Чёрные начинают и выигрывают

12 февраля 2025

Михаил Тимин

0

3853

Чёрные начинают и выигрывают

Разгром 64-й ИАД и захват абсолютного господства в воздухе IV авиакорпусом Люфтваффе над Северной Буковиной 22 июня 1941 года

На сайте ТактикМедиа опубликованы несколько статей про отражение налётов немецкой и румынской авиации на аэродромы и другие военные и гражданские объекты в Молдавии лётчиками 4, 55, 67-го истребительных авиационных полков ВВС ОдВО (9 Армии) и 96-й истребительной авиаэскадрильи ВВС ЧФ в первый день Великой Отечественной войны. Как помнит уважаемый читатель, несмотря на то, что противник задействовал относительно небольшие силы, отразить все налёты с большими потерями для противника и минимальными собственными смогли только пилоты 67-го ИАП. А на достижение каких же целей 22 июня 1941 года были направлены основные усилия IV авиакорпуса 4 воздушного флота Люфтваффе базировавшегося в Румынии? На этот вопрос ответ в этой публикации.


Силы сторон. Люфтваффе.

Сосредоточенный в Румынии IV авиакорпус 4-го воздушного флота, был самым слабым из развернутых на фронте от Балтики до Черного моря соединением Люфтваффе. Правда согласно планам, действовать ему предстояло вовсе не против всей советской авиации на самом южном крыле фронта. Сковать ВВС Одесского военного округа (9-й Армии) и ВВС Черноморского флота (ЧФ) должны были королевские ВВС Румынии. А немцам предстояло действовать по общему плану 4-го воздушного флота и совместно с V авиакорпусом, действующем из Польши, предписывалось разгромить ВВС Киевского особого военного округа (КОВО). Непосредственно экипажам IV авиакорпуса достались аэродромы советских авиачастей, сосредоточенные в северной Буковине, кроме того в дальнейшем самолёты корпуса должны были поддерживать наступление немецкой 11-й Армии на Могилёв-Подольский. Вспомогательный удар наносился ограниченными силами по аэродромам в районе Бельцы.


Истребитель «мессершмитт» Bf109E из состава JG77 с подвешенными под фюзеляжем бомбами SD-2, лето 1941 года.

Для этой задачи были подготовлены следующие силы IV авиакорпуса (Рымникул-Сарат), а именно истребительная эскадра JG77 - 116 Bf 109E/F-4 (61 исправных - данные на 21.06.41 года, к утру 22 июня видимо часть неисправных Bf 109E удалось привести в боеспособное состояние, на Bf 109F-4 в июне выполнялись тренировочные полеты.), и бомбардировочная - KG27 - 91 He 111P/H (77 исправных).


Истребители Bf109F-4 и Bf109E из состава III/JG77 на полевом аэродроме лето 1941 года.

Штабное звено JG77 2 Bf 109E, аэродром Бакэу.

I(J)/LG2 40 Bf 109E (20 исправных), аэродром Роман.
II/JG77 39 Bf 109E (19 исправных). Stab и 4/JG77, аэродром Бакэу. 5 и 6/JG77, аэродром Роман.
III/JG77 20 Bf 109E (все исправны) и 15 Bf 109F-4, аэродром Роман.


Bf109E тактический №11 белая и №5 желтая из 7 и 9/JG77, лето 1941 года. Реконструкция по фотографии, художник Игорь Злобин.

Штабное звено KG27 5 He 111P/H, аэродром Фокшаны-Южный.
I/ KG27 30 He 111P/H (22 исправных), аэродром Фокшаны-Южный.
II/ KG27 28 He 111P/H (25 исправных), аэродром Фокшаны-Южный.
III/ KG27 28 He 111P/H (25 исправных), аэродром Силистрия.


Бомбардировщики He111 1G+GL из 3/KG27 и 1G+HM из 4/KG27 лето 1941 года. Реконструкция по фотографии, художник Игорь Злобин.

Командовал авиакорпусом генерал Курт Пфлюгбейль (Gen. Kurt Pflugbeil), впоследствии кавалер рыцарского креста и командующий 1-м воздушным флотом.
Эскадрой KG27 майор Герхард Ульбрихт (Maj.Gerhard Ulbricht),
I/ KG27 гауптман Фритц Рейнхард (Hptm. Fritz Reinhard),
II/ KG27 гауптман Райнхард Гунцель (Hptm. Reinhard Günzel),
III/ KG27 гауптман Нанс-Хеннинг барон фон Бойст (Hptm Hans-Henning Frhr. von Beust).
JG77 майор Бернхард Вольденга (Maj. Bernhard Woldenga),
I(J)/LG2 гауптман Херберт Илефельд (Hptm. Herbert Ihlefeld),
II/JG77 майор Антон Мадер (Maj. Anton Mader),
III/JG77 майор Александр фон Винтерфельд (Maj. Alexander von Winterfeldt).


Командир IV авиакорпуса генерал Курт Пфлюгбейль.

Все командиры эскадр и групп были очень опытные лётчики, к примеру командир III/JG77 Александр фон Винтерфельд успел повоевать в качестве лётчика-истребителя ещё в 1918 году, и уже в ходе Второй мировой войны стал асом и был награжден рыцарским крестом, погиб в катастрофе в 1942 году. Среди командиров и пилотов 77-й истребительной эскадры практически не было полноправных асов, однако многие пилоты воевали с самого начала боёв и имели в том числе серьёзный опыт как истребители-бомбардировщики, в том числе успев очень неплохо поработать по английскому флоту в Средиземном море. Единственным супер-асом на тот момент был только командир I(J)/LG2 гауптман Херберт Илефельд с 45 заявками на победы, первые 9 из которых он одержал в Испании воюя в составе Легиона Кондор. Всего выполнил около 1000 боевых вылетов и заявил 122 победы, командовал эскадрами, полковник кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами.

Командир III/JG77 майор Александр фон Винтерфельд и командир I(J)/LG2 гауптман Херберт Илефельд.


Bf109E-7 заводской №6095, двойной шеврон, командира I/(J)LG2 гауптмана Херберта Ихлефельда, 10-12 июля 1941 года.

