05 марта 2025
2462
Героями воздушных войн всегда являются лётчики, однако их боевые машины тоже заслуживают право на признание. У самолётов, сошедших с одной сборочной линии, могут быть разные «характеры». На одном всё всегда нормально, а другой населяют гремлины, из-за которых управление какое-то утяжелённое и постоянно отказывает радар. Такую репутацию бортам создают не только суеверия лётчиков – имеет значение качество сборки и может быть обычный заводской брак. Интересен боевой путь двух самых результативных истребителей противостоящих сторон Вьетнамской войны – F-4 и МиГ-21. В этой статье речь о «Фантоме» под номером 66-7463.
Во Вьетнаме «асом» стал только один F-4. Объясняется это простыми количественными показателями. «Фантомов» было задействовано гораздо больше, чем МиГов, и для их пилотов встреча с воздушным противником являлась относительно нечастым событием. По данным вьетнамского автора Донг Ши Хынга, в 1965-1973 годах ВВС ДРВ совершили 7 тысяч вылетов, и возможно, что сюда включены не только вылеты истребителей. У американцев за тот же период «Фантомы» ВВС, ВМС и КМП только на воздушное патрулирование и сопровождение над Севером совершили почти 90 тысяч вылетов. Происходила ротация самолётов разных модификаций (начинавшие войну F-4C практически не застали кампанию 1972 года) и случались потери, некоторые результативные борты остались ржаветь на рисовых полях Северного Вьетнама и в горах Лаоса.
В целом неудивительно, что многозвёздный F-4 появился только в 1972-м и что он принадлежал именно ВВС – такова была динамика воздушной войны и специфика применения авиации сухопутного и авианосного базирования. Он был не последней модификации F-4E, а предыдущей F-4D, что тоже не аномалия. В начале 1972 года ВВС США имели примерно поровну самолётов обоих вариантов, а к моменту возобновления бомбардировок Северного Вьетнама в апреле на театре военных действий находилось вдвое больше F-4D, чем F-4E.
Самолёт с серийным номером 66-7463 (заводской номер 1967, полное обозначение F-4D-29-MC, то есть F-4D 29-й серии, произведённый на заводе в Сент-Луисе, Миссури) совершил первый полёт 29 декабря 1966 года и поступил на вооружение 479-го тактического истребительного крыла 28 января 1967 года. Он служил в разных подразделениях, с января 1970 года базировался в Японии, а позднее в Южной Корее. На войну попал 4 января 1972 года, будучи приписан к 432-му тактическому разведывательному крылу на авиабазе Удорн (Удонтхани, Таиланд).
Со старта боевой карьеры 66-7463 имел преимущество перед многими собратьями, потому что нёс «секретное оружие». В конце 1960-х годов американцы благодаря Израилю получили доступ к стоявшим на арабских МиГ-21 радиолокационным ответчикам СРО-2. Так появился проект «Боевое дерево» /Combat Tree/. На избранные «Фантомы» (очень небольшое количество, первоначально всего лишь восемь самолётов, включая 66-7463) установили засекреченную аппаратуру APX-80 для перехвата сигналов ответчиков, что позволяло засекать и опознавать МиГ-21 на большом расстоянии, превышавшем дальность обнаружения бортовыми РЛС – как утверждается, до сотни километров. Оборудованные системой борты старались использовать по максимуму, так что они имели больше возможностей встретить МиГи, хотя и риск потери возрастал. Имеющиеся данные говорят, что из первоначальной партии носителей «Боевого дерева» не менее трёх самолётов были сбиты над ДРВ до конца 1972 года , зато это компенсировалось двенадцатью воздушными победами.
Рассмотрим все шесть побед, одержанных на самолёте 66-7463 с 1 марта по 15 октября 1972 года. Работы Донг Ши Хынга и венгерского исследователя Иштвана Топерцера дают общую картину результатов боёв с вьетнамской стороны.
