14 августа 2024
В истории российской и советской военной авиации мало найдётся авиационных частей, имеющих основание гордиться преемственностью своей «родословной» на протяжении многих десятков лет. Одним из них был 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк — прямой наследник 11-го корпусного авиаотряда Российской императорской армии. Что примечательно, и в Первую, и во Вторую мировые войны счёт побед обеих частей был открыт тараном.
09 августа 2024
Под палящим июльским солнцем на высоком западном берегу Дона зарывались в землю курсанты учебного батальона 184-й стрелковой дивизии. Во время перекуров бойцы смотрели на гладь реки и мост через Дон, по которому на восточный берег шли стада скота, скрипели повозки с беженцами, сновали туда-сюда полуторки. Временами красноармейцы дружно оглядывались на запад: из степи доносился еле различимый рокот, и все понимали, что это не гроза. Утром 23 июля 1942 года XIV танковый корпус вермахта атаковал оборону дивизий советской 62-й армии. Целью наступления немецких танков был Сталинград, но сначала подвижные соединения армии Паулюса должны были захватить переправы у Калача.
Последнее слово воздушного аса
09 августа 2024
Начало Великой Отечественной войны сложилось крайне тяжело для Красной армии. Поражения следовали одно за другим, успехи были редки – «учёба» давалась дорогой ценой. Источником сведений о грозном противнике становились допросы военнопленных, которые первое время попадали в руки красноармейцев тоже нечасто. Тем ценнее были опытные солдаты врага, попавшие в плен – таким, несмотря на невысокое воинское звание, был сбитый 1 августа 1941 года над Молдавией лётчик-истребитель унтер-офицер Хорст Бохманн (Horst Bochmann).
Мирослав Морозов. Великая Отечественная война на Черном море. Часть 16-2
07 августа 2024
Мирослав Морозов. Великая Отечественная война на Черном море. Часть 16-2. Борьба на коммуникациях «оси» в 1-ю половину 1942 года.
Почему и как сократились возможности ЧФ в плане ударов по коммуникациям противника к маю 1942 г.? Каких результатов добился противник, возобновив движение конвоев между Констанцей и устьем Днепра? Какое противодействие испытали вражеские конвои в апреле – мае 1942 г.? Какими указаниями нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов старался активизировать действия ЧФ на коммуникациях противника? Какие успехи были одержаны советскими подводниками на коммуникации Босфор – Бургас в конце мая – начале июня 1942 г.? Какие последствия имело потопление румынского транспорта «Сулина» и повреждение «Ардял» в районе Одессы? С чем было связано сворачивание действий черноморских подлодок на коммуникациях противника в середине июня 1942 г.
05 августа 2024
В середине июля 1942 года, уже вскоре после начала немцами операции «Блау», дезорганизованные войска советского Южного фронта отходили на юг и восток к Дону. Советское командование выстраивало линию обороны силами соединений Сталинградского фронта в большой излучине Дона, а Северо-Кавказского фронта — по левому берегу реки. Советские 62-я и 64-я армии, занимая рубежи, с целью разведки и сдерживания продвигающихся на восток немецких соединений высылали от каждой стрелковой дивизии усиленный танками передовой отряд. Об одном из таких отрядов, сыгравшем важную роль в преддверии Сталинградской битвы, и пойдёт речь.
Мирослав Морозов. Великая Отечественная война на Черном море. Часть 16-1
03 августа 2024
Что представлял собой транспортный флот «оси» на начало 1942 г.? Какие силы мог выделить ЧФ для борьбы на коммуникациях и их возможности? Как оценил нарком ВМФ итоги подводной войны на Черном море за 6 месяцев войны? Что происходило на черноморских коммуникациях «оси» с января по март 1942 г.? Чем были вызваны атаки советских подлодок на турецкое каботажное судоходство? Почему ЧФ не выполнил директиву наркома ВМФ об активизации минной войны? Какие задачи поставило перед своим флотом руководство Третьего рейха на кампанию 1942 г.? Какие мероприятия были выполнены вражеским флотом в период подготовки к открытию движения по коммуникации Констанца – Сулина – Одесса – Очаков.
Победы и поражения Лидии Литвяк
02 августа 2024
Идея написания этой статьи возникла после очередного всплеска активности в социальных сетях, вызванного началом съёмок художественного фильма о Лидии Литвяк. В популярной литературе она именуется лучшей в мире женщиной лётчиком-истребителем, имеющей статус воздушного аса. Кампания по популяризации боевой славы женщин-истребителей в целом и Литвяк в частности началась ещё в военные годы, при этом сведения об их результативности, кочующие из публикации в публикацию, стали набором клише, имеющих лишь отдалённое сходство с реальностью. Попробуем рассказать о боевой работе Героя Советского Союза лейтенанта Лидии Владимировны Литвяк, боевого лётчика-истребителя, отдавшей жизнь за свободу и независимость Родины, на основе архивных материалов.
26 июля 2024
С развитием электронных баз данных посвященных истории Великой Отечественной войны у исследователей появилась возможность атрибутировать массу фотографий того героического периода и уточнить время обстоятельства при которых происходили фото и кино съемки. На нашем сайте мы уже рассказывали об истории фотографии на которой был изображен старший лейтенант Лысенко Михаил Кириллович. Данной публикацией мы продолжаем тему. На этот раз речь пойдет летчике-истребителе Владимире Григорьевиче Каменщикове, 9 августа 1941 года удостоенного звания Герой Советского Союза.
Денис Голубев. Обрушение румынского фронта 20 ноября 1942 г. Навстречу "Зимней грозе"
25 июля 2024
Главный удар Сталинградского фронта в рамках операции «Уран» южнее Сталинграда пришелся по румынским войскам, входившим в состав 4-й танковой армии генерала Гота. В ролике рассматриваются события, произошедшие 20 ноября 1942 г. севернее полосы главного прорыва 51-й армии на Плодовитое — в районе населенных пунктов Дубовый Овраг-Большие Чапурники-станция Тундутово-р.Червленая, которые привели к полному краху фронта VI румынского корпуса по ширине в 60 км.
«Эксперт за сотню» в обмен на двух Героев
22 июля 2024
В обеих мировых войнах судьба нередко сводила в воздушных боях самых опытных лётчиков. Иногда такие встречи заканчивались вничью, но часто один ас становился жертвой другого. При этом в большинстве случаев победитель и не догадывался, что в кабине поверженной вражеской машины сидел не менее искусный пилот, которому просто не повезло. К середине Великой Отечественной войны в действующих на советско-германском фронте немецких истребительных эскадрах было немало асов с двух- и трёхзначными счетами побед. По другую сторону фронта тоже появились пилоты, которые, хотя и уступали противнику в числе побед, прошли суровую школу и владели своими машинами не хуже немцев. Порой встречи «экспертов» с опытными советскими асами становились неизбежными. О нескольких таких боях, закончившихся болезненными потерями как для ВВС КА, так и для люфтваффе, и пойдёт речь.