Несостоявшийся бой воздушных "мушкетёров" в Суэцкой войне

26 декабря 2023

Евгений Понамарчук

1

1340

Несостоявшийся бой воздушных "мушкетёров" в Суэцкой войне

В 1956 году Египет имел современную авиационную технику и подготовленных лётчиков, чтобы дать отпор Великобритании и Франции. Чего египетская авиация добилась, чего не стала делать, и какая мифология окружает воздушную часть операции «Мушкетёр»?

Если война в Корее была «первой войной реактивных двигателей», то осенью 1956 года в Египте произошла вторая реактивная война. Начавшись как новая арабо-израильская, она за считанные дни превратилась в противостояние арабской республики с двумя странами НАТО, всё ещё претендовавшими на статус колониальных империй. 

В сентябре 1955 года Египет заключил историческую оружейную сделку с Чехословакией, и год спустя имел много вооружения чехословацкого и советского производства. Вместе с тем в регионе сохранялось довольно сильное британское влияние. Системы воинских званий и обозначений эскадрилий ВВС Египта были заимствованы у Королевских ВВС. Из четырёх стран, участвовавших в войне 1956 года, Франция была единственной, не применявшей британские истребители Глостер «Метеор».  

К началу войны ВВС Египта имели 5 боеготовых эскадрилий реактивных истребителей, включая три на МиГ-15бис (No 1, 20, 30) и по одной на «Метеорах» F.8 (No 5) и «Вампирах» FB.52 (No 2). Также было по одной эскадрилье лётной подготовки для МиГ-15 и «Метеоров»/«Вампиров». По оценке, приведённой в книге «Wings Over Sinai», на конец октября у египтян насчитывалось 64 своих МиГ-15 и ещё 25 собранных для ВВС Сирии (сборка сирийских МиГов производилась в Египте), а также 12 только что поступивших МиГ-17Ф. Израильская разведка полагала, что у Египта было 40 боеготовых пилотов для МиГов, 30 для «Вампиров» и 10-15 для «Метеоров». Кстати, все поставленные в Египет МиГ-15бис были чехословацкого производства, то есть обозначались S-103.

Первыми противниками для них стали ещё не слишком сильные ВВС Израиля, располагавшие всего тремя полноценными эскадрильями реактивных истребителей (по одной на «Мистэрах» IV, «Ураганах» и «Метеорах»). За спиной израильского Давида ждал своего часа британско-французский Голиаф. К завоеванию господства в воздухе так или иначе могли быть привлечены 7 эскадрилий «Си Хоков», 4 эскадрильи F-84F «Тандерстрик» (три на Кипре и одна «сборная солянка» в Израиле под видом 200-й израильской эскадрильи), по 3 эскадрильи «Веномов» и «Си Веномов», по 2 эскадрильи «Хантеров» и «Мистэров», 1 эскадрилья «Метеоров». 

На стороне союзников было огромное численное превосходство, но в какой-то степени оно нивелировалось «корейским синдромом». В Корейской войне авиация ООН тоже значительно превосходила советский 64-й истребительный авиакорпус по числу самолётов, однако единственным настоящим соперником для МиГ-15 из всего многообразия авиапарка оказался только F-86 «Сейбр». Похожая ситуация была и на Ближнем Востоке в 1956 году. Большая часть британских самолётов имела прямое крыло и уступала МиГам по скоростным характеристикам. На равных советским истребителям могли противостоять только «Хантеры», «Тандерстрики» и «Мистэры». Для британцев перспективы выглядели наименее блестящими. Две эскадрильи «Хантеров» F.5 в Акротири практически не участвовали в боевых действиях из-за недостаточной дальности полёта. Малый запас топлива был известной ахиллесовой пятой ранних «Хантеров»; в феврале того же 1956-го Королевские ВВС потеряли за один день шесть самолётов, когда аэродром базирования оказался закрыт из-за погодных условий, и часть машин не сумела дотянуть до соседнего. Хотя на модификации F.5 дело улучшилось, после начала операции «Мушкетёр» сразу стало ясно, что «Хантеры» с Кипра не могут долго патрулировать в воздушном пространстве Египта. Поэтому они использовались в основном для эскортирования бомбардировщиков, разведчиков и транспортных самолётов, а также обеспечивали ПВО Кипра на случай возможного налёта египетских Ил-28. Даже при таком символическом участии они понесли потери, хоть и не во время воздушной кампании. Накануне её начала один «Хантер» был списан, совершив аварийную посадку «на брюхо», а после завершения войны ещё один был подорван на аэродроме диверсантами греческой подпольной организации ЭОКА.


