«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе?

0

1082

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе?

Когда боевой счёт асов люфтваффе приближался к красивым «круглым» цифрам, немецкие лётчики вдруг начинали заявлять воздушные победы, за которыми в реальности ничего не стояло. О том, как проявлял себя этот недуг, прозванный «шейной чесоткой» — на примере воздушных боёв при освобождении Крыма осенью 1943 — весной 1944 года.

Повышенное внимание со стороны органов пропаганды, и, как следствие, всего общества к успехам лётчиков-истребителей в годы Второй мировой войны привело к появлению в Германии культа воздушных асов. Широкое освещение их достижений в прессе и киножурналах, придание им вида соревнования, а также установление чётких критериев по количеству воздушных побед, необходимых для получения высших наград, привели к тому, что асов люфтваффе при приближении к заветным цифрам буквально выкашивала беспощадная болезнь.


Немецкие асы истребительной авиагруппы II./JG 52 Генрих Штурм, Герхард Баркхорн, Вильгельм Батц, Отто Фённекольд

На фронтовом жаргоне она называлось Halsschmerzen, что на русский язык можно перевести как «болезнь горла», «шейная чесотка» или «ангина» — словом, то, что приносит дискомфорт в области шеи, на которую в скором времени должны водрузить высшую награду Третьего рейха, Рыцарский крест. Кроме наград, сам по себе красиво «округлённый» счёт воздушных побед способствовал повышению статуса лётчика.

Нередко асы становились заложниками своих успехов: механики и штабисты могли заранее в ожидании очередного «абшусс’юбилеума» (Abschussjubiläum, что можно перевести как «юбилейная победа») заготовить дубовые венки, плакаты с поздравлениями и шампанское, тем самым поторапливая лётчика «привезти» из очередного вылета столь долгожданный повод для праздника. По этой причине стремление к заветной цифре в 50, 100 или 200 побед могло приобретать самые причудливые формы, и многие «эксперты», одержимые жаждой победы, начинали не только с удвоенными силами рваться в бой, но и записывать на свой счёт поверженных врагов, которые об этом даже не подозревали.

Попробуем на примере боевых действий на самом южном участке советско-германского фронта проиллюстрировать реальное содержание успехов немецких асов, заявивших свои «абшусс’юбилеумы» в небе Крыма 1943–1944 годов. Прежде чем перейти непосредственно к описанию воздушных боёв, необходимо сделать одно важное замечание: чтобы не утомлять читателя самостоятельными подсчётами, немецкое время везде в тексте приведено к московскому.


Восточный Крым

С ноября 1943-го по апрель 1944 года основные события в воздухе над Крымом происходили в небе Керченского полуострова, от Феодосии и Ак-Монайского перешейка на западе до Керченского пролива и берегов Тамани на востоке. При этом большинство воздушных боёв происходило над восточной оконечностью полуострова и непосредственно над Керчью.

Противниками немецких истребителей были лётчики 4-й воздушной армии генерал-полковника авиации К. А. Вершинина и большая часть ВВС Черноморского флота, которыми командовал генерал-лейтенант авиации В. В. Ермаченков. В состав 4-й ВА входили 230-я и 214-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, 132-я БАД, а также отдельные разведывательные и корректировочные полки и эскадрильи. У моряков в разное время и разными силами принимали участие в боях на этом участке фронта 11-я ШАД, 1-я МТАД, 4-я ИАД, 30-й ОРАП и отдельные эскадрильи.


Командир истребительной авиагруппы II./JG 52 гауптман Герхард Баркхорн (справа) со своим механиком. Крым, аэродром Багерово, февраль 1944 года

С немецкой стороны основным истребительным соединением на востоке Крыма была авиагруппа II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) в составе эскадрилий 4./JG 52, 5./JG 52 и 6./JG 52. Лишь в первой половине ноября 1943 года и несколько дней третьей декады января 1944 года ей оказывала помощь группа I./JG 52 (эскадрильи 1./JG 52, 2./JG 52 и 3./JG 52). Также периодически действовала здесь хорватская эскадрилья 15.(kroat.)/JG 52, но после окончания Керченско-Эльтигенской десантной операции, с декабря 1943 года, основным районом действия хорватов стала северная часть Крымского полуострова. Поэтому своих «юбилейных» побед в небе восточного Крыма удалось добиться только подопечным гауптмана Баркхорна.

