Боевое крещение идеальных фрегатов

07 мая 2025

Сергей Махов

0

1405

Боевое крещение идеальных фрегатов

Инцидент с кораблем Его Величества «Литтл Бельт».

Началось все 1 мая 1811 года, когда 38-пушечный английский фрегат «Герьер» (Guerriere) недалеко от Сэнди Хук (Нью-Джерси) остановил бомбардирский кэч US Navy «Спитфайр» (вооружение – одна 13-дюймовая мортира и две длинные 9-фунтовые пушки). Следует отметить, что в литературе этот кэч часто называют бригом, но брига с таким названием в US Navy не было.

Остановил по самой простой причине – на «Герьер» был некомплект команды, и его командир, кэптен Джеймс Дейкрес, решил пополнить экипаж, остановив любое судно. Национальность корабля или судна его не очень-то и интересовала. Правда, узнав, что корабль американский, Дейкрес решил не связываться с янки и отпустил его подобру-поздорову.

Тем не менее, американцы всполошились, и решили послать в крейсерство у Сэнди Хук 44-пушечный хамфрисовский фрегат «Президент» и 16-пушечный бриг «Аргус» для защиты своего судоходства, а также для поисков и «наказания» фрегата Его Величества «Герьер». Командир «Президента» коммандер Джон «Джонни» Роджерс имел большой боевой опыт, в качестве второго лейтенанта на борту «Констелейшн» участвовал в бою с «Инсургентом», в 1805-м гонял пиратов на Средиземном море. Узнав об инциденте со «Спитфайром», Роджерс, не долго раздумывая, решил преподнести англичанам наглядный урок, чтобы навсегда отбить охоту останавливать суда и корабли под американским флагом. Случай подвернулся утром 16 мая – примерно в 10.15 были обнаружены паруса какого-то судна на северо-востоке. Оба корабля потребовали поднять свой флаг, и оба же обоюдно проигнорировали запрос друг друга. Каждый ждал, что первым ответит его визави. «Президент» пустился в погоню за неизвестным судном и к вечеру смог нагнать его.

Преследуемым оказался британский 20-пушечный шлюп «Литтл Бельт», имевший на вооружении две 9-фунтовые длинные пушки и восемнадцать 32-фунтовых карронады. Недолго думая корабли после сближения, открыли друг по другу огонь. Сам Роджерс описывал это следующим образом:

«Президент» лег в дрейф на правом галсе и примерно в 80 ярдах от своего противника вновь поднял флажный сигнал: «Что за корабль?». Не дождавшись ответа, я разрядил в противника пушки левого борта. Еще раз был дан сигнал: «Что за корабль?», далее я обрезал нос противнику и дал полный залп с правого борта. Британский корабль по мере сил пытался отвечать, но его огонь был слаб и после двух моих залпов практически прекратился. Через полчаса у британца осталась целой лишь фок-мачта, потери в экипаже составили 11 человек убитыми и 21 – ранеными. У «Президента» был легко ранен только юнга».


Сражение фрегата «Президент» с британским шлюпом «Литтл Бельт». (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Little_belt_affair.jpg)

После того, как «Литтл Бельт» поднял свой флаг на уцелевшей мачте, и поприветствовал американца – Роджерс заявился на борт шлюпа и начал выяснять отношения с командиром британского корабля Бингхэмом. Бингхэм спросил, чем вызвано нападение американского корабля на британский шлюп. Роджерс ответил, что англичане отказывались от идентификации, и он принял их корабль за пиратский. В ответ кэптен Его Величества сказал, что Роджерс так же отказывался поднять флаг и идентифицировать судно. Ведь 44-пушечные фрегаты есть не только у американцев, но и у французов.

В общем, каждая сторона стояла на своем – на разбирательстве в Нью-Йорке Роджерс вообще заявил, что изначально принял «Литтл Бельт» за фрегат «Герьер» и хотел «наказать» его. Смехотворность этих утверждений была очевидна – моряк с таким опытом даже с закрытыми глазами отличит шлюп от фрегата на любой дальности. К тому же – каким образом он собирался «наказывать» фрегат нейтральной страны? Понимал ли Рождерс, что его действия вызовут международный скандал? Имел ли он какие-то устные поручения от президента или правительства? Все это так и осталось загадкой.

