Несостоявшееся возмездие. Часть 3. Дальняя бомбардировочная авиация

27 февраля 2024

Михаил Тимин

6

1200

Несостоявшееся возмездие. Часть 3.  Дальняя бомбардировочная авиация

Учитывая то, что дальнебомбардировочная авиация создавались именно как резерв главного командования, логично было бы предположить, что именно соединения и части ДБА в первую очередь получат задачи согласно планам прикрытия и уже в первые часы войны обрушат всю свою мощь на аэродромы врага. Однако, как помнит читатель по первым частям публикации, советское военно-политическое руководство долго определялось – объявлять войну Германии или не объявлять, поэтому никаких задач авиакорпуса и отдельные дивизии и полки РГК от командования ВВС КА в первый половине 22 июня не получили. Тем не менее, некоторые части ДБА поучаствовали в сражениях первого дня войны.

После получения в 8-9 часов утра 22 июня Директивы № 2 инициативу на себя взяли некоторые командующие ВВС фронтов. Так, командующий ВВС ЗФ генерал-майор авиации Копец уже в 09:30 поставил задачи соединениям и частям ДА (3-й АК, 212-й ДБАП, 1-й и 3-й ТБАП), базировавшимся на территории ЗапОВО:

«Боевой приказ № 01.
1) Немецкие войска и авиация нарушили нашу границу и произвели налеты на наши наземные части и мирные города. Его ВВС произвели налеты на Гродно, Волковыск, Лида и другие пункты.
Погода в районе действий – облачность 3-4 балла.
2) Справа действует авиация ПрибОВО, слева – КОВО.
3). ВВС Западного фронта имеют задачей в период 22-23.06.41 уничтожить авиацию противника районах Сувалки и Тересполь (западнее Брест), колонны и сосредоточение войск противника в районе Сувалкского выступа.
4) 3-й ДБАК в течение 22-23.06.41 уничтожить скопление войск Сувалки, Пшасныш (75 км западнее Ломжа). Ночными налетами разрушить авиазаводы Варшава, Кенигсберг.
5) 212-й ДБАП в течение 22-23.06.41 ночными налетами уничтожить авиационные заводы Кенигсберг.
7) 3-й ТБАП одиночными ночными налетами разрушить склады в районе Сувалки и Сувалкского выступа.
8) 1-й ТБАП одиночными ночными налетами уничтожить матчасть самолетов на аэродромах Соколув (30 км севернее Седльце), Седлец, Лукув (30 км южнее Седльце), Бяла-Подляска.
4) Мой КП – штаб ВВС ЗФ, Минск.
Командующий ВВС Запфронта генерал-майор Копец
Зам. нач. штаба ВВС Запфронта полковник Тараненко»

Частям 1-го АК РГК и 18-й ДБАД боевая задача также была поставлена ещё 22 июня 1941 года:

"Предварительное распоряжение № 1 штаба 1-го АК Новгород 22.06.41 12:30.
Карта 1:1.000.000
1. Вызвать личный состав из отпусков.
2. Проверить наличие у экипажей карт полного радиуса в западном и северном направлениях, в случае отсутствия выдать из наличия текущего довольствия.
3. Личному составу выдать противогазы.
4. Подготовить ночные экипажи, от 53-го ДБАП - 18 и от 7-го ДБАП -12. материальную часть выделенных экипажей немедленно подготовить к действию в ночь с 22 на 23.06.41.
5. Проверить на самолетах наличие кислорода и кислородной аппаратуры.
6. Организовать дублированную и надежную связь между штабами частей, не довольствуясь одной только проволокой.
7. Оружие и боеприпасы привести в полную боевую готовность.
8. Донесение о состоянии частей давать к 03:00 – 07:00 – 16:00 – 23:00.
Зам.начальника штаба 1-го АК капитан Цоглин".

Однако, в первый день войны боевые вылеты были выполнены лишь экипажами 3-го ТБАП и 3-го АК (96-й, 98-й и 207-й ДБАП), причём если экипажи последних во второй половине 22 июня атаковали наступающие немецкие войска, то 3-й ТБАП отработал по тылам противника в р-не Сувалок. Командующий ВВС ЮЗФ тоже попытался 22 июня использовать 18-ю ДБАД для атак немецких моторизованных колонн, но по какой-то причине был одёрнут из Москвы и поменял приказ на ночные действия по ж/д узлам и аэродромам противника. Приказания были отданы и.д. начальника штаба ВВС ЮЗФ полковником Тройбергом около 16:00 22 июня:

«Боевая задача, поставленная 18-й АД по уничтожению танков противника в районе Грубешув, Городно отменяется, эту задачу они выполнять не будут. Будет поставлена задача для боевых действий ночью. Прошу немедленно передать и подтвердить отмену…
18-я АД готовится для ночных действий по переправам в районе Сандомир через р. Висла и в районе Демблин, ж/д узлу Люблин, ж/д узлу Холм, приказание поступит дополнительно. Повторяю, переправу через р. Висла в районе Сандомир и Демблин, ж/д узлы Люблин и Холм...»

Боевые задачи соединениям авиации РГК были поставлены лишь вечером 22 июня в рамках директивы № 3:

«ДИРЕКТИВА НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 3
22 июня 1941 года
1. Противник, нанеся удары из сувалкинского выступа на Олита и из района Замостье на фронте Владимир-Волынский, Радзехов, вспомогательные удары в направлениях Тильзит, Шауляй и Седлец, Волковыск, в течение 22.06, понеся большие потери, достиг небольших успехов на указанных направлениях. На остальных участках госграницы с Германией и на всей госгранице с Румынией атаки противника отбиты с большими для него потерями.
2. Ближайшей задачей на 23-24.06 ставлю:
а) концентрическими сосредоточенными ударами войск Северо-Западного и Западного фронтов окружить и уничтожить сувалкинскую группировку противника и к исходу 24.06 овладеть районом Сувалки;
б) мощными концентрическими ударами механизированных корпусов, всей авиацией Юго-Западного фронта и других войск 5-й и 6-й А окружить и уничтожить группировку противника, наступающую в направлении Владимир-Волынский, Броды. К исходу 24.06 овладеть районом Люблин.
3. ПРИКАЗЫВАЮ:
а) Армиям Северного фронта продолжать прочное прикрытие госграницы. Граница слева – прежняя.
б) Армиям Северо-Западного фронта, прочно удерживая побережье Балтийского моря, нанести мощный контрудар из района Каунас во фланг и тыл сувалкинской группировке противника, уничтожить ее во взаимодействии с Западным фронтом и к исходу 24.06 овладеть районом Сувалки. Граница слева – прежняя.
в) Армиям Западного фронта, сдерживая противника на варшавском направлении, нанести мощный контрудар силами не менее двух мехкорпусов и авиации во фланг и тыл сувалкинской группировки противника, уничтожить ее совместно с Северо-Западным фронтом и к исходу 24.06 овладеть районом Сувалки. Граница слева – прежняя.
г) Армиям Юго-Западного фронта, прочно удерживая границу с Венгрией, концентрическими ударами в общем направлении на Люблин силами 5-й и 6-й А, не менее пяти мехкорпусов и всей авиации фронта, окружить и уничтожить группировку противника, наступающую на фронте Владимир-Волынский, Крыстынополь, к исходу 26.06 овладеть районом Люблин. Прочно обеспечить себя с краковского направления.
д) Армиям Южного фронта не допустить вторжения противника на нашу территорию. При попытке противника нанести удар в черновицком направлении или форсировать рр. Прут и Дунай мощными фланговыми ударами наземных войск во взаимодействии с авиацией уничтожить его; двумя мехкорпусами в ночь на 23.06 сосредоточиться в районе Кишинев и лесов северо-западнее Кишинева.
4. На фронте от Балтийского моря до границы с Венгрией разрешаю переход госграницы и действия, не считаясь с госграницей.
5. Авиации Главного Командования:
а) поддержать Северо-Западный фронт одним вылетом 1-го ав. корп. ДД и Западный фронт одним вылетом 3-го ав. корп. ДД на период выполнения ими задачи по разгрому сувалкинской группировки противника;
б) включить в состав Юго-Западного фронта 18-ю авиадивизию ДД и поддержать Юго-Западный фронт одним вылетом 2-го ав. корпуса ДД на период выполнения им задачи по разгрому люблинской группировки противника;
в) 4-й ав. корпус ДД оставить в моем распоряжении в готовности содействовать главной группировке Юго-Западного фронта и частью сил Черноморскому флоту.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза Тимошенко
Член Главного Военного Совета Маленков
Начальник Генерального штаба РККА генерал армии Жуков».