Кроме того, в активных воздушных боях принимали участие лётчики штурмовой авиагруппы II./SG 2 на «Фокке-Вульфах» Fw 190A/F/G. Увы, об их успехах над Крымом подробных данных почти не сохранились — известны лишь некоторые победы, а также то, что всего весной 1944 года лётчики группы претендовали на 247 сбитых советских самолётов. Эта сильно завышенная цифра, хотя и говорит об агрессивных действиях немецких штурмовиков, пока не позволяет углубиться в изучение конкретных эпизодов.


«Юбилеи» уходящего 1943 года

Спустя месяц после начала боёв за Крым, 30 ноября 1943 года, своего первого «юбилейного» успеха в керченском небе добился гауптман Герхард Баркхорн. По немецким данным, в бою над западной окраиной посёлка Колонка в 11:50 после его точных очередей на землю упал истребитель Як-1. При этом свидетелей успешной атаки аса не было, но победа была засчитана.


В числе встречающих Герхарда Баркхорна после его 200-й победы была непролазная грязь аэродрома Багерово: поздней осенью 1943 года были мало пригодны для полётов аэродромы по обеим сторонам Керченского пролива

Баркхорн стал пятым лётчиком люфтваффе, которому удалось преодолеть планку в 200 побед. По возвращении на свой аэродром его ждала торжественная встреча, а 2 декабря в ежедневной сводке Верховного командования Вермахта сообщалось:

«Над Восточным фронтом в ноябре месяце было сбито 865 советских самолётов, в том числе 54 — армейскими частями. Командир группы одной из истребительных эскадр гауптман Баркхорн одержал свою 200-ю победу».

По советским данным, немецкий ас вёл бой с лётчиками 249-го истребительного авиационного полка. Прикрывая свои войска в районе Керченского полуострова, в период с 11:35 до 12:15 10 истребителей ЛаГГ-3 полка провели воздушный бой с восьмёркой Bf 109. В результате боя старший лейтенант Г. Г. Гришаев и младший лейтенант С. И. Харламов подбили по одному «Мессершмитту». Немецкие лётчики ответили тем же: повреждения получили «ЛаГГи» майора Ф. Н. Кулякина, лейтенанта П. М. Батырева и младшего лейтенанта С. И. Харламова. Все три истребителя были вскоре отремонтированы силами техсостава полка и вошли в строй, поэтому заявку Баркхорна на победу можно считать сильно завышенной.


Лётчики 2-й эскадрильи 66-го ИАП 329-й ИАД, зима 1943–1944 гг. В центре в кожаном реглане — комэск капитан Н. Г. Сидоров, правее него участники боя 7 декабря 1943 года: младший лейтенант В. С. Иванов, лейтенант М. Н. Андрианов, младший лейтенант Н. В. Радченко

​Спустя неделю, 7 декабря, первого «юбилея» добился фельдфебель Хайнц Заксенберг (Fw. Heinz Sachsenberg) из 6./JG 52. В бою в районе Таманского полуострова в 16:50 и 16:55 он заявил две «Аэрокобры», якобы упавшие в воду южнее косы Тузла и северо-западнее Тамани соответственно. Это были 49-я и 50-я победы немецкого аса, которые засвидетельствовали другие лётчики.

Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что немцы вели бой с «Аэрокобрами» 66-го истребительного авиационного полка 329-й истребительной авиационной дивизии. Четвёрка капитана Н. Г. Сидорова в период с 16:05 до 17:00 прикрывала плавсредства в районе Эльтиген — коса Тузла — Кротков — Тамань. В 16:30–16:40 лётчики провели бой с шестёркой Bf 109 и без ущерба для себя заявили два «Мессершмитта» сбитыми (капитан Н. Г. Сидоров, младший лейтенант В. С. Иванов) и ещё один подбитым (младший лейтенант Н. В. Радченко). Однако, если судить по немецким документам, в действительности бой закончился «нулевой ничьей».


