Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 1

0

1901

Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 1

К концу 1941 года советская авиация понесла тяжелейшие потери, недосчитавшись 20 тысяч самолетов. Численность бомбардировочной авиации – главной ударной силы ВВС Красной Армии - сократилась с 8,5 тыс. боевых машин на 1 июня 1941-го до 3,5 тыс. к концу года, а с учетом пополнения потери БА составили свыше 7 тысяч самолетов. Противнику порой удавалось уничтожать целые группы новых Пе-2, не говоря уже про устаревшие СБ, которые к концу года, наряду с ДБ-3, постепенно переходили на действия ночью. В такой непростой обстановке предстояло вступить в бой будущему Герою Советского Союза, а на тот момент молодому сержанту Федору Чеснокову.


Герой Советского Союза Федор Сергеевич Чесноков

Федор Сергеевич Чесноков родился 28 апреля 1922 года в деревне Телятинки ныне Луховицкого района Московской области в крестьянской семье. Окончив 7 классов школы № 95 и школу фабрично-заводского ученичества в Москве, работал токарем на машиностроительном заводе. В 1940 году Федор окончил программу обучения в аэроклубе, налетав примерно 30 часов, из которых около 10 – самостоятельно, и осенью был направлен в Кировобадскую военную авиационную школу пилотов, которая готовила летчиков-бомбардировщиков.

В летных программах 1940 года устанавливался налет на каждого курсанта в бомбардировочных авиашколах 14 часов 38 минут на Р-5 и 13 часов 45 минут на СБ. Однако согласно приказу Наркома обороны №080 от 3 марта 1941 часы налета в школе военных пилотов для бомбардировщиков были сокращены до 20 часов, из которых 8 часов контрольно-вывозных и 12 часов самостоятельных полетов. Обучение предполагалось производить на УСБ и СБ с предварительной тренировкой на Р-5. Согласно сборнику «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах» в Кировобадской школе налет на 1 человека составлял 25–30 часов. Можно предположить, что после окончания летной школы общий налет Федора Чеснокова составлял примерно 50–60 часов, из которых на СБ только четверть.


Сержант Чесноков на стабилизаторе СБ

Однако после выпуска сержант Чесноков был направлен не в бомбардировочную, а в разведывательную авиацию – 152-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью, вооруженную всё теми же самолетами СБ. Эскадрилья была сформирована в июле 1941-го в Закавказском военном округе, в конце августа принимала участие в операции в Иране, где без потерь совершила 66 вылетов на разведку с общим налетом 175 часов.

Сам Федор Сергеевич в интервью 1999 года вспоминал:

«Уже в июле сорок первого я получил назначение в 152-ю разведывательную эскадрилью. И летал на СБ, как правило, в глубокий тыл. Теперь-то уже можно не скрывать, летал над территорией Ирана, откуда, как я понимаю, мы ожидали вторжения в наше Закавказье...

...И хотя в полетах над Ираном мне не доводилось вступать в бой, я там многому научился. Умение скрываться над или под облаками, использовать любую специфику местности, совершать сложные маневры в самых различных обстоятельствах во многом помогли мне в дальнейшем».

С декабря 1941-го действуя с аэродрома у станции Абинская под Краснодаром, 152-я ОРАЭ в составе ВВС Закавказского, а затем Кавказского и Крымского фронта принимала участие в боях за Крым. Как писал В. Раткин в статье о Федоре Чеснокове в журнале «Мир Авиации» 4/2003 года:

«С этой площадки Федор Чесноков совершил свои первые боевые вылеты. Выполняли разведку в интересах Крымского фронта — в основном визуальную, с малой высоты из-под облаков: погода была исключительно плохая и не позволяла использовать установленные на бомбардировщике аэрофотоаппараты».

Как следует из наградного на командира 152-й ОРАЭ майора Степана Михайловича Чауса, с 11.12.41 по 15.02.42 г. эскадрилья произвела 113 боевых вылетов на разведку и уничтожение живой силы и техники противника. В воздушных боях сбиты два самолета противника - Хш-126 и Ме-109.


Из наградного командира 152-й ОРАЭ майора С.М. Чауса

За этот период эскадрилья потеряла четыре самолета с экипажами и еще одна поломка произошла на своем аэродроме.


Потери летного состава 152-й ОРАЭ в декабре 41 - январе 42.

