Два «МиГа» — две судьбы

17 ноября 2024

Михаил Тимин

7

1664

Два «МиГа» — две судьбы

Идея этой статьи родилась случайно — в результате изучения фотографий двух советских истребителей МиГ-3 и выяснения судьбы их пилотов. Снимки первого самолёта, избитого в бою и распластанного на земле, были обнаружены в одном из архивных дел 25-го истребительного авиаполка, и прилагались к докладу о воздушном бое, произошедшем в июне 1942 года. Фото второго «МиГа» с накрашенными румынскими крестами давно известно любителям авиации, но до недавнего времени привязать его к лётчику и авиационной части не было возможности. Когда эта возможность появилась — история фотографий двух «МиГов» сложилась в единый сюжет.

Закавказские резервы вступают в бой

К началу 1942 года кадровые полки ВВС Красной армии понесли тяжёлые потери, опытный лётный состав был выбит. В связи с эвакуацией большинства авиационных заводов производство и качество советской авиатехники тоже было далеко от идеального, а свежие выпускники лётных школ нередко могли похвастаться лишь 5–10 часами самостоятельного налёта на боевых самолётах. Тем не менее некоторые резервы у командования ВВС Красной армии ещё оставались — речь идёт о частях ВВС Закавказского военного округа и 8-го ИАК ПВО, которые высвободились после решения «иранской проблемы» в августе-сентябре 1941 года.

Советское командование надеялось развить успехи под Москвой и Ростовом. Одной из готовившихся операций была Керченско-Феодосийская, в ходе которой планировалось деблокировать Севастополь и вернуть контроль над Крымским полуостровом. Воздушную поддержку частям Закавказского фронта должны были оказать соединения ВВС — главным образом переброшенные из Ирана, а также ВВС Черноморского флота.


Один из истребителей МиГ-3 25-го истребительного авиационного полка, потерянный в аварии в ноябре 1941 года. Реконструкция по фотографии из аварийного акта. Художник Александр Казаков

Увы, несмотря на внушительную численность советской группировки, большинство истребительных частей представляли собой недавно сформированные из выпускников лётных школ 1941 года слабо подготовленные полки, вооружённые устаревшими истребителями И-16 и И-153. Фактически «воздушный зонтик» над кораблями и судами десанта могли надёжно обеспечить только два кадровых полка, вооружённых относительно современными истребителями: 12-й ИАП ВВС 51-й армии (20 ЛаГГ-3), который предполагалось задействовать над Керчью, и 25-й ИАП ВВС 44-й армии (27 МиГ-3), ответственный за феодосийское направление.

25-й истребительный авиационный полк был сформирован в 1938 году в числе первых полков ВВС Красной армии в Ленинградском военном округе. Полк принял активное участие в советско-финской войне: лётчики выполнили 3860 боевых вылетов на истребителях И-16, провели 25 воздушных боёв, по итогам которых заявили 45 побед над финскими самолётами. Это был один из лучших результатов среди всех советских истребительных полков, и 25-й ИАП был награждён орденом Красного Знамени. Большинство его лётчиков были также награждены орденами и медалями, а пятеро стали Героями Советского Союза.

Весной 1940 года, после окончания войны, значительное количество авиационных полков было переброшено с Карельского перешейка в Закавказье: возрос риск ударов англо-французской авиации по бакинским нефтепромыслам. Был среди этих частей и 25-й ИАП, который включили в ПВО Баку с базированием на аэродроме Насосная.


Один из истребителей МиГ-3 25-го истребительного авиационного полка, оставленный из-за неисправности и невозможности эвакуации на переправе через Керченский пролив в мае 1942 года. Реконструкция по немецкому фото. Художник Александр Казаков.

В мае 1941 года полк получил 45 только что выпущенных истребителей МиГ-3 и начал переучиваться на них.

