16 ноября 2022
1279
В далеком уже теперь 2001 году почивший ныне карельский журнал «Наблюдатель» в своем декабрьском выпуске разместил небольшую, на четыре страницы статью некоего А. Трубина «Карельский флаг на крыльях сталинских соколов». Статья-то была в целом про Финскую Народную Армию и лишь мимоходом затрагивала собственно ВВС, но в ней автор сообщил читателям, что
«...в Карелии начали развёртывать авиасоединения ФНА... Под Петрозаводском появились самолёты со странными опознавательными знаками: красно-сине-зелёные круги...».
Далее эта скудная информация уже в 2005 году была воспроизведена специалистом по советско-финляндским отношениям доктором исторических наук профессором В.Н. Барышниковым, в связи с чем слова карельского журналиста получили статус исторического факта. (1)
Между тем, с 2001 года никаких новых следов загадочных «авиасоединений» ФНА (т.е. по мнению господина Трубина в составе ВВС ФНА было по меньшей мере две авиационные бригады!) более не обнаруживалось, что само по себе крайне странно. Дальше – больше. Некоторые недоверчивые граждане, интересующиеся историей советских ВВС, стали подвергать сомнению сам факт существования хотя бы авиационных подразделений ФНА, а уж «красно-сине-зеленые круги» на крыльях так вообще подверглись совершенно справедливой обструкции.
Относительно сине-зеленых кругов у автора никакой информации нет, скорее всего это банальная выдумка, однако свои самолеты у ФНА действительно имелись, хотя и недолго. Аккуратно в день окончания советско-финляндской войны, 13 марта 1940 года, начальник штаба ВВС ЛВО полковник А.А. Новиков докладывал в Генштаб следующее:
«На основании директивы штаба СЗФ (директива № 1/9156 от 04.03.40 - авт.) сформировать АВИАЦИОННОЕ ЗВЕНО СВЯЗИ по штату 15/468. Прошу сформированное звено включить в состав корпуса ФНА. Авиазвено временно дислоцировано в м. Гривочки».(2)
Означенное авиазвено было сформировано и включено в состав 1-го стрелкового корпуса ФНА, имея на вооружении скорее всего самолеты У-2. Однако уже 7 апреля того же года распоряжением командующего ВВС ЛВО авиазвено связи 1-го СК ФНА было расформировано, летчики возвращены к прежним местам службы, а самолеты и техническое имущество передано в 9-й штурмовой авиаполк, базировавшийся в тех же Гривочках. (3) К 20 апреля авиазвено перестало существовать, впрочем, как и сама Финская Народная Армия. На этом недолгая история ВВС ФНА собственно и завершилась.
Однако если «официальная» история авиации ФНА оказалась блеклой и непродолжительной, то другая авиационная часть, судя по всему, имеющая к процессу создания ВВС ФНА самое непосредственное отношение, была и длиннее, и увлекательнее. В самом конце ноября 1939 года в Ленинградском военном округе началось формирование 12-й отдельной истребительной эскадрильи. Командный состав для эскадрильи набирался в частях ВВС РККА и авиашколах. Так командиром эскадрильи был назначен уроженец села Шокша Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 36-летний майор Бамшин Степан Филатович, в 1930-м году окончивший 2-ю Военную школу летчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске.
Помощником командира эскадрильи назначили 33-летнего капитана Иванова Павла Николаевича, который, несмотря на свои вполне русские ФИО, был финном по национальности. Капитан Иванов в РККА служил с 1927 года, долгое время был инструктором в авиационных школах и имел огромный опыт подготовки молодых летчиков. Военкома эскадрильи, старшего лейтенанта Виноградова Александра Ивановича выделило Политуправление ЛВО.
Рядовые пилоты эскадрильи в основной своей массе ранее в РККА не служили и были призваны будучи разной степени доученности курсантами аэроклубов. Вся первая прибывшая в эскадрилью партия летчиков в количестве шести человек по национальности были финнами и карелами. Например, помощником военкома по работе с комсомолом был назначен карел, 27-летний политрук Федор Федорович Тимоскайнен. Весь его авиационный стаж ограничивался 30 часами налета на У-2 в оконченном в 1938 году аэроклубе. Его сослуживец по эскадрилье 25-летний финн Петр Петрович Пулкенен даже У-2 мог удерживать в воздухе с большим трудом. Технический персонал старались набирать также по национальному признаку. Например, среди авиамотористов с первых дней формирования эскадрильи числился младший командир взвода Кямяря Иван Иванович, финн 1915 года рождения.
