Как эрэсом сбить немецкого аса

11 октября 2022

Михаил Тимин

3

2989

Как эрэсом сбить немецкого аса

В истории воздушных сражений Великой Отечественной войны известно множество непроверенных или должным образом неисследованных эпизодов, не только приобрётших широкую известность среди любителей военной истории, но и тиражируемых в специальной литературе. И напротив, реальные эпизоды, которые находят подтверждение в том числе в документах противника, практически не известны, а имена совершившие эти подвиги героев фактически преданы забвению. К подобным случаями относится и использование в воздушных боях советскими лётчиками-истребителями реактивных снарядов – знаменитых РС. Так несмотря на то, что в первый раз РС были успешно применены уже 22 июня 1941 года лётчиками 67-го истребительного авиационного полка, до сих пор в отечественной историографии этот боевой эпизод не описывался ни разу. 


Летчик 4-й эскадрильи 67-го ИАП лейтенант Николай Моисеевич Ермак, около полудня 22.06.41г. уничтоживший РС два румынских бомбардировщика PZL-37 «ЛОСЬ».

Бой над аэродромом Выстав

В вышедшем на рубеже XXI века третьем издании мемуаров знаменитого балтийского аса Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева «Во имя Ленинграда» описано, как он 12 марта 1942 года, пилотируя И-16, он смог над аэродромом Выстав лично сбить два Ме-109, в том числе один реактивными снарядами и этот самолёт упал непосредственно на аэродроме Выстав. Причём оба пилота «мессершмитов» якобы были асами – некие Гюнтер Бартлинг и Херберт Лейште. Голубев этому бою уделяет очень много внимания, подробно описывая, как он долго рассчитывал и готовился к подобным действиям против немецких «охотников». Подробно о данном эпизоде можно почитать непосредственно в книге, которая доступна на портале «Милитера».


Командир эскадрильи 4-го ГИАП старший лейтенант Василий Фёдорович Голубев.

Однако, после изучения источников по ВВС КБФ становится понятно, что лично Голубеву был засчитан только один Ме-109, упавший северо-восточнее аэродрома Выстав, вторую победу Голубев разделил с еще тремя летчиками, а сбитый истребитель упал в районе Дусьево. Да и сами обстоятельства боя несколько отличаются от мемуаров уважаемого ветерана:

«14:00-15:00. Шесть И-16 из 4 гиап прикрывали войска 54-й армии. При возвращении на свой аэродром, ведомый В.Ф. Голубева В.М. Дмитриев заметил сзади разрывы зенитных снарядов и дал сигнал ведущему. Голубев развернулся и в лобовой атаке с первой же очереди сбил Bf-109. Тут же Голубев атаковал ведомого Bf-109. Бой вели на виражах. Второй Bf-109 сделал горку, попытался уйти вниз, но был сбит перекрестным огнем А.Ю.Байсултанова и Е.И.Дмитриева».
Очевидно, что именно второй «мессер», якобы подбитый РС и впоследствии «добитый» парой Байсултанова и Дмитриева, и «упал» у Дусьево, однако фактически ведущий немецкой пары видимо все-таки ушёл пикированием до земли.


Схема боя над аэродромом Выстав.


. Карта района боя 12.03.42 г.

Согласно данным противника, единственной жертвой лётчиков 4-го ГИАП стал Bf 109F-2 (№8997 тактический №10 белый) из 1/JG 54, который был потерян на 100% в воздушном бою с И-16 в 10 км северо-восточнее Шум, пилот унтер-офицер Ханс Шварцкопф (Uffz. Hans Schwartzkopf) погиб. 

В общем, даже если высказанная выше версия не верна, и Голубев действительно приземлил «мессершмитт» залпом РС, можно однозначно утверждать только то, что унтер-офицер Ханс Шварцкопф вовсе не был асом, да и вообще не имел личных побед. 

Истребитель стервятников Иван Одинцов

Интересно, что ещё до весны 1942 года в воздушных боях в районе Ленинграда немецкие истребители несли потери от применения реактивных снарядов, причём в двух случаях жертвами меткого огня стали именно асы Люфтваффе.

