11 октября 2022
2989
Авиация, Великая Отечественная война, СССР, Германия
В истории воздушных сражений Великой Отечественной войны известно множество непроверенных или должным образом неисследованных эпизодов, не только приобрётших широкую известность среди любителей военной истории, но и тиражируемых в специальной литературе. И напротив, реальные эпизоды, которые находят подтверждение в том числе в документах противника, практически не известны, а имена совершившие эти подвиги героев фактически преданы забвению. К подобным случаями относится и использование в воздушных боях советскими лётчиками-истребителями реактивных снарядов – знаменитых РС. Так несмотря на то, что в первый раз РС были успешно применены уже 22 июня 1941 года лётчиками 67-го истребительного авиационного полка, до сих пор в отечественной историографии этот боевой эпизод не описывался ни разу.
Бой над аэродромом Выстав
В вышедшем на рубеже XXI века третьем издании мемуаров знаменитого балтийского аса Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева «Во имя Ленинграда» описано, как он 12 марта 1942 года, пилотируя И-16, он смог над аэродромом Выстав лично сбить два Ме-109, в том числе один реактивными снарядами и этот самолёт упал непосредственно на аэродроме Выстав. Причём оба пилота «мессершмитов» якобы были асами – некие Гюнтер Бартлинг и Херберт Лейште. Голубев этому бою уделяет очень много внимания, подробно описывая, как он долго рассчитывал и готовился к подобным действиям против немецких «охотников». Подробно о данном эпизоде можно почитать непосредственно в книге, которая доступна на портале «Милитера».
Однако, после изучения источников по ВВС КБФ становится понятно, что лично Голубеву был засчитан только один Ме-109, упавший северо-восточнее аэродрома Выстав, вторую победу Голубев разделил с еще тремя летчиками, а сбитый истребитель упал в районе Дусьево. Да и сами обстоятельства боя несколько отличаются от мемуаров уважаемого ветерана:
«14:00-15:00. Шесть И-16 из 4 гиап прикрывали войска 54-й армии. При возвращении на свой аэродром, ведомый В.Ф. Голубева В.М. Дмитриев заметил сзади разрывы зенитных снарядов и дал сигнал ведущему. Голубев развернулся и в лобовой атаке с первой же очереди сбил Bf-109. Тут же Голубев атаковал ведомого Bf-109. Бой вели на виражах. Второй Bf-109 сделал горку, попытался уйти вниз, но был сбит перекрестным огнем А.Ю.Байсултанова и Е.И.Дмитриева».Очевидно, что именно второй «мессер», якобы подбитый РС и впоследствии «добитый» парой Байсултанова и Дмитриева, и «упал» у Дусьево, однако фактически ведущий немецкой пары видимо все-таки ушёл пикированием до земли.
Согласно данным противника, единственной жертвой лётчиков 4-го ГИАП стал Bf 109F-2 (№8997 тактический №10 белый) из 1/JG 54, который был потерян на 100% в воздушном бою с И-16 в 10 км северо-восточнее Шум, пилот унтер-офицер Ханс Шварцкопф (Uffz. Hans Schwartzkopf) погиб.
В общем, даже если высказанная выше версия не верна, и Голубев действительно приземлил «мессершмитт» залпом РС, можно однозначно утверждать только то, что унтер-офицер Ханс Шварцкопф вовсе не был асом, да и вообще не имел личных побед.
Истребитель стервятников Иван Одинцов
Интересно, что ещё до весны 1942 года в воздушных боях в районе Ленинграда немецкие истребители несли потери от применения реактивных снарядов, причём в двух случаях жертвами меткого огня стали именно асы Люфтваффе.
В истории 14-го гвардейского истребительного авиаполка описан следующий эпизод:
«Это было 30 сентября. По сигналу «воздух» с аэродрома взлетела пятерка «чаек» под командой майора Галицына, который решил посмотреть на боевую работу своих питомцев и поучить молодежь, как нужно драться. Нижняя кромка облаков проходила на высоте 400-500 метров. Лейтенант Одинцов, взлетев первым, пробил толстый слой облаков и вышел первым на их верхнюю кромку. Здесь ярко светило солнце. Не успев еще оглядеться и привыкнуть к яркому солнечному свету, Одинцов заметил, что на него устремились два фашистских стервятников. Зайдя со стороны солнца, они рассчитывали застать нашего патруля врасплох. Два маститых «ганса» с бешеной скоростью пикировала на Одинцова. Одинцов был один. Он мог бы уйти в облака, подождать остальных товарищей и тогда принять бой, но так поступают фашисты, а не летчики 7-го КИАП (7 марта 1942 года 7 ИАП был преобразован в 14 ГИАП прим. – ред.) Одинцов смело, с набором высоты, идет в лоб врага. Слепит солнце. Расстояние между самолетами быстро сокращается. Вот противников разделяет 800-700 метров и, наконец, 600 метров. Поймав в прицел одного стервятника, Одинцов выпускает пару РС. Стервятник задымился и начал разваливаться в воздухе! Одинцов переносит огонь на другого. Но тот, напуганный участью товарища, отворачивает в сторону и с резким пикированием пытается уйти в облачность. К этому времени подоспели остальные летчики во главе с майором Голицыным, который стремительно ринулся за удирающим бандитом. Меткая очередь - и самолет бандита стал падать на землю на южной окраине Ленинграда. Фашист, сбитый Одинцовым, выбросился с парашютом. В Новой Деревне его поймали ленинградские женщины. Он дрожал и ежился, вшивый детоубийца. Пытался выбросить в заросшую бурьяном канаву «высокую награду фюрера», свой крест на муаровой трехцветной ленте. Так бесславно закончил свой подлый путь убийца беззащитных жителей - капитан Лигнитц, командир истребительной группы, действовавшей под Ленинградом.»
В кратком журнале боевых действий полка этот эпизод описан гораздо сдержаннее:
«13:00. 5 И-153, под командой майора Галицина взлетели по тревоге. Вели воздушный бой. Сбили два Ме-109. Один летчик – капитан Лигниц взят в плен».Сведения о такой победе попали в прессу, причём в статье были названы все участники боя.
С большой долей вероятности, атакованный Одинцовым «мессер» начал падать и уже под облаками был обстрелян другими пилотами группы, в том числе майором Галицыным, став второй победой группы в этом бою. Вероятно, лётчики толком не могли объяснить, кто внёс самый большой вклад, поэтому денежную премию поделили на всех поровну, а обе победы записали как групповые. Интересно, что в одном из документов о боевых подвигах полка автором победы над Лигницем указан уже подполковник Галицын, однако в характеристике, которая была составлена в тот же период, победа все-таки указана как групповая. А вот в характеристике Одинцова вообще нет упоминаний о победах. К сожалению, все участники этого боя с советской стороны в разное время погибли в воздушных боях или лётных происшествиях…
Из боевого вылета в тот день действительно не вернулся командир III группы JG54 гауптман Арнольд Лигнитц (Hptm. Arnold Lignitz) – ас с 25 личными победами в активе и рыцарским крестом на шее. Большинство побед он одержал ещё в ходе «Битвы за Британию».
Интересно, что по немецким данным его Bf 109F-2 (W.Nr. 9668) был сбит зенитным огнём, что лишь подтверждает версию о поражении истребителя взрывом РС и, как следствие, авторство победы Ивана Давыдовича Одинцова. Ведомый Лигнитца унтер-офицер Рейнхард Майзиг (Uffz. Reinhard Meisig), который благополучно вернулся на свой аэродром, доложил, что наблюдал падающий самолет ведущего с оторванным крылом, и решил, что это было следствием попадания зенитного снаряда.
По «героической версии» дальнейшей судьбы Лигница, при приземлении он ударился о дом, а затем его избили местные жители, после чего от полученных травм немецкий ас быстро скончался. Посмертно был повышен в звании до майора. Однако, в документах 5-й САД есть протокол допроса Лигница, датированный 8 октября, и судя по его содержанию, Лигниц в целом был в адекватном состоянии.
Последняя охота гауптмана Экерле
Не менее интересный бой произошёл 14 февраля 1942 года. Из документов ВВС КБФ:
«14.02.1942 г. 15:00-16:05. Четыре И-15бис из 71 иап (61 иабр, КБФ) (Петрухин — Барановский, Марков — Савосин) на высоте 1100 м производили разведку войск противника в районе Вороново — Мга - Тосно - Малукса в интересах 54-й А. В 15:35 в районе Турышкино на высоте 1100 м атакованы снизу слева двумя Bf-109, которые открыли огонь с дистанции 100-50 м, дав две длинные очереди из пулеметов и пушек. После второй атаки И-15бис сержанта А. Барановского вошел в штопор и загорелся. Упал в районе Турышкино на территории противника. Оставшиеся самолеты продолжали бой, прикрывая друг друга и оттягивая центр боя на свою территорию. Летчики произвели до 15 атак РСами и пулеметным огнем. На последних трех атаках один Bf-109 загорелся и упал в районе оз. Белое».