Британские лётчики куда-то целеустремлённо бегут, позируя для прессы. Аэродром Акротири, Кипр, 4 ноября 1956 года. «Хантер» с номером WP142 входил в эскадрилью No 34 и был потерян в аварии год спустя, 2 сентября 1957 года (https://www.britishempire.co.uk/)

Первая воздушная стычка произошла ещё до начала бомбардировок. Базировавшиеся на Кипре британские разведчики «Канберра» PR.7 из эскадрилий No 13 и 58 с 28 октября начали выполнять полёты над зоной Суэцкого канала. Это вызвало ответную реакцию египтян. 29 октября по одиночному разведчику уже вёлся безрезультатный зенитный огонь, а утром 30-го четыре «Канберры» были перехвачены на высоте 10,5 км (35 000 футов) истребителями МиГ-15 из эскадрильи No 1. Два самолёта подверглись атаке. Борт WH801 (экипаж – флаинг-офицеры Джим Кэмпбелл и Рональд Тоузленд) вернулся на базу с повреждённым рулём высоты, а WT540 (флайт-лейтенант Бернард Хантер, флаинг-офицер Рой Уркхарт-Пуллен) сумел избежать повреждений – есть противоречивая информация, открывался ли по нему огонь вообще. Британцы были достаточно впечатлены, чтобы этот случай попал в мемуары тогдашнего премьер-министра Энтони Идена. Он назвал перехват по любым меркам блестящим и заметил, что в дальнейшем египтяне больше не демонстрировали такой эффективности. «Возможно, в то утро на МиГах летели пилоты другой страны». 

Идея о том, что в кабинах МиГов сидели «китайско-вьетнамские лётчики Ли Си Цыны», выглядит интригующе, однако в книге «Wings Over Sinai» Тома Купера, Дэвида Николя и Габра Али Габра, написанной с привлечением египетских источников, такая возможность решительно отвергается. «Канберра» была повреждена флайт-лейтенантом Саидом эль-Кади, причем командование ему не поверило и даже наказало лётчика «за ложь», пока его заявка не была подтверждена бывшим вражеским премьер-министром в 1960 году. В книге Эндрю Брукса «RAF Canberra Units of the Cold War» задаётся безответный вопрос, зачем разведчики вообще летели на высоте 10,5 км, если они спокойно могли подняться до 15 км и стать недосягаемыми для МиГов. 

Вокруг перехвата 30 октября со временем возникло довольно много путаницы. Нередко его датируют первым числом ноября. Эта ошибка носит настолько системный характер, что в книге Брукса нападение МиГов на «Канберры» описано дважды – 30 октября и 1 ноября, с упоминанием того же самого номера самолёта, тех же самых лётчиков и их реакции на обстрел. Есть такое и в «Wings Over Sinai», хоть и частично: в тексте описаны два случая повреждения «Канберр», а в итоговую таблицу с достижениями ВВС Египта случай 1 ноября всё же не попал. Рекордная заявка сделана в книге «Phoenix Over The Nile», где перечислены три случая повреждения «Канберр» МиГами, датированные 30 октября, 1 и 3 ноября. Поэтому стоит ещё раз подчеркнуть: по всем признакам был один-единственный перехват с повреждением разведывательной «Канберры», произошёл он 30 октября, а в ряде источников ошибочно продублирован как второй аналогичный случай 1 ноября и, похоже, даже третий случай 3 ноября (с обеих сторон нет никаких подробностей этих двух перехватов, они упоминаются только некоторыми неофициальными источниками и противоречат общей картине активности ВВС Египта). 

Иногда утверждается ещё и то, что повреждения получил самолёт Хантера WT540, а не Кэмпбелла. На фотографии, запечатлевшей ремонт подбитой «Канберры», виден номер 801, так что речь идёт безусловно про WH801.


Ремонт руля высоты «Канберры» PR.7 (WH801), повреждённой египетским МиГом 30 октября 1956 года. На створке ниши носовой стойки шасси виден номер 801. Самолёт несёт стандартные «полосы вторжения»

31 октября, когда морская группировка союзников стояла у берегов Египта, французский патрульный TBM-3 «Эвенджер» из флотилии 9F встретился над нейтральными водами с парой египетских «Спитфайров» F.22 (предполагается, что эти самолёты к тому моменту оставались только в Колледже ВВС в Бильбейсе). Боевые действия ещё не начались, и стороны разошлись без стрельбы.

Операция «Мушкетёр» стартовала вечером 31 октября. В течение ночи британские бомбардировщики «Канберра» и «Вэлиент» наносили удары по военным аэродромам. Египтяне подняли в бой всю свою ночную авиацию, оба полётопригодных «Метеора» NF.13 из эскадрильи No 10 в Алмазе. Её командир сквадрон-лидер Салах эд-Дин Хусейн сумел приблизиться к «Вэлиенту» эскадрильи No 148 и атаковал его сразу после того, как тот сбросил бомбы на Алмазу. Заметив трассеры, британец начал резкий разворот с перегрузкой 2,5 единицы и набором высоты, что позволило ему избавиться от преследователя. Первый пилот бомбардировщика сквадрон-лидер Эллис Уэйр определённо испытал некое дежавю: в 1943 году он попал в плен после того, как его «Галифакс» был сбит немецким ночным истребителем. В этот раз обошлось без повреждений, хотя египтянин считал, что добился попаданий по цели. Ещё один перехват в первую ночь не состоялся: перед рассветом одинокий «Метеор» попал в поле зрения экипажа «Канберры» из эскадрильи No 12, шедшей бомбить аэродром Иншас, но не сумел угнаться за бомбардировщиком. 

В сущности, на этом борьба за небо и закончилась. 1 ноября президент Египта Гамаль Насер отдал приказ армии оставить Синайский полуостров. ВВС Египта прекратили всю боевую активность и сосредоточились на своём выживании. Самолёты перегонялись на юг страны, где британско-французской коалиции было трудно их настичь, а бомбардировщики Ил-28 и транспортники Ил-14 перелетели в Саудовскую Аравию. Союзники утюжили египетские аэродромы, пытаясь уничтожить авиацию противника на земле. Лётчики с удивлением вспоминали стоявшие стройными рядами МиГи, которые никто даже не пытался спрятать. Они не догадывались, что это были макеты. Что у арабов в 1956-м получилось действительно хорошо, так это делать очень качественные деревянные копии МиГов и «Вампиров» со всеми опознавательными знаками и номерами, неотличимые от настоящих самолётов даже на фотографиях с земли. 


Фанерные ВВС Насера. Множество таких деревянных макетов МиГ-15 было уничтожено британско-французской авиацией

Тем временем найти настоящие вражеские самолёты в воздухе коалиция не могла. Египетские пилоты имели приказ выживать и не оказывали никакого сопротивления. Командир 802-й морской авиационной эскадрильи Великобритании лейтенант-коммэндер Рой Эвелей столкнулся с этим во время налёта «Си Хоков» на аэродром Алмаза 1 ноября:

Нас застигла врасплох группа МиГов, поднявшихся из Алмазы и направившихся в нашу сторону, и мы были [на самолётах] с прямым крылом против их стреловидных с лучшими характеристиками… Мы испытывали, мягко говоря, опасения, но они промчались мимо нас и не пытались вступить в бой.

В таких условиях сбивать было просто некого. Возможно, единственный шанс одержать воздушную победу выпал коалиции 1 или 2 ноября, когда капитан Андре Пишоф из истребительной эскадрильи 1/3 «Наварра» (ветеран Индокитая, где он летал в истребительной группе II/6 «Нормандия-Неман») на своём F-84F застал египетский «Метеор» NF.13 в момент посадки на аэродроме Абу-Сувейр. Источники расходятся в описании события; Пишоф то ли поразил самолёт противника, и тот сошёл с ВПП, то ли промазал, после чего «Метеор» успешно сел и укатился с глаз долой. Исследователь Арно Делаланд обратил внимание на опубликованный французскими ВВС конспект интервью 1985 года с генералом Клодом Пайеном, участником Суэцкой кампании. В конспекте лаконично перечислены темы, затронутые в интервью, и одна из них названа «Пишоф сбил самолёт» (дословно: «Pichoff descend un appareil»). Так или иначе, британская и французская авиация не имела официальных воздушных побед в 1956 году.

Союзники не могли поверить, что небо принадлежит им. Их осторожность привела к целому ряду курьёзных и опасных инцидентов. Наутро после первой ночи бомбардировок на авиабазе Акротири включили сирену воздушной тревоги, когда возвращавшаяся домой разведывательная «Канберра» доложила, что её преследует МиГ. Вскоре стало ясно, что речь идёт о неправильно опознанном французском разведчике RF-84F «Тандерфлеш». В другой раз вылетевшие с Кипра «Веномы» эскадрильи No 6 Королевских ВВС обнаружили, что им в хвост заходит пара неизвестных истребителей со стреловидным крылом. Британцы немедленно развернулись и приготовились открыть огонь; «бандитами» оказались американские F9F «Кугар» с авианосца «Рэндольф». Американцы были обижены, что их не информировали о готовящейся войне, и всячески путались у коалиции под ногами. «Хантеры» эскадрильи No 1 сблизились над морем с четвёркой подозрительных самолётов, опознанных как «F-86D американских ВМС». Очевидно, это были FJ-3 «Фьюри» из 62-й истребительной эскадрильи, единственные «сейброобразные» истребители ВМС США в этом районе. Подобные случаи происходили несколько раз. Обеспечивавшие ПВО Израиля французы оказались на грани крупного конфуза 31 октября, когда пара «Мистэров» из ложной «израильской 199-й эскадрильи» догнала предполагаемый МиГ и неудачно его обстреляла. На проверку это оказался французский же F-84F, и кому-то пришлось раскошеливаться на несколько бутылок извинительного шампанского (другая версия гласит, что атаке подвергся разведчик RF-84F и что инцидент произошел 1 ноября). 


Пара французских F-84F «Тандерстрик» над аэродромом Акротири. Самолёты из разных истребительных эскадрилий (1/3 «Наварра» и 1/1 «Корсика») и несут разные варианты «полос вторжения» (фото из книги: Michael Napier. Flashpoints: Air Warfare in the Cold War)

Когда союзный десант высадился в Порт-Саиде и Порт-Фуаде, египетские авиаторы решили устроить символическую демонстрацию флага. Утром 6 ноября два МиГ-15 взлетели с участка дороги под Каиром. Ведущим был Набиль Камиль из эскадрильи No 1. Целью являлись позиции британских десантников из 3-го батальона Парашютного полка на захваченном накануне аэродроме Эль-Гамиль западнее Порт-Саида. По-видимому, удар наносил только один самолёт. Находившиеся поблизости «Веномы» эскадрильи No 6 ничего не смогли поделать: МиГи спокойно ушли от них, используя преимущество в скорости. Капрал Джерри Фёрлонг пострадал от упавшей на голову пушечной гильзы, став единственной людской потерей европейских союзников от действий ВВС Египта за всю войну. Интересная параллель: в тот же день от удара своей собственной авиации, а именно штурмовика «Уайверн», в 45-м батальоне коммандос Королевской морской пехоты было ранено полтора десятка солдат, один из которых скончался. 