Однако уже к концу 1941 года несколько лётчиков эскадры смогли вплотную приблизится к Илефельду, это и командир второй группы Антон Мадер, впоследствии ас с 86 заявками на победы, кавалер рыцарского креста, командир эскадры, а после войны бригадный генерал. И командир 8 штаффеля Курт Уббен, кавалер рыцарского креста с дубовыми листьями, всего за войну заявивший 111 побед, погиб 27.04.44г. Командир 4 штаффеля Хейнрих Зейц кавалер рыцарского креста с дубовыми листьями, всего за войну заявивший 138 побед, погиб 13.03.43г. Из курьёзного в составе эскадры воевал «обычным пилотом» майор резерва и одновременно группенфюрер СС и генерал полиции Рейнхард Гейдрих (Reinhard Heydrich). В 27-й бомбардировочной эскадре также были весьма примечательные личности. Командир II группы гауптман Райнхард Гунцель. Он воевал в Испании, за вторую мировую войну выполнил 535 боевых вылетов, включая полёты в окруженный Сталинград, закончил войну командиром эскадры, кавалер рыцарского креста с дубовыми листьями, после войны служил в ВВС бундесвера. Командир третьей группы гауптман Нанс-Хеннинг барон фон Бойст, так же как Гунцель воевать начал в Испании, в марте 1943 года возглавил 27 эскадру, выполнил около 500 боевых вылетов, кавалер рыцарского креста с дубовыми листьями, полковник генерального штаба, после войны служил в бундесвере, был военно-воздушным атташе в Турции.


Командир II/ KG27 гауптман Райнхард Гунцель и командир III/ KG27 гауптман Нанс-Хеннинг барон фон Бойст.

Кроме этих сил в Румынии находились ещё одна бомбардировочная и две истребительные группы Люфтваффе, но у них были другие задачи. Для действия на море предназначалась вторая группа 4-й бомбардировочной эскадры II/KG4 базировавшаяся на аэродроме Силистрия, которая насчитывала 24 He 111P/H. Экипажи этой группы имели узкую специализацию и были подготовлены для постановки морских мин. И в составе так называемой немецкой миссии в Румынии, третья группа 52-й и резервная группа 77-й истребительных эскадр, которые обеспечивали ПВО столицы Бухареста и нефтяных полей и заводов в районе Плоешти. III/JG52 имела 46 новейших Bf109F-4 (41 исправный), штаб, 8,9/JG52 аэродром Мизил и 7/JG52 – Бухарест-Пипера. Из состава резервной группы JG77 боеготовой была первая инструкторская эскадрилья 1.(Eins).Erg JG77, в составе 9 Bf 109E (7 исправных) на аэродроме Мизил.


Bf109E тактический №5 белая, №10 черная и №8 желтая из 1, 2 и 3//(J)LG2, лето 1941 года. Реконструкция по фотографии, художник Игорь Злобин.

Таким образом, непосредственно в атаках на советские аэродромы, готовились принять участие 9 эскадрилий и 4 штабных звена истребителей, 9 эскадрилий и 4 штабных звена бомбардировщиков. Всего чуть менее двух сотен боевых самолётов, причем в массе это были далеко не современные машины, лишь в состав III/JG77 буквально накануне войны начали поступать новейшие Bf109F-4. Однако этот процесс растянулся на весь месяц, на 22 июня в группу прибыли 15 новейших истребителей, ещё 30 были отправлены по 28 июня включительно, но в итоге последние «эмили» сдали только в конце августа 1941 года. Казалось бы, имея довольно скромный состав у IV авиакорпуса было немного шансов на успешное ведение боевых действий по советским аэродромам и войскам, тем более что в составе отсутствовали новейшие бомбардировщики Ju88, тяжелые истребители и пикировщики. Однако немцы имели надежную, хорошо освоенную и проверенную в боях технику, а кроме того располагали специализированными боеприпасами - осколочными бомбами, особенно эффективными при атаках самолетов противника на аэродромах. «Хейнхель-111» позволял подвесить на внутренней подвеске 32 50 кг осколочные бомбы SD-50 либо 8 250 кг SD-250, а часть «мессершмиттов» были оборудованы подфюзеляжными пилонами для подвески 96 2,5 кг осколочных бомб SD-2. Личный состав частей корпуса имели прекрасную летную и тактическую подготовку и серьезный боевой опыт, пилоты и бомбардировщиков, и истребителей имели опыт атак аэродромов противника в боевой обстановке. И для разгрома Черновицкого аэроузла привлекались основные силы IV АК в составе штаба, I и II/KG27, III/JG77 и большей части I(J)/LG2.


Бомбардировщик He111 из состава I/KG27 лето 1941 года.

Кроме того, нельзя не отметить и великолепную работу немецких разведчиков, которые вскрыли сосредоточение советских полков на аэродромах вокруг Черновцов и обеспечили пилотов ударных самолетов фото-планшетами, которые позволили последним наносить удары с предельно низких высот.

Задачи командованием Люфтваффе на первую операцию были поставлены решительные, а именно: уничтожение советской истребительной и штурмовой авиации на огромном пространстве между Станиславом (Ивано-Франковск), Проскуровом, Винницей, Дубосарами и Васлуй (город в 55 км южнее Яссы). Причем основной упор делался на Черновицко – Каменец-Подольском направлении против 64-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) ВВС КОВО, с целью максимального содействия V авиакорпусу, соединениям и частям которого предстояло сражаться против основной группировки ВВС КОВО (далее ВВС ЮЗФ) над западной Украиной. Серьёзной трудностью было большое удаление аэродромов базирования от целей ударов. Так, от аэродрома I(J)/LG2 и III/JG77 Роман до Черновцов и Каменец-Подольский было 165 и 190 км, от Фокшан штаб, I и II KG27 до тех же аэродромов 305 и 335 км, соответственно от Бакеу штаб и II/JG77 и Цилистри III/KG27до Бельцы 150 и 405 км. Поэтому от немецких экипажей требовалось проявить не только боевые навыки, но и лётную и штурманскую подготовку утром 22 июня 1941 года.


Силы сторон. ВВС Красной армии

Состав и состояние советских соединений и частей, принявших участие в сражении было далеко от оптимального.

