Самый известный "кузнечик"

23 мая 2022

Михаил Тимин

1

3479

Самый известный "кузнечик"

Не так давно на канале ТактикМедиа был опубликован ролик про молодых лётчиков из 270-го (152-го гвардейского) истребительного авиаполка, сражавшихся на фронте с лета 1943-го года. Один из них мог стать прототипом легендарного «Кузнечика» из кинофильма «В бой идут одни старики». Ну а в этой заметке будет описана подлинную боевая судьба, наверное, самого известного из «Кузнечиков» - Тимура Фрунзе. 19 января 2022 года минуло 80 лет с момента его гибели...


Пилот 1-й эскадрильи 161-го ИАП лейтенант Тимур Михайлович Фрунзе.

Из оперативной сводки №10 штаба 161 ИАП аэродром Крестцы, от 18:00 19.1.42, карта 100000:

«Полк в течении дня имел задачу прикрывать свои наземные войска в районе Медведно, Шохово, Юрьево.
 Всего полк произвел 10 самолето вылетов с налетом 6 часов 52 минуты. 11:48 - 13:00 было произведено 3 самолётовылета на прикрытие своих наземных войск в прежний район.
 Был воздушный бой в котором погиб лейтенант Фрунзе и не вернулся с задания мл.лейтенант Шутов. Причина не возвращения выясняется.
 Погода в районе действия Н=150-200, V=2-3 км.»

Самолёт лейтенанта Фрунзе упал в расположении советских войск, и был почти сразу обнаружен.11 февраля 1942 года в докладе на имя маршала Советского Союза К.Е.Ворошилову заместитель народного комиссара внутренних дел СССР Меркулов, доложил следующее:

«По сообщению особого отдела НКВД фронта, 15 января (вероятно описка, правильно - 19 января – авт.) с. г. при выполнении боевого задания погиб сын М.В.Фрунзе - летчик Фрунзе Тимур Михайлович. В ВВС Северо-западного фронта летчик Фрунзе прибыл в январе месяце с.г. и был зачислен в состав истребительного авиаполка. Летал на самолете ЯК-1 с 1941 года. За период боевой работы имел три встречи с воздушным противником, при этом в двух случаях самолеты противника были сбиты. 15 января (правильно - 19 января) с. г. при выполнении боевого задания по прикрытию войск Красной Армии встретил в воздухе на высоте 900 метров 4 вражеских истребителя «МЕ-109» и «МЕ-115» и вступил в бой в паре с летчиком Шутовым. Один «МЕ-109» был ими сбит и упал на землю. Во время первой атаки к четверке вражеских истребителей прилетело еще 3 истребителя «МЕ-115». В неравном бою против 7 истребителей противника Фрунзе погиб смертью героя. Тимур Фрунзе был обнаружен начальником оперативного отдела 57 смешанной авиадивизии майором Простосердовым и военнослужащими наземных частей, наблюдавшими поражённый самолёт во время боя. Летчик Фрунзе похоронен с воинскими почестями с участием гарнизона и населения города Крестцы. Командованием ВВС Северо-западного фронта Тимур Фрунзе посмертно представлен к званию Героя Советского Союза.»

 

Подбитый и совершивший вынужденную посадку Як-1, зима 1941/1942г.

Як-1 с установленными убирающимися лыжами, зима 1941/1942 г.

Командующий войсками СЗФ генерал-лейтенант П.А. Курочкин, в докладе 11.02.1942 г. уточнил следующие детали:

«Лейтенант Фрунзе Т.М. был убит в воздухе прямым попаданием снаряда в голову. При падении самолёт лейтенанта Фрунзе был подожжен истребителями противника. Горящий самолёт упал в 500 метрах на сев. запад от дер. Отвидно. Подоспевшими к месту падения самолета — зам. нач. штаба 57 авиадивизии майором Простосердовым и группой красноармейцев — тело лейтенанта Фрунзе было извлечено из горящего самолёта. Лейтенант Фрунзе с воинскими почестями похоронен на кладбище в гор. Крестцы.»

 
Карта района боя. Красным подчёркнуты населённые пункты упомянутые в документах.

