Самый известный "кузнечик"

23 мая 2022

Михаил Тимин

0

1395

Самый известный "кузнечик"

Не так давно на канале ТактикМедиа был опубликован ролик про молодых лётчиков из 270-го (152-го гвардейского) истребительного авиаполка, сражавшихся с лета 1943-го года на фронте. Один из них мог стать прототипом легендарного лейтенанта «Кузнечика» в кинофильме «В бой идут одни старики». Ну а в этой заметке будет описана подлинную боевая судьба, наверное, самого известного из «Кузнечиков» - Тимура Фрунзе, ещё 19 января 2022 года минуло 80 лет, как он погиб...


Пилот 1-й эскадрильи 161-го ИАП лейтенант Тимур Михайлович Фрунзе.

Из оперативной сводки №10 штаба 161 ИАП аэродром Крестцы, от 18:00 19.1.42, карта 100000:

«Полк в течении дня имел задачу прикрывать свои наземные войска в районе Медведно, Шохово, Юрьево.
 Всего полк произвел 10 самолето вылетов с налетом 6 часов 52 минуты. 11:48 - 13:00 было произведено 3 самолётовылета на прикрытие своих наземных войск в прежний район.
 Был воздушный бой в котором погиб лейтенант Фрунзе и не вернулся с задания мл.лейтенант Шутов. Причина не возвращения выясняется.
 Погода в районе действия Н=150-200, V=2-3 км.»

Самолёт лейтенанта Фрунзе упал в расположении советских войск, и был почти сразу обнаружен.11 февраля 1942 года в докладе на имя маршала Советского Союза К.Е.Ворошилову заместитель народного комиссара внутренних дел СССР Меркулов, доложил следующее:

«По сообщению особого отдела НКВД фронта, 15 января (вероятно описка, правильно - 19 января) с. г. при выполнении боевого задания погиб сын М.В.Фрунзе - летчик Фрунзе Тимур Михайлович. В ВВС Северо-западного фронта летчик Фрунзе прибыл в январе месяце с.г. и был зачислен в состав истребительного авиаполка. Летал на самолете ЯК-1 с 1941 года. За период боевой работы имел три встречи с воздушным противником, при этом в двух случаях самолеты противника были сбиты. 15 января (правильно - 19 января) с. г. при выполнении боевого задания по прикрытию войск Красной Армии встретил в воздухе на высоте 900 метров 4 вражеских истребителя «МЕ-109» и «МЕ-115» и вступил в бой в паре с летчиком Шутовым. Один «МЕ-109» был ими сбит и упал на землю. Во время первой атаки к четверке вражеских истребителей прилетело еще 3 истребителя «МЕ-115». В неравном бою против 7 истребителей противника Фрунзе погиб смертью героя. Тимур Фрунзе был обнаружен начальником оперативного отдела 57 смешанной авиадивизии майором Простосердовым и военнослужащими наземных частей, наблюдавшими поражённый самолёт во время боя. Летчик Фрунзе похоронен с воинскими почестями с участием гарнизона и населения города Крестцы. Командованием ВВС Северо-западного фронта Тимур Фрунзе посмертно представлен к званию Героя Советского Союза.»
 

Подбитый и совершивший вынужденную посадку Як-1, зима 1941/1942г.

Як-1 с установленными убирающимися лыжами, зима 1941/1942 г.

Командующий войсками СЗФ генерал-лейтенант Курочкин, уточнил следующие детали в докладе 11.02.1942 г.:

«Лейтенант Фрунзе Т.М. был убит в воздухе прямым попаданием снаряда в голову. При падении самолёт лейтенанта Фрунзе был подожжен истребителями противника. Горящий самолёт упал в 500 метрах на сев. запад от дер. Отвидно. Подоспевшими к месту падения самолета — зам. нач. штаба 57 авиадивизии майором Простосердовым и группой красноармейцев — тело лейтенанта Фрунзе было извлечено из горящего самолёта. Лейтенант Фрунзе с воинскими почестями похоронен на кладбище в гор.Крестцы.»
 
Карта района боя. Красным подчёркнуты населённые пункты упомянутые в документах.

