Известные люди на Карельском фронте. Часть 1

02 апреля 2023

Евгений Мироничев

2

1692

Известные люди на Карельском фронте. Часть 1

Карельский фронт справедливо считается участком со своими особенностями. Исключительно сложные природные условия, длина фронта более 1000 километров при отсутствии сплошной линии – вот что отличает его от других фронтов. Существование Карельского фронта продлилось с августа 1941 по ноябрь 1944, и на протяжении почти трёх лет он оставался стабильным.


Август 1942. Кинооператор Владислав Владиславович Микоша снимает разрушенный город Мурманск

Отметился фронт и огромным количеством важных событий, происходивших здесь в годы войны, и многочисленными белыми пятнами в истории. И так сложилось, что Карельский фронт стал местом, где побывал целый ряд личностей, бывших на тот момент (или ставших впоследствии) известными. Здесь можно было встретить важного политика или чиновника, ценнейшего военного, знаменитого писателя, популярного музыканта…

Эта статья будет посвящена тем самым известным людям, которых можно было бы встретить на Карельском фронте в годы войны. Мы затронем не только отечественных и союзных деятелей, но и противника.

Первая часть статьи будет освещать фрагменты биографии советских политических и военных деятелей периода их нахождения на Севере – многим они известны. И прежде чем переходить к ним, мы должны понять, почему же Заполярье и Карелию в годы войны, несмотря на боевые действия, время от времени посещали важные люди, или почему здесь были деятели, ставшие известными уже после войны.


Бомбардировщик «Юнкерс-88» на вынужденной посадке в губе Климовка. Автор: Евгений Ананьевич Халдей. Из фондов РГАКФД. Статья Ю. В. Рыбина об этом самолёте: https://tacticmedia.ru/news/yunkers-iz-guby-klimovka/

Во-первых, безусловно, Карельский фронт прямо связан с важнейшими транспортными артериями: Кировская железная дорога и Северный морской путь. Неоценим вклад сухопутного и морского путей в перевозку союзной помощи, в том числе по программе ленд-лиза. Транспортные корабли заходили в порты Мурманска, Архангельска и Молотовска (Северодвинска), а затем грузы шли по железной дороге в южные регионы. Из Мурманска путь проходил под постоянной угрозой авианалётов и даже выходов финских или немецких диверсионно-разведывательных групп: в материалах отчёта войск НКВД по охране тыла Карельского фронта за 1941-1944 гг. указывается, что с 1 мая 1942 по 1 октября 1944 г. насчитано 87 попыток противника забросить диверсантов в тыл фронта. Из них 33 – группы были разгромлены или понесли потери, 25 групп благодаря действиям войск НКВД своих целей не достигли и вернулись. Из общего числа 31 группа смогла пройти через все заслоны, и только 4 из них достигли Кировской железной дороги. Составы из Мурманска доходили до станции Сорока (Беломорск), а затем уходили в Архангельскую область по Сорокско-Обозерской ветке – своеобразной «Дороге жизни» Карельского фронта.

Морской же путь на Севере был и наиболее быстрым для перемещения не только грузов, но и разных союзных представителей, следовавших в Москву, или координировавших, например, непосредственно разгрузку и передачу снабжения. 


Вид на сожжённую часть Мурманска. Автор Е. А. Халдей. Лето 1942 г.

Во-вторых, Карельский фронт оказался хорошим источником для пропагандистской, агитационной, и в принципе информационной деятельности. На основе происходивших событий фронта можно было показать образ сильного солдата, выживающего в суровых северных условиях, акцентировать внимание на длине общего фронта – самый северный участок, и также отметиться политикам.

Что же могло отражаться в работе корреспондентов? Природные условия, стабильный фронт – можно не бояться резких изменений, а также возможность показать и ущерб, причинённый немцами и финнами: например, фотографии выжженного Мурманска в 1942 году, сделанные Евгением Ананьевичем Халдеем, и финский концлагерь с детьми в Петрозаводске, сфотографированный Галиной Захаровной Санько, облетели весь мир. 


Дети-заключённые финского концлагеря в Петрозаводске. Июнь 1944 года. Автор: Г. З. Санько

И конечно нельзя исключать обычную вероятность, случайность, стечение массы обстоятельств. Но так или иначе Север в годы войны сыграл роль в жизни всех людей, которых мы затем затронем. Где-то в меньшей степени, где-то в большей.