После начала войны 25-й ИАП поучаствовал в организационном эксперименте, в котором командование попыталось учесть первый опыт боевых действий. 10 июля 1941 года вышел приказ наркома обороны СССР, в котором предписывалось организационно реформировать дальнебомбардировочную авиацию: вместо 60 бомбардировщиков ДБ-3 каждый из полков теперь должен был включать 30 таких самолётов, а также эскадрилью истребителей МиГ-3 и звено разведчиков Пе-2. Предполагалось, что истребительные эскадрильи дальнебомбардировочных полков займутся прикрытием района базирования, сопровождением бомбардировщиков до линии фронта и отсечением от них вражеских истребителей при возвращении с задания. С этой целью 25-й ИАП передал одну эскадрилью вместе с самолётами в состав 134-й ДБАД для формирования истребительных эскадрилий 12-го и 454-го ДБАП.

В начале декабря 1941 года полк в составе трёх эскадрилий был переброшен на аэродром Анапа для участия в Керченско-Феодосийской десантной операции. С 9 декабря «МиГи» 25-го ИАП начали прикрывать порт Новороссийск, погрузку, переход и десантирование войск с кораблей и судов в портах Феодосии и Керчи.


Неисправные МиГ-3, брошенные на переправе в районе Керчи в мае 1942 года. Машины с трёхзначными бортовыми номерами, начинавшимися на «2», принадлежали 25-му ИАП, а 50-й ИАП имел самолёты с трёхзначными бортовыми номерами на «5»

В январе 25-й ИАП был усилен тремя эскадрильями МиГ-3, изъятыми из дальней авиации, — эксперимент оказался неудачным. Прибавивший в численности полк перебазировался в Крым, на аэродромы Керчь и Багерово, откуда летал на прикрытие войск и кораблей, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, разведку. Вместе с также переброшенными на Керченский полуостров из ПВО Баку 45-м ИАП на Як-1 и 50-м ИАП на МиГ-3 он стал основой истребительной авиации Крымского фронта.

Всего лётчики шести эскадрилий 25-го ИАП с 9 декабря 1941 по 27 сентября 1942 года выполнили 2503 боевых вылета, провели 629 воздушных боёв, в которых заявили о 51 сбитом немецком самолёте. Особенно отличились будущие Герои Советского Союза лейтенант Н. Т. Китаев (144 боевых вылета, 24 боя, 6 личных побед и одна групповая) и младший лейтенант В. И. Скрябин (163 боевых вылета, 14 боёв, 5 личных побед и одна групповая).

Предательство или ошибка?

Кроме успехов были и неудачи: полк нёс потери в людях и технике, причём далеко не всегда это случалось в бою. Так, 18 марта 1942 года на аэродром в Мелитополе, где базировалась румынская 19-я корректировочная эскадрилья, приземлился МиГ-3, который пилотировал младший лейтенант Андрей Шаркун. Согласно румынским данным, советский лётчик заявил, что перелетел к противнику добровольно. Якобы, вылетев на задание по сопровождению бомбардировщиков, он принял решение не возвращаться, так как слышал, что румыны и немцы освобождают пленных украинского происхождения. Район Мелитополя был ему хорошо знаком, и он, скрывшись в облаках, ушёл от своей группы.


Существует два варианта этого снимка, сделанного на аэродроме в Мелитополе. На одном из них отчётливо видна «двойка» на руле, на другом её нет. Какой из вариантов подвергся ретуши — большая загадка, ещё больший вопрос: зачем это сделано? Дорисован ли тактический номер, или, наоборот, закрашен?

Так ли это было или советский лётчик банально заблудился и только после приземления, поняв, что попал к врагу, решил пойти на хитрость и улучшить условия пребывания в плену, пока что установить невозможно. Однозначно можно утверждать только то, что младший лейтенант Шаркун после своего 15-го боевого вылета вместе с самолётом пополнил список потерь 25-го ИАП.

Впоследствии на самолёт нанесли жёлтые кресты румынских ВВС, и 19 июля 1942 года знаменитый впоследствии румынский ас Константин Кантакузино перегнал его для испытаний на авиазавод в Брашов. Несмотря на множество фотоснимков, сделанных румынами за три месяца нахождения в Мелитополе, определить принадлежность «МиГа» долгое время не удавалось. После того как с помощью известного румынского историка авиации Дана Антониу удалось установить личность пилота, остальное уже было делом техники.


Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 (заводской №3210, тактический №2) младшего лейтенанта Андрея Шаркуна до и после перекраски соответственно. Художник Александр Казаков

После того как для поддержки начатого в мае наступления немцы перебросили в Крым части VIII авиакорпуса люфтваффе, чаша весов склонилась в пользу немецких лётчиков. Полки ВВС Красной армии понесли большие потери и вместе с наземными войсками эвакуировались из Крыма на Тамань. 25-й ИАП не стал исключением, при этом основные потери составили неисправные самолёты, брошенные на аэродромах и на переправе через Керченский пролив: через него удалось перегнать лишь девятку боеспособных самолётов.

Дело в том, что к началу немецкого наступления изношенные в процессе годичной эксплуатации МиГ-3 требовали постоянного ремонта, а запчастей из-за окончания серийного производства практически не было. От полной потери боеспособности полк спасла передача 11 МиГ-3 из убывшего на переформировании 50-го ИАП. Однако это были такие же потрёпанные самолёты выпуска мая 1941 года, пережившие затем пять месяцев боёв. В июне, исходя из наличия оставшихся лётчиков и двух десятков отремонтированных самолётов, 25-й ИАП переформировали в двухэскадрильный.


Трофейный «МиГ» был популярным объектом, на фоне которого часто фотографировались, — снимков уцелело много

Потеря значительного числа самолётов и плохое состояние уцелевших «МиГов» привели к тому, что интенсивность боевых действий и число успешных боёв резко снизились. Да и в целом к этому моменту МиГ-3 выпуска мая 1941 года уже никак не могли конкурировать с новыми модификациями «мессершмиттов», тем более что на смену «Фридриху» Bf 109F-4 уже начали поступать новейшие «Густавы» Bf 109G-2.

В итоге, если с 9 декабря 1941 года по 8 мая 1942 года лётчики 25-го ИАП заявили 37 побед при 12 потерянных в боях МиГ-3, то с 8 мая 1942 по 30 августа того же года сбить удалось лишь 14 самолётов при потере восьми своих. Тем не менее, несмотря на все трудности, лётчики продолжали летать и сражаться над Керченским проливом. Документы 25-го ИАП наглядно показывают результаты одного такого боя, состоявшегося 28 июня 1942 года между МиГ-3 младшего лейтенанта П.Д. Поспелова и Bf 109F-4 немецкого аса Вальтера Брандта из 2./JG 77.

«МиГ» против «Мессера»

Из доклада младшего лейтенанта Поспелова:

«28 июня 1942 года в 16:35 я вылетел на боевое задание по сопровождению самолётов Пе-2 на Керченский полуостров. На обратном маршруте в районе восточнее станицы Вышестеблиевская я был атакован двумя Ме-109Ф-4 на высоте 400 метров. Почувствовав, что по моему самолёту была дана одна очередь самолётами противника, я резко отвернул влево и пошёл на сближение; один из них встал в левый вираж, а второй пошёл вверх. По первому самолёту я сделал 4–5 атак с открытием огня с 75–100 метров. Самолёт противника, выйдя из виража, стал уходить в направлении на Керчь, с дистанции 100–150 метров я дал по нему ещё несколько очередей, после чего самолёт противника с дымом стал уходить. С минуту я гнался за ним, но так как время было на исходе, я повернул на свой аэродром…»

К сожалению, в немецких источниках этот эпизод описан предельно скупо. Согласно данным немецкого исследователя Йохена Прина, в 16:15 и 16:16 по берлинскому времени, что соответствует 17:15 и 17:16 по Москве, лётчик эскадрильи 2./JG 77 фельдфебель Вальтер Брандт (Fw. Walter Brandt) заявил две победы над МиГ-3, но какие-либо подробности боя отсутствуют.

