«Небо в парашютах маршала Зимина». Часть.2: Самолёты, зенитки, два моста.

25 октября 2023

Михаил Тимин

18

2718

«Небо в парашютах маршала Зимина». Часть.2: Самолёты, зенитки, два моста.

Небо в парашютах маршала Зимина

Часть 2. 1 июня 1943 года - самолёты, зенитки, два моста. Или почему к мемуарам следует относиться критически.

Вечерело. Итак, на рассвете и на закате этого дня мы провели две схватки. Две, но какие! В общей сложности в налетах участвовало более двухсот самолетов врага. Этого было вполне достаточно, чтобы разрушить железнодорожный мост, ГЭС, смести с лица земли немало других важных объектов. Но все это оставалось на своих местах. Пострадал только один деревянный пролет моста. Уже на следующие сутки движение через него было возобновлено в прежнем ритме.

Напомним, что именно в таких выражениях Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин в своих мемуарах «Истребители» рассказал о результатах двух воздушных боев, произошедших 1 июня 1943 года над мостами через реку Волхов. Маршал утверждал, что враг был разгромлен и потерял 32 самолёта, а всё небо было заполнено парашютами сбитых немецких летчиков. При этом не были разрушены ни основной железнодорожный металлический мост, ни вспомогательный деревянный, у которого лишь случайно пострадал один пролет, впрочем, буквально за несколько часов восстановленный, что позволило возобновить движение поездов в Ленинград.

В предыдущей части речь шла о событиях мая 1943 года, когда несмотря на настойчивые действия самолетов 1-го Воздушного флота немцам не удалось вывести из строя железнодорожные станции и мосты на «Дороге победы» и порты на «Дороге жизни». В этот раз мы рассмотрим непосредственно события 1 июня 1943 года, когда противник атаковал железнодорожные мосты через Волхов в районе одноименной железнодорожной станции.

Свои воспоминания о те событиях оставили и летчики Люфтваффе, в частности пилот 5-й эскадрильи 54-й истребительной эскадры Норберт Ханниг, который в своих мемуарах написал такие слова:

…Мы, таким образом, были способны наблюдать завесу зенитного огня, который разверзся, когда «штуки» впереди нас направились на выполнение своего задания. Казалось, почти чудо, что никто из них не получил попаданий…
…Сам рейд, тем не менее, был очередной неудачей. Разведка позже установила, что поезда снабжения все еще беспрепятственно проходят в Ленинград.

Однако эти слова относятся к событиям 22 мая 1943 года, а вот что немецкий летчик рассказал про один из вылетов 1 июня:

…Как и раньше, я должен был лететь ведомым с Ксавером, и мы снова обеспечивали непосредственное прикрытие ведущей группы Не111. Мы пересекли линию фронта на высоте 4000 метров и продолжали подниматься. Был прекрасный день. На ярком голубом небе — ни облачка. Когда мы смещались относительно строя, мы могли отчетливо видеть освещенные солнечным светом команды бомбардировщиков за стеклом их фонарей. Вскоре после того, как мы вошли в неприятельское воздушное пространство, несколько батарей тяжелых зенитных орудий открыли по нам огонь, но «Хейнкели» поддерживали плотный строй и упрямо двигались по своему курсу. Пикирующие бомбардировщики снова должны были начинать атаку. Мы могли видеть их и их сопровождение из истребителей намного впереди и немного ниже нас, когда они приближались к линии железной дороги к востоку от моста. Затем, к нашему изумлению, толстое белое облако дыма начало подниматься с обоих берегов реки Волхов. Когда «штуки» развернулись, чтобы провести налет на цель, мост начал погружаться в дымовую завесу, скоро он полностью исчез, и его совершенно невозможно было увидеть с воздуха. Это не задержало «штуки», они продолжали следовать по железнодорожной линии на запад до тех пор, пока не оказались совсем рядом с теперь не видимым мостом. Затем они начали пикировать.


Обер-фельдфебель Ксавер Мюллер (Ofw. Xaver Müller) из 5/JG54, ведущий Норберта Ханнига.

В этот момент, естественно по заданному сигналу, непосредственная противовоздушная оборона моста начала работать одновременно. Легкие зенитки вели интенсивный огонь, крупнокалиберные снаряды пятнами взрывались на небе на пути «Штук» и оставляли грязные пятна их взрывов. Мы смотрели как пикирующие бомбардировщики смело ныряли через этот шторм и дым.

Мы следовали по тому же маршруту, как и «штуки». Теперь мы двигались на запад по железнодорожным линиям, по направлению к реке в том месте, где мост пересекал ее. «Штуки» уже вынырнули из дымовой завесы и начали движение на уровне земли. Когда мы попали в диапазон действия зениток, они встретили нас огнем. Казалось, как будто рука призрака поднимает шторм и направляет его непосредственно против нас. В действительности, конечно, это был очень способный русский офицер по наведению огня где-то внизу, который организовывал оборону моста.

Но два из бомбардировщиков были поражены и вышли из строя. Они повернули по направлению к нашей территории в сопровождении некоторых из истребителей - свободных охотников, которые теперь сопровождали их. Оба добрались до летных полей на нашей стороне. Но один все же был вынужден сесть на брюхо. Пока мы с бомбардировщиками противостояли зенитному огню, повсюду вокруг нас шли воздушные бои, мы могли слышать возбужденные голоса пилотов в наших наушниках. Торжествующие крики - «Абшюсс!» прерывались срочными предупреждениями: «Оглянись, он у тебя на хвосте! Отрывайся! Поднимайся!» «В меня попали, — кричал кто-то…».

Постепенно этот гул утих, и «Иваны» начали отходить и направляться на свои собственные базы. Но внезапно в радиотелефоне раздался знакомый австрийский акцент Новотны, командира 1-й эскадрильи, одного из наших ведущих «экспертов»: «Еще один! Атака! Атака!»

В этом районе было еще около дюжины наших истребителей, включая Ксавера и меня. Мы освободились от наших непосредственных обязанностей по сопровождению, как только «Хейнкели» безопасно направились домой. Каждый хотел столкнуться с «Иваном». «Где дичь?» — спрашивал кто-то из летчиков. «Направь меня на него» просил другой голос. Даже Ксавер захотел поучаствовать в действии.

Мы увидели «Як» с необычными красными, белыми и синими отметками на руле. Мы слышали о группе французских добровольцев, которые сражались на стороне Советов. Был ли это один из них? По мере того, как мы продолжали приближаться к вражескому летчику, какой бы национальности он ни был, он искусно уворачивался от наших маневров. Он выполнял развороты, бочки, делал «горки» и т.д. Никто не мог его поймать, даже Новотны. После примерно пяти минут этой головокружительной акробатики Нови, как обычно называли командира первой эскадрильи, решил, что достаточно. «Всем летчикам, идем домой! Он заслужил это». Машина командира оторвалась, и все мы последовали за ним. «Як» быстро исчез в направлении Шлиссельбурга.

Разведка подтвердила, что эта последняя атака наконец достигла своей цели. Мост получил несколько попаданий, и один из пролетов рухнул в реку…

Попутно немец говорит про какие-то ничтожные потери в два подбитых «Хейнкеля», что опять же не вяжется с рассказом маршала Зимина про разгром немецких бомбардировщиков и «небо в немецких парашютах». Что же реально произошло с мостом? Чей рассказ точнее описывает события - маршала Георгия Васильевича Зимина, или Норберта Ханнига?


