25 октября 2023
2191
Небо в парашютах маршала Зимина
Часть 2. 1 июня 1943 года - самолёты, зенитки, два моста. Или почему к мемуарам следует относиться критически.
Вечерело. Итак, на рассвете и на закате этого дня мы провели две схватки. Две, но какие! В общей сложности в налетах участвовало более двухсот самолетов врага. Этого было вполне достаточно, чтобы разрушить железнодорожный мост, ГЭС, смести с лица земли немало других важных объектов. Но все это оставалось на своих местах. Пострадал только один деревянный пролет моста. Уже на следующие сутки движение через него было возобновлено в прежнем ритме.
Напомