Жан Робинэ — неизвестный герой Великой войны

07 февраля 2023

Людмила Забулис

4

803

Жан Робинэ — неизвестный герой Великой войны

“Рыцарь неба» из Ньора

В конце марта 1910 года в Ньор-Суше (Niort-Souché) прошла Авиационная неделя в присутствии Жака де Лессепса (Jacques de Lesseps), пионера французской авиации.

Самолеты, бипланы и монопланы, представленные их пилотами, носили совершенно невероятные имена: «Demoiselle» («Девица»), «Antoinette» («Антуанетта»), «Cage à poules» («Курятник»), «Chauve-souris» («Летучая мышь»).

На 8-й день праздника, 10 апреля, сам Жак де Лессеп пролетел на аэроплане над Ньором на высоте 150 м и сделал поворот вокруг колокольни собора Нотр-Дам...

За этим действом наблюдает еще никому неизвестный Жан-Фернан Робинэ, кареглазый парнишка в кепке козырьком назад, с хулиганской улыбкой и ямочками на щеках. Ему только исполнилось 20 лет, через полтора года он станет дипломированным пилотом, через три – одним из первых военных летчиков Франции, а через семь лет навсегда сложит крылья в далекой России...


Жан Робинэ, авиатор из Ньора 1912

Жан Антонен Фернан Робинэ (Jean Antonin Fernand Robinet) родился 26 марта 1890 года, в городке Ньор, департамента Дё-Севр, в Новой Аквитании, поблизости от Ла-Рошель.

Отец Жана, Луи-Фернан Робинэ, был булочником, как его отец и дед, что во Франции всегда считалось очень уважаемым делом, и имел собственную пекарню на улице Рикар. Вероятно, Жан продолжил бы семейную традицию, если бы в тишину провинциального Ньора не нарушил рокот авиамоторов. 

Ньор, ул. Рикар. Почтовая карточка 1910-е

Жан Робинэ, с детства был увлечен техникой, и по окончанию коллежа, поступил в технический лицей осваивать специальности механика и электрика, но после той авианедели Жан, как и многие его сверстники заболел авиацией.

Вместе с друзьями по лицею Жан взялся за строительство «самолета». И, что удивительно, ребята его построили. Естественно, что Робинэ, как вдохновитель был назначен пилотом и даже смог взлететь на этом странном аппарате.

Но, чтобы летать и участвовать в соревнованиях был необходим диплом, так что пришлось Жану официально "получать крылышки". Летом 1910 года ему подошел срок призыва в армию, но Жан получил отсрочку от призыва до окончания учебы в октябре 1912 – он учился на телеграфиста. 


Национальная школа авиации, аэродром Лион-Брон. Робине (в центре) с Соммером (справа) и Молла.

Воспользовавшись свободным временем, юноша в декабре 1910 года отправился учиться летать в авиашколу в Мурмелоне, где получил диплом гражданского пилота от Аэроклуба Франции (№476 от 29.04.1911). Примечательно, что в тот же день получил свой диплом пилота за номером 478 и его новый приятель - 24-летний парижанин Марк Бонье, с которым Жана еще не раз сведет судьба.


Национальная школа авиации, аэродром Лион-Брон. Жан Робине на биплане Sommer

Теперь Жан, дипломированный летчик, смог принять участие в настоящих соревнованиях, что он собственно и сделал в июне 1912 года. Робинэ взлетел в небо над Сен-Лигуэром (предместье Ньора, сейчас входит в его состав) на своем самодельном самолетике.

Друзья Жана соорудили по такому поводу знак поддержки, собранный из множества кранов для бочек, на котором было написано: «Robinet le seul qui ne fuit pas!» («Единственный кран, который не протекает!»). (Здесь игра слов: "robinet" по-французски "кран", в том числе и водопроводный - прим. авт.)

Тем не менее, в первый день из-за сильного ветра Жану не удается подняться на своем маленьком самолетике более чем на 50 метров, но на следующий день вернулась хорошая погода, он пролетает над Ньором до Мозе на высоте 400 м и сажает свою "Кукушку" в Сен-Лигуере через 30 минут.


Пилот Робинэ перед полетом

22-летний авиатор становится героем страниц местных газет и любимцем девчонок – в маленьком Ньоре теперь тоже есть свой "рыцарь неба".