Норберт Ханниг, небо в парашютах и маршал Зимин

Следует отметить, что Ханниг путается в составе задействованных для налета частей: «полная бомбардировочная эскадра» — это Не111 из штаба, I и III/KG53, которых и прикрывали истребители из I и II/JG54. Двух групп «Штук» на ТВД у немцев просто не было, пикировщиками типа Ju87D располагала только I группа 5-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (I/StG5). Возможно, под второй ударной группой Ханниг подразумевал 4-ю (штурмовую) эскадрилью JG54, хотя на её вооружении были не «Юнкерсы», а «Фокке-вульфы»-190. В любом случае, как уже отмечалось, это были практически все силы, имеющиеся в составе 1-го Воздушного флота.

Остальные «перлы» немца, в том числе и про якобы выставленную советскими химиками дымовую завесу, тоже требуют проверки, и начнем мы не с рапортов советских истребителей, а с документов Ладожского дивизионного района ПВО, а именно оперативно-разведывательной сводки №152 от 18:00 1.06.1943 г.:

1. Авиация противника произвела два крупных массированных звездных налета на жел.дор. мосты и зенитные средства в Волхов. Вела разведку Ладожского озера и баз на его побережье, железных дорог на участке Шлиссельбург – Тихвин, Тихвин – Будогощ, Кириши – Хвойная, боевых порядков 7-й отдельной, 8 и 54 армий.

3. В 05:25 1.6.43г. 1 Ме-110, высота 6400 м. с целью с целью разведки погоды подошел с юга на Волхов, был обстрелян и быстро скрылся. Затем с 05:35 до 06:10 6 целей: 18 Хе-111, 12 Хе-111, 6 Хе-111, 9 Хе-111, 16 Хе-111 и 16 Ю-87 в сопровождении 28 истребителей типа Ме-109 и ФВ-190 произвели массированный звездный налет на жел.дор. мосты через р. Волхов. Первые 5 целей - 61 Хе-111 бомбардировали с горизонтального полета, высота 5000–6000 м. После того как отбомбилась последняя высотная цель, с юго-востока появились 16 Ю-87. Перестроившись в кильватер, бомбардировали с пикирования до 1500–2000 м. Угол пикирования до 60 – 700. Отдельные самолеты - до высоты 800–1000 м.
После налета над объектом появились 2 Ю-88, предположительно произвели фотографирование.

В результате бомбардировки легко повреждена обвязка крайней восточной фермы железного моста, снесено одно перекрытие между двумя соседними устоями деревянного моста, одно перекрытие разбито.


Схема утреннего налета. Ремонт деревянного моста, хорошо видно, что один пролёт полностью разрушен.

С 16:53 до 17:15 4 группы самолетов 24 Хе-111, 16 Хе-111, 18 Ю-87 и 24 Хе-111 в сопровождении до 40 истребителей типа ФВ-190 и Ме-109 произвели второй, уже более концентрированный, налет на жел.дор. мосты через р. Волхов. Одновременно целеустремленней стремились подавить огневые средства. 1-я, 2-я и 4-я цели 64 Хе-111 бомбардировали с горизонтального полета, высота 4500–5000 м. 3-я цель 18 Ю-87 бомбардировали с пикирования. В пике вошли на высоте 4500 м. Пикировали под углом 45-500 до высоты 1500-2000 м. Отдельные самолеты до 1000 м.

Несколько самолетов пикировали на зенитные батареи. Во втором налете сбрасывались бомбы от 50 до 1000 кг.

В черте города сброшено до 200 бомб. В результате прямым попаданием пробиты упоры и верхние крепления крайней восточной фермы железного жел.дор. моста поврежденной в первый налет. В 20:30 под влиянием деформирующих сил ферма упала в воду. Легко поврежден деревянный мост, разрушено 8 одноэтажных деревянных домов, вновь нарушена связь, порваны провода электросети, повреждена водопроводная линия. Убито 4, ранено 11 чел.


Схема вечернего налета и вид на железный мост со стороны обрушившегося пролёта.

Всего за оба налета, всего по данным МПВО Волхов, сброшено 1300 бомб. Из них около 450 – в районе мостов.

Бомбометание, в основном, производились по узкой площади 700 х 400 м., на которой расположены железный и деревянный жел.дор. мосты.

В результате огня ЗА несколько сот бомб разбросаны вне объектов. Упали в болото, в лес.

Около 300 бомб упало в районе огневых средств. В зенитных частях жертвы и повреждения имеются в 37, 69 и 214 ОЗАДах. Всего убито 11 чел. в том числе: ст.лейтенант Мишин, ст.л-нт Шишкин и лейтен. Новожилов. Ранено 17 чел. Разбиты 1 орудие 76 мм 37 ОЗАД и 1 орудие 37 мм 69 ОЗАД. Повреждено 1 орудие 85 мм 214 ОЗАД и 5 орудий 37 мм 69-го ОЗАД. Были восстановлены через 2-4 часа после налета. В 214 ОЗАД разбит 1 дальномер 2-метровой базы, поврежден 1 БИ, перебит кабель синхронной передачи. В 37 ОЗАД повреждена 1 пулем. установка М-4.

В результате интенсивной стрельбы 2 орудия вышли из строя /поломка кронштейна и трещина платформы/. Прямым попаданием бомбы в снарядный погребок 1 ОЗАД повреждено 198 выстрелов 85 мм.

В обоих налетах самолеты были засечены устройствами Редут на дальних подступах, в районе ст. Дивенская, ст. Новинка, за 30–40 мин. до подхода к зоне огня. В зоне системы ПВО были немедленно опознаны постами. Оповещение средств ПВО и объектов дано своевременно. При первом налете сигнал «ВТ» городу Волхов был дан за 15 минут, а во втором налете за 28 мин. до начала бомбометания. Этим объясняются сравнительно небольшие жертвы, имеющиеся среди населения города.

Заход на объект производился с юга, юга-востока, юго-запада, востока и северо-востока, пользуясь р. Волхов и жел.дор. линиями, как основными ориентирами.

В каждом налете 1 цель в зоне огня рассредоточивалась на отдельные группы, усложняя воздушную обстановку.

По тактическому замыслу и выполнению оба налета были массированные и звездными. Сочетали бомбометания с горизонтального полета и с пикирования.

Первый налет был растянут по времени. Новая цель заходила на объект после прохода предыдущей. Во втором налете последующая цель приступала к бомбометанию в момент, когда ещё рвались бомбы, сброшенные предыдущей целью.

Из каждой группы самолетов выделялись бомбардировщики для подавления зенитных средств. Все группы бомбардировщиков прикрывались истребителями, которые шли впереди, по флангам и сзади с превышением 300–1500 м. Особенно сильное прикрытие было дано первой группе.

По наблюдениям во время первого налета мосты были повреждены бомбардировщиками Хе-111. В течении всего второго налета район мостов был покрыт сплошной завесой дыма, пыли и фонтанов воды, поэтому вести наблюдение за действиями бомб не представлялось возможным.

По всем целям, входящим в зону стрельбы, ЗА вела интенсивный прицельный огонь. По бомбардировщикам Ю-87, вошедшим в пике, ЗА среднего калибра вела огонь на запрещение пикирования. Кроме того, по ним вели огонь МЗА и зен.пулеметы.

В процессе стрельбы неоднократно огонь переносился по наиболее угрожаемым целям. По уходящим целям огонь не велся. Необстрелянных целей не было.

