04 ноября 2023
1416
После окончательного снятия блокады Ленинграда войска Красной армии стали продвигаться на запад, но в районе города Нарвы их наступление остановил противник, расположившийся на укрепленных позициях.
Нетрудно догадаться, что позиционный тупик можно было преодолеть лишь с помощью морского десанта, что понимал и неприятель. Поэтому для прикрытия фланга своей армии от удара с моря он обновил и дополнил минные заграждения, установленные в Нарвской бухте, начиная с 1942 года, а также занялся и вопросами усиления корабельной группировки.
Последним звонком для противника стала высадка советской морской пехоты 14 февраля 1944 года в районе Мерикюля (деревня на восточном побережье Нарвского залива, южнее Нарва-Иэессу). Несмотря на то что силы десанта не превышали батальона, да ещё и без тяжелого вооружения, он произвел на немцев неизгладимое впечатление. Если до этого усиление морских сил носило больше декларативный характер, то после все сомнения отпали.
В итоге к 1 марта неприятель собрал корабельную группировку, состоящую из 1-й, 25-й и 31-й флотилий тральщиков и 17-й флотилии сторожевых кораблей. Эти силы вошли в состав «Нарвского патруля», соединения немецких кораблей предназначенного для прикрытия минных полей в Финском заливе и противодействия советским десантам.
Как ни трудно догадаться командование КБФ такое положение дел не могло устроить и по «Нарвскому патрулю» стали наносить удары ВВС КБФ.
Уже вечером 6 марта командование 9-й ШАД приказало приготовить хотя бы часть сил дивизии к боевым действиям на море.
Из документов 9-й ШАД:
Забота о подтверждении результатов ударов собственных самолетов командира 9-й ШАД, конечно, похвальна, но реальность очень быстро расставила все по своим местам.«Командиру 7 ГШАП с 8.00 до 19.00 иметь в 20 мин готовности 6 Ил-2 для уничтожения кораблей противника в Нарвском заливе. Вылет по данным разведки, по сигналу с КП 9 АД. Бомбовая зарядка 100 процентов ФАБ-100 с взрывателями АПУВ с задержкой 0,1–0,2 сек.
Командиру 35 ШАП — та же задача, что и для 7 ГШАП.
Командиру 12 КИАП к 07.00 7.03.44 иметь в готовности 2 Як-7Б для производства разведки кораблей противника в Нарвском заливе. Вылет по сигналу с КП 9 ШАРД.
К 08.00 иметь в 20 мин готовности 8 Як-7 на сопровождении Ил-2 на бомбоштурмовой удар по кораблям пр-ка в Нарвском заливе до меридиана губы Кунда.
В группе иметь с[амолё]т с фотоаппаратом для контроля результатов удара.
С 07.00 4 Як-7 иметь в готовности № 1 на ПВО аэродрома. Взлет по данным ГПВНОС.
Командиру 13 КИАП с 07.00 иметь в 10 мин готовности 2 Як-9 для наблюдения за кораблями противника в Нарвском заливе и наведения на цель Ил-2.
Вылет по данным разведки — смена над целью.
С 08.00 иметь в готовности 8 Як-7 на сопровождение Ил-2 7 ГШАП на бомбоштурмовой удар по кораблям противника.
В группе иметь с-т для фотосъемки результатов удара.
С 7.00 иметь в готовности № 1 4 Як-1 на ПВО аэродрома. Вылет по решению к-ра АП.
Всем АПАП быть в готовности с 08.00 к действиям в интересах 2 УА всем составом АП по особому дополнительному распоряжению.
Командир 9 ШАРД (9-я штурмовая авиационная Ропшинская дивизия – прим. редакции) предупредил, что результаты удара Ил-2 будут засчитываться только при наличии фотосъемки, подтверждающей эффективность удара».
Видимо, командующему ВВС КБФ удалось договориться с коллегами из ВВС Красной армии, и поздней ночью командир 9-й ШАД отдал новый приказ на уже наступившие сутки:
«Готовность в интересах 2 УА отменить. Вместо нее командиру 35 ШАП подготовить дополнительно 6 Ил-2 в 40 мин готовности для уничтожения кораблей противника.
Командиру 7 ГШАП подготовить в 40 мин готовности дополнительно 2 шестерки Ил-2 для уничтожения кораблей противника».
К сожалению, отсутствие документов 8-й МТАД и 12-го ГПБАП не позволяет отследить, как там производилась подготовка к ударам 7 марта 1944 года. Известно только, что самолеты 21-го ИАП на разведку не вылетали.
Скорее всего, первым самолетом, увидевшим корабли Нарвского патруля в тот день, стал одинокий Пе-2 из 15-го ОРАП, который с 06 ч 55 мин до 9 ч 23 мин вел разведку кораблей противника в районе о. Большой Тютерс – Азери – Кунда – Таллин. Полученные им разведданные были переданы в 8-ю МТАД.
Однако командир 9-й ШАД не стал полагаться на эти данные и в 7 ч 55 мин приказал выслать два Як-7 12-го ИАП на разведку кораблей противника в районе Большого и Малого Тютерса, губы Кунда и порта Азери. В случае их обнаружения пилотам надлежало немедленно сообщать об этом по радио.
Выполняя этот приказ, в 8 ч 07 мин вылетели два Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — лейтенант А.П. Скоморохов), от которых спустя 35 минут пришло сообщение:
«Южнее Б. Тютерс в 25–30 км 4 ТЩ Курс Азери».
Германских кораблей действительно оказалось четыре, и с них заметили пролет над собой двух самолетов-разведчиков в 8 ч 35 мин (по Берлину — 6 ч 35 мин). Вот только это были не тральщики, а сторожевые корабли 17-й флотилии — V-1701, V-1703, V-1707, V-1708. С них дали опознавательный сигнал, наши разведчики, естественно, на него не ответили, и немцы сыграли воздушную тревогу.
Отметим, что командир неприятельского отряда особых иллюзий не питал и приказал повернуть ближе к берегу, стараясь уйти под защиту зенитных батарей. Причин для этого у него имелось как минимум две.
Первая — это не вполне исправный V-1703, из-за которого корабли могли идти скоростью не более 8,5 уз. Связывалось это с посадкой его на мель 20 февраля 1944 года у о. Малый Врангель. По итогам дня до немцев дойдет, что эксплуатировать поврежденный корабль не лучшая затея.
Вторая причина — это вооружение кораблей. Суммарно на всех сторожевиках имелось: четыре 88-мм пушки (на подлодочном станке С/35; малый угол возвышения не позволял их использовать в качестве полноценных зениток), три одноствольных 37-мм и девять одноствольных 20-мм автоматов и восемь пулеметов MG-13 или MG-34.