Юрий Владимирович Андропов (1914 – 1984)


Юрий Владимирович Андропов

Будущий глава КГБ и генеральный секретарь ЦК КПСС большую и продолжительную школу прошёл в Карело-Финской ССР, в которой находился с 1940 года на работе по линии комсомола. Во многом благодаря содействию председателя Президиума Верховного совета КФССР Отто Вильгельмовича Куусинена и первого секретаря ЦК КП(б) КФССР Геннадия Николаевича Куприянова он смог продвинуться по карьерной лестнице: в 1951 году Андропова перевели в аппарат ЦК ВКП(б) в Москву. 


Ю. В. Андропов на вручении переходящего Красного знамени ЦК комсомола Карелии 73-му Краснознаменному отряду 101-го пограничного полка. Автор — П. Беззубенко. Мурманская обл. 1942. Фото из фондов Национального архива РК

В годы Великой Отечественной войны Юрий Владимирович под псевдонимом «Могикан» занимался курированием комсомольских организаций Карелии – мобилизовал людей на работу и на фронт, проводил агитационную работу, а затем стал участвовать в координации и партизанского движения фронта. В представлении к ордену Красного Знамени за подписью Куприянова указывалось (оригинал хранится в Национальном архиве Республики Карелия): 

«За 1941-43 г. ЦК ЛКСМ КФССР при непосредственном участии тов. Андропова, подготовлено и направлено в партизанские отряды КФССР более 400 комсомольцев и молодежи, кроме этого около 50 ответственных комсомольских работников было послано в тыл врага организаторами комсомольского подполья и агитаторами. Создано и работает 7 подпольных РК ЛКСМ и более 30 первичных комсомольских организаций.

За два года для оккупированного населения ЦК ЛКСМ КФССР выпущено и заброшено большое количество листовок, большое количество книг, брошюр, газет. По инициативе тов. Андропова было собрано значительное количество подарков для партизан.   

Партизано-комсомольцы Карело-Финской республики в борьбе против немецко-финских захватчиков показывают образцы героизма и самоотверженности. Более 300 партизан-комсомольцев награждены правительственными орденами и медалями СССР.

По инициативе комсомола молодёжь республики еженедельно работала 2 часа сверх рабочего времени в помощь фронту. В еженедельные комсомольские вторники сделано и передано Армии и партизанам свыше 50 тысяч пар лыжных колец, 4200 минных ящиков, выстирано и отремонтировано 20 тыс. клг. белья, собрано и заготовлено 92,800 кгр. грибов, 82,215 кгр. ягод и т.д.»


Руководители подпольного движения в Карелии в годы Великой Отечественной войны. Слева направо: зав. организационным отделом ЦК КП(б) КФССР И.В. Власов, Ю.В. Андропов, член Военного совета Карельского фронта Г.Н. Куприянов. г. Беломорск. 1943-1944. Фото из фондов Национального архива РК

Хоть Юрий Владимирович лично и не участвовал в боях и в рейдах партизанских отрядов по состоянию здоровья, тем не менее, он действительно внёс большой вклад в становление подпольщиков и партизан Карельского фронта. В 1943 году в Госиздате КФССР была издана одна из его первых работ – «Карело-финские комсомольцы в Отечественной войне».

По итогам Великой Отечественной Андропов был награждён целым рядом наград: двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени и орденом «Красного Знамени». 

Николай Васильевич Огарков (1917 – 1994)

Николай Васильевич Огарков

Один из ключевых «архитекторов» Советской Армии и её стратегии на рубеже 1970-х и 1980-х, начальник Генштаба Вооружённых сил СССР – первый заместитель министра обороны СССР в 1977-1984 годах основной период Великой Отечественной войны, с октября 1941 по ноябрь 1944 года, провёл на Карельском фронте.