Управление 64-й ИАД формировалось согласно директивы Орг/3/520434 от 28.01.41года, однако укомплектовать его даже к 22 июня удалось не полностью. В командование соединением в мае вступил ветеран войны в Испании полковник А.П.Осадчий, до этого момента возглавлявший лучший в округе 28-й ИАП, впоследствии Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. К началу войны штаб дивизии дислоцировался в Станиславе. Первоначально в составе соединения формировались 246-й, 247-й, 248-й и 249-й ИАП, но в мае 1941 года в состав дивизии были включены 12-й, 149-й и 166-й ИАП, а 248-й и 249-й полки переданы в 44-ю ИАД. 12-й ИАП, в первый день войны, отбивал атаки самолетов немецкого V АК, и в связи с этим мы не будем описывать его состав и состояние к 22 июня, о его боевой работе можно почитать в статье «Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов», а вот о остальных полках коротко расскажем.


Полковник Осадчий Александр Петрович, Герой Советского союза, командир 64-й ИАД, на послевоенном фото в звании генерала.

Основную, и по сути единственную, боевую единицу на Черновицком направлении составлял 149-й ИАП. Полк был сформирован в период Советско-Финляндской войны из эскадрилий кадровых истребительных полков одной из 25-го ИАП, и еще трех переброшенных из состава ВВС ЗабВО, в том числе эскадрильи 22-го ИАП летчики которой принимали участие в боевых действиях на р.Халхин-Гол. Полк был вооружен истребителями И-16 с моторами М-62/63 1-я эскадрилья, а также И-153 – управление и 2-я эскадрилья. Самолеты были оснащены подвесными топливными баками и полк в основном занимался сопровождением бомбардировщиков, выполнив 425 боевых вылетов и заявив 26 сбитых самолетов противника. Две другие эскадрильи не имели матчасти и использовались в составе других полков как резервные. После окончания боевых действий полк был пополнен самолетами, 4-я эскадрилья получила И-16 М-62/63, а 3-я – И-153, и в мае 1940 года переброшен на Украину, где принял участие в присоединении Бессарабии и Буковины и перебазировался на аэродром Черновцы.


И-16 тип 24 заводской №24п21690 из состава 1-й эскадрильи 149-го ИАП, пилот лейтенант Н.Н.Павличенко. Самолет разбит в аварии на аэродроме Черновцы, 21.01.41г. Реконструкция по фотографии, художник Александр Казаков.

По итогам 1940 года 149-й ИАП был, наряду с еще тремя кадровыми полками истребительной авиации ВВС КОВО, был признан наиболее подготовленным к боевым действиям. Зима 1940/1941 годов была суровой, поэтому части ВВС КОВО имели небольшое количество летных дней, и полноценную учебно-боевую подготовку удалось развернуть только с марта. В этом месяце были получены первые 4 МиГ-3 на которых прошел обучение командный состав полка. Получив в мае полный комплект МиГ-3, началось переучивание на этот истребитель всего личного состава. Всего к 1 июня было самостоятельно выпущено 36 опытных пилотов, каждый из которых выполнил по от 1 до 23 посадок. Естественно ни о каком полноценном освоении самолета речи не шло, пилотам для того чтобы приступить к продолжению учебно-боевой подготовке требовалось еще не менее месяца интенсивных тренировок в технике пилотирования. Выпуск пилотов МиГ-3 требовал хорошей летной подготовки, и не прощал ошибок особенно на взлете и посадке, так 6 июня в катастрофе на взлете погиб опытный летчик младший лейтенант А.Н.Артемьев, с налетом - 400 часов, это был его 25 взлёт на МиГ-3. Всего в полку числилось 60 пилотов, из которых 15 не летали на боевое применение, этим молодыми пилотами, требовалась серьезная дополнительная подготовка. И тем не менее работа продолжалась, и к 22 июня на новых самолётах самостоятельно вылетели и молодые пилоты, выпущенные из училищ в конце 1940-го года.

Ситуацию усугубила передача части опытного личного состава в конце мая во вновь формируемые полки. Несомненно, еще большим ударом, стало суровое наказание – снятие с должности, за летные происшествия командира полка майора Н.Т.Сюсюкалова, участника боёв в Испании и Советско-Финляндской войны. Кроме него в конце 1940 года из части убыл и заместитель командира полка майор К.А.Семенов, опытный летчик, ветеран Советско-Финляндской войны, он возглавил формировавшийся 166-й ИАП. А командиром полка стал бывший заместитель 2-го ИАП по политчасти батальонный комиссар М.Н.Волков, впоследствии генерал-майор авиации.


Командир 149-го ИАП батальонный комиссар Михаил Николаевич Волков (на послевоенном фото он в звании полковника), командир 166-го ИАП майор Константин Андрианович Семенов (на послевоенном фото он в звании подполковника) и заместитель командира 247-го ИАП Герой Советского Союза батальонный комиссар Иван Андреевич Тараненко (на фото периода Великой Отечественной войны он в звании полковника).

Положение с матчастью было, на первый взгляд, вполне приемлемое. К 19 мая были получены 60 новых МиГ-3, после чего - 25.05.41г., большая часть старых самолетов – 48 И-153, 5 И-16 и 1 МиГ-3 были переданы в 247-й ИАП. Всего к 22 июня 1941 года в полку числилось: 62 МиГ-3 и 12 И-16 М-62/63 и 1 И-153. Однако на половине МиГ-3 не было пристреляно вооружение, а пилоты не выполнили на новых истребителях ни одной тренировочной стрельбы, что наряду с проблемами с технической надежностью вооружения МиГ-3, становит под сомнение реальную боеготовность части. Ну и рассчитывать на новичков всерьёз не приходилось, готовы сражаться с врагом могли только кадры всех четырёх эскадрилий – около тридцати лётчиков.

247-й ИАП начал формировался в Черновцах, в апреле 1941 года. Командиром был назначен ветеран войны в Испании майор М.А.Федосеев, до этого служивший заместителем командира 88-го ИАП соседней 44-й ИАД, впоследствии Герой Советского Союза посмертно. Но на 22 июня Федосеев не прибыл из отпуска, и полком командовал его заместитель старший политрук И.А.Тараненко, впоследствии Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, ещё на 1 июня он являлся заместителем командира 4-й эскадрильи 149-го ИАП.

247-й ИАП стал одной из немногих частей, формирования весны 1941 года, получивших практически полный комплект боевых самолетов еще в мае. Причем «старыми» их можно назвать весьма условно, 29 И-153 до передачи стояли на консервации и имели практически 100% ресурс. Полк был укомплектован личным составом, командный состав был назначен из кадров ВВС КОВО, в том числе и из 149-го ИАП, а рядовые пилоты прибыли из летных училищ. В июне молодые пилоты приступили к вылетам на учебных самолетах. Таким образом, несмотря на практически полную укомплектованность самолетами и личным составом, полк находился в начальной стадии формирования, и принять участие в боевых действиях могли лишь кадровые командиры, а молодой личный состав, для ввода в строй, требовал нескольких месяцев интенсивных тренировок.


И-153 заводской №7489, тактический №8 из состава 3-й эскадрильи 149-го ИАП, пилот младший лейтенант С.Н.Саутин. Реконструкция по фотографии, художник Александр Казаков.

Примерно в аналогичном состоянии находился и 166-й ИАП, начавший формирование в конце 1940 года. 70 самолетов И-16 поздних серий, в основном тип 29, и 4 УТИ-4 были получены лишь в январе-феврале 1941 года и естественно полноценную учебу до этого момента вести было невозможно. Собственно, подготовка молодого летного состава началась лишь с 1 апреля 1941 года, и к июню процесс был далек от завершения. Кроме того, за эти два месяца, полк трижды сменил аэродромы базирования. В апреле передислоцировался из Умани в Христиновку, в мае в Коломыю, и тогда же был выведен в лагеря на аэродром Чернятин. Что явно не помогало процессу подготовки. В июне 28 И-16 были переданы во вновь сформированный 254-го ИАП 36-й ИАД, так как 166-й ИАП готовился в ближайшее время получить новейшие истребители ЛаГГ-3. Из 67 пилотов, числившихся в полку на 22 июня 1941 года, 55 прибыли из Одесской школы пилотов и успели налетать на И-16 по 6-9 часов. 12 кадровых командиров, управления полка и эскадрилий в основном прибыли из 4-го и 20-го ИАП и были участниками Советско-Финляндской войны и были хорошо подготовленными летчиками, собственно только эта дюжина ветеранов могла немедленно принять участие в боевых действиях.

Еще один полк дивизии 246-й ИАП формировался в Каменец-Подольске опытным пилотом и командиром, участником боевых действий в Испании и на Халхин-Голе майором П.Е.Смоляковым (впоследствии генерал-майор авиации), но к 22 июня не успел получить материальную часть и по этой причине естественно в боях принять участие не мог.


Первый удар, который стал смертельным


Советские аэродромы в районе Черновцы (увеличение по клику)

Советские части были подняты по тревоге около 3:00, и получили приказ рассредоточить самолеты и находиться в готовность №2.

Первый удар по обоим аэродромам в Черновцах около 5:00 (здесь и далее время Московское), нанесли 13 He111 из I/KG27 в сопровождении 17 Bf109 из III/JG77. Воспоминает бортрадист экипажа 3-го штаффеля I/KG27 (пилот будущий кавалер рыцарского креста командир штаффеля оберлейтенант Вольфган Скоржевски (Oblt.Wolfgang Skorczewski) унтер-офицера Отто Скроблин (Otto Skroblin):

«После 1.15 часов полета аэродром Черновцы появлялся в хмуром свете утра. Выставленные как на парад длинные ряды самолетов предстали перед нами. Это было то, что мы всегда искали в Англии…
Зенитный огонь отсутствовал. Примерно со 100 метров серии наших бомб полетели вниз. При отходе от цели мы еще видели грибовидные облака попаданий и вспыхивающие пожары самолетов…»

Рассказ немецкого военнослужащего дополняют боевые донесения штаба 64-го ИАД и заявки на победы пилотов III/JG77. Боевое донесение штаба 64-й ИАД:

«С рассветом 22.6.41 противник действует по нашим аэродромам.
Черновицы 5:40 волнами бомбардировщиков и истребителей выведены на земле материальной части (неисправной в ангарах) до 15 самолетов.
В воздушном бою потеряно 2 с-та 2 л-ка убиты».

Согласно немецким данным две победы над I-16 в 5:10 и 5:13 заявил пилот 7/JG77 оберлейтенант Йохим фон Верен (Oblt. Joachim von Wehren).

Как видно и советские документы, и немецкие заявки на победы полностью совпадают, из воспоминания Героя Советского Союза П.А.Пологова:

«Фашисты обрушились лавиной. Не осталось в живых ни одного летчика из дежурной эскадрильи. Они пытались поднять свои «миги» в воздух, но не успели. «мессершмитты» расстреляли их прямо на взлете, у самой земли…»

Вероятно, 2 советских истребителя были действительно сбиты на взлете, однако нескольким самолетам всё же удалось взлететь. Но как складывался воздушный бой и сколько советских самолетов в нем участвовало доподлинно не известно. Можно только предположить, что несколько опытных пилотов 149-го ИАП, после первых потерь смогли набрать высоту и если не переломить ход боя, то по крайней мере вытеснить немцев из района Черновцов, тем более что запас горючего у «мессершмиттов» был ограничен. Одержать победу в этом бою пилотам Люфтваффе позволили грамотный тактический прием, который, как уже упоминалось в предыдущих публикациях, прекрасно «работал» в 1941 году от Прибалтики – до Молдавии, а именно ввод в бой второй группы самолетов через 15-20 минут после удара первого эшелона.

Повторный удар нанесли He111 из штаба эскадры и II/KG27 под прикрытием 18 Bf 109Е из I/(J)LG2, которые подошли к Черновцам около 5:25 - 5:30. Истребители полка попытались перехватить новую немецкую группу и кому-то из них удалось прорваться к бомбардировщикам и открыть прицельный огонь, в результате чего два самолёта получили повреждения. Но помешать бомбардировке судя по всему не удалось, многочисленные стрелки отбивали атаки, на один сбитый в это воздушном бою истребитель претендовал бортмеханик II/KG27, а точку в противостоянии поставили подоспевшие пилоты «мессершмиттов». О победах над 3 И-16 в 5:30 заявили командир группы гауптман Херберт Ихлефельд (Hptm.Herbert Ihlefeld), штабной офицер лейтенант Эрвин Штрацниски (Lt.Erwin Straznicky) и пилот 3-го штаффеля фельдфебель Хельмут Браукманн (Fw.Helmut Braukmann).


Технический состав у Bf109E-7 заводской №6095, двойной шеврон, командира I/(J)LG2 гауптмана Херберта Ихлефельда, хорошо видны отметки о 10 победах над советскими самолётами, одержанные с 22 июня по 10 июля 1941 года.


Bf109E-7 заводской №6095, двойной шеврон, командира I/(J)LG2 гауптмана Херберта Ихлефельда, 10-12 июля 1941 года. Реконструкция по фотографии, художник Игорь Злобин.

Как и о первом столкновении, подробности второго налета и боя минимальные, бесспорно только то что победа досталась пилотам Люфтваффе, которым удалось часть советских истребителей сбить, а остальных рассеять, после чего экипажи бомбардировщиков и истребители продолжили бомбить и штурмовать оба аэродрома в Черновцы: Южный (Центральный) и Черновцы–Северный (Садагора).

Из воспоминаний Пологова:

«После бомбежки, - немцы на бреющем гонялись над аэродромом за людьми, ранили несколько человек…»

Жирную точку в утренних налетах поставила группа He111, по разным советским оценкам 6 – 9 бомбардировщиков (к сожалению, немецкие источники не уточняют), которая пролетев еще 50 километров на северо-восток, в 5:45 сбросила бомбы на аэродром Чернятин, после чего без потерь вернулась на свой аэродром.

Согласно документам 166-го ИАП, на летное поле были сброшены 168 бомб, в результате чего были уничтожены 4 и повреждены 34 самолета, из 42 И-16 имевшихся на аэродроме.

Подводя итоги первых вылетов командование IV авиационного корпуса, несомненно могло быть довольно действиями своих частей. Из дневного доклада №1:

1) II/KG27 силами 13-ти He111 c 04.10 до 07.30 часов по аэродрому в районе цели № 102254, и I/KG27 силами 13-ти He111, а также I/LG2 силами 18-ти Bf109 на цель № 101344.
Были атакованы цели № 101344, 101647, 102254…»
Визуальное наблюдение:
Цель №101344 – 60 одномоторных самолетов (Аэродром Черновцы-Южный 149-й ИАП);
Цель №101647 – 50 одномоторных самолетов (Аэродром 247-го ИАП – Садагура, Черновицы-Северный);
Цель №102254 – 60 одномоторных самолетов (аэродром Чернятин).
Результат:
цель № 101344 - 40-42 самолёта уничтожены, частично горят.
цель № 101647 – 15 самолётов уничтожено.
цель № 102254 – многие самолёты горят.
Противодействие истребителей: средняя защита истребителями Rata и I-19 (т.е. И-16 и МиГ-3) над целью № 101344.
Сбиты: 5 «Rata» сбиты истребителями, 1 «Rata» бортовым стрелком бомбардировщика.
Зенитная защита: тяжёлые зенитные орудия у цели № 101344...»


Командир 3-й эскадрильи 149-го ИАП капитан Иван Петрович Матыцин, заместитель командира 3-й эскадрильи 149-го ИАП лейтенант Иван Алексеевич Битяев и заместитель командира 1-й эскадрильи 149-го ИАП старший лейтенант Виктор Федорович Вильчик. Все трое летчиков были сбиты и погибли в воздушном бою над аэродромом Черновцы 22 июня 1941 года.

В это утро 149-го ИАП понёс тяжелейшие потери, только убитыми в воздушном бою числятся четыре пилота, в том числе: командир 3-й эскадрильи капитан И.П.Матыцин, заместитель командира 3-й эскадрильи старший политрук И.А.Битяев, заместитель командира 1-й эскадрильи старший лейтенант В.Ф.Вильчик, пилот младшего лейтенанта В.С.Дробышевский. Кроме того, на земле, возможно на взлете, погибли, исполняющий обязанности командир 4-й эскадрильи лейтенант Г.И.Гагиев и пилот младший лейтенант И.А.Ежов. Погибли опытнейшие кадры - костяк полка, половина комэсков, и два замкомэска. Кроме Ежова и Дробышевского все участвовали в советско-финской войны, а старший лейтенант Вильчик стал, по ее итогам, вообще лучшим по результативности пилотом ВВС КА, заявив 4 самолета противника сбитые лично. Однако и у противника во главе групп летели серьёзные командиры и настоящие асы майор фон Винтерфельд и гауптман Ихлефельд. Кроме того, немцы имел численное превосходство, атаковали, внезапно не давая советским самолётам набрать высоту, так что прямо скажем шансов победить в таких условиях было очень немного. Но не смотря на тяжелейшие условия боя лётчики полка сражались самоотверженно, однако к сожалению, даже дорого продать свои жизни им не удалось. Единственная серьёзная немецкая потеря в этом налете: Hе111 H-2 (№5476 код 1G+PA) из штаба KG27 повреждения на 30% пилот которого лейтенант Герхард Кремс (Lt.Gerhard Krems) получил ранение, но смог дотянуть до своего аэродрома. По немецким данным повреждения были получены в результате зенитного огня, но вполне может быть, что это была работа кого-то из погибших советских истребителей.


Пилот 149-го ИАП младший лейтенант Василий Захарович Дробышевский, сбит и погиб в воздушном бою над аэродромом Черновцы 22 июня 1941 года, исполняющий обязанности командира 4-й эскадрильи 149-го ИАП лейтенант Георгий Ильич Гагиев, погиб 22 июня 1941 года на аэродроме Черновцы и пилот 149-го ИАП младший лейтенант Иван Андреевич Ежов, погиб 22 июня 1941 года на аэродроме Черновцы.

Детализированные данные о потерях на земле самолетов 149-го ИАП и 247-го ИАП, в ходе первых утренних ударов отсутствуют, за исключением информации об уничтожении 15 самолетов 149-го ИАП в сгоревшем ангаре. В целом, согласно оперативной сводке штаба ВВС ЮЗФ при бомбардировке на аэродромах в Черновцах было уничтожено 65 и повреждено 33 самолета.

Таким образом, оценки немцев о 40-42 уничтоженных и поврежденных самолетов 149-го ИАП, видимо вполне отражают реальные потери полка, при этом необходимо учесть, что 15 сгоревших в ангаре самолеты немцы видеть не могли, но учитывая эти данные в расчетах, примерное соотношение уничтоженных и поврежденных самолетов около 60.

Потери 247-го ИАП от первых двух налетов точно определить, также не представляется возможным, но видимо не менее 35-40 истребителей уничтоженными и поврежденными.

Кроме того, понесла тяжелые потери базировавшаяся на том же аэродроме 17-я КАЭ, сгорели 5 Р-5ССС и 4 У-2, из числилось в части на утро 9 Р-5ССС и 7 У-2.

Воспоминания заместителя командира 247-го ИАП Ивана Андреевича Тараненко подтверждают то, что полк после первого налета лишился большей части самолетов:

«При первом внезапном налёте мы потеряли большинство новых боевых машин и вынуждены были начинать боевые действия на устаревших самолётах. Если учесть то, что поступили молодые, только что закончившие лётные школы пилоты, и то, что командир полка за несколько дней до начала войны убыл за семьёй, то станет ясным, каким испытаниям я подвергался в первый день войны».


МиГ-3 тактический №84 предположительно из состава 4-й эскадрильи 149-го ИАП, самолёт захвачен противником летом 1941 года. Реконструкция по фотографии, художник Игорь Злобин.

Таким образом уже в ходе первых налетов экипажам Люфтваффе удалось уничтожить и повредить 107 самолетов на обоих аэродромах в Черновцах и 38 в Чернятине, кроме того в воздухе были сбиты как минимум 4 советских истребителя (скорее всего больше 5-6). Это был полный разгром, поле боя осталось за немецкими пилотами, которые под конец налета бесчинствовали над аэродромом, не встречая никакого сопротивления. Экипажи бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков мастерски отработали по целям на земле, а истребители в воздухе.

Немецким штабам, удалось грамотно спланировать удары по советским аэродромам, и организовать взаимодействие между крупными нарядами самолетов. В отличие от налета на аэродром Бельцы немецкие группы четко выдержали временные рамки, благодаря чему вторая волна самолетов появилась над Черновцами через 15-20 минут после первой, что собственно и стало основным залогом успеха. Причем, следует отметить очень большое расстояние, которое преодолевалось до советских аэродромов, штабы, спланировавшие эти полёты, ведущие групп и штурманы несомненно выполнили свою работу на 5 с жирным плюсом.

Разбирая действия советских частей, сазу отметим, что даже теоретически отбить первый удар было очень сложно. От границы, до Черновцов всего 30 - 40 км, то есть 10 минут полета, что не позволяло, даже при своевременном обнаружение самолетов противника постами ВНОС, поднять в воздух значительное количество перехватчиков. Тем не менее советские пилоты смогли взлететь под огнём противника, вели воздушный бой, но были разбиты вовремя подошедшей свежей группой немецких самолетов, которые окончательно закрепили намеченный первой группой успех. Из советских документов невозможно установить, ни на каких конкретно типах самолётах вступил в бой 149-го ИАП, исключительно на МиГ-3 или успели взлететь и пилоты И-16, ни скольким пилотам удалось набрать высоту и вступить в бой, а не быть расстрелянными на взлёте. Если исходить из данных противника, то сбивали они исключительно И-16, хотя противодействие в воздухе им оказывали и И-16 и И-19. Если предположить, что все сбитые советские истребители были И-16, что очень сомнительно, то немецким пилотам, используя численное превосходство и гораздо более совершенные Bf109E-7 победить особого труда не составляло. Но вполне резонно предположить, и иной сценарий, советские пилоты воевали исключительно на МиГ-3 и тогда получается, что 22 июня на южном фланге советско-германского фронта, в воздушных боях МиГ-3 против Bf109E сравнение числа потерь и побед составлял очень неприятную для советской стороны величину. На один сбитый «мессер» и одного пилота 55-й и 149-й ИАП разменяли 5 - 7 сбитых и 3 севших на вынужденные посадки в результате боевых повреждений «мигов», 6 пилотов погибли, двое получили ранения, в следствии которых один из них умер на следующий день.

Учитывая, что в результате налетов бомбардировщиков V авиакорпуса Люфтваффе на аэродром Боушев потерял до 50% самолетов и 12-й ИАП, а в 166-м, 149-м ИАП, и 247-м ИАП, вообще осталось по десятку исправных машин, следует признать, что части 64-й ИАД утром первого дня войны понесли потери более 50% первоначальной численности, которые ставили соединение на грань полного уничтожения при повторных атаках.


Не состоявшийся реванш и абсолютное господство в воздухе.

В этой тяжелой ситуации все зависело от энергичных и решительных действий командования 64-й ИАД, которым следовало немедленно вывести оставшиеся исправные самолеты из-под удара, с помощью резервов организовать эффективное прикрытие Черновицких аэродромов с воздуха, ну и немедленно приступить к ремонту поврежденных самолетов. Как следует из отрывочных воспоминаний участников и немногочисленных документов, в целом события развивались примерно в таком ключе, но полностью выполнить эти мероприятия не удалось.

Несмотря на достигнутые успехи, командование IV авиакорпуса, не собиралось снижать активность, в отличии от, легкомысленных румынских коллег, командир корпуса генерал Пфлюгбайль прекрасно понимал, что первые победы необходимо закрепить, не дать возможность советским частям привести себя в порядок и отремонтировать поврежденные самолеты. Поэтому, сразу после возвращения на аэродромы, технические службы начали готовить самолеты к следующей серии ударов.

После первых бомбардировок аэродромов, казалось было необходимо немедленно ответить, но советские ВВС не атаковали аэродромы Люфтваффе, командующий ВВС КОВО (ВВС ЮЗФ) генерал Е.С.Птухин, на активные действия не решился, поэтому командирам 64-й ИАД и полков приходилось уповать на маскировочные мероприятия. Однако повлияли на немецкие планы это не смогло, и как только самолеты IV авиакорпуса были подготовлены, экипажи отправились в воздух для осуществления повторного налета, главной целью которой вновь стали аэродромы в районе Черновцы.