250-я победа гауптмана Баркхорна

В новом 1944 году главный повод для праздника всей группе II./JG 52 вновь преподнёс её командир гауптман Баркхорн. 13 февраля в бою с советскими истребителями в районе Аджим-Ушкай он в 14:46 заявил сбитым Як-1, ставший 250-й личной победой аса. Её по всем правилам подтвердил ведомый Баркхорна унтер-офицер Хайнц Эвальд (Uffz. Heinz Ewald). После Вальтера Новотны (Hptm. Walter Nowotny) из I./JG 54 и Гюнтера Ралля (Maj. Günther Rall) из III./JG 52, добившихся успеха 14 октября и 28 ноября 1943 года соответственно, Баркхорн стал третьим лётчиком в истории воздушных войн, кому покорилась эта магическая цифра. Примечательно, что в этом же бою свою 25-ю победу заявил будущий кавалер Рыцарского Креста лейтенант Вальтер Вольфрум (Ltn. Walter Wolfrum).


После приземления юбиляру была преподнесена табличка с надписью «Поздравляем с 250-й воздушной победой». Надпись «Christl» на борту «Мессершмитта» — имя невесты лётчика, присутствовавшее на большинстве его самолётов. Надпись непосредственно связана с событием — вскоре Баркхорн женился в отпуске, предоставленном по случаю 250-й победы

По возвращении на аэродром Баркхорна ждала пышная церемония: перед командным пунктом группы в честь этого события даже собрали оркестр. В течение дня «юбиляру» стали поступать поздравительные телеграммы от друзей из других эскадр и командования. В телеграмме командующего люфтваффе Германа Геринга говорилось:

«Дорогой Баркхорн, сообщение о Вашей 250-й победе наполняет меня восхищением и гордостью за Ваши грандиозные успехи в боях на Восточном фронте. По такому редкому случаю в истории войны в воздухе выражаю Вам, образцовому, отважному и с радостью выполняющему боевые задания лётчику-истребителю, мою искреннюю благодарность. Такой боец и командир, как Вы, служит на наивысшую честь не только моих люфтваффе, но и всего немецкого народа. Желаю Вам всего самого лучшего в Ваших дальнейших боях».

Отдали должное результативности аса и в ежедневной сводке верховного командования вермахта от 14 февраля 1944 года, а 2 марта Герхард Баркхорн был награждён Мечами к Рыцарскому кресту.

Что говорят по поводу этого эпизода советские документы? В этот день бои в районе Керченского полуострова вели только лётчики-истребители 4-й воздушной армии. Прежде всего в указанное время по одной воздушной схватке довелось выдержать лётчикам 42-го гвардейского истребительного авиационного полка и 249-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии.


Командир эскадрильи 42-го гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Фёдор Захарович Калугин

Тройка Як-1 (четвёртый лётчик вернулся на аэродром по причине плохого самочувствия), ведомая Героем Советского Союза Гвардии старшим лейтенантом Ф. З. Калугиным, в период с 14:23 до 15:08 прикрывала плавсредства в Керченском проливе. Западнее Керчи лётчики заметили четвёрку «Фокке-Вульфов» Fw 190, которые после атаки гвардейцев ушли пикированием на запад. После этого «Яки» юго-западнее Керчи на высоте 4000 метров провели ещё один безрезультатный воздушный бой с двумя Bf 109 и двумя Fw 190.

Лётчики патрулировавшей в 14:15–15:05 четвёрки «Аэрокобр» лейтенанта А. С. Глобы из 66-го ИАП были наведены на группу «Мессершмиттов», ведущих бой с Як-1. При приближении нового противника немцы предпочли уйти восвояси.


Лётчики 3-й эскадрильи 66-го ИАП лейтенант Алексей Глоба и его ведомый младший лейтенант Николай Устюжанинов на фоне «Аэрокобры», Тамань, зима 1943–1944 гг.

Примерно в это же время, в 14:25–15:03, задание по вызову радиостанции наведения выполняла тройка ЛаГГ-3 249-го ИАП, ведомая лейтенантом Н. А. Кистаевым. Над Керченским проливом лётчики встретили шестёрку Fw 190. После первой лобовой атаки три вражеских истребителя ушли на запад, а второе звено приняло бой. Отбивая атаку «Мессершмитта» на младшего лейтенанта И. В. Стрельцова, ведущий советской группы короткой очередью подбил один «Фокке-Вульф», который с дымящим мотором ушёл на свою территорию. Ещё один Fw 190 пытался атаковать младшего лейтенанта В. В. Сладкевича, но был контратакован Стрельцовым, подбит и тоже ушёл в сторону аэродрома Багерово. За ним последовал и оставшийся «Фоккер».