По стечению обстоятельств утренний приказ генерала Копца практически совпал с замыслом Директивы № 3, и, видимо, это обстоятельство послужило причиной первого использования самолетов ТБ-3 в Великой Отечественной войне и одновременно первых вылетов согласно Директивы № 3, хотя изначально туполевские ветераны никто не собирался использовать в качестве бомбардировщика. Весной 1941 года было принято решение, оформленное директивами от 20.06.41 о переформировании всех 6 существующих тяжелобомбардировочные полков (ТБАП) в транспортно-бомбардировочные полки (ТрБАП). Кроме того, было запланировано формирование еще пяти новых ТрБАП и подчинение всех 11 полков командованию ВДВ (по два ТрБАП на каждый воздушно-десантный корпус, и один ТРБАП на ДВФ для обеспечения отдельной воздушно-десантной бригады). Утром 22 июня 1941 года 1-й и 3-й ТБАПы уже входили в состав 4-го ВДК и обеспечивали учебно-боевую подготовку воздушно-десантных бригад корпуса.

Командование корпуса, судя по всему, получив директиву, не мудрствуя лукаво уже в ночь «продублировало» утреннюю задачу командирам полков. Так как штаб 4-го ВДК находился на одном аэродроме Марьина Горка (Пуховичи) с 3-м ТБАП, то командование полка успело отправить в воздух 5 экипажей, а остальные 13 ТБ-3, готовых к вылету, решили не выпускать в полет – видимо, из соображений безопасности, так как при позднем возвращении утром тихоходные самолеты могли попасть под удар истребителей Люфтваффе. 1-й ТБАП, базировавшийся далеко от штаба корпуса в Осиповичах, видимо, получил приказ еще позднее, и из-за этого не выпустил в воздух ни одной машины. Вылетевшие пять ТБ-3 3-го ТБАП отработали по указанным целям и без потерь вернулись на свой аэродром – к сожалению, оценить урон, нанесенный ими противнику, нет возможности:

БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 01 ШТАБ 3-го ТБАП СЕНЧА 23.06.41 05:30
КАРТА 1:1000000
Полк в 05:00 23.06.41 возвратился после налета по живой силе противника в районе Сейны, Сопоцкин, Пикашевка, Горцицы, Сувалки, Красноплонит. Задание выполняли 5 кораблей, остальные 13 кораблей из-за позднего получения боевого приказа распоряжением командира 4-го ВДК в полет не выпущены.
Взлет 23:50. Время бомбардирования 0:36-02:50 с Н=2200 м. По целям сброшено бомб: ФАБ-100 = 130 шт., САБ-5 = 30 шт. Метод бомбометания серийно-залповый. Посадка произведена на своем аэродроме 05:00. Корабли налетали 21 час 22 мин.
На маршруте и в районе цели экипажи наблюдали движение 5 автомашин в направлении Сувалки – Сейны, очаги пожаров в пунктах Гродно, Ораны, обстрел ЗА в районе Жондово, Августов. Действий авиации противника не было.
На основании телеграфного распоряжения штаба ВВС ЗФ три корабля выполняли задачу на разведку в районе Пинск. По выполнению задания два корабля возвратились на свой аэродром, третий корабль был подбит огнем ЗА, сел вынужденно на своей территории. Подбитый корабль экипажем был сожжен на месте вынужденной посадки. Командир отряда лейтенант Кондрацков, получивший ранение в ногу, отправлен в Слуцкий госпиталь, остальной состав экипажа возвратился в часть в полном составе.
Погода по маршруту и в районе цели: облачность Н=2200 м. По горизонту туман. Видимость плохая.
Боевой состав полка: 24 исправных корабля на аэродромах Сенча, Скобровка и 21
неисправный на аэродроме Сенча. Летных экипажей: 35 дневных и 17 ночных.
4 корабля вылетели по особому заданию штаба ВВС ЗФ на площадки Зубово, Пронцовка, Лубнище, Едлино.

Из воспоминаний ветерана полка С.А. Лукьянова:

«Днем 22 июня мы готовились к первому вылету и одновременно к защите аэродрома от нападения. В 21 час 30 минут наш полк приступил к выполнению первого боевого ночного задания. Враг из района Сувалки танковыми колоннами устремился на восток. Полку была поставлена задача – разбомбить эти колонны. Четырехмоторный корабль ТБ-3 подготовлен к полету – заправлен горючим, водой, подвешены бомбы (26 ФАБ‑100), заряжены пулеметы. Экипаж в количестве восьми человек во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Засыпкиным и штурманом Федориным занял свои места. Воздушные корабли один за другим направились к цели.

Темная звездная ночь. Горят города Вильнюс, Каунас, Гродно. В 12 часов ночи приближаемся к цели. Сверху видны огоньки на шоссе из Сувалок. Вот она, цель! Штурман уточняет боевой курс. Бьют зенитки. Не сходим с курса. Штурман начинает бомбометание. Левый разворот. Сброшена еще партия бомб. И так пять заходов. На земле пять пожаров и один взрыв. В 3 часа 30 минут приземлились на своем аэродроме…»

Соединения АГК приказы получили видимо уже слишком поздно и начали подготовку к вылетам утром 23 июня. Судя по поставленным задачам, действовать самолеты дальней авиации должны были по планам прикрытия – уничтожая аэродромы, ж/д узлы, предприятия, склады и т.п., в тылу противника:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ № 2 ШТАБ 1-го АК НОВГОРОД
23.06.41 16:00, КАРТА 1.000.000
1. Командиру 40-й АД:
а) В 21:00 23.06.41 двумя самостоятельными звеньями произвести бомбардировочный удар по военным объектам г. Данциг цели № 61, 55, 54.
б) В 05.30 24.06.41 двумя самостоятельными звеньями произвести удар по цели № 52, 53 (объект тот же).
в) В 23:30 24.06.41 двумя самостоятельными звеньями произвести удар по цели № 19 (объект тот же).
г) В 21:00 23.06.41 двумя самостоятельными звеньями произвести удар по военным объектам г. Кенигсберг цели № 17.
2. Командиру 51-й АД:
а) В 05:30 24.06.41 двумя самостоятельными звеньями произвести бомбардировочный удар по военным объектам г. Кенигсберг цель № 14.
б) В 23:20 24.06.41 двумя самостоятельными звеньями произвести бомбардировочный удар по военным объектам г. Кенигсберг цель № 17.
3. Высота бомбометания 6500-7000 метров.
4. Ведущими в звеньях для ночных полетов назначить командиров эскадрилий или заместителей. Ведомые – командиры звеньев и рядовые летчики. Для дневных полетов ведущие заместители комэсков и командиры звеньев, ведомые рядовые летчики.
5. Приказ дополнительно.
Начальник штаба 1-го авиакорпуса подполковник Кроленко.


План Данцига с обозначением целей (синий круг), назначенных для атаки самолетов 1-го АК РГК
БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 01 ШТАБ 212-го ДБАП АЭРОДРОМ СМОЛЕНСК.
23.06.41, карта 1000000
1. Наземные войска противника продолжают сдерживаться частями Красной Армии на гос.границе. ВВС противника продолжают действия по аэродромам ВВС Красной Армии и городам СССР, ведя борьбу за господство в воздухе. Оказывают упорное сопротивление ВВС Красной Армии в районе западнее Гродно и юго-восточнее Варшава. Район Янов прикрыт сильной ЗА.
Погода вечером и ночью 23.06 в Белоруссии и Восточной Германии: облачность 4-7 баллов, высота 1000-2000 м, уменьшающаяся до прояснения, местами облачность 5-9 баллов, высота 5000 м, видимость 15 км.
2. ВВС Зап.фронта продолжают выполнение задачи по противодействию ВВС Германии.
3. 212-й ДБАП в период 19:00-19:15 23.06.41 и 02:30-02:40 24.06.41 эшелонированными ударами 6 звеньев с разных высот и направлений бомбардирует ж/д узел Прага, патронно-снарядный завод на зап. окраине Варшава и аэродром Мокотов.
Одному звену 1 АЭ в 19:00 23.06 бомбардировать ж/д узел Прага.
Одному звену 2 АЭ в 19:05 23.06 бомбардировать патронно-снарядный завод на восточной окраине Варшава.
Одному звену 3 АЭ в 19:10 23.06 бомбардировать аэродром Мокотов на южной окраине Варшава.
Запасная цель для всех звеньев оружейный завод на западной окраине Варшава.
Готовность к повторному вылету в 02:00 24.06.41.
4. Боевая зарядка по 10 ФАБ-100 на самолет, Взрыватели АПУВ. Метод бомбардирования серийно-залповый по отрыву бомб ведущего в звене. Высота 6500-7500 м. Маршрут: ИПМ, оз. Каспля, Молодечно, Мосты, Косово, цель. Перелет линии фронта на высоте 7000 м. Обратный маршрут тот же.
5. Донесение: личный доклад командира звена сразу же после посадки и через 30 мин. боевым донесением.
6. Я на КП аэродрома Смоленск.
Командир 212-го ДБАП подполковник Голованов.
Начальник штаба 212-го ДБАП майор Богданов.


