1000-й сбитый

18 сентября 2023

Евгений Понамарчук

1

1252

1000-й сбитый
Северовьетнамская почтовая марка, посвящённая сбитию 1000-го самолёта. Художник попытался изобразить некамуфлированный F-105

За девять лет противостояния американской авиации система противовоздушной обороны Северного Вьетнама по своей собственной статистике уничтожила 4181 вражеский летательный аппарат. Американские источники говорят о куда меньших потерях. Важными вехами этого противостояния для северовьетнамцев были «юбилейные» сбитые самолёты, в честь которых выпускались почтовые марки и рисовались пропагандистские плакаты. В мемуарах советских военных специалистов, служивших в ДРВ, можно встретить упоминания двухтысячного самолёта в 1967 году, но почти ничего не говорится о других. Что известно о первом тысячном достижении системы ПВО, которую американцы называли сильнейшей в мире?

С 5 августа 1964 года вооружённые силы Демократической Республики Вьетнам вели подсчёт сбитых над страной американских самолётов. Статистика постоянно обновлялась и сообщалась в средствах массовой информации. Делалось это с целью пропаганды – показать населению, что армия успешно противостоит сверхдержаве, «американскому Супермену», как писали в тогдашних брошюрах. Подобная статистика традиционно оказывается завышенной. Неясно, в какой степени это было намеренным, а в какой – результатом «честных ошибок», свойственных учёту вражеских потерь. Один показательный момент случился на раннем этапе войны в начале апреля 1965 года, когда за два дня северовьетнамцы объявили о сбитии 57 самолётов почти исключительно зенитной артиллерией, из них 47 возле моста Хамжонг. Видимо, после этого возобладал здравый смысл, и данный рекорд никогда так и не был побит, хотя со временем ВВС и ПВО ДРВ получили более современную технику и вооружение, включая зенитно-ракетные комплексы и сверхзвуковые истребители.

В апреле 1966 года стартовала очередная фаза воздушной кампании против ДРВ (Rolling Thunder 50), длившаяся до июля. Она предусматривала умеренное расширение списка целей. Политическое руководство США продолжало раскачиваться и несколько раз в год осторожно расширять список, чтобы не спровоцировать Китай на эскалацию. Самыми яркими моментами этого периода стали первое применение на Севере стратегических бомбардировщиков B-52, экзотический удар по мосту Хамжонг специальными морскими минами с транспортных самолётов и начало ударов по хранилищам горюче-смазочных материалов. Двенадцатая по счёту просьба Объединённого комитета начальников штабов о бомбардировке военных аэродромов, где базировались северовьетнамские МиГи, не встретила поддержки президента Линдона Джонсона.  

28 апреля зенитчики острова Батьлонгви посреди Тонкинского залива претендовали на сбитие штурмовика «Скайхок», которому присвоили 998-й порядковый номер (по американским данным, единственная потеря в тот день – «Фантом» у побережья северо-восточнее Тханьхоа, на очень большом удалении от Батьлонгви). Теперь в любой момент следовало ожидать «юбилейный» тысячный сбитый. Оставалось интригой, какому подразделению он достанется.

Следует уточнить: сама формулировка «1000-й сбитый самолёт» является данью традиции. Так писали и советские газеты, и советские ветераны. Правильнее говорить о 1000 сбитых летательных аппаратов, потому что северовьетнамцы считали всё подряд, включая беспилотные разведчики и поисково-спасательные вертолёты.

Удачливым подразделением стал 210-й зенитно-артиллерийский полк, защищавший небо над провинцией Бактхай. Здесь располагался Тхайнгуенский металлургический комбинат, один из главных промышленных объектов Северного Вьетнама. Полк прикрывал в том числе месторождение железной руды Чайкау, электростанцию Каонган и бумажную фабрику. Главным калибром были 100-мм зенитные орудия КС-19. 