В итоге без ущерба для себя советские лётчики подбили два Fw 190. Возможно, конечно, что они неверно идентифицировали немецкие самолёты и вели бой с группой Баркхорна, но правдоподобнее выглядит версия, что с парами Баркхорна и Вольфрума сражались гвардейцы 42-го Гв.ИАП, а группа Кистаева схватилась с лётчиками II./SG 2.

Это было ещё не всё. В 14:23–14:35 в двух последовательных стычках сначала с группой пикировщиков Ju 87 в районе Булганак — Мама Русская, а потом с четвёркой Fw 190 над Керчью участвовала четвёрка «Аэрокобр» 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Её ведущий Гвардии младший лейтенант С. С. Иванов заявил сбитым один «Юнкерс», а подбитый им «Фокке-Вульф», по докладу лётчика, с дымом ушёл на запад. Похоже, спутав «Аэрокобру» с «Яком», именно в этом бою в 14:25 в районе Керчь — Аджим-Ушкай победу над Як-9 заявил будущий лучший воздушный ас штурмовой авиации лейтенант Аугуст Ламберт (Ltn. August Lambert) из 6./SG 2. Высота боя (2000 метров) также совпадает в советских и немецких источниках.


В честь 250-й победы Баркхорна сослуживцы организовали настоящий праздник — был даже собран духовой оркестр

Наконец, по вызову наземного пункта наведения для прикрытия своих войск в районе Керчи в воздух была поднята четвёрка ЛаГГ-3 из 979-го ИАП 230-й штурмовой авиационной дивизии, которую вёл младший лейтенант И. Ф. Рубцов (будущий Герой Российской Федерации). В районе прикрытия звено было внезапно атаковано парой немецких истребителей, подбивших самолёт младшего лейтенанта В. У. Крышнева. Лётчик благополучно посадил самолёт на колёса на площадке Опасная на плацдарме, а остальные три «ЛаГГа» вернулись на свой аэродром. Вскоре повреждённый самолёт был восстановлен и вернулся в строй.

Детали этого вылета в документах различного уровня несколько расходятся, но в любом случае они подтверждают лишь то, что 250-я победа аса №2 в истории авиации Герхарда Баркхорна являлась плодом его воображения. Так, в журнале боевых действий 230-й ШАД время взлёта четвёрки Рубцова указано как 14:48 — то есть уже позже заявки Баркхорна. Пара «Мессершмиттов», упомянутая в этом документе, — очевидно, лейтенант Вольфрум с ведомым, который в 15:03 заявил свою вторую победу над Як-1 в этом вылете. В журнале учёта боевой работы 979-го ИАП значится время взлёта 14:59, а в качестве противника указана пара «Фокке-Вульфов». В этом случае атака по «ЛаГГу» Крышнева могла быть проведена лётчиками II./SG 2.


По примеру командира

17 марта 1944 года своей 50-й победой отметился один из наиболее результативных в этот период лётчиков II группы лейтенант Петер Дюттманн (Ltn. Peter Düttmann) из 5./JG 52. В этот день штурмовики 11-й ШАД ВВС Черноморского Флота наносили удар по немецким торпедным катерам в порту Феодосии. На выполнение задания в 11:20 вылетело 27 Ил-2 из 8-го Гв.ШАП и 47-го ШАП с мощным эскортом из более чем 60 истребителей. В непосредственном прикрытии шли 26 ЛаГГ-3 из 25-го ИАП и 13 Як-9 из 6-го Гв.ИАП, ударной группой были 12 ЛаГГ-3 из 9-го ИАП, а ещё 10 ЛаГГ-3 из 3-го ИАП были выделены для подавления зенитной артиллерии немцев.

Часть немецких истребителей из II./JG 52 в этот день действовала в районе советских переправ на Сиваше в северной части Крыма, поэтому противодействие в небе Феодосии оказало, по докладу советских лётчиков, не более 10 «Мессершмиттов», с которыми «ЛаГГи» и «Яки» успешно провели бой, заявив две победы. В свою очередь, немецкие истребители не поскупились и посчитали сбитыми четыре Ил-2 и шесть истребителей, среди которых была и невесть откуда взявшаяся «Аэрокобра».