.

Видимо, по ошибке в приказе по действиям ВВС ЮЗФ 23.06 задачи для 18-й ДБАД остались прежние:

«БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 1 ШТАБ ВВС ФРОНТА ТЕРНОПОЛЬ 23.06 01:00.
Карта 420000.
1. Противник, введя мехсоединения в направлении Устилуг и Кристинополь – Радехов на фронте 5 А создал угрозу разрыва наших обороняющихся частей. На фронте 6, 26, 12 А атаки противника отбиты и войска удерживают рубеж гос. границы. ВВС противника 22.06 подвергла бомбометанию наши аэродромы, действуя мелкими группами с низких высот.
2. 22.06 подвижные части фронта 5 и 6 А наносят концентрические удары с задачей уничтожения группировки противника в районе Сокаль, Грубешув.
3. ВВС фронта 23.06, поддерживая наступление войск фронта, действует по мотомехчастям противника в районе Сокаль, Грубешув.
18-й АД с рассвета 23.06 эшелонированными последовательными ударами уничтожать скопления танков противника в районе Устилуг, Грубешув, Корытница. Напряжение – один дивизия-вылет. По выполнению указанной задачи быть в готовности № 2 для выполнения последующей задачи.
С утра 23.06 90-й ДБП с аэродрома Бронники передислоцировать на аэродромы согласно оперативного плана».

Экипажи 90-го и 93-го ДБАП 18-й ДБАД даже успели выполнить в 06:30-07:45 23 июня 33 боевых вылета по наступающим немецким механизированным колоннам, после чего, видимо, были повторно одернуты из Москвы, и стали готовить ночные экипажи для действий по объектам в немецком тылу. Правда, задача все таки была изменена, и 9 экипажей 93-го ДБАП получили указания атаковать цели в Кракове – завод, аэродром и ж/д узел. Цели в районе Люблина получили задачу атаковать 9 экипажей из 2-го АК.


ДБ-3Ф тактический № 72 (заводской № 748), севшей в Борисове из-за неисправности мотора


Реконструкция внешнего вида ДБ-3Ф с предыдущего снимка

Первыми на выполнение боевого задания вылетели самолёты 212-го, 100-го и 93-го ДБАП, немного позднее 53-го и 7-го ДБАП. Боевые вылеты самолётов 212-го ДБАП хорошо задокументированы:

БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 1.
ШТАБ 212-го ДБАП, АЭРОДРОМ СМОЛЕНСК, 23.06.41
Карта: 1000000.
1. 212-й ДБАП в составе трех звеньев в количестве 8 самолётов в период 19:00-20:00 23.06.41 произвёл бомбардирование ж/д узла Прага, патронно-снарядного завода на западной окраине Варшава и аэродрома Мокотов. Задача выполнена:
а) Первое звено 1-й АЭ в составе 2-х самолётов с высоты 8000 м бомбардировало ж/д узел Прага, сброшено 20 бомб ФАБ-100. Результаты попадания хорошие. Часть бомб упало на привокзальные здания. Обстрелу ЗА и нападению ИА в районе цели не подвергалось. На обратном маршруте в районе севернее 15 км Минска на высоте 1500 метров были подвергнуты нападению ИА и обстрелу ЗА системой ПВО Минска, в результате один самолёт сел на вынужденную в г. Кричев. Самолёт имеет 6 пробоин, стрелок радист ранен. Самолёт вышел из строя.
б) Первое звено 2-й АЭ в составе 3-х самолётов с Н=8000 м бомбардировало патронно-снарядный завод на зап. окраине Варшава, сброшено 30 бомб ФАБ-100, в результате попадания произведены взрывы и пожар. В районе цели были обстреляны огнём ЗА. На обратном маршруте при перелёте линии фронта в районе Острув-Мазовецкий были атакованы двумя истребителями Ме-109. Один истребитель сбит. При обратном возвращении в 40 км от Минска были обстреляны своей ЗА и подвергнуты нападению И-16, в результате один самолёт лейтенант Кайревич сел на вынужденную в районе Минска. Стрелок-радист экипажа лейтенанта Фоканова ст. сержант Алимов ранен в левую руку.
в) Первое звено 3-й АЭ в составе 2-х самолётов с Н=7000 м бомбардировало аэродром Мокотов, сброшено 15 бомб ФАБ-100. Попадания хорошие. Ст. лейтенант Поздняков из 10 имевшихся на самолёте бомб сбросил 5 бомб, остальные привезены обратно по недостаточной опытности летнаба Позднякова. В районе цели подверглось обстрелу ЗА. Один самолёт лейтенант Пружинин на пути к цели сел в районе Борисов в результате отказа одного мотора.
Готовность полка 54 самолёта. Один самолёт требует заводского ремонта, два самолёта требуют текущего ремонта, три самолёта произвели вынужденную посадку: майор Починок – аэродром Кричев, лейтенант Фоканов – аэродром Борисов, лейтенант Кайревич – посадка не выяснена.
2. Погода в районе цели: Ясно. Видимость 20-25 км. На маршруте облачность кучевая, 6-8 баллов. Высота 2000-2500 м. Видимость до 10 км.
Командир 212-го ДБАП подполковник Голованов.
Начальник штаба 212-го ДБАП майор Богданов.

В своих мемуарах «В интересах всех фронтов» ветеран полка Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Сергей Федорович Ушаков так передаёт впечатления от этого вылета ведущего второго звена командира 2-й эскадрильи 212-го ДБАП капитана А.Г. Новикова:

«Весь день, – вспоминал Александр Новиков, – мы находились в напряженном состоянии, ждали приказа на вылет, но его не поступало, – видимо, потому что полк ещё не имел чётко определенной задачи на военное время. Ею мы получили только к исходу дня. С рассвета нам предстояло нанести удар пятью звеньями по военному заводу в городе Бломберг.
В звене Новикова справа летел известный пилот гражданской авиации, теперь уже военный лётчик, Сергей Фоканов, слева – Владимир Кайревич. Погода стояла хорошая – в небе ни облачка. В мирное время такой полет – наслаждение. Но вот в наушниках Александра прозвучал голос штурмана: «Проходим государственную границу!» – и нервы напряглись, экипаж зорче принялся всматриваться в воздушное пространство в поисках противника. Вскоре заработала крупнокалиберная зенитная артиллерия гитлеровцев, однако шапки от разрывов снарядов появлялись чуть сзади, выше бомбардировщиков. Маневрировать было нецелесообразно – обстрел оказался не сильным, и звенья благополучно преодолели первое противодействие.
– При обстреле зенитной артиллерией мои ведомые без команды растянулись по фронту и в глубину, потом, так же не ожидая команды, сомкнулись, – несколько восторженно рассказывал Новиков. – Действия лётчиков обрадовали: они понимали, что плотный боевой порядок, сильный и организованный оборонительный огонь – основа успеха боя с истребителями, к встрече с которыми пилоты были готовы.
Когда по курсу слева показалась Варшава, мы с Иваном решили готовиться к заходу на цель со стороны солнца, – это выгодно маскирует самолёты от вражеских зенитчиков. Правда, в случае атаки истребителей на этом участке в столь же невыгодном положении оказались бы наши воздушные стрелки. Однако мы рассчитали верно: истребители и зенитная артиллерия в одной зоне действовать не станут – и развернулись на боевой курс. По лёгкому вздрагиванию самолёта, потоку холодного воздуха определил, что штурман открыл бомболюки. От Ивана полетели одна за другой команды, требующие произвести довороты на цель. Наконец, самолёт начал вздрагивать с одинаковым интервалом – это посыпались бомбы. Но полет продолжаю по прямой: надо ещё сфотографировать цель в момент ее поражения. Когда штурман доложил, что цель накрыта, результаты сфотографированы, я невольно подумал: «Почему же все так гладко получается, почему нас не обстреливают?» Перебил Иван:
– Впереди и ниже нас три Ме-109. Идут с набором…
Получив такой доклад, принимаю решение немедленно набрать высоту, чтобы уменьшить маневренные возможности истребителей. Но тут вспомнил, что ведомые мои лётчики в строю на таких высотах ещё не летали. Что делать? Решил рискнуть...
Облегчённые бомбардировщики набрали высоту 7500 метров. Здесь их догнали «мессеры» и пошли в атаку. Тогда капитан Новиков перевёл свой самолёт в горизонтальный полет и дал сигнал ведомым сомкнуться ещё плотнее.
Первую атаку немцы произвели с задней полусферы сверху, открыв огонь с большой дистанции. Как только воздушные стрелки дали по ним пулемётную очередь, «мессеры» сразу же вышли из атаки. Ни потерь, ни серьёзных повреждений стороны не имели. Тогда пара истребителей снова заняла исходную позицию для атаки, находясь выше и правее звена Новикова, а третий Ме-109 резким разворотом со снижением оставил группу. Получив это сообщение от воздушного стрелка, Новиков приказал ему внимательно следить за ушедшим самолётом: как бы тот не преподнёс какой-нибудь сюрприз.
Так оно и получилось. Пара истребителей дважды сделала ложные атаки сверху справа, – видимо, для того чтобы отвлечь внимание наших воздушных стрелков. Третий же тем временем ждал момента, чтобы неожиданно атаковать звено снизу слева. Хорошо, что стрелки не теряли его из виду и вовремя разгадали этот замысел. Когда Ме-109 подошёл на дистанцию метров сто, стрелок из экипажа Новикова открыл по нему огонь. Немедленно последовали длинные очереди и двух других воздушных стрелков. Гитлеровский самолёт густо задымил и начал беспорядочно падать. Это был решающий момент, после которого истребители вышли из боя.
Пробыв в воздухе около восьми часов, звено благополучно произвело посадку на своём аэродроме».