А ещё до этих писем командир 57-й САД полковник Катичев подал представление на награждение Тимура Фрунзе орденом Боевого Красного знамени:

«Лейтенант ФРУНЗЕ Тимур Михайлович преданный сын Родины, бесстрашный лётчик. Обладал незаурядными лётными качествами лётчика-истребителя. Самолётом-истребителем типа ЯК-1 ФРУНЗЕ владел отлично. Ориентировался хорошо. За период пребывания 161 ИАП на Северо-Западном фронте с 10.1.42 г. по 19.1.42 г. ФРУНЗЕ Т.М. произвел 9 боевых вылетов из них 5 вылетов на прикрытие своих войск на поле боя в районе СТ. РУССЫ. Боевого налёта ФРУНЗЕ имеет 8 часов 57 минут. За период боевой работы имел три встречи с воздушным противником, при этом в двух случаях самолёты противника были сбиты.
Отважный истребитель, верный сын советского народа, впитавший в себя многие замечательные черты своего отца, Великого полководца Рабоче-Крестьянской Красной армии, лейтенант ФРУНЗЕ Тимур Михайлович всю свою молодую энергию и страсть отдал без остатка делу борьбы с кровожадным немецким фашизмом, с честью и доблестью выполнил свой воинский долг перед Родиной.
В воздушных боях с фашистскими стервятниками ФРУНЗЕ проявил себя мужественным, бесстрашным лётчиком. Лейтенант ФРУНЗЕ Т.М. всегда рвался на выполнение наиболее сложных и ответственных боевых заданий.
 15.1.42 г. ФРУНЗЕ Т.М. прикрывая свои войска над полем боя в районе города СТАРАЯ РУССА в групповом воздушном бою вместе с младшим лейтенантом ШУТОВЫМ сбил немецкий самолет «Хенкель-126». Факт сбития самолёта подтверждает военком эскадрильи 38 ИАП батальонный комиссар Чапчахов.
 19.1.42 г. при выполнении боевого задания по прикрытию своих войск в районе СТАРАЯ РУССА лейтенант ФРУНЗЕ в паре с опытным и отважным лётчиком младшим лейтенантом ШУТОВЫМ встретили в воздухе на высоте 900 метров 4 вражеских истребителя «МЕ-109» и «ME-115». Несмотря на явное количественное и техническое превосходство противника, лейтенант ФРУНЗЕ и младший лейтенант ШУТОВ смело и решительно атаковали группу вражеских истребителей. Атака была дерзкой и неожиданной для врага. Один «МЕ-109» был сбит и рухнул на землю в районе деревни БАЛОГОЖА, что в 5 — 6 километров севернее города СТ. РУССА. Факт сбития вражеского истребителя «МЕ-109» подтверждает зам.нач.штаба 57 АД майор Простосердов, находившийся в это время в районе воздушного боя. Во время первой атаки к четверке вражеских истребителей подошли еще три истребителя «МЕ-115». Завязался неравный воздушный бой двух отважных советских лётчиков против семи фашистских стервятников. Использовав всю огневую мощь своего самолёта, в этом неравном бою, лейтенант ФРУНЗЕ погиб смертью героя. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими оккупантами и проявленное при этом мужество и героизм, лётчик 161 истребительного авиаполка лейтенант ФРУНЗЕ Тимур Михайлович командованием дивизии достоен награждения орденом «Красного знамя».


Наградной лист Тимура Михайловича Фрунзе.

После такого текста, больше похожего на оду, командующий ВВС СЗФ генерал-лейтенант Т.Ф. Куцевалов 6 февраля переписал в наградном представление с ордена «Красного знамени» на звание Герой Советского Союза, а командующий фронтом генерал-лейтенант Курочкин уже 10 февраля это решение утвердил. 16 марта лейтенант Фрунзе посмертно был удостоен высокого звания.


Указ о присвоении звания Героя Советского Союза лейтенанту Фрунзе Т.М.
 

Восстановить реальный ход последнего боя Тимура Фрунзе крайне сложно из-за отсутствия документов противника. Тем не менее, кто именно сражался с лётчиками 161-го ИАП в этом бою можно узнать из фундаментальной работы немецкого историка Йохана Прина по немецкой истребительной авиации (Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945). Их противниками были пилоты «Мессершмиттов» первой группы JG51, в тот момент как раз базировавшейся в Старой Руссе. Немцы к этому моменту имели «бледный вид», поддерживая в боеготовом состоянии менее десятка машин. Из-за потерь и технических неисправностей группу в конце января вынужденно пополнили дюжиной Bf109E, хотя ещё год назад, зимой 1940-41 года I/JG51 была полностью перевооружена на модификации F-1 и F-2. Тем не менее, имея в составе изрядное количество асов и просто опытных обстрелянных пилотов, немцы были опасным противником. Если первый штаффель имел ярко выраженную истребительно-бомбардировочную специализацию, то второй и третий были чисто истребительными. Командир 2./JG51 лейтенант Эрвин Фляйг заявил уже 45 воздушных побед, немного от него отставал командир 3-го штаффеля Хайнрих Крафт с 35 заявками. Противостоящие же I/JG51советские части были или малочисленны, или только что сформированы с привлечением молодых неопытных пилотов, как в случае 161-го ИАП.


