7 марта 1944 года: Нарвский патруль под первым ударом.

7 марта 1944 года: Нарвский патруль под первым ударом.

После окончательного снятия блокады Ленинграда войска Красной армии стали продвигаться на запад, но в районе города Нарвы их наступление остановил противник, расположившийся на укрепленных позициях.

Нетрудно догадаться, что позиционный тупик можно было преодолеть лишь с помощью морского десанта, что понимал и неприятель. Поэтому для прикрытия фланга своей армии от удара с моря он обновил и дополнил минные заграждения, установленные в Нарвской бухте, начиная с 1942 года, а также занялся и вопросами усиления корабельной группировки.

Последним звонком для противника стала высадка советской морской пехоты 14 февраля 1944 года в районе Мерикюля (деревня на восточном побережье Нарвского залива, южнее Нарва-Иэессу). Несмотря на то что силы десанта не превышали батальона, да ещё и без тяжелого вооружения, он произвел на немцев неизгладимое впечатление. Если до этого усиление морских сил носило больше декларативный характер, то после все сомнения отпали.

В итоге к 1 марта неприятель собрал корабельную группировку, состоящую из 1-й, 25-й и 31-й флотилий тральщиков и 17-й флотилии сторожевых кораблей. Эти силы вошли в состав «Нарвского патруля», соединения немецких кораблей предназначенного для прикрытия минных полей в Финском заливе и противодействия советским десантам.

Как ни трудно догадаться командование КБФ такое положение дел не могло устроить и по «Нарвскому патрулю» стали наносить удары ВВС КБФ.

Уже вечером 6 марта командование 9-й ШАД приказало приготовить хотя бы часть сил дивизии к боевым действиям на море.

Из документов 9-й ШАД:

«Командиру 7 ГШАП с 8.00 до 19.00 иметь в 20 мин готовности 6 Ил-2 для уничтожения кораблей противника в Нарвском заливе. Вылет по данным разведки, по сигналу с КП 9 АД. Бомбовая зарядка 100 процентов ФАБ-100 с взрывателями АПУВ с задержкой 0,1–0,2 сек.

Командиру 35 ШАП — та же задача, что и для 7 ГШАП.

Командиру 12 КИАП к 07.00 7.03.44 иметь в готовности 2 Як-7Б для производства разведки кораблей противника в Нарвском заливе. Вылет по сигналу с КП 9 ШАРД.

К 08.00 иметь в 20 мин готовности 8 Як-7 на сопровождении Ил-2 на бомбоштурмовой удар по кораблям пр-ка в Нарвском заливе до меридиана губы Кунда.

В группе иметь с[амолё]т с фотоаппаратом для контроля результатов удара.

С 07.00 4 Як-7 иметь в готовности № 1 на ПВО аэродрома. Взлет по данным ГПВНОС.

Командиру 13 КИАП с 07.00 иметь в 10 мин готовности 2 Як-9 для наблюдения за кораблями противника в Нарвском заливе и наведения на цель Ил-2.

Вылет по данным разведки — смена над целью.

С 08.00 иметь в готовности 8 Як-7 на сопровождение Ил-2 7 ГШАП на бомбоштурмовой удар по кораблям противника.

В группе иметь с-т для фотосъемки результатов удара.

С 7.00 иметь в готовности № 1 4 Як-1 на ПВО аэродрома. Вылет по решению к-ра АП.

Всем АПАП быть в готовности с 08.00 к действиям в интересах 2 УА всем составом АП по особому дополнительному распоряжению.

Командир 9 ШАРД (9-я штурмовая авиационная Ропшинская дивизия – прим. редакции) предупредил, что результаты удара Ил-2 будут засчитываться только при наличии фотосъемки, подтверждающей эффективность удара».

Забота о подтверждении результатов ударов собственных самолетов командира 9-й ШАД, конечно, похвальна, но реальность очень быстро расставила все по своим местам.

Видимо, командующему ВВС КБФ удалось договориться с коллегами из ВВС Красной армии, и поздней ночью командир 9-й ШАД отдал новый приказ на уже наступившие сутки:

«Готовность в интересах 2 УА отменить. Вместо нее командиру 35 ШАП подготовить дополнительно 6 Ил-2 в 40 мин готовности для уничтожения кораблей противника.

Командиру 7 ГШАП подготовить в 40 мин готовности дополнительно 2 шестерки Ил-2 для уничтожения кораблей противника».

Подготовка самолета Ил-2 35-го ШАП КБФ ст. техником-лейтенантом Н.М. Романовым, 1944 г. (ava.org.ru)

К сожалению, отсутствие документов 8-й МТАД и 12-го ГПБАП не позволяет отследить, как там производилась подготовка к ударам 7 марта 1944 года. Известно только, что самолеты 21-го ИАП на разведку не вылетали.

Скорее всего, первым самолетом, увидевшим корабли Нарвского патруля в тот день, стал одинокий Пе-2 из 15-го ОРАП, который с 06 ч 55 мин до 9 ч 23 мин вел разведку кораблей противника в районе о. Большой Тютерс – Азери – Кунда – Таллин. Полученные им разведданные были переданы в 8-ю МТАД.

Однако командир 9-й ШАД не стал полагаться на эти данные и в 7 ч 55 мин приказал выслать два Як-7 12-го ИАП на разведку кораблей противника в районе Большого и Малого Тютерса, губы Кунда и порта Азери. В случае их обнаружения пилотам надлежало немедленно сообщать об этом по радио.

Выполняя этот приказ, в 8 ч 07 мин вылетели два Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — лейтенант А.П. Скоморохов), от которых спустя 35 минут пришло сообщение:

«Южнее Б. Тютерс в 25–30 км 4 ТЩ Курс Азери».

Германских кораблей действительно оказалось четыре, и с них заметили пролет над собой двух самолетов-разведчиков в 8 ч 35 мин (по Берлину — 6 ч 35 мин). Вот только это были не тральщики, а сторожевые корабли 17-й флотилии — V-1701, V-1703, V-1707, V-1708. С них дали опознавательный сигнал, наши разведчики, естественно, на него не ответили, и немцы сыграли воздушную тревогу.

Сторожевой корабль V 1709 17-й флотилии

Отметим, что командир неприятельского отряда особых иллюзий не питал и приказал повернуть ближе к берегу, стараясь уйти под защиту зенитных батарей. Причин для этого у него имелось как минимум две.

Первая — это не вполне исправный V-1703, из-за которого корабли могли идти скоростью не более 8,5 уз. Связывалось это с посадкой его на мель 20 февраля 1944 года у о. Малый Врангель. По итогам дня до немцев дойдет, что эксплуатировать поврежденный корабль не лучшая затея.

Вторая причина — это вооружение кораблей. Суммарно на всех сторожевиках имелось: четыре 88-мм пушки (на подлодочном станке С/35; малый угол возвышения не позволял их использовать в качестве полноценных зениток), три одноствольных 37-мм и девять одноствольных 20-мм автоматов и восемь пулеметов MG-13 или MG-34.

Получив данные от разведчиков, командир 9-й ШАД приказал нанести удар силами двух шестерок Ил-2, по одной от 7-го ГШАП и 35-го ШАП, по кораблям противника 25–30 км южнее о. Большой Тютерс.

Первыми в 9 ч 03 мин пошли на взлет штурмовики 7-го ГШАП (ведущий — гвардии старший лейтенант Ф.В. Фоменков) под прикрытием шести Як-7Б 13 ИАП (ведущий — лейтенант П.И. Хорунжий). Следом за ними, в 9 ч 07 мин, на разведку и наведение Ил-2 на неприятеля стартовала пара Як-9 13-го ИАП (ведущий — лейтенант В.Г. Самохвалов.

Последней в 9 ч 20 мин взлетела шестерка Ил-2 35-го ШАП (ведущий — лейтенант П.А. Третьяков) под прикрытием восьми Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — майор В.В. Волочнев).

В силу своей большей скорости первой в 9 ч 25 мин вышла к цели пара лейтенанта В.Г. Самохвалова, и, обнаружив корабли противника, разведчики принялись помогать штурмовикам выходить на цель.

Делалось это так. Обнаружив цель и определив численный состав группы, они доносили по радио, а до подхода штурмовиков «яки» делали залеты в разных направлениях на удалении 40–60 км от цели, с целью осмотра ближайшего района Финского залива.

Лейтенант В.Г. Самохвалов несколько раз дублировал по радио информацию о местонахождении неприятеля, а когда штурмовики появлялись в пределах видимости, он направлял их на цель, ориентируя по ее нахождению относительно курса полета штурмовиков. В отдельных случаях наведение производилось эволюциями самолетов в направлении противника.

Именно так, согласно донесению, действовала пара В.Г. Самохвалова, и благодаря усилиям разведчиков-наводчиков штурмовики вышли цель.


Схема атаки группы штурмовиков 7ГШАП (ведущий -гвардии старший лейтенант Ф.В. Фоменков) 7 марта 1944 года в 9 ч 30 мин. (ЦВМА)

В 9 ч 30 мин, по донесению экипажей, в 30 км юго-западнее о. Большой Тютерс шесть Ил-2 гвардии старшего лейтенанта Ф.В. Фоменкова вышли в атаку на четыре тральщика противника. В ходе нее они израсходовали 8 бомб ФАБ-100, 180 снарядов к 37- мм пушкам ОКБ-16, 40 патронов УБТ и 1500 ШКАС.

Из документов германской 17-й флотилии сторожевых кораблей:

«07.25–07.30 — Воздушная тревога. 17 самолетов (9 Ил-2 и 8 истребителей — предположительно, ЛАГГ), в кв. 3665, подлетали с кормы, с правого борта. Держась параллельно группе на удалении 120–140 гм и на высоте 4000 м, на уровне флагманского корабля они перешли в атаку, одновременно снизившись до 2000, потом до 1500 м.

Корабли дали максимальную скорость и довернули на правый борт, увеличив угол обстрела для носовых 8,8-см пушек. 8,8 см пушки открыли огонь с 80 гм, с 60 гм начали стрелять 3,7-см и примерно с 40–50 гм — 2-см. Заградительный огонь из всех стволов рассеял сомкнутый строй вражеского отряда. В то время как 3 бомбардировщика отказались от атаки, остальные перешли в пологое пикирование.

Прицельный зенитный огонь не дал им бомбить прицельно, так что сброшенные бомбы — их насчитали 24 — все упали в воду очень далеко от кораблей и не причинили повреждений. Точно наблюдалось, что один самолет получил очень много попаданий зенитными снарядами. Однако бомбардировщики и истребители открыли сильный огонь из бортового вооружения. Из-за него на V-1708 был тяжело ранен обер-гефрайтер Мейер — в грудь, легко ранены матрозе-гефрайтер Шенке — осколок в ягодицу и матрозе-гефрайтер Матышок — касательное черепа. Помимо этого, на V-1707 имелось две пробоины на мостике».

В германских документах повреждения кораблей оценены как не имеющие значения. С советской стороны потерь не имелось. Самолетом же, «получившим много попаданий зенитными снарядами», очевидно, был штурмовик Ил-2, бортовой номер № 29, фактически получивший одно попадание снарядом в стабилизатор, что никак не помешало ему вернуться на свой аэродром.

После атаки штурмовиков разведчики-наводчики В.Г. Самохвалова сфотографировали результат атаки, но из-за сильной дымки фотосъемка не вышла.

Истребители противника во время этой атаки так и не появились, и вся группа гвардии старшего лейтенанта Ф.В. Фоменкова благополучно села к 10 ч 06 мин.

Тем временем командир 9-го ШАД приказал поднять для атаки неприятельских кораблей еще по шестерке Ил-2 от 7-го ГШАП и 35-го ШАП, благо в 9 ч 45 мин от В.Г. Самохвалова пришло радио: 

«4 СКР находятся на траверзе Азери, маневрируют».

В 9 ч 48 мин пошли на взлет штурмовики 7-го ГШАП (ведущий — гвардии лейтенант И.Ф. Родионов), через восемь минут стартовало их истребительное сопровождение из четырех Як-1 и двух Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — лейтенант П.К. Бородачев).


Ведущий группы штурмовиков 7-го ГШАП гвардии лейтенант И.Ф. Родионов.

Спустя три минуты (9 ч 51 мин) стартовали шесть Ил-2 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов), к которым в 9 ч 57 мин присоединились восемь Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — капитан И.И. Голосов).

Пока для атаки немецких кораблей поднимались две новые группы штурмовиков, немецкие корабли в 10 ч 10 мин атаковали самолеты 35-го ШАП взлетевшие в 9 ч 20 мин, ведущим у которых был лейтенант П.А.Третьяков. По донесениям экипажей четыре тральщика находились в 15 км северо-восточнее Азери. В ходе атаки они израсходовали: бомб ФАБ-100 —18, реактивных снарядов РС-82 — 20, снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 — 210, к пушкам ВЯ — 430, патронов к пулемету ШКАС — 650 и к БС — 150 штук.

На сей раз немцы утверждают, что ещё в 9 ч 45 мин их корабли получили предупреждения с постов наблюдения о подлете к ним самолетов. Спустя пять минут их обнаружили и с кораблей, которые через минуту открыли огонь. Увеличив скорость, они повернули поперек курса атаки самолетов. Вот только состав атакующих противник определил в шесть Пе-2 и столько же Ил-2. А вот дальше в документах 17-й флотилии начинается что-то непонятное.

Из документов германской 17-й флотилии сторожевых кораблей: 

«На траверсе группы самолеты сделали резкий разворот и полетели к кораблям с северо-запада. Самолеты умело использовали облачность, но cильным оборонительным огнем всех кораблей они были рассеяны. Сначала Пе-2 по одному атаковали корабли бомбами и огнем бортового оружия, потом свои атаки начали Ил-2, каждый сбросив по одной бомбе и ведя огонь из бортового вооружения. Один внезапно вынырнувший из облаков штурмовик Ил-2 получил попадание из 3,7-см пушки, так что самолет взорвался на удалении 700 м. Корпус после этого без особого дымления или горения, отвесно и быстро рухнул в воду, в то время как оба крыла снижались медленно».
В действительности ни один советский самолет в ходе налёта на германские сторожевики не был сбит или поврежден. А загадочная атака Пе-2 и точно сбитый на глазах у всех штурмовик послужат неплохим напоминаем, что люди на войне не всегда видят то, что фактически происходит.

Но итоги удара у немцев описаны так:

«Многочисленные сброшенные бомбы (с высоты 500 м. — Авт.) — 24 или 26 — причинили лишь незначительные повреждения. Большой осколок пробил каюту командира флотилии. Потери от огня бортового вооружения самолетов: тяжело ранены матрозе-хаупт-гефрайтер Витт — ранение в голову и гефрайтер Брессер — прострелены легкие и предплечье. Легко ранены: фенрих цур Зее Небген — прострелено предплечье (все из экипажа V-1708. — Авт.)».

По мнению немцев приблизительно половина (точнее 14) бомб взорвались вблизи V-1708, но, как описано выше, никаких серьезных повреждений кораблю они не причинили. При отходе группы от цели в районе 5 км от западного берега Курголово появились четыре неприятельских истребителя Fw-190, с которыми в 10 ч 20 мин вступили в бой истребители (пилоты — лейтенант В.А. Тихомиров и младший лейтенант П.С. Гапонов) 12-го ИАП.

Бой оказался безрезультатным, самолеты противника ушли на запад, хотя с его стороны есть заявка на сбитый Як-9 в 10 ч 49 мин (8 ч 49 мин по Берлину) обер-фельдфебелем Гролльмуссом (70 побед) из 4-го штаффеля 54-й истребительной эскадры. Это совпадает по месту, но никак не стыкуется по времени. Либо в германских документах ошибка по времени, либо могла иметь место безрезультатная атака по истребителям-разведчикам 9-й ШАД, о которой последние по какой-то причине не доложили.

Дальнейший полет группы лейтенанта П.А. Третьякова прошел без приключений, и все самолеты благополучно приземлились к 10 ч 30 мин. В 10 ч 18 мин в атаку вышли штурмовики гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова из 7-го ГШАП. По донесению экипажей, отряд противника находился в 12 км северо-западнее Азери и по-прежнему состоял из четырех тральщиков. В ходе налёта по нему было использовано: 14 бомб ФАБ-100, 4 реактивных снаряда РС-82, 325 снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 и 100 к 20-мм пушкам ШВАК, 1000 патронов к 7,62-мм пулемету ШКАС и 115 к 12,7-мм пулемету БС.

Из документов 17-й флотилии сторожевых кораблей:

«08.18-08.24 — 3-й налет 8 самолетов (Ил-2 и истребители), в кв. 3664 середина справа, то же с северо-востока. Тактика неприятеля прежняя. Многочисленные сбросы бомб и сильный огонь бортового вооружения самолетов. Прицельное бомбометание сорвано точным зенитным огнем. Повреждений и потерь не было».

Не имели потерь и повреждений и советские самолеты, а при отходе один из истребителей сфотографировал неприятельские корабли. Германские истребители в воздухе отсутствовали, и вся группа благополучно села на своем аэродроме.

В 10 ч 22 мин на взлет пошла на разведку кораблей противника и наведение на них штурмовиков очередная пара Як-9 13-го ИАП (ведущий — лейтенант Л.И. Медведев).


Самолет Як-9 13-го ИАП и аэродромный бензозаправщик БЗ-335 на базе автомобиля ЗиС-6. (ava.org.ru)

А тем временем в 10 ч 26 мин в атаку на врага вышли шесть Ил-2 (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов) второй волны.

По донесению экипажей, их целью стали четыре тральщика, находившихся в 10–15 км северо-восточнее Азери. В ходе налёта расход боезапаса по ним составил: 20 бомб ФАБ-100, 14 реактивных снаряда РС-82, 50 снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 и 420 к 23-мм пушкам ВЯ, 920 патронов к 7,62-мм пулеметам ШКАС.

Но и в этом случае опять что-то приключилось со зрением у неприятеля, оценившего состав группы в «6 Пе-2 в 2 звеньях уступом, 1 Ил-2 в одиночку летел за ними».

Вот как этот налёт отражен в документах 17-й флотилии сторожевых кораблей:

«В 8 ч 26 мин 7 самолетов атаковали там же, где предыдущая группа. И этот налет для неприятеля остался безуспешным. Сильный и прицельный зенитный огонь рассеял отряд противника, так что только трем самолетам удалось пролететь над кораблями. По двум самолетам наблюдались многочисленные попадания 3,7-см и 2-см. От бомб корабли увернулись, огонь бортового вооружения потерь не нанес. Всего противник сбросил 15–16 бомб (с высоты 800 метров. — Авт.). В 08.30 враг отвернул на северо-восток».
По наблюдениям немцев, из этих сброшенных бомб 8 разорвались вблизи всё того же V-1708. Потерь в материальной части и личном составе на нём не имелось, но, видимо, от такой любви самолетов к своему кораблю и горя желанием отомстить за потери в его экипаже, моряки V-1708 утверждали, что сбили один самолет.

Из рапорта командира германского сторожевого корабля V-1708:

«Самолеты пролетели на высоте около 3000 м севернее кораблей мимо них и потом по пеленгу 45 градусов сделали резкий разворот и полетели к кораблям с севера-запада, причем один пикировщик заложил большую дугу… Самолеты атаковали корабли поодиночке бомбами и огнем бортового вооружения. Когда V-1708 лег на курс поперек направления атаки самолетов, один из них при первом выстреле 8,8-см пушки находился примерно на 45° по корабельному пеленгу. Снаряд взорвался рядом с самолетом, который теперь довернул на 1708 и подлетал к нам с запада.

Вскоре после поворота пикировщик был обстрелян из носовой 2-см (Авт.-зенитки), которая добилась попаданий в кабину и носовую часть самолета. Самолет отвесно стал пикировать в направлении своего полета и на удалении более 1000 м с легким дымлением упал. Наблюдался его удар о воду и возникший от этого мощный всплеск воды».

Но и в этом случае, как и ранее, ни повреждений, а тем более потерь советская сторона не понесла, и все её самолеты благополучно сели на свой аэродром, благо, отсутствовавшие в воздухе германские истребители этому не мешали.

Пока штурмовики Ил-2 пытались добиться успеха, к неприятелю тоже подходило подкрепление. В 10 ч 15 мин (8 ч 15 мин по берлинскому времени) из Азери в Кунду в распоряжение 17-й флотилии отправились четыре малых тральщика М-3102, М-3112, M-3125, M-3140.

В 10 ч 26 мин командир 9-й ШАД приказал поднять третью волну из двух групп штурмовиков из составов 7-го ГШАП и 35-го ШАП (по шесть машин от каждого авиаполка). Первыми в 10 ч 52 мин стартовали Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии капитан М.В. Бухаров), а следом за ними — четыре Як-9 и два Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — майор А.А. Мироненко).