Простим ветерану небольшие ошибки, он мог и забыть за давностью времени, или ему захотелось создать благоприятное впечатление от вылета и не захотелось портить концовку, видимо, поэтому он не вспомнил про дружественный огонь в р-не Минска. А вот атака немецких истребителей была вполне реальная. Судя по немецким заявкам на победы, ее выполнило звено из 12./JG 51, а сбитый СБ в 19:32 по Берлинскому времени записали на счёт фельдфебеля Х. Хоффманна (H. Hoffmann). Возможно, немецкому пилоту удалось повредить самолёт Фоканова или Кайревича, но, судя по немецким донесениям о потерях матчасти, советские экипажи отплатили той же монетой. Bf 109F-2 W.Nr.12813 (к сожалению, пилот не указан) был подбит огнём противника и выполнил вынужденную посадку, в результате самолёт получил повреждения, оценённые в 50%.

В результате бомбардировки основные разрушения были нанесены гражданским объектам. В Варшаве и предместьях 34 человека были убиты, десятки получили ранения. Судя по всему, самым удачным был удар пары из 3-й АЭ (Цесаренко – Вагин), на аэродроме Мокотов (Okecie) был повреждён ангар, из состава немецкой комендатуры четыре военнослужащих были убиты и ещё двое ранены.


ДБ-3Ф предположительно зам. комэска 2-й АЭ 212-го ДБАП ст. лейтенанта С.Н. Фоканова (штурман мл. лейтенант Р.И. Тарасенко, стрелок ст. сержант А.М. Алимов). Самолет выдержал бой 23.06.41 и был сбит в р-не Бобруйск - Рогачев 03.07.41


Реконструкция внешнего вида ДБ-3Ф с предыдущего снимка

Действия 212-го ДБАП поддержали экипажи 3-го ТБАП. Из боевого донесения штаба 4-го ВДК:

«1. Сегодня 24.06 3-й ТАП 15-ю экипажами бомбардировал скопления войск противника в районах:
1) Остроленка – 3 экипажа в 03:30;
2) Седльц – 2 захода в 02:51;
3) Луков – 3 экипажа в 03:04;
4) Бяла – 3 экипажа в 04:00;
5) Малкиня – в 03:27;
6) Коссов – в 03:10.
2. При выполнении боевого задания обнаружено движение мех.колонн, направление на Дрогичин из Соколова, движение ж/д эшелона от ст. Немойка 30 км восточнее Седльц, мотоколонна от Лосицы на восток.
3. Были обстреляны ЗА районахнах Чижов, Дрогичин, Седльц, Луков.
4. С задания не вернулись 3 экипажа.
5. Сведений о боевых действиях от 1-го ТАП не поступали из-за отсутствия связи…»

В боевом донесении № 2 3-го ТБАП есть некоторые уточнений. Во-первых, в вылете участвовали 16 ТБ-3, во-вторых, не вернулись только два самолёта:

«1. 3-й ТБАП в 06:00 24 июня 1941 года возвратился после ночного вылета по железнодорожным станциям Бяла-Подляска, Седлец, Малкина Гура, Остроленка и аэродромам Бяла-Подляска, Малашевичи, Седлец, Цехоновец, Острув, Ломжа. Произведено 16 кораблевылетов, задача выполнена, бомбы сброшены по целям в период 00:32-03:35 с Н=2000-2500 м. По целям сброшено бомб: ФАБ-100 – 374 шт. и ФАБ-82 – 42 шт. Метод – одиночно-серийно-залповый. Результаты бомбардирования не просматривались из-за дымки и плохой видимости.
2. На пути к цели в районах Барановичи, Чиров экипажи попадали в трёхслойное освещение прожекторов и подвергались обстрелу ЗА до одного дивизиона в каждом пункте. Один экипаж обстрелян ЗА на участке Остроленка – Снядово и два экипажа на участке Августов-Жандово. Скопления и движения наземных частей противника и действий авиации не наблюдалось. В районах Барановичи, Новогрудок, Слоним, Волковыск, Цеховец, Сувалки, Гродно, Августов, Бяласток замечены очаги пожаров.
3. На обратном маршруте в районе Картуз-Береза один корабль обстрелян огнем ЗП на Н=400 м, имеются три пробоины от крупнокалиберного пулемета, пробита стойка лонжерона. Второй корабль обстрелян огнем ЗП в районе Ново-Барановичи на Н= 400 м, пробит картер левого среднего мотора. В районах станций Черемха, Гайнувка, Бельск, Кобрин наблюдалась активная артиллерийская перестрелка.
4. После выполнения боевого задания один экипаж из-за недостатка горючего сел вынужденно на аэродроме Слобода и два экипажа в количестве 16 человек по неизвестным причинам с боевого задания не вернулись.
5. Аэродромы базирования Сенча, Скобровка с 22:00 23 июня подвергались налету бомбардировочной авиации. Отмечены два попадания на летном поле Сенча, глубина воронок три метра. Повреждений материальной части и личного состава нет.
6. Погода на маршруте к цели: облачность два балла на высоте 1800-2200 м. Дымка. Видимость плохая.
7. На основании телеграфного распоряжения штаба ВВС ЗФ полк в составе 19 исправных кораблей днем 24 июня перебазировался на аэродром Шайковка. Остальная матчасть дислоцируется на аэродромах Сенча, Скобровка. Личный состав готовится к боевому вылету в ночь с 24 на 25 июня 1941 года.
8. Налет полка – 60 часов 35 минут»

Результаты ударов, к сожалению, автору не известны, а вот подробности воздушного боя отмечены в политдонесении заместителя командира полка по политчасти:

«24 июня 1941 года два корабля 4-й авиаэскадрильи бомбардировали железнодорожную станцию Бяла-Подляска. В районе Пинска на них напало пять «мессеров». Экипажи мужественно вступили в бой. Было сбито три вражеских самолёта. При этом оба наших самолёта получили большие повреждения и загорелись в воздухе. Несмотря на это, экипажи продолжали отбивать атаки. Летнаб Коваленко уже с горящего самолёта, отражая атаку, сбил его, после чего на высоте 75-100 метров выпрыгнул из горящего самолёта и остался жив. Воздушный стрелок этого же экипажа товарищ Вялков, находясь у пулемета Ф-4, отражал атаки истребителей до последней минуты, когда уже горящий корабль, потеряв управление, врезался в землю. Вялков в этом бою тоже сбил самолёт. В этом бою погибли заместитель командира эскадрильи по политической части старший политрук Новиков, который до последней минуты вёл корабль, после того как командир корабля был убит. Погиб командир отряда старший лейтенант Копылаш, штурман отряда старший лейтенант Иршенко, стрелок-радист старшина Игнатов и воздушный стрелок старшина Вялков».