Николай Васильевич Огарков в начале Великой Отечественной войны

В Красной Армии Николай Васильевич служил с 1938 года. К июню 41-го он отучился в Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева и стал младшим воентехником. В первые месяцы войны он был начальником подучастка военно-полевого строительства Западного Особого военного округа и участвовал в строительстве укреплённого района западнее реки Ломжа. Затем, осенью того же года, был направлен на Карельский фронт. С октября 1941 г. Огарков являлся старшим инженером-фортификатором 2-го отдела инженерного управления Карельского фронта. Затем, с 10 февраля 1942 г., направлен в качестве полкового инженера в стрелковый полк 289-й стрелковой дивизии, а в июне того же года назначен бригадным инженером 61-й морской стрелковой бригады. С декабря 1942 г. являлся помощником начальника штаба инженерных войск 32-й армии, инженером-капитаном, а с августа 1943 г. – помощником начальника оперативного отдела штаба инженерных войск Карельского фронта. Позднее назначен дивизионным инженером 122-й стрелковой дивизии 19-й армии.

Школа, которую прошёл Николай Васильевич на Карельском фронте, была ценнейшей. На рубеже 1941-1942 года фронт испытывал, во-первых, сильнейший недостаток кадров. Во-вторых, только стабилизированный фронт требовал максимального укрепления при надвигающейся весне, а затем и лета. Войска на Севере на тот момент были укомплектованы в лучшем случае на 50-60%, и ожидались дальнейшие финские и немецкие наступления. Огарков буквально мог видеть бои за отдельные высоты, действия в условиях бездорожья, густых лесов, болот, рек и озёр, а в 1944 году – ещё и действия многочисленных танков в условиях тундры. Как инженер он, видимо, прекрасно понимал особое значение инженерной разведки и действий по подготовке манёвров и движения войск, проведения наступления не только в целом, но и конкретно здесь, в тяжелейших условиях Севера. Это и наложило большой отпечаток на деятельность уже после войны.

Однако первая награда Огаркову была вручена только в начале 1945 года – орден Отечественной войны 2-й степени, представление на который было подписано командиром 122-й стрелковой дивизии полковником Алексеем Никоновичем Величко в октябре 1944-го. 


Наградной лист на Н. В. Огаркова

В наградном листе можно прочитать: 

«В период преследования противника тов. Огарков очень много уделял внимания вопросам организации разминирования, исправлению дорог и мостов и прокладки колонных путей..., организуя работу, лично сам находился на самых ответственных участках».

И действительно, в условиях Карельского фронта разминирование становилось не просто важным, а жизненно необходимым: войск здесь не могут полноценно маневрировать из-за природных условий и слаборазвитой транспортной сети. Исходя из наградного листа, под руководством Николая Васильевича передавался и ценный опыт – дивизия смогла подготовить более 5000 специалистов-инженеров. 

Климент Ефремович Ворошилов (1881 – 1969) и Андрей Александрович Жданов (1896 – 1948)


Ворошилов, Сталин и Жданов

Двое важнейших деятелей 30-х и 40-х годов здесь указаны вместе не просто так. 

Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов 11 июля 1941 года был назначен Главнокомандующим Северо-Западным направлением, которое включало в себя ни много ни мало войска Северного и Северо-западного фронтов, а также морские силы Балтийского и Баренцева морей. 


Приказ Главнокомандующего СЗН №1

Почти сразу, 13 июля 1941 года, членом Военного совета Главнокомандующего СЗН был назначен секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Александрович Жданов. Вместе с другими членами Главнокомандования СЗН проводилась работа, в основном, по мобилизации и распределению войск исходя из обстановки на фронтах.

19 июля 1941 года Ворошилов и Жданов прибыли в Петрозаводск, где располагался штаю 7-й армии Северного фронта. На тот момент ситуация в её полосе была критическая: финская Карельская армия смогла прорвать советскую оборону, после чего в условиях дефицита войск удерживать финнов стало крайне сложно, советские части во многом оказались раздроблены. В этих условиях Главнокомандующий СЗН и член Военного совета объезжали советские позиции, лично наблюдали обстановку, и также застали строительство обороны Петрозаводска. По итогам их работы 7-ю армию удалось усилить 272-й стрелковой дивизией, 3-й Фрунзенской дивизией народного ополчения и целым рядом других формирований (вероятно, 2-й танковый полк, ведший тяжелейшие бои на петрозаводском направлении в июле-августе 1941 года был также переброшен по указанию Ворошилова до 19 июля или в этот же день). Командование во время нахождения в Петрозаводске попало и под первый авианалёт.