Личный состав зенитных подразделений стойко и самоотверженно вел огонь по всем целям, находящимся в зоне досягаемости.

По предварительным данным огнем ЗА сбито 10 самолётов противника.


Схема расположения аэродромов 240-й ИАД и маршруты пролетов немецкой авиации 1.06.43 г.

В отчете Ладожского дивизионного района ПВО за июнь 1943 года, который в целом повторяет оперативно-разведывательную сводку №152, уточнены время заявок и номера частей, личный состав которых заявил победы над немецкими самолётами 1 июня. Всего заявок 9, из них 2 относятся к утреннему налёту, 7 к вечернему.


Расход боеприпасов Волховского полка ПВО. Заявки на победы частей ПВО 1.06.1943 г.

В оперативно-разведывательной сводке №152 дана оценка и действиям советских истребителей:

4. При отражении первого налета в воздух были подняты 28 истребителей, из них: 14 истребителей 240 ИАД с аэродромов Валдома и Кипуя, 10 истребителей 630 ИАП с аэродрома Плеханово и 4 истребителя 11 ИАП КБФ с аэродрома Н.Ладога.

При отражении второго налета в воздух были подняты 13 истребителей, из них: 10 истребителей 240 ИАД и 3 истребителя 630 ИАП.

Наша ИА, в период подлета авиации противника и бомбометания, была скована истребителями врага и воздействия на бомбардировщики не имела.

ИА, вызванная из Ленинграда, в порядке взаимодействия, не прибыла.

По данным 240 ИАД истребительной авиацией сбито 16 самолетов противника.


Пикировщики Ju87D над Сиверской, этими машинами располагала единственная на ТВД I/StG5.

Подведем промежуточные итоги расследования. По документам советской ПВО получается, что в результате двух налетов немецких бомбардировщиков 1 июня 1943 года, один пролёт капитального (железного) железнодорожного моста был сильно поврежден и рухнул в воду. Находящийся в некотором удалении от капитального временный (деревянный) мост, который Ханниг называет: «закамуфлированный» так же был поврежден. Таким образом, в этом отношении заочный спор между мемуарами выиграл немецкий летчик, который оказался точнее и в деталях, в частности в том, что во время второго налета «железный» мост был закрыт пеленой дыма, которую он правда принял за дымовую завесу. Однако это были пыль, дым от взрывов и брызги воды от падения бомб. Прав оказался Ханниг и в оценках результатов удара, признавая, что даже при пораженном мосте поток грузов в Ленинград не прервался, а продолжился по временной переправе:

Удивительно, но поезда снабжения продолжали поступать в Ленинград. Прошло несколько дней, прежде чем было обнаружено, что русские, наверное, чтобы гарантировать себя против потери моста, интенсивно прокладывали закамуфлированную боковую ветку, которая пересекала реку по находящемуся под водой мосту, который был построен в семи километрах ниже по течению от исходного моста. Пути непосредственно под поверхностью воды можно было заметить только при очень хороших погодных условиях…

Это подтверждают и советские документы, например доклад отдела военных сообщений Волховского фронта за 1942 – 43 г:

1.6.1943 г. двумя массированными налетами авиации противника удалось разрушить оба моста: металлический мост на главном пути и деревянный мост-дублер, построенный на обходе осенью 1942г. На металлическом мосту в результате прямых попаданий мелких авиабомб и взрыва крупной бомбы в непосредственной близости от моста обрушилось правобережное пролетное строение длиной 97 метров. На мосту-дублере оказалось обрушенным одно пролетное строение - ферма Тауна расчетным пролетом 22,3 м и одно пролетное строение настолько повреждено, что при восстановлении его пришлось заменить. Помимо этого, осколками был поврежден ряд опор и пролетных строений. В первую очередь было начато восстановление деревянного моста-дублера, возможное в более короткий срок. Работы производились силами управления военно-восстановительных работ Волховского фронта. Восстановление моста дублера было закончено 5.6.1943 г. Движение поездов по нему открыто в 6 часов 40 минут 5.6.1943 г.

Восстановление моста произведено в течение 85 часов, на 17 часов ранее срока, установленного народным комиссаром путей сообщения.

Металлический мост восстанавливался силами УВВР-2 Ленинградского фронта. Движение по нему было открыто 19.6.1943 г.


Бомбардировщики Не111 из состава KG53 в воздухе, 1943 год.

В целом приходится признать, что противник сделал выводы из своих неудачных попыток уничтожить мосты в мае. На этот раз операция была проведена может и без особых изысков, но план был надежный и являлся синонимом фразы про «большие батальоны», приписываемой обычно Наполеону. Фактически немцы собрали в кулак всю имеющуюся на ТВД авиацию и нанесли два мощных концентрических удара по относительно небольшой цели. Вследствие чего результат был достигнут: оба моста получили серьёзные повреждения, в особенности капитальный железный мост, лишившийся стометрового пролёта. Нельзя не отметить и настойчивость командования Люфтваффе в достижении поставленной цели. Две недели они отрабатывали различные комбинации ударов и таки выковали «меч-кладенец», попутно серьёзно проредив состав советской истребительной авиации ПВО.

В защиту советской стороны хочется сказать, что, имея небольшую группировку истребительной авиации даже при получении своевременных сведений от расчетов РЛС и постов ВНОС отбить массированный удар противника не представлялось возможным. К 1 июня боевой и численный состав 240-й ИАД уменьшился вдвое по сравнению с 20 мая, с шести до трех десятков Як-7Б, ЛаГГ-3 и Ла-5. Противник, располагая двумя группами современных истребителей, в кабинах которых сидели опытные пилоты, мог прикрыть свои ударные машины превосходящими силами и легко отбить атаки советских перехватчиков.


Командир 156-го ИАП майор Алексей Степанович Егоров у своего персонального ЛаГГ-3, аэродром Кипуя, май – июнь 1943 г.

Теперь следует уточнить вопрос о том, какой же ценой противник решил свою задачу. Ведь как в документах Ладожского дивизионного района ПВО, так и в воспоминаниях маршала Зимина, содержатся данные об огромных потерях атаковавших мосты частей Люфтваффе. Как мы уже упоминали в первой части статьи, маршал писал буквально следующее:

Когда подводились окончательные итоги, то выяснилось, что за день фашисты потеряли 23 самолета. Кроме того, еще 9 их машин были сбиты зенитным огнем. Ясное голубое небо было исчерчено черными шлейфами, которые тянули за собой горящие немецкие самолеты. При их падении на много километров прокатывались отзвуки мощных взрывов: некоторые бомбардировщики падали с полной бомбовой загрузкой. Повсюду белыми пятнами мелькали купола парашютов.

Однако из донесений генерала-квартирмейстера Люфтваффе следует, что противник в этот день одержал победу «малой кровью». Несмотря на неточности и ряд пробелов в немецких данных, можно утверждать, что в тот день ни один самолёт противника не упал на советской территории. Потери бомбардировщиков ограничились ранениями в результате огня советской зенитной артиллерии членов экипажа Не111 из I/KG53: пилота обер-лейтенанта Мартина Вольмера (Olt Martin Vollmer) и наблюдателя фельдфебеля Хайнца Фритше (Fw. Heinz Fritsche). По сводкам генерал-квартирмейстера не прослеживается судьба второго подбитого «Хейнкеля», о котором писал Ханнинг, но нельзя исключать, что в памяти Ханнинга перемешались налеты 1 и 5 июня. Во втором из них действительно советскими истребителями были подбиты два «Хенкеля», один из которых разбился на посадке со всем экипажем.