В истории 14-го гвардейского истребительного авиаполка описан следующий эпизод:

«Это было 30 сентября. По сигналу «воздух» с аэродрома взлетела пятерка «чаек» под командой майора Галицына, который решил посмотреть на боевую работу своих питомцев и поучить молодежь, как нужно драться. Нижняя кромка облаков проходила на высоте 400-500 метров. Лейтенант Одинцов, взлетев первым, пробил толстый слой облаков и вышел первым на их верхнюю кромку. Здесь ярко светило солнце. Не успев еще оглядеться и привыкнуть к яркому солнечному свету, Одинцов заметил, что на него устремились два фашистских стервятников. Зайдя со стороны солнца, они рассчитывали застать нашего патруля врасплох. Два маститых «ганса» с бешеной скоростью пикировала на Одинцова. Одинцов был один. Он мог бы уйти в облака, подождать остальных товарищей и тогда принять бой, но так поступают фашисты, а не летчики 7-го КИАП (7 марта 1942 года 7 ИАП был преобразован в 14 ГИАП прим. – ред.) Одинцов смело, с набором высоты, идет в лоб врага. Слепит солнце. Расстояние между самолетами быстро сокращается. Вот противников разделяет 800-700 метров и, наконец, 600 метров. Поймав в прицел одного стервятника, Одинцов выпускает пару РС. Стервятник задымился и начал разваливаться в воздухе! Одинцов переносит огонь на другого. Но тот, напуганный участью товарища, отворачивает в сторону и с резким пикированием пытается уйти в облачность. К этому времени подоспели остальные летчики во главе с майором Голицыным, который стремительно ринулся за удирающим бандитом. Меткая очередь - и самолет бандита стал падать на землю на южной окраине Ленинграда. Фашист, сбитый Одинцовым, выбросился с парашютом. В Новой Деревне его поймали ленинградские женщины. Он дрожал и ежился, вшивый детоубийца. Пытался выбросить в заросшую бурьяном канаву «высокую награду фюрера», свой крест на муаровой трехцветной ленте. Так бесславно закончил свой подлый путь убийца беззащитных жителей - капитан Лигнитц, командир истребительной группы, действовавшей под Ленинградом.»


План района боя 30.09.41г.

В кратком журнале боевых действий полка этот эпизод описан гораздо сдержаннее: 

«13:00. 5 И-153, под командой майора Галицина взлетели по тревоге. Вели воздушный бой. Сбили два Ме-109. Один летчик – капитан Лигниц взят в плен».
Сведения о такой победе попали в прессу, причём в статье были названы все участники боя.

Участники воздушного боя 30.09.1941 г.: Командир 7-го КИАП майор Георгий Михайлович Галицын и Заместитель командира эскадрильи 7-го КИАП капитан Иван Давыдович Одинцов


Пилоты 7-го КИАП участвовавшие в бою 30.09.41 г.: младшие лейтенанты Иван Устинович Бойко, Юрий Николаевич Кемерилов и старший лейтенант Сергей Борисович Мясников


. Статья про героизм И.Д.Одинцова.(слева) Командир 7 КИАП майор Галицын и зам.ком-ра эскадрильи капитан Одинцов.

С большой долей вероятности, атакованный Одинцовым «мессер» начал падать и уже под облаками был обстрелян другими пилотами группы, в том числе майором Галицыным, став второй победой группы в этом бою. Вероятно, лётчики толком не могли объяснить, кто внёс самый большой вклад, поэтому денежную премию поделили на всех поровну, а обе победы записали как групповые. Интересно, что в одном из документов о боевых подвигах полка автором победы над Лигницем указан уже подполковник Галицын, однако в характеристике, которая была составлена в тот же период, победа все-таки указана как групповая. А вот в характеристике Одинцова вообще нет упоминаний о победах. К сожалению, все участники этого боя с советской стороны в разное время погибли в воздушных боях или лётных происшествиях…


Приказ №0048, в том числе установлен размер вознаграждения пилотов полка за 2 сбитых 30.09.41г., Ме-109.


Боевая работа. Характеристики Г.М.Галицына и И.Д.Одинцова

Из боевого вылета в тот день действительно не вернулся командир III группы JG54 гауптман Арнольд Лигнитц (Hptm. Arnold Lignitz) – ас с 25 личными победами в активе и рыцарским крестом на шее. Большинство побед он одержал ещё в ходе «Битвы за Британию».