21 июля 1941 года Главнокомандование СЗН покинуло столицу Карело-Финской ССР, посетив территорию карельского участка Северного фронта, ставшего впоследствии Карельским, фактически первый и единственный раз. Однако значение этого визита трудно переоценить: одна только переброска ряда формирований позволила замедлить финское продвижение, и дать тем самым дополнительное время для эвакуации населения и экономики. 

Кирилл Афанасьевич Мерецков (1897 – 1968)


Кирилл Афанасьевич Мерецков

Один из Маршалов Советского Союза, Герой Советского Союза, кавалер Ордена «Победа» был тесно связан с Севером. Именно он в должности командующего Карельским фронтом провёл в 1944 году Свирско-Петрозаводскую операцию (составная часть Выборгско-Петрозаводской), освободившую Карело-Финскую ССР, и Петсамо-Киркенесскую, освободившую Советское Заполярье и северную Норвегию. В советской историографии они включены в «Десять сталинских ударов» как четвёртый и десятый соответственно. 


Генерал армии К. А. Мерецков после посадки на аэродроме Хвойная беседует с лётчиками, прикрывавшими в воздухе его самолёт Douglas DC-3. Волховский фронт

Но задолго до этого Мерецков успел побывать в должности командующего 7-й армией в сентябре-октябре 1941 года. К тому моменту обстановка на олонецком и петрозаводском направлениях, где воевали формирования армии, была близка к критической. Фактически обескровленная армия отбивалась от финнов и немецкой 163-й пехотной дивизии, держась за выгодные участки местности и некоторые рубежи обороны, которые успели возвести летом и в начале осени. В должности командарма Мерецкова ожидало отступление из Петрозаводска и выход финских войск к реке Свирь. Конечно, за месяц нахождения в 7-й армии он не смог переломить ход событий, сложившийся задолго до него. После этого Кирилл Афанасьевич получил новое назначение.

В феврале 1944 года, после командования Волховским фронтом, Мерецков был назначен командующим Карельским фронтом. Вскоре он вместе с бывшим управлением Волховфронта прибыл в Беломорск, где находился штаб Карфронта. По воспоминаниям самого Кирилла Афанасьевича, он был назначен из-за его знаний о театре военных действий и, фактически, из-за опыта ведения наступлений в таких условиях. Однако проведённой Свирско-Петрозаводской операцией были сильно недовольны в Ставке: в директиве №220186 от 27 августа 1944 года операцию называли неудачной. От Военного совета фронта потребовали кардинальной перестройки работы штаба. Последовавшая за этим Петсамо-Киркенесская операция, хоть и считающаяся удачной – Советское Заполярье и северная Норвегия были освобождены – на самом деле не достигла своей главной задачи. Немецкий горный корпус в итоге не был разгромлен, подавляющая его часть смогла эвакуироваться. Однако немецкие войска были вытеснены с Севера. В ноябре 1944 года боевые действия здесь с нашей стороны завершились.


Фрагмент директивы. Копия

Мерецков непосредственно участвовал в решении важных вопросов. Весьма специфическим, например, был взгляд на использование бронетехники – он считал местность Карелии и Заполярья вполне подходящей для применения танков. В результате к лету 1944 года Карельский фронт получил целый ряд бронетанковых формирований, включая тяжёлые самоходные артиллерийские полки на ИСУ-152 и танковые полки на тяжёлых КВ. Однако в обеих операциях 1944 года танки и САУ не показали особой эффективности, несмотря на некоторые успешные эпизоды. Гораздо больше проблем было с обслуживанием и эксплуатацией боевых машин в условиях голых высот, усеянных камнями и валунами, в бездорожье.


К. А. Мерецков с сыном Владимиром Кирилловичем (также участником боёв на Карельском фронте) перед отъездом на Дальний Восток. Март 1945 г.

Тем не менее, по итогам летне-осенних боёв, во многом действительно успешных, Мерецков стал Маршалом Советского Союза, а боевой путь закончил в должности командующего 1-м Дальневосточным фронтом в 1945 году вместе со многими командирами и красноармейцами бывшего Карельского фронта.

Иван Михайлович Майский (1884 – 1975)

Иван Михайлович Майский

Старый коммунист-революционер, бывший сначала меньшевиком, а потом перешедший к большевикам, к началу Великой Отечественной войны уже почти 10 лет, с 1932 года, являлся чрезвычайным и полномочным послом СССР в Великобритании. Нападение нацистской Германии на Советской Союз привело к скорому складыванию антифашистской коалиции – СССР, США и Великобритания. В связи с этим у Майского была важная задача координации связей между двумя странами – включая взаимные посещения. 