Налётом на Эль-Гамиль египтяне показали, что их авиация не полностью уничтожена – эффектный и бесполезный «щелчок по носу». Том Купер с соавторами приводят свидетельство египетского ветерана о том, что один из МиГов вернулся домой с 32 пулевыми пробоинами. Причём с британской стороны не обнаруживается никаких заявок на подбитие самолёта. 

Иногда говорят, что у Египта было слишком мало самолётов и подготовленных пилотов, чтобы даже пытаться бросить вызов агрессорам в воздухе. Оправдывая своё решение об авиационном непротивлении, президент Насер после прекращения огня заявил: 

У нас есть 120 полностью готовых к бою пилотов, и ещё 250-260 проходят подготовку. Если я отправлю их сражаться против совместных военно-воздушных сил Британии и Франции, я буду безумцем. В какой-то момент британцы и французы уйдут… Но мы будем в состоянии войны с Израилем на многие годы, и нам потребуются все наши пилоты. 

Десятилетие спустя, где-то на другом краю мира в стране под названием Демократическая Республикав Вьетнам. Полсотни МиГов, полсотни пилотов. Противник с многократным численным и техническим превосходством. Президент Хо Ши Мин оказался достаточно «безумен», чтобы в таких условиях отправлять своих лётчиков навстречу самолётам США. Только в одном отношении ситуация вьетнамцев была лучше, чем у арабов: большую часть войны американцы не пытались уничтожить их авиацию на земле. Исходя из здравой оценки своих сил, вьетнамцы вели партизанскую войну в воздухе, выбрав тактику «бей-беги». Египтяне в 1956-м предпочли тактику «беги-беги». Благодаря ей они могли похвастаться тем, что могущественные европейские ВВС не сбили ни одного их самолёта в воздушном бою (понятно, потому что не могли их найти). В свою очередь, за неделю защиты Родины 120 насеровских соколов повредили один британский разведчик и ранили одного британского солдата. Израильтянам они нанесли больше ущерба, но это отдельная история. Об официальных воздушных победах над британцами и французами ничего не известно, а суммарно египтяне заявляли о сбитии всеми средствами 87 самолётов противника по состоянию на 5 ноября, включая израильские. Потери своего авиапарка они никогда не раскрывали. По имеющимся независимым оценкам, на аэродромах было уничтожено не менее половины боевых самолётов, потери же личного состава оказались достаточно лёгкими – погибло несколько пилотов (в основном в боях с Израилем) и около 20 человек прочего персонала.

Поражение египетского «Вампира» на аэродроме (кадры фотокинопулемёта из документального фильма BBC «Suez: A Very British Crisis»)

Парадоксально, что союзники понесли больше потерь от сирийцев, вообще не участвовавших в войне, чем от египтян. Королевские ВВС периодически совершали разведполёты над Сирией, чтобы проверить информацию о прибытии в страну большого количества новых истребителей, и 6 ноября, в последний день Суэцкой войны, разведывательная «Канберра» PR.7 (WH799) была атакована и сбита «Метеорами» F.8. Бесспорно, большое достижение для сирийских военно-воздушных сил, не располагавших на то время ни одним радаром. Инцидент с «Канберрой» имел несколько интересных аспектов. В частности, среди участников перехвата был будущий президент Сирии Хафез Асад. Сбитый экипаж встречался с египетскими МиГами неделю назад; пилот Хантер выжил, штурман Уркхарт-Пуллен погиб при покидании самолёта, третьим членом экипажа в том вылете был флайт-лейтенант Сэм Смолл, тоже выживший. Популярная версия о том, что разведчик стал жертвой МиГ-15 или МиГ-17, пилотируемого советским или чехословацким лётчиком, имеет неясное происхождение, попытка объяснения которого дана Центром военно-морского анализа в исследовании 1974 года. По его версии, «Канберру» сбили на высоте 4500 футов (так заявлено в источнике, британские данные – 10 или 11 тысяч футов), и по причине некой коммуникационной ошибки 4500 футов были доложены как 45 000! В результате американская разведка предположила, что добиться такого мог только очень современный советский МиГ с соответствующим пилотом. Всё быстро прояснилось, но история о высотном МиГе получила долгую и успешную жизнь.

