Гибель парохода «Везерштайн»

Гибель парохода «Везерштайн»

Находящийся в тени двух более крупных потопленных собратьев, транспортов «Mendoza» и «Vale» – этот транспорт, тем не менее, частенько появляется на кадрах, посвященных атакам советской авиации на Пиллау.

Немного расскажем о биографии нашего героя. Пароход «Weserstein» был 1 июня 1944 года сдан заказчику, компании «Norddeutscher Lloyd» из Гамбурга, на верфи «Deutsche Werft» находившейся в том же городе. Данное судно принадлежало к большой серии германских пароходов военной постройки   типа «Hansa I».

Водоизмещение судна 3120 тонн, вместимость 1923 брт. Длина 85,22 м. Ширина 13,5 м. Осадка 5,6 м. Мощность машин 1400 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость 11 узлов.


.

Война уже коснулась парохода 27 ноября 1944 года, когда штурмовики 11-й ШАД атаковали немецкие корабли и суда в порту Либава. В результате попадания бомбы (скорее всего ФАБ-100) пострадал груз суда и получили ранения три моряка. Пароход ушел в Германию и был отремонтирован в течение месяца. Через четыре месяца штурмовики 11-й ШАД добили судно...

Необходимо отметить, что накануне описываемых событий, 11 апреля 1944 года, пикирующие бомбардировщики 12-го ГПБАП и все четыре полка штурмовиков ВВС КБФ (7-й и 8-й ГШАП, 35-й и 47-й ШАП) нанесли массированный удар по немецким транспортам и кораблям у косы Хель.

В результате двух массированных ударов пикировщиков и штурмовиков, по имеющимся на текущий момент немецким данным, было потоплено и повреждено не менее 12 транспортов и боевых кораблей, при потерях в шесть самолетов Ил-2. По-видимому, успех этого удара привел к желанию командования ВВС КБФ повторить его, но вмешалась погода и основной точкой приложения усилий пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков 12 апреля 1945 года стал порт Пиллау.

Но начнем все по порядку. Как и в предыдущие дни, основой для атак Пиллау стал план "Заря". С вечера 11 апреля пикирующие бомбардировщики 12-го ГПБАП нацеливались на удар по немецким кораблям и судам у косы Хель, но в 6 ч 08 мин 12 апреля 1945 года командир 8-й МТАД отдал командиру полка следующий приказ:

"Приказываю в течение дня 12.04.45 27 Пе-2 под прикрытием 14 ГИАП во взаимодействии со штурмовиками 9-11 АД нанести бомбардировочный удар  с пикирования по тртр и боевым кораблям в порту Пиллау. Первый удар в 10.00-10.05. Второй удар 1500-1505. Третий удар 19.10-19.15. Задача: потопить не менее трех кораблей. Бомбы применять ФАБ-250 с коробчатым стабилизатором, ФАБ-100 чугунные. Результат удара обязательно сфотографировать".
Куда меньше сомнений было у командира 11-й ШАД. Еще в 0 ч 45 мин 12 апреля 1945 года он отдал следующий приказ:

"Командирам 8-47-9 АП. Командир дивизии приказал: с 06.00 12.04.45 иметь в стартовой готовности в 8 и 47 ШАП по 8 Ил-2 в 9 ИАКП – 8 Як-9 на уничтожение кораблей противника в море по данным ВР, вылет по сигналу с КП АД. К 08.00 12.04.45 иметь в 30 минутной готовности на уничтожение транспортов противника в ВМБ Пиллау Командиру 8 ГШАП – 22 Ил-2, командиру 47 ШАП – 20 Ил-2, командиру 9 ИАКП – 22 Як-9. Ведущим на первый вылет 8 ГШАП. Бомбовая зарядка 50% ФАБ-250 (бомбы с простым стабилизатором расходовать запрещено) 50% ФАБ-100. Для групп подавления ПВО использовать ФАБ-100 с.ч. (чугунные) с АМ-А, для ударных сварные с коробчатым стабилизатором.

