«Юнкерс» из губы Климковка. Часть 2

30 мая 2023

Юрий Рыбин

1

2800

«Юнкерс» из губы Климковка. Часть 2

К приятному удивлению администрации сайта и автора, публикация статьи «Юнкерс из губы Климковка» оказалось у наших читателей на самом высоком рейтинге (более 30 000 просмотров). Столь рекордное внимание к этому, по сути, заурядному событию в годы Великой Отечественной войны стало стимулом для автора, чтобы провести новое расследование этого боевого эпизода, произошедшего на побережье Ледовитого океана. И сейчас мы представляем материал, который удалось обнаружить автору во время очередной его поездки в Гатчину в Центральный военно-морской архив.

О причинах вынужденной посадки.

После провала сентябрьского наступления горных егерей на сухопутном фронте в районе Западной Лицы под Мурманском, основными целями бомбардировочной авиации противника теперь в основном являлись: наши аэродромы, объекты на Кировской железной дороге и судоходство на прибрежных коммуникациях Кольского полуострова.

29 сентября пять бомбардировщиков Ju-88 5./КG 30 вылетели из Петсамо на выполнение «специального задания» - на постановку морских мин у северного побережья Кольского полуострова. В этот день полеты «юнкерсов» вдоль береговой линии для нашей стороны не были тайной, так как был осуществлен радиоперехват множества сигналов «SOS», из чего был сделан соответствующий вывод: группа немецких бомбардировщиков в сложных метеоусловиях потеряла ориентировку и один из них совершил где-то на нашей территории вынужденную посадку. И, действительно, этот день был довольно ненастным, нижний край облачности местами опускался до 600 метров, а на побережье, ко всему почему, отмечался кратковременный дождь и туман. Вполне возможно, что это и стало причиной появления двухмоторного «юнкерса» в устье губы Климковка, после того как в самолете закончилось горючее.


Вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88» на вынужденной посадке в губе Климковка

Восстановление «юнкерса» и причина катастрофы.

Сейчас трудно установить кому именно пришла в голову идея восстановить немецкий бомбардировщик до летного состояния. Причем, этот вопрос решался не на уровне ВВС Северного флота, а в более высоких московских кабинетах. Для восстановления «юнкерса» из 15-х авиамастерских ВВС Северного флота, находившихся в губе Грязная, где там же размещался и штаб ВВС СФ, был отправлен в длительную командировку в Москву, как наиболее грамотный в техническом отношении при ремонте самолетов, начальник моторного цеха и ведущий техник по доводке и облету самолетов старший техник-лейтенант Михаил Лебедев, которому предстояло и в теории и на практике изучить трофейную технику. И начал он свой «курс обучения», прежде всего, в Научно-испытательном институте военно-воздушных сил Красной армии. В те годы НИИ ВВС КА был основным центром испытаний немецких самолетов, в котором ещё в 1940 году были облетаны и исследованы самолеты Люфтваффе, в том числе и два «Юнкерса» Ju 88A-1, закупленные в Германии весной того же года в рамках хозяйственного соглашения между СССР и Германией, подписанного в Москве 11 февраля 1940 года. Кроме того, и во время войны в институт с фронта регулярно доставляли для изучения разнообразную трофейную авиационную технику. Но командировка североморского ведущего техника посещением НИИ ВВС КА не ограничилась. Он также побывал в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) и на Тушенском авиазаводе № 82, где в то время начинался выпуск истребителей Як-7б.

Тем не менее, при восстановлении «юнкерса» в авиамастерских ВВС Северного флота столкнулись с целым рядом технических проблем. На помощь североморцам в Ваенгу из ЦИАМ’а были командированы авиационные специалисты по трофейным моторам, в частности инженеры Раппинорт и Брусяков, а из ЦАГИ – инженер Румм, который привез с собой подробное техническое описание планера самолета и моторов «Jumo», что дало возможность выявить разного рода недоработки во время их сборки.


На фотографии запечатлены ремонтники 15-й авиаремонтной мастерской и представители 24-го МТАП во время передачи «юнкерса» из ремонта в минно-торпедный авиаполк.

С июня 1942 года на рулежке на североморском аэродроме начали периодически испытывать и отлаживать работу моторов. Доводка моторов «Jumo» продолжалась несколько месяцев.

13 февраля 1943 года был запланирован облет самолета в воздухе. Проблемы с вылетом начались сразу. Ещё во время рулежки по взлетному полю – отказал манометр, показывавший давление в бензомагистрали левого мотора. Лебедев собственноручно разобрал трубопровод, но не нашел ничего такого, что могло бы нарушить работу этого контрольного прибора.  По всем летным инструкциям однозначно запрещалось вылетать с неработающим прибором, но сильное желание подняться в воздух на «юнкерсе» после многомесячных усилий практически всего коллектива ремонтных мастерских здесь и сейчас пересилило здравый смысл.

Опробовав моторы на всех режимах, полагаясь теперь только на свой слух, а не показания приборов, летчики решились на взлет. Уже во время разбега, наблюдавших насторожило то, что черный дым, струящейся из левого мотора, был несколько гуще, чем на правом. Тем временем, «юнкерс» оторвавшись от взлетной полосы начал набор высоты. И вдруг, из дымящегося левого двигателя показалось огненное пламя. Летчик решил вернуться на аэродром и начал делать разворот в сторону горящего мотора. На развороте левый мотор полностью отказал, после чего самолет перешел на нос и с большим левым креном врезался в сопку. Летчики погибли, при ударе о землю их выбросило из кабины, а самолет наполовину сгорел.

Позже, техническая комиссия установила, что причиной катастрофы «юнкерса» оказалась негерметичность бензомагистрали левого мотора, вследствие чего утечка топлива вызвало его воспламенение. Кроме того, пилот не должен был делать разворот в сторону плохо работающего горящего мотора, из-за чего самолет не удержался в воздухе и с резким левым креном сорвался вниз.


«Юнкерс» из губы Климковка. Часть 1

«Юнкерс» из губы Климковка. Часть 2

Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
03.06.2023 22:08:23
Интересный эпизод войны.Можно сказать нежиданный.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.