Известные западные авторы Том Купер и Дэвид Николь, работавшие с египетскими источниками и участниками событий, в книге «Wings Over Sinai» отмечают решительное отрицание арабами возможной роли советских или чехословацких инструкторов в боях 1956 года. О чехословаках известно, что все их инструкторы были эвакуированы из Абу-Сувейра в Каир в первую ночь войны, а 2 ноября начальник генштаба генерал-полковник Вацлав Кратохвил отдал приказ, запрещающий участие инструкторов в боевых операциях. Что же касается советских лётчиков, изучение источников позволяет заключить, что почти вся информация об их активности в Суэцком кризисе происходит из одной книги – «Россия (СССР) в локальных войнах и вооружённых конфликтах второй половины XX века» (М., 2000). 

…египетские летчики приняли участие в отдельных воздушных боях (по данным египетского Генштаба, их общее количество составило 164). Вместе с египтянами «крылом к крылу» воевали и советские летчики-инструкторы. Уже на рассвете 30 октября им удалось (на МиГах-15бис) перехватить четверку английских разведчиков «Канберра» и сбить один из них. На следующий день советские летчики приняли участие в штурме позиций 202-й израильской парашютной бригады. 1 ноября в бой вступила специально переброшенная из СССР группа истребителей-перехватчиков МиГ-17, которой 2 и 3 ноября удалось сбить несколько английских самолетов.

Что касается советских летчиков на бомбардировщиках Ил-28, то им нередко приходилось решать «несвойственные» боевые задачи. Известен случай, когда 3 самолета вели воздушный бой с 10 английскими истребителями в пригороде Каира. В результате два «Хантера» были сбиты огнем носовой и кормовой огневых установок Илов.

Эту историографическую глыбу цитировали и пересказывали своими словами многие авторы, в творческой обработке она попала даже в историю арабо-израильского конфликта в разделе «Детям» на официальном веб-сайте Министерства обороны РФ: «В течение первых 48 часов в небе Египта произошло 164 воздушных боя… В египетском небе отличились и советские экипажи бомбардировщиков Ил-28, которые выполняли несвойственную им боевую задачу – перехват истребителей противника». Между тем, буквально каждое утверждение в процитированном фрагменте не выдерживает проверки. Ни о каких 164 воздушных боях речи быть не может: факты показывают, что ВВС Египта действовали против Израиля всего три дня (30 октября – 1 ноября), а британские и французские лётчики не могли найти самолёты противника в воздухе. Для сравнения, ВВС Северного Вьетнама за весь 1967 год (кульминационный год воздушной войны, не считая последующего 1972-го) провели против американской авиации 129 воздушных боёв. Перехват британских разведчиков 30 октября выполнили египтяне, и один из них, чьё имя называется, сумел повредить, но не сбить одну «Канберру». Как уже говорилось, истребители «Хантер» из-за ограничений по дальности полёта практически не летали над Египтом, не имели каких-либо потерь в период войны, и британские источники не зафиксировали никаких встреч с Ил-28. 

Вершиной «инструкторской» мифологии Суэца является история Сергея Анатольевича Синцова. Самое раннее известное её описание – в статье Михаила Жирохова «Красные соколы против “Мушкетёров”» (Авиамастер, 2002, № 6). Означенный Синцов представлен как участник Корейской войны, одержавший в ней три воздушные победы. В полдень 3 ноября 1956 года он вместе с другим инструктором обнаружил над Средиземным морем одиночный самолёт, опознанный как британский «Уайверн», атаковал его и сбил. Подчёркнуто, что это ничем официально не подтверждается, поскольку у Синцова не сработал фотокинопулемёт и победу ему не засчитали. А британцы признали потерю штурмовика, только списали её на зенитный огонь. Объяснение М. Жирохова: МиГ добил штурмовик, подбитый зенитками и возвращавшийся на авианосец отдельно от группы, или же британский лётчик совсем не заметил атаковавший его истребитель, приняв попадание за работу ПВО.