Жан Робине на своем биплане с пассажиркой мадмуазель Отен, аэродром Сен-Лигуэр, 30 июня 1912 года.

Военный летчик

Осенью 1912-го у Жана закончилась отстрочка от армии. За 7 дней до призыва, 1 октября, Жан получил звание военного летчика, а 3 октября женился на любимой девушке, Стефани Бушэ и отправился служить телеграфистом.

Он был зачислен в инженерные войска, в 8-й инженерный полк (8e régiment du génie), но не зря же он обучался военному пилотажу, поэтому в январе 1913 официально перевелся в авиацию. 


Жан Робинэ (2 справа) — курсант военной авиационной школы, декабрь 1912 г (фото из журнала “La Guerre aérienne illustrée”)

2 августа 1914 года Жан Робинэ был прикомандирован к 1-й авиационной группе в звании капрала-авиатора.

С объявлением всеобщей мобилизации, 2 августа 1914 года, капрал Робинэ был направлен в 1-ю Авиагруппу и в сентябре отправился на фронт.

В декабре его произвели в аджюданы, а весной 1915-го, Робинэ, как отличный летчик, был переведен в резерв Генерального Штаба (GDE). 15 мая произведен в младшие лейтенанты.

Карьерный взлет Жана Робинэ был совсем не случаен: 24-летний пилот в первый месяцы войны успел отличиться несколько раз и заслужил Военный Крест ("Croix de Guerre").

Спустя всего лишь несколько дней после получения первой награды последовала и вторая. Жану Робинэ вместе с наблюдателем Андрэ Ватто удалось отличится в битве при Марне и стать кавалером Военного Медали (Médaille militaire), причем на этот раз наградил его лично главнокомандующий французской армии Жоффр (приказ №735).

1 апреля 1915 года на центральной площади коммуны Обиньи-ан-Артуа (деп. Па-де-Кале) генерал Жоффр, в присутствии генерала Нисселя наградил двух смелых авиаторов, экипаж Вуазена из эскадрильи V29, базирующейся в Бриасе, осуществлявших корректировку артиллерийской стрельбы по беспроволочному телеграфу.

Наблюдатель лейтенант Андре Ватто был удостоен звания Кавалера Почетного легиона, а пилот, аджюдан Жан Робинэ - награжден Военной медалью и удостоился цитаты в приказе: 

«22 марта 1915 года, зная, что в его аппарате не хватает бензина, он, тем не менее, позволил своему наблюдателю продолжить наблюдение внезапно обнаруженного объекта. Чтобы избежать аварии, аджюдан Робинэ снизился в планирующем полете над линиями противника, чтобы позволить напарнику завершить корректировку и, не взирая на сложнейшие условия, приземлился на французских позициях ...»

В конце мая 1915-го Жан Робинэ получил свою вторую цитату в приказе (приказ генерала Вирбеля №61 от 19.06.1915) и был прикреплен к Военной Миссии в России. 

На службе царю

25 июля, по просьбе российской стороны и рекомендации французского командования, Жан Робинэ, вместе с младшим лейтенантом Анри Жуффрэ, был направлен в Севастопольскую офицерскую авиашколу в качестве инструктора.

Провожали летчиков на родине с большим почетом – они были первыми из французских пилотов, которые отправились на службу к союзникам в Россию официально. До этого на российском фронте служили лишь несколько французских пилотов-добровольцев, которых война застала в России: капитан Пьер Грезо, Альфонс Пуарэ, Луи Жануар, Анри Пике, Анри Бурье, а несколько десятков авиамехаников и мотористов работало на различных заводах и в авиашколах.

Об этом событии в августе 1915 года писал «Bulletin mensuel de Ligue aéronautique»:

«Стремясь выразить военной авиации все свое восхищение ее доблестными героями, Аэроклуб де Франс воспользовался перелетом в Париж младших лейтенантов авиаторов Ж- Ф. Робинэ и А. Жуффрэ, кавалеров Военного Креста, отправляющихся с миссией в Россию, чтобы пригласить их на дружеский прием, который состоялся в салоне клуба, в четверг, 8 июля.

Г-н Жорж Безансон, генеральный секретарь, выразил восхищение их успехами на фронте, передал им наилучшие пожелания Клуба в их дальнейшей почетной миссии, и предложил присутствующим коллегам поднять бокал за французскую авиацию, за ее доблестных пилотов и за нашу окончательную победу.»