На этот раз никакого противодействия не оказалось, это фиксируют советские документы, из донесения штаба 12 Армии:

«В 13.30 противник бомбил ст.Черновцы, мосты через р.Прут, пункты Садогура… Авиация противника сопротивления не встречает бомбит на бреющем полете…»

Из воспоминаний Пологова:

«В полдень в третий раз появились вражеские самолеты. Раздались крики: «Воздух! Воздух!» Люди кинулись в укрытия.
…показались шесть истребителей. Они пронеслись низко над землей, поливая огнем уцелевшие строения. Чтобы не обнаруживать себя, по ним никто не стрелял.
Бомбардировщики, не встречая сопротивления, шли волнами, уверенно и нагло. Посыпались бомбы. К небу вздыбились черные снопы земли…»

Телеграмма командира 64-й ИАД полковника Осадчева, от 15:17 в штаб ВВС фронта, коротко, но не менее красочно описывает обстоятельства налета:

«50 бомбардировщиков Черновицы усиленно бомбардируют. Предполагается высадка десанта. Прошу срочно оказать помощь. Своих средств недостаточно…»

Немецкие документы сухо фиксировали происходившие события, из дополнения к дневному докладу № 1 от 22.06.41 штаба IV авиационного корпуса:

«12:08 - 13:33 II/KG27 в составе 11 He111, I/LG2 в составе 20 Bf-109 и III/JG77 в составе 16 Bf-109 атаковали аэродромы 101647 и 101344.
Результат: на аэродроме 101647 было 15-20 двухмоторных самолётов, обнаружены слишком поздно, поскольку были хорошо замаскированы. Результата нет.
На аэродроме 101344 обнаружено 15 самолётов, 6-10 самолётов повреждено.
Защита зенитными орудиями: плохая и незначительная у Черновцы.
Потери: нет…»


Бомбардировка аэродрома Черновцы, фото сделано с борта He111 из KG27 22 июня 1941 года.

Отметим что видимо личному составу 247-го ИАП и 17-й КАЭ удались меры по маскировке самолетов, в результате немцы не стали атаковать аэродром Садогора. Основной урон понес 149-й ИАП, на аэродром которого обрушилась огневая мощь всех атакующих сил. Урон определить не представляется возможным, из-за отсутствия советских данных, можно предполагать только то что были уничтожены или вторично повреждены ремонтируемые после утренних налетов самолеты.

Аэродром Садогора немцы все-таки не оставило в покое, и последний в этот день налет на Черновицкий аэроузел состоялся в 18:30 – 19:00 часов. Согласно дневному докладу № 2 штаба IV авиационного корпуса от 22.06.1941г:

«I/KG27 силами 18-ти He-111 c 18:30 до 19:10 атаковал аэродром Rohozna (Рогозна или Садагора или цель 101647).
Результат: подожжены 6 самолётов. Противодействие истребителей: нет.
Наземная защита: у цели средние и лёгкие зенитные орудия, пулемёты, стрелковое оружие…»

Таким образом на Черновицком направлении все аэродромы 64-й ИАД были окончательно разгромлены, причём сопротивление истребительной авиации абсолютно отсутствовало. Повторные удары IV авиакорпуса, были нанесены несколько избыточными силами, немецкое командование очевидно перестраховалось, и можно было использовать в районе Черновцы и меньший наряд самолетов, а высвободившиеся экипажи отправить громить аэродромы Бельцы, Гросулово, Чернятин и другие.


Румынские офицеры позирует на фоне поврежденного И-153 тактический №12, предположительно Черновцы самолет 247-го ИАП. Реконструкция по фотографии, художник Александр Казаков.

Технический состав частей 64-й ИАД практически весть день занимался ремонтом поврежденных самолетов и перебазировались на тыловые аэродромы. Предсказуемо более преуспел в ремонтных работах располагавшийся на тыловом аэродроме и не потревоженный повторными ударами 166-й ИАП, личному составу которого удалось отремонтировать 22 самолета, и уже к 22:00 в строю было 28 И-16. То есть, безвозвратные потери полка составили только 14 И-16.


И-16 тип 29, тактический №23, предположительно из 166-го ИАП, самолет оставлен на обочине дороги при транспортировке в ремонт, лето 1941 года. Реконструкция по фотографии, художник Александр Казаков.

Также ударно поработали техники 149-го ИАП. Несмотря на налеты во второй половине дня 22 июня и 23 июня технический состав 149-й ИАП уже к вечеру 23 июня смог отремонтировать около двух десятков истребителей. И к вечеру второго дня войны, на аэродроме Бродек (5-10 км восточнее Залещики) в боевой готовности были 20 МиГ-3 и 5 И-16. Всего за 22 июня потери полка составили 46 МиГ-3 и И-16, уничтоженными и серьезно поврежденными на земле и в воздухе, и это, не считая учебных машин.

Командование IV авиационного корпуса вполне верно оценивало ситуацию, повторяя налеты на советские аэродромы. Самой эффективной, судя по всему стала бомбардировка аэродрома Садогора, 247-й ИАП понес новые потери, а также возможно было серьезно повреждено летное поле, из-за чего исправные самолеты полка так и не смогли 22 июня передислоцироваться на тыловые аэродромы. Только утром 23 июня полк смог перебазировать на аэродром Станислав 10 И-153 и 2 И-16, а потери составили: 42 уничтоженных и серьезно поврежденных самолета.


Итоги тяжёлого дня и парадоксы войны.

64-й ИАД лишилась большей части самолетов, но в тот момент немцы и их союзники не продвигались на Черновицком направлении, что позволило восстановить часть поврежденных самолетов и вернуть их в строй, а часть отправить в длительный ремонт. Согласно найденному в фонде ГУ ВВС КА ЦАМО РФ отчёту дивизии о потерях матчасти, всего за июнь – начало июля (с учётом 12-го ИАП и вероятно 88-го ИАП) было потеряно и уничтожено при отходе 21 МиГ-3, 20 И-153, 7 И-16, 4 УТИ-4 и 2 У-2. В капитальный ремонт отправилось: 7 И-153 и 5 И-16, в текущий ремонт: 11 И-153 и 7 И-16, в восстановительный ремонт: 7 МиГ-3, 16 И-153 и 16 И-16. Эвакуировано в Умань (судя по всему в реморганы 44-й ИАД): 5 И-153 и 3 И-16. Силами техкоманды травлено на а-м Тесминница 8 И-153. Итого потерь самолётов – 133. Но судя по всему отчёт не полный, и не учитывает судьбу всех самолётов, возможно не включены машины, не вернувшиеся из боевых вылетов, и на момент составления они не были списаны - это хорошо видно по количеству потерянных МиГ-3. Так в историческом формуляре 149-го ИАП указаны следующие потери за июнь – июль: Сбито в воздушных боях 13 МиГ-3, не вернулось из боевых вылетов – 12, сбито ЗА - 2 и своей ЗА - 1, уничтожено на земле - 8, оставлено при отходе -5, всего 51. По И-16 сбито в воздушных боях - 1, не вернулось из боевых вылетов – 13, уничтожено на земле - 3, разбит в катастрофе -1, всего – 18. Итого потерь боевых самолётов - 69. Учитывая, то что полк получил на пополнение 19 И-16, то не менее 10 МиГ-3 и 19 И-16 были сданы в реморганы и другие части при выводе в тыл на переучивание.