Получив данные от разведчиков, командир 9-й ШАД приказал нанести удар силами двух шестерок Ил-2, по одной от 7-го ГШАП и 35-го ШАП, по кораблям противника 25–30 км южнее о. Большой Тютерс.
Первыми в 9 ч 03 мин пошли на взлет штурмовики 7-го ГШАП (ведущий — гвардии старший лейтенант Ф.В. Фоменков) под прикрытием шести Як-7Б 13 ИАП (ведущий — лейтенант П.И. Хорунжий). Следом за ними, в 9 ч 07 мин, на разведку и наведение Ил-2 на неприятеля стартовала пара Як-9 13-го ИАП (ведущий — лейтенант В.Г. Самохвалов.
Последней в 9 ч 20 мин взлетела шестерка Ил-2 35-го ШАП (ведущий — лейтенант П.А. Третьяков) под прикрытием восьми Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — майор В.В. Волочнев).
В силу своей большей скорости первой в 9 ч 25 мин вышла к цели пара лейтенанта В.Г. Самохвалова, и, обнаружив корабли противника, разведчики принялись помогать штурмовикам выходить на цель.
Делалось это так. Обнаружив цель и определив численный состав группы, они доносили по радио, а до подхода штурмовиков «яки» делали залеты в разных направлениях на удалении 40–60 км от цели, с целью осмотра ближайшего района Финского залива.
Лейтенант В.Г. Самохвалов несколько раз дублировал по радио информацию о местонахождении неприятеля, а когда штурмовики появлялись в пределах видимости, он направлял их на цель, ориентируя по ее нахождению относительно курса полета штурмовиков. В отдельных случаях наведение производилось эволюциями самолетов в направлении противника.
Именно так, согласно донесению, действовала пара В.Г. Самохвалова, и благодаря усилиям разведчиков-наводчиков штурмовики вышли цель.
В 9 ч 30 мин, по донесению экипажей, в 30 км юго-западнее о. Большой Тютерс шесть Ил-2 гвардии старшего лейтенанта Ф.В. Фоменкова вышли в атаку на четыре тральщика противника. В ходе нее они израсходовали 8 бомб ФАБ-100, 180 снарядов к 37- мм пушкам ОКБ-16, 40 патронов УБТ и 1500 ШКАС.
Из документов германской 17-й флотилии сторожевых кораблей:
В германских документах повреждения кораблей оценены как не имеющие значения. С советской стороны потерь не имелось. Самолетом же, «получившим много попаданий зенитными снарядами», очевидно, был штурмовик Ил-2, бортовой номер № 29, фактически получивший одно попадание снарядом в стабилизатор, что никак не помешало ему вернуться на свой аэродром.«07.25–07.30 — Воздушная тревога. 17 самолетов (9 Ил-2 и 8 истребителей — предположительно, ЛАГГ), в кв. 3665, подлетали с кормы, с правого борта. Держась параллельно группе на удалении 120–140 гм и на высоте 4000 м, на уровне флагманского корабля они перешли в атаку, одновременно снизившись до 2000, потом до 1500 м.
Корабли дали максимальную скорость и довернули на правый борт, увеличив угол обстрела для носовых 8,8-см пушек. 8,8 см пушки открыли огонь с 80 гм, с 60 гм начали стрелять 3,7-см и примерно с 40–50 гм — 2-см. Заградительный огонь из всех стволов рассеял сомкнутый строй вражеского отряда. В то время как 3 бомбардировщика отказались от атаки, остальные перешли в пологое пикирование.
Прицельный зенитный огонь не дал им бомбить прицельно, так что сброшенные бомбы — их насчитали 24 — все упали в воду очень далеко от кораблей и не причинили повреждений. Точно наблюдалось, что один самолет получил очень много попаданий зенитными снарядами. Однако бомбардировщики и истребители открыли сильный огонь из бортового вооружения. Из-за него на V-1708 был тяжело ранен обер-гефрайтер Мейер — в грудь, легко ранены матрозе-гефрайтер Шенке — осколок в ягодицу и матрозе-гефрайтер Матышок — касательное черепа. Помимо этого, на V-1707 имелось две пробоины на мостике».
После атаки штурмовиков разведчики-наводчики В.Г. Самохвалова сфотографировали результат атаки, но из-за сильной дымки фотосъемка не вышла.
Истребители противника во время этой атаки так и не появились, и вся группа гвардии старшего лейтенанта Ф.В. Фоменкова благополучно села к 10 ч 06 мин.
Тем временем командир 9-го ШАД приказал поднять для атаки неприятельских кораблей еще по шестерке Ил-2 от 7-го ГШАП и 35-го ШАП, благо в 9 ч 45 мин от В.Г. Самохвалова пришло радио:
В 9 ч 48 мин пошли на взлет штурмовики 7-го ГШАП (ведущий — гвардии лейтенант И.Ф. Родионов), через восемь минут стартовало их истребительное сопровождение из четырех Як-1 и двух Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — лейтенант П.К. Бородачев).«4 СКР находятся на траверзе Азери, маневрируют».
Спустя три минуты (9 ч 51 мин) стартовали шесть Ил-2 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов), к которым в 9 ч 57 мин присоединились восемь Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — капитан И.И. Голосов).
Пока для атаки немецких кораблей поднимались две новые группы штурмовиков, немецкие корабли в 10 ч 10 мин атаковали самолеты 35-го ШАП взлетевшие в 9 ч 20 мин, ведущим у которых был лейтенант П.А.Третьяков. По донесениям экипажей четыре тральщика находились в 15 км северо-восточнее Азери. В ходе атаки они израсходовали: бомб ФАБ-100 —18, реактивных снарядов РС-82 — 20, снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 — 210, к пушкам ВЯ — 430, патронов к пулемету ШКАС — 650 и к БС — 150 штук.
На сей раз немцы утверждают, что ещё в 9 ч 45 мин их корабли получили предупреждения с постов наблюдения о подлете к ним самолетов. Спустя пять минут их обнаружили и с кораблей, которые через минуту открыли огонь. Увеличив скорость, они повернули поперек курса атаки самолетов. Вот только состав атакующих противник определил в шесть Пе-2 и столько же Ил-2. А вот дальше в документах 17-й флотилии начинается что-то непонятное.
Из документов германской 17-й флотилии сторожевых кораблей:
«На траверсе группы самолеты сделали резкий разворот и полетели к кораблям с северо-запада. Самолеты умело использовали облачность, но cильным оборонительным огнем всех кораблей они были рассеяны. Сначала Пе-2 по одному атаковали корабли бомбами и огнем бортового оружия, потом свои атаки начали Ил-2, каждый сбросив по одной бомбе и ведя огонь из бортового вооружения. Один внезапно вынырнувший из облаков штурмовик Ил-2 получил попадание из 3,7-см пушки, так что самолет взорвался на удалении 700 м. Корпус после этого без особого дымления или горения, отвесно и быстро рухнул в воду, в то время как оба крыла снижались медленно».В действительности ни один советский самолет в ходе налёта на германские сторожевики не был сбит или поврежден. А загадочная атака Пе-2 и точно сбитый на глазах у всех штурмовик послужат неплохим напоминаем, что люди на войне не всегда видят то, что фактически происходит.