По прибытию в Россию, оба пилота были отправлены в Севастополь.

Выписка из приказа по Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота:

"Состоящие в школе военные летчики лейтенанты французской армии Жуфрэ и Робинэ Высочайшим Приказом 22.8.1915 определены в резерв чинов при управлении дежурного генерала штаба 7-й армии с зачислением по инженерным войскам подпоручиками. Названные офицеры, как приглашенные специально в качестве лётчиков инструкторов будут состоять в распоряжении школы." (РГВИА. Ф. 844. Оп.1. Д.15.)

Жан Роббинэ руководил группой курсантов, обучающихся полетам на аэропланах Вуазена в бельбекском отделении школы с 25 июля (7 августа) 1915-го по 29 января (11 февраля) 1916 года.

Затем на два месяца Жан Робинэ был откомандирован в открытую в декабре 1915-го Киевскую Школу Летчиков-Наблюдателей.

Но, лишь инструктором, теперь уже «подпоручик Иван Фернандович», пробыл недолго: приказом авиадарма, Великого Князя Александра Михайловича оба французских летчика были отправлены на фронт, для укрепления фронтовых авиаотрядов.

Жан Робинэ с 15 (2) марта 1916 года был назначен во 2-ю Армию, во 2-й Армейский авиаотряд, где уже служил подпоручик Альфонс Пуарэ, но всего через неделю был переведен в 21-й Корпусной авиаотряд.

И на российской службе Жан Робинэ не оставался в тени: летал с летчиками-наблюдателями на разведку, занимался корректировкой артиллерийской стрельбы, обучая этой премудрости российских коллег, о чем есть свидетельства в российских архивах:

«Доношу, что 17 (30) марта на батарею прибыли русский авиатор полковник Дюсиметр и французский авиатор поручик Робинэ и предложили прокорректировать стрельбу батареи с помощью аэроплана — доносил командир 3-й батареи 5-го мортирного артиллерийского дивизиона 23 марта (5 апреля) 1916 года — На батареи была установлена станция радиотелеграфа, летчиком был указан сектор батареи и получены были от них  все необходимые условные данные для начала пристрелки. 22 (4 апреля) сего марта по указаниям поручика Робинэ батарея пристрелялась по одной неприятельской батареи.

23 (5 апреля) марта в течение получаса при помощи поручика Робинэ пристрелялась по двум неприятельским батареям. Способ пристрелки, предложенный поручиком Робинэ весьма прост, требует небольшого расхода снарядов и времени».

За свои боевые заслуги Жан Робинэ был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом (приказ №145 командующего Черноморским флотом) и орденом Св. Станислава 3-й степени.


Послужной список Жана Робинэ (РГВИА) (https://gwar.mil.ru)

Осенью 1915 Жан Робинэ был приглашен в качестве испытателя на авиазавод Анатра в Одессе, где стал штатным заводским испытателем.

Судя по цитатам из отчетов об испытаниях, Жан Робинэ был толковым специалистом, приведу лишь одну из них:

«19 декабря 1915-го (1 января 1916) в Одессе начались испытания опытного экземпляра самолета Анаде. Летчик Робино, впервые поднявший аппарат в воздух, отметил недостаточную поперечную и продольную устойчивости, а также малый запас рулей высоты. При доработке коробку крыльев сдвинули назад на 200 мм и угол их стреловидности увеличили до 8°. Вперед передвинули кресла летчика и наблюдателя (соответственно на 50 и 150 мм.), увеличили площадь хвостового оперения и элеронов. Для парирования реактивного момента воздушного винта под правой консолью нижнего крыла в районе внешних крыльевых стоек установили груз весом 7 кг, а переднюю часть киля развернули влево на 30 мм. Доработанный "Анаде" показал вполне удовлетворительные летные данные: максимальная скорость - 136 км/ч, время подъема на высоту 2000 м -16,5 мин. (9806).

После первых полетов на самолете потребовались большие доводки и ряд улучшений. Конструктор - француз Элизо Декан (ЦГВИА, ф. 2008, оп. 1, д. 508, 522, 726).»