Что в целом можно сказать по итогам боев первого дня войны на южном направлении. Командованию и экипажам IV авиакорпусу имея небольшой наряд сил, удалось блестяще выполнить поставленную задачу, разгромить советскую истребительную авиацию в районе Черновцы и Бельцы и вынудить советские части эвакуироваться с этих авиабаз на рубеж Днестра и завоевать абсолютное господство в воздухе. Теперь западнее огромной дугу образуемой рекой Днестр, от района севернее Черновцов до Кишинева - 350 км вообще не было советских истребителей. Расстояние от границы до ближайших аэродромов истребительных полков 64-й ИАД и 20-й ИАД было более 150 км. Соответственно немецкую пехоту, наступавшую на Могилев-Подольском и Белецком направлении, можно было поддерживать в довольно тепличных условиях. На трёх аэродромах и в воздушных боях 64-й ИАД немцам удалось уничтожить и серьезно повредить около 100 истребителей, кроме того серьёзные потели понёс 55-й ИАП в Бельцах утративший на земле более 30 боевых машин, и не менее 10 сбито и подбито в воздушных боях, и еще около десятка разбито в авариях и катастрофах и брошено на месте вынужденных посадок. Всего около 150 самолётов-истребителей, и это без учёта более 40 потерянных и тяжело поврежденных самолётов 12-го ИАП, аэродром которого штурмовали Ju88 III/KG51 из состава V авиакорпуса. Противник при этом понёс минимальные потери, за день три He111 получили незначительные повреждения, ещё один повреждения 30%, и лишь в бою над Бельцами лётчиками 55-го ИАП был сбит один Bf109E, потеря 100%, пилот которого погиб.


Bf109E тактический №3 и 5 из 3/(J)LG2, лето 1941 года.

При этом естественно необходимо учитывать, что удачные действия самолетов Люфтваффе, проходили в чрезвычайно благоприятных условиях, первого внезапного удара. Кроме того, командование ВВС 9-й Армии и ЮЗФ так и не решились атаковать немецкие аэродромы и это дало возможность экипажам IV авиакорпус спокойно отдыхать между вылетами, а техсоставу готовить самолеты. В противном случае, при ответном ударе по немецким аэродромам, совсем не факт, что немцы смогли бы в течении дня продолжить свои эффективные действия по советским авиабазам, и задействовать такие наряды истребителей. Собственно, это можно подтвердить тем фактом, что успех налетов 22 июня, частям IV авиакорпуса впоследствии ни разу не удалось повторить и это в основном было связано с активными действиями советской стороны.

Естественно у IV авиакорпуса не все вылеты проходили в соответствии с планами, были и промашки, так в первой половине дня неудачей закончился вылет большой группы 13 He111 из состава III/KG27 и 10 Bf109E из I/LG2, на бомбежку аэродрома в Каменец-Подольске, вылет 3:20 – 7:40. В итоге, не обнаружив советских самолетов, которых 246-й ИАП просто еще не получил, экипажи отбомбились по скоплениям войскам в районе Хотина, и мосту через Днестр в Хотине.

Да и в целом несмотря на вполне очевидные успехи и мизерные потери, экипажам IV авиакорпуса еще только предстояло вступить в серьезные сражения.

Да 64-я ИАД базировавшаяся в районе Черновцы – Станислав понесла серьёзный урон, как и 55-й ИАП 20-й САД. Однако уже к утру следующего дня ближе к границе были переброшены 88-й и 248-й ИАП 44-й ИАД ВВС 12-й Армии, что сразу усилило группировку 64-й ИАД. Ну и полковник Осадчий предпринял решительные шаги, в первую очередь для восстановления 12-го и 149-го ИАП. Поврежденные самолёты энергично ремонтировались, кроме того, практически все оставшиеся в строю истребители 166-го и 247-го полков были переданы в их состав. По этим причинам, уже к вечеру второго дня войны на фланге IV авиакорпуса вновь стояла «несметное войско» в составе 149-го 88-й и 248-й полков ВВС 12-й Армии, в составе которых насчитывалось более сотни исправных истребителей.


Неизвестный пилот у И-16 тип 24 из ВВС 9-й Армии лето 1941 года.

Ну а базирующиеся в Молдавии и Южной Украине ВВС 9-й Армии из-за крайне неудачных действий румынских союзников вообще понесли минимальные потери, из состава 4-го, 67-го ИАП, 45-го СБАП, 35-й и 102-й КАЭ, всего около 40 боевых самолетов числились уничтоженными и тяжело поврежденными (часть из которых впоследствии была списана). И к вечеру первого дня войны командующий ВВС 9-й Армии готовясь к предстоящим боям располагал мощными авиационными кулаками, как на аэродромах за Днестром 20-я и 45-я САД, так и в районе Одессы 21-я САД, общей численностью более 800 исправных истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Собственно, основная масса ВВС 9-й Армии еще даже не вступила в бой, а абсолютное большинство советских летчиков не видели в воздухе ни одного самолета противника. Кроме того, около 900 боевых самолётов фронтовой авиации на этом направлении в бой готовились вступить ещё около 900 экипажей ВВСК Черноморского флота и 4-го авиакорпуса РГК, так что и у немцев, и румын впереди была вовсе не лёгкая прогулка, а месяцы тяжелых боёв, в которых захватывать господство в воздухе требовалось ежедневно.

Источники:

  1. ЦАМО РФ. Документы из фондов: ГУ ВВС, упр.ВВС КОВО, ОдВО, ЮЗФ, ЮФ, 149 ИАП,
  2. BA-MA. RL 10/305. Kriegstagebuch Jagdgeschwaders 77, №7.
  3. Сайт Память народа https://pamyat-naroda.ru/
  4. Документы Люфтваффе с сайта: https://invenio.bundesarchiv.de/
  5. Абрамов А. С. Последняя атака лидера. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1988.
  6. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 5-6 - Rogge GmbH, 2003.
  7. Jochen Prien. Einsatz das Jagdgeschwaders 77 von 1939 bis 1945. Teil 2 - Hamburg, 1993.
  8. Mit der Kamera an der Front Als Kriegsberichter bei der I.(J)LG2 und dem JG77. Band 3. 2018.
Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.