В составе АПАП иметь не менее 60% экипажей наносящих удар с низких высот. Организация  удара согласно указаний на 9.04.45. Напряжение 3 вылета на каждый экипаж. Готовность к повторному удару через 1 ч 30 мин после посадки. Командирам АП АП прекратить распыление удара авиаполка на 4-5 объектам. Удар полка концентрировать на одном, максимум 2-х наиболее крупных тр до их полного потопления. Все самолеты требующие облета, облетать к 08.00 форсировать ввод матчасти в строй ко второму вылету".

Дольше всех на удар по кораблям в Данцигской бухте была нацелена 9-я ШАД, однако в конце концов и ее решили перенацелить на район Пиллау.

Насколько сложны были метеоусловия, говорит тот факт, что удар пикировщиков и штурмовиков вместо планируемых 10 часов был перенесен на 11 часов, но позже командование ВВС КБФ изменило свое решение и приказало нанести удар штурмовикам в 10 часов.

Как бы то ни было, приказы были отданы, самолеты готовились к боевым вылетам, пилотам и членам экипажей были разъяснены цели для нанесения ударов.

Первыми на взлет в 9 ч 16 мин пошли штурмовики 8-го ГШАП (ведущий - гвардии майор Ф.Н.Тургенев), всего взлетел 21 самолет, через четыре минуты за ними последовали 19 Ил-2 47-го ШАП (ведущий - капитан Ю.А.Акаев). Для их прикрытия в 9 ч 25 мин вылетели 22 Як-9 9-го ИАП (ведущий - майор М.П.Носков). По традиции последними, в 9 ч 26 мин, для фотоконтроля удара вылетели 2 Як-9 из разведывательного звена 9-го ИАП. Вскоре после взлета выяснилось, что у одного штурмовика гвардейского полка не убиралась шасси, поэтому он повернул домой.

Штурмовики 9-й ШАД базировались ближе своих товарищей, поэтому взлет самолеты дивизии начали только в 9 ч 50 мин. Это была группа состоящая из 16 Ил-2 7-го ГШАП (ведущий - гвардии старший лейтенант Н.М.Карлов) с прикрытием 4 Як-9 12-го ИАП (ведущий - старший лейтенант И.А.Шкурко). За первой группой, в 10 ч 07 мин, последовала вторая состоящая из 16 Ил-2 35-го ШАП (ведущий - капитан Ф.И.Пилипенко) с прикрытием 3 Як-9 12-го ИАП (ведущий - старший лейтенант Л.Н.Ручкин). Еще через пять минут взлетела группа воздушного боя в составе 8 Як-9 12-го ИАП (ведущий - капитан П.Р.Гонтарь) и группа контроля удара из 2 Як-9 управления авиадивизии (ведущий - командир 9-й ШАД подполковник Я.З.Слепенков).


Ведущие групп штурмовиков в атаках на порт Пиллау 12 апреля 1945 года: гвардии майор Ф.Н. Тургенев, капитан Ю.А. Акаев, гвардии лейтенант Б.В. Бурштейн

Позже всех между 10 ч 15 мин и 10 ч 27 мин произвели взлет 27 Пе-2 12-го ГПБАП (ведущий - гвардии майор С.В.Попов). Для их прикрытия взлетели 23 Як-9 14-го ГИАП. Стоит отметить, что пикировщики до цели дошли не все, трем пришлось повернуть домой по техническим причинам. Следом за ударной группой вылетел на контроль удара по Пиллау самолет - разведчик Пе-2 12-го ГПБАП под прикрытием 4 Як-9 21-го ИАП.

Первыми, как и ожидалось, порт Пиллау был атакован штурмовиками 11-й ШАД.