Победа первая - МиГ-21. 1 марта 1972, подполковник Джозеф Киттинджер-младший / 1-й лейтенант Ли Ходждон (позывной Falcon 54, 555-я тактическая истребительная эскадрилья)
В конце 1971 года истребители ВВС ДРВ стали появляться над северными районами Лаоса, где шла своя гражданская война. Они пытались перехватить американские стратегические бомбардировщики B-52, а когда северовьетнамская армия развернула большое наземное наступление, прикрывали её и сбили один «Фантом» (встречается информация о двух или даже трёх, хотя сами северовьетнамцы претендуют на единственную победу, убедительно подтверждающуюся с американской стороны). В начале 1972 года полёты продолжались, и в феврале-марте ВВС США заявили три победы над МиГами в Лаосе. Одна из них стала дебютной для борта 66-7463.
Вечером 1 марта пара F-4 патрулировала над северо-востоком Лаоса. Лётчики были предупреждены, что северовьетнамские истребители могут попытаться заманить их в зоны поражения зенитно-ракетных комплексов. Ведущим пары был командир 555-й эскадрильи подполковник Киттинджер, прославившийся ещё до войны, совершив три сверхвысотных парашютных прыжка со стратостатов. Он служил в Юго-Восточной Азии третий срок. Что интересно, предыдущие два он летал на старых поршневых бомбардировщиках «Инвэйдер» сначала в Южном Вьетнаме, а потом над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе.
Когда самолёт ДРЛО EC-121 обнаружил МиГи, Киттинджер только что выполнил дозаправку в воздухе. Зная, что северовьетнамцы мониторят радиопереговоры, он передал заранее условленное ложное сообщение, что у него трудности с перекачкой топлива и он вернётся к танкеру, а затем спустился на минимальную высоту, набрал скорость и пошёл на сближение с противником. Полёт в темноте над горной местностью выполнялся по приборам. Пуск ракет был совершён на встречных курсах. Из трёх имевшихся у Киттинджера ракет AIM-7E (четвёртый узел подвески занимал контейнер РЭБ) нормально запустилась только третья. Через пять-шесть секунд экипаж увидел вспышку во тьме, и сразу же с той стороны прилетели две вражеские ракеты. Киттинджер предпринял резкий манёвр уклонения и не мог видеть, что произошло с МиГом, который он предположительно поразил. Тем не менее, победу ему засчитали. Потом оказалось, что вокруг него было ещё три МиГа, но в пылу боя экипаж 66-7463 просто не услышал предупреждений своего ведомого.
Во вьетнамских источниках не найдено упоминаний этого боя и потери, подтвердить победу Киттинджера не представляется возможным. Больше побед он не одерживал, а в мае был сбит МиГом в 483-м боевом вылете и попал в плен.
Вторая победа - МиГ-21. 16 апреля 1972, капитан Фредерик Олмстед-младший / капитан Стюарт Маас (позывной Basco 01, 13-я тактическая истребительная эскадрилья)
30 марта 1972 года северовьетнамская армия начала вторжение в Южный Вьетнам с применением бронетехники и артиллерии. Поддерживая своего союзника, США возобновили регулярные бомбардировки Севера. 16 апреля были нанесены первые за четыре года авиаудары по объектам в окрестностях Ханоя и Хайфона.
