, пилоты которых ждали окончания ремонта. Одним из них был лейтенант Балюк. 18 июля он поднял свой истребитель в воздух и при подлёте к аэродрому Старая Русса в одиночку вступил в бой с «Мессершмиттами-110», штурмовавшими аэродром полка.
Один немецкий самолёт он сбил, ещё один заставил ретироваться. В наградном листе обстоятельства немного отличаются, якобы Балюк прилетел с задания, но в ответ на начатую штурмовку взлетел и вступил в бой, с тем же удачным результатом.
Победа лейтенантам Лобачу и Гуляеву в наградных обозначена как групповая и подробности в описаниях отсутствуют. Однако учитывая всё выше сказанное и то, что бой проходил над аэродромом, наиболее вероятно, что сбили Bf110 гауптмана Хорста Лерманна и ефрейтора Вернера Ниггелинга в групповом бою пилоты 4-й эскадрильи 38-го ИАП. А конкретно лейтенант Гуляев, которому ассистировал комэска Лобач. Ещё одну машину они вполне могли повредить. Лейтенант Балюк, возможно, вел бой с истребителями 5-го штаффеля ZG26, однако нельзя и исключать, что это именно он тяжело повредил Bf 110E-1 №3872. Версия, что он сбил самолёт Лерманна, пожалуй, самая маловероятная.
По итогам летних боёв 1941 года командование 4-й САД представило Георгия Лобача к званию Герой Советского Союза, однако 11 февраля 1942 года он был награжден орденом Ленина. Представления лейтенантов Балюка и Гуляева соответственно на ордена Ленина и Красного знамени понизили до орденов Красного знамени и Красной звезды. Это особенно обидно, потому что Георгий Лукьянович Лобач уже имел в своём активе подвиг, совершив который вполне мог рассчитывать на присвоение высокого звания ещё в 1940 году.
Эпизод произошёл буквально за пару дней до окончания советско-финляндской войны. 11 марта 1940 года огнем зенитной артиллерии был подбит И-153 №7275, пилоту которого, военкому 4-й эскадрильи 38-го полка политруку Н.И. Выдащенко удалось совершить вынужденную посадку на лед Финского залива.
Ведущий группы, а им был Георгий Лобач, приземлился рядом, взят на борт сбитого товарища, благополучно взлетел и вернулся на аэродром. Самолёт, к сожалению, уничтожен не был и впоследствии финны его эвакуировали и ввели в строй. По некоторым данным, за этот подвиг Георгий Лукьянович Лобач представлялся к званию Герой Советского Союза, но получил орден Боевого Красного Знамени.
На следующий день, то есть 12 марта 1940-го, аналогичный случай произошёл с пилотом 5-й эскадрильи полка лейтенантом М.А. Добровым, который вынужденно сел на лёд из-за отказа мотора. Причём при попытке его спасти И-153 лейтенанта Г.И. Ромашкова на пробеге скапотировал, пилот получил тяжелое ранение. В итоге Доброву пришлось уходить в сторону эстонского берега волоча раненного Ромашкова на распущенном парашюте. Оба И-153 № 6776 и № 6795 достались финнам.
Про лётчиков не забыли. В ходе проведенной спасательной операции их обнаружили и вывезли, приземлившись на лёд на своих «Чайках» опытные лётчики – командир 15-го ИАП майор В.Л. Бобрик и капитан И.Н. Шаров. Все они, включая спасенных, получили за свои подвиги ордена Боевого Красного Знамени, хотя, как минимум Бобрик и Шаров вполне были достойны более высоких наград, да и Ромашков, наверное, тоже заслужил поощрение посерьёзнее за свою попытку спасти Доброва.
В истории полка это были не последние примеры спасения лётчиков, оказавшихся в ходе боевых действий на территории противника. 12 июля 1941 года, в воздушном бою был подбит самолет командира 3-й эскадрильи капитана В.Д. Гришина, при вынужденной посадке И-153 №7394 потерпел аварию, а пилот получил ранения. Виновниками этого были опытный ас, командир 4./JG54 оберлейтенант Ханс Филипп (Oblt. Hans Philipp) и его ведомый фельдфебель Курт Ольсен (Fw. Kurt Olsen), в статье о таране Аристотеля Кавторадзе, эти заявки немецких пилотов были отмечены как не подтвержденные, но как теперь выяснилось, один И-153 им, к сожалению, действительно удалось сбить. Положение Василия Дмитриевича было не завидным, он был на территории уже занятой противником и самостоятельно передвигаться не мог, но на выручку пришёл заместитель командира полка Василий Григорьевич Каштанов. Капитан Каштанов и старший лейтенант А.И.Илларионов вылетели на самолёте У-2, нашли площадку, на которой разбился самолёт Гришина, успешно приземлились, нашли раненного пилота и эвакуировали его.