А ещё до этих писем командир 57-й САД полковник Катичев подал представление на награждение Тимура Фрунзе орденом Боевого Красного знамени:

«Лейтенант ФРУНЗЕ Тимур Михайлович преданный сын Родины, бесстрашный лётчик. Обладал незаурядными лётными качествами лётчика-истребителя. Самолётом-истребителем типа ЯК-1 ФРУНЗЕ владел отлично. Ориентировался хорошо. За период пребывания 161 ИАП на Северо-Западном фронте с 10.1.42 г. по 19.1.42 г. ФРУНЗЕ Т.М. произвел 9 боевых вылетов из них 5 вылетов на прикрытие своих войск на поле боя в районе СТ. РУССЫ. Боевого налёта ФРУНЗЕ имеет 8 часов 57 минут. За период боевой работы имел три встречи с воздушным противником, при этом в двух случаях самолёты противника были сбиты.
Отважный истребитель, верный сын советского народа, впитавший в себя многие замечательные черты своего отца, Великого полководца Рабоче-Крестьянской Красной армии, лейтенант ФРУНЗЕ Тимур Михайлович всю свою молодую энергию и страсть отдал без остатка делу борьбы с кровожадным немецким фашизмом, с честью и доблестью выполнил свой воинский долг перед Родиной.
В воздушных боях с фашистскими стервятниками ФРУНЗЕ проявил себя мужественным, бесстрашным лётчиком. Лейтенант ФРУНЗЕ Т.М. всегда рвался на выполнение наиболее сложных и ответственных боевых заданий.
 15.1.42 г. ФРУНЗЕ Т.М. прикрывая свои войска над полем боя в районе города СТАРАЯ РУССА в групповом воздушном бою вместе с младшим лейтенантом ШУТОВЫМ сбил немецкий самолет «Хенкель-126». Факт сбития самолёта подтверждает военком эскадрильи 38 ИАП батальонный комиссар Чапчахов.
 19.1.42 г. при выполнении боевого задания по прикрытию своих войск в районе СТАРАЯ РУССА лейтенант ФРУНЗЕ в паре с опытным и отважным лётчиком младшим лейтенантом ШУТОВЫМ встретили в воздухе на высоте 900 метров 4 вражеских истребителя «МЕ-109» и «ME-115». Несмотря на явное количественное и техническое превосходство противника, лейтенант ФРУНЗЕ и младший лейтенант ШУТОВ смело и решительно атаковали группу вражеских истребителей. Атака была дерзкой и неожиданной для врага. Один «МЕ-109» был сбит и рухнул на землю в районе деревни БАЛОГОЖА, что в 5 — 6 километров севернее города СТ. РУССА. Факт сбития вражеского истребителя «МЕ-109» подтверждает зам.нач.штаба 57 АД майор Простосердов, находившийся в это время в районе воздушного боя. Во время первой атаки к четверке вражеских истребителей подошли еще три истребителя «МЕ-115». Завязался неравный воздушный бой двух отважных советских лётчиков против семи фашистских стервятников. Использовав всю огневую мощь своего самолёта, в этом неравном бою, лейтенант ФРУНЗЕ погиб смертью героя. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими оккупантами и проявленное при этом мужество и героизм, лётчик 161 истребительного авиаполка лейтенант ФРУНЗЕ Тимур Михайлович командованием дивизии достоен награждения орденом «Красного знамя».
Наградной лист Тимура Михайловича Фрунзе.

После такого текста, больше похожего на оду, командующий ВВС СЗФ генерал-лейтенант Куцевалов 6 февраля переписал в наградном представление, с ордена «Красного знамени» на звание Герой Советского Союза, а командующий фронтом генерал-лейтенант Курочкин, уже 10 февраля это решение утвердил, и 16 марта лейтенанту Т.М.Фрунзе было присвоено звание Герой Советского Союза.


Указ о присвоении звания Героя Советского Союза лейтенанту Фрунзе Т.М.

Казалось бы, информации больше чем нужно, но восстановить реальный ход боя будет крайне сложно из-за отсутствия оперативных документов противника и некоторых нюансов. К примеру, не понятно кто пилотировал третий советский истребитель, упомянутый в оперсводке и куда он делся в ходе боя или до него.  
По поводу того, кто сражался с лётчиками 161-го ИАП в этом бою, можно узнать в фундаментальной работе немецкого историка Йохана Прина по немецкой истребительной авиации (Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945). Противник – это «мессершмитты» из первой группы JG51, в тот момент как раз базировавшиеся в Старой Руссе. Немцы имели очень бледный вид к этому моменту, поддерживая в боеготовом состоянии менее десятка машин. Из-за потерь и технических неисправностей группу в конце января вынужденно пополнили дюжиной Bf109E, хотя ещё год назад в зиму 1940-41 года I/JG51 была полностью перевооружена на модификации F-1 и F-2. Тем не менее, имея в составе изрядное количество асов и просто опытных-обстрелянных пилотов, немцы были опасным противником. Если первый штаффель имел ярко выраженную истребительно-бомбардировочную ориентацию, то второй и третий были вполне истребительные. Лидер 2/JG51 лейтенант Эрвин Фляйг заявил уже 45 воздушных побед, немного от него отставал командир 3-го отряда Хайнрих Крафт,с 35 заявками. Напротив, советские части, противостоящие I/JG51, были немногочисленны или как 161-й ИАП только что сформированы, получили немало молодых, неопытных пилотов и не имели большого боевого опыта.