В 09 ч 58 мин штурмовики 47-го ШАП тремя группами, ведущие: капитан Ю.А.Акаев, лейтенант И.Г.Мышкин, П.А.Радзиевский, 14 Ил-2 с низких высот Н=150-70 м, 5 Ил-2 с планирования Н=900-300 м БК-190° атаковали стоящие рядом два транспорта водоизмещением до 8000 тонн каждый в бассейне №1 и один транспорт водоизмещением до 6000 тонн в бассейне №2. Израсходовали боезапаса: 20 ФАБ-250, 36 ФАБ-100, 66 РС -82, 1360 ВЯ, 2750 ШКАС, 440 БС. Экипажи штурмовиков наблюдали два прямых попадания ФАБ-250 в транспорт водоизмещением 8000 тонн стоящий в бассейне №1 (однотрубный, 2-х мачтовый, окраска шаровая) на котором вызван сильный взрыв и пожар. Так же, по наблюдениям экипажей 47-го ШАП, они добились одного прямого попадания в транспорт в 6000 тонн стоявший в бассейне №2, на нем тоже наблюдался взрыв и пожар. По итогам боевого вылета штаб ВВС КБФ засчитал полку только повреждение транспорта в 6000 тонн.

Противник вел сильный огонь по атакующим штурмовикам 47-го ШАП, но потерь не было, правда три штурмовика вышли из строя на срок от 8 часов до 2 суток.

За 47-м ШАП в бой пошли самолеты 8-го ГШАП. Свои цели атаковали три группы штурмовиков – ведущие гвардии майор Ф.Н.Тургенев, гвардии старший лейтенант А.Г.Махов, гвардии лейтенанта Б.В.Бурштейн.

Между 09 ч 58 мин и 10 ч 00 мин Н=1100-100 м БК=200° одним заходом с низких высот группа 6 Ил-2 старшего лейтенанта А.Г.Махова подавляла огонь ЗА и МЗА в районе бассейнов №1 и №2, обеспечивала вход и выход из атаки двух ударных групп Ил-2. По донесению экипажей, они уничтожили батарею зенитной артиллерии 3-х орудийного состава, находящуюся на позициях в 300 м на северо-восток от бассейна №2.


Схема удара по Пиллау группы 8-го гв.шап в 09:58 12 апреля 1945 года

Воспользовавшись работой группы подавления ПВО, вышла в атаку группа гвардии майора Ф.Н.Тургенева. Шесть штурмовиков атаковали транспорт до 4000 тонн в бассейне №2, а один - транспорт в 4000 тонн в бассейне №1.

Последними атаковали семь Ил-2 из группы гвардии лейтенанта Б.В.Бурштейна. Штурмовики его группы атаковали транспорт и сухогрузную баржу с боезапасом в бассейне №1.

Экипажи 8-го ГШАП доложили о прямом попадании ФАБ-250 в транспорт водоизмещением до 4000 тонн, стоящий в бассейне №1 летчиком младшим лейтенантом М.Н.Смирновым, в результате чего на транспорте был вызван взрыв и большой силы пожар. Еще одного попадания ФАБ-250 добился лейтенант Б.В.Бурштейн, его бомба попала в сухогрузную баржу. Остальные бомбы рвались на берегу и в бассейне №1 и №2 в 5-15 м от транспортов, что привело ко взрыву склада с боеприпасами между бассейнами №1 и №2.

Всего по целям противника было израсходовано: 24 ФАБ-250, 28 ФАБ-100, 66 РС-82, 3000 ВЯ, 4130 ШКАС.

Несмотря на усилия группы подавления ПВО, противник вел сильный огонь по атакующим штурмовикам. Впрочем, потерь опять не было, но 8 Ил-2 вышли из строя на срок от 24 часов до 2 суток. Пострадали пилот гвардии лейтенант П.Д.Лаврик, ему осколками снарядов МЗА поцарапало лицо, руки, грудь и воздушный стрелок гвардии младший сержант Н.И.Павликов, который получил легкие ушибы правой ноги.