Потери зимой 1941/42 годов частей на бомбардировщиках старых типов были очень тяжелые. 4 февраля в 454-й дальнебомбардировочном авиаполку не вернулось три ДБ-3 вместе с экипажами, а в 367-м бомбардировочном - пять СБ с экипажами. 5 февраля 150-я ОРАЭ потеряла три СБ и семь человек летного состава, 23-я КАЭ - два СБ вместе с экипажами, а в 12-м ДБАП один стрелок был убит, а второй умер от ран. Михаил Тимин в своей статье «Как с помощью «простого финского ножа» отбиться от «мессершмитта»», пишет, что после тяжелых воздушных боев 4–5 февраля 1942 года – 367-й БАП в основном перешел на ночную работу.


Потери летного состава 454 ДБАП 4.02.1942


Потери летного состава 367 БАП 4.02.1942


Потери летного состава 150 ораэ и 23 каэ 5.02.1942

В эти дни у действовавшей против ВВС Крымского фронта немецкой авиагруппы III/JG77 есть заявки - 4 февраля на 6 СБ и 1 ДБ-3 и 5 февраля 5 СБ. Сама группа потерь не понесла.


Заявки III/JG77 4-5.02.1942

Именно в этом 367-м полку, единственном, сохранившим на вооружении СБ в составе Крымского фронта, в мае 1942-го оказался Федор Чесноков. 

«После понесенных в боях потерь оставшиеся в 152-й эскадрилье пять экипажей и 3 самолета СБ включили в состав находившегося на этом же аэродроме бомбардировочного полка…

Федор опыта ночных полетов не имел — потребовалась дополнительная тренировка. Несколько раз он слетал с опытным летчиком на УСБ с закрытой «колпаком» кабиной, управляя самолетом по приборам, затем получил 4 «провозных» с контролером для проверки усвоения полученных навыков. Показав хорошее пилотирование и получив допуск к ночным полетам, Федор выполнил 4 ночных полета по кругу и 2 — в зону. Комполка, удовлетворенный результатами переучивания (дело было в мае 1942 г.), сказал Федору: «Завтра полетишь на боевое задание»». (В. Раткин. Мир Авиации 4/2003)


Подготовка СБ к ночному вылету. Фото из книги Маслова.

На первое ночное бомбометание Чесноков полетел в паре с опытным ведущим, держась в строю по навигационным огням на его самолете. Ближе к линии фронта ведущий огни погасил, и Федор на время потерял его из виду, но потом обнаружил по пламени из выхлопных патрубков. Отбомбившись по аэродрому Саки летчик снова потерял ведущего и вновь обнаружил его по пламени патрубков уже на обратном пути. После посадки ведущий похвалил Чеснокова, а штурман младший лейтенант Григорий Токаленко предложил в следующий вылет на ту же цель пойти самостоятельно, но это едва не закончилось печально. После сброса бомб экипаж сбился с маршрута, повернув в сторону Черного моря вместо Азовского. Садиться пришлось на неизвестном аэродроме, где полоса не подсвечивалась прожекторами. Успешно приземлившись и восстановив ориентировку, летчики добрались до своего аэродрома на последних каплях горючего. После этого еще три раза экипаж Ф. Чеснокова ходил на задание с опытным ведущим и только после этого командир полка разрешил молодому летчику действовать самостоятельно. Ночная боевая работа в то время, как следует из наградных и других документов, велась довольно интенсивно.


Летчики 367 БАП у самолета СБ. Федор Чесноков справа.

«31 мая 1942 года экипаж бомбил самолёты противника на аэродроме Саки ночью одиночно с высоты 1400 м. После бомбометания отмечено три больших пожара, горело три самолёта. Над целью обстреливался ЗА и ЗП».

«3 июня 1942 г. Бомбометание по материальной части самолетов противника на аэродроме Сарабуз с Н=1200 м. Экипажем было уничтожено 2 зенитно-пулеметных точки и возник 1 сильный пожар».

В данном случае немцы подтверждают потерю на аэродроме бомбардировщика Ju88А-4 w/n 3752 из состава I группы 51-й бомбардировочной эскадры (I./KG51), получившего 80% повреждений.

«9 июня 1942 г. Бомбометание по самолетам противника на аэродроме Сарабуз. Ночью одиночно после бомбометания экипажем отмечен пожар в двух местах северной части аэродрома».
«11 июня 1942 года произвёл бомбометание по матчасти ВВС противника на аэродроме Сарабуз. В результате бомбометания уничтожен один двухмоторный самолет».

В июне 1942 года в составе полка Федор Чесноков принимает участие в обороне Севастополя. С 1 по 30 июня экипаж Чеснокова с аэродрома подскока Анапа выполнил семь боевых вылетов с налетом 25 часов 28 минут с целью бомбардировки вражеских позиций в населенных пунктах Камары и Балаклава.


Список летного состава 367 БАП, участников обороны Севастополя

«14 июня 1942 г. Экипаж бомбил по переднему краю обороны противника в р-не Симферополь ночью одиночно с Н=1400 м, несмотря на сильный огонь противника экипаж бомбил по стреляющим батареям. В результате было уничтожено 2 стреляющих орудия».

«29 июня 1942 года бомбил передний край обороны противника в районе Балаклава. В результате бомбометания уничтожено орудие с прислугой, несмотря на то что самолет Чеснокова был обнаружен шестью прожекторами, умелым маневром вышел из зоны лучей».
«5 июля 1942 года т. Чесноков произвел 2 боевых вылета по уничтожению самолетов противника на аэродроме Сарабуз, на котором по данным разведки было сосредоточено до 90 самолетов. Несмотря на сильный огонь ЗА и ЗП т. Чесноков в каждый налет сделал по 3 захода на цель. Эффективным бомбометанием экипаж т. Чеснокова за 2 налета уничтожил 7 самолетов».
«9 июля 1942 года экипаж производил разведку аэродромов противника от Мариуполя до Сталино, на высоте 6000 м был атакован истребителем противника Ме-110. В результате воздушного боя экипаж т. Чеснокова вышел победителем, последний был сбит стрелком-радистом, о чем имеется подтверждение наземных войск». (Подробно этот эпизод описан в статье М. Тимина "Как с помощью «простого финского ножа» отбиться от «мессершмитта»")
«11 июля 1942 года экипаж т. Чеснокова бомбометанием с высоты 2100 м поджег склад с горючим, уничтожил 8 автомашин и 2 цистерны с горючим в порту Мариуполь, что подтверждено фотоснимками».

В конце июля 1942 года гитлеровское командование приступило к осуществлению плана овладения Кавказом, получившего условное наименование «Эдельвейс». Ближайшей задачей своего наступления гитлеровцы считали окружение и уничтожение советских войск между нижним течением Дона и Кубанью. С 25 июля по 17 августа шла борьба на переправах через Дон и осуществлялся отход советских войск к предгорьям Главного Кавказского хребта.

«367 сбап шестью самолетами СБ в период 01.44–02.30 21.7.42 с высоты 1200 м уничтожал колонну танков и автомашин по дороге Морозовская на Парамонов и в пункте Парамонов. Произведено 6 самолето-вылетов, летало 6 самолетов, налет 18ч.55м. Израсходовано 16 ФАБ-100, 16 ФАБ-50, 12 САБ-25, 360 КС. Уничтожено и, предположительно, повреждено 10 автомашин. Экипаж летчика Чеснокова, после выполнения задания, произвел посадку Елизаветинская, откуда перелетел на свой аэродром. Потерь нет».
«28 июля 1942 года ночью экипаж т. Чеснокова бомбометанием с высоты 800 м с трех заходов уничтожил 4 автомашины и уничтожил и рассеял до роты пехоты противника в пункте Николаевская».

В этот период 5-я воздушная армия располагала очень ограниченным количеством ударных машин. Так на 1 августа в ее составе был всего 31 исправный бомбардировщик (17 ДБ-3, 9 СБ, 2 Пе-2 и 3 ТБ-3), а 30 сентября - 22 (2 Пе-2, 6 ДБ-3, 8 СБ и 6 У-2). С середины августа 367-й полк, как и вся 132-я бомбардировочная авиадивизия, действовал с аэродрома Кутаиси. Выход на цели осуществлялся от ориентира – маяка Адлер, с последующим уточнением по световым сигналам, обозначающим линию боевого соприкосновения, по расчету времени и курсу, характерным очертаниям береговой линии Черного моря с контролем по РПК-2 и пеленгатору, а в лунные ночи по линейным ориентирам.

Основным тактическим приемом бомбардировщиков при действии ночью были удары одиночными самолётами или парами эшелонировано по времени, с отыскиванием целей при помощи светящихся авиабомб (САБ) и сбросом бомбовой нагрузки по цели с двух-четырех заходов с приглушенными моторами и уходом на боевой курс в сторону луны (в лунные ночи). Сбрасывание бомб производилось как правило сериями по две-четыре штуки с последующей корректировкой по разрывам первых бомб и вызванным пожарам. Подсвечивание целей в сентябре не применялось из-за отсутствия осветительных бомб, что снижало эффективность бомбометания и затрудняло поиск целей экипажам.


Бомбардировщик СБ в полете

«18 августа 1942 года днем экипаж т. Чеснокова успешно выполнил задание по разведке войск противника с фотографированием и после этого бомбометанием уничтожил 4 автомашины и до 30 гитлеровцев по дороге Майкоп-Дмитриевка».

«20 августа 1942 года экипаж бомбил по скоплению войск противника в районе Микоян-Шахар. В результате бомбометания уничтожены две автомашины с грузом и несколько гитлеровцев».

Согласно оперативным сводкам 132-й БАД за период с сентября 1942 года по январь 1943 года дивизия наносила бомбовые удары по коммуникациям противника на Туапсинском и Моздокском направлениях.

«5 сентября 1942 года экипаж бомбил скопление автомашин противника в пункте Кабардинская. В результате бомбометания уничтожено шесть автомашин с грузом противника, рассеяно и частично уничтожено до двух взводов пехоты противника».
«6 сентября 1942 года ночью бомбометанием с высоты 900 м уничтожено 2 двухмоторных самолета на северо-восточной окраине аэродрома Майкоп».

В немецких данных отмечено уничтожение на аэродроме Майкоп связного самолета Fi156 w/n 5783 из 66-й эскадрильи связи.

«8 сентября 1942 года экипаж одиночно ночью бомбил самолеты противника на аэродроме Майкоп. В результате бомбометания уничтожено - один двухмоторный самолет противника на старте и один прожектор».

Немецкие данные подтверждают уничтожение на аэродроме Майкоп дальнего разведчика Ju88D-5 w/n 430074 из 4-й (дальней) эскадрильи 122-й разведывательной авиагруппы (4.(F)/122).

«3 октября 42 года ночью бомбометанием с высоты 750 м уничтожено 2 танка, а затем с обстрелом из пулеметов с высоты 300-400 м уничтожено до 35 гитлеровцев в районе Хадыженская».
«7 октября 1942 года экипаж бомбил самолёты противника на аэродроме Майкоп. В результате бомбометания уничтожен один самолет на стоянке и один самолет повреждён в капонире».
«14 декабря 42 года экипаж т. Чеснокова с высоты 800-400 м дважды бомбил и обстрелял войска противника, подходившие к линии фронта в районе Апшеронская и уничтожил 2 автомашины и до 50 гитлеровцев».

К 1 ноября 1942 года Федор Чесноков произвёл 92 боевых вылета с общим налетом 246 часов 47 минут, из них ночью 71 боевой вылет с налетом 196 часов 25 минут без потери ориентировки и поломок. За эти боевые успехи 27 ноября 1942 года командир 367-го БАП майор Автомонов представил мл. лейтенанта Чеснокова к первой правительственной награде - ордену Красного Знамени.

Награждение затянулось и 29 декабря 1942 года комполка представил Чеснокова к ордену Красной Звезды уже за 110 успешных боевых вылетов с общим налетом 293 ч. 40 мин., из них ночью 92 вылета с налетом 253 ч. 20 мин. Но уже на следующий день, 30 декабря 1942 года Федор Чесноков получил свой заслуженный орден Красного Знамени, а через несколько дней, 3 января 1943 года, вручили и орден Красной Звезды.

А 19 января командир полка написал на младшего лейтенанта Чеснокова представление к званию Героя Советского Союза за 116 успешных боевых вылетов с налетом 311 часов, из них 98 вылетов ночью с налетом 268 часов и нанесенные в этих вылетах врагу потери: в воздушном бою сбит 1 Ме-109, на земле уничтожено 14 самолетов, 8 танков, 32 автомашины, 4 зенитных точки, до 40 подвод с грузом, 5 тракторов, 2 склада с боеприпасами, разрушены 2 переправы через водный, рубеж. Наградной лист подписал командир 132-й БАД полковник Федоров, однако командующий 5-й ВА генерал-майор Горюнов понизил статус награды до ордена Отечественной войны I степени, которым Ф. Чесноков и был награжден 11 февраля 1943 года.

Боевая работа тем временем продолжалась, войска фронта начали Краснодарскую наступательную операцию.

«11 февраля 1943 года экипаж т. Чеснокова бомбил скопление автомашин с военным грузом и живой силой противника по дороге Варениковская-Тамань ночью с высоты 800–1000 м с трех заходов. В результате бомбометания уничтожено 6 автомашин».
«11 марта 1943 года экипаж тов. Чеснокова дважды в ночь бомбил материальную часть самолетов противника на аэродроме Багерово с высоты 1000–1800 метров. Несмотря на сильное сопротивление ЗА и ЗП противника во взаимодействии с 16 прожекторами, тов. Чесноков применял военную хитрость в воздухе метко поражал цель. За 2 боевых вылета тов. Чесноков уничтожил 4 самолета противника, что подтверждено экипажем».

В журнале боевых действий 132-й БАД налеты на Багерово отмечены и 11, и 12 марта, причем немецкие данные подтверждают уничтожение там 12 марта тяжелого транспортного планера Go242 w/n 0429 из состава 1-й десантной авиаэскадры.

«15 апреля 43 года экипаж т. Чеснокова одиночно ночью с высоты 800-1000 м бомбил боевые порядки противника в пункте Федотовка. Тремя боевыми вылетами в ночь, бомбами и пулеметным огнем уничтожил 4 стреляющих орудия с прислугой и до 100 немецких солдат и офицеров, производил по 3-4 захода, изматывал противника».

«30 апреля 1943 года экипаж т. Чеснокова бомбил боевые порядки противника ночью одиночно с высоты 800-1000 м. За произведенных 2 боевых вылета в ночь в пункте Красный экипажем уничтожено 3 пулеметных точки, 2 стреляющих орудия с прислугой, свыше 150 немецких солдат и офицеров. Экипаж смело действовал при налете, производя по 2-3 захода, обстреливали с пулеметов».

К З мая 1943 года Федор Чесноков, ставший уже командиром звена, совершил 171 боевой вылет с налетом 454 часа 45 минут, из них 145 вылетов ночью с налетом 395 часов и командир 367-го БАП подполковник Автомонов вновь представил его к Герою. На этот раз вышестоящим командованием представление было утверждено и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года Федору Чеснокову было присвоено звание Герой Советского Союза.


Герой Советского Союза Ф.С. Чесноков. Фото 1944 года, незадолго до награждения вторым орденом Красного Знамени

Тем временем, в мае 1943 года в составе 367-го БАП осталось всего четыре исправных СБ. Лётный состав потихоньку начали переводить в другие части, не обошла эта участь и экипаж Федора Чеснокова. Он и его штурман Григорий Токаленко были направлены в 836-й БАП 113-й БАД. А вот их стрелок Михаил Южанин и Павел Лойтер, в некоторых документах также фигурирующий как штурман экипажа Чеснокова, остались в 132-й дивизии, но были направлены в летавший на американских «Бостонах» 63-й БАП. Начальник связи эскадрильи Сергей Дурнов, который в качестве стрелка-радиста участвовал в памятном вылете на разведку 9 июля 1942 года, продолжил службу в 367-м БАП.

Григорий Яковлевич Токаленко. Родился 13.05.1918. К концу войны старший лейтенант, штурман звена 836-го БАП, совершил около 200 боевых вылетов. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями. Умер 14.02.1998 Южанин Михаил Александрович. Родился 07.11.1919. К концу войны старшина, воздушный стрелок 63-го БАП, выполнил 146 боевых вылетов. Награжден орденом Красной Звезды, медалью "За отвагу" и другими медалями. Умер 10.11.1977


Дурнов Сергей Васильевич. Родился 25.09.1916. К концу войны старший лейтенант, начальник связи эскадрильи 367-го БАП, выполнил 150 боевых вылетов. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями. Умер 02.11.1956. Лойтер Павел Наумович. Родился 09.01.1922. К концу войны лейтенант, штурман экипажа 63 БАП, выполнил свыше 185 боевых вылетов (на июль 44-го). Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени. Умер в 1990 году.

После перехода в 836-й БАП Федор Чесноков переучился на Ил-4 и в составе 113-й БАД участвовал в дневных операциях под Орлом.

Продолжение


Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 1

Фёдор Чесноков в боях на бомбардировщике Часть 2

Источники:

  1. В. Раткин Герой Советского Союза Федор Сергеевич Чесноков. Мира авиации. №4(33) 2003
  2. М. Тимин. Как с помощью «простого финского ножа» отбиться от «мессершмитта». (tacticmedia.ru)
  3. В. Горбач. Над огненной дугой. Советская авиация в Курской битве. М.: Яуза, Эксмо, 2007
  4. Сайт Память народа https://pamyat-naroda.ru/
  5. Сайт ОБД Мемориал https://obd-memorial.ru
  6. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 9 - struve-druck, 2005.
  7. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 12 - Buchverlag Rogge GmbH, 2012
  8. Документы Люфтваффе с сайта: https://invenio.bundesarchiv.de/
  9. Гриф секретности снят: Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. — М.: Воениздат, 1993.
  10. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.
  11. Маслов М.А. Скоростные бомбардировщики Сталина СБ и Ар-2. - М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО: 2010
  12. Сайт Авиаторы Второй мировой allaces.ru
  13. "Каждый полет мог быть последним" (интервью Ф.С. Чеснокова порталу pravda.ru 20.04.1999)
  14. Сайт объединения поисковых отрядов "Брянский фронт" http://bryanskfront.mybb.ru/
Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.