19 июля 2023
2024
В начале были фотографии. Солдаты Вьетнамской народной армии на фоне хищных силуэтов американских вертолётов-убийц AH-1G «Кобра», спокойно стоящих на земле. Они казались нереальными – вряд ли хотя бы в одной книге о боевом применении «Кобр» можно найти описанный случай их захвата противником. Что же известно об этом случае, не замеченном американской историографией Вьетнамской войны?
Коммунистические силы в Южном Вьетнаме не имели возможности захватывать американские вертолёты. Им никогда не удавалось взять штурмом действующий аэродром США. Сбитые и совершившие вынужденную посадку вертолёты американцы всегда либо вывозили, либо уничтожали. Наконец, у сил НФОЮВ и ВНА не было ни технических средств для эвакуации подобных трофеев, ни пилотов. Максимум, что они могли делать – это фотографироваться на обломках. Стоящие во вьетнамских военных музеях «Хьюи» и «Чинуки» с надписями U.S.AIR FORCE и U.S.ARMY на самом деле были захвачены у ВВС Южного Вьетнама в 1975 году.
Имеет хождение история о том, как советский спецназ в мае 1968 года выкрал у американцев новейший ударный вертолёт. «Супер Кобра» с управляемыми реактивными снарядами находилась на секретной базе в Камбодже в 30 км от границы с ДРВ. Девять спецназовцев перевернули базу вверх дном и угнали чудо-оружие. Первое появление данного сюжета зафиксировано в книге Дона Миллера (Анатолий Тарас) «Коммандос: Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений». Неуклюжесть вымысла сразу бросается в глаза: вертолёта под названием «Супер Кобра» (AH-1W) в 1968 году не существовало; «Кобры» во Вьетнаме никогда не применяли управляемые ракеты какого-либо типа (TOW и SS.11 применялись только с «Хьюи»); минимальное расстояние между Камбоджей и ДРВ составляло не 30, а около 260 км; ни о каких секретных вертолётных базах США в Камбодже, враждебно настроенной по отношению к американцам на тот момент, ничего не известно и спустя полвека, после рассекречивания множества документов о тайных операциях.
Как часто бывает, исторические факты прозаичнее и скучнее красочных легенд о спецназе. В апреле 1972 года регулярная северовьетнамская армия захватила на территории Южного Вьетнама две совершившие вынужденную посадку «Кобры»… но, по-видимому, так и не придумала, что с ними делать.
Идея о том, чтобы разрезать Южный Вьетнам на две части через долины Центрального нагорья, всегда преследовала северовьетнамское командование. Названия крохотных городков Дакто и Танкань регулярно появлялись в заголовках американских газет и вечерних теленовостях: так было в 1966-м (операция «Хоторн», когда командир одной роты сознательно вызвал напалмовый удар на свои позиции), в 1967-м (операция «Макартур» и знаменитое сражение, увенчавшееся мясорубкой на высоте 875), в 1969-м (осада базы Дакто и соседней Бенхет, когда северовьетнамцы пустили в ход танки). Когда в 1972-м Север начал полномасштабное вторжение на Юг, эти места неизбежно стали полем битвы в очередной раз.
Пасхальное наступление на Центральном нагорье началось позднее, чем в других районах. Сначала северовьетнамская армия сосредоточила усилия на «Ракетном хребте» к югу от Дакто-Танканя. В первые недели наступления здесь были захвачены две южновьетнамские базы, после чего деморализованные южане оставили ряд господствующих высот. Теперь северовьетнамцы начали непрерывные обстрелы Дакто и Танканя. Эти населённые пункты находились в нескольких километрах друг от друга, из-за чего нередко и упоминались вместе. Возле Танканя был штаб 22-й пехотной дивизии Армии Республики Вьетнам, а в Дакто – важный аэродром, известный как Дакто-2 или «Феникс». Район обороняли 42-й и 47-й полки 22-й дивизии. Танкань (на некоторых картах обозначен как Конходжао) был связан с провинциальным центром Контум дорогой № 14 (QL-14). На этой дороге примерно в 6 километрах к юго-востоку располагался населённый пункт Дьенбинь, и рядом с ним – мост через реку Пси (Дакпси).
23 апреля северовьетнамцы перешли к решительным действиям. Используя новейшие противотанковые управляемые ракеты «Малютка», они истребили немногочисленный танковый компонент оборонявшихся, поражали укрепления и уничтожили командный пункт 22-й дивизии. Ночью 23-24 апреля было обнаружено выдвижение колонны танков Т-54; усилия одного американского ганшипа AC-130 вместе с южновьетнамским AC-47 не смогли её остановить, но главным фактором провала обороны стало то, что южновьетнамцы не подорвали два моста, которые должны были подорвать. Утром 24 апреля ВНА пошла на штурм. 66-й полк и 1-й полк 2-й пехотной дивизии при поддержке танков выполнили поставленную задачу всего за несколько часов. 22-я дивизия потеряла своего командира и частично сдалась, частично разбежалась, побросав значительное количество вооружения и боеприпасов.