Командир III группы JG54 гауптман Арнольд Лигнитц (Hptm. Arnold Lignitz). Лигниц незадолго до плена в кабине своего самолёта.


Доклад о потере Арнольда Лигнитца.

Интересно, что по немецким данным его Bf 109F-2 (W.Nr. 9668) был сбит зенитным огнём, что лишь подтверждает версию о поражении истребителя взрывом РС и, как следствие, авторство победы Ивана Давыдовича Одинцова. Ведомый Лигнитца унтер-офицер Рейнхард Майзиг (Uffz. Reinhard Meisig), который благополучно вернулся на свой аэродром, доложил, что наблюдал падающий самолет ведущего с оторванным крылом, и решил, что это было следствием попадания зенитного снаряда.

По «героической версии» дальнейшей судьбы Лигница, при приземлении он ударился о дом, а затем его избили местные жители, после чего от полученных травм немецкий ас быстро скончался. Посмертно был повышен в звании до майора. Однако, в документах 5-й САД есть протокол допроса Лигница, датированный 8 октября, и судя по его содержанию, Лигниц в целом был в адекватном состоянии.


Протокол допроса Арнольда Лигнитца.

Последняя охота гауптмана Экерле 

Не менее интересный бой произошёл 14 февраля 1942 года. Из документов ВВС КБФ:

«14.02.1942 г. 15:00-16:05. Четыре И-15бис из 71 иап (61 иабр, КБФ) (Петрухин — Барановский, Марков — Савосин) на высоте 1100 м производили разведку войск противника в районе Вороново — Мга - Тосно - Малукса в интересах 54-й А. В 15:35 в районе Турышкино на высоте 1100 м атакованы снизу слева двумя Bf-109, которые открыли огонь с дистанции 100-50 м, дав две длинные очереди из пулеметов и пушек. После второй атаки И-15бис сержанта А. Барановского вошел в штопор и загорелся. Упал в районе Турышкино на территории противника. Оставшиеся самолеты продолжали бой, прикрывая друг друга и оттягивая центр боя на свою территорию. Летчики произвели до 15 атак РСами и пулеметным огнем. На последних трех атаках один Bf-109 загорелся и упал в районе оз. Белое».


Карта района боя 14.02.41г.

Что главное, эта заявка на победу имеет под собой веские основания! В этот день командир l группы JG 54 гауптман Франц Экерле (Hptm. Franz Eckerle) не вернулся из боевого вылета, его Bf 109F-2 №9728 был потерян от воздействия противника в районе Вороново.

За несколько минут до гибели в 15:25 ему записана (со слов вернувшегося ведомого) победа над И-153, которая стала 59 и последней в карьере немецкого аса. 


Командир I группы JG54 гауптман Франц Экерле (Hptm. Franz Eckerle).

Ведомый Экерле, унтер-офицер Герхард Проcке (Uffz. Gerhard Proske), по возвращению на аэродром написал следующее донесение:

 «14.2.1942 в 14.20 я вылетел в качестве ведомого у гауптмана Экерле на свободную охоту в северо-восточном направлении. В 15:10 мы вступили в воздушный бой с четырьмя "Кертиссами", причем мой ведущий гауптман Экерле сбил один самолет противника. Остальные три самолета попытались уйти на северо-восток на бреющем полете. Мы преследовали их на бреющем полете, но были вынуждены оторваться от преследования незадолго до Шум, так как наш запас топлива подходил к концу. Меняя курс на запад, я заметил, что нас обстреливают с Земли. Сразу после этого Bf109 моего ведущего потянул за собой шлейф темного дыма. Я немедленно сообщил об этом по рации и спросил, не ранен ли герр гауптманн...»
За исключением некоторого несоответствия времени боя, указанного в донесениях пилотов 71-го ИАП и докладе унтер-офицера Герхарда Проcке, которое скорее всего произошло из-за невнимательности пилотов, остальные обстоятельства, ход боя, место боя, в описаниях вполне соответствуют друг – другу.