12-я отдельная истребительная эскадрилья весь период своего существования входила в состав ВВС РККА и никогда никаким образом командованию 1-го (и единственного) стрелкового корпуса Финской Народной армии не подчинялась. Однако, весьма характерный национальный состав, а также время формирования эскадрильи, позволяет с большой долей вероятности предполагать, что именно она должна была стать костяком будущих ВВС Финской Народной Армии. Однако для этого будущих летающих «народоармейцев» еще предстояло «поставить на крыло».
Очевидно, что уровень подготовки «летчиков-истребителей» 12-й оиаэ не позволял и близко подпускать их к боевым самолетам, поэтому капитану Иванову ничего другого не оставалось, как засучить рукава и взяться за их доучивание. Полеты начались 15 декабря и в течение двух недель группа Иванова в количестве шести человек на «отлично» освоила У-2, позволив начать подготовку к освоению истребителей-бипланов И-15бис, запланированных для вооружения эскадрильи. Формировалась эскадрилья скорее всего на базе 26-го истребительного авиаполка 54-й авиационной бригады, входившей в систему ПВО Ленинграда. По крайней мере, в ведомостях полетов полка попадаются отдельные записи о тренировочных полетах 12-й эскадрильи.
Попутно в январе эскадрилью продолжали укомплектовывать личным составом, в частности в середине месяца прибыли помощник комэска по эксплуатации воентехник 1-го ранга Михаил Христианович Ховинен, тоже финн по национальности, и штурман эскадрильи капитан Кемпайнен Ялмар Оскарович. Ялмар Оскарович начал воевать еще в 1918 году, вступив добровольцем в Красную армию. К 1933 году стал штурманом 116-й тяжелой бомбардировочной эскадрильи, но в феврале 1938 года был уволен по статье 43 пункт «а» - за невозможностью использования в связи с сокращением штатов или реорганизацией. Учитывая, что в это время шло развертывание ВВС в связи с организационной реформой (переход с эскадрильной на полковую систему), увольнение Кемпайнена было связано именно с его «неблагонадежной» национальностью. Впрочем, учитывая происходившие в то время «чистки» в Красной Армии, летчик еще хорошо отделался. Ну а осенью 1939-го опытного летчика выдернули из резерва и назначили в формируемую эскадрилью.
Впрочем, как и для ФНА в целом, «чистокровных» финнов и карел для 12-й эскадрильи не хватало, поэтому даже в лётном составе среди вполне подходящих Пекконенов, Мулданенов и Нокелайненов замелькали разного рода Соколовы, Куриленко и даже Фаерман. Последний, к слову сказать, был уже подготовленным летчиком, выпускником Чкаловского авиаучилища 1938-го года. А уж среди технического состава «национальные» фамилии вообще были наперечет. Впрочем, техсостав в эскадрилье долгое время был большим дефицитом, даже в январе укомплектованность эскадрильи техническим персоналом не превышала 50% от штатной численности, а многие из техников и мотористов до своего попадания в эскадрилью истребители И-15бис в глаза не видели. (4)
К концу января командный состав финско-карельской истребительной эскадрильи в целом справилась с первоначальной подготовкой потенциальных «соколов Куусинена». В последние дни января 1940 года эскадрилья была включена в состав ВВС 8-й армии как 12-я оиаэ ПВО с дислокацией на аэродроме Пески возле Петрозаводска. Вместе с эскадрильей там базировались СБ 13-го скоростного бомбардировочного авиаполка и отдельной ночной эскадрильи ВВС 8-й армии. Очевидно, эскадрилья должна была обеспечивать ПВО аэродрома, что в условиях слабой активности финской авиации в глубоком тылу советских войск было задачей скорее номинальной. В первой половине февраля, точнее 1, 3 и 13 февраля, в Пески летчики 26-го истребительного авиаполка перегнали восемь И-15бис, ранее принадлежавших 4-й эскадрилье полка. О том, что личный состав 12-й эскадрильи в основной своей массе все еще был весьма далек от того, чтобы называться летчиками-истребителями, говорит тот факт, что согласно документам ВВС 8-й армии в боевом составе эскадрильи на 1 февраля числилось всего четыре пилота – вероятнее всего сам Бамшин, Иванов, Виноградов и Кемпайнен. (5)
Начиная с февраля, в эскадрилье развернулась учеба, связанная с освоением И-15бис. В феврале средний налет на один истребитель в эскадрилье составил 10 часов 40 минут, в марте – 9 часов 45 минут. Налет, надо сказать, для учебных целей вполне неплохой. Например, ведущий боевую работу 4-й ИАП ВВС 8-й армии в феврале имел на один И-15бис 27 часов 20 минут налета. К 9 марта первая группа летчиков эскадрильи, подготовленная капитаном Ивановым, была готова к боевой работе. Лучшим из молодых летчиков стал упомянутый выше старшина Пулкенен. Техсостав тоже более-менее освоился с ранее незнакомой для себя матчастью, сумев выпускать в воздух одновременно по шесть-восемь истребителей. Интересно, что в марте в составе эскадрильи появились более современные истребители И-153, которые летали даже интенсивнее, чем И-15бис (налет на один И-153 составил 13 часов). (6) Общий же налет 12-й оиаэ за период с 15 декабря по 9 марта составил 402 часа. (7)
Но советско-финляндская война закончилась 13 марта 1940 года и 12-я отдельная истребительная эскадрилья так и не успела поучаствовать в боевых действиях. Бамшин и Виноградов написали наградные представления (на орден «Красная Звезда» и медаль «Знак Почета») на П.Н. Иванова, М.Х. Ховинена, Ф.Ф. Тимоскайнена, П.П. Пулкенена, И.И. Кямяря, однако кто-то почти на всех представлениях красным карандашом написал «не представлять», сделав исключения только для Иванова и Ховинена. Впрочем, получили ли они в итоге свои награды, установить так и не удалось.