Фотоконтроль удара штурмовиков 8-го гв.шап по транспортам в гавани Пиллау. Справа внизу дымит «Везерштайн», выше него дешифровщики определили большой пожар на сухогрузной барже и причалах

Штаб ВВС КБФ оценил успехи полка в один потопленный транспорт в 4000 тонн и одну потопленную баржу с боеприпасами в 1000 тонн.

Именно в ходе этой атаки погиб «Weserstein». Из советского отчета о послевоенном обследовании порта Пиллау известно:

"Бомба попала в палубу транспорта в 30 м от кормы на расстоянии 1 метр от левого борта. Пробиты две палубы (толщина каждой 10 мм), разрыв бомбы произошел у днища транспорта. Расстояние между палубами 4 м. От взрыва нанесены разрушения в подводной части транспорта, вследствие чего затоплены кормовые трюмы.

Бомба имела стальной корпус и была снаряжена головным взрывателем АВ-1-7с и донным АВ-87 с установкой замедления на 7 сек".

Итог для парохода подвела советская комиссия по результативности: "Транспорт заполнен водой, стоит с дифферентом на корму".

В итоге можно сказать, что «Weserstein» от судьбы не ушел... Если в первый раз штурмовики 11-й ШАД его не потопили, то свой второй шанс они не упустили. Отдельно стоит отметить, что потопление судно было засчитано всем экипажам 8 ГШАП принявшим участие в атаке Пиллау в тот день…

Через полчаса, в 10 ч 28 мин, в атаку вышли 16 Ил-2 35-го ШАП (ведущий - капитан Ф.И.Пилипенко). Их целью стал конвой в составе одного транспорта и пяти сторожевых катеров, находившийся в аванпорту Пиллау. Всего по целям было израсходовано 6 ФАБ-250, 48 ФАБ-100, 32 РС-82, 2600 ВЯ, 5000 ШКАС, 280 БС. Экипажи доложили, что прямыми попаданиями ФАБ-250 и ФАБ-100 потопили транспорт в 3000 тонн. Помимо этого, повреждения получил один сторожевой катер, был подожжен ангар на аэродроме и подавлена батарея зенитных автоматов. Штаб ВВС КБФ засчитал на счет полка потопление транспорта в 3000 тонн и повреждение сторожевого катера.

Огонь немецких зенитных орудий оказался точен и на вынужденную посадку пошел штурмовик лейтенанта М.Г.Харламова. Летчик сумел посадить самолет на фюзеляж на аэродроме Красной Армии, причем экипаж не пострадал, а самолет был сдан в ремонтные мастерские.

Через 3 минуты после атаки 35-го ШАП, свои цели нашел и 7-й ГШАП. В 10 ч 31 мин 16 Ил-2 (ведущий - гвардии старший лейтенант Н.М.Карлов) с Н=900-100 метров БК-80° в 500 - 800 м от порта (внешнем рейде) Пиллау штурмовали 1 сторожевой корабль, 1 БДБ, 1 СДБ и мореходную баржу водоизмещением до 2000 тонн. Израсходовав 12 ФАБ-250, 38 ФАБ-100, 45 РС-82, 8100 ВЯ, 3100 ШКАС, 560 БС доложили о потоплении 1 СДБ и 1 БДБ, повреждении морской баржи. Штаб ВВС КБФ не стал вносить правки в донесение пилотов и засчитал все, что они доложили.

И опять немецкие зенитчики ответили на атаки штурмовиков сильным зенитным огнем, в результате чего был сбит в районе цели один штурмовик. Его экипаж, в составе пилота - гвардии лейтенанта Сергиянц Мамикон Тиграновича и воздушного стрелка - гвардии младшего сержант Баженова Михаила Ивановича погиб.