Интересно, что германские корабли 17-й флотилии получили предупреждение об этой группе в 11 ч 16 мин, но по факту эти самолеты до цели не дошли. В итоге по официальной версии:

«6 Ил-2 (ведущий — капитан Бухаров) кораблей противника не обнаружили. В 11.17 Н=2000–300 м произвели бомбо-штурмовой удар по портовым сооружениям ВМБ Кунда. Вызвано 2 очага пожара и 2 взрыва (предположительно, взорван склад боеприпасов)».
К счастью, никаких дополнительных проблем группа не нашла и смогла благополучно вернуться назад в полном составе.

В 11 ч 10 мин командир 9-й ШАД приказал командирам 7-го ГШАП и 35-го ШАП группами по шесть Ил-2 уничтожать корабли противника южнее о. Большой Тютерс, производя не менее трех заходов, и обязательно фотографировать. Стартовать группы могли по мере готовности, не дожидаясь приказа командира дивизии.

С германской стороны тоже происходили интересные события. Четыре малых тральщика добрались до кораблей 17-й флотилии и начали принимать c V-1708 раненых, а также солдат морской артиллерии, ехавших пассажирами.

В 11 ч 30 мин (9 ч 30 мин по Берлину) командир этой флотилии, видимо, осознал, что поврежденным кораблям в сложившейся обстановке тут не место, и отправил V-1703 в Таллин, откуда он ушел на ремонт в Данциг. Простояв там до конца апреля, корабль только 4 мая 1944 года вышел обратно в Ревель.

Чуть забегая вперед, скажем, что к 11 ч 40 мин М-3112 и М-3125 приняли с V-1708 четырех раненых и 24 солдата морской артиллерии для их доставки в Азери. В результате группа кораблей 31-й флотилии поделилась на две. С тремя сторожевыми кораблями 17-й флотилии остались М-3102 и М-3104, а M-3112 и M-3125 пошли в Азери. Но к моменту подхода новой группы штурмовиков они друг от друга отошли еще не слишком далеко.

Пока неприятель отправлял в ремонт один корабль и снимал раненых с других, с советских аэродромов продолжали стартовать группы самолетов для ударов по Нарвскому патрулю.

В 11 ч 27 мин стартовали шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий гвардии младший лейтенант П.П. Терещенко), за ними через пять минуть (в 11 ч 32 мин) взлетел эскорт шесть Як-7Б 13-го ИАП (ведущий капитан А.В. Кувшинников).

Вслед за ними в 11 ч 52 мин на взлет пошла шестерка штурмовиков 35-го ШАП (ведущий лейтенант П.А. Третьяков), а в 11 ч 57 мин их истребительное прикрытие из шести Як-7Б 12-го ИАП (ведущий капитан Ю.Б. Петров).

Одновременно со стартом самолетов 35-го ШАП неприятеля в 7–8 км севернее Азери атаковала шестерка гвардии младшего лейтенанта П.П. Терещенко, целью которой, по донесению экипажей, стал отряд германских кораблей из четырех тральщиков и трех сторожевых катеров.

Как видно из вышеописанного, никакой ошибки в докладе советских пилотов не было. Под их удар попали три сторожевых корабля V-1701, V-1707, V-1708 и четыре малых тральщика — М-3102, М-3112, М-3125, М-3140. Расход боезапаса по противнику составил: 12 бомб ФАБ-100, 120 снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16, 145 патронов к 12,7-мм пулеметам УБТ и 1150 к 7,62-мм пулеметам ШКАС.

Немцы получили предупреждение о подходе группы штурмовиков за три минуты до атаки. Сама атака описана в документах 17-й флотилии сторожевых кораблей следующим образом:

«09.55–09.58 отбит 5-й налет. 12 самолетов (6 СБ-2 и 6 Ил-2) (атаковали наши корабли. — А.Л, И.Б.) в кв. 3656, середина. Этот налет проводился очень настойчиво, нацелен был прежде всего на 1708, вблизи которого упала 21 бомба.

Одновременно корабли сильно обстреливались бортовым вооружением самолетов. В результате был смертельно ранен матрозе ван Дорн (с V-1708. — авторы). Повреждений материальной части не было».

Впрочем, экипаж V-1708 и на этот раз пытался отомстить, записав на счет корабля по одному предположительно сбитому бомбардировщику и истребителю. Однако даже поврежденных самолетов у ВВС КБФ опять не было.

Не остались обойденными вниманием Ил-2 и тральщики 31-й флотилии. Из её документов:

«10.00–10.10 КФК идут с кораблями 17-й флотилии в бухту Кунда. 8 вражеских самолетов разных типов атакуют звенья М.3102/40 и М.3112/25 бомбами и огнем бортового вооружения. В экипаже М.3112 трое раненых».

Немецкие истребители опять не появились, и поэтому группа без каких-либо происшествий вернулась на свой аэродром./p>

В 12 ч 07 мин взлетели два Як-9 13-го ИАП (ведущий — лейтенант В.Г. Самохвалов) с прежней целью — разведка кораблей противника и наведение самолетов Ил-2 на цель. Через три минуты села пара Як-9 (ведущий — лейтенант Л.И. Медведев) этого же авиаполка, из доклада которых стало понятно, что к неприятелю подошло подкрепление.

В 12 ч 22 мин германский отряд, по докладу пилотов состоявший из трех тральщиков и двух сторожевых катеров, находившийся в 5 км северо-западнее губы Кунда, подвергся атаке, взлетевшей в 11 ч 52 мин шестеркой штурмовиков 35-го ШАП, ведомой лейтенантом П.А. Третьяковым, сделавшей два захода.


Схема атаки группы штурмовиков 35-го ШАП (ведущий - лейтенант Третьяков) в 12 ч 25 мин. (ЦВМА)

На первом Ил-2 сбросили на корабли противника бомбы, на втором (в 12 ч 28 мин) они их обстреляли пушечно-пулеметным огнем и выпустили реактивные снаряды. Расход боезапаса составил: бомбы ФАБ-100 — 18, реактивные снаряды РС-82 — 14, снаряды 37-мм к пушкам ОКБ-16 — 100, а к 23-мм пушкам ВЯ — 650, патронов к пулеметам ШКАС — 1500 штук.


Фотоконтроль атаки штурмовиков 35-го ШАП (ведущий -лейтенант Третьяков) 7 марта 1944 года в 12 ч 25 мин. (ЦВМА)

В документах 17-й флотилии неприятеля эта атака описана так:

«10.25–10.32. Воздушная тревога! Атака 12 самолетов (8 Ил-2 и 4 истребителя) в квадрате 3656, сверху слева. Эта атака была направлена на 1701 и 1708. Вблизи 1701, по подсчетам экипажа, взорвалось восемь бомб, но они не привели к отказам матчасти или серьезным повреждениям. Самолеты атаковали по прежней схеме. Их атака отбита огнем из всех стволов».

И на этот раз германские истребители по-прежнему отсутствовали, что позволило советским самолетам без проблем добраться до своего аэродрома.

Спустя два часа (в 12 ч 20 мин) после налёта М-3112 и М-3125 прибыли с ранеными и пассажирами в Азери, а через 20 минут (в 12 ч 40 мин) М-3102 и М-3140, приняв во второй раз раненых с V-1708, направились туда же.