Проводя реконструкцию событий, можно построить следующую картину произошедшего. После первой результативной атаки, гауптман Экерле с ведомым стали преследовать оставшиеся 3 И-15Бис, но в ответ получили несколько залпов реактивными снарядами, одним из которых истребитель Экерле был поврежден. Немец повернул в сторону позиций Вермахта, но не смог дотянуть до линии фронта. То, что ведомый принял взрыв РС за разрыв зенитного снаряда, как показывает практика, обычное явление.


Взлетает И-15БИС 71-го ИАП.

Успех советских пилотов на устаревших истребителях становится вполне понятен после изучения их биографий. Ведомый второй пары сержант Иван Ильич Савосин, как и погибший в бою Алексей Барановский, очевидно был молодым пилотом, а вот ведущий звена Дмитрий Федорович Петрухин воевал с начала войны и, согласно наградному листу, к 12 апреля 1942 года совершил 365 боевых вылетов. Ведущий второй пары Василий Сергеевич Марков также воевал с начала войны, был дважды награждён и к началу 1942 года совершил более 200 боевых вылетов.

Участники воздушного боя 14.02.1942: пилот 71-го ИАП ВВС КБФ сержант Алексей Петрович Барановский (погиб в в/бою 14.02.42); Командир звена 71-го ИАП лейтенант Дмитрий Федорович Петрухин; Пилот 71-го ИАП младший лейтенант Василий Сергеевич Марков.

Сбитый Ме-109 пошёл на счета пилотов как сбитый в составе звена, хотя можно предположить, что он стал жертвой или Дмитрия Петрухина или Василия Маркова. К сожалению, как и в случае с победителями гауптмана Лигница, все советские пилоты, участвовавшие в бою с парой Экерле, погибли в воздушных боях или были сбиты зенитным огнём противника.

Война не щадила своих героев, но сегодня мы, к счастью, имеем реальную возможность узнать их имена и чтить их подвиги и заслуги. 

Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонды 14-го ГвИАП, и 5-й и 21-й САД.
  2. BAMA RL10-611
  3. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.
  4. Быков М.Ю. Все Асы Сталина 1936—1953 гг.: Справочник. — М.: Яуза, 2014.
  5. Philippe Saintes. La Jagdgeschwader 54: Les Aigles au «Coeur Vert» de la Luftwaffe. Tome 01 — LELA Presse, 2020.
  6. Jochen Prien. «Jagdfliegerverbände der deutschen Luftwaffe 1934–1945. Unternehmen «Barbarossa», Einsatz im Osten – 22.06 bis 05.12.1941».
  7. Данные по лётному составу 71-го ИАП ВВС КБФ предоставлены Сергеем Черепановым.
Поделиться
Комментарии
S N Romanov
15.02.2023 16:51:09
На последней фотографии не В.С. Марков, а Чепелкин Пётр Афанасьевич - летчик-истребитель 71 ИАП, затем 5 ИАП и далее З ГвИАП КБФ. Однополчанин ГСС И.Каберова, который разместил его фото в своей книге "В прицеле свастика". Подробно о Чепелкине П.А. здесь http://airaces.narod.ru/all10/chepelkn.htm
Алексей Петрович Барановский также упомянут Каберовым в своей книге в главе "Атакует Алеша Барановский". http://militera.lib.ru/memo/russian/kaberov_ia/04.html Хотя дата гибели со слов его сослуживца Евгения Ивановича Сусанина указана в книге не верно - 11.02.1942 г.
Также в Вашей статье не упомянут заявленный 2ГСС Г.Речкаловым сбитый РС Ме-109, который он сбил в начале войны  в одном из первых своих боевых вылетов в составе 55 ИАП. Об этом он писал в своих мемуарах "В небе Молдавии".
Михаил Тимин > S N Romanov
06.04.2024 15:12:26
Да, извиняюсь фото не то поставили, надо исправить, спасибо!
Про Речкалова не писал, ибо рассказ был про сбитых РС немецких асов...
Uwe Michelsen
14.03.2023 01:31:16
Hi Michail,
could you maybe tell me who owns the photo of Arnold Liegnitz sitting on his plane. I have Arnold Liegnitz's peaked cap and would be very happy if I got this photo of him.
Best Regards
Uwe
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.