Звено штурмовиков «Уайверн» 830-й эскадрильи, довоенное фото. Самолёт с бортовым номером 379 был потерян от зенитного огня 3 ноября 1956 года (фото из статьи: Geoffrey Bussy. Westland «Wyvern». // Le Fana de l’Aviation. – № 379. – Juin 2001)

Чуть изменённая версия приведена в книге «Wings Over Sinai» со ссылкой на неоднозначного аргентинского автора Диего Зампини, получившего информацию от советских ветеранов Корейской войны (сам Синцов умер в 1990 году и, похоже, не оставил никаких воспоминаний о Египте). Заявлено, что Синцов не совершал патрулирование, а перегонял МиГи куда-то (в Сирию?) вместе с египетским пилотом. И констатируется, что вся история совершенно непроверяема. Если уж подойти максимально критически, то и корейский счёт Синцова тоже вызывает вопросы. На веб-сайте «Советские асы 1936-1953» систематизированы данные И. Сейдова о советских пилотах, имевших воздушные победы в Корее. Предполагается, что там перечислены вообще все лётчики с воздушными победами; по крайней мере, очень много тех, кто имел всего одну-две. Синцова с его тремя сбитыми самолётами в списке нет.  

Британская версия потери «Уайверна» S.4 бортовой номер 379, серийный WN330, произошедшей 3 ноября 1956 года, такова (наиболее подробное доступное описание приведено в статье Эндрю Томаса «Wyverns Over the Canal»). Шесть самолётов 830-й морской авиационной эскадрильи вылетели с авианосца «Игл» в 7 часов 00 минут для нанесения удара 1000-фунтовыми бомбами по каменному мосту Думьят/Гамиль западнее Порт-Саида. Удар был безрезультатным. В момент пикирования на цель получил попадание зенитного снаряда в двигатель самолёт лейтенанта Денниса Маккарти, также предполагается, что он потерял лопасть одного из винтов. Описание устами самого лётчика: 

Я избавился от бомб так быстро, как сумел, и выровнял самолёт, направившись к морю. Я потерял около 200 узлов на выходе из пикирования – это сравнимо с ударом о кирпичную стенку. 

Под прикрытием остальной группы Маккарти пересёк береговую черту, но был вынужден катапультироваться примерно в трёх милях от берега. Более часа он провёл в надувной лодке, по нему стреляла египетская береговая артиллерия, пока её не подавили «Си Хоки». Наконец, его подобрал вертолёт.


Лейтенант Деннис Маккарти в момент возвращения на авианосец «Игл» после своего сбития 3 ноября 1956 года (Imperial War Museums)

Расхождения между описанием победы Синцова и британской версией очень значительны. Прежде всего, это время. Статья Томаса указывает временем вылета 7 часов, статья Жирохова указывает временем сбития полдень. Пятичасовую разницу трудно объяснить провалами в памяти. Поражение Маккарти в момент атаки цели над сушей чётко зафиксировано им самим, Синцов же атаковал «Уайверн» над морем. Томас отмечает, что подбитый Маккарти летел в сопровождении остальных самолётов (что совершенно логично – очевидно, группа не могла просто уйти на авианосец, оставив подбитого товарища выкарабкиваться самостоятельно). Синцов же стрелял по одинокому штурмовику. Получается, что на всех участников этого боя напала временная слепота: советский лётчик заметил только один из шести британских самолётов, а шестеро британцев вообще не заметили два МиГа.

Две версии настолько противоречат друг другу, что остаётся сделать заключение: если Синцов и обстрелял какой-то винтовой самолёт, это однозначно был не самолёт Маккарти. А чей же? Британско-французская авиация понесла 3 ноября ещё две потери: французский «Корсар» был сбит в налёте на аэродром Алмаза под Каиром, британский «Веном» упал при полёте на предельно малой высоте где-то под Исмаилией (сбит зенитным огнём или разбился, выполняя манёвр уклонения). Обе потери произошли очень далеко от моря и укладываются в описание победы Синцова ещё хуже, чем «Уайверн». 