Согласно аварийным актам 3-го ТБАП действительно были потеряны два ТБ-3 4-й эскадрильи, которые оказались сбиты в 17 км северо-восточнее Пинска: ТБ-3 4М-34Р, заводской № 22558 (командир экипажа ст. лейтенант В.Л. Копылаш) – 5 членов экипажа погибли, один легко ранен; ТБ-3 4М-34Р, заводской № 22559 (командир экипажа ст. лейтенант К.Д. Бахмуров) – один член экипажа тяжело ранен, 3 члена экипажа легко ранены. Противниками экипажей ТБ-3 4-й АЭ были пилоты тяжёлых истребителей Bf 110 из SKG 210, потерь немцы не понесли.

По действиям 100-го и 93-го ДБАП сохранились менее подробные сведения. Из оперативной сводки 2-го АК, и оперативной сводки управления ДА:

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА № 1 к 20:00 Штаб 2-го АК Курск 24.06.41 14:00
карта 1000000
1. 2-й АК в период 23-24.06.41 произвёл бомбардирования тремя звеньями по цели Люблин.
2. 100-й ДБП 23.06.41 в период 19:40-20:10 двумя звеньями бомбардировал цели Люблин Задача выполнена.
3. При возвращении с боевого задания ночью:
а) два самолёта произвели посадку на указанный аэродром Журбицы, посадка благополучно.
б) один самолёт произвёл посадку село Пены (31 км юго-западнее Обоянь), командир экипажа ст. политрук Варфоломеев – посадка благополучно.
в) один самолёт произвёл посадку Ивня (юго-западнее Обоянь), командир экипажа мл. лейтенант Кувшинов – самолёт разбит, экипаж невредим.
г) один самолёт в районе Белгорода юго-восточнее 4-5 км сгорел, командир экипажа Парфенов, штурман Клюнев выпрыгнули на парашютах, погибли, стрелок-радист Нуржанумов тяжело ранен.
д) один самолет произвел посадку Славута (20 км северо-западнее Шепетовки), командир экипажа капитан Коротков. посадка благополучно.
4. полк в составе 19 экипажей готовность № 2.
5. 51-й ДБП 24.06.41 вылет 03:33 одним звеном бомбардировал цели Люблин. При возвращении с боевого задания:
а) один самолёт произвёл посадку Липканы (50 км юго-западнее Каменец-Подольский), командир экипажа ст. политрук Канунников. экипаж невредим.
б) О двух экипажах сведений нет.
в) Все самолёты, которые произвели вынужденную посадку, не вернулись на свои аэродромы.
6. в готовности № 2 220-й ДБП – 12 экипажей, 221-й ДБП – 22 экипажа, 222-й ДБП – 2 экипажа, 219-й ДБП – 27 экипажей, 223-й ДБП – 6 экипажей.
7. ввиду невозвращения экипажей на свои аэродромы о количестве сброшенных бомб, расходе патронов, погоде и проведённых воздушных боях – сведений нет.
Нач. штаба 2-го АК майор Наумов.

В дальнейшем оба пропавших самолёта 51-го ДБАП нашлись: один экипаж комэска Аверьянова из-за отказа мотора произвёл аварийную посадку в Крыжополе, а пилот Власов 25.06 и вовсе вернулся на исправном самолёте на аэродром базирования.


ДБ-3Ф "черная 7" из состава 5-й эскадрильи 93-го ДБАП (реконструкция выполнена по фото из аварийного акта)


ДБ-3Ф "черная 2" из состава 5-й эскадрильи 93-го ДБАП (реконструкция выполнена по фото из аварийного акта)
Оперативная сводка № 01 5-го управления ГУ ВВС КА, Москва, 24.06.41 08:00
Карта 1.000.000
1. Части дальнебомбардировочной авиации Главного Командования в течение вечера и ночи с 23.06 на 24.06.41 бомбардировали отдельными звеньями Кенигсберг, Данциг, Варшава, Люблин, Катовице, Краков.
2. Части 3-го АК (212-й ДБП) 9 самолётами в период 19:10-20:00 23.06.41 бомбардировали ж/д узел Варшава – Прага, патронно-снарядный завод и аэродром Мокотов. Высота бомбометания 6000-7000 м. Сброшено: на ж/д узел 20 ФАБ-100, бомбы попали по привокзальному зданию и путям; на патронно-снарядный завод 30 ФАБ-100, отмечен пожар и большой взрыв; на аэродром Мокотов 15 ФАБ-100, бомбы попали в цель.
В районе цели самолёты обстреляны ЗА и в районе Острув-Мазовецкий атакованы Ме-109. Сбит 1 Ме-109.
В результате атаки И-16 и обстрела ЗА на своей территории у Минска подбиты два самолета и сели вынужденно Кричев и районе Минск.
Боеготовых экипажей – 137.
3. 6 самолётов 2-го АК (100-й ДБП) в 20:10 23.06.41 бомбардировали город Люблин. Сброшено 60 ФАБ-100. 4 экипажа из-за ненахождения аэродрома подскока Журбинцы и потери ориентировки на аэродром не сели. 1 самолёт произвёл посадку Пени (31 км. юго-западнее Обоянь), самолёт и экипаж целы, 1 самолёт Ивня (8 км. юго-западнее Обоянь), экипаж цел, самолёт разбит, 1 самолёт Славута (20 км северо-западнее Шепетовка), самолёт и экипаж целы. 1 самолёт по неизвестной причине сгорел у Белгорода. Лётчик и штурман выпрыгнули на парашютах, но ещё не найдены, стрелок-радист ранен.
4. 9 самолётов 18-й ОАД в 19:55-20:45 23.06.41 звеньями вылетели для бомбардирования Краков. При полете к цели на своей территории самолёты были атакованы нашими истребителями И-153. В результате в районе Янушполь 1 самолёт был подожжён, экипаж выбросился на парашюте. 1 самолёт подбитый возвратился к аэродрому, но в момент посадки был атакован нашими истребителями. Ранен штурман самолёта, остальные члены экипажа и самолёт цел. О судьбе 7 самолётов ДБ-3 данных нет [впоследствии 6 самолётов вернулись на свои аэродромы – прим. авт.]
5. Части 1-го АК бомбардировали: 3 ДБ-3 в 02:30 24.06.41 с Н=7000 м – Кенигсберг. Сброшено 30 ФАБ-100. 3 самолёта ДБ-3 в 03:00 24.06.41 – из-за облачности над Кенигсберг, бомбардировали Пиллау. Сброшено 30 ФАБ-100. Эти три самолёта при возвращении от цели потеряли ориентировку и произвели посадку на аэродроме Смоленск. При перелёте со Смоленска на свой аэродром 1 самолёт из звена произвел вынужденную посадку на аэродроме Внуково, а остальные сели на свои аэродромы.
В период 00:30-01:30 24.06.41 11 самолетов с Н=6500-7000 м бомбардировали Данциг. Спрошено 110 ФАБ-100. На обратном маршруте из-за сдачи моторов сели вынужденно 1 самолёт Сохачев и 1 самолёт Пухов. Экипажи и самолёты целы.
6. Части 26-й ОАД и 4-го АК находились в резерве.
Начальник 1-го отдела 5-го управления ГУ ВВС КА комбриг Беличенко.

Таким образом, из 9 вылетавших самолётов 2-го АК два ДБ-3 были потеряны и один получил повреждения, пилот и штурман одного из самолётов погибли. Из 9 самолётов 93-го ДБАП также два ДБ-3Ф были потеряны, причём как минимум один из них был сбит своими истребителями, и один получил тяжёлые повреждения и впоследствии был списан. К сожалению, никаких сведений о результатах ударов самолётов 100-го, 51-го и 93-го ДБАП не известно.


ДБ-3Ф "красная 8" из состава 100-го ДБАП (реконструкция выполнена по фото из аварийного акта)


ДБ-3Ф "голубая 12" из состава 100-го ДБАП (реконструкция выполнена по фото из аварийного акта)

1-й АК начал действовать несколько позднее, первыми взлетели самолёта 53-го ДБАП. Для удара по объектам в Данциге стартовали пара, ведомая командиром 5-й АЭ капитаном И.В. Голубенковым (цель № 61 «керосиновые цистерны») и пара заместителя командира по политчасти 3-й АЭ ст. политрука А.И. Шапошникова (цель неизвестна). На Кенигсберг первым вылетело звено заместителя командира 4-й АЭ ст. лейтенанта Богачева, целью трех ДБ-3Ф должен был стать аэродром Девау.