Но, Анатра был известным бракоделом и любителем сэкономить, поэтому к замечаниям своего испытателя прислушивался далеко не всегда: неполадки в моделях его самолетов стоили жизни многим летчикам и на испытаниях, и на фронте.

В мае 1916 года в составе авиационного отряда Французской Военной Миссии прибыл в Россию однокашник Жана по авиашколе в Мурмелоне, теперь уже известный летчик-спортсмен, герой первых бомбардировок Карлсруэ и Штутгарта, лейтенант Марк Бонье.  Робинэ горячо рекомендовал своего товарища руководству завода.

Бонье прибыл в Одессу в июле 1916, но служить друзьям вместе не довелось: Марк Бонье погиб 27 июля (9 августа) при испытаниях аэроплана «Анатра» системы «Биплан-Д» №190. Перед Марком именно Жан Робинэ совершил в этот день на этом аппарате первый испытательный полет. Все прошло благополучно, но для Бонье полет завершился трагедией. Подписывать акт о расследовании аварии пришлось и Робинэ, который входил в состав комиссии.

Через год жертвой недоделок стал и Жан Робинэ:

«Летом 1917 года пилот завода Анатра, лейтенант французской службы Робино (Робин), с механиком завода Иваном Омелиным, готовясь к авиационной неделе, решили сделать на самолете «Анатра-Д» фигуры высшего пилотажа. Эксперимент окончился катастрофой самолета и гибелью обоих людей. Причиной аварии послужила технология склейки лонжеронов из двух частей, вместо монолитной детали по исходной конструкции.» (П. Д. Дузь — История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.), Машиностроение, Москва, 1989, 336 стр.)


– Телеграмма с донесением о гибели Жана Робинэ (РГВИА) (https://gwar.mil.ru)

27-летний лейтенант Жан Робинэ погиб 9 (23 июля) 1917 года и был похоронен на католическом участке Второго Христианского кладбища Одессы. Там же, где похоронены его друг лейтенант Марк Бонье и сменивший его на «Анатре» капитан Люсьен Марсель Шандон.

На долгие годы имя Жана Робинэ было практически забыто, как в России, так и на родине. Вероятно, останься он воевать во Франции, то в списке асов Великой Войны было бы одним именем больше и его, как имена Фонка, Нунжессера, Наварра и Гинемера знал бы каждый французский школьник. А, может быть и нет...


Открытие памятника французским авиаторам на Втором Христианском кладбище Одессы, 2019 г. (фото le-souvenir-francais.fr)

В декабре 2019 года, в Одессе, на месте захоронения Марка Бонье, был установлен памятник. Так как точное место нахождения могил Робинэ и Шандона не известно, то их имена были увековечены на этом же памятнике. Друзья при жизни, Жан Робинэ и Марк Бонье встретились после смерти...

Источники:

  1. Архив департамента Севр и Вьян (https://archives-deux-sevres-vienne.fr/)
  2. Исторический портал Министерства Обороны Франции (https://www.memoiredeshommes.sga.defense.gouv.fr)
  3. Документы из российских архивов на портале https://gwar.mil.ru/
  4. Журналы: “L'Aérophile”, “La Guerre aérienne illustrée”, “La Vie aérienne illustrée”, “Journal Officiel de la République Française”, "Bulletin mensuel de Ligue aéronautique" за 1910-1920 годы.
  5. https://www.geneanet.org/
  6. https://odessa.comments.ua/news/society/developments/219-v-odesse-otkryli-memorial-francuzskim-letchikam.html
  7. Фото из журнала La Guerre aérienne illustrée, 1917 (групповой снимок, сделан в школе в Аворде. Жан Робинэ — стоит второй справа. )
  8. Фотооткрытки из электронного архива аэродрома города Ньора.
Поделиться
Комментарии
Анатолий Андреев
07.02.2023 10:28:25
Большое спасибо за публикацию статей на тему французских лётчиков в России в период ПМВ.
Никогда ранее не знал об этих людях. Очень интересно!
Виктор Рыбьяков > Анатолий Андреев
07.02.2023 11:29:27
Будут еще публикации на эту тему
Михаил Скородумов
07.02.2023 16:45:14
Героические парни
Pavel Fedoseenkov
09.02.2023 22:44:04
Героем нужно быть только за то, что нужно было летать на тех, первых и не совершенных самолётах.И не только летать, но и ещё воевать. Спасибо за статью.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.