Асы II группы эскадры JG 52 Петер Дюттманн, Хайнц Заксенберг и Герхард Хоффманн, отличившиеся над Крымом

При этом три ЛаГГ-3 и один Ил-2 (немецкий историк Бернд Барбас ошибочно указывает на четыре «ЛаГГа») были записаны на счёт лейтенанта Дюттманна — это были его победы №№49–52, на которые асу понадобилось всего шесть минут. Согласно «Книжке достижений» Дюттманна, свою 50-ю победу он увидел так: атакованный им в 11:20 ЛаГГ-3 получил попадания в радиатор и кабину, после чего за ним появился шлейф чёрного дыма, и он отвесно рухнул в воду в 13 километрах восточнее Феодосии. Эта убедительная победа Дюттманна, как и, по всей видимости, остальные в этом бою, состоялась лишь в воображении немецкого лётчика.

Единственной безвозвратной потерей моряков в этом налёте стал один Ил-2 из 47-го ШАП. В оперативной сводке ВВС Черноморского флота отмечено предположение, что он был подбит зенитками, после чего совершил вынужденную посадку на воду в 50–100 метрах от мыса Чауда. К сожалению, экипаж младшего лейтенанта С. А. Бёма и младшего сержанта Н.А. Алешковского утонул вместе с самолётом. Даже если эта потеря была вызвана атакой истребителя, то ближе к ней находится заявка фельдфебеля Андреаса Штерля (Fw. Andreas Sterl), который мог проследить за судьбой подбитого штурмовика: указанный в его заявке квадрат примерно соответствует месту приводнения штурмовика Бёма. Ещё один Ил-2 был подбит зенитками и совершил вынужденную посадку на аэродроме Бугаз. Через две недели он вернулся в строй.


Север Крыма и Севастополь

С середины марта 1944 года боевые действия сместились в северную часть полуострова, а затем в район Севастополя, где основным противником немецких лётчиков была 8-я воздушная армия — прежде всего части 7-го ШАК, 3-го ИАК, 1-й Гв.ШАД, 6-й Гв.БАД и 6-й Гв.ИАД, а также вошедшая в состав армии уже к финальным боям 230-я ШАД. По-прежнему активно действовали и части ВВС Черноморского флота.

С 11 апреля и до самого конца боевых действий в мае 1944 года помощь II группе JG 52 оказывали лётчики перебазировавшейся на аэродром Херсонес III группы. Её возглавлял майор Гюнтер Ралль, но уже 19 апреля его сменил гауптман Вильгельм Батц (Hptm. Wilhelm Batz). В последний месяц боёв на Крымском полуострове лётчики двух групп эскадры JG 52 также отметились несколькими юбилейными победами.


Обер-лейтенант Генрих Штурм у своего «Мессершмитта»

8 апреля 1944 года, в день начала наступления войск 4-го Украинского фронта, командир 4./JG 52 обер-лейтенант Генрих Штурм (Oblt. Heinrich Sturm) в вечернем бою в период с 18:31 до 18:47 в районе ныне исчезнувшего посёлка Асс-Найман, он же Днестровка, заявил сбитыми три советских истребителя: два Як-1 и один Р-39. Для Штурма это были победы №99–101. На уничтожение ещё одного «Яка» в том же бою претендовал унтер-офицер Харальд Вагнер (Uffz. Harald Wagner).

Всего в этот день истребители II./JG 52 в боях в северной части Крыма заявили сбитыми 12 советских истребителей, в то время как 8-я воздушная армия потеряла лишь один Як-1 из 73-го Гв.ИАП. В воздушном бою в районе полуострова Тюй-Тюбе в период с 17:00 до 17:50 был подбит истребитель Гвардии младшего лейтенанта А. И. Кузнецова, и лётчик совершил вынужденную посадку. Эту победу можно отнести на счёт вышеупомянутого лейтенанта Петера Дюттманна, который заявил Як-1 в 17:29 в районе восточнее Ан-Найман, или лётчика 6./SG 2 обер-фельдфебеля Хельмута Мишке (Ofw. Helmut Mischke), претендовавшего на уничтожение двух Як-9 в районе Перекопа в период с 17:25 до 17:30. «Юбилей» же Штурма оказался результатом большого желания достичь магического трёхзначного числа: всего в этот день он заявил восемь побед.