«Мессершмитты» 3/JG51, Старая Русса, январь – февраль 1942г.


Bf109F-2 командира 3-го штаффеля оберлейтенанта Хайнриха Крафта


«Мессершмитты» штабшварма I/JG51, Старая Русса, январь – февраль 1942г.

К сожалению, в отношении боёв в этот день в разделе, посвященном боевой работе I/JG51 нет описания, есть лишь две заявки на победы, которые советуют по времени оперсводке 161-го ИАП. В 12:30 победу над истребителем идентифицированном как И-61 одержал пилот 3-го штаффеля оберлейтенант Рейнхард Йостен (Oblt. Reinhard Josten), а через четыре минуты его поддержал штаб адъютант группы доктор Вейль Вогель (StA. Dr.Veil Vogel), с аналогичной заявкой, потерь немцы не имели.

Реальную картину представить сложно. С одной стороны, можно принять за версию описанный с советской стороны ход событий - равный бой звена «яков» против четвёрки «мессеров» из 3-го штаффеля. Победа немцев стала возможной лишь после подхода ещё одного звена «Мессершмиттов» из штабного звена группы. Но, как уже было сказано, в советских документах есть неясности, в том числе непонятно, кто был третьим лётчиком в звене, когда и как он вышел из боя. Из описания боя сложно понять, был ли сбит первым самолёт Фрунзе, или в начале подбит «Як» лейтенанта Шутова, произведшего вынужденную посадку. Как мы помним, посадка третьего самолёта зафиксирована в 13:00. Но в оперативной сводке от 18:00 указано лишь только то, что:

«Был воздушный бой в котором погиб лейтенант Фрунзе и не вернулся с задания мл.лейтенант Шутов. Причина не возвращения выясняется…»

Таким образом, либо третий лётчик толком пояснить ничего не смог, либо информацию решили не вносить в сводку до выяснения всех обстоятельств. Командование полка явно осторожничало, очевидно понимая, что гибель Фрунзе может вызвать резонанс в вышестоящих инстанциях, и вполне могло опасаться наказания за гибель сына легендарного наркома.

Командир звена 1-й эскадрильи 161-го ИАП Иван Порфирьевич Шутов.

Учитывая крайне малый опыт Тимура Фрунзе, как лётный, так и боевой, наиболее вероятно, что бой начался следующим образом. В первой внезапной атаке оберлейтенант Йостен сбил Як-1 Тимура Фрунзе, что косвенно подтверждает доклад генерал-лейтенант Курочкина, в котором указано, что:

«Лейтенант Фрунзе Т.М. был убит в воздухе прямым попаданием снаряда в голову...»

Вероятно, Тимур умер мгновенно, даже не успев понял, что его атаковали. Это довольно типичная для войны в воздухе ситуация, более 70% потерянных самолётов сбивались в первой атаке, и их пилоты просто не видели своего врага.

В последовавшем за этим четырехминутном бою, немцы смогли подбить «Як» опытного комзвена Шутова, воевавшего с июня 1941 года и имевшему к этому моменту в активе более 80 боевых вылетов, 11 воздушных боёв, 5 личных и одну групповую победу. Соответственно сбил его Вогель, для которого это была шестая победа.


Командир I/JG51гауптман Вильгельм Хахфельд (Hptm.Wilhelm Hachfeld) с офицерами штаба, вероятно один из них доктор Вайль Фогель, Старая Русса, январь – февраль 1942 года.

С очень большой долей вероятности можно предположить, что от немцев в бою скорее всего действительно участвовали две группы самолётов, но по паре самолётов от 3-го штаффеля и штабного звена. Несмотря на достигнутый успех и одержанную в 12:30 победу, переманеврировать в бою «Яки» Ивана Шутова и его ведомого паре из 3-го штаффеля не удалось. Рейнхард Йостен с тремя победами к 19 января не был столь искусным асом, как его командир Крафт. Однако используя хорошо работающую связь, немцы вызвали поддержку – пару из штаба группы, которая быстро смогла достичь района боя и далее, имея двукратное превосходство, добиться победы было уже делом техники.