Взятие Дакто-Танканя стало главным успехом северовьетнамцев в кампании 1972 года на Центральном нагорье. Взять Контум они уже не смогли.
В боевых действиях 24 апреля участвовали «Кобры». Ветераном войны Уильямом Пейджем найден и опубликован учётный журнал американского командования в военном регионе 2 за этот день. В плане потерь «Кобр» интересны две записи:
1055 ONE G/S LOST (ENG OIL PRESSURE) NOT SHOT DOWN
1426 FM LTC BAGNAL: UNDERTAKER (B/7/17) G/S SHOT DOWN, CREW OK. TIME SHOT DOWN UNK
Таким образом, в 10 часов 55 минут поступило сообщение о потере одного ударного вертолёта по небоевой причине (неисправность масляной системы), в 14 часов 26 минут сообщено о сбитии ударного вертолёта из роты «Браво» 7-го эскадрона 17-го кавалерийского полка без уточнения времени, когда это произошло, экипаж не пострадал; Undertaker – это позывной взвода AH-1 в роте «Браво». Список погибших в Юго-Восточной Азии вертолётчиков тоже показывает отсутствие жертв. За этот день возле Дакто-Танканя американцы потеряли пять вертолётов, только в одном из которых были погибшие. И фотографии, и свидетельство очевидца (о котором будет сказано ниже) позволяют заключить, что «Кобры» совершили вынужденные посадки без существенных внешних повреждений.
Согласно доступным материалам о потерях AH-1G, 24 апреля 1972 года числятся списанными два борта с серийными номерами 66-15336 и 68-17020. На веб-сайте Джона Хеслина «The Battle of Kontum» есть карта с местами потерь вертолётов вокруг Контума за весну 1972 года. На ней отмечены две «Кобры» из роты H 17-го кавалерийского полка, потерянные 24 апреля в одной точке с координатами ZB095175. Эта информация содержит неточность, касающуюся подразделения. В описываемый момент оно обозначалось как рота «Браво» 7-го эскадрона 17-го кавалерийского полка. Только 30 апреля, через неделю после событий, она стала ротой «Отель» 17-го кавалерийского полка. Базировалась она в Кэмп-Холлоуэй возле Плейку.
Точка ZB095175 легко находится на карте – поле у дороги № 14, на небольшом удалении к юго-востоку от моста через реку в Дьенбине (примерно 14°36’47” с.ш. 107°52’21” в.д.). Однако эти координаты подтверждаются другими источниками только для вертолёта 68-17020. База данных Ассоциации пилотов вертолётов Вьетнама указывает местом потери борта 66-15336 совсем иную точку ZB002200, расположенную южнее Дакто и примерно в 9 километрах к западу от Дьенбиня. Больше никаких подробностей не приводится.
Захват Дьенбиня попал на страницы официальной истории Вьетнамской народной армии, изданной на Западе под заголовком «Victory in Vietnam»:
Впервые в истории Центрального нагорья наши силы уничтожили базу вражеской дивизии под защитой укреплённой линии обороны. Сразу же развивая этот успех, ночью 24 апреля 141-й пехотный полк (2-й дивизии), поддерживаемый танками, атаковал базу в Дьенбине, уничтожив две полные интергруппы Региональных сил [интергруппа – liên đội – эквивалент батальона] и захватив шесть артиллерийских орудий и два вертолёта.
Вот они, те самые «Кобры» в Дьенбине, хотя время указано не совсем точно: под «ночью 24 апреля» подразумевается, очевидно, ночь 24-25 апреля.
О развитии событий коротко вспоминает 1-й лейтенант Фрэнк Шиптон из роты «Браво»:
24 апреля 1972-го я сделал вещь, о которой говорил своему отцу, что не сделаю никогда, – добровольно вызвался на задание. Две «Кобры» были сбиты на пути от Танканя до Контума. Они приземлились на чём-то вроде открытого пространства. Начальство хотело, чтобы «Хьюи» отвёз туда парней техперсонала, и они бы подготовили [вертолёты] к эвакуации. Я вызвался добровольцем, и мы высадили их без проблем. Улетая, мы совершали манёвры уклонения по мере набора высоты. Внезапно мы почувствовали попадания. Ощущение такое, будто чудовище хотело растерзать «Хьюи».
Вертолёт UH-1H (серийный номер 68-16498) был подбит зенитным огнём, некоторое время тянул к Контуму и в итоге совершил жёсткую посадку; машина ремонту не подлежала, но весь экипаж уцелел.
Рассказ Шиптона подтверждает, что «Кобры» изначально приземлились в одной точке. К сожалению, не уточняется, что случилось с высаженными им техниками. Можно лишь констатировать, что попытка спасти вертолёты почему-то не увенчалась успехом. Хотя подробности отсутствуют, причина неудачи выглядит достаточно очевидной. После сбития «Хьюи» командование должно было задуматься, стоит ли отправлять для вывоза «Кобр» тяжёлый транспортный CH-47 или CH-54 в район с такой активной вражеской ПВО. Скорее всего, техников и экипаж Шиптона подобрали другие вертолёты.