Но итоги удара у немцев описаны так:
По мнению немцев приблизительно половина (точнее 14) бомб взорвались вблизи V-1708, но, как описано выше, никаких серьезных повреждений кораблю они не причинили. При отходе группы от цели в районе 5 км от западного берега Курголово появились четыре неприятельских истребителя Fw-190, с которыми в 10 ч 20 мин вступили в бой истребители (пилоты — лейтенант В.А. Тихомиров и младший лейтенант П.С. Гапонов) 12-го ИАП.«Многочисленные сброшенные бомбы (с высоты 500 м. — Авт.) — 24 или 26 — причинили лишь незначительные повреждения. Большой осколок пробил каюту командира флотилии. Потери от огня бортового вооружения самолетов: тяжело ранены матрозе-хаупт-гефрайтер Витт — ранение в голову и гефрайтер Брессер — прострелены легкие и предплечье. Легко ранены: фенрих цур Зее Небген — прострелено предплечье (все из экипажа V-1708. — Авт.)».
Бой оказался безрезультатным, самолеты противника ушли на запад, хотя с его стороны есть заявка на сбитый Як-9 в 10 ч 49 мин (8 ч 49 мин по Берлину) обер-фельдфебелем Гролльмуссом (70 побед) из 4-го штаффеля 54-й истребительной эскадры. Это совпадает по месту, но никак не стыкуется по времени. Либо в германских документах ошибка по времени, либо могла иметь место безрезультатная атака по истребителям-разведчикам 9-й ШАД, о которой последние по какой-то причине не доложили.
Дальнейший полет группы лейтенанта П.А. Третьякова прошел без приключений, и все самолеты благополучно приземлились к 10 ч 30 мин. В 10 ч 18 мин в атаку вышли штурмовики гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова из 7-го ГШАП. По донесению экипажей, отряд противника находился в 12 км северо-западнее Азери и по-прежнему состоял из четырех тральщиков. В ходе налёта по нему было использовано: 14 бомб ФАБ-100, 4 реактивных снаряда РС-82, 325 снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 и 100 к 20-мм пушкам ШВАК, 1000 патронов к 7,62-мм пулемету ШКАС и 115 к 12,7-мм пулемету БС.
Из документов 17-й флотилии сторожевых кораблей:
Не имели потерь и повреждений и советские самолеты, а при отходе один из истребителей сфотографировал неприятельские корабли. Германские истребители в воздухе отсутствовали, и вся группа благополучно села на своем аэродроме.«08.18-08.24 — 3-й налет 8 самолетов (Ил-2 и истребители), в кв. 3664 середина справа, то же с северо-востока. Тактика неприятеля прежняя. Многочисленные сбросы бомб и сильный огонь бортового вооружения самолетов. Прицельное бомбометание сорвано точным зенитным огнем. Повреждений и потерь не было».
В 10 ч 22 мин на взлет пошла на разведку кораблей противника и наведение на них штурмовиков очередная пара Як-9 13-го ИАП (ведущий — лейтенант Л.И. Медведев).
А тем временем в 10 ч 26 мин в атаку на врага вышли шесть Ил-2 (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов) второй волны.
По донесению экипажей, их целью стали четыре тральщика, находившихся в 10–15 км северо-восточнее Азери. В ходе налёта расход боезапаса по ним составил: 20 бомб ФАБ-100, 14 реактивных снаряда РС-82, 50 снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 и 420 к 23-мм пушкам ВЯ, 920 патронов к 7,62-мм пулеметам ШКАС.
Но и в этом случае опять что-то приключилось со зрением у неприятеля, оценившего состав группы в «6 Пе-2 в 2 звеньях уступом, 1 Ил-2 в одиночку летел за ними».
Вот как этот налёт отражен в документах 17-й флотилии сторожевых кораблей:
«В 8 ч 26 мин 7 самолетов атаковали там же, где предыдущая группа. И этот налет для неприятеля остался безуспешным. Сильный и прицельный зенитный огонь рассеял отряд противника, так что только трем самолетам удалось пролететь над кораблями. По двум самолетам наблюдались многочисленные попадания 3,7-см и 2-см. От бомб корабли увернулись, огонь бортового вооружения потерь не нанес. Всего противник сбросил 15–16 бомб (с высоты 800 метров. — Авт.). В 08.30 враг отвернул на северо-восток».По наблюдениям немцев, из этих сброшенных бомб 8 разорвались вблизи всё того же V-1708. Потерь в материальной части и личном составе на нём не имелось, но, видимо, от такой любви самолетов к своему кораблю и горя желанием отомстить за потери в его экипаже, моряки V-1708 утверждали, что сбили один самолет.
Из рапорта командира германского сторожевого корабля V-1708:
Но и в этом случае, как и ранее, ни повреждений, а тем более потерь советская сторона не понесла, и все её самолеты благополучно сели на свой аэродром, благо, отсутствовавшие в воздухе германские истребители этому не мешали.«Самолеты пролетели на высоте около 3000 м севернее кораблей мимо них и потом по пеленгу 45 градусов сделали резкий разворот и полетели к кораблям с севера-запада, причем один пикировщик заложил большую дугу… Самолеты атаковали корабли поодиночке бомбами и огнем бортового вооружения. Когда V-1708 лег на курс поперек направления атаки самолетов, один из них при первом выстреле 8,8-см пушки находился примерно на 45° по корабельному пеленгу. Снаряд взорвался рядом с самолетом, который теперь довернул на 1708 и подлетал к нам с запада.
Вскоре после поворота пикировщик был обстрелян из носовой 2-см (Авт.-зенитки), которая добилась попаданий в кабину и носовую часть самолета. Самолет отвесно стал пикировать в направлении своего полета и на удалении более 1000 м с легким дымлением упал. Наблюдался его удар о воду и возникший от этого мощный всплеск воды».
Пока штурмовики Ил-2 пытались добиться успеха, к неприятелю тоже подходило подкрепление. В 10 ч 15 мин (8 ч 15 мин по берлинскому времени) из Азери в Кунду в распоряжение 17-й флотилии отправились четыре малых тральщика М-3102, М-3112, M-3125, M-3140.
В 10 ч 26 мин командир 9-й ШАД приказал поднять третью волну из двух групп штурмовиков из составов 7-го ГШАП и 35-го ШАП (по шесть машин от каждого авиаполка). Первыми в 10 ч 52 мин стартовали Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии капитан М.В. Бухаров), а следом за ними — четыре Як-9 и два Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — майор А.А. Мироненко).
Интересно, что германские корабли 17-й флотилии получили предупреждение об этой группе в 11 ч 16 мин, но по факту эти самолеты до цели не дошли. В итоге по официальной версии:
«6 Ил-2 (ведущий — капитан Бухаров) кораблей противника не обнаружили. В 11.17 Н=2000–300 м произвели бомбо-штурмовой удар по портовым сооружениям ВМБ Кунда. Вызвано 2 очага пожара и 2 взрыва (предположительно, взорван склад боеприпасов)».К счастью, никаких дополнительных проблем группа не нашла и смогла благополучно вернуться назад в полном составе.
В 11 ч 10 мин командир 9-й ШАД приказал командирам 7-го ГШАП и 35-го ШАП группами по шесть Ил-2 уничтожать корабли противника южнее о. Большой Тютерс, производя не менее трех заходов, и обязательно фотографировать. Стартовать группы могли по мере готовности, не дожидаясь приказа командира дивизии.
С германской стороны тоже происходили интересные события. Четыре малых тральщика добрались до кораблей 17-й флотилии и начали принимать c V-1708 раненых, а также солдат морской артиллерии, ехавших пассажирами.
В 11 ч 30 мин (9 ч 30 мин по Берлину) командир этой флотилии, видимо, осознал, что поврежденным кораблям в сложившейся обстановке тут не место, и отправил V-1703 в Таллин, откуда он ушел на ремонт в Данциг. Простояв там до конца апреля, корабль только 4 мая 1944 года вышел обратно в Ревель.
Чуть забегая вперед, скажем, что к 11 ч 40 мин М-3112 и М-3125 приняли с V-1708 четырех раненых и 24 солдата морской артиллерии для их доставки в Азери. В результате группа кораблей 31-й флотилии поделилась на две. С тремя сторожевыми кораблями 17-й флотилии остались М-3102 и М-3104, а M-3112 и M-3125 пошли в Азери. Но к моменту подхода новой группы штурмовиков они друг от друга отошли еще не слишком далеко.
Пока неприятель отправлял в ремонт один корабль и снимал раненых с других, с советских аэродромов продолжали стартовать группы самолетов для ударов по Нарвскому патрулю.
В 11 ч 27 мин стартовали шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии младший лейтенант П.П. Терещенко), за ними через пять минуть (в 11 ч 32 мин) взлетел эскорт —шесть Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — капитан А.В. Кувшинников).
Вслед за ними в 11 ч 52 мин на взлет пошла шестерка штурмовиков 35-го ШАП (ведущий —лейтенант П.А. Третьяков), а в 11 ч 57 мин — их истребительное прикрытие из шести Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — капитан Ю.Б. Петров).
Одновременно со стартом самолетов 35-го ШАП неприятеля в 7–8 км севернее Азери атаковала шестерка гвардии младшего лейтенанта П.П. Терещенко, целью которой, по донесению экипажей, стал отряд германских кораблей из четырех тральщиков и трех сторожевых катеров.
Как видно из вышеописанного, никакой ошибки в докладе советских пилотов не было. Под их удар попали три сторожевых корабля V-1701, V-1707, V-1708 и четыре малых тральщика — М-3102, М-3112, М-3125, М-3140. Расход боезапаса по противнику составил: 12 бомб ФАБ-100, 120 снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16, 145 патронов к 12,7-мм пулеметам УБТ и 1150 к 7,62-мм пулеметам ШКАС.
Немцы получили предупреждение о подходе группы штурмовиков за три минуты до атаки. Сама атака описана в документах 17-й флотилии сторожевых кораблей следующим образом:
«09.55–09.58 отбит 5-й налет. 12 самолетов (6 СБ-2 и 6 Ил-2) (атаковали наши корабли. — А.Л, И.Б.) в кв. 3656, середина. Этот налет проводился очень настойчиво, нацелен был прежде всего на 1708, вблизи которого упала 21 бомба.
Одновременно корабли сильно обстреливались бортовым вооружением самолетов. В результате был смертельно ранен матрозе ван Дорн (с V-1708. — авторы). Повреждений материальной части не было».
Впрочем, экипаж V-1708 и на этот раз пытался отомстить, записав на счет корабля по одному предположительно сбитому бомбардировщику и истребителю. Однако даже поврежденных самолетов у ВВС КБФ опять не было.
Не остались обойденными вниманием Ил-2 и тральщики 31-й флотилии. Из её документов:
«10.00–10.10 КФК идут с кораблями 17-й флотилии в бухту Кунда. 8 вражеских самолетов разных типов атакуют звенья М.3102/40 и М.3112/25 бомбами и огнем бортового вооружения. В экипаже М.3112 трое раненых».
Немецкие истребители опять не появились, и поэтому группа без каких-либо происшествий вернулась на свой аэродром./p>
В 12 ч 07 мин взлетели два Як-9 13-го ИАП (ведущий — лейтенант В.Г. Самохвалов) с прежней целью — разведка кораблей противника и наведение самолетов Ил-2 на цель. Через три минуты села пара Як-9 (ведущий — лейтенант Л.И. Медведев) этого же авиаполка, из доклада которых стало понятно, что к неприятелю подошло подкрепление.
В 12 ч 22 мин германский отряд, по докладу пилотов состоявший из трех тральщиков и двух сторожевых катеров, находившийся в 5 км северо-западнее губы Кунда, подвергся атаке, взлетевшей в 11 ч 52 мин шестеркой штурмовиков 35-го ШАП, ведомой лейтенантом П.А. Третьяковым, сделавшей два захода.
На первом Ил-2 сбросили на корабли противника бомбы, на втором (в 12 ч 28 мин) они их обстреляли пушечно-пулеметным огнем и выпустили реактивные снаряды. Расход боезапаса составил: бомбы ФАБ-100 — 18, реактивные снаряды РС-82 — 14, снаряды 37-мм к пушкам ОКБ-16 — 100, а к 23-мм пушкам ВЯ — 650, патронов к пулеметам ШКАС — 1500 штук.
В документах 17-й флотилии неприятеля эта атака описана так:
«10.25–10.32. Воздушная тревога! Атака 12 самолетов (8 Ил-2 и 4 истребителя) в квадрате 3656, сверху слева. Эта атака была направлена на 1701 и 1708. Вблизи 1701, по подсчетам экипажа, взорвалось восемь бомб, но они не привели к отказам матчасти или серьезным повреждениям. Самолеты атаковали по прежней схеме. Их атака отбита огнем из всех стволов».
