Подборка материалов по автору

Михаил Тимин

Ложка меда в бочке дегтя

23 июня 2024

Михаил Тимин

Действия советской истребительной авиации 22 июня 1941 года нельзя назвать успешными. Скованные сначала запретами атаковать противника, а затем попавшие под удары на аэродромах, советские лётчики действовали малыми группами и зачастую гибли, не успев нанести врагу сколь-нибудь ощутимого урона. Но были среди «сталинских соколов» и те, кто смог отличиться даже в этих тяжёлых условиях. Особенно примечательно выглядит на фоне всех ВВС Красной армии история авиаполка, сумевшего проявить себя в первый день войны именно как подразделение — 67-го ИАП Одесского военного округа.



«Чайки» и «Бисы» в небе над Измаилом

22 июня 2024

Михаил Тимин

Утром 22 июня 1941 года от Балтики до Чёрного моря вспыхнули многочисленные воздушные сражения лётчиков люфтваффе и их союзников против Военно-воздушных сил РККА и ВМФ. Сейчас чрезвычайно трудно определить, кому из советских армейских лётчиков принадлежит первая победа ВВС Красной армии. Большинство же подробностей боя, в котором свой первый вражеский самолёт сбили флотские истребители, удалось установить по свидетельствам его участников с обеих сторон — лётчиков Королевских ВВС Румынии и советской 96-й истребительной эскадрильи ВВС Дунайской военной флотилии.


Фото и судьба Сталинского сокола

18 июня 2024

Михаил Тимин

Довольно много лет назад, в начале 2000-х годов в книге Михаила Маслова, посвященной истории истребителя И-16, среди многочисленных фотографий мне запомнился снимок молодого лётчика, буквально олицетворяющего образ «Сталинского сокола». Пилот позировал фотографу в кабине И-16 тип 5, перекинув ногу через борт и устремив взгляд ввысь, а руками опираясь на фонарь и гаргрот машины. Подпись гласила: старший лейтенант Лысенко, Белорусский военный округ (БВО), декабрь 1939 года. В то время ещё не работали электронные сервисы «Память народа», «Подвиг народа» и ОБД «Мемориал», поэтому установить личность и судьбу лётчика казалось невозможным...

Живые и мёртвые в небе над Бобруйском

08 июня 2024

Михаил Тимин

30 июня 1941 года немецкие истребители уничтожили группу тяжёлых советских бомбардировщиков ТБ-3 в ходе воздушного сражения в небе над Бобруйском. Свидетелем этой трагедии стал писатель Константин Симонов, который впоследствии перенёс этот эпизод в свой знаменитый роман «Живые и мёртвые». главный герой романа политрук Синцов, прообразом которого был сам Симонов, в районе Бобруйска становится очевидцем воздушного боя. Шестёрка самолётов, вылетевших на бомбардировку переправ через Березину без прикрытия истребителями, выполняет задание, но при этом погибает почти в полном составе, а Синцов и его спутники подбирают и доставляют в госпиталь нескольких спасшихся на парашюте лётчиков.

Насколько достоверно описана трагедия в романе и как всё было на самом деле? Этот бой действительно произошёл 30 июня 1941 года. Самолёты ТБ-3 из 3-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка (ТБАП), вылетевшие на бомбёжку переправ через Березину, были атакованы «мессершмиттами» из 8./JG 51 и понесли тяжёлые потери.

Если бы в бой шли одни «старики»…

02 июня 2024

Михаил Тимин

Воздушное сражение над Бобруйском в конце июня – начале июля 1941 года известно немногим. Несмотря на свои довольно серьёзные масштабы (ВВС Западного фронта, поддержанные дальнебомбардировочной авиацией, сражались против 2-го авиакорпуса люфтваффе), эти события не нашли отражения ни в каких исторических исследованиях.

Боевой дебют советского пикировщика

21 мая 2024

Михаил Тимин

Мнение о том, что бомбардировщик А. А. Архангельского Ар-2 мало чем отличается от своего собрата СБ, давно укоренилось среди любителей истории отечественной авиации — принято считать, что его боевое применение на начальном этапе Великой Отечественной войны было столь же неудачным. Слова же «советский пикирующий бомбардировщик» вызывают устойчивые ассоциации с «Петляковым» Пе-2, и зачастую только с ним. Однако документы говорят о том, что там, где Ар-2 был достаточно хорошо освоен, он применялся удачно, и применялся удачно именно в качестве пикировщика…

Таран лейтенанта Книжника и «Брюстер», который не хотел умирать

19 мая 2024

Михаил Тимин

Ранее на сайте была опубликована статья автора о лобовом таране в воздушном бою 12 августа 1941 года, в котором столкнулись два истребителя: советский И-15бис командира 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитана Митрофана Краснолуцкого и финский MS.406 старшины Йормы Норола из эскадрильи 1/LeLv 28. Тогда оба лётчика сумели благополучно вернуться на свои аэродромы и вместе с самолётами попали в объектив фотоаппаратов. Интересно, что подобный случай в деталях повторился через полгода: вновь над озёрами Карелии произошло столкновение между советским и финским самолётами, и вновь обе машины вернулись на свои аэродромы.

Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»

10 мая 2024

Михаил Тимин

Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми совершенными на тот момент военно-воздушными силами мира — люфтваффе. Эффективно противостоять немцам в воздухе было невероятно сложно, и в безвыходных ситуациях советские лётчики уже в первых боях применили «запрещённый приём», тараня самолёты врага. Два первых по хронологии тарана совершили Иван Иванов и Дмитрий Кокорев. За ними последовали ещё три, выполненные в первый день войны Леонидом Бутелиным, Петром Рябцевым и Анатолием Азаренковым.

Дмитрий Кокорев – герой 22 июня 1941 года

02 мая 2024

Михаил Тимин

Тема воздушных таранов первого дня Великой Отечественной войны неоднократно затрагивалась в работах историков как в последние годы, так и ранее, начиная с результатов поисков знаменитого исследователя истории обороны Брестской крепости С. С. Смирнова, опубликованных ещё в семидесятые годы (и, кстати, довольно хорошо соответствующих документам). Необходимо отметить, что за редким исключением эти исследования носили скорее характер художественных публикаций или воспоминаний участников событий, что не могло не повлиять на степень их исторической достоверности. В итоге в девяностых годах прошлого столетия в научно-публицистической литературе усилиями различных авторов сложилось совершенно фантастическое представление о количестве воздушных таранов, выполненных советскими пилотами в первый день войны.

«Бить танки противника до полного их уничтожения…»

19 апреля 2024

Михаил Тимин

Мы уже публиковали материал о попытке ВВС КА разгромить авангарды 3-й танковой группы вермахта, прорвавшиеся в район Вильнюса 25 июня 1941 года. Всего полки ВВС Западного фронта и дальней авиации выполнили тогда за сутки 194 боевых вылета. Из-за недооценки сил противника — а 3-я танковая группа насчитывала около 130 000 человек, более 1000 танков и броневиков и тысячи автомобилей — не только разгромить, но и задержать немцев такими усилиями не удалось. События в воздухе, разыгравшиеся на следующий день восточнее, на подступах к Минску, оказались гораздо более масштабными.

Новости 1 - 10 из 39
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все