«Мессершмитты» 3/JG51, Старая Русса, январь – февраль 1942г.


Bf109F-2 командира 3-го штаффеля оберлейтенанта Хайнриха Крафта


«Мессершмитты» штабшварма I/JG51, Старая Русса, январь – февраль 1942г.

К сожалению, в отношении боёв в этот день в разделе, посвященном боевой работе I/JG51 нет описания, есть лишь две заявки на победы, которые соответствуют по времени оперсводке 161-го ИАП. В 12:30 победу над истребителем идентифицированном как И-61 одержал пилот 3-го штаффеля оберлейтенант Рейнхард Йостен (Oblt. Reinhard Josten), а через четыре минуты его поддержал штаб адъютант группы доктор Вайль Фогель (StA. Dr.Veil Vogel), с аналогичной заявкой, потерь немцы не имели.

Картину представить сложно, с одной стороны можно принять за версию ход событий описанный с советской стороны, равный бой звена «яков» против четвёрки «мессеров» из 3-го штаффеля, и победа немцев, стала возможной лишь после подхода ещё одного звена «мессершмиттов» из штабшварма группы. Но в советских документах есть явные недоговорённости, в том числе непонятно кто был третьим лётчиком в звене и когда и как он вышел из боя. Не явно описано был ли сбит первым самолёт Фрунзе, или в начале подбит «як» лейтенанта Шутова и пилот произвел вынужденную посадку. Как мы помним, после посадку третьего самолёта зафиксировали в 13:00. Но в оперативной сводке от 18:00 указано лишь только то, что:

«Был воздушный бой в котором погиб лейтенант Фрунзе и не вернулся с задания мл.лейтенант Шутов. Причина не возвращения выясняется…»

То есть либо третий лётчик толком пояснить ничего не смог, либо информацию решили не писать, до выяснения всех обстоятельств. Командование полка явно осторожничало, очевидно понимая, что гибель Фрунзе может вызвать резонанс в высших инстанциях, и вполне могло опасаться наказания за гибель сына легендарного наркома военмора.

Командир звена 1-й эскадрильи 161-го ИАП Иван Порфирьевич Шутов.

Учитывая крайне малый опыт Тимура Фрунзе как лётный, так и боевой, наиболее вероятно, что бой начался следующим образом в первой внезапной атаке оберлейтенант Рейнхард Йостен сбил Як-1 Тимура Фрунзе, косвенно это подтверждает доклад генерал-лейтенант Курочкин, в котором указано, что:

«Лейтенант Фрунзе Т.М. был убит в воздухе прямым попаданием снаряда в голову...»
Вероятно Тимур умер мгновенно, даже не успел понял, что его атаковали, это вполне нормально для войны в воздухе, более 70% сбитых самолётов сбивались в первой атаке, и их пилоты просто не видели своего врага.

Далее в четырехминутном бою, вероятно немцы с трудом, но смогли подбить «як» опытного комзвена И.П.Шутова, воевавшего с июня 1941 года и имевшему к этому моменту в активе более 80 боевых вылетов, 11 воздушных боёв, 5 личных и одну групповую победу, соответственно виновником был адъютант штаба группы Вогель, для которого это была шестая победа.


Командир I/JG51гауптман Вильгельм Хахфельд (Hptm.Wilhelm Hachfeld) с офицерами штаба, вероятно один из них доктор Вайль Фогель, Старая Русса, январь – февраль 1942 года.

От немцев в бою скорее всего действительно участвовали две группы самолётов, но с очень большой долей вероятности, учитывая состав группы, их всего было четыре, по паре самолётов от 3-го отряда и штабшварма. Вероятно, несмотря на достигнутый успех, и одержанную в 12:30 победу, переманеврировать в равном бою «яки» Ивана Шутова и второго ведомого паре из 3-го штаффеля не удалось, Рейнхард Йостен не был столь искусным асом как его командир Крафт, на его счету до 19 января было лишь три победы. Однако используя хорошо работающую систему связи, немцы вероятно вызвали поддержку – пару из штаба группы, которая быстро смогла достичь района боя и далее имея двукратное превосходство, добиться победы было уже делом техники.