КС-19 северовьетнамской армии

29 апреля в 14:23 посты наблюдения сообщили о приближении большого числа вражеских самолётов. В 15:07 они появились в зоне ответственности полка. При отражении налёта 103-я рота под командованием Май Вьет Уйена / Mai Viết Uyển в 15:09 достала один F-105, нацелившийся на электростанцию. Дымящийся противник с несброшенными бомбами пытался уйти на северо-восток, но упал в общине Ванланг / Vân Lăng (уезд Донгхи / Đồng Hỷ). Сбитому самолёту присвоен официальный номер 999.

Далее 101-я рота под командованием Нгуена Ван Хыу / Nguyễn Văn Hữu и политкомиссара Нгуена Куанг Тхиня / Nguyễn Quang Thịnh открыла огонь по группе из шести F-105, готовившихся к заходу на цель. По первому зенитчики промахнулись, так что он смог отбомбиться, а второй был точно поражён в 15:22 и упал в общине Тыкчань / Tức Tranh, уезд Фулыонг / Phú Lương. Исторический момент состоялся. Оставшиеся американцы запаниковали и покинули воздушное пространство Тхайнгуена.


Во Нгуен Зиап с визитом в 210-м полку после сбития тысячного самолёта. По другой версии, это 260-й полк, по третьей – фото датировано 1968 годом

Как водится, сбившее юбилейного «джонсона» подразделение было поздравлено президентом Хо Ши Мином и посещено министром обороны Во Нгуен Зиапом.

Металлургический комбинат Тхайнгуен был надёжно защищён от бомб, но не системой ПВО Северного Вьетнама, а администрацией США. Для уничтожения сталелитейного завода она созрела только год спустя, а пока что американское командование могло лишь косвенно снижать эффективность его функционирования. Налёт 29 апреля совершался на сортировочную станцию Лыуса / Lưu Xá к западу от предприятия. Расчёт был на то, чтобы сорвать вывоз готовой продукции. Кстати, в американских источниках название этой станции не встречается; возможно, американцы его и не знали, для них это была просто «станция Тхайнгуен».

Лыуса имела номер 21.11 в списке из 94 наиболее приоритетных целей в ДРВ, составленном Объединённым комитетом начальников штабов, и находилась в секторе RP-6A (сектор с наиболее сильной ПВО во всей стране). Ударная группа насчитывала 13 истребителей-бомбардировщиков F-105D из 333-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного крыла ВВС США (авиабаза Такхли, Таиланд): три звена с позывными Nash, Dodge, Volvo плюс один самолёт фотоконтроля. Группу вёл командир 333-й эскадрильи подполковник Джеймс Янг. Самолёты несли по шесть 340-кг авиабомб M117. 


F-105 с грузом бомб M117 выполняет дозаправку в воздухе, 1967 год. Литеры RK на киле являются кодом 333-й тактической истребительной эскадрильи

Капитан Энтони Кашенберри (Volvo 1) вспоминал, что звенья шли с 3-хмильным интервалом:

…Мы шли до Чёрной реки, затем до Красной, затем прямо на восток до точки к северу от цели. Затем мы развернулись на юг к железнодорожной станции. Миссия была блестящим успехом. Все бомбы в цель, кроме моих… Мы потеряли Билла Бруха. Он был подбит и упал вместе с самолётом. Нам повезло, так как стреляли они очень даже. Я запомню [этот вылет].

Удар действительно оценили как очень успешный. Было сброшено 60 бомб и насчитано 48 воронок. Повреждены пути, уничтожено примерно 12 вагонов. Один источник гордо заявляет, что сама станция была уничтожена. В реальности её, конечно, отнюдь не стёрли с лица земли, а пострадавшую инфраструктуру вьетнамцы бросились ремонтировать, чему благоприятствовала плохая погода, помешавшая ВВС США сразу нанести повторные удары. Потом эту станцию снова бомбили 5, 8 и 22 мая, 10 июня, 2 августа… на сентябрь 1966 года ЦРУ полагало, что её функциональность подорвана лишь на 20 процентов.