Утром звено «Фантомов» выполняло патрулирование юго-западнее Ханоя, прикрывая шедшие к столице ударные самолёты. На подлёте к Хоабиню они засекли приближающиеся истребители на дистанции 21 морская миля. По вьетнамским данным, это была четвёрка МиГ-21 из двух разных полков, летевшая на перехват некой цели (американцы видели два серебристых самолёта и третий камуфлированный, четвёртый они не заметили; по их мнению, МиГи собирались перехватить самолёт РЭБ EB-66). При использовании «Боевого дерева» лётчикам было разрешено атаковать цели за пределами видимости, однако они предпочли совершить визуальное опознавание. Таким образом, северовьетнамцы оказались втянуты в бой на неблагоприятных условиях и проиграли его, понеся две потери. Олмстед/Маас израсходовали три ракеты «Спэрроу»: первая повредила плоскость крыла МиГа или же отбила правый горизонтальный стабилизатор, вторая не навелась, третья попала в фюзеляж точно за кабиной. Другой МиГ стал жертвой экипажа Черри/Файнштейн. Ведущий Нгуен Хонг Ми /Nguyễn Hồng Mỹ/ и ведомый Ле Кхыонг /Lê Khương/ из 921-го истребительного полка успешно катапультировались. В целом считается, что 66-7463 сбил Кхыонга: в изложении Донг Ши Хынга, вьетнамец сумел зайти в хвост F-4, но тот развернулся и контратаковал. Стюарт Маас тоже считал, что сбитый МиГ вёл себя как ведомый. Примечательно, что лидер второй пары «Фантомов» Фред Черри в 2008 году благодаря помощи вьетнамского реалити-шоу нашёл Нгуена Хонг Ми и встретился с ним в прямом эфире, а позднее Хонг Ми посетил Соединённые Штаты.
Для капитана Олмстеда это была вторая победа, первую он записал на свой счёт 30 марта.
Остаётся привести распространённую «современную российскую» версию этого боя, описанную экспертом ЦАГИ Владимиром Ильиным:
16 апреля два МиГ-21МФ вступили в бой с 12 «Фантомами» (оба вьетнамских самолета были сбиты).
Двенадцати «Фантомов» там явно не было, это число могло появиться разве что для оправдания поражения МиГов – по вьетнамским данным (Донг Ши Хынг), бой происходил при равной численности сторон.
Третья победа - МиГ-19. 8 мая 1972, майор Бартон Крюз / капитан Кит Джонс-младший (позывной Galore 03, 13-я тактическая истребительная эскадрилья)
Третья победа 66-7463 стала исторической, потому что была одержана в самом первом бою с новыми истребителями МиГ-19. Менее известно, что в этом же бою и северовьетнамцы засчитали своим МиГ-19 первые победы над врагом. ВВС ДРВ получили самолёты этого типа от Китая (F-6, экспортное обозначение китайских J-6) в период прекращения бомбардировок. Их дебют оказался неудачным, когда 19 января они по ошибке сбили свой МиГ-21. Теперь состоялась первая встреча с американцами. Эту курьёзную историю можно назвать «парашют Шона».
Прикрывая налёт на гидроэлектростанцию Тхакба, звено F-4 в районе аэродрома Йенбай обнаружило вылетевшее звено МиГ-19. Для всех или почти всех участвующих пилотов это был первый воздушный бой, так что с обеих сторон были допущены ошибки. На расстоянии менее километра майор Крюз выпустил AIM-7 по противнику и сразу начал разворачиваться к другому, не проследив за результатами. Ведомый крикнул: «Он сбит!». В воздухе парил жёлтый парашют. Оператор вооружения капитан Джонс сразу решил, что это оторвавшийся тормозной парашют МиГа. Так и было: Нгуен Хунг Шон /Nguyễn Hùng Sơn/ при сбросе подвесных топливных баков случайно нажал не ту кнопку, выпустив тормозной парашют, который на большой скорости оторвался. Когда Крюз/Джонс вернулись в Удорн, товарищи стали поздравлять их с победой, потому что видели парашют и как один МиГ вошёл в штопор, а потом 7-я воздушная армия получила некие разведданные, подтверждающие сбитие.
По версии американского автора Питера Дэвиса, ведущий звена МиГов Нгуен Нгок Тьеп /Nguyễn Ngọc Tiếp/ подумал, что парашют принадлежит сбитому американцу. Правда это или нет, но ему и Нгуену Хунг Шону засчитали два сбитых «Фантома». Классика жанра в описании Шона:
F-4 влетел в облако, но я продолжал атаку и, когда он опустился до 500 метров, снова открыл огонь. В этот раз я увидел пламя, исходящее из хвостовой части «Фантома», но был вынужден выйти из боя, поскольку мы быстро сближались с горой.