Результаты фотоконтроля удара пикировщиков 12-го гв.пбап по транспортам и гавани Пиллау

Последними над Пиллау появились пикировщики 12-го ГПБАП. Между 10 ч 58 мин и 11 ч 01 мин с пикирования Нвв=3300, Нбр=2100 м, БК=90-150°, 24 самолета Пе-2 нанесли бомбардировочный удар по транспорту водоизмещением в 5000 тонн в военной гавани, бассейн №1. Всего было сброшено на противника 66 ФАБ-250. По донесению экипажей, они наблюдали прямое попадание в центральную часть транспорта, большое количество разрывов бомб на пирсах и портовых сооружениях. Штаб ВВС КБФ записал на боевой счет полка поврежденный транспорт в 5000 тонн.

В ходе атаки немецкие зенитчики вели сильный огонь, в результате чего был поврежден Пе-2, пилотируемый гвардии лейтенантом А.Г. Щеткиным. Из аварийного акта:

"При выводе из пикирования самолет получил повреждения правого мотора осколком снаряда ЗА, на сборе подстроился, но стал отставать и на траверзе Кенигсберга отвалил в сторону Эльбинга. По радио ничего не передавал.

По докладу истребителей самолет произвел посадку в р-не Кенигсберга и взорвался (предположительно сел на минное поле)".

Из боевого вылета не вернулся экипаж в составе пилота - гвардии лейтенанта Алексея Григорьевича Щеткина, штурмана -  гвардии лейтенанта Павла Григорьевича Лобанова и стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Петра Дмитриевича Лопатенко.

Следующую проблему для пикировщиков создали немецкие истребители. Они внезапно (14-й ГИАП писал в документах, что воздушного противника не наблюдал), всего лишь парой Ме-109, вероятно из 51-й истребительной эскадры, атаковали пикировщики на выходе из атаки.

В результате на Пе-2 №46, пилотируемом гвардии лейтенантом Захаровым, прямым попаданием снаряда была разбита левая шайба стабилизатора, но экипаж сумел довести самолет до аэродрома.

А вот для Пе-2 №44, пилотом которого был гвардии старший лейтенант А.П.Мирошниченко, атака Ме-109 стала фатальной. Из аварийного акта:

"При выводе из пикирования в результате атаки 1 Ме-109, который огнем пушек разрушил стабилизатор, самолет неуправляемый упал в р-не цели. Отражении атак не производилось, т.к. истребитель пр-ка подошел не замеченным из-за шайбы киля.

При выводе из пикирования сзади, слева атакован 1 Ме-109 с дистанции 50 м, разрушил левую часть стабилизатора. Самолет с задиром свалился на крыло. Упал в р-не цели в воду. Парашютистов не наблюдалось".

Вместе с самолетом в полном составе погиб и его экипаж, состоящий из пилота гвардии старшего лейтенанта Андрея Петровича Мирошниченко, штурмана гвардии лейтенанта Степана Васильевича Куклина и стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Федора Ивановича Иванова.

После атаки пикировщиков налеты на Пиллау 12 апреля 1945 года прекратились. Причиной тому опять стала переменчивая погода... Помимо вышеописанного погибшего парохода «Weserstein» по немецким данным, в тот день получил бомбовое попадание находившийся в порту пароход "Wiegand" (5869 брт).

Этому судну сильно повезло, бомба, попавшая в носовую часть, не взорвалась. Пароход совершил переход в Рендсбург, где был отремонтирован в период между 14 и 21 апреля 1945 года. Сожалеть по этому поводу особо не стоит, поскольку после войны судно было передано СССР и получило новое название "Михаил Фрунзе". Под советским флагом оно плавало до 1968 года, после чего пошло на слом.


Именной список потопивших корабли противника 12.04.1945

Кто добился в него попадания - штурмовики 11-й ШАД или пикирующие бомбардировщики 12-го ГПБАП, на текущий момент установить невозможно, поскольку немецкие документы, способные пролить свет на данное событие, отсутствуют...

Но война 12 апреля 1945 года не закончилась. Самолеты ВВС КБФ за последний месяц нанесут еще много успешных ударов по немецким кораблям и судам.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT . На нашем сайте публикуется авторский вариант. (Прим. редакции).  

Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.