Станция Лыуса после американских налётов, фото с самолёта-разведчика, май 1966 года (Jacob Van Staaveren. Gradual Failure)

Противодействие зенитной артиллерии было сильным, в основном огонь 85-мм орудий и в меньшей степени 37 и 57 мм, пусков зенитных ракет не отмечалось. Ударная группа потеряла только один самолёт. Борт № 62-4304, пилотируемый 1-м лейтенантом Дональдом Уильямом Брухом-младшим (позывной Dodge 2), в 8 часов 09 минут по времени Зулу (UTC; 15 часов 09 минут по местному времени) был поражён огнём 85-мм орудия при пикировании на цель. Цитата из документа американских поисковиков (JTF-Full Accounting):

Когда 1-й лейтенант Брух выполнял заход на цель в пикировании, другие пилоты видели поражение его самолёта и хвостовая часть загорелась. Ему было приказано набирать высоту, но похоже, что он терял управление, и самолёт начал пикировать под углом 45 градусов. Наблюдалось падение самолёта в районе цели, фонарь кабины оставался на месте. Не было ни парашютов, ни аварийного сигнала.

Таково официальное описание потери. В книге Криса Хобсона «Vietnam Air Losses» сказано, что Брух набрал высоту и летел на северо-запад, пока не упал в 20 милях от города Тхайнгуен. Это примерно соответствует вьетнамской версии о падении 999-го и 1000-го самолётов севернее Тхайнгуена. Остаётся неясным, почему так сильно расходится информация о месте падения. 

1 мая Информационная служба зарубежного вещания ЦРУ перехватила англоязычное новостное сообщение ханойского радио, в котором говорилось о сбитии тысячного самолёта и упоминался Брух. Были названы его личные данные и сказано, что от пилота осталась одна нога. На основании этого статус Бруха изменили с пропавшего без вести на погибшего, чьи останки не найдены.

В 2011 году американские поисковики в сотрудничестве с вьетнамцами начали работу на предполагаемом месте падения № 62-4304. После долгих раскопок были обнаружены и опознаны человеческие останки. Дональд Брух-младший похоронен в Ист-Питерсберге (Пенсильвания) 29 мая 2016 года, через 50 лет и 1 месяц после своей гибели. 


Дональд Брух. Фамилия Брух имеет немецкое происхождение. Один из дальних предков погибшего лётчика родился в XVIII веке в Рейнланде (тогда – Священная Римская империя)

ТАСС был уполномочен заявить:

ХАНОЙ, 30 апреля. (ТАСС). Американские самолеты, базирующиеся в Таиланде и на авианосцах, вчера совершили новые налеты на ряд населенных пунктов провинций Бактхай, Куангнинь, Хабак и Футхо в Демократической Республике Вьетнам. Как сообщает агентство ВИА, зенитчики вьетнамской Народной армии во взаимодействии с ВВС сбили во время этих пиратских налетов семь американских самолетов. Общее число самолетов США, сбитых над территорией ДРВ, достигло 1.005.

Фактические потери американцев составили не семь самолётов, а четыре, что тоже достаточно много. Кроме «Тандерчифа» Бруха, в налёте на Лыуса был сбит разведчик RF-101C «Вуду», имевший задачу провести фотоконтроль результатов удара, майор Альберт Раньян катапультировался и попал в плен. Летевшие ему на помощь из Таиланда поисково-спасательные силы потеряли штурмовик A-1E «Скайрейдер» вместе с пилотом – он стал жертвой МиГ-17, пилотируемого Буй Динь Кинем / Bùi Đình Kình. Наконец, у побережья Хайфона гонявшийся на малой высоте за джонкой палубный F-8E «Крусейдер» не разминулся с карстовой скалой, пилот погиб. Два самолёта (палубный A-1 и морпеховский A-4) были сбиты за день в Лаосе. ПВО ДРВ не могла занести их на свой счёт по собственным же критерям: учитывались только самолёты, сбитые над Северным Вьетнамом, и вообще ДРВ в то время не признавала присутствие своей армии в Лаосе.  