Финалом же этого инцидента стала надпись на фор-марселе «Герьер»: «Мы – не «Литтл Бельт!» («Not the «Little Belt»), намекающая на то, что хамфрисовским фрегатам с «Герьер» так просто не справиться. Будущее показало, что это не так.

«Конститьюшн» против «Геррьер».

Война началась 1 июня 1812 года.

Североамериканская Эскадра (North American Squadron) была поделена на две части, базировалась на Галифакс и Ньюфаундленд, и насчитывала в общей сложности 25 кораблей, из них - 1 линейный корабль, 5 фрегатов, 11 шлюпов. Командовал североамериканской станцией вице-адмирал Герберт Сойер (Sawyer). Полный состав английского флота в Галифаксе, Ньюфаундленде и Бермудах на 23 июня 1812 года приведен ниже:


Дается по Drolet, Marc «The North American Squadron of the Royal Navy, 1807-1815» - McGill University, 2003.

Из этих данных видно, что англичане если и превосходили американцев, то не сильно. В любом случае задача Сойера выглядела гораздо сложнее, чем его американских визави, поскольку ему нужно было не только атаковать вышедшие на охоту фрегаты янки, но и защищать свои конвои в Канаду, на Бермуды, в Вест-Индию, и Метрополию. При этом только один 64-пушечный «Африка» безоговорочно превосходил любой американский по вооружению и боевой устойчивости, но проигрывал в скорости.

Кроме того – в случае гипотетической атаки «Африки» двумя хамфрисовскими «слонами» победа британца была под большим вопросом, но Сойер надеялся на свой опыт и опыт своих закаленных в боях экипажей. В конце концов, война с Францией показала, что обученные команды значат не меньше, а то и гораздо больше, нежели передовая техника и более сильное вооружение противника.

Кроме соединения Сойера британцы имели в «шаговой доступности» эскадру Наветренных островов (1 линкор, 3 фрегата, 15 шлюпов, 4 брига, 4 шхуны, командующий вице-адмирал Дакуорт), базирующуюся на остров Барбадос, и Вест-Индскую эскадру на Ямайке (1 линкор, 4 фрегата, 11 шлюпов, 2 брига, 1 посыльное судно, командующий вице-адмирал Стерлинг). Это были крупные силы, но все же их было недостаточно для проведения англичанами излюбленной тактики близкой блокады побережья, ведь оно протянулось от Флориды до Ньюфаундленда на 1900 миль. Это сравнимо с протяженностью береговой линии в Европе от Испании до Прибалтики, и это побережье блокировали совокупно 169 кораблей, в том числе 40 линкоров.

В связи с этими обстоятельствами Сойером был продекларирован переход к «ограниченной войне» (limited war), то есть основные силы выделялись на защиту важных конвоев, а задача антирейдерской войны и блокады перекладывалась на десяток крупных кораблей Североамериканской станции.

Выход в море крейсерской американской эскадры Рождерса 21 июля 1812 года гардемарин с «Президента» Алан Дункан описывал так:

«Выходили двумя группами, с южным, переходящим в юго-западный, бризом. Первым ставил паруса штурманский куттер, выводивший корабли из гавани. За ним следовал фрегат «Конститьюшн», бриг «Аргус», далее – «Хорнет», они и составили первую группу кораблей.
В 2.00 «Президент», «Конгресс» и «Юнайтед Стейтс», составлявшие вторую группу, взяли на борт 900 галлонов воды, к этому времени «Аргус» миновал береговые батареи Манхэттена, а на фрегатах заканчивали ставить паруса. В узости Манхэттена разошлись с судном «Поухэтэн» (Powhatan), следующим с пассажирами в Бордо. Около 4.00 фрегаты миновали устье Гудзона и пролив между Верхней и Нижней Гаванями (The Narrows), и через два часа у Сэнди Хук соединились с «Аргусом» и «Хорнетом». В 8 утра при умеренном северо-западном бризе взяли курс на юг, в судовой журнал была занесена первая запись, а капитан выделил 21 ядро для испытания и пристрелки двух новых пушек, вчера загруженных и поставленных на квартердеке».