И на этот раз германские истребители по-прежнему отсутствовали, что позволило советским самолетам без проблем добраться до своего аэродрома.
Спустя два часа (в 12 ч 20 мин) после налёта М-3112 и М-3125 прибыли с ранеными и пассажирами в Азери, а через 20 минут (в 12 ч 40 мин) М-3102 и М-3140, приняв во второй раз раненых с V-1708, направились туда же.
Одновременно с ударом группы 35-го ШАП в 12 ч 27 мин на взлет пошла шестерка штурмовиков 7-го ГШАП (ведущий — гвардии лейтенант И.Ф. Родионов), а через восемь минут к ним присоединились истребители прикрытия — шесть Як-1 13-го ИАП (ведущий — капитан Д.М. Шаров). В ходе полета выяснилось, что на штурмовике ведущего и одного из ведомых, гвардии старшего лейтенанта А.В. Афанасьева, возникли проблемы с двигателем и до цели дошли лишь четыре Ил-2.
Между тем в 13 ч (11 ч по Берлину) из Азери к кораблям 17-й флотилии отправились тральщики М-3112 и M-3125, выход которых отметили истребители прикрытия группы гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова, атаковавшие в это время неприятельские корабли.
По версии истребителей, штурмовики атаковали в 13 ч 05 мин, по докладу экипажей Ил-2, это произошло в 13 ч 15 мин, и целью их атаки стали три тральщика у входа в губу Кунда. Нетрудно догадаться, что под удар попали три сторожевых корабля 17-й флотилии (V-1701, V-1707, V-1708).
Из документов 17-й флотилии сторожевых кораблей:
«В 11.00 7-й налет, 5 Ил-2 и 5 истребителей в кв. 3655. Самолеты атаковали с северо-востока. Прицельный и точный оборонительный огонь рассеял вражеский отряд при подлете и вынудил часть самолетов не прицельно сбросить бомбы. Всего насчитали 17 разрывов бомб. В ходе атаки корабли были обстреляны сильным огнем бортового вооружения. В 11.09 самолеты отвернули на северо-восток. Повреждений и потерь нет».
На выходе из атаки шесть Fw-190 пытались атаковать штурмовики с бреющего, но их атака была отбита. Капитан Д.М. Шаров сверху c Д=200–100 м атаковал Fw-190 тремя пушечно-пулеметными очередями. Самолеты противника развернулись и ушли на юг. Никаких потерь или повреждений в ходе удара эта группа не понесла и в полном составе села на свой аэродром к 13 ч 42 мин.
Видимо, не слишком удовлетворенный результатами ударов по кораблям, в 13 ч 15 мин командир 9-й ШАД отдал приказ:
«Командиру 7 ГШАП, 6 Ил-2 лучших экипажей ведущий обязательно ст. л-т Фоменков выполнить поставленную задачу уничтожения кораблей противника севернее Азери».
Но пока к неприятелю приближалась очередная группа Ил-2, стартовавшая в 12 ч 39 мин, в состав которой входили шесть штурмовиков 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов) восемь Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — старший лейтенант Е.И. Сусанин).
В 13 ч 20 мин штурмовики вышли в атаку и, по донесениям экипажей, сделали два захода. В ходе первого в 5 км восточней губы Кунда они атаковали два сторожевых катера, а на втором — два тральщика в 15 км северо-восточнее Азери.
По первым Ил-2 применили бомбы, вторых обстреляли пушечно-пулеметным огнем и произвели пуск реактивных снарядов. Расход боезапаса выразился следующими цифрами: авиабомб ФАБ-100 — 16, реактивных снарядов РС-82 — 16, снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 — 170, а к 20-мм ШВАК — 110. Из 12,7-мм пулеметов БС выпущено 140 патронов, из 7,62-мм ШКАС — 420.
Поскольку германские корабли принадлежали разным флотилиям, то приведем соответствующие документы. Так, из них по 31-й флотилии тральщиков явствует:
«11.15–11.20 звенья М.3102/40 и М.3112/25 атакованы 18 разными самолетами, бомбами и огнем бортового вооружения. Потери: 3 раненых».
Несмотря на данную запись об атаке всех четырех малых тральщиков, донесение советских пилотов ближе к истине. По факту в момент атаки корабли 31-й флотилии шли двумя самостоятельными группами и под удар попали М-3112 и М-3125.
В документах инженера-механика той же флотилии находим уточнение по повреждениям от этой атаки:
«На М.3125 вышли из строя обе пушки. Командир орудия и два комендора в санчасти Азери, раненные».
Обе пушки немцы быстро ввели в строй по возвращении тральщика на базу. В документах 17-й флотилии сторожевых кораблей эта атака отражена так:
«11.20–11.40 два налета бомбами и огнем бортового вооружения на уходящие КФК. Мы поддержали их огнем с наших кораблей. От огня бортового вооружения самолетов тяжело ранены матрозе-гефрайтер Делефски и Кулик, легко ранен матрозе Хинденберг. Повреждения незначительные».
В ходе этого налёта штурмовикам активно противодействовали неприятельские истребители. Еще в первом заходе, при атаке малых тральщиков в губе Кунда, два Fw-190 сзади, снизу и слева с дистанции 300 м на высоте Н=200–150 м обстреляли Ил-2.
Их атаки отбили бортстрелки, потерь и повреждений на наших самолетах не было. Но это не помешало немецкому асу, четвертому по результативности в Люфтваффе, О. Киттелю из 3./JG 54 записать на свой счет сбитый в 11 ч 29 мин (по берлинскому времени, по московскому — в 13 ч 29 мин) самолет Ил-2. Вторую попытку атаковать, уже силами четырех Fw-190, противник предпринял в 13 ч 35 мин в 15 км северо-западнее (по другим документам — северо-восточнее) Азери. На сей раз до огня стрелков не дошло — атаку отбили истребители 12-го ИАП.
Несмотря на все угрозы от неприятельских истребителей, последний штурмовик сел в 14 ч 04 мин. Но на смену им пришли совсем другие самолеты…
Командующий ВВС КБФ вполне справедливо считал, что пикирующие бомбардировщики эффективней штурмовиков, и решил задействовать для ударов по кораблям самолеты 8-й МТАД. К сожалению, журналов боевых действий её и 12-го ГПБАП пока найти не удалось, но документов, находящихся в архиве ВМФ в Гатчине, достаточно, чтобы составить картину атак самолетов указанного авиаполка ВВС КБФ.
В 13 ч восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий — гвардии старший лейтенант А.И. Барский) взлетели для нанесения удара по кораблям противника в Нарвском заливе. За ними в 13 ч 05 мин стартовали их истребители сопровождения — десять Як-9 21 ИАП (ведущий — майор Д.А. Кудымов).
Без происшествий достигнув цели, пикировщики разделились на две группы и атаковали германские корабли в точке Ш=59°40' Д=26°50'. Из них первая (четыре Пе-2; ведущий — гвардии старший лейтенант А.И. Барский) в 13 ч 40 мин с пикирования, с высоты 800 м сбросила бомбы (8 ФАБ-250, 2 ФАБ-100) по двум тральщикам в 8 км северо-западнее Азери.
Вторая группа, столько же Пе-2 (ведущий — гвардии лейтенант Ю.Х. Косенко), в 13 ч 40 мин с пикирования, с высоты 1000 м сбросила бомбы (8 ФАБ-250, 2 ФАБ-100) по четырем тральщикам в 10 км северо-западнее Азери.
Несмотря на удар с пикирования и высоту сброса бомб в 800–1000 м, командование ВВС КБФ по итогам налёта записало:
«Попаданий бомб в ТЩ ТЩ не отмечено».
Целью, как нетрудно догадаться, оказались все те же сторожевики 17-й флотилии и малые тральщики 31-й флотилии. Видимо, они не отличили удара пикировщиков от удара штурмовиков и посчитали, что подверглись комбинированной атаке. Что записано в документах противника по этому поводу, указано в описании атаки Ил-2 старшего лейтенанта В.Г. Наумова в 13 ч 20 мин.
Несмотря на сильный зенитный огонь, потерь и повреждений пикирующие бомбардировщики не имели.
В момент удара появились два Fw-190, которых связали боем истребители прикрытия. По донесениям пилотов истребителей 21-го ИАП, они оба их сбили. Один записал на свой счет младший лейтенант Б.А. Лощенков (вторая личная победа), другой — младший лейтенант А.Г. Мелешко (его первая личная победа).
С германской стороны о своей очередной победе, на этот раз над Як-9 в 11 ч 45 мин по берлинскому времени (13 ч 45 мин по Москве) заявил уже упомянутый О. Киттель из 3./JG 54. Справедливости ради отметим, что самолет Б.А. Лощенкова был поврежден в бою, но он сумел произвести нормальную посадку, а саму машину отремонтировали.
В 13 ч 35 мин две группы малых тральщиков 31-й флотилии наконец встретились друг с другом, благополучно, без потерь и повреждений, пережили вышеописанную атаку пикировщиков 12-го ГПБАП и спустя 20 минут прибыли в Азери.
Отметим, что появление германских истребителей вызвало немедленную реакцию командира 9-й ШАД. В 13 ч 32 мин последовал приказ:
«Командиру 13 КИАП для ведущего группы Ил-2 ст л-та Фоменкова усилить прикрытие самолетов ввиду нахождения в воздухе самолетов противника. На сопровождение высылать 10 истребителей».
В 13 ч 32 мин стартовали шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии старший лейтенант Ф.В. Фоменков), через три минуты взлетели столько же Як-9 13-го ИАП (ведущий — капитан К.П. Присяжнюк), еще через восемь — четыре Як-7Б того же авиаполка (ведущий — старший лейтенант И.М. Борохов). Пока штурмовики шли к цели, в 13 ч 47 мин произвели посадку два Як-9 разведчиков-наводчиков лейтенанта В.Г. Самохвалова 13-го ИАП.
В 14 ч 10 мин, штурмовики гвардии старшего лейтенант Ф.В. Фоменкова в районе Кунда, по донесению экипажей, атаковали два тральщика и один сторожевой корабль.
Фактически это были корабли все той же 17-й флотилии. Выдержка из документов флотилии:
«С 12.06 до 12.15 11 машин (6 Ил-2 и истребители) атаковали в кв. 3655 сверху слева. Вследствие точного зенитного огня самолеты противника бомбили, плохо прицелившись. Экипажи кораблей наблюдали сброс 16 бомб. Идеальная оборона. Потерь и повреждений нет».
В утешение можно сказать, что потери и повреждения отсутствовали и с советской стороны. Последний штурмовик благополучно сел на свой аэродром в 14 ч 42 мин, последний истребитель — в 14 ч 53 мин.
Видимо понимая, что искомый результат — уничтожение всех германских кораблей — остается недостижимым, командир 9-й ШАД отдал в течение часа три приказа, которые все-таки привели к успеху. В 14 ч 19 мин он приказал командиру 35-го ШАП подготовить группу из шести Ил-2 с лучшими экипажами, с задачей уничтожения кораблей противника. Затем в 14 ч 35 мин последовал приказ командиру 7-го ГШАП подготовить две группы Ил-2 с той же задачей. Причем указывалось: молодых летчиков в группы не включать. Наконец, в 14 ч 57 мин поступило приказание командиру 12-го ИАП парой Як-7 произвести разведку кораблей противника в районе Нарвский залив – Азери – Кунда. Последний приказ выполнили два Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — лейтенант А.П. Скоморохов). Между 15 ч 20 мин и 16 ч 01 мин они совершили вылет на разведку района Большой Тютерс – губа Кунда, доставив необходимые разведданные.
Помимо штурмовиков к удару привлекли и пикирующие бомбардировщики. В 15 ч 54 мин стартовали восемь Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий — гвардии капитан В.В. Лазарев) под прикрытием дюжины Як-9 21-го ИАП (ведущий — старший лейтенант В.А. Свешников).
Из 9-й ШАД для вечернего удара первой стартовала группа гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова. Это произошло в 16 ч 05 мин. Планировалось девять штурмовиков в группе — фактически взлетело восемь.
С ней стартовали две группы истребителей: в 16 ч 10 мин — шесть Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — лейтенант П.И. Хорунжий) и одновременно четыре Як-1 13-го ИАП (ведущий — лейтенант П.К. Бородачев).
А вот четверке Як-1 из-за неисправности матчасти (не убирались шасси) у ведущих пар — лейтенантов П.К. Бородачева и К.Ф. Ковалева — пришлось вернуться, что имело неприятные последствия.
Одновременно стартовала и группа из шести штурмовиков 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов) под прикрытием десяти Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — майор В.В. Волочнев). В 16 ч 17 мин взлетели четыре Як-9 13-го ИАП (ведущий — капитан К.П. Присяжнюк) на фотосъемку результатов бомбоштурмовых ударов Ил-2.
Первой в 16 ч 30 мин в атаку вышла группа гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова. По докладу экипажей, они атаковали четыре тральщика в 10 км севернее Кунды.
Одновременно с ними к цели подошли пикирующие бомбардировщики. В 16 ч 31 мин восемь Пе-2 12-го ГПБАП атаковали с пикирования три тральщика в точке с координатами Ш=59°40' Д=26°50'. Бомбы были сброшены с 1300 м, израсходовано 16 ФАБ-250 и 14 ФАБ-100.
Целью атаки по-прежнему оставались сторожевые корабли 17-й флотилии и подходивший взамен ушедшего на ремонт V-1703 тральщик М-20. Приведем их донесения. Донесение 17 флотилии сторожевых кораблей:
«14.30–14.32 и 14.38–14.50 2 налета, 10 и 13 самолетов (Пе-2, Ил-2 и истребители) в кв. 3654 сверху слева и 3651 внизу слева. Оба этих налета были очень сильными и, в отличие от предыдущих, производились настойчиво. Похоже, противник получил приказ любой ценой добиться успеха. Самолеты атаковали с пикирования бомбами и огнем бортового вооружения. Все Пе-2 сбрасывали по 4 бомбы за раз, в отличие от Ил-2, которые бросали по 2. Похоже, что в этих налетах использовались бомбы большего калибра, так как разрывы на дистанции, не меньшей, чем раньше, вызывали более сильные сотрясения и осколочные повреждения палубы. Примерно в 8 м позади кормы V.1701 в воду попала серия осколочных ракетобомб, которые повреждений не нанесли».
Донесение командира тральщика М-20:
«14.37, воздушная тревога. Атака 10 вражеских бомбардировщиков. Прицельный и точный огонь по бомбардировщикам затруднил их атаку и не дал бомбить прицельно. Но часть атакующих все-таки долетела до радиуса досягаемости 2-см зениток. Им удалось сбросить бомбы около кораблей. Попаданий не наблюдалось. Повреждений и потерь нет. Расход: 10,5-см — 25; 2-см — 480; 15-мм — 65».
Как видим, успеха пока не было. На выходе из атаки штурмовики И.Ф. Родионова атаковали истребители неприятеля (три Fw-190, по документам 7-го ГШАП; два Fw-190 и один Ме-109 —13-го ИАП). Атака производилась снизу сзади, но бортовые стрелки — штурман, гвардии лейтенант К.М. Гордеев и гвардии младший сержант А.И. Гришин — с дистанции 150–200 м. сбили один Fw-190, но им его не засчитали.
В свою очередь два истребителя прикрытия Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — младший лейтенант М.А. Иванов и ведомый — младший лейтенант М.П. Соловьев) при отходе от цели прикрыли отстающую пару Ил-2.
На траверзе Пюси (?) в 15–20 км от берега на Н=1800 м пару Як-7Б с разворота пытались атаковать два Fw-190. Но атаку отбил М.П. Соловьев. Тогда Fw-190, пикируя, пошли в атаку на самолеты Ил-2 с Д=800 м и открыли по ним огонь.
Видя это, младшие лейтенанты М.А. Иванов и М.П. Соловьев пошли в атаку на противника с пикирования с Д=150–100 м и открыли огонь. В итоге М.П. Соловьев поджег ведомого Fw-190, который отошел на 1000 м от группы, летчик выбросился на парашюте, а горящий самолет упал в воду в 5 км от береговой черты района Тойла.
В свою очередь М.А. Иванов атаковал ведущего Fw-190, от которого в момент атаки отлетали мелкие куски. По наблюдениям пилотов, неприятель пытался уйти, но, не дотянув 10 км до берега, упал в воду. Штаб ВВС КБФ засчитал только одну победу — младшему лейтенанту М.П. Соловьеву.
Неприятно смазала итоги боя потеря Як-7Б лейтенанта В.Д. Шабунина. В годы войны считалось, что он отстал от группы и был сбит истребителями противника, что подтверждается немецкими документами. Из них становиться понятно, что в 16 ч 57 мин (14 ч 57 мин по Берлину) в данном районе пилотом из 3-го штаффеля 54-й истребительной эскадры была заявлена победа над ЛаГГ-3.
Группа пикирующих бомбардировщиков без дальнейших приключений благополучно добралась до своего аэродрома, где и произвела посадку в 17 ч 10 мин. Два штурмовика получили повреждения от огня противника, но смогли благополучно сесть на своем аэродроме в 17 ч 25 мин.
В 16 ч 40 мин в атаку в 15 км севернее губы Кунда на четыре тральщика (по донесению экипажей) вышла последняя группа из шести Ил-2 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов). По целям штурмовики израсходовали: бомб ФАБ-100 — 14, реактивных снарядов РС-82 — 16, снарядов к 23-мм пушке ВЯ — 190, патронов к 7,62-мм пулемету ШКАС — 2100.
Казалось бы, все должно было закончиться, как во многих вышеописанных атаках. Однако в данном случае настойчивость пилотов была вознаграждена.
Из документов германской 17-й флотилии сторожевых кораблей:
«14.30–14.32 и 14.38–14.50 2 налета, 10 и 13 самолетов (Пе-2, Ил-2 и истребители) в кв. 3654 сверху слева и 3651 внизу слева… После отражения 1-го налета самолеты перестроились и снова пошли в атаку (противник не понял, что имеет дело с третьей группой самолетов. — А.Л., И.Б.). Они облетели 1701 либо пролетели над ним, корабль стрелял из всех стволов по вражескому отряду, но не смог разбить строй, а потом атаковали 1707 и 1708. Многочисленные бомбы, от которых теперь можно было увернуться с большим трудом, упали с обеих бортов кораблей.
В результате V.1708, у которого по одной бомбе упало в 5 м от левого и правого бортов, получил течь, вследствие чего ему пришлось выброситься на мель у Педассааре Неем (остров в заливе Колга. — А.Л., И.Б.). Сторожевой корабль V.1707 получил два попадания снарядами. Один взорвался в шкафчике с провиантом, второй пробил палубу с правого борта. Наконечник снаряда нашли в стенке котла, когда искали причину снижения давления пара. Другого потерь и повреждений не было».
Десятая (!!!), по подсчетам немцев, атака привела к тяжелым повреждениям одного сторожевого корабля и довольно серьезным — другого. Забегая вперед, скажем, что для V-1708 война в 1944 году закончилась. От двух взрывов бомб образовалась течь в машинном и котельном отделениях, а из-за повреждения топливного насоса в первое из них вылилось 60 т топлива.
Настоящей катастрофой стала вышедшая из строя аварийная помпа, что лишало возможности осушить указанные отделения. В итоге корабль пришлось посадить на мель, но об этом ниже. V-1708 числился в ремонте по состоянию на 15 января 1945 года, но 24 марта он уже находился в полной боеготовности. Сторожевому кораблю V-1707 из-за попадания 37-мм снаряда в котел пришлось идти в Таллин на ремонт, который завершился 13 марта 1944 года.
Отметим: пилоты группы В.Г. Наумова доложили, что один тральщик потопили и один повредили. Кто конкретно из них добился успехов, по документам установить не удалось. Возвращение этой группы прошло спокойно. Истребителей противника они не встретили, и последний штурмовик благополучно сел в 17 ч 28 мин.
Еще до их возвращения, в 17 ч 15 мин, приземлились четыре Як-9 13-го ИАП (ведущий — капитан К.П. Присяжнюк) и доложили, что:
«16.42 Н=3000 м на подходе к Кунде наблюдали 4 ТЩ курсом 270°, строй кильватер, ход 6 узлов. Самолеты Ил-2 нанесли по ним бомбовый удар. Наблюдали попадание бомб и пожар в кормовой части одного ТЩ».
Удары по неприятельским кораблям 7 марта 1944 года закончились. Справедливости ради стоит вспомнить про последнюю группу штурмовиков, которая должна была нанести удар по кораблям, но не смогла это сделать.
В 17 ч 12 мин в воздух поднялись шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии младший лейтенант П.П. Терещенко) под прикрытием взлетевшей в 17 ч 22 мин весьма экзотической группы истребителей из двух полков в составе двух Як-7Б 13-го ИАП и четырех Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — капитан И.И. Голосов из 13-го ИАП).
По донесению ведущего:
«Кораблей противника в районе Кунда и Азери не обнаружили (в 17.55. — А.Л., И.Б.). Удар произвели по складам и станции Кунда. Наблюдали большой взрыв и пожар — предположительно, взорвался склад боеприпасов. Самолеты обстреляны редким огнем автоматов из порта Кунда и Азери. Повреждений нет».
Без дальнейших происшествий все самолеты благополучно сели в 18 ч 25 мин. На сем боевые вылеты 9-й ШАД на 7 марта закончились.
Зато у неприятеля приключения еще только начинались. Вследствие повреждений от авиабомб у V-1708 образовался крен, к нему подошел V-1707 и попытался взять на буксир. Видимо, подход группы П.П. Терещенко вызвал воздушную тревогу на этих кораблях, в результате чего буксир оборвался.
В 18 ч командир V-1708 доложил, что корабль на плаву не удержать, так как помпы корабля повреждены взрывами авиабомб. В ответ пришёл приказ выброситься на мель, что он и сделал к 18 ч 20 мин. Рядом с ним оставались V-1701 и V-1707.
В 20 ч 42 мин немцы поняли, что беда не приходит одна. На V-1708 загорелись топливные цистерны, и его экипаж пришлось эвакуировать на V-1707.
В 22 ч 40 мин к месту аварии подошел тральщик М-20, к которому присоединился V-1701 и они ушли на позицию I Нарвского патруля.
Но совсем про аварийный сторожевой корабль V-1708 не забыли, на помощь ему из Таллина вышел буксир «Thor» и большой тральщик М-459.
День 7 марта 1944 года закончился, и необходимо подвести его итоги.
За день ВВС КБФ выполнили по кораблям противника 68 самолето-вылетов штурмовиков Ил-2 и 16 самолето-вылетов пикирующих бомбардировщиков Пе-2. По противнику было израсходовано (пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками, включая два удара по наземным целям) 32 ФАБ-250, 204 ФАБ-100, 8 АО-25, 256 ПТАБ-2,5, 101 РC-82, 2295 ОКБ-16, 1950 ВЯ, 860 ШВАК, 1645 БС, 10320 ШКАС.
Из состава Нарвского патруля тяжелые повреждения получил сторожевой корабль V-1708, он был отремонтирован только в начале 1945 года. Второй сторожевой корабль, V-1707, получил легкие повреждения и находился в ремонте до 13 марта 1944 года.
Незначительные повреждения получили несколько кораблей 17-й флотилии сторожевых кораблей и 31-й флотилии тральщиков, на которых вследствие повреждений и технических неполадок вышли из строя четыре 20-мм автомата.
Потери в экипажах кораблей составили один убитый, восемь тяжело- и семь легкораненых моряков.
Расход боеприпасов у противника тоже оказался значительным. Всего 17-я флотилия расстреляла 176 88-мм, 1528 37-мм и 8362 20-мм снарядов и 625 7,9-мм патронов, по 31-й флотилии данных нет, в документах сказано о расстреле половины боезапаса малыми тральщиками.
По данным Нарвского патруля, они сбили зенитным огнем два самолета, еще два предположительно, но фактически не сбили никого.
За день боев над германскими кораблями пилотам истребителей и бортовым стрелкам ВВС КБФ засчитали три сбитых Fw-190.
На текущий момент известно, что в ходе воздушных боев 7 марта 1944 года в I и II группах 54 истребительной эскадры получили повреждения по одному FW-190. Но обстоятельства получения данных повреждений не известны, а следует учитывать, что эти группы вели бои с самолетами 13 ВА и другими группами самолетов ВВС КБФ.
Пилоты люфтваффе заявили в район Нарвского патруля четыре победы: Як-9 в 10 ч 49 мин (8 ч 49 мин по Берлину), Ил-2 в 13 ч 29 мин (11 ч 29 мин по Берлину), Як-9 в 13 ч 45 мин (11 ч 45 мин по Берлину), ЛаГГ-3 в 16 ч 57 мин (14 ч 57 мин по Берлину). Фактически они сбили один истребитель Як-7Б.
Лучше всего итоги 7 марта 1944 года подвел контр-адмирал Бёмер, отправив в вышестоящие штабы и 1-й Воздушный флот телеграмму следующего содержания:
«Большое превосходство русских в воздухе над Нарвской бухтой вынуждает к тому, чтобы дозорные корабли из-за отсутствия нашего истребительного прикрытия днем отходили на запад настолько, что противник будет в состоянии без помех тралить заграждение "Зееигель" между банкой Намси и Кексгольмским рифом. Отход кораблей на запад необходим, чтобы сохранить их как минимум для несения дозора ночью. Снабжение Тютерса днем делается весьма проблематичным».
Также он сделал вывод о том, что корабли 17-й флотилии не подходят для несения дозора в силу своей малой скорости и слабого зенитного вооружения. Поэтому для несения дозорной службы он запросил срочно передать ему 1-ю флотилию моторных тральщиков и вернуть обратно в Финский залив 6-ю флотилию торпедных катеров. По его мнению, 17-й флотилии следовало заниматься более простым делом — конвоированием судов западнее Ревеля.
Все, чего он добился, — так это передачи ему на усиление двух артиллерийских БДБ AF-35 и 46, с указанием, что у них плохие компасы и им для помощи с навигацией надо придавать другие корабли.
Битва в Нарвском заливе продолжалась…
Ранее статья была опубликована в научно-популярном журнале
«Гангуте» №125. (2021г.)
В текущую версию внесены исправления и дополнения в связи
с получением новых данных.