Американский представитель объявил, что 29 апреля 1966 года над Северным Вьетнамом понесены потери номер 222-225 с начала бомбардировок. Этот подсчёт был довольно условным и предположительно не включал некоторые самолёты, потерянные в ходе операций против ДРВ за пределами территории страны.

Сопоставление информации обеих сторон позволяет сделать определённые выводы. Американцы неправильно оценили калибр орудий противника (85 мм вместо 100). Время потери Бруха идеально совпадает со временем сбития 999-го самолёта, однако северовьетнамцы провозгласили его тысячным. Это можно понять: вместо двух «Тандерчифов» реально был сбит один, а требовалось предъявить миру какое-то подтверждение психологически важной победы в виде, например, информации о пилоте.


Северовьетнамские плакаты, посвящённые сбитию тысячного самолёта, май 1966 года (кадр кинохроники)

У тысячного юбилея ПВО ДРВ есть один интересный аспект. Венгерский исследователь Иштван Топерцер в книге «MiG-17/19 Aces of the Vietnam War» приписал сбитие Бруха известному лётчику-истребителю Нгуену Ван Баю:

Командный пункт 923-го истребительного полка приказал Нгуену Кхак Локу, Лыу Хюи Тяо и Нгуену Ван Баю перехватить группу F-4 и F-105 над Бакзянгом. В завязавшемся бою Бай заявил сбитие F-105D, хотя американские данные не подтверждают его заявку.

И в конце книги в списке побед Ван Бая сбитым лётчиком назван именно Брух.

Можно было бы сопроводить это коротким комментарием вида «вьетнамские данные тоже не подтверждают такую заявку», но ситуация заслуживает подробного рассмотрения как очередная глава бесконечной саги об историках и звёздочках на фюзеляже.

С пилотами ВВС ДРВ есть проблема: найти или составить точный список засчитанных им воздушных побед непросто, вьетнамцы не очень популяризировали эту тему. Тот же Топерцер указывает официальное число побед для каждого аса, дополняя их собственноручно составленными списками, в которых обычно перечисляется больше самолётов, чем засчитано. Так, Ван Баю записано семь сбитых, а Топерцер приводит список из восьми.

Дело идёт к тому, что 29 апреля 1966 года Ван Бай, похоже, никаких сбитых самолётов не заявлял. Есть косвенное свидетельство ветерана ВВС США Ральфа Веттерхана, познакомившегося с асом в 1997 году при попытке установить судьбу своего сбитого и погибшего товарища. Ван Бай описал ему все свои победы. Веттерхан не перечисляет их, однако делает важное замечание: к середине сентября 66-го Ван Баю официально записали три уничтоженных самолёта, включая один F-105. А в списке Топерцера насчитано четыре, из них два F-105 – 29 апреля и 29 июня. Получается, что один «Тандерчиф» здесь лишний. Не вызывает сомнений, что 29 июня Ван Баю действительно засчитали одну победу, и американцы соглашаются, что такой бой имел место; правда, обстрелянный F-105 из 421-й тактической истребительной эскадрильи вернулся на аэродром с повреждениями… но это уже другая история (сбитый в тот день зенитками Мерфи Джонс из 333-й эскадрильи не имел к данному бою никакого отношения, хотя его иногда тоже записывают Ван Баю). «Лишней» является именно победа 29 апреля.

Конечно, у северовьетнамцев существовала практика, когда сбитые МиГами американские самолёты порой записывались на счёт «более слабых» видов вооружённых сил ради поднятия боевого духа. Для понимания того, мог ли Ван Бай в принципе сбить F-105 в тот день, переходим к детальному рассмотрению боя.

Информация с американской стороны доступна в исследовании ВВС США «Красный барон», имевшем целью проанализировать каждую встречу с МиГами. 29 апреля 1966 года была зафиксирована одна встреча. Четвёрка F-4C из 555-й тактической истребительной эскадрильи 8-го тактического истребительного крыла выполняла прикрытие 12 «Тандерчифов», наносивших удар по железнодорожному мосту Бакзянг / Bắc Giang (он периодически бомбился и несколько раз выводился из строя за время войны). Обращаем внимание, что это не та группа «Тандерчифов», которая бомбила станцию Лыуса и в которой находился 1-й лейтенант Брух. Мост Бакзянг располагался примерно в 50 километрах юго-восточнее Лыуса, и Топерцер указывает, что бой состоялся именно «над Бакзянгом». Координаты места боя согласно «Красному барону» – 21°50’ с.ш. 106°07’ в.д., примерно 60 километров севернее Бакзянга и 40 километров северо-восточнее Лыуса. Очевидно, МиГи искали противника на маршруте полёта к цели. Им не повезло: вместо ударной группы они вышли к истребителям прикрытия, да и тех вовремя не заметили. 


Тхайнгуен, Бакзянг и примерное место воздушного боя 29 апреля

По современным вьетнамским данным, – Донг Ши Хунг, «Combat in the Sky», – тройка (американцы насчитали четыре) МиГ-17 поднялась в небо в 16:20, что автоматически исключает возможность сбития ими Бруха. Один из американских лётчиков обнаружил МиГ внизу на дистанции предположительно менее 2 миль, и это в условиях хорошей видимости, с постоянно включёнными радарами «Фантомов» и присутствием самолёта ДРЛО EC-121. Используя преимущество в высоте и элемент неожиданности, F-4 атаковали беззаботно летевшее вражеское звено и сбили один истребитель «Сайдуиндером». Победа записана экипажу борта № 64-0696, капитану Уильяму Доуэллу и 1-му лейтенанту Хэлберту Госсарду. Свидетельство Доуэлла из газеты «Ридинг Игл» за 30 апреля: «Ракета попала в хвостовую часть МиГа. Пилот катапультировался, а МиГ пролетел две мили, оставляя шлейф белого дыма, после чего упал на землю и взорвался». Выжившему пилоту Нгуену Кхак Локу / Nguyễn Khắc Lộc предстояло почти десяток дней бродить по диким лесам с травмой головы, прежде чем его нашли; в какой-то момент он лёг в звериную нору и приготовился умереть.

 

Капитан У. Доуэлл и 1-й лейтенант Х. Госсард, сбившие МиГ в бою 29 апреля 1966 года (Aces and Aerial Victories)

Другому американскому экипажу (капитан Ларри Кит, 1-й лейтенант Роберт Бликли) записали ещё одну победу манёвром – МиГ разбился, пытаясь уйти от атаки. Здесь начинается загадка. Вьетнамцы (в изложении Топерцера и Донг Ши Хунга) умалчивают о второй потере 29 апреля. Но они говорят о потере на следующий день 30 апреля двух МиГ-17: Фам Нгок Лан / Phạm Ngọc Lan был сбит «Фантомом» и катапультировался, а Чан Тан Дык / Trần Tần Đức влетел в гору, преследуя «Тандерчиф» на малой высоте. Американцы претендуют только на сбитый самолёт и ничего не знают о разбившемся. Более того, согласно материалам проекта «Красный барон» F-105 не имели встреч с вражескими истребителями в период между 23 апреля и 8 мая 1966 года. Донг Ши Хунг обращает внимание, что обстоятельства гибели Чан Тан Дыка схожи с американской победой манёвром накануне. Пока что невозможно установить, связаны ли эти два эпизода между собой, а если связаны, то почему не совпадают даты.