Из истребителей от воздействия противника в этот день пострадал Fw190A-4 из 1./JG54, (№ 147119, тактический №1 белая, повреждения 50%) который выполнил аварийную посадку на аэродром подскока в Мге, пилот унтер-офицер Эрнст Рихтер (Uffz. Ernst Richter) не пострадал. В работе Й. Прина указано, что виной потери была авария мотора, однако донесения генерала-квартирмейстера не двусмысленно говорят о воздушном бое. «Фоккер» с таким номером больше не отмечается в последующих донесениях, поэтому вполне вероятно, что он не восстанавливался. Однако в любом случае, можно уверенно говорить, что никакого «неба в парашютах» над мостами не было, и в этом моменте немецкие мемуары так же оказались более корректны.

Ну а теперь придется коснуться, наверное, самой болезненной темы - результатов воздушных боев, прошедших 1 июня над мостами. Как отмечено в документах Ладожского дивизионного района ПВО, советские истребители были связаны боем и не смогли прорваться к бомбардировщикам противника. Причину этого мы уже отмечали: из-за больших потерь в мае выставить серьёзный наряд перехватчиков не удалось, противник же задействовал в прикрытии ударных самолетов практически все свои истребители, в вылетах участвовали самолёты штаба JG54, I и II групп, а также 7-й эскадрильи JG26. В советских источниках эскорт оценивают в 30–50 истребителей в каждом из налетов. Вот как описывает построение группы прикрытия Ханниг:

Эксперты эскадры, эти многократно отмеченные наградами летчики, которые уже имели большое количество сбитых вражеских самолетов, получили роль свободных охотников и не были привязаны к бомбардировщикам. Получив разрешение курсировать вдоль и в стороны, они имели наилучшие шансы сбить неприятеля. Затем шло дальнее сопровождение. Эти самолеты могли нападать на любой вражеский истребитель, который подходил ближе, чем на 500 метров к бомбардировщикам или пикирующим бомбардировщикам, которых они защищали. Наконец, были летчики, в том числе Ксавер и я, которые были назначены на непосредственное сопровождение. Мы должны были все время находиться близко к бомбардировщикам, не дальше, чем в 100 метрах, и обеспечивать последнюю линию защиты из истребителей до того, как стрелки бомбардировщиков открывали огонь.

К сожалению, восстановить действия советских истребителей сложно, оперативные сводки 240-й ИАД малоинформативны, а оперативные сводки и журнал боевых действий 156-го ИАП и вовсе отсутствуют. Большую часть информации придется черпать из ЖБД 86-го гвардейского и 630-го ИАП. С немецкой стороны, единственное, что можно использовать — это заявки на победы пилотов, так как в них присутствуют тип сбитого самолёта, высота и время события.


Заместитель командира 156-го ИАП майор Владимир Алексеевич Чистяков в кабине ЛаГГ-3, аэродром Кипуя, май – июнь 1943 г.

Известно, что приближение немецких самолётов с помощью РЛС «Редут» было выявлено заранее, до 40 минут. А вот дальше общее повествование выстроить сложно. Маршал Зимин в мемуарах пишет, что первыми в воздух были подняты шесть Як-7Б 86-го ГИАП и восемь ЛаГГ-3 156-го ИАП с задачей атаковать врага на дальних подступах. Истребители же 630-го ИАП (четыре Як-7Б и шесть Ла-5) должны были использоваться для наращивания сил в воздухе. Сам Зимин находился на КП дивизии, над которым якобы проходили почти все маршруты противника к Волхову, что позволяло ему вести визуальное наблюдение и наводить истребители, которые атаковали подходившие группы бомбардировщиков противника ещё на дальних подступах...

Но если смотреть данные из оперативно-разведывательной сводки №152 Ладожского дивизионного района ПВО и схемы налёта, то становится понятно, что визуально наблюдать приближение летевших с юга немецких групп маршал не мог физически. Сверяя же время бомбежки мостов, указанное в документах можно убедиться, что бомбы на цели упали с 5:35 до 5:41, а время взлёта истребителей 86-го ГИАП, согласно ЖБД полка - 5:20, а по оперативной сводке штаба 240-й ИАД вообще 5:28. Только на взлет, сбор группы и набор высоты 4500 метров даже первой шестерке Як-7Б требовалось ну никак не меньше 10 минут. Учитывая же, что расстояние от аэродрома Валдома до мостов составляло 25 километров, приходится констатировать, что атаковать на подходе немцев пилоты 86-го ИАП физически не могли. Тем более что в ЖБД полка недвусмысленно сказано, что после набора высоты группа не пошла на видимого врага, а барражировала в «зоне 25», то есть ближе к южному берегу Ладожского озера, от Шлисельбурга до Кобоны и Новой Ладоги.

В свете вышесказанного вполне предсказуемо предположить, что первыми встретили противника пилоты 630-го ИАП, базировавшиеся на аэродроме Плеханово в нескольких сотнях метрах от мостов. Вот как начался бой согласно ЖБД полка:

Получив сообщение по «Редут» о движении самолётов противника в 5:18 с аэродрома Плеханово поднялась группа Як-7б – 4 самолёта, ведущий группы лейтенант Михайлов, ведомые - мл. лейтенанты Журавлев, Прокопенков, Лебедь. В 5:21 поднялась группа Ла-5, ведущий капитан Цыбулькин, ведомые - Андронов, Петровичев, Петраев, Бирюк, Шестов. Первая и вторая группы набрали Н=5000 мтр. и находились в зоне ожидания приняли боевой порядок. Самолеты Як-7б, прикрывающая группа, самолёты Ла-5 - ударная.

Противник произвел звездный налет в период с 5:33 - 6:12 четырьмя группами: первая - 18 Ю-88, вторая - 18 Хе-111 и за ними на дистанции 100 м две подгруппы по 12 Хе-111, третья - 18 Ю-87. Временный интервал между группами 8 минут. Бомбардировщики прикрывались группами истребителей, общим числом до 50, типа Ме-109 и ФВ-190. Высота противника 3500 мтр. Ю-88 и Хе-111 бомбили с горизонтального полета в строю звеньев клином, Ю-87 с убранными шасси с пикирования под углом 80°. В строю растянутый пеленг. Группа Ю-88 после сбрасывания бомб прошла над объектом с целью рассредоточения огня ЗА, в это время бомбили Ю-87. В результате двух прямых попаданий разрушен один пролет деревянного моста.

Обе наши группы первую атаку произвели по бомбардировщикам противника на подходе к объекту, затем в бой вступили истребители противника, связали наших истребителей, и им пришлось вести бой только с ними, прорваться к бомбардировщикам больше не удалось. Бой велся стремительно и смело со стороны наших летчиков, но численно громадное превосходство противника, не дало возможности расстроить боевой порядок бомбардировщиков.

В результате воздушного боя, длившегося до 40 мин, имеем свои потери: 3 летчика на Як-7б не вернулись: мл.лейтенанты Журавлев, Прокопенко, Лебедь. У лейтенанта Петровичева в бою на с-те Ла-5 сгорел мотор, при посадке самолет разбит на 100%, летчик имеет легкие ушибы. Самолет Як-7б лейтенанта Михайлова имеет ряд повреждений от пулеметно-пушечного огня - летчик невредим. 2 самолёта Ла-5 мл.лейтенантов Андронова и Бирюка имеют ряд повреждений от пулеметно-пушечного огня.

По предварительным данным (подтверждение еще не получено) сбито самолётов противника: 5 Хе-111, 1 Ю-87, 3 ФВ-190.

Лейтенант Михайлов сбил 2 Хе-111, капитан Цыбулькин 1 Ю-87, 1 ФВ-190, мл. лейтенант Андронов сбил 1 Хе-111 и ФВ-190, мл. лейтенант Журавлев - 1 Хе-111, мл. лейтенант Лебедь - с мл. лейтенантом Прокопенко сбили 1 Хе-111.

Впоследствии пилотам были засчитаны восемь побед: 5 Хе-111, 2 ФВ-190 и 1 Ю-87.


Командир звена 630-го ИАП лейтенант Борис Владимирович Михайлов в кабине Як-7Б. В утреннем бою он потерял всех своих ведомых.

Однако документ изобилует логическими нестыковками и не совпаденьями. В документе в частности указано, что открыть огонь по бомбардировщикам противника удалось только в первой атаке, но при этом есть «подтвержденные» командованием заявки на пять сбитых Хе-111 и один Ю-87. Далее, не совсем понятно, как группа прикрытия в лице четверки Як-7Б, превратилась в ударную, на счету пилотов которой исключительно сбитые бомбардировщики противника?


Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами 630-го ИАП с 5.30–06.00


Пилоты 630-го ИАП младшие лейтенанты Петр Евсеевич Журавлев, Василий Владимирович Прокопенков, Григорий Иосифович Лебедь – погибшие в воздушном бою утром 1.06.43г.
Не меньше вопросов возникает по действиям шестерки Як-7Б 86-го ГИАП, которую вел штурман полка капитана Ходаков (летчики: Дергач, Кокошкин, Марченко, Лобас, Коротков).

В 5:30-5:38 находились в зоне №25 на Н=4500 м. на перехват бомбардировщиков подняты 6 Як-7б из 86 гиап: Находясь в зоне на высоте 4500 м, получили сигнал по радио и всей группой пошли на Волхов. Находясь на Н=6100 м встретили на лобовой атаке группу Хе-111. Гв. ст. л-том Дергач подбитый уходящий на Волхов с черным дымом. Заходя на вторую атаку, мл.л-т Марченко и Лобас связались боем с ФВ-190 количеством 10-12 шт. Ст. л-т Дергач и Кокошкин произведя вторую атаку по Хе-111, выйдя из атаки были связаны в/боем с истребителями противника ФВ-190 – 4 шт. Гв. мл. л-т Марченко, ведя бой с 6 ФВ-190, зашел в хвост с-ту пр-ка, у которого были выпущены шасси, открыл огонь с дистанции 200-70 м. С-т пр-ка резко отвалил в сторону и был утерян летчиком Марченко. Подстроившись в хвост 1 ФВ-190, Марченко, преследуемый 4 ФВ-190, открыл огонь, в результате с-т пр-ка резко перевернулся и начал падать в районе Волхов отвесно вниз. Гв. мл. л-т Лобас, ведя бой в группе с ФВ-190 до 4х шт., пытался прорваться к Хе-111. Подстроив к себе с-т Як-7б №43, пошел с ним в атаку на Хе-111, в результате 1 Хе-111 правая плоскость загорелась, но пламя было быстро потушено. Добить не было возможности, т.к. был связан боем с ФВ-190 в колич. 4х. Выйдя из боя от истребителей пр-ка, мл. л-т Лобас начал преследовать уходящих бомбардировщиков. Произведя одну атаку по Хе-111, завязал бой с 4мя ФВ-190, где встретил ст.л-та Дергача, с которым вели возд. бой с истребителями пр-ка безрезультатно. После израсходования горючего возвратились на свой аэродром.

С боевого задания не возвратился гв. капитан Ходаков. Л-к Коротков после возд. боя сел вынужденно в р-не Волхов на фюзеляж, сам получил ушибы, с-т подлежит ремонту в мастерских. На с-те Марченко пробиты лонжероны передний и задний левой плоскости. С-т Дергача имеет 2 снарядных и 1 пулевую пробоины.

В воздушном бою сбиты: 1 ФВ-190 и 2 Хе-111.


Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами 86-го ГИАП с 5.30–06.00

Учитывая указанную зону патрулирования №25 – побережье Ладожского озера, совершенно очевидно, что группа пошла в сторону Волхова с северо-запада на юго-восток. То есть однозначно не могла перехватить самолёты противника на подходе к мостам. Ну и судя по описанию боя, группа была практически сразу рассеяна истребителями противника, большинство пилотов вели бой поодиночке. Остается только порадоваться, что не были сбиты все пилоты группы, хотя гибель опытнейшего штурмана полка капитана Григория Яковлевича Ходаков и тяжелое ранение заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Николая Сидоровича Короткова (в строй больше не вернулся) стали огромной потерей для полка. Оба воевали с первых дней войны.

По действиям 156-го ИАП можно воспользоваться лишь данными из мемуаров маршала Зимина:

В то же время восемь «лагов» из 156 иап, ведомых капитаном И.С.Пастуховым, юго-западнее Волхова атаковали крупную, до пятидесяти машин, группу бомбардировщиков. Частью сил отбивались от истребителей прикрытия.

После первого удара по «Хейнкелям» в районе КП дивизии летчики 86 гиап оттянули на себя и связали боем истребителей сопровождения. Это дало возможность «лаггам» капитана Пастухова ударить по большой группе бомбардировщиков. Летчики 156 иап провели бой активно, расчетливо. Взаимодействуя парами и звеньями, они раздробили боевой порядок вражеских групп, сбили их с боевого курса, и только отдельным вражеским самолетам удалось прорваться к району цели. Но бомбы они сбросили беспорядочно, и основные объекты от этого не пострадали.

Советские истребители преследовали бомбардировщиков до линии фронта. В ходе боя противник потерял семь машин.

Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами 156-го ИАП в утреннем бою 1.06.43 г.
Пилоты 156-го ИАП в этом бою претендовали исключительно на Ю-87, по разным данным от 3 до 6 машин. Учитывая, что в подтверждении на победу командира 3-й эскадрильи 156-го ИАП капитана И.Г. Романова имеется запись о победе над Ю-87 в 5:58, группа 156-го полка скорее всего не атаковала бомбардировщики, ни над целью, ни тем более на пути к цели. Серьёзных потерь 156-й ИАП не понёс, были повреждены самолёты комэсков капитанов Пастухова и Романова. Пастухов сел вынужденно вне аэродрома, а Романов при посадке ударил фюзеляжем о летное поле из-за отсутствия «дутика», который, вероятно, был прострелен в бою.


Командир 3-й эскадрильи 156-го ИАП капитан Иван Георгиевич Романов. Подтверждение победы над Ю-87 5:58 1.06.43г. Командир 2-й эскадрильи 630-го ИАП капитан Максим Демидович Цибульскин.
Со стороны противника мы имеем лишь заявки на девять побед в квадратах 36 Ost10 и 20, одержанных с 5:40 до 6:20 по московскому времени:

Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами JG 54 утром 1.06.43 г.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что никакого общего боя не было. За исключением 156-го ИАП, все группы советских самолётов попадали под удар превосходящих сил прикрытия и несли потери. Судя по сохранившимся советским документам, около 5:35 в атаку на подходившие к мостам первые эскадрильи «Хейнкелей» смогла выйти только ударная группа 630-го ИАП - шестерка Ла-5 из 2-й эскадрильи капитана Цибульского. Однако группа была связана боем «Фокке-Вульфами» из 7./JG26, при этом командир эскадрильи Гюнтер Кельх заявил победу над советским истребителем. Можно предположить, что его атака и стала причиной повреждения мотора Ла-5 лейтенанта Петровичева, кроме того, небольшие повреждения получили еще два Ла-5.

Начавшие оттягиваться в сторону линии фронта первые группы немецких около 5:55 столкнулись в лоб с истребителями 240-й ИАД. Очевидно, что и в этом случае атаки были отражены, а пилотам штабного звена эскадры фельдфебелю Херману Шляйнхеге и унтер-офицеру Ульриху Вернитцы засчитали победы над двумя Як-1 86-го ГИАП.

Примерно в это же время четверка Як-7б «прикрывающей» группы 1-й эскадрильи 630-го ИАП попытались в районе мостов атаковать замыкающие группы немецких бомбардировщиков, но столкнулись с истребителями из II/JG 54, которым в течении 10 минут удалось сбить три и серьезно повредить ещё один Як-7Б.

Отдельно можно отметить действия Вальтера Новотны, успевшего дважды отличиться в этот день. Вероятно, именно он со своими ведомыми в 5:55 отбил атаки «ЛаГГов» 156-го ИАП на отходившие после бомбометания с пикирования «Юнкерсы»-87, повредив самолёты капитанов Пастухова и Романова. Ну и не сложно понять, что он делал в 6:20 в квадрате 10260 - очевидно рыскал в районах аэродромов Кипуя и Валдома в надежде сбить зазевавшихся советских пилотов идущих на посадку. На кону была 85-я победа и у обер-лейтенанта явно чесалась шея в предвкушении «дубовых листьев» к «рыцарскому кресту». Стоит ли удивляться, что героическим усилием воли Новотны смог её «одержать», хотя скорее всего в реальности никто из советских пилотов не пострадал.


Командир 1-й эскадрильи 156-го ИАП капитан Иван Сергеевич Пастухов и заместитель командира 2-й эскадрильи старший лейтенант Николай Сергеевич Бочаров.

Резюмируя сказанное можно отметить, что немецкие летчики-истребители в этот раз не только смогли надежно защитить своих подопечных, но нанесли серьёзные потери советским перехватчикам. В результате боёв, четыре Як-7Б были сбиты, ещё два серьёзно повреждены. Кроме того, по до конца не выясненным причинам сгорел один Ла-5, а ещё два Ла-5 и два ЛаГГ-3 получили повреждения. Увы, но при этом погибли четверо пилотов, а ещё один получил тяжелые ранения и в строй уже не вернулся. Кроме того, это означало, что и без того хлипкая группировка истребителей 240-й ИАД оказалась ослаблена еще сильнее. Противник же серьёзных потерь не имел и мог нанести повторный удар такими же силами, что в реальности и произошло: около 16:45 навстречу следующему немецкому налету из состава 630-й ИАП к примеру, смог поднять всего три Ла-5. Из ЖБД полка:

Получив сообщение по «Редут» о движении самолетов противника, с аэродрома Плеханово поднялись три Ла-5 из 630 иап: ведущий лейтенант Петровичев, ведомые мл. лейтенанты Бирюк и Петраев. Звено набрало высоту 5000 м и находилось в зоне ожидания.

Противник произвел звездный налет в период 16:54 - 17:05 пятью группами. 1-я - 24 Хе-111, 2-я - 24 Хе-111, 3-я - 15 Ю-88, 4-я 17 Хе-111, 5-я - 18 Ю-87 с убранными шасси. Временной интервал между группами 2 минуты. Бомбардировщики прикрывались группами истребителей 36 ФВ-190 и 12 Ме-109. Целью бомбометания был мост через реку Волхов. В результате бомбометания было два прямых попадания в ферму пролета ж.д. моста. Через 1:30 ферма упала. Поврежден 1 бык деревянного моста.

Наши истребители первую атаку произвели с высоты 5000 м по первой группе Хе-111, они звеном врезались в строй бомбардировщиков сверху сбоку спереди и с первой атаки сбили по одному Хе-111. Вторую атаку по бомбардировщикам произвести не удалось. Сверху их атаковали 8 ФВ-190, отсекли от бомбардировщиков и, беспрерывно атакуя, оттянули в сторону аэродрома Плеханово. Петровичев и Петраев все время держались парой, отсекая самолеты противника друг от друга. Петровичев лобовой атакой сбил ФВ-190. Петраев два раза отсевал ФВ-190 от хвоста своего ведущего, сбив при этом ФВ-190.

Мл. лейтенант Бирюк от своей пары откололся, на него напали 4 ФВ-190. Бирюк вел жестокий бой. В одном из моментов подловил ФВ-190 на прицел и меткой очередью зажег его. Тот горящим упал на землю на глазах всего личного состава полка. Затем истребители противника, видя, что бомбардировщики ушли от цели, с боем пошли за ними. Наши истребители произвели посадку на аэродром.

К концу боя на помощь подошли 4 Як-7б и 4 ЛаГГ-3 240 ИАД. Их связали боем истребители противника количеством до 16.

В результате воздушного боя летчики 630 ИАП своих потерь не имели. Противник потерял 3 Хе-111, 3 ФВ-190. Бой велся 10 минут.


Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами 630-го ИАП с 16.55-17.05

Удивительно, но противник решительные действия звена лейтенанта Петровичева даже не заметил, по крайней мере ни заявок на победы, ни каких-то упоминаний в источниках нет. Очень хорошо, что хотя бы потерь у звена не было.

На отходе немцы традиционно столкнулись с очередной шестеркой Як-7Б 86-го ГИАП, причем в этот раз в ЖБД четко указано и место завязки боя – станция Новый Быт (25 км. Зап. Волхов), что ещё раз подчеркивает откуда подходили навстречу противнику самолёты полка и противник – восьмерка «Фокке-Вульфов»:

В 16:40 вылетели 6 Як-7б из 86 гиап: Зазаев, Манулин, Марченко, Лобас, Манов, Кудрявцев. На высоте 5000 м в районе Новый Быт встретили 8 ФВ-190, с которыми вели бой. Мл. лейтенант Манулин с ведущим капитаном Зазаевым произвели атаку на пару ФВ-190 м набором высоты под ракурсом 3/4. Бой проходил на виражах и вертикалях в течение 35 мин. Мл. лейтенант Манулин будучи отсечен от своего ведущего парой ФВ-190, продолжал вести бой один против пары ФВ-190, уйдя в район Старой Ладоги. Зайдя в хвост ведущему самолету с дистанции 100 м открыл огонь. В результате ФВ-190 с черным дымом стал неуправляемо падать к земле. Выйдя из атаки Манулин заметил одного ФВ-190, пытавшегося атаковать его самолет, резко развернулся на противника и пошел в атаку под ракурсом 3/4 с набором высоты. В этот момент пара ФВ-190 с высоты атаковали Манулина, перебив ему управление руля поворота. Выйдя из боя потерей высоты, Манулин произвел посадку на своем аэродроме на живот, т.к. была пробита воздушная система. Гв. мл. лейтенант Марченко с ведомым Лобасом, заметив 4 ФВ-190, идущих в атаку, резким разворотом с принижением начали уходить под самолеты противника и вскочили в облачность, где Лобас утерял ведущего. Пристроившись к паре капитана Зазаева, Лобас вступил в бой с 4 ФВ-190 на виражах и вертикалях в течение 5 минут. Самолеты противника удалились к своим бомбардировщикам. Заметив группу Хе-111 в районе Куты, произвел одну атаку по левому ведомому самолету с кабрирования в лоб. В результате атаки левый мотор остановился, самолет, накренившись вправо, пошел к земле. Выйдя из атаки, Лобас был связан боем парой ФВ-190. Зашел в хвост самолету противника с дистанции 50-30 м открыл огонь, противник резко со снижением ушел к земле в районе Мякинино. Выйдя из атаки, Лобас заметил бой двух Як-7б с четырьмя ФВ-190 и произвел две атаки. Заметил одного парашютиста в районе Кницерово. Кудрявцев в районе Волхова завязал бой с парой ФВ-190, утеряв из виду ведущего капитана Манова. Проскочив самолет противника, Кудрявцев ушел с набором высоты. Заметил 1 Як-7б, которого атаковали два ФВ-190. Свалился сверху на ведущего и с дистанции 150-200 м открыл огонь. Самолет противника, беспорядочно перевернувшись, начал резко падать к земле в районе Старой Ладоги. Кудрявцев, идя домой, заметил справа впереди 3 ФВ-190, по которым произвел атаку сверху в лоб. Два ФВ-190 разворотом вправо ушли с набором высоты, а один ФВ-190 ушел с прижимом на свою территорию. Кудрявцев произвел посадку на своем аэродроме.Летчик Марченко сбит в бою, приземлился на парашюте. Гв. капитан Манов не вернулся с боевого задания.


Пилот 86-го ГИАП младший лейтенант Петр Калиникович Лобас.


Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами 86-го ГИАП

Как уже очевидно, группа 86-го ГИАП вновь патрулировала в «зоне 25» и с противником столкнулась только когда он отходил от цели. Учитывая практически полное отсутствие противодействия над целью, за исключением тройки Ла-5, все немецкие истребители летели компактно и результат боя был предсказуем. Особенно с учетом того, что на стороне противника в этом бою участвовали настоящие «эксперты». Победами отметились три пилота, в том числе первую в 17:05 одержал обер-лейтенант Максимилиан Штотц, для которого это была 172-я заявка. С советской стороны два «Яка» были сбиты, один подбитый сел на живот. Погиб заместитель командира полка по воздушно-стрелковой службе опытный летчик воевавший с первых дней капитан Андрей Михайлович Манов.


Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами JG 54

Ну и уже традиционно свою отдельную войну вели пилоты 156-го полка и Вальтер Новотны. Пока четверка ЛаГГ-3 3-й эскадрильи полка во главе с комэском капитаном Романовым снова тиранила «штуки», заявив три победы, немецкий «эксперт», судя по всему, изо всех сил препятствовал этому, решив догнать свой счет до 90 побед и по этой причине противников не жалевший. С 17:00 до 17:10 он заявил три победы над советскими истребителями на высотах от 400 до 50 метров.


Командир 1/JG54 обер-лейтенант Вальтер Новотны в кабине FW190А-5 №1501 белая 4, начало лета 1943 года.


Заявки на воздушные победы, одержанные обер-лейтенантом Вальтером Новотны

Единственное, что можно занести на его счёт точно, это буквально изрешеченный ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Г.Г. Куникова, получившего 150 пулеметно-пушечных пробоин. Однако пилоту, несмотря на ранение, удалось выполнить аварийную посадку на фюзеляж. Следует отметить, что и советские пилоты ответили немецкому асу взаимностью, и младший лейтенант И.В. Бойко заявил о победе над ФВ-190.


Пилоты 3-й эскадрильи 156-го ИАП младшие лейтенанты Гавриил Гордеевич Куников и Иван Васильевич Бойко


Заявки на воздушные победы, одержанные пилотами 156-го ИАП в 16:40-17:10

В качестве лирического отступления отметим двух лучших асов этого дня. Это конечно обер-лейтенант Вальтер Новотны, заявивший пять побед, и младший лейтенант Петр Калиникович Лобас, имеющий подтверждения на три сбитых самолёта противника. Что сказать? Конечно же, ни один из них в действительности подобных достижений не имел. Но если Новотны вполне может претендовать если не на сбитые, то хотя бы подбитые самолёты, то Лобас даже на это объективно не может рассчитывать.


Кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами командир 1/JG54 Вальтер Новотны и пилот 86-го ГИАП Герой Советского Союза Петр Калиникович Лобас

К сожалению, никаких немецких парашютов «мелькающих белыми пятнами в небе» в этот день не было. Единственный парашют, раскрывшийся над атакуемыми мостами, принадлежал младшему лейтенанту Николай Иванович Марченко, пилоту 86-го ГИАП. Противник разбил оба моста через Волхов, понеся минимальные потери. Потери 240-й ИАД и приданного 630-го ИАП составили шесть уничтоженных Як-7Б и ещё три серьёзно и два легко повреждённых. Один Ла-5 был сгорел, два легко повреждены. Сюда же можно добавить три серьёзно повреждённых ЛаГГ-3. Погибли пять советских пилотов, еще двое ранены, из них один тяжело и не вернулся в строй. Особенно пострадал 86-й ГИАП лишившийся двух заместителей командира полка и одного замкомэска. И без того малочисленные полки 240-й ИАД после боёв 1 июня представляли собой недоукомплектованные эскадрильи по 6-8 самолётов, частично неисправных.


Устранение боевых повреждений самолёта ЛаГГ-3 техническим составом 156-го ИАП.

Вполне можно понять досаду Георгия Васильевича Зимина, однако описывать спустя 40 лет эти трагические события в подобной бравурной манере, к тому же откровенно вводя читателей в заблуждение о результатах немецких налетов на мосты, всё же не стоило.


Фотография на память после вручения личному составу 86-го ГИАП гвардейских знаков в начале мая 1943 года. В центре командир 240-й ИАД полковник Г.В. Зимин, справа от него командир подполковник С.Н. Найденов. Слева и справа от них наверняка есть впоследствии погибшие в воздушных боях командиры и летчики.

Ну а советским истребителям и зенитчиками Лужского дивизионного районе ПВО ещё предстояли горячие дни. Противник не собирался останавливаться на достигнутом, и про боевые действия в июне 1943 года над районом «Дороги Победы», мостами через Волхов и портами на Ладожском озере мы поговорим в заключительной части публикации.