Тем не менее обе стороны явно описывали одну и ту же стычку, и можно предположить наиболее вероятный ход событий.

Возвращавшийся из боевого вылета советский лётчик на какой-то момент ослабил внимание и немедленно за это поплатился. Ведущий пары «мессершмиттов», опытный ас Вальтер Брандт в классической манере зашёл справа со стороны солнца и точно отстрелялся по советскому истребителю. Это видно по фото: МиГ-3 Поспелова получил серьёзные повреждения с правого борта, был пробит правый бензобак в центроплане, а лётчик был ранен в правую руку. Один из снарядов угодил в кислородный баллон за кабиной, от взрыва которого сорвало панели с борта кабины.


МиГ-3 (заводской №3249, тактический №23? — последняя цифра номера не видна) младшего лейтенанта Павла Поспелова, подбитый в воздушном бою 28 июня 1942 года. Лётчик произвёл вынужденную посадку на «живот» недалеко от аэродрома у станицы Киевская. Хорошо видны пробоины в хвостовом оперении и фюзеляже, сорванные капоты

Повреждения были серьёзными, поэтому немецкий лётчик посчитал, что обстрелянный им «МиГ» сбит. Однако, как часто бывало в воздушных боях, советский самолёт держался в воздухе, а его лётчик продолжил бой. Видимо, затем Брандту удалось ещё раз обстрелять самолёт Поспелова или другой советский истребитель, и он посчитал, что добился очередной победы. Брандту явно грезился Рыцарский крест, на который в тот момент можно было рассчитывать после 20-й воздушной победы, поэтому к имевшимся на его счету 18 сбитым самолётам без особых сомнений были прибавлены ещё два.

Поспелов, в свою очередь, претендовал на подбитый «мессершмитт», который после его атаки якобы стал уходить с дымом — возможно, это был дымный выхлоп работающего на максимальных оборотах двигателя. Кроме того, в этом бою сбитый Bf 109 заявил лейтенант А. Г. Анучин, в действительности же немецкие лётчики вернулись на свой аэродром Багерово без повреждений. Фактически обе стороны остались «при своих», хотя однозначно выиграл в этой ситуации младший лейтенант Поспелов, сумевший остаться в живых.

Павел Поспелов родился 1 января 1921 года в райцентре Емельяново Красноярского края. После школы он успел закончить три курса рабфака в Красноярске, но в начале 1939 года стал курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов. Уже в июле 1940 года Павел закончил обучение с присвоением звания «младший лейтенант», служил в 50-м ИАП и в истребительной эскадрилье 454-го ДБАП, а в январе 1942 года был переведён в 25-й ИАП. К концу июня 1941 года Поспелов имел налёт 315 часов, из них 90 — на МиГ-3, так что его можно назвать довольно опытным лётчиком.


Другой ракурс съёмки подбитого самолёта Павла Поспелова. На заднем плане ремонтная «летучка», под плоскостями самолёта копошатся техники — они отстыковывают консоли крыла, готовя истребитель к эвакуации. Несмотря на тяжёлые повреждения, самолёт списан не был. Обращает на себя внимание воздушный винт: от интенсивной эксплуатации, а возможно, и от правок и ремонтов, на нём почти не осталось краски

К 28 июня 1942 года Павел выполнил уже около 30 боевых вылетов, но в большинстве они были на прикрытие аэродрома базирования полка. Поспелов провёл только один воздушный бой — 8 мая 1942 года над аэродромом Семь Колодезей против группы немецких бомбардировщиков, по итогам которого ему засчитали один Ju 87, сбитый в паре с ведущим. Тем не менее храбрости Павлу Поспелову было не занимать: в ходе эвакуации из Крыма на Таманский полуостров 18–19 мая 1942 года он совершил на беззащитном и тихоходном У-2 несколько десятков вылетов и перёез «на большую землю» около 100 лётчиков и техников полка, что было отмечено в приказе.