Одновременно с ударом группы 35-го ШАП в 12 ч 27 мин на взлет пошла шестерка штурмовиков 7-го ГШАП (ведущий — гвардии лейтенант И.Ф. Родионов), а через восемь минут к ним присоединились истребители прикрытия — шесть Як-1 13-го ИАП (ведущий — капитан Д.М. Шаров). В ходе полета выяснилось, что на штурмовике ведущего и одного из ведомых, гвардии старшего лейтенанта А.В. Афанасьева, возникли проблемы с двигателем и до цели дошли лишь четыре Ил-2.

Между тем в 13 ч (11 ч по Берлину) из Азери к кораблям 17-й флотилии отправились тральщики М-3112 и M-3125, выход которых отметили истребители прикрытия группы гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова, атаковавшие в это время неприятельские корабли.

По версии истребителей, штурмовики атаковали в 13 ч 05 мин, по докладу экипажей Ил-2, это произошло в 13 ч 15 мин, и целью их атаки стали три тральщика у входа в губу Кунда. Нетрудно догадаться, что под удар попали три сторожевых корабля 17-й флотилии (V-1701, V-1707, V-1708).


Сторожевой корабль 17-й флотилии V 1702.

Из документов 17-й флотилии сторожевых кораблей:

«В 11.00 7-й налет, 5 Ил-2 и 5 истребителей в кв. 3655. Самолеты атаковали с северо-востока. Прицельный и точный оборонительный огонь рассеял вражеский отряд при подлете и вынудил часть самолетов не прицельно сбросить бомбы. Всего насчитали 17 разрывов бомб. В ходе атаки корабли были обстреляны сильным огнем бортового вооружения. В 11.09 самолеты отвернули на северо-восток. Повреждений и потерь нет».

На выходе из атаки шесть Fw-190 пытались атаковать штурмовики с бреющего, но их атака была отбита. Капитан Д.М. Шаров сверху c Д=200–100 м атаковал Fw-190 тремя пушечно-пулеметными очередями. Самолеты противника развернулись и ушли на юг. Никаких потерь или повреждений в ходе удара эта группа не понесла и в полном составе села на свой аэродром к 13 ч 42 мин.

Видимо, не слишком удовлетворенный результатами ударов по кораблям, в 13 ч 15 мин командир 9-й ШАД отдал приказ:

«Командиру 7 ГШАП, 6 Ил-2 лучших экипажей ведущий обязательно ст. л-т Фоменков выполнить поставленную задачу уничтожения кораблей противника севернее Азери».

Но пока к неприятелю приближалась очередная группа Ил-2, стартовавшая в 12 ч 39 мин, в состав которой входили шесть штурмовиков 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов) восемь Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — старший лейтенант Е.И. Сусанин).

В 13 ч 20 мин штурмовики вышли в атаку и, по донесениям экипажей, сделали два захода. В ходе первого в 5 км восточней губы Кунда они атаковали два сторожевых катера, а на втором — два тральщика в 15 км северо-восточнее Азери.

По первым Ил-2 применили бомбы, вторых обстреляли пушечно-пулеметным огнем и произвели пуск реактивных снарядов. Расход боезапаса выразился следующими цифрами: авиабомб ФАБ-100 — 16, реактивных снарядов РС-82 — 16, снарядов к 37-мм пушкам ОКБ-16 — 170, а к 20-мм ШВАК — 110. Из 12,7-мм пулеметов БС выпущено 140 патронов, из 7,62-мм ШКАС — 420.

Поскольку германские корабли принадлежали разным флотилиям, то приведем соответствующие документы. Так, из них по 31-й флотилии тральщиков явствует:

«11.15–11.20 звенья М.3102/40 и М.3112/25 атакованы 18 разными самолетами, бомбами и огнем бортового вооружения. Потери: 3 раненых».

Несмотря на данную запись об атаке всех четырех малых тральщиков, донесение советских пилотов ближе к истине. По факту в момент атаки корабли 31-й флотилии шли двумя самостоятельными группами и под удар попали М-3112 и М-3125.

В документах инженера-механика той же флотилии находим уточнение по повреждениям от этой атаки:

«На М.3125 вышли из строя обе пушки. Командир орудия и два комендора в санчасти Азери, раненные».

Обе пушки немцы быстро ввели в строй по возвращении тральщика на базу. В документах 17-й флотилии сторожевых кораблей эта атака отражена так:

«11.20–11.40 два налета бомбами и огнем бортового вооружения на уходящие КФК. Мы поддержали их огнем с наших кораблей. От огня бортового вооружения самолетов тяжело ранены матрозе-гефрайтер Делефски и Кулик, легко ранен матрозе Хинденберг. Повреждения незначительные».

В ходе этого налёта штурмовикам активно противодействовали неприятельские истребители. Еще в первом заходе, при атаке малых тральщиков в губе Кунда, два Fw-190 сзади, снизу и слева с дистанции 300 м на высоте Н=200–150 м обстреляли Ил-2.

Их атаки отбили бортстрелки, потерь и повреждений на наших самолетах не было. Но это не помешало немецкому асу, четвертому по результативности в Люфтваффе, О. Киттелю из 3./JG 54 записать на свой счет сбитый в 11 ч 29 мин (по берлинскому времени, по московскому — в 13 ч 29 мин) самолет Ил-2. Вторую попытку атаковать, уже силами четырех Fw-190, противник предпринял в 13 ч 35 мин в 15 км северо-западнее (по другим документам — северо-восточнее) Азери. На сей раз до огня стрелков не дошло — атаку отбили истребители 12-го ИАП.

Несмотря на все угрозы от неприятельских истребителей, последний штурмовик сел в 14 ч 04 мин. Но на смену им пришли совсем другие самолеты…

Командующий ВВС КБФ вполне справедливо считал, что пикирующие бомбардировщики эффективней штурмовиков, и решил задействовать для ударов по кораблям самолеты 8-й МТАД. К сожалению, журналов боевых действий её и 12-го ГПБАП пока найти не удалось, но документов, находящихся в архиве ВМФ в Гатчине, достаточно, чтобы составить картину атак самолетов указанного авиаполка ВВС КБФ.

В 13 ч восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий — гвардии старший лейтенант А.И. Барский) взлетели для нанесения удара по кораблям противника в Нарвском заливе. За ними в 13 ч 05 мин стартовали их истребители сопровождения — десять Як-9 21 ИАП (ведущий — майор Д.А. Кудымов).


Ведущий группы Пе-2 12-го ГПБАП А.И. Барский

Без происшествий достигнув цели, пикировщики разделились на две группы и атаковали германские корабли в точке Ш=59°40' Д=26°50'. Из них первая (четыре Пе-2; ведущий — гвардии старший лейтенант А.И. Барский) в 13 ч 40 мин с пикирования, с высоты 800 м сбросила бомбы (8 ФАБ-250, 2 ФАБ-100) по двум тральщикам в 8 км северо-западнее Азери.

Вторая группа, столько же Пе-2 (ведущий — гвардии лейтенант Ю.Х. Косенко), в 13 ч 40 мин с пикирования, с высоты 1000 м сбросила бомбы (8 ФАБ-250, 2 ФАБ-100) по четырем тральщикам в 10 км северо-западнее Азери.