Что главное, эта заявка на победу имеет под собой веские основания! В этот день командир l группы JG 54 гауптман Франц Экерле (Hptm. Franz Eckerle) не вернулся из боевого вылета, его Bf 109F-2 №9728 был потерян от воздействия противника в районе Вороново.
За несколько минут до гибели в 15:25 ему записана (со слов вернувшегося ведомого) победа над И-153, которая стала 59 и последней в карьере немецкого аса.
Ведомый Экерле, унтер-офицер Герхард Проcке (Uffz. Gerhard Proske), по возвращению на аэродром написал следующее донесение:
«14.2.1942 в 14.20 я вылетел в качестве ведомого у гауптмана Экерле на свободную охоту в северо-восточном направлении. В 15:10 мы вступили в воздушный бой с четырьмя "Кертиссами", причем мой ведущий гауптман Экерле сбил один самолет противника. Остальные три самолета попытались уйти на северо-восток на бреющем полете. Мы преследовали их на бреющем полете, но были вынуждены оторваться от преследования незадолго до Шум, так как наш запас топлива подходил к концу. Меняя курс на запад, я заметил, что нас обстреливают с Земли. Сразу после этого Bf109 моего ведущего потянул за собой шлейф темного дыма. Я немедленно сообщил об этом по рации и спросил, не ранен ли герр гауптманн...»За исключением некоторого несоответствия времени боя, указанного в донесениях пилотов 71-го ИАП и докладе унтер-офицера Герхарда Проcке, которое скорее всего произошло из-за невнимательности пилотов, остальные обстоятельства, ход боя, место боя, в описаниях вполне соответствуют друг – другу.
Проводя реконструкцию событий, можно построить следующую картину произошедшего. После первой результативной атаки, гауптман Экерле с ведомым стали преследовать оставшиеся 3 И-15Бис, но в ответ получили несколько залпов реактивными снарядами, одним из которых истребитель Экерле был поврежден. Немец повернул в сторону позиций Вермахта, но не смог дотянуть до линии фронта. То, что ведомый принял взрыв РС за разрыв зенитного снаряда, как показывает практика, обычное явление.
Успех советских пилотов на устаревших истребителях становится вполне понятен после изучения их биографий. Ведомый второй пары сержант Иван Ильич Савосин, как и погибший в бою Алексей Барановский, очевидно был молодым пилотом, а вот ведущий звена Дмитрий Федорович Петрухин воевал с начала войны и, согласно наградному листу, к 12 апреля 1942 года совершил 365 боевых вылетов. Ведущий второй пары Василий Сергеевич Марков также воевал с начала войны, был дважды награждён и к началу 1942 года совершил более 200 боевых вылетов.
Сбитый Ме-109 пошёл на счета пилотов как сбитый в составе звена, хотя можно предположить, что он стал жертвой или Дмитрия Петрухина или Василия Маркова. К сожалению, как и в случае с победителями гауптмана Лигница, все советские пилоты, участвовавшие в бою с парой Экерле, погибли в воздушных боях или были сбиты зенитным огнём противника.
Война не щадила своих героев, но сегодня мы, к счастью, имеем реальную возможность узнать их имена и чтить их подвиги и заслуги.
Алексей Петрович Барановский также упомянут Каберовым в своей книге в главе "Атакует Алеша Барановский". http://militera.lib.ru/memo/russian/kaberov_ia/04.html Хотя дата гибели со слов его сослуживца Евгения Ивановича Сусанина указана в книге не верно - 11.02.1942 г.
Также в Вашей статье не упомянут заявленный 2ГСС Г.Речкаловым сбитый РС Ме-109, который он сбил в начале войны в одном из первых своих боевых вылетов в составе 55 ИАП. Об этом он писал в своих мемуарах "В небе Молдавии".
Про Речкалова не писал, ибо рассказ был про сбитых РС немецких асов...
could you maybe tell me who owns the photo of Arnold Liegnitz sitting on his plane. I have Arnold Liegnitz's peaked cap and would be very happy if I got this photo of him.
Best Regards
Uwe