Ну и, наверное, не стоит уже удивляется, что представленный к званию Герой Советского Союза капитан Каштанов был удостоен только ордена Боевого Красного Знамени, а старший лейтенант Илларионов вообще не получил никакой награды.
Интересно, что в полку был и лётчик, который повторил подвиг Аристотеля Кавторадзе. 22 августа в воздушном бою над переправами через реку Ловать в районе Рамушево, в лобовой атаке таранил «Мессершмитт» пилот 3-й эскадрильи лейтенант Александр Березин. Противник подтверждает этот эпизод, согласно немецким данным в районе (Kalitschkina, Kalitkino, 5 km südwestl.) советским истребителем сбит новейший Bf109F-4 №7161 из состава 5-го штаффеля II группы JG53, пилот которого унтер-офицер Хайнрих Шойхенпфлюг (Uffz. Heinrich Scheuchenpflug), погиб. К сожалению, и «Чайка» №8179 также не пережила лобового столкновения с «Мессершмиттом», а отважный советский лётчик погиб. Для командования II/JG53 это была весьма чувствительная потеря, ведь группа буквально 18 августа вернулась на фронт, перелетев на аэродром Сольцы из Восточной Пруссии, где получала 40 новеньких Bf109F-4. Казалось, располагая самолётами с отличными лётными данными пилоты группы смогут резко нарастить свои личные счета и «аннигилируют» советскую авиационную группировку в районе Новгорода – Старой Руссы, но кроме одной «Чайки», уничтоженной ценой потери Bf109F-4 и лётчика, никаких успехов достичь не удалось вплоть до перебазирования 24 августа на аэродром Спасская Полисть, а очередные победы удалось одержать только 25 августа, действуя уже против авиации Северного фронта. И опять же, как и в случае с Аристотелем Кавторадзе, подвиг остался неотмеченным ни званием «Герой Советского Союза», никакой-то другой наградой, имя героя почти на четверть века было предано забвению. И только в 1965 году, к двадцатилетию Победы, Военный совет ВВС возбудил ходатайство о награждении Александра Яковлевича Березина орденом Отечественной войны I степени посмертно, а соответствующий указ был подписан только в 1968 году.
По какой причине высшее командование частично понизило статус наград личного состава 38-го ИАП, а частично вообще проигнорировало представления командования полка, неизвестно, и скорее всего установить причину подобного решения не получится. Это еще удивительнее на фоне того, что полк в числе первых трёх на Северо-Западном фронте был представлен к почетному наименованию гвардейский, которое и получил в мае 1942 года став 21-м ГИАП. Командир полка майор Сиднев ещё летом 1941 года был выдвинут на должность командира 6-й САД, впоследствии он был удостоен звания Герой Советского Союза, войну закончил командиром корпуса, а после войны командовал воздушной армией и дослужился до звания генерал-полковник авиации.
Так сложилось, что почти все вышеуказанные пилоты, которые вывозили своих однополчан с территории противника, погибли в боях. Капитан Каштанов - 21 августа 1941 года, майор Лобач – 30 октября 1942 года, капитан Илларионов – 15 января 1944 года. Война не пощадила и пилотов 15-го ИАП. Подполковник Шаров не вернулся из боевого вылета 26 июня 1944 года, ну а полковник Бобрик войну пережил, но вернуться из Германии ему было не суждено: он погиб в катастрофе истребителя Як-3 20 мая 1946 года.
«Золотые звезды» не нашли большинство героев 38-го ИАП, совершивших описанные боевые подвиги. Однако и погибшие при совершении таранов и садившиеся на территории врага лётчики имели высокие представления о воинском долге и не только выполняли боевые приказы, но и готовы были пожертвовать своими жизнями ради спасения товарищей. Они достойны вечно жить в памяти благодарных потомков.