Что касается дальнейших событий, то неуклюжие, мягко говоря, действия штаба 161-го ИАП и командования дивизии и фронта, не красят командиров Красной Армии. Вероятно, для того, чтоб придать боевой деятельности Тимура Фрунзе больше героизма, ему в описании подвига в наградном листе фактически были приписаны несуществующие воздушные победы. Так указанный в наградном Тимура, якобы сбитый им 15 января в паре с Шутовым «Хеншель-126», на самом деле был сбит Шутовым в паре со старшим лейтенантом И.И. Маркиным, о чём есть соответствующая запись в наградных Шутова и Маркина. Про сбитый в последнем вылете «Мессершмитт» говорить тоже не приходится. Ну и подтверждает отсутствие успехов в воздушных боях у Тимура Фрунзе журнал учёта сбитых лётчиками 161-го ИАП самолётов противника. Согласно этому документу, записей о победах у лейтенанта Фрунзе нет.


Справка о боевой работе командира звена 1 А.Э. 161 ИАП мл. лейтенанта Шутова И.П.


Опыт приходили не сразу, И-16 тактический №6 голубой, заводской №2921390 разбитый И.П.Шутовым при вынужденной посадке 23.06.41г.

Отметим, что у автора вовсе нет желания опорочить память о сложившим голову в бою за Родину молодом советском лётчике. Тимур Фрунзе, безусловно, герой, и приписывание ему несуществующих подвигов только принижает его реальные заслуги. Нет ничего постыдного в том, что Тимур не успел одержать побед в воздушных боях. Множество пилотов погибли, не успев нанести урон воздушному противнику, но их героизм и мужество совершенно очевидны для нас. Они просто не успели получить опыт, передав эстафету подвига своим товарищам. Например, единственное, чем отметился в своих первых вылетах тот же Иван Порфирьевич Шутов, так это посадкой И-16 на «живот» 23 июня 1941 года в Барановичах. Он просто забыл выпустить шасси. Да и Золотую звезду Героя Советского Союза иногда вручали людям, которые совершили даже меньше вылетов, чем Тимур. К примеру, в июле 1941 года, звания Герой Советского Союза был удостоен пилот 170-го ИАП старший лейтенант Константин Ефремович Анохин, погибший 5 июля 1941 года, в своём пятом боевом вылете и первом же воздушном бою.


Командир звена 170-го ИАП ст. лейтенант Константин Ефремович Анохин, невернулся из своего 5-го боевого вылета 5 июля 1941 года, погиб в первом воздушном бою. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Из известных участников боя 19 января уцелел только доктор Фогель, а остальные не сильно пережили Тимура Фрунзе. Ведущий советского звена Иван Порфирьевич Шутов не вернулся из боевого вылета 26 марта 1942 года. Вероятный победитель Тимура Фрунзе - Рейнхард Йостен - погиб в воздушном бою в районе Рельбицы 21 апреля 1942 года, его фото найти не удалось. Интересно, что у Рейнхарда был младший брат Гюнтер (Günther Josten), который тоже стал лётчиком и с весны 1943 года также воевал в составе I/JG51, став к концу войны одним из лучших асов эскадры со 178 воздушными победами.


Один из лучших асов JG51 позднего периода войны Гюнтер Йостен (Günther Josten) - младший брат Рейнхарда Йотсена (Oblt. Reinhard Josten) вероятно сбившего самолёт Тимура Фрунзе.

Ну а Тимур Фрунзе останется в памяти потомков как образ молодого лётчика - «кузнечика» из кинофильма «В бой идут одни старики» - бойца и патриота, не успевшего совершить ярких подвигов, но готового пожертвовать для защиты Родины самым дорогим, что у него было – своей жизнью. 

В восемнадцать мальчишеских лет. Телеспектакль о жизни летчика-истребителя Тимура Фрунзе (1974)


 Источники:
Интернет-портал "Память народа"
ЦАМО РФ. Фонд 161-го ИАП, оп.202322,д.6. Оперативные сводки;
ЦАМО РФ. Фонд 161-го ИАП, оп.202322,д.1.Журнал учета сбитых самолетов противника;
Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/I - Rogge GmbH, 2003;
Поделиться
Комментарии
Алексей Кукушкин
21.01.2023 21:23:34
Спасибо Большое!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.