Неопытный лётчик стреляет по цели, видит включение форсажа, решает, что цель загорелась, а потом ещё и сразу переключает внимание, не зафиксировав судьбу обстрелянного самолёта. История с парашютом только подтверждает, что участники боя видели то, что хотели видеть. Итак, по докладам пилотов утром 8 мая возле Йенбая были сбиты один МиГ-19 и два F-4. Реальные потери – ноль-ноль, все самолёты вернулись на базы.
Постскриптумом стоит отметить один момент, который может внести путаницу в разбор боя. С северовьетнамской стороны учавстовали два пилота с почти одинаковыми именами, Нгуен Хонг Шон А и Нгуен Хунг Шон Б (вьетнамцы присваивали лётчикам со схожими именами литеры, чтобы их различать). Питер Дэвис написал, что парашют выпустил Шон А, в то время как вьетнамские источники, изученные Иштваном Топерцером и Донг Ши Хынгом, указывают на Шона Б.
Четвертая победа - МиГ-21. 10 мая 1972, капитан Ричард Ритчи / капитан Чарльз Дебельвью (позывной Oyster 03, 555-я тактическая истребительная эскадрилья)
9 мая Соединённые Штаты начали полномасштабное воздушное наступление на Северный Вьетнам под кодовым обозначением «Лайнбекер» /Linebacker/, и 10 мая стало днём кульминации воздушных боёв Вьетнамской войны. На самолёте 66-7463 одержал первую победу экипаж, которому предстояло стать официальными асами.
Сражение возле аэродрома Йенбай осталось в истории запутанным клубком противоречащих друг другу свидетельств участников и очевидцев. Наиболее вероятная картина выглядит так. Утром 10 мая ВВС США совершали крупный налёт на объекты в районе Ханоя, и самыми первыми самолётами возле цели стало звено «Устрица». Поскольку они шли впереди (и два из четырёх самолётов были оснащены системой «Боевое дерево»), то могли открывать огонь за пределами видимости, что обычно запрещалось. Северовьетнамцы подняли два МиГ-21 из 921-го авиаполка в качестве приманки, а за ними следовало звено МиГ-19 из 925-го авиаполка. Обнаружив и опознав противника, F-4 ракетами «Спэрроу» повредили ведущего, сумевшего затем вернуться домой, и сбили ведомого. Пока внимание американцев было отвлечено, на них обрушились МиГ-19 и сбили самолёт Лоджа/Локера. И после этого экипаж Ритчи/Дебельвью на 66-7463 уничтожил двумя AIM-7E одного из нападавших 19-х, ошибочно принятого ими за МиГ-21; пилотировавший его Ле Дык Оань /Lê Đức Oánh/ получил смертельные травмы в процессе катапультирования. Парный пуск «Спэрроу» был обычной практикой из-за ненадёжности ракет. Результат боя не вызывает сомнений: потеряны один «Фантом» и два МиГа. В противоборствующих штабах записали своим лётчикам два F-4 и три МиГа. Для американцев это была довольно горькая победа, так как погибший майор Роберт Лодж возглавлял отдел истребительной тактики 432-го крыла, был опытным и инициативным лидером, имел больше 2000 часов налёта и приближался к двум сотням боевых вылетов. У северовьетнамцев, потерявших двух пилотов, поводов для радости было ещё меньше.
Главная проблема при реконструкции событий заключается в том, что американская сторона приняла два МиГ-21 за четыре, и в своих описаниях исходит из этого, насчитав три сбитых МиГ-21 (и ни одного МиГ-19, хотя вьетнамцы подтверждают такую потерю). Вначале экипажи Лодж/Локер и Маркл/Ивз практически одновременно обстреляли противника и видели два падающих самолёта. Капитан Роджер Локер:
Сбитый Марклом МиГ-21 был ближе [к нам], он сделал кувырок и ушёл под нас в полумиле впереди с 10-градусным снижением. Через пару секунд я увидел тот, который поразили мы, падающий под углом 60-70 градусов. Его левая плоскость крыла была оторвана, он довольно быстро вращался влево, горел и дымил. Парень [пилот] уже катапультировался.