Несмотря на удар с пикирования и высоту сброса бомб в 800–1000 м, командование ВВС КБФ по итогам налёта записало:

«Попаданий бомб в ТЩ ТЩ не отмечено».

Целью, как нетрудно догадаться, оказались все те же сторожевики 17-й флотилии и малые тральщики 31-й флотилии. Видимо, они не отличили удара пикировщиков от удара штурмовиков и посчитали, что подверглись комбинированной атаке. Что записано в документах противника по этому поводу, указано в описании атаки Ил-2 старшего лейтенанта В.Г. Наумова в 13 ч 20 мин.

Несмотря на сильный зенитный огонь, потерь и повреждений пикирующие бомбардировщики не имели.

В момент удара появились два Fw-190, которых связали боем истребители прикрытия. По донесениям пилотов истребителей 21-го ИАП, они оба их сбили. Один записал на свой счет младший лейтенант Б.А. Лощенков (вторая личная победа), другой — младший лейтенант А.Г. Мелешко (его первая личная победа).

С германской стороны о своей очередной победе, на этот раз над Як-9 в 11 ч 45 мин по берлинскому времени (13 ч 45 мин по Москве) заявил уже упомянутый О. Киттель из 3./JG 54. Справедливости ради отметим, что самолет Б.А. Лощенкова был поврежден в бою, но он сумел произвести нормальную посадку, а саму машину отремонтировали.

В 13 ч 35 мин две группы малых тральщиков 31-й флотилии наконец встретились друг с другом, благополучно, без потерь и повреждений, пережили вышеописанную атаку пикировщиков 12-го ГПБАП и спустя 20 минут прибыли в Азери.

Отметим, что появление германских истребителей вызвало немедленную реакцию командира 9-й ШАД. В 13 ч 32 мин последовал приказ:

«Командиру 13 КИАП для ведущего группы Ил-2 ст л-та Фоменкова усилить прикрытие самолетов ввиду нахождения в воздухе самолетов противника. На сопровождение высылать 10 истребителей».

В 13 ч 32 мин стартовали шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии старший лейтенант Ф.В. Фоменков), через три минуты взлетели столько же Як-9 13-го ИАП (ведущий — капитан К.П. Присяжнюк), еще через восемь — четыре Як-7Б того же авиаполка (ведущий — старший лейтенант И.М. Борохов). Пока штурмовики шли к цели, в 13 ч 47 мин произвели посадку два Як-9 разведчиков-наводчиков лейтенанта В.Г. Самохвалова 13-го ИАП.

В 14 ч 10 мин, штурмовики гвардии старшего лейтенант Ф.В. Фоменкова в районе Кунда, по донесению экипажей, атаковали два тральщика и один сторожевой корабль.


Схема атаки группы штурмовиков 7-го ГШАП (ведущий -гвардии старший лейтенант Ф.В. Фоменков) 7 марта 1944 года в 14 ч 10 мин. (ЦВМА)

Фактически это были корабли все той же 17-й флотилии. Выдержка из документов флотилии:

«С 12.06 до 12.15 11 машин (6 Ил-2 и истребители) атаковали в кв. 3655 сверху слева. Вследствие точного зенитного огня самолеты противника бомбили, плохо прицелившись. Экипажи кораблей наблюдали сброс 16 бомб. Идеальная оборона. Потерь и повреждений нет».

В утешение можно сказать, что потери и повреждения отсутствовали и с советской стороны. Последний штурмовик благополучно сел на свой аэродром в 14 ч 42 мин, последний истребитель — в 14 ч 53 мин.

Видимо понимая, что искомый результат — уничтожение всех германских кораблей — остается недостижимым, командир 9-й ШАД отдал в течение часа три приказа, которые все-таки привели к успеху. В 14 ч 19 мин он приказал командиру 35-го ШАП подготовить группу из шести Ил-2 с лучшими экипажами, с задачей уничтожения кораблей противника. Затем в 14 ч 35 мин последовал приказ командиру 7-го ГШАП подготовить две группы Ил-2 с той же задачей. Причем указывалось: молодых летчиков в группы не включать. Наконец, в 14 ч 57 мин поступило приказание командиру 12-го ИАП парой Як-7 произвести разведку кораблей противника в районе Нарвский залив – Азери – Кунда. Последний приказ выполнили два Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — лейтенант А.П. Скоморохов). Между 15 ч 20 мин и 16 ч 01 мин они совершили вылет на разведку района Большой Тютерс – губа Кунда, доставив необходимые разведданные.

Помимо штурмовиков к удару привлекли и пикирующие бомбардировщики. В 15 ч 54 мин стартовали восемь Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий — гвардии капитан В.В. Лазарев) под прикрытием дюжины Як-9 21-го ИАП (ведущий — старший лейтенант В.А. Свешников).

Ведущий общей группы 12-го ГПБАП - Гвардии майор В.В. Лазарев.

Из 9-й ШАД для вечернего удара первой стартовала группа гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова. Это произошло в 16 ч 05 мин. Планировалось девять штурмовиков в группе — фактически взлетело восемь.

С ней стартовали две группы истребителей: в 16 ч 10 мин — шесть Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — лейтенант П.И. Хорунжий) и одновременно четыре Як-1 13-го ИАП (ведущий — лейтенант П.К. Бородачев).

А вот четверке Як-1 из-за неисправности матчасти (не убирались шасси) у ведущих пар — лейтенантов П.К. Бородачева и К.Ф. Ковалева — пришлось вернуться, что имело неприятные последствия.

Одновременно стартовала и группа из шести штурмовиков 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов) под прикрытием десяти Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — майор В.В. Волочнев). В 16 ч 17 мин взлетели четыре Як-9 13-го ИАП (ведущий — капитан К.П. Присяжнюк) на фотосъемку результатов бомбоштурмовых ударов Ил-2.

Первой в 16 ч 30 мин в атаку вышла группа гвардии лейтенанта И.Ф. Родионова. По докладу экипажей, они атаковали четыре тральщика в 10 км севернее Кунды.

Одновременно с ними к цели подошли пикирующие бомбардировщики. В 16 ч 31 мин восемь Пе-2 12-го ГПБАП атаковали с пикирования три тральщика в точке с координатами Ш=59°40' Д=26°50'. Бомбы были сброшены с 1300 м, израсходовано 16 ФАБ-250 и 14 ФАБ-100.


Схема полета группы пикирующих бомбардировщиков 12-го ГПБАП 7 марта 1944 года для атаки в 16 ч 31 мин 8 Пе-2 12 ГПБАП: ведущий – гвардии капитан В.В.Лазарев. (ЦВМА)


Схема захода пикирующих бомбардировщиков 7 марта 1944 года в 16 ч 31 мин 8 Пе-2 12-го ГПБАП: ведущий – гвардии капитан В.В. Лазарев. (ЦВМА)

Целью атаки по-прежнему оставались сторожевые корабли 17-й флотилии и подходивший взамен ушедшего на ремонт V-1703 тральщик М-20. Приведем их донесения. Донесение 17 флотилии сторожевых кораблей:

«14.30–14.32 и 14.38–14.50 2 налета, 10 и 13 самолетов (Пе-2, Ил-2 и истребители) в кв. 3654 сверху слева и 3651 внизу слева. Оба этих налета были очень сильными и, в отличие от предыдущих, производились настойчиво. Похоже, противник получил приказ любой ценой добиться успеха. Самолеты атаковали с пикирования бомбами и огнем бортового вооружения. Все Пе-2 сбрасывали по 4 бомбы за раз, в отличие от Ил-2, которые бросали по 2. Похоже, что в этих налетах использовались бомбы большего калибра, так как разрывы на дистанции, не меньшей, чем раньше, вызывали более сильные сотрясения и осколочные повреждения палубы. Примерно в 8 м позади кормы V.1701 в воду попала серия осколочных ракетобомб, которые повреждений не нанесли».