«Небо в парашютах» маршала Зимина. Часть 1: Суровый май – репетиция

«Небо в парашютах» маршала Зимина. Часть 2: Самолёты, зенитки, два моста

Источники:

  1. Документы Волховского фронта, Ладожского дивизионного района ПВО, 86 гв и 630 ИАП с сайта: https://pamyat-naroda.ru/.
  2. Документы генерала-квартирмейстера Люфтваффе с сайта: https://invenio.bundesarchiv.de/
  3. ЦАМО РФ, фонды 112 Истребительная авиация ПВО и 156-го ИАП.
  4. ЦАМО РФ, ф. 240-й ИАД, оп.1, д.7. Оперативные сводки, 1943г.
  5. ЦАМО РФ, ф. 240-й ИАД, оп.1, д.7. Отчеты о боевой работе 1.01 – 30.06.43г.
  6. Зимин Г. В. Истребители. — М.: Воениздат, 1988.
  7. Н.Ханниг. Воспоминания эксперта Люфтваффе.М.: АСТ. Астрель, 2007.
  8. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 12/III - Rogge GmbH, 2003.
  9. Philippe Saintes. La Jagdgeschwader 54: Les Aigles au «Coeur Vert» de la Luftwaffe. Tome 02 — LELA Presse, 2020.
Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
25.10.2023 23:17:03
Очень интересно, ждём заключительную часть  
Михаил Тимин > Михаил Скородумов
26.10.2023 08:36:55
Будем работать...
дмитрий
26.10.2023 16:28:17
Потери бомбардировщиков ограничились ранениями в результате огня советской зенитной артиллерии членов экипажа Не111 из I/KG53

He 111H-16 №8500 из 2/KG-53.  
Олег Киселев > дмитрий
26.10.2023 23:00:10
Что с ним?  
дмитрий > Олег Киселев
27.10.2023 08:00:22
Я уточнил номер самолета по нему можно узнать появлялся ли он ещё в списке GQM или нет, повреждения указаны как %-? т.е. теоретически любые .  
Олег Киселев > дмитрий
27.10.2023 23:01:01
А можете сказать, в сводке от какого числа этот самолет? Потому что я не могу у ГКЛ такого найти. Тот, который у Михаила указан - там только про ранения экипажа (Сводка от 5.06.43, запись 93)
дмитрий > Олег Киселев
28.10.2023 00:25:35
Номер указан в этой теме на форуме  http://forum.12oclockhigh.net/showthread.php?t=40388 ,  насколько помню Матти Салонен использует Namentlichten Verlustmeldung (NVM)
Олег Киселев > дмитрий
28.10.2023 07:38:53
Да, это он  есть. Судя по отсутствию записи о самом самолете в сводке ГКЛ, сам самолет серьёзно не пострадал.  
Михаил Тимин > дмитрий
29.10.2023 12:42:40
Да Матти молодец, у него самые точные данные о потерях. Но насколько я понял, он после начала СВО перестал с русскими общаться. Тем не менее из того, что у меня есть я так посмотрел и не нашёл этот самолёт №8500 в последующих доках, так что вполне возможно, что Ханниг и в этот раз был прав описываю вынужденную посадку в Гатчине...
Алексей Кукушкин
26.10.2023 18:14:56
Спасибо большое! Как всегда интересно и подробно 👍👍👍✌️
Роман Ларинцев
29.10.2023 13:49:00
Фритше, в девичестве, Фриче.  
Михаил Тимин > Роман Ларинцев
29.10.2023 15:21:05
Спасибо! Учтем...
Андрей Кузнецов
29.10.2023 16:46:59
Спасибо за обе части! Очень интересно.
Несколько технических вопросов, если можно.
1. Отчеты 156 иап тоже не сохранились? Фонд совсем пустой, и в фондах вышестоящих соединений отчетов полка нет?
2. Лётные книжки немецких лётчиков из частей-участников этих налётов не попадались? Там подробности бывают интересные, в т.ч. потери/повреждения, характер противодействия, плюс в любом случае есть время взлёта/посадки, аэродром базирования. У того же Ханнига лётная книжка наверняка сохранилась. Но больше интересны книжки членов экипажей ударной авиации. Особенно книжки штурманов полезны - бывает бомбовая нагрузка в деталях, подробности результатов бомбометания, включая промахи из-за противодействия ЗА/ИА, и т.п.
Иногда даже можно обнаружить участие в интересующем событии какой-нибудь авиачасти, которая вроде бы там быть не должна.3. В 1-й части есть упоминания, что некоторые самолеты с повреждениями менее 60% вероятно были списаны. Этот вывод делался на основании того, что самолет больше в потерях не встречается, или есть еще какие-то источники?
4. У Ханнига есть отличное описания организации сопровождения БА с подробностями. С тех пор, как я в 2007 увидел русское издание его мемуаров, я хотел найти аналогичные описания у других авторов, но пока ничего похожего не встретил. Непонятно, насколько вообще была характерна такая организация сопровождения. Может, что-то встречалось на эту тему в литературе или документах?
Михаил Тимин > Андрей Кузнецов
30.10.2023 00:15:02
Спасибо!
1. Нет, в полку за этот период нет оперативных доков и ЖБД, и никаких доков полка в 240-й ИАД нет, там есть дело по потерям дивизии, ну типа аварийные акты, но не по всем дням отложились к сожалению...
2.Летные книжки не использовал, у Ханнига книжки нет - его победы с 25 по 40 неизвестны.
3. Да выводы про 60% поврежденных и не только, но и 10 - 50% проверял, делал после пробивания номера самолёта, конечно это не 100% достоверно, но всё же весьма вероятно...
4. Нет больше пожалуй не встречал таких подробностей, а Ханниг молодец, он вообще события мая очень точно описывает...
Андрей Кузнецов
30.10.2023 02:36:02
Понятно, спасибо.
А лётные книжки всячески рекомендую. Иногда здорово проясняет картину событий. Я по 1-му ВФ никаких усилий в этом плане не предпринимал.Только когда про налеты на Кронштадт писал, люди добрые по сентябрю 1941 накрошили мне немножко.
У бомбардировщиков экипажи по 4-5 человек были, шансы, что у кого-то книжки сохранились, неплохие. Есть случаи, когда от одного экипажа 3 книжки известны. Может и больше бывает, но я не сталкивался.
Странно, что наши лётные книжки практически отсутствуют в обороте. По некоторым полкам они бы как свет в окошке были бы..
Михаил Тимин > Андрей Кузнецов
30.10.2023 14:09:35
У меня были некоторые накопления летных книжек, но при очередном нагибании диска часть инфы бесследно исчезло, надо заново собирать...
Андрей Диков
30.10.2023 09:26:30
Хорошо!
Помарки/заметки:
1. "добрались до летных полей" - смело можно изменять на нормальное "аэродромов", четко торчат уши машинного перевода отечественных изданий. Деталь немаловажная для повествования.
2. Вольмер - скорее Фолльмер, или Фольмер.
3. Ханних - он вообще, как мнгие "середняки" выделялся относительной достоверностью заявок в 54-й, как и Штоц, кстати, в отличие от публики типа Новотны.
4. Позанудствую - можно б с Зиминым и помягше. Вообще я бы в целом сменил бы подход к мемуарам в дискурсе со стороны всех исследователей. Мемуары это мемуары, вещь в себе, пусть будут, честь им и хвала. Они не могут быть другими, ни у Зимина, ни у кого другого. На любые мемуары можно составить подстрочник с комментариями исследователя, который по объему превысит исходник. Но это мало что дает, кроме удобной позиции послезнания, в которой оказываешься. Исключения только подтверждают правила. А не имея завышенных ожиданий, реагируешь спокойно. Перефразируя поговорку про доктора "Автор - спок, и читателю - легШе!"
Михаил Тимин > Андрей Диков
30.10.2023 14:12:05
Да побойся бога, я к Зимину максимально лояльно отнесся, особенно в плане его безудержных фантазий. Да и вообще оттолкнулся от его мемуаров по одной простой причине, немецких оперативных документов нет, а мне с чего-то надо было начинать повествование...
Ты бы сам лучше продолжил серию статей которую начал на варспоте!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.