Таким образом, победа Синцова не подтверждена ни британской, ни советской стороной, и вся информация о ней исходит предположительно от его товарищей. Все описанные примеры активности советских инструкторов в войне 1956 года можно считать недостоверными. Роль Советского Союза в этом кризисе ограничилась выдвижением ультиматумов странам тройственной коалиции и (по британской версии) инициативой консула Анатолия Шикова раздать оружие населению Порт-Саида, превратив мирных жителей в комбатантов. 

Неучастие в борьбе за небо позволило египетским ВВС частично сохранить самолёты и личный состав для следующего раунда противостояния Израилю. Впрочем, в следующем раунде одиннадцать лет спустя этот относительный успех им не помог.


Источники:

  1. Военные действия в Египте. // Советская Сибирь. – 6 ноября 1956.
  2. Жирохов М. Красные соколы против “Мушкетеров”. // Авиамастер. – 2002. – № 6.
  3. На Ближнем Востоке. Арабо-израильские войны. // Детям. Министерство обороны Российской Федерации (https://kids.mil.ru/)
  4. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века. – М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000.
  5. Советские асы Корейской войны 1950 – 1953 гг. // Советские асы 1936-1953 (http://soviet-aces-1936-53.ru)
  6. Shlomo Aloni. Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War: 29 October – 8 November 1956. – Helion & Company Limited, 2015.
  7. John Ash. Leap Into Fire. // Key Military. 31st May 2018. (https://www.keymilitary.com)
  8. Andrew Brookes. RAF Canberra Units of the Cold War. – Osprey Publishing, 2014.
  9. Tom Cooper, David Nicolle, Gabr Ali Gabr. Wings Over Sinai: The Egyptian Air Force During The Sinai War, 1956. – Helion & Company Limited, 2017.
  10. Arnaud Delalande. La dernière victoire aérienne française. – Puissance Aérienne. 9 Avril 2014. (http://airpower.over-blog.com)
  11. Vic Flintham. High Stakes: Britain’s Air Arms in Action 1945-1990. – Pen & Sword Aviation, 2009.
  12. Jill M. Hill. Suez Crisis, 1956. – Center for Naval Analyses. April 1974.
  13. Robert Jackson. Suez 1956: Operation Musketeer. – Ian Allan Ltd, 1980.
  14. Michael Napier. Flashpoints: Air Warfare in the Cold War. – Bloomsbury Publishing, 2022.
  15. Lon Nordeen, David Nicolle. Phoenix Over The Nile: A History of Egyptian Air Power 1932-1994. – Smithsonian Institution Press, 1996.
  16. Tony O’Toole. Suez Crisis Part 2. “Operation Musketeer”. // Model Aircraft Monthly. – November 2006.
  17. Pierre Razoux. Suez ou La Tentation du Tout Aérien. 2eme Partie: Kadesh. // Le Fana de l’Aviation. – № 377. – Avril 2001.
  18. Pierre Razoux. Suez ou La Tentation du Tout Aérien. 3eme Partie: L’opération Mousquetaire. // Le Fana de l’Aviation. – № 378. – Mai 2001.
  19. Martin Smisek. Czechoslovak Arms Exports to the Middle East. Volume 2. Syria, 1948-1989. – Helion & Company Limited, 2022.
  20. Tom Spencer. Danger Over the Med. // Key Military. 25th October 2018. (https://www.keymilitary.com)
  21. Suez: A Very British Crisis [документальный фильм]. – BBC, 2006.
  22. Andrew Thomas. Wyverns Over the Canal. // Key Military. 31st May 2018. (https://www.keymilitary.com)
  23. UK Serials Resource Centre (http://www.ukserials.com/)
Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
30.12.2023 16:49:24
Интересная статья. А как говорили военные советники от СССР, египтяне ещё те вояки. Главное было изобразить действия и красочно их описать.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.