Донесение командира тральщика М-20:

«14.37, воздушная тревога. Атака 10 вражеских бомбардировщиков. Прицельный и точный огонь по бомбардировщикам затруднил их атаку и не дал бомбить прицельно. Но часть атакующих все-таки долетела до радиуса досягаемости 2-см зениток. Им удалось сбросить бомбы около кораблей. Попаданий не наблюдалось. Повреждений и потерь нет. Расход: 10,5-см — 25; 2-см — 480; 15-мм — 65».

Фотоконтроль удара пикирующих бомбардировщиков 12-го ГПБАП по Нарвскому патрулю. (ЦВМА)

Фотоконтроль удара пикирующих бомбардировщиков 12-го ГПБАП по Нарвскому патрулю. (ЦВМА)

Как видим, успеха пока не было. На выходе из атаки штурмовики И.Ф. Родионова атаковали истребители неприятеля (три Fw-190, по документам 7-го ГШАП; два Fw-190 и один Ме-109 —13-го ИАП). Атака производилась снизу сзади, но бортовые стрелки — штурман, гвардии лейтенант К.М. Гордеев и гвардии младший сержант А.И. Гришин — с дистанции 150–200 м. сбили один Fw-190, но им его не засчитали.

В свою очередь два истребителя прикрытия Як-7Б 13-го ИАП (ведущий — младший лейтенант М.А. Иванов и ведомый — младший лейтенант М.П. Соловьев) при отходе от цели прикрыли отстающую пару Ил-2.
На траверзе Пюси (?) в 15–20 км от берега на Н=1800 м пару Як-7Б с разворота пытались атаковать два Fw-190. Но атаку отбил М.П. Соловьев. Тогда Fw-190, пикируя, пошли в атаку на самолеты Ил-2 с Д=800 м и открыли по ним огонь.

Схема воздушного боя 13 ИАП 7 марта 1944 года в 16 ч 50 мин. (ЦВМА)

Видя это, младшие лейтенанты М.А. Иванов и М.П. Соловьев пошли в атаку на противника с пикирования с Д=150–100 м и открыли огонь. В итоге М.П. Соловьев поджег ведомого Fw-190, который отошел на 1000 м от группы, летчик выбросился на парашюте, а горящий самолет упал в воду в 5 км от береговой черты района Тойла.

В свою очередь М.А. Иванов атаковал ведущего Fw-190, от которого в момент атаки отлетали мелкие куски. По наблюдениям пилотов, неприятель пытался уйти, но, не дотянув 10 км до берега, упал в воду. Штаб ВВС КБФ засчитал только одну победу — младшему лейтенанту М.П. Соловьеву.

Неприятно смазала итоги боя потеря Як-7Б лейтенанта В.Д. Шабунина. В годы войны считалось, что он отстал от группы и был сбит истребителями противника, что подтверждается немецкими документами. Из них становиться понятно, что в 16 ч 57 мин (14 ч 57 мин по Берлину) в данном районе пилотом из 3-го штаффеля 54-й истребительной эскадры была заявлена победа над ЛаГГ-3.

Группа пикирующих бомбардировщиков без дальнейших приключений благополучно добралась до своего аэродрома, где и произвела посадку в 17 ч 10 мин. Два штурмовика получили повреждения от огня противника, но смогли благополучно сесть на своем аэродроме в 17 ч 25 мин.

Самолет Пе-2 12-го ГБАП (ava.org.ru)

В 16 ч 40 мин в атаку в 15 км севернее губы Кунда на четыре тральщика (по донесению экипажей) вышла последняя группа из шести Ил-2 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант В.Г. Наумов). По целям штурмовики израсходовали: бомб ФАБ-100 — 14, реактивных снарядов РС-82 — 16, снарядов к 23-мм пушке ВЯ — 190, патронов к 7,62-мм пулемету ШКАС — 2100.

Казалось бы, все должно было закончиться, как во многих вышеописанных атаках. Однако в данном случае настойчивость пилотов была вознаграждена.

Из документов германской 17-й флотилии сторожевых кораблей:

«14.30–14.32 и 14.38–14.50 2 налета, 10 и 13 самолетов (Пе-2, Ил-2 и истребители) в кв. 3654 сверху слева и 3651 внизу слева… После отражения 1-го налета самолеты перестроились и снова пошли в атаку (противник не понял, что имеет дело с третьей группой самолетов. — А.Л., И.Б.). Они облетели 1701 либо пролетели над ним, корабль стрелял из всех стволов по вражескому отряду, но не смог разбить строй, а потом атаковали 1707 и 1708. Многочисленные бомбы, от которых теперь можно было увернуться с большим трудом, упали с обеих бортов кораблей.

В результате V.1708, у которого по одной бомбе упало в 5 м от левого и правого бортов, получил течь, вследствие чего ему пришлось выброситься на мель у Педассааре Неем (остров в заливе Колга. — А.Л., И.Б.). Сторожевой корабль V.1707 получил два попадания снарядами. Один взорвался в шкафчике с провиантом, второй пробил палубу с правого борта. Наконечник снаряда нашли в стенке котла, когда искали причину снижения давления пара. Другого потерь и повреждений не было».

Десятая (!!!), по подсчетам немцев, атака привела к тяжелым повреждениям одного сторожевого корабля и довольно серьезным — другого. Забегая вперед, скажем, что для V-1708 война в 1944 году закончилась. От двух взрывов бомб образовалась течь в машинном и котельном отделениях, а из-за повреждения топливного насоса в первое из них вылилось 60 т топлива.

Настоящей катастрофой стала вышедшая из строя аварийная помпа, что лишало возможности осушить указанные отделения. В итоге корабль пришлось посадить на мель, но об этом ниже. V-1708 числился в ремонте по состоянию на 15 января 1945 года, но 24 марта он уже находился в полной боеготовности. Сторожевому кораблю V-1707 из-за попадания 37-мм снаряда в котел пришлось идти в Таллин на ремонт, который завершился 13 марта 1944 года.

Отметим: пилоты группы В.Г. Наумова доложили, что один тральщик потопили и один повредили. Кто конкретно из них добился успехов, по документам установить не удалось. Возвращение этой группы прошло спокойно. Истребителей противника они не встретили, и последний штурмовик благополучно сел в 17 ч 28 мин.

Еще до их возвращения, в 17 ч 15 мин, приземлились четыре Як-9 13-го ИАП (ведущий — капитан К.П. Присяжнюк) и доложили, что:

«16.42 Н=3000 м на подходе к Кунде наблюдали 4 ТЩ курсом 270°, строй кильватер, ход 6 узлов. Самолеты Ил-2 нанесли по ним бомбовый удар. Наблюдали попадание бомб и пожар в кормовой части одного ТЩ».