По всей видимости, первый МиГ не падал, а уходил подбитым из-под удара. Ритчи/Дебельвью одержали свою победу последними и уже после вмешательства МиГ-19, о чём свидетельствуют в книге «One Day in a Long War» Дж. Этель и А. Прайс, работавшие с аудиозаписями переговоров лётчиков в тот день: реплика Дебельвью о победе была последним, что услышал Локер перед катапультированием (ему предстояло провести 23 дня на земле во враждебной стране, пока его не обнаружили и не подобрали возле авиабазы Йенбай в результате гигантской поисково-спасательной операции). Сбить Оаня не мог никто, кроме Ритчи и Дебельвью, ну а тот факт, что им официально засчитан МиГ-21, легко списать на неправильное опознавание в пылу сражения, примеров чему было множество и во Вьетнаме, и на других войнах.
Пятая победа - МиГ-21. 28 августа 1972, капитан Ричард Ритчи / капитан Чарльз Дебельвью (позывной Buick 01, 555-я тактическая истребительная эскадрилья)
Битву за первого аса ВВС США проиграли своим заклятым товарищам из палубной авиации. Корона была взята лейтенантом Рэнди Каннингхэмом и младшим лейтенантом Вилли Дрисколлом в насыщенный событиями день 10 мая, а погибший тогда майор Роберт Лодж был главным претендентом на статус от Военно-воздушных сил.
Летом 72-го Ричард «Стив» Ритчи, бывший инструктор в Школе истребительного вооружения ВВС, добровольно служивший на войне второй срок, соревновался за звание аса с оператором БРЛС Джеффри Файнштейном. К августу оба имели по четыре подтверждённые победы и по одной неподтверждённой. Ритчи вошёл в историю 28 августа, причём на том же самом борту 66-7463, на котором начались его успехи. Совпало так, что и самолёт в тот день стал «асом».
Утром северовьетнамская РЛС засекла приближавшуюся со стороны Лаоса ударную группу, и на перехват с аэродрома Зялам вылетела пара МиГ-21 из 921-го истребительного полка. Ведущий увидел звено патрульных «Фантомов» и выполнил стандартную процедуру: заход с задней полусферы, пуск ракеты, резкий уход. Никаких манёвренных догфайтов, только «ударь и беги». Но в тот день всё было против вьетнамцев. Их пару своевременно обнаружил EC-121. Сразу три звена патрулирующих истребителей устремились к цели. Соотношение сил – 12 против 2. Экипаж Ритчи/Дебельвью заметил приближающийся МиГ на непривычно большой высоте порядка 9 км. Сначала они на дистанции 6 км выпустили две «Спэрроу» без захвата, чтобы заставить противника начать разворот, потом ещё две на поражение, и одна попала. Ведомый пары Буй Тхань Льем /Bùi Thanh Liêm/ успешно катапультировался, а его ведущий вернулся на аэродром.
Для Ритчи пятая победа стала билетом домой. Поддерживая национальную военную традицию, созданную в прежние годы в случаях с Ричардом Бонгом и Джозефом Макконнеллом, командование ВВС США запретило своему первому сверхзвуковому асу дальнейшие вылеты. Лётчик, попавший на передовицы газет, становился медиа-звездой, подвергать которую риску начальство не хотело (возможно, учитывая опыт первых лет войны, когда несколько известных командиров и ветеранов Кореи оказались в северовьетнамском плену). К железу относились не столь щепетильно, и самолёт 66-7463 продолжал работу. Летал и Дебельвью – у него теперь было четыре победы, а 9 сентября ему предстояли ещё две.