Капитан фрегата «Конститьюшн» Айзек Халл. (https://tile.loc.gov/storage-services/service/pnp/pga/06700/06762v.jpg)

Далее фрегаты разошлись по разным направлениям в одиночные крейсерства.

7 августа от английского отряда Брока, также вышедшего в море, отделился получивший повреждения во время непогоды 38-пушечный «Герьер» (кэптен Джеймс Ричард Дейкрес) и 19 августа в 14.00 он был обнаружен 44-пушечным «Конститьюшн», который возвращался к своим берегам после двухнедельного крейсерства. Капитан американца Айзек Халл (Hull) скомандовал погоню. Дейкрес не стал убегать, а лег в дрейф, поджидая противника. По опыту столкновений с французами он был уверен, что его тридцать 18-фунтовых длинных пушек не подарок для любого фрегата, даже с приставкой «супер», а экипажи Royal Navy вне конкуренции.

В 17.00 английский фрегат открыл огонь, Халл же продолжал сближаться, не отвечая на выстрелы британцев. Он неторопливо прохаживался на шканцах, изредка поднимая подзорную трубу и рассматривая надпись на фор-марселе «Герьер»: «Мы – не «Литтл Бельт!» Уверенный в крепости бортов «белого слона» Халл решил подойти под острым углом, сознательно подставив свой фрегат под продольный огонь. Примерно час (с 17.00 до 18.00) Дейкрес старательно делал раз в две минуты залпы лагом по противнику, но видимых повреждений не причинил. Поскольку огонь велся по носовой части корпуса - часть ядер с «Герьер» дало рикошеты в сторону, что поразило недостаточно опытных артиллеристов и сбило темп стрельбы. Эта показавшаяся морякам «Гельера» неуязвимость противника послужила тому, что после боя «Конститьюшн» получил прозвище «Old Ironsides» - «Железнобокий старик». Что же касается неопытности артиллеристов, то это объясняется тем, что 1811 году прежний командир «Герьер» Сэмьюэл Пэчелл, назначенный кэптеном фрегата «Клеопатра», увел самую опытную часть экипажа с собой


Бой «Конститьюшн» и «Геррьер», начало. (https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/60c22e24af1a035bb4f4313b/1633291759742-JJRIEAQ9P0IQOU3...)

Халл же, сблизившись на 25 метров (на половину пистолетного выстрела), неторопливо развернулся бортом и дал мощнейший залп из всех орудий левого борта в корму «Герьер». Последствия этого залпа были ужасны – рухнула бизань-мачта, 15 человек были убиты, 45 ранены (6 - смертельно), сам Дейкрес получил пулю в колено, погибли командир морских пехотинцев и помощник штурмана. «Герьер» утратил управление, грот-мачта, потеряв ванты и штаги, грозила рухнуть, на палубе были завалы из кусков дерева и сброшенных с лафетов орудий. Тем временем «Конститьюшн» обогнул британца и зашел с носа, бушприт «Герьер» запутался в снастях американца, корабли образовали подобие буквы «Т» и британский фрегат стал абсолютно беззащитен. Следующий залп снес грот- и фок-мачты на английском фрегате, и добавил жертв. Тем не менее, два расчета погонных орудий «Герьер» умудрились сделать невозможное – дать залп по шканцам американца, где прохаживался Халл. Около американского капитана рухнули три морских пехотинца и третий лейтенант. Два корабля кружились, стараясь высвободиться. Английские моряки под сильным мушкетным огнем несколько раз пытались поставить на уцелевшем обломке мачты парус, чтобы развернуть корабль и выйти в корму американца, но не смогли этого сделать из-за сильного мушкетного огня американских стрелков.