После неудачного боя с фельдфебелем Брандтом Павел Поспелов быстро оправился от ранения и продолжил воевать. 19 июля ему засчитали сбитую в паре «Раму» — «Фокке-Вульф» Fw 189, а второй такой же самолёт 25 июля он сбил уже лично. После следующего ранения Поспелов был переведён на должность командира звена в 518-й ИАП, а затем воевал в 179-м ИАП. Исполняющий обязанности командира эскадрильи старший лейтенант Павел Деомидович Поспелов погиб в воздушном бою 8 апреля 1944 года на Як-1. На момент гибели на его счету было пять личных и две групповые победы.

Интересно, что военные судьбы Андрея Шаркуна и Павла Поспелова шли почти параллельно. В 1940 году они оба служили в 50-м ИАП, в августе 1941 года были переведены в истребительные эскадрильи дальнебомбардировочных полков, а в январе 1942 оба оказались в 25-м ИАП. Дальше в результате досадной ошибки или намеренного предательства советский лётчик Андрей Шаркун приземлился у противника, «подарив» врагу исправный истребитель, и бесследно исчез, а Павел Поспелов два года дрался с немцами и ушёл в бессмертие как настоящий герой.


Слева направо: младший лейтенант Павел Деомидович Поспелов (фото сделано в 1939–1940 гг. во время учёбы в лётной школе), младший лейтенант Андрей Кузьмич Шаркун, фельдфебель Вальтер Брандт (фото сделано в 1944–1945 гг.)

Больше всех повезло Вальтеру Брандту, но и его жизнь сложилась не слишком легко. Уже 28 июня 1942 года, в тот же день, когда произошёл его бой с «МиГами» 25-го ИАП, авиагруппа I./JG 77 начала перебазирование на Средиземноморье. Там, сражаясь над Мальтой и Северной Африкой, Брандт сбил 18 британских «спитфайров» и «киттихауков», но 14 января 1943 года был сбит сам и получил тяжёлое ранение.

Дальнейшая его карьера не может не вызвать уважения: потеря ноги, более полутора лет в госпиталях (там же 24 марта 1943 года лётчик получил и Рыцарский крест), возвращение в строй с протезом. Командуя эскадрильей 2./JG 3, Брандт одержал последние четыре победы над советскими самолётами, был снова сбит и ранен, а его итоговый счёт остановился на числе 43. Пережив войну, Вальтер Брандт умер от последствий фронтовых ранений в 1977 году, в неполные 60 лет.

Автор благодарит румынского историка Дана Антониу за предоставленные документы и фотоматериалы


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции). 

Поделиться
Комментарии
Озолс Петерс
18.11.2024 13:01:17
Вопросы:
1,) после ухода Шаркуна были ли както наказаны комиссар полка и уполномоченный ОО?
2) почему Поспелов "выиграл" в бою с Брандтом? ( самолет разбит, летчик ранен) Брандт на исправном самолете сел на базе, а не в поле.  
Марсель Гарипов > Озолс Петерс
18.11.2024 18:36:26
Потому что долетел до своего аэродрома. Самолёт восстановили. Сам он же остался жив. А это самое главное.
Озолс Петерс > Марсель Гарипов
18.11.2024 19:49:07
Поспелов сел вне аэродрома, без шасси. Был ранен и выбыл из строя. Где главное? Самолет "восстановили", но на нем никто по ом не летал ( его и бросили/ избавились при отступлении)
Брандт сел на своем аэродроме на исправном самолете. Где победа Поспелова?  
Михаил Тимин > Озолс Петерс
20.11.2024 10:24:05
Русский язык сложный, под фразой "выиграрал" - имелось ввиду: "выиграл жизнь..."
Михаил Тимин > Озолс Петерс
20.11.2024 10:21:58
В полку никто не знал что Поспелов сел у румын - в доках он числился "не вернувшимся из боевого вылета"...
Озолс Петерс > Михаил Тимин
21.11.2024 19:58:48
к румынам улетел Шаркун ( так в статье)  
Михаил Тимин > Озолс Петерс
28.11.2024 12:16:47
Да конечно Шаркун, извиняюсь оговорился...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.