Лётчики 73-го Гв.ИАП 6-й Гв.ИАД 8-й ВА, 1944 год. На крыле в шлемофоне — младший лейтенант А. И. Кузнецов

Последней «круглой» победы в небе Крыма лётчики II./JG 52 добились 22 апреля. В утреннем бою западнее Севастополя между 09:35 и 09:43 фельдфебель Герхард Хоффманн (Fw. Gerhard Hoffmann) из 4./JG 52 записал на свой счёт три сбитых Ил-2, а ещё один штурмовик стал жертвой унтер-офицера Райхштайна (Uffz. Wolfgang Reichstein). Для Хоффманна это были победы №№99–101.

В этот день активно действовали штурмовики 8-й воздушной армии. Так, 1-я Гв.ШАД потеряла от зенитного огня один Ил-2, ещё два требовали ремонта. В 289-й ШАД безвозвратных потерь не было, но повреждения получили целых 11 «Илов». В любом случае, это произошло вечером, в 18:15–18:30, и к заявкам лётчиков 4./JG 52 отношения не имело. Немцы же имели дело с лётчиками 11-й ШАД ВВС ЧФ, которые в 9:30–9:50 двумя группами (13 Ил-2 из 47-го ШАП и 18 Ил-2 из 8-го Гв.ШАП) под прикрытием 15 «Яков» 6-го Гв.ИАП наносили удар по конвою западнее Севастополя. Помимо зенитного огня с кораблей, штурмовики подверглись атаке четырёх Fw 190 и двух Bf 109.

По советским данным, штурман эскадрильи лейтенант Ф. П. Удовиченко из 47-го ШАП сбил «Фокке-Вульф», а его однополчанин воздушный стрелок младший сержант Л. Н. Петер — «Мессершмитт». Огнём зениток был подбит штурмовик младшего лейтенанта Н. Ф. Спорыхина и младшего сержанта И. К. Чемисова. Ил-2 приводнился северо-западнее конвоя, экипаж перебрался в надувную спасательную шлюпку, и с тех пор о лётчиках ничего не известно. Два «Ила» из 8-го Гв.ШАП, пилотируемые Гвардии младшими лейтенантами А. П. Штоколовым и М. Н. Казаковым, получили повреждения от огня истребителей и зениток. Лётчики дотянули до своего аэродрома и совершили вынужденные посадки на фюзеляж. Экипажи не пострадали, но машины нуждались в ремонте в стационарных авиамастерских. Судя по советским данным, в бою участвовали и Fw 190 из II./SG 2, которые также могли заявить победы, но даже если повреждение одного из «Илов» стало результатом атаки именно Хоффманна, то своей 100-й победы он в любом случае в этом бою не добился.


Лётчики 6-го Гв.ИАП ВВС Черноморского флота изучают полётные карты на фоне истребителей Як-9, май 1944 года

Завершая рассказ о «юбилейных» победах немецких лётчиков в небе Крыма, стоит упомянуть ещё об одной «круглой» цифре успехов группы III./JG 52. 6 мая 1944 года своей 100-й победы добился ветеран эскадрильи 8./JG 52 фельдфебель Карл Гратц (Fw. Karl Gratz). В 14:02 в воздушном бою в районе Бельбека его жертвой стал советский истребитель, идентифицированный как ЛаГГ. Если ВВС ЧФ потерь среди истребителей не имели, то 8-я воздушная армия за день лишилась семи машин: пяти Як-1, одного Як-9 и одного ЛаГГ-3. Ещё один ЛаГГ получил повреждения, но благополучно совершил посадку. Все эти потери были понесены либо в первой половине дня, с 8:00 до 13:13, либо в период с 15:15 до 16:20, что откровенно не совпадает со временем заявки Гратца.

К сожалению, автор не располагает подробными документами частей 8-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота за этот период, поэтому пока невозможно сказать, с кем вёл бой Гратц. В данном случае это не играет большой роли: главным остаётся факт достижения магической цифры побед без реальных на то оснований. Любопытно, что это был последний успех лётчика в небе Крыма: видимо, в ходе боёв в небе полуострова он задался целью любой ценой добиться здесь заветной 100-й победы.