Наконец «Конститьюшн» смог освободиться и продолжил расстрел противника с кормы. В 18.30 на обломке фок-мачты взвился белый флаг – «Герьер» еле держался на воде и решил сдаться. К этому времени корабль Его Величества потерял 93 человека убитыми и ранеными из 263-х, все мачты, получил до 30 подводных пробоин, 24 пушки были сбиты с лафетов. Потери американцев были не в пример меньше – 7 человек убиты, и 7 ранены (по английским данным - 9 убиты, 13 ранены). Халл, перегнувшись через фальшборт, спросил:

«Я хочу получить ответ – вы признаете себя военнопленными, или вы все еще наш враг, и мы продолжаем бой?» Дейкрес, зажимая рану на ноге, ответил: «Если бы я мог бороться – мы бы продолжили. Но у меня, похоже, больше некому сражаться».

Английский кэптен предложил Халлу свою шпагу, однако тот в знак уважения оставил ее при Дейкресе. Американцы хотели привести «Герьер» в Бостон в качестве приза, но корабль оказался очень сильно поврежден и почти тонул, поэтому его было решено сжечь. Поставили запалы, отошли на пару кабельтов и наблюдали, как занялся огнем корпус корабля. Через двадцать минут огонь дошел до крюйт-камеры, раздался взрыв, и, когда вода осела, на поверхности плавали лишь обломки фрегата «Герьер».


Состояние «Геррьер» в конце боя. (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/USS_Constitution_v_HMS_Guerriere.jpg)

2 октября 1812 года по факту сдачи «Герьера» состоялся трибунал под председательством адмирала Сойера. После показаний подчиненных Дейкрес был оправдан, сдача фрегата была признана правомерной, и впоследствии он получил под команду 38-пушечный «Тибр».

Последствия

В метрополии же поражение «Герьера» вызвало состояние, близкое к шоку. В передовице, вышедшей в «Naval chronicle» по следам этого боя, говорилось:

 «...за 15 лет Наполеоновских войн мы привыкли к победам своих кораблей и эскадр. Были одержаны множество славных викторий не только над французами, но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими, причем чаще всего корабли и эскадры Royal Navy в каждом конкретном бое уступали противнику, как в числе пушек, так и в калибре орудий. Имена Нельсона, Сент-Винсента, Коллингвуда, Сомареца, Хоу знают во всем мире. Так в чем же причина поражения?»

Да, победы у противников Британии случались, но они были очень редко, и уж никак не в столкновениях кораблей одинаковых рангов. Завораживало, что сражались два фрегата – 38-пушечный и 44-пушечный (разница для обывателя не такая уж и большая), и как отмечали в той же «Naval chronicle», английский фрегат в 38 пушек был просто обязан побеждать неприятельский фрегат с 44-мя орудиями.

Здесь стоит вспомнить о той существенной оговорке, про которую мы уже неоднократно упоминали. «Конститьюшн» (как и любой другой хамфрисовский фрегат) был только номинально 44-пушечным. На момент боя он нес тридцать 24-фунтовых длинных пушек, два 18-фунтовых длинных орудия и двадцать четыре 32-фунтовые карронады. Соответственно вес бортового залпа американца равнялся 786 фунтам.

38-пушечный «Герьер» также нес больше орудий, чем полагалось по штату – тридцать длинных 18-фунтовок, шестнадцать 32-фунтовых карронад, две 12-фунтовые длинные погонные пушки и одну 18-фунтовую карронаду. Вес бортового залпа составлял 547 фунтов.

Таким образом, можно сказать, что «Конститьюшн» превосходил «Герьер» по весу залпа в полтора раза.

Не лучше обстояло дело и со скоростью. В далеком 1799 году командир английского фрегата «Сент-Мэргэрит» кэптен Паркер побился об заклад с тогдашним капитаном «Конститьюшн» Николсоном на бочку мадейры, что обгонит американский супер-фрегат в переходе от Галифакса к Ямайке. Как мы помним – сразу после постройки хамфрисовские корабли не обладали высокой скоростью, и англичанин тот спор выиграл. К 1812 году ситуация была диаметрально противоположной – длина самой высокой мачты у «Герьер» составляла 35 метров, а у «Конститьюшн» - 67 метров. Максимальную скорость 8-9 узлов «Герьер» давал в бакштаг, «Конститьюшн» при том же ветре развивал скорость в 10-11 узлов.