Последующие удары, примерно через час после первых групп, должны были нанести по Данцигу пары командира 2-й АЭ капитана А.Д. Третьякова (цель № 55 «керосиновые баки Балтийско-Американского общества») и заместителя командира 5-й АЭ ст. лейтенанта Б.П. Байдикова (цель № 54 «керосиновые баки Балтийско-Американского общества»), а также по Кенигсбергу звено заместителя командира 1-й АЭ ст. лейтенанта Давыдова (которое должно было еще раз атаковать аэродром Девау).

Подробности первого вылета описаны в боевом донесении:

БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ № 2 ШТАБ 53-го ДБАП РЕЛЬБИЦЫ 05:00 24.06.41
карта 1.000.000
53-й ДБАП в период 21:20-22:34 шестью звеньями (14 экипажей) вылетел для удара по целям № 61, 55, 54 в Данциге и № 17 в Кенигсберге. В 00:25-01:30 пять звеньев нанесли удар по объектам с Н=7000 м. Сброшено 110 ФАБ-100.
а) Звено капитана Голубенкова (2 самолёта) 00:25 нанесло удар по цели № 61 Н=7000 м. Сброшено 20 ФАБ-100. В районе цели обстреляноы ЗА до 4 батарей и наблюдали до 10 прожекторов. Звено произвело посадку на аэродроме Рельбицы, самолёта дозаправляются, экипажи отдыхают.
б) Звено ст. лейтенанта Богачева (3 самолёта) 00:45 нанесло удар по цели № 17 Н=7000 м. Сброшено 30 ФАБ-100, в районе цели атакованы истребителями. Обстреляны ЗА до 8 батарей. Наблюдали до 50 прожекторов. 03:30 два экипажа произвели посадку на аэродроме Рельбицы. Один экипаж лейтенанта Князева на обратном маршруте произвёл вынужденную посадку из-за нехватки горючего в 50 км юго-западнее Рельбицы (17 км южнее Порхов). Посадка произведена на живот, экипаж невредим. Экипажи отдыхают, два самолёта готовятся к предстоящему вылету.
в) Звено политрука Шапошникова (2 самолёта) 00:23 нанесло удар по запасной цели – Кенигсберг. Основная цель была в дымке, H=6800 м. Сброшено 20 ФАБ-100. 03:30 самолёты произвели посадку на аэродроме Доворец и готовятся к последующему вылету. В районе цели обстреляны ЗА 20 орудий и освещались прожекторами в большом количестве.
г) Звено ст. лейтенанта Давыдова (3 самолёта) 21:30 вылетело с аэродрома Доворец для удара по цели № 17 – все три экипажа задание не выполнили, вернулись с маршрута – 2 по причине неисправности мотора и один, ст. лейтенант Давыдов, из-за болезненного состояния стрелка-радиста на высоте. Ст. лейтенант Давыдов произвёл посадку на аэродром Рельбицы в 01:24 и с рассветом перелетел на аэродром Доворец, экипаж готов к последовательному вылету.
д) Звено капитана Третьякова (2 самолёта) 01:24 произвело удар по цели № 55, H=7000 м. Сброшено 20 ФАБ-100. В районе цели обстреляны ЗА и наблюдали до 10 прожекторов. В 04:05 экипаж капитана Третьякова произвёл посадку на аэродром Рельбицы. На обратном маршруте экипаж лейтенанта Привалова вынужденно сел на фюзеляж в районе Ровново (северо-западнее ст. Кикачева 10 км на железной дороге Дно – Новосокольники). Экипаж невредим.
е) Звено ст. лейтенанта Байдикова (2 самолёта) произвело удар по цели № 54, сброшено 20 ФАБ-100, Н=7000 м. В районе цели обстреляны ЗА и освещались прожекторами, которых до 10 шт. 04:14 экипажи произвели посадку аэродроме Рельбицы и готовятся к последующему вылету.
Налёт – 74 час. Погода по маршруту: Рельбицы – Рига 2-3 балла, H=3000 м, Рига до Балтийского побережья 8-10 баллов, в море 10 баллов, Н=5000 м, Кенигсберг – 2-3 балла, дымка.
Командир 53-го ДБАП капитан Суров
Нач. штаба 53-го ДБАП подполковник Поручаев.

Действия экипажей 7-го ДБАП довольно подробно отражены в оперсводке штаба 1 АК:

Оперативная сводка № 1 штаба 1-го АК, НОВГОРОД, 24.06.41 11:00.
КАРТА 1.000.000
1. 1-й АК с 23.06 на 24.06 в период от 00:30 до 03:05 24.6.41г. разрушал военно-промышленные объекты Кенигсберг (аэродром, склад горючего), Данциг (нефтесклады, ж/д узел). Метод атаки – 3 эшелона с самостоятельными звеньями, состав звена 2-3 самолёта.
2. 40-я Авиадивизия составом 14 ночных экипажей 53-го ДБП разрушала военно-промышленные объекты Кенигсберг, Данциг. 6 экипажей бомбардировали военно-промышленные объекты Данциг с высоты 7000 метров, сброшено 60 ФАБ-100, в районе цели обстреляны ЗА. 5 экипажей бомбардировали военно-промышленные объекты Кенигсберг, Н=7000 метров, сброшено 50 ФАБ-100, в районе цели обстреляны ЗА и атакованы 5 истребителями, тип не установлен. 3 экипажа возвратились обратно из-за неисправности материальной части и произвели посадку на свои аэродромы. В 03:20-04:15 9 экипажей произвели посадку на своих аэродромах. 2 экипажа произвели посадку на фюзеляж: 1 в районе ст.Чихачево (ж/д Ленинград – Новосокольники), 2-й в районе Порхов. Причины посадки выясняются потерь дивизия не имеет.
3. 51-я АД составом 6 ночных экипажей 7-го ДБП период 02:30-03:05 24.06.41 разрушала военно-промышленные объекты Кенигсберг, сброшено 50 ФАБ-100 с высоты 6500 метров.
1-е звено в составе 3-х самолётов в 02:30 бомбардировало с высоты 6500 метров Кенигсберг, посадка произведена 05:47 24.06.41 на аэродроме Муры. В районе Кенигсберг ИА и ЗА не действовали, на обратном маршруте в районе Тильзит 1 самолёт был атакован 3-мя истребителями, тип не установлен, атака произведена снизу со скоростью наших самолётов.
2-е звено в составе 2-х самолётов в 03:05 бомбардировало с высоты 6500 метров ввиду сплошной облачности по расчёту времени район Кенигсберг, 05:25 24.06.41 в виду сплошной облачности по маршруту звено произвело посадку на аэродроме Смоленск. 10:25 24.06.41 звено перелетело на свой аэродром. В районе цели ИА и ЗА, количество не установлено. 3-й самолёт звена произвёл посадку 03:30 24.06.41 на аэродроме Внуково. Потерь дивизия не имеет.
4. Всего сброшено бомб: Кенигсберг 100 ФАБ-100, Данциг 60 ФАБ-100, общий налёт 115 часов.
5. Погода в районе цели: облачность 8-9 баллов, высота 2500 метров, видимость 4-5 километров, по маршруту: облачность до сплошной, высота 1000-1500 метров, дымка и плохая видимость, тенденция погоды в районе цели к ухудшению.
6. Части 1-го авиакорпуса находятся в боевой готовности.
Начальник штаба 1-го авиакорпуса подполковник Кроленко.
Начальник оперативного отдела капитан Цоглин.

Судя по всему, противодействие противника было довольно слабым: потерь над целями не было вообще, несмотря на то, что в районе Кенигсберга были отмечены атаки истребителей, вероятно из учебно-резервных групп 52-й и 54-й эскадр, базировавшихся на аэродромах в пригородах.


ДБ-3Ф "белая 9" из состава 4-й эскадрильи 53-го ДБАП (реконструкция выполнена по фото из аварийного акта)

7-й ДБАП потерь не понёс, а потери 53-го ДБАП, судя по всему, были небоевые, по крайней мере, про один самолёт чётко отмечено, что потерян из-за выработки топлива (нехватки горючего) ДБ-3Ф № 1046 (пилот лейтенант Князев, штурман лейтенант Шурыгин, стрелок ст. сержант Гуров), второй, по всей видимости, также или израсходовал топливо, или просто заблудился (ДБ-3Ф № 0450, пилот ст. лейтенант Привато, штурман ст. лейтенант Герасимов, стрелок сержант Суббота). Обе машины в дальнейшем были списаны. Итоги ударов экипажей 1-го АК подведем в заключительной части публикации, как наиболее освещённые противником.