И, наконец, свидетельство очевидца – некоего Ван Ки Тюена (возможно, южновьетнамского солдата, судя по его уверенному обращению с боеприпасами). В день падения Танкани он видел пару низколетящих AH-1.
…я был изумлён, когда через два дня обнаружил их стоящими (не разбитыми) рядом в нескольких сотнях футов от южного въезда на мост в Дьенбине (примерно в 10 метрах от шоссе 14, на западной стороне дороги), вроде бы в хорошем состоянии, почти идеально целыми без видимых повреждений. Еще больше я удивился тому, что северовьетнамцы не поставили ни одного часового возле ценных трофеев, хотя у них были солдаты в домах неподалёку, и я мог свободно делать что угодно с этими отлетавшимися боевыми машинами.
Тюен вытащил неуправляемые ракеты из блоков и выложил ими на земле надпись HELP. Он думал о том, как подорвать вертолёты, но у него не было гранат, так что он ничего не смог сделать.
Исходя из современных карт, въезд на мост Дьенбинь правильнее было бы назвать не южным, а восточным, и «Кобры» стояли к югу от дороги, а не к западу. Тюен мог не ориентироваться на местности, в остальном же его описание совпадает с местностью в точке ZB095175. Судя по рассказу, вертолёты совершили успешные аварийные посадки, видимо, из-за вышеупомянутой неисправности и удачного попадания одной или нескольких пуль, так что выглядели невредимыми. Небрежность северовьетнамцев, оставивших трофеи без охраны, кажется непонятной, если не задаваться вопросом: а что они могли с ними сделать? Для использования «Кобр» по назначению отсутствовали подготовленные экипажи, да и в условиях полного господства авиации США это стало бы самоубийством (в Южном Вьетнаме не было МиГов и зенитно-ракетных комплексов с советскими «льенсо», на описываемый момент даже не начали применяться ПЗРК «Стрела-2»). Тем более, что сначала вертолёты предстояло отремонтировать в полевых условиях. Поэтому же исключался перегон их куда-то по воздуху. Для перевозки по земле не было транспортёров. Скорее всего, командование ВНА вообще не озадачивалось мыслью о том, что эти вертолёты могут представлять какой-то военно-технический интерес для Северного Вьетнама или его союзников. Оставалось только провести фотосессию у трофеев (что и было сделано) и ждать, когда их разбомбят американцы.
Безусловная странность в том, что американцы не сделали этого сразу же. Задача по уничтожению брошенного южанами вооружения была поставлена, и утром 25 апреля «Фантомы» уничтожили бомбами с лазерным наведением три гаубицы, которые ВНА пыталась вывезти из Дакто. В тот же день авиация разбомбила мост Дьенбинь, замедлив продвижение северян на Контум; ЦРУ посчитало это событие достаточно значимым, чтобы включить в ежедневную сводку для президента Ричарда Никсона. «Кобры» стояли рядом с мостом на открытом пространстве, американцы знали их местонахождение… однако если Ван Ки Тюен не ошибся с датировкой, 26 апреля вертолёты всё ещё были целыми.
О судьбе захваченных «Кобр» нельзя сказать ничего определённого. Американская историография совершенно не осведомлена об этом инциденте. В неофициальной 800-страничной боевой летописи 7-го эскадрона 17-го кавалерийского полка во Вьетнаме за день 24 апреля отмечена потеря одной «Кобры» № 68-17020 без подробностей (кроме тех самых координат), а также есть процитированное свидетельство Фрэнка Шиптона без какого-либо комментария. Альберт Грандолини в книге «The Easter Offensive Vietnam 1972. Volume 2: Tanks in the Streets» сопровождает фотографию вертолётов с копошащимися вокруг северовьетнамцами недоумённой подписью: «почему они оказались захвачены на земле, остаётся неизвестным». Аналогичное молчание и с другой стороны. «Кобр» однозначно нет во вьетнамских военных музеях, иначе бы туристы давно отсняли их со всех сторон, как прочие экспонаты. Нет и никаких следов пребывания AH-1G в Советском Союзе. После падения Южного Вьетнама в 1975 году ряд образцов американской техники отправился в СССР, среди них были самолёты F-5 и A-37, вертолёты CH-47 и UH-1. Это отражено в различных мемуарах и статьях, а вот о «Кобрах», представлявших безусловный интерес для советских военных и авиаконструкторов, нигде ни слова.
Вероятно, происходили и другие похожие случаи. Годом ранее во время вторжения в Лаос северовьетнамцы запечатлели два подбитых, но относительно уцелевших «Хьюи». Такие трофеи не имели никакой практической ценности, и даже их использование на пропагандистском фронте не принесло значительных успехов, раз историю отдельных фотографий приходится восстанавливать по крупицам. Одно фото с укрывающимся за фюзеляжем «Кобры» солдатом ВНА было опубликовано в 1976 году, через год после окончания войны (причём с подписью, что это аэродром Дакто). Кто знает, сколько таких ещё лежит в архивах министерства обороны Вьетнама или вообще не было проявлено.