Буй Тхань Льем впоследствии стал дублёром первого вьетнамского космонавта Фам Туана и погиб в катастрофе МиГ-21 в 1981 году.
Шестая победа - МиГ-21. 15 октября 1972, майор Айви Маккой-младший / майор Фредерик Браун (позывной Chevy 01, 523-я тактическая истребительная эскадрилья)
Мирные переговоры в Париже близились к кульминации, Генри Киссинджер готовился произнести свою фразу «Мир у нас в кармане», до очередного «ограниченного» прекращения бомбардировок ДРВ севернее 20-й параллели оставалась неделя. 15 октября произошли последние воздушные бои операции «Лайнбекер».
В середине дня звено «Шеви» прикрывало налёт на нефтехранилище возле Тхайнгуена. Другие самолёты уже провели бои с МиГами и имели победы. «Красная корона» (корабль ВМС, дежуривший в Тонкинском заливе и мониторивший воздушное пространство Северного Вьетнама, в тот раз это был крейсер УРО «Лонг-Бич») предупредила об очередном взлёте истребителей с аэродрома Фукиен. Звено принялось искать их, что оказалось непростым делом в облачности. Увидев наконец противника, ведущий F-4 не стал мелочиться. Сначала Маккой выпустил три AIM-7 без захвата, так как теоретически на ближней дистанции они могли наводиться по постоянному излучению бортовой РЛС. Когда этот номер не сработал, он добавил три AIM-9, последняя из которых влетела в сопло МиГа в 14 часов 25 минут 40 секунд. Американцы наблюдали взрыв, разрушение хвостовой части самолёта, катапультирование пилота и раскрытие парашюта. Удар по нефтехранилищу по какой-то причине был отменён, самолёты переключились на запасную цель и отбомбились по военному аэродрому Йенбай (по американской оценке, на земле было уничтожено и повреждено не менее трёх МиГ-21).
В этом случае имеется та же самая проблема, что и с боем 10 мая: американцы заявили три победы, вьетнамцы подтвердили лишь две потери. В двух стычках участвовали две разные пары МиГ-21, потерявшие по одному самолёту. Доступные источники обеих сторон не приводят чёткой информации о времени и месте каждого события. Похоже, что и американское командование столкнулось с трудностями в процессе подтверждения побед. Для журналистов было объявлено о трёх сбитых МиГах только 23 октября, такая задержка не являлась типичной.
Кроме Маккоя и Брауна на F-4D, победы 15 октября были записаны экипажам Хольц/Диль и Рубус/Хендриксон на F-4E. Вьетнамские источники сообщают о потере двух самолётов, чьи пилоты катапультировались – Фам Фу Тхай /Phạm Phú Thái/ на МиГ-21МФ (921-й истребительный полк) и уже имевший статус аса Ле Тхань Дао /Lê Thanh Đạo/ на МиГ-21ПФМ (927-й истребительный полк). С вьетнамской стороны тоже есть противоречия, Иштван Топерцер и Донг Ши Хынг дают разную информацию о том, кто был сбит первым и кто вторым. Есть подробный рассказ Чан Ван Нама, ведомого Ле Тхань Дао, судя по которому он приземлился на базе раньше, чем ведомый Фам Фу Тхая, поэтому можно заключить, что Дао и был сбит первым. Хронологически первую победу одержал, по-видимому, экипаж Рубуса, а потом уже Хольца и Маккоя в неопределённой последовательности. Книга «Aces and Aerial Victories» упоминает победу Хольца как первую, но историк Ларри Дэвис отметил, что Хольц сначала пролетел мимо чьего-то парашюта, и это был предположительно северовьетнамский лётчик, сбитый Рубусом (американские самолёты 15 октября не сбивались).