Таким образом, ударную группу МиГи перехватить не смогли, что само по себе неудача. Рассматривая все воздушные бои и сравнивая северовьетнамские заявки с американскими потерями, Донг Ши Хунг за 29 апреля говорит только о сбитии A-1E. То есть заявок на сбитые F-4 или F-105 не было.

Выводы на основании всего сказанного: 1) есть консенсус обеих сторон о сбитии Бруха зенитной артиллерией; 2) не найдено признаков того, что 29 апреля Нгуену Ван Баю была засчитана какая-либо воздушная победа, есть свидетельства обратного; 3) звено Ван Бая было направлено на перехват не той группы, в которой находился Брух; 4) исходя из вьетнамской версии, Ван Бай не мог сбить Бруха из-за несовпадения времени сбития и вылета МиГов на перехват; 5) есть консенсус обеих сторон, что МиГи не сумели атаковать «Тандерчифы» и вели бой только с «Фантомами».

Топерцер откуда-то взял ошибочную информацию, что 29 апреля Ван Бай сбил некий F-105, и сопоставил её с потерями ВВС США за день. Тут и всплыл самолёт Бруха. Не проверяя подробности его уничтожения, Топерцер просто сделал логическое заключение, что Ван Бай одержал победу именно над Брухом, а американцы по той или иной причине списали потерю на зенитки.

Остаётся последний вопрос: откуда вообще взялась «призрачная» победа Ван Бая 29 апреля? Неожиданное пересечение есть в книге польской журналистки Моники Варненской «Четвёртая зона» (1970). Она брала интервью у Ван Бая, и он рассказал, как сбил свой первый F-105. Книга для широкой аудитории и потому без конкретики воздушного боя, зато присутствует такая фраза: «Он вспоминает свой боевой вылет 29 апреля 1966 года, когда ему пришлось вместе с боевыми друзьями отражать первый пиратский налёт американских стервятников на Ханой». Как известно, первым налётом на Ханой принято считать удар ВВС США по нефтебазе Дыкзянг 29 июня 1966, – в тот самый день, когда Ван Бай точно претендовал на сбитый F-105! Получается, что каким-то странным образом эта победа «продублировалась» ровно на два месяца ранее, и ошибка, чьей бы она ни была, уходит корнями еще во времена войны. 


Нгуен Ван Бай (слева) просматривает плёнку фотопулемёта, 1966 год

Завершит тему историографических курьёзов описание событий 29 апреля в цикле статей «Расплавленное небо Вьетнама» Д. Кондраткова и А. Булаха («История авиации», 2002, № 4). Там рассказывается, как борт № 62-4304 получил снаряд 57-мм зенитного орудия, его пилот тянул сколько мог к морю, успешно катапультировался и был подобран вертолётом. «Скайрейдеры» сопровождения истребили множество северовьетнамских ополченцев, «чьи изуродованные тела устилали почти всё поле», но затем появились МиГи и сбили штурмовик Логана Бостона (так в источнике; в реальности Лео Сидни Бостон). Повествуется и о подвиге старшего лейтенанта Хо Ван Кая, в одиночку сбившего два «Фантома». К сожалению, практически всё в этих весьма подробных описаниях следует признать художественным вымыслом чистой воды, не подтверждаемым ни американцами, ни вьетнамцами. Кондратков и Булах не назвали имя спасённого пилота F-105, зато в комментарии к одной фотографии привели выдержку из дневника 1-го лейтенанта «Дональда Браша». Учитывая общую недостоверность статьи, остаётся подозревать, что и дневниковая цитата была выдумана. В сокращённом виде эта сказка повторена В. Морозовым в цикле статей «Авиация во Вьетнамской войне» («Авиация и космонавтика», декабрь 2019), и теперь с полным правом может считаться взглядом российской историографии на данный эпизод войны.