ДБ-3 "черная 6" из состава 7-го ДБАП, уничтоженный на аэродроме Митава утром 23 июня 1941 г.


Реконструкция внешнего вида ДБ-3 с предыдущего снимка


ДБ-3 "красная 5" из состава 7-го ДБАП, уничтоженный на аэродроме Митава утром 23 июня 1941 г.

Боевые вылеты экипажей авиации РГК в ночь с 23 на 24 июня 1941 года закончили 6 экипажей 212-го ДБАП, которые отбомбились по второстепенным целям в районе Варшавы около 06:30 24.06.41:

Боевое донесение № 03 Штаб 212-го ДБАП аэродром Смоленск 24.06.41 10:00
Карта 1000000
1. 212-й АП в составе трех звеньев имел задачу произвести бомбометание ж/д узла ПРАГА, задача не выполнена.
а) Звено 1-й АЭ в составе трех самолётов благодаря потере ориентировки на маршруте к цели. Бомбардирование не производили. Посадку произвели на свой аэродром, матчасть и личный состав в порядке.
б) Звено 3-й АЭ в составе трех самолётов ввиду закрытия Варшава облачностью произвели бомбардировку ж/д станции Плонск, сброшено 20 бомб ФАБ-100. Один экипаж бомб не сбросил ввиду обрыва троса предохранителя. Матчасть и личный состав в порядке.
в) Звено 2-й АЭ звено в составе двух экипажей произвело бомбардирование ж/д узла Новый-Двур. Ввиду закрытия облачностью Варшава противодействия ЗА и ИА не было.
Радист мл. сержант Дунаев вследствие закрытия вентиля кислородного баллона задохнулся. Самолёт лётчика Бондаренко на аэродром не вернулся. Матчасть в порядке.
Погода в районе цели: слоисто-кучевая, 8-9 баллов.
Начальник штаба 212-го ДБАП майор Богданов.
Боевое донесение № 3, 5-е управление ГУ ВВС КА, Москва, 24.06.41, 19:00.
Карта 1000000.
1. 3-й АК (212-й ДБП) повторным вылетом в составе 9 самолётов имел задачу бомбардировать Варшава. Первое звено из-за потери ориентировки задачу не выполнило и вернулось на аэродром с бомбами.
3 самолёта 06:00 24.06 из-за закрытия цели Варшава облачностью бомбардировали запасную цель ж/д станцию Плонск (60 км северо-западнее Варшава), сброшено 30 ФАБ-100.
3 самолёта в 06:30 бомбардировали запасную цель, ж/д станцию Новый-Двур. Сброшено 30 ФАБ-100. На территории противника самолёт противодействия ИА и ЗА не встретили. В районе Минск огнём своей ЗА сбит один самолёт. Кроме этого, на одном самолёте из-за кислородного голодания погиб стрелок-радист.
Начальник 1-го отдела 5-го управления ГУ ВВС КА комбриг Беличенко.

Опять-таки, найти оценку ударов советских пилотов противником и в этом случае не удалось.

Собственно, ночь с 23 на 24 июня была пиком боевой работы. Всего экипажами АГК, с учётом 3-го ТБАП, было выполнен 71 боевой вылет (55 ДБ-3 и 16 ТБ-3), причём, как минимум, 8 экипажей вернулись по причине технических неисправностей, либо плохих метеоусловий.

Повторный вылет в ночь с 24 на 25.06.41 совершили только самолёты 1-го АК. Самолёты 3-го АК, 212-го ДБАП и 18-й АД были брошены на борьбу с немецкими механизированными колоннами, а во 2-м АК после передачи 24 июня в 3-й АК 51-го ДБАП просто не было достаточного количества подготовленных ночных экипажей. Поэтому в ночь на 25 июня в воздух поднялись лишь четыре звена 53-го и 7-го ДБАП. Собственно, хроника событий в боевых донесениях управления ДА КА и 53-го ДБАП:

Боевое донесение № 004, 5-е управление ГУ ВВС КА. Москва, 25.06.41 13:30
Карта 1.000.000
1. 1-й АК в период 20:00-21:50 24.06.41 разрушал военно-промышленные объекты Кенигсберг и Данциг.
2 самолёта 21:00-21:30 бомбардировали нефтесклады Данциг. Высота бомбометания 7500 м. Сброшено 20 ФАБ-100.
1 самолёт 21:40 бомбардировал ж/д станцию Кенигсберг. Сброшено 10 ФАБ-100.
6 самолётов в 21:40 с высоты 7500 м бомбардировали нефтесклады Кенигсберг. Сброшено 30 ФАБ-100. В районе цели атакованы 2-мя Ме-109. В воздушном бою сбит 1 ДБ-3. При возвращении обратно на аэродром произвёл вынужденную посадку в районе своего аэродрома 1 самолёт. 3 самолёта на аэродром не вернулись.
Боевое Донесение № 3 Штаб 53-го ДБАП Рельбицы 25.06.41 01:55
Карта 1000000
1. Из 53-го ДБАП период 21:27-21:50 двумя звеньями в количестве 4-x самолетов вылетели для удара по цели №…. город Данциг.
2. 3-я АЭ экипаж ст. лейтенанта Тарасова не выполнил задание, вернулся с маршрута из-за отказа мат.части, в 20:37 произвёл посадку аэродром Доворец. Экипаж капитана Репкина бомбил город Кенигсберг (главная товарная станция). На цель сброшено 10 ФАБ-100, время 21:27, Н=7000 м. Цель разрушена.
3. 2-я АЭ двумя самолётами бомбила цель № 47 город Данциг, время 21:50, H=7000 м. На обратном маршруте лётчик Чурюкин сел на вынужденную в районе Псков причины выясняются.
4. самолёты произвели посадку на свой аэродром, налёт 19:17.
5. Погода по маршруту облачность ... баллов, высота 7000 метров.
6. Исправных самолётов 40, боеготовых экипажей – 41.

53-й ДБАП потерял ДБ-3Ф № 0444, который сел на вынужденную в р-не Пскова и был впоследствии уничтожен при отступлении. Экипаж в составе лётчика ст. лейтенанта Чурюкина, штурмана ст. лейтенанта Зарубини и стрелка старшины Гурова не пострадал.

Потери 7-го ДБАП составили четыре ДБ-3Ф, три из которых были сбиты или пропали без вести, а один совершил вынужденную посадку и скорее всего был впоследствии списан.

Немецкими истребителями в районе Тильзита был сбит один экипаж (заместитель комэска лётчик ст. лейтенант Леонов Дмитрий Михайлович, штурман звена ст. лейтенант Юрдоман Иван Кузьмич, стрелок мл. сержант Ефимчик Павел Леонтьевич), не вернулись с боевого задания экипажи командира эскадрильи капитана Воробьева Федора Павловича (штурман эскадрильи капитан Жубин Павел Иванович, стрелок сержант Тименко Александр Спиридонович) и заместителя комэска ст. лейтенанта Сухачева Сергея Александровича (штурман мл. лейтенант Табаков Федор Денисович, стрелок мл. лейтенант Циплянов Иван Афанасьевич).

Таким образом, из вылетавших 10 самолётов один вернулся из-за неисправности, а пять, т.е., 50% были потеряны, причём ВВС лишились трех опытных экипажей. Немецкие боевые истребительные части не заявляли побед в это время, поэтому победы одержали либо пилоты учебно-резервной группы JG 52, либо зенитчики, но нельзя исключать и небоевые причины.

Для того, чтобы оценить эффективность бомбардировочных ударов, остановимся на действиях экипажей 1-го АК, так как нам известны некоторые результаты действий советских самолётов в Восточной Пруссии по немецким источникам.


План Кенигсберга с указанием «Целей для бомбардировки» (обозначены зелеными кругами), а также улиц и объектов, на которые были сброшены бомбы 23-24 июня 1941 года (обозначены синими кругами)

План позволяет наглядно судить об эффективности ударов по местам падения бомб и разрушениям в Кенигсберге. Видно, что удары экипажей 53-го и 7-го ДБАП были неэффективны, и назначенные к атаке цели № 17 (аэродром Девау) и № 14(военные склады), не только не пострадали, но даже близко к ним бомбы не падали. Судя по всему, самым «метким» был экипаж капитана Репкина: на атакованную им главную товарную станцию (цель № 32) ни одна бомба правда тоже не упала, но, по крайней мере, видно, что какое-то количество бомб упало в близлежащих кварталах. Остальные группы и экипажи, судя по всему, просто сбросили бомбы на центр города.