Итоги

Подводя итоги, стоит справедливости ради добавить, что приведённые примеры иллюстрируют далеко не все «абшусс’юбилеумы», заявленные немецкими лётчиками в Крыму. Некоторые их успехи находят реальное подтверждение в советских документах, другие же невозможно гарантированно подтвердить или опровергнуть. Чтобы у читателя не сложилось ложного представления о реальной результативности упомянутых немецких лётчиков-истребителей, можно добавить, что многие успехи некоторых асов II./JG 52 (Баркхорна, Заксенберга, Хоффманна) действительно имели место. Упомянутый лётчик III./JG 52 Карл Гратц также часто добивался реальных успехов, в том числе в боях за Крым — к примеру, чего стоит его успешная атака по «Аэрокобре» дважды Героя Советского Союза Гвардии майора А. В. Алелюхина из 9-го Гв.ИАП, после чего советскому асу пришлось покинуть самолёт с парашютом.


Последним пристанищем немецких истребителей на крымской земле стал аэродром Херсонес. Все «Фокке-Вульфы» SG 2 и «Мессершмитты» JG 52, не способные долететь до румынских аэродромов, в виде обломков достались Красной армии

В целом же картина по «юбилейным» победам над Крымом 1943–1944 гг. выглядит так:

12.11.1943

Ltn. Helmut Lipfert

6./JG 52

Ил-2

50

скорее, нет

30.11.1943

Oblt. Wilhelm Batz

5./JG 52

Ил-2

50

да

30.11.1943

Hptm. Gerhard Barkhorn

II./JG 52

Як-1

200

нет

06.12.1943

Fw. Hans Ellendt

4./JG 52

Ил-2   

50

возможно

07.12.1943

Fw. Heinz Sachsenberg

6./JG 52

P-39

50

нет

12.01.1944

Ltn. Otto Fönnekold

5./JG 52

P-39

100

да

13.02.1944

Hptm. Gerhard Barkhorn         

II./JG 52

Як-1

250

нет

28.02.1944

Fw. Gerhard Hoffmann

4./JG 52

ЛаГГ-3

50

скорее, нет

17.03.1944

Fw. Peter Düttmann

5./JG 52

ЛаГГ-3

50

нет

22.03.1944

Oblt. Wilhelm Batz

5./JG 52

Як-1

100

возможно

26.03.1944

Ltn. Walter Wolfrum

5./JG 52

Як-1

50

скорее, да

07.04.1944

Fw. Andreas Sterl

4./JG 52

Ил-2

50

нет

08.04.1944

Oblt. Heinrich Sturm

4./JG 52

Як-1

100

нет

11.04.1944

Ltn. Helmut Lipfert

6./JG 52

Ил-2

100

возможно

11.04.1944

Ltn. Hans Waldmann

6./JG 52

Як-7

100

возможно

22.04.1944

Fw. Gerhard Hoffmann

4./JG 52

Ил-2

100

нет

23.04.1944

Fw. Hans-Joachim Birkner

9./JG 52

Пе-2

50

скорее, нет

06.05.1944

Karl Gratz

8./JG 52

ЛаГГ-3

100

нет

Реальная результативность всех указанных немецких лётчиков — тема для отдельных исследований. Тем не менее на основании описанных случаев можно сделать вывод, что желание отпраздновать красивый «абшусс’юбилеум» или важную для получения высокой награды победу порой приводило к тяжёлым приступам «боли в горле» и толкало немецких асов, даже не склонных в обычных условиях к вранью, на явный подлог.

Фото из фондов ЦАМО, коллекций автора, Алексея Пекарша и Бернда Барбаса, а также семейного архива К. А. Легейды.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции). 

Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД.
  2. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД.
  3. ЦВМА РФ, фонд 11-й ШАД.
  4. ЦАМО РФ, фонд 1-й Гв.ШАД.
  5. ЦАМО РФ, фонд 289-й ШАД.
  6. ЦАМО РФ, фонд 6-й Гв.ИАД.
  7. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП.
  8. ЦАМО РФ, фонд 163-го Гв.ИАП.
  9. ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП.
  10. ЦАМО РФ, фонд 979-го ИАП.
  11. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen.
  12. Bernd Barbas: Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen.
  13. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn — Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014.
  14. Leistungsbuch Peter Düttmann.
Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.