Что касается дальнейших событий, то мягко говоря неуклюжие действия штаба 161-го ИАП и командования дивизии и фронта, не красят командиров Красной Армии. Вероятно, для того, чтоб придать боевой деятельности Тимура Фрунзе больше героизма и успехов, ему в описании подвига в наградном листе фактически были приписаны несуществующие воздушные победы. Так указанный в наградном Тимура, якобы сбитый им 15 января в паре с Шутовым «Хеншель-126», в реальности был сбит И.П.Шутовым в паре с ст. лейтенантом И,И.Маркиным, о чём есть соответствующая запись в наградных Шутова и Маркина. Про сбитый в последнем вылете «мессершмитт» говорить тоже не приходится. Ну и подтверждает отсутствие успехов в воздушных боях у Тимура Фрунзе - журнал учёта сбитых лётчиками 161-го ИАП самолётов противника, согласно этому документу записей о победах в ЖУС у лейтенанта Т.М.Фрунзе нет.


Справка о боевой работе командира звена 1 А.Э. 161 ИАП мл. лейтенанта Шутова И.П.


Опыт приходили не сразу, И-16 тактический №6 голубой, заводской №2921390 разбитый И.П.Шутовым при вынужденной посадке 23.06.41г.

Отметим, что у автора вовсе нет желания опорочить память о сложившим голову в бою за Родину талантливом молодом советском лётчике, наоборот я считаю, что Тимур Фрунзе герой, и приписывание ему несуществующих подвигов, и во время войны, и сейчас только принижает его заслуги. Ничего постыдного, в том, что Тимур не успел одержать победу в воздушном бою, нет, масса пилотов погибла в первых боях, не успев нанести противнику урона, но их героизм и мужество совершенно очевидны для нас, они просто не успели получить опыт, передав эстафету подвига своим товарищам. Тот же, Иван Порфирьевич Шутов единственное чем отметился в своих первых вылетах, так только посадкой из-за растерянности на «живот» И-16 23 июня 1941 года в Барановичах, он забыл выпустить шасси. Да и золотую звезду Героя Советского Союза вполне присваивали людям, которые совершили и меньше вылетов, чем Тимур. К примеру, в июле 1941 года,  звание Герой Советского Союза был удостоен пилот 170-го ИАП ст. лейтенант Константин Ефремович Анохин, погибший 5 июля 1941 года, в своём 5 боевом вылете и первом воздушном бою.


Командир звена 170-го ИАП ст. лейтенант Константин Ефремович Анохин, невернулся из своего 5-го боевого вылета 5 июля 1941 года, погиб в первом воздушном бою. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

 Тимур Фрунзе должен оставаться в памяти потомков, как образ молодого лётчика, «Кузнечика» из кинофильма «В бой идут одни старики» - бойца и патриота, не успевшего совершить ярких подвигов, но готового пожертвовать самым дорогим что у него было – своей жизнью - защищая Родину. Из известных участников боя 19 января, уцелел только доктор Фогель, а остальные не сильно пережили Тимура Фрунзе. Ведущий советского звена Иван Порфирьевич Шутов не вернулся из боевого вылета 26 марта 1942 года. 

Вероятный победитель Тимура Фрунзе - Рейнхард Йостен погиб в воздушном бою в районе Рельбицы 21 апреля 1942 года, его фото найти не удалось.


Один из лучших асов JG51 позднего периода войны Гюнтер Йостен (Günther Josten) - младший брат Рейнхарда Йотсена (Oblt. Reinhard Josten) вероятно сбившего самолёт Тимура Фрунзе.

 Интересно, что у Рейнхарда был младший брат Гюнтер (Günther Josten), который тоже стал лётчиком и с весны 1943 года также воевал в составе I/JG51, став к концу войны одним из лучших асов эскадры со 178 воздушными победами.

В восемнадцать мальчишеских лет. Телеспектакль о жизни летчика-истребителя Тимура Фрунзе (1974)


 Источники:
Интернет-портал "Память народа"
ЦАМО РФ. Фонд 161-го ИАП, оп.202322,д.6. Оперативные сводки;
ЦАМО РФ. Фонд 161-го ИАП, оп.202322,д.1.Журнал учета сбитых самолетов противника;
Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/I - Rogge GmbH, 2003;
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.