Иван Майский, Филипп Голиков и Николай Харламов (слева направо). Лондон, 1941 год

Ранее мы уже указывали, что морской путь в Мурманск являлся одним из наиболее быстрых. Так было и в декабре 1941 года, когда Иван Михайлович сопровождал важного политического деятеля Великобритании – о нём пойдёт речь в следующей части статьи. 12 декабря Майский с делегацией на крейсере «Кент» прибыл в Ваенгу (ныне Североморск). Для обсуждения дальнейшего пути посол на катере добрался до берега, где встретился с секретарём Мурманского обкома партии Максимом Ивановичем Старостиным, командующим 14-й армией генерал-майором Романом Ивановичем Паниным, командующим Северным флотом адмиралом Арсением Григорьевичем Головко. По результатам совещания британская делегация выдвинулась в Москву на поезде. Ночь с 12 на 13 декабря Майский провел уже в Мурманске, в известной гостинице «Арктика», допоздна беседуя с мурманским руководством. Майский расспрашивал мурманчан о настроениях населения, о положении 14-й армии и возможных контрнаступлениях, а мурманчане интересовались, когда будет открыт второй фронт. На следующий день, 13 декабря, Майский успел осмотреть город – в Мурманске он был в 1935 году, и сильно удивился, как он преобразился в лучшую сторону.


Крейсер «Кент»

Затем Иван Михайлович появится в Мурманске ещё раз уже на обратном из Москвы пути – 24 декабря. По приглашению британской стороны мурманское руководство посетило крейсер «Кент», а Майскому подарили новую пыжиковую шапку. Вечером того же дня посол вместе с британской делегацией отправился в Великобританию. 

Иван Дмитриевич Папанин (1894 – 1986)

Иван Дмитриевич Папанин

Один из пионеров изучения Арктики, дважды Герой Советского Союза, в 1930-е годы стал особенно известным благодаря подвигу – во время экспедиции на Северный полюс льдина со станцией группы Папанина дрейфовала 274 дня – с 6 июня 1937 года по 19 февраля 1938 года. В 1939 году он стал начальником Главного управления Северного морского пути.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, резко обострился вопрос помощи от Великобритании, а затем и США – как грузы можно доставить в СССР? Был выбран морской путь через Север. В связи с этим Папанин решил, что целесообразно все конвои направлять в Архангельск – именно туда прибыл первый британской конвой «Дервиш» в конце августа 1941 года. Для организации приёма конвоев было даже вывезено оборудование Мурманского порта. Однако в декабре первого года войны подходы к портам Белого моря замёрзли – при этом поток кораблей уже начался. В связи с этим, было принято решение вернуть часть оборудования в Мурманск и начать принимать конвои в незамерзающем порту на постоянной основе. В январе 1942 года Папанин прибыл в столицу Заполярья, будучи уже уполномоченным ГКО по приёмке и разгрузке союзных кораблей.


Папанин в Мурманске. 1942 год

Иван Дмитриевич некоторое время жил в Мурманске – необходимо было руководить разгрузкой транспортов в условиях постоянных авианалётов. Папанин наладил тесное взаимодействие и с первым секретарём мурманского обкома Старостиным, хотя по итогу совместной работы Старостин его сильно критиковал: многие вопросы он решал без учёта мнения местной власти, что приводило к коллизиям. Тем не менее, Иван Дмитриевич уделял большое внимание усилению противовоздушной обороны Мурманска и участвовал в решении вопросов снабжения Мурманской области провизией и оборудованием. Неоднократно находился в городе во время авианалётов. В 1943 году Папанину присвоено звание контр-адмирала.


И. Д. Папанин с летчиками 20 ГИАП. Аэродром Мурмаши.

Заслуги Ивана Дмитриевича Папанина были оценены: за 1941-1945 годы он был награждён тремя Орденами Ленина (из девяти за всю жизнь), орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Москвы», «За победу над Германией». Память о выдающемся полярнике сохраняется спустя десятилетия: его именем названы улицы, школы, музеи, острова и корабли, о жизни Папанина написано много статей и книг, сняты фильмы, поставлены в его честь памятники. 