Ну и последнее – высота борта от ватерлинии у «Конститьюшн» составляла 4,34 метра, тогда как у «Герьер» всего лишь 3,12 метров, что позволило американцу в ближнем бою обстреливать верхнюю палубу англичан сверху вниз.


На баке фрегата «Конститьюшн» во время боя. (https://live.staticflickr.com/8679/16418133050_99380a0f87_b.jpg)

Учитывая также то, что подготовка экипажей янки была на уровне Royal Navy - у «Герьер» в столкновении один на один с хамфрисовским фрегатом просто не было шансов.

Тем не менее, Адмиралтейство сделало свои, как оказалось позже - совершенно неправильные, выводы из столкновения своего фрегата с американским супер-фрегатом. Решили, что дело в плохой подготовке экипажей Североамериканской станции и в облегченном наборе корпуса у «Герьер» - корабля французской постройки, который не смог выдержать обстрел тяжелыми ядрами с близкого расстояния, и что будь на месте «Герьера» фрегат британской постройки с боевой командой – «Конститьюшн» был бы легко захвачен.

После боя «Конститьюшн» и «Герьер» британское Адмиралтейство производило «разбор полетов» данного боя. Весьма интересны выводы Их Лордств - по мнению лордов-комиссионеров «Герьер» проиграл этот бой из-за... французской постройки. Дело в том, что французы делали несколько облегченный набор корпуса, чтобы их фрегаты развивали большую скорость. Кроме того, сама концепция французского флота не предусматривала ближнего боя. В отчете среди всего прочего говорится:

«Корабли французской постройки, ходящие сейчас под флагом Royal Navy, не предназначены для ближнего боя из-за слабости своего корпуса, и прежде всего - из-за однослойной обшивки корпуса. Британские фрегаты, построенные на наших верфях, имеют и внешнюю, и внутреннюю обшивку. Французы используют 7-дюймовые (18 см) доски для обшивки корпуса, тогда как на наших верфях со времен Энсона заложена в стандарт футовая (30 см) обшивка для фрегатов.»

Да и среди всего прочего, корабль Дейкреса готовился к списанию через 6 месяцев, поэтому тимберовочные работы на нем не производились с 1808 года. Так что потеряли единицу, и так предназначенную к выводу из состава флота.

Основная проблема этого анализа была в том, что он совершенно не рассматривал, а как же победить хамфрисовские фрегаты. Ведь обшивка американских 44-пушечников в районе ватерлинии была тройной, и вдвое превосходила толщину обшивки британских фрегатов (63 см против 30 см). К верхней палубе она истончалась, но и там она составляла 30 см против британских 18-ти (семидюймовые доски между верхней и главной палубами). Учитывая же менее мощное вооружение британских 36- и 38-пушечных фрегатов – победа в гипотетическом бою опять отдавалась американцам. Вопрос был только в том, что фрегаты британской постройки будут держать огонь «слонов» чуть дольше фрегатов французской постройки.

Источники:

  1. Howard L Chapelle, «History of the American Sailing Navy» (New York, 1949)
  2. W. James «Naval history of Great Britain», vol. II, IV – London, 1837.
  3. Drolet, Marc «The North American Squadron of the Royal Navy, 1807-1815» - McGill University, 2003.
  4. British Public Record Office, Admiralty 1/5435.
  5. Dudley, ed., «Naval War of 1812», t.1-4 - Naval Institute Press. 1990.
  6. Mahan, Alfred T. «Sea Power in Its Relation to the War of 1812» (2 vols.) - Boston, 1905.
  7. Roosevelt, Theodore «The Naval War of 1812» - New York, G.P. Putnam's Sons, 1882.
  8. Winfield, R. «British Warships in the Age of Sail 1793-1817: Design, Construction, Careers and Fates» - 2008.
Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.