В защиту советских экипажей следует отметить то, что серьёзную долю трудностей внесла плохая погода, но это довольно слабое алиби. Для кадровых пилотов и штурманов 17-го и 53-го ДБАП, выделенных для проведения операции, большинство из которых имели опыт советско-финской войны, такое количество самолётов, вернувшихся по различным причинам и вообще не участвовавших в налётах (5 из 30) и не нашедших свои цели либо сбросивших бомбы по расчёту времени, либо атаковавших запасные цели (ещё 5 экипажей) – неоправданно много. Формально задачу выполнили лишь 2/3 экипажей.

Количество потерянных самолётов, 6 из 30, также не может не вызывать удивление, так как, судя по отчётам экипажей, ПВО Кенигсберга и, тем более, Данцига было, мягко говоря, посредственным.

Подведём итоги. Не ставя под сомнения слабую эффективность действий экипажей авиации РГК, тем не менее, однозначно правильным следует признать решение нанести удары по аэродромам, железнодорожным узлам, складам и прочим объектам инфраструктуры в тылах группировок Вермахта.

В то же время, сам инструмент, авиация РГК, который пытались использовать советские военачальники, был очень сырой, несмотря на казались бы огромные цифры количества матчасти и личного состава (всего к 22 июня в 1-м, 2-м, 3-м АК, 18-й ДБАД и 212-м ДБАП числилось почти 800 самолётов ДБ-3 и ДБ-3Ф). Большинство частей ДБА находилось в стадии формирования и требовало больших затрат времени, горючего и моточасов на тренировку личного состава. Так, к примеру, на 11.06.41 в 1-м АК на 210 ДБ-3 и ДБ-3Ф для действий в простых метеоусловиях был подготовлен 121 экипаж, и только 42 из них были готовы к действиям ночью. Во 2-м АК на 250 самолётов ДБ-3 и ДБ-3Ф приходилось 111 экипажей, подготовленных к действиям в ПМУ, из них 29 летало и ночью. В 3-м АК на 140 самолётов ДБ-3Ф было всего 67 экипажей, подготовленных к полётам в ПМУ, а ночью не был готов действовать ни один экипаж. В 18-й ДБАД на 121 ДБ-3Ф было 86 экипажей, подготовленных в ПМУ, и лишь 15 из них (все в 93-м ДБАП) были готовы действовать ночью. В широко разрекламированном в последние годы 212-м ДБАП на 61 ДБ-3Ф было 60 экипажей, из которых 58 было подготовлено для действий в ПМУ, а в сложных метеоусловиях или ночью не был готов действовать ни один экипаж – видимо, именно поэтому задачи полку были поставлены в светлое время, на 19:00 и 05:00. Вполне закономерно, что поддержать удар РККА на Сувалки и Люблин с воздуха смогли лишь несколько десятков подготовленных экипажей из почти тысячи имевшихся к 22 июня в задействованных частях АГК, выполнивших всего 86 боевых вылетов за две ночи (и это ещё с учётом 21 вылета экипажей 3-го ТБАП).

Наконец, самое главное – отсутствовала настойчивость в достижении поставленных целей. По сути, операция длилась всего одну ночь и была свёрнута уже 24 июня. Понятно, что удар на Сувалки и Люблин провалился, фактически так и не начавшись, но это тем сильнее требовало дальнейшего воздействия на коммуникации и инфраструктуру немецких ударных группировок в этих районах. Бомбардировки железнодорожных станций гораздо эффективнее повлияли бы на замедление продвижения немецких колонн, нежели штурмовка их на бреющем полете дальними бомбардировщиками, а уж про уровень потерь самолётов и экипажей и говорить не приходится – ясно, что он был бы гораздо ниже.

Из тактических моментов хочется отметить следующее:

Во-первых, отсутствие воздушной разведки, которое не позволяло выбрать актуальные цели, как-то: аэродромы, на которых базировались боевые части Люфтваффе, основные станции, через которые осуществлялось снабжение группировок войск Вермахта и т.п. Получалось, что атаковать предстояло известные загодя объекты безотносительно их важности в данный момент, что распыляло и так весьма ограниченные силы.

Во-вторых, ни одна из групп почему-то не пыталась перед ударом «подсветить» цели с помощью САБов.

В-третьих, бомбометание даже ночью производилось с больших высот (6000-7000 м), что было совсем не оптимально с точки зрения эффективности попаданий.

В-четвертых, не использовались РПК, которые имелись на самолётах.

Несмотря на все вышеизложенное, было вполне возможно гораздо эффективнее использовать имеющийся потенциал, но для этого необходимо было как минимум выполнить следующие мероприятия:

вести 23 июня опытными экипажами фоторазведку, что позволило бы отсечь малозначительные цели и сконцентрировать усилия на главных;

выполнить вылеты не ночью, а в светлое время – ранним утром и/или вечером 24 июня, действуя группами как минимум по 6-9 самолётов;

продолжить подобные действия в последующие дни, не обращая внимания на потери.

Это позволило бы использовать на порядок больше экипажей – не десятки, а сотни – и удары приобрели бы форму массированного наступления, а не булавочных уколов. Кроме того, несомненно, на порядок бы повысилась эффективность бомбометания, что позволило бы нанести противнику какие-то потери, а количество заблудившихся и пропавших машин уменьшилось бы. Налёт 212-го ДБАП вечером 23 июня в 19:00-20:00, то есть даже не в сумерках, в ходе которого пара капитана Цесаренко удачно отбомбилась по аэродрому Мокотов и все экипажи смогли дотянуть до своей территории, даёт веское основание на подобные рассуждения.

Главным бонусом могло стать то, что подобные действия как минимум оттянули бы на себя значительную часть немецкой истребительной авиации, что позволило бы фронтовой авиации КА наносить удары по наступающим немецким частям в гораздо более комфортных условиях, и вообще прийти в себя после поражения 22-23 июня, а как максимум, возможно, задержало бы перебазирование части истребителей Люфтваффе на передовые советские аэродромы, срывая, таким образом, немецкую операцию по завоеванию господства в воздухе и полноценное прикрытие передовых соединений Вермахта.

Отказ советского командования от действий по инфраструктуре и аэродромам Люфтваффе позволил немцам уже 24-26 июня перебросить истребительную авиацию 1-го, 8-го, 2-го и 4-го авиакорпусов Люфтваффе на бывшие советские аэродромы в Шауляе, Каунасе, Вильнюсе, Кобрине, Пружанах, Владимире-Волынском и Луцке и продолжить выполнение своей блестящей операции по завоеванию господства в воздухе, закончившейся в конце июня разгромом частей советской фронтовой авиации, отошедших 22-23 июня на аэродромы второй линии, и организовать эффективную поддержку и прикрытие наступающих группировок Вермахта.

В статье использованы рисунки Александра Казакова


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции). 


Несостоявшееся возмездие. Часть 1

Несостоявшееся возмездие. Часть 2. Разбомбить Кёнигсберг и Мемель!

Несостоявшееся возмездие. Часть 3. Дальняя бомбардировочная авиация

Поделиться
Комментарии
Озолс Петерс
28.02.2024 13:21:52
Цели в приказе генерала Кобца удивили ( авиазаводы), почему не аэродромы и жд узлы ( Варшава, Тересполь).
Ну и наряд сил, как обычно звенья, максимум 9-ка.
Особенно эта ошибка показана во Властелинах воздуха. ( малые силы- большие потери и нулевой результат).
отличная статья 👍
Михаил Тимин
28.02.2024 13:39:35
Спасибо, я старался! Задачи вероятно взяли из довоенных планов...
0 I3
28.02.2024 14:06:49
... Михаил, здравствуйте. Как всегда - хорошее ваше историческое исследование. Перенесите уже' все статьи с Warspot сюда. Многие читавшие ваши статьи там будут очень рады. Заранее спасибо.  p.s. Жаль ,Warspot перестал нормально работать.  
Виктор Рыбьяков
28.02.2024 14:11:24
Мы работаем над этим.  
дмитрий
28.02.2024 16:01:21
Мда, досадно столько усилий а результат минимален.
Пара мелких штрихов- немцы время налета на Мокотув дают 18-30, 1 из раненых там умер на следущий день.
В Варшаве кроме них убито 2, какой-то тодтовец и ефрейтор из штаба 23пд.
Кроме-того в 18-40 бомбы упали на Легионово, чуть севернее Вашавы, убит казначей жд сапер.
Негусто в общем.
Михаил Тимин > дмитрий
28.02.2024 18:33:18
Спасибо за уточнение!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.