После войны эскадрилья продолжала заниматься подготовкой пилотов, коих к началу апреля в её составе было уже два десятка человек, не считая Бамшина. Однако после окончания войны и самороспуска «Народного правительства» Куусинена, судьба Финской Народной Армии оказалась предрешена и в апреле она прекратила свое существование. В этих условиях существование национальной карело-финской эскадрильи в составе ВВС РККА теряло всякий смысл.
1 апреля на аэродроме Бессовец началось переформирование 152-го истребительного авиаполка. В состав полка, помимо двух его собственных оставшихся эскадрилий, «слили» истребительные эскадрильи 72-го и 80-го смешанных авиаполков, а заодно и матчасть и личный состав 12-й отдельной истребительной эскадрильи. (8)
К 10 апреля процесс переформирования был завершен, переданные из 12-й оиаэ летчики прошли процедуру аттестации, на основании которой часть из летчиков и техников эскадрильи были уволены в запас, часть распределены по эскадрильям полка, а отдельные летчики переведены в другие части. Так комиссар эскадрильи вернулся в Политуправление округа, капитан Кемпиайнен направлен в 31-ю отдельную разведэскадрилью, начальник связи эскадрильи старший лейтенант М.С. Соколов переведен в 24-й скоростной бомбардировочный авиаполк, а летчик старший лейтенант Хаман Т.К. продолжил службу в Управлении 15-й авиабригады.
Судьба командиров и летчиков эскадрильи сложилась по-разному. Следы многих из них теряются в пучине Великой Отечественной, даже несмотря на существование сайта «Пямять Народа». Командир эскадрильи майор Бамшин продолжил службу в ВВС, дослужился до командира 957-го штурмового авиаполка, но 8 июня 1943 года в ходе боевого вылета совершил вынужденную посадку на финской стороне фронта и попал в плен. Финны передали Бамшина немцам, но, к счастью, Степан Филатович смог пережить плен и после войны вернулся в Карелию.
Капитан Иванов, будучи командиром эскадрильи 293-го иап, 6 ноября 1942 года пропал без вести в районе Сталинграда, а штурман 6-го отдельного тренировочного отряда 13-й Воздушной армии майор Кемпайнен погиб в авиакатастрофе 17 мая 1943 года. Капитан Владимир Николаевич Фаерман погиб в воздушном бою 4 апреля 1943-го, успев заслужить два ордена Красного Знамени и имея на счету три личных и две групповые победы. Впрочем, были и более счастливые судьбы. Например, летчик эскадрильи Хаман Тойво Карлович был переведен в 24-й скоростной бомбардировочный авиаполк 15-й авиабригады и впоследствии от первого до последнего дня прошел всю Великую Отечественную летчиком-бомбардировщиком, был награжден тремя орденами и медалями. Интересно, что ни у одного из летчиков 12-й эскадрильи служба в ней в учетно-послужных карточках не отражена.
В апреле 1940 года 12-я Отдельная истребительная авиаэскадрилья была расформирована. Летно-технический состав в основном был передан в 152 ИАП, за исключением убывших в меньшем количестве в распоряжение других частей или отправленных в запас. (9)
Список летного состава:
Технический состав:
Тилку Иван Адамович погиб 10.01.1943 будучи лейтенантом 524 ИАП при катастрофе на УТИ-4.
Хямяляйнен Т.И. пропал без вести, обстоятельства не известны.
Бамшин по национальности вепс.
https://rk-karelia-ru.turbopages.org/turbo/rk.karelia.ru/s/opinion/sudba-aviatora/