Николай Герасимович Кузнецов (1904 – 1974)

Николай Герасимович Кузнецов

Самый молодой нарком, ставший Народным комиссаром РКВМФ СССР, член Государственного Комитета Обороны, адмирал флота, Герой Советского Союза, имя которого сейчас носит тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», в годы Великой Отечественной войны побывал на Севере лишь однажды – в Мурманске в 1944 году на встрече с иностранной делегацией.

Но об этом мы поговорим в следующий раз – в части об иностранных «гостях».

Продолжение 


Известные люди на Карельском фронте. Часть 1.

Известные люди на Карельском фронте. Часть 2.

Источники:

  1. Старостин М. И. Дневник войны. Мурманск: Опимах, 2014.
  2. Мерецков К. А. На службе народу. М.: Политиздат, 1968
  3. Майский И. М. Воспоминания советского дипломата, 1925-1945 гг. М.: Наука, 1971
  4. Куприянов Г. Н. От Баренцева моря до Ладоги. Л.: Лениздат, 1972.
  5. Куприянов Г. Н., Во имя Великой Победы. Петрозаводск: Карелия, 1985.
  6. Киселёв А. А. Двадцать пять исторических портретов деятелей XX века на фоне Кольского Севера: от императора России Николая II до президента СССР М. С. Горбачева: в 2 ч. Ч. 1. Мурманск: МГПУ, 2010.
  7. Николай Васильевич Огарков // Выдающиеся личности / https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12149297
  8. ЦАМО РФ. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 1582.
  9. РГВА. Ф. 32880. Оп. 5. Д. 163. л. 123-133
  10. РГАКФД
  11. Материалы «Памяти Народа»
  12. Материалы Национального архива Республики Карелия
Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
02.04.2023 10:10:10
Спасибо, интересно. Ждём вторую часть  
Дмитрий Пономарев
23.06.2023 08:43:52
В Мурманске ещё бывала Зоя Ивановна Воскресенская (Рыбкина), после войны известная советская писательница детских книг. В период 1941-1944гг. работала в Швеции. Полковник внешней разведки СССР. 28.04.1907 - 08.01.1992гг.

Из воспоминаний "Под псевдонимом Ирина: Записки разведчицы" 1997г.

Осень 1941г.
"...Я получила каюту на большом пассажирском пароходе, который привёз в Советский Союз английскую экономическую делегацию и увозил в Англию двести польских офицеров, бывших у нас в плену... В кают- компании я оказалась вместе с капитаном и его помощниками, а также несколькими министрами, назначенными в состав польского эмигрантского правительства в Лондоне.."

Февраль 1944г.
"...Всю ночь слышались разрывы глубинных бомб. ...я просидела в кают-компании в шубе, шапке, с расшнурованными башмаками... На палубу страшно было выйти, но мне хотелось понять, почему мы так медленно стали двигаться.... Действительно, остаться в море одним страшно. Но доктор Чарльз заверил меня, что капитан знает, что делает, и по секрету сообщил, что в трюмах нашего парохода не только танки, но и снаряды, патроны, динамит... Пароход попал на минное поле. Заметили их на рассвете, срочно была усиленна вахта.... Ещё две мили хода - и видны Мурманские сопки. 16 суток позади. Караван втягивается в горло Кольского полуострова. Я с трудом перевожу на английский команды лоцмана: "18 метров....", "Трави якорную цепь...", опускаю непереводимый с обеих сторон морской жаргон....
Здравствуй, причал родной земли !
Мурманск.
Почти весь день ушёл на организацию причалов и якорных стоянок для пароходов. Капитан Эндрю попросил меня быть переводчиком у советского лоцмана и в благодарность за дружественное участие и добрую компанию в походе подарил мне цветную мозаику - фигурные кубики для взрослых. Было начало марта 1944 года. Над Мурманском уже на несколько часов появлялось солнце. Оно освещало мрачную картину разрушенного города. Руины, руины, руины... И всё же город жил. Торговали магазины. Сновали прохожие. Гуляли влюблённые парочки. Маршировали солдаты. Инвалиды на костылях в бушлатах и тельняшках. Это они изведали "купание" в Баренцевом море, где теряли руки и ноги. Фронтовой город...."  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.