Можно добавить ещё такой штрих: оба катапультировавшихся вьетнамца жаловались, что при спуске на парашюте были обстреляны «Фантомами» из пушек. Фам Фу Тхай видел это сам, Ле Тхань Дао сразу после подбития потерял сознание и очнулся на больничной койке, но, как можно понять из вьетнамских описаний, о стрельбе американцев ему потом рассказали спасшие его крестьяне и ополченцы. Встроенная пушка есть только у F-4E (самолёты F-4D могли нести подвесные пушечные контейнеры, но в том вылете их явно не было), и Рубус/Хендриксон одержали победу как раз пушечным огнём. В англоязычных источниках с вьетнамской стороны Топерцер и Донг Ши Хынг пишут, что оба МиГа стали жертвами F-4E, игнорируя победу F-4D Маккоя/Брауна.
Если исходить только из показаний американских лётчиков, то слабее всего выглядит заявка Хольца/Диля. Хольц видел взрыв AIM-9 у хвоста МиГа, отлетающие фрагменты оперения, после чего противник горящим пошёл к земле. Рубус и Маккой видели не только поражение «своих» МиГов, а и катапультирование пилотов (Рубус наблюдал даже момент падения МиГа на землю).
Итоги
Подвести итог можно лишь предположительный. Вероятно, Маккой/Браун сбили Фам Фу Тхая, но окончательно «отобрать победу» у Хольца/Диля нельзя из-за недостатка информации. По интересному стечению обстоятельств, Фам Фу Тхай ранее уже имел встречу с бортом 66-7463: именно он был ведущим Буй Тхань Льема, сбитого 28 августа.
В январе 1973 года американская фаза Вьетнамской войны закончилась. За год самолёту 66-7463 засчитали пять побед над МиГ-21 и одну над МиГ-19, одержанные пятью разными экипажами. Даже на позднем этапе войны ненадёжность ракет оставалась бичом: в 6 победных боях с самолёта выпущено 19 ракет (шестнадцать «Спэрроу» и три «Сайдуиндер»), и неизвестно, сколько пусков он произвёл в других случаях. Проверка по вьетнамским источникам показывает, что достоверно были сбиты два МиГ-21МФ (16 апреля, 28 августа) и один F-6 (китайский экспортный вариант МиГ-19С, 10 мая), а также быть сбит ещё один МиГ-21, на который претендует другой экипаж (15 октября). При этом погиб один пилот ВВС ДРВ, младший лейтенант Ле Дык Оань.
После войны 66-7463 оставался на службе ещё больше десятилетия. В 1975 году он вернулся в Японию. С 1980 года постоянно базировался на аэродроме Хоумстед (Флорида) в 31-м тактическом истребительном крыле. Завершил карьеру, будучи самолётом командира крыла. Осенью 1986 года шестизвёздочный «Фантом» был выведен из боевого состава и поставлен памятником самому себе на территории Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс. Церемонию открытия в мае 1987 года посетили Ритчи, Олмстед и Маккой. На киле красуются цифры 67-463, как и на фотографиях военного времени. Это обычное редуцирование, часто встречающееся на самолётах ВВС США – убрана шестёрка в номере 66-7463. Среди исследователей и авиамоделистов иногда бывает непонимание ситуации, и номер принимают за 67-0463. Путаницу усугубило то, что после войны на самолёте какое-то время был изображён номер 66-463, что тоже является примером редуцирования (серийные номера 66-0463 и 67-0463 принадлежали двум разведчикам RF-4C, которые визуально легко отличить от F-4D).
Самолёт так и стоит под открытым небом на площади Терраццо перед Кадетской часовней вместе с F-15, F-16 и собранным по кусочкам F-105, не имея известности за пределами круга выпускников Академии и любителей военной авиации. Примечательно, что во Вьетнаме два самых значимых истребителя МиГ-21 получили статус национального сокровища и убраны с открытого хранения в помещение.
Самолёты - асы Вьетнамской войны. Часть 1: «Фантом»
Самолёты - асы Вьетнамской войны. Часть 2: МиГ-21
Во вьетнамских источниках не найдено упоминаний этого боя и потери, подтвердить победу Киттинджера не представляется возможным. |