Американцы продолжали бомбить, северяне продолжали сбивать и считать. 5 июня 1967 года отмечался 2000-й сбитый самолёт (палубный разведчик «Крусейдер»), 25 июня 1968 года дошли до 3000-го («Фантом», американскими данными потеря не подтверждается), а 17 октября 1972 года наступил 4000-й юбилей (бомбардировщик F-111). Все они были занесены на счёт зенитно-артиллерийских подразделений, в последнем случае даже народного ополчения. Верифицируемые потери американской авиации с информацией о типе и номере самолёта, экипаже, эскадрилье в течение всей войны примерно вчетверо отставали от северовьетнамских заявок.

Источники:

  1. Варненска М. Четвертая зона: Путевой дневник писателя и военкора. – М.: Прогресс, 1970.
  2. Кондратков Д., Булах А. Расплавленное небо Вьетнама. // История авиации. – 2002. – № 4.
  3. Сбиты над Северным Вьетнамом. // Советская Сибирь. – 1 мая 1966.
  4. Aces and Aerial Victories. The USAF in Southeast Asia 1965-1973. – Air University; Office of Air Force History, 1976.
  5. AIR-TO-AIR ENCOUNTERS IN SOUTHEAST ASIA. Volume I. ACCOUNT OF F-4 AND F-8 EVENTS PRIOR TO 1 MARCH 1967. – Institute for Defense Analyses, Systems Evaluation Division, October 1967.
  6. AIR-TO-AIR ENCOUNTERS IN SOUTHEAST ASIA. Volume II. F-105 Events Prior to 1 March 1967. – Institute for Defense Analyses, Systems Evaluation Division, September 1968.
  7. Airman Missing From Vietnam War Accounted For (Bruch). – Defense POW/MIA Accounting Agency, May 23, 2016 (https://www.dpaa.mil/)
  8. Coffelt Database of Vietnam casualties (https://coffeltdatabase.org/)
  9. Donald Lester Heiliger, F-105 History (http://34tfsthuds.us)
  10. Dong Sy Hung. Combat in the Sky: Airpower and the Defense of North Vietnam, 1965-1973. – Naval Institute Press, 2023.
  11. Dương Quang Tiến. Chuyện lạ của những người anh hùng (https://nhandan.vn/)
  12. Find A Grave (https://www.findagrave.com/)
  13. Hai Thu. North Viet Nam against U.S. air force. – Hanoi: Foreign Languages Publishing House, 1967.
  14. Chris Hobson. Vietnam Air Losses: USAF, Navy, and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in SE Asia 1961-1973. – Midland Publishing, 2001.
  15. Kỷ niệm 50 năm ngày bắn rơi chiếc máy bay Mỹ thứ 1.000 (29-4-1966 / 29-4-2016): Bản lĩnh và trí tuệ Việt Nam (https://www.anninhthudo.vn/)
  16. Donald J. McCarthy, Jr. USAF F-4 and F-105 MiG Killers of the Vietnam War 1965-1973. – Schiffer Military History Book, 2004.
  17. Navy Planes Destroy Red Missile Site. // Reading Eagle. – May 2, 1966.
  18. The Effectiveness of the Air Campaign Against North Vietnam. 1 January – 30 September 1966. – Directorate of Intelligence, Central Intelligence Agency, December 1966.
  19. István Toperczer. MiG-17/19 Aces of the Vietnam War. – Osprey Publishing, 2016.
  20. Jacob Van Staaveren. Gradual Failure: The Air War over North Vietnam, 1965-1966. – Washington, D.C.: Air Force History and Museums Program, United States Air Force, 2002.
  21. Thành tích bắn rơi chiếc máy bay Mỹ thứ 1.000 và Lữ đoàn Pháo hôm nay (https://baothainguyen.vn/)
  22. U.S. Aircraft Downs Third Red Fighter in Two Days. // Reading Eagle. – April 30, 1966.
  23. Ralph Wetterhahn. Nguyen Van Bay and the Aces From the North. // Air & Space Magazine. – November 2000.
Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
31.10.2023 23:19:31
Очень интересная статья. Спасибо.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.