Удары по неприятельским кораблям 7 марта 1944 года закончились. Справедливости ради стоит вспомнить про последнюю группу штурмовиков, которая должна была нанести удар по кораблям, но не смогла это сделать.

В 17 ч 12 мин в воздух поднялись шесть Ил-2 7-го ГШАП (ведущий — гвардии младший лейтенант П.П. Терещенко) под прикрытием взлетевшей в 17 ч 22 мин весьма экзотической группы истребителей из двух полков в составе двух Як-7Б 13-го ИАП и четырех Як-7Б 12-го ИАП (ведущий — капитан И.И. Голосов из 13-го ИАП).

По донесению ведущего:

«Кораблей противника в районе Кунда и Азери не обнаружили (в 17.55. — А.Л., И.Б.). Удар произвели по складам и станции Кунда. Наблюдали большой взрыв и пожар — предположительно, взорвался склад боеприпасов. Самолеты обстреляны редким огнем автоматов из порта Кунда и Азери. Повреждений нет».

Без дальнейших происшествий все самолеты благополучно сели в 18 ч 25 мин. На сем боевые вылеты 9-й ШАД на 7 марта закончились.

Зато у неприятеля приключения еще только начинались. Вследствие повреждений от авиабомб у V-1708 образовался крен, к нему подошел V-1707 и попытался взять на буксир. Видимо, подход группы П.П. Терещенко вызвал воздушную тревогу на этих кораблях, в результате чего буксир оборвался.

В 18 ч командир V-1708 доложил, что корабль на плаву не удержать, так как помпы корабля повреждены взрывами авиабомб. В ответ пришёл приказ выброситься на мель, что он и сделал к 18 ч 20 мин. Рядом с ним оставались V-1701 и V-1707.

В 20 ч 42 мин немцы поняли, что беда не приходит одна. На V-1708 загорелись топливные цистерны, и его экипаж пришлось эвакуировать на V-1707.

В 22 ч 40 мин к месту аварии подошел тральщик М-20, к которому присоединился V-1701 и они ушли на позицию I Нарвского патруля.

Но совсем про аварийный сторожевой корабль V-1708 не забыли, на помощь ему из Таллина вышел буксир «Thor» и большой тральщик М-459.

День 7 марта 1944 года закончился, и необходимо подвести его итоги.

За день ВВС КБФ выполнили по кораблям противника 68 самолето-вылетов штурмовиков Ил-2 и 16 самолето-вылетов пикирующих бомбардировщиков Пе-2. По противнику было израсходовано (пикирующими бомбардировщиками и штурмовиками, включая два удара по наземным целям) 32 ФАБ-250, 204 ФАБ-100, 8 АО-25, 256 ПТАБ-2,5, 101 РC-82, 2295 ОКБ-16, 1950 ВЯ, 860 ШВАК, 1645 БС, 10320 ШКАС.

Из состава Нарвского патруля тяжелые повреждения получил сторожевой корабль V-1708, он был отремонтирован только в начале 1945 года. Второй сторожевой корабль, V-1707, получил легкие повреждения и находился в ремонте до 13 марта 1944 года.

Незначительные повреждения получили несколько кораблей 17-й флотилии сторожевых кораблей и 31-й флотилии тральщиков, на которых вследствие повреждений и технических неполадок вышли из строя четыре 20-мм автомата.

Потери в экипажах кораблей составили один убитый, восемь тяжело- и семь легкораненых моряков.

Расход боеприпасов у противника тоже оказался значительным. Всего 17-я флотилия расстреляла 176 88-мм, 1528 37-мм и 8362 20-мм снарядов и 625 7,9-мм патронов, по 31-й флотилии данных нет, в документах сказано о расстреле половины боезапаса малыми тральщиками.

Немецкий сторожевой корабль (предположительно 17-й флотилии)

По данным Нарвского патруля, они сбили зенитным огнем два самолета, еще два предположительно, но фактически не сбили никого.

За день боев над германскими кораблями пилотам истребителей и бортовым стрелкам ВВС КБФ засчитали три сбитых Fw-190.

На текущий момент известно, что в ходе воздушных боев 7 марта 1944 года в I и II группах 54 истребительной эскадры получили повреждения по одному FW-190. Но обстоятельства получения данных повреждений не известны, а следует учитывать, что эти группы вели бои с самолетами 13 ВА и другими группами самолетов ВВС КБФ.

Пилоты люфтваффе заявили в район Нарвского патруля четыре победы: Як-9 в 10 ч 49 мин (8 ч 49 мин по Берлину), Ил-2 в 13 ч 29 мин (11 ч 29 мин по Берлину), Як-9 в 13 ч 45 мин (11 ч 45 мин по Берлину), ЛаГГ-3 в 16 ч 57 мин (14 ч 57 мин по Берлину). Фактически они сбили один истребитель Як-7Б.

Лучше всего итоги 7 марта 1944 года подвел контр-адмирал Бёмер, отправив в вышестоящие штабы и 1-й Воздушный флот телеграмму следующего содержания:

«Большое превосходство русских в воздухе над Нарвской бухтой вынуждает к тому, чтобы дозорные корабли из-за отсутствия нашего истребительного прикрытия днем отходили на запад настолько, что противник будет в состоянии без помех тралить заграждение "Зееигель" между банкой Намси и Кексгольмским рифом. Отход кораблей на запад необходим, чтобы сохранить их как минимум для несения дозора ночью. Снабжение Тютерса днем делается весьма проблематичным».

Также он сделал вывод о том, что корабли 17-й флотилии не подходят для несения дозора в силу своей малой скорости и слабого зенитного вооружения. Поэтому для несения дозорной службы он запросил срочно передать ему 1-ю флотилию моторных тральщиков и вернуть обратно в Финский залив 6-ю флотилию торпедных катеров. По его мнению, 17-й флотилии следовало заниматься более простым делом — конвоированием судов западнее Ревеля.

Все, чего он добился, — так это передачи ему на усиление двух артиллерийских БДБ AF-35 и 46, с указанием, что у них плохие компасы и им для помощи с навигацией надо придавать другие корабли.
Битва в Нарвском заливе продолжалась…


Ранее статья была опубликована в научно-популярном журнале «Гангуте» №125. (2021г.)
В текущую версию внесены исправления и дополнения в связи с получением новых данных.

Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
04.11.2023 23:38:00
Спасибо.Интересная статья и очень подробно всё расписано.
andrey x
05.11.2023 10:21:55
Очень интересно! В мемуарах Лашкевича, пилота 13 иап есть подробности гибели лейтенанта В.Д. Шабунина, якобы он сел на вражеской территории, отстреливался, а потом был замучен.
дмитрий
06.11.2023 18:00:52
Отличная статья. Всегда с интересом читаю этих авторов. Единственное небольшое замечание 1 из тяжелораненых надо перевести в убитые. Указанный в статье Брессер в итоге помер.
Игорь Борисенко > дмитрий
08.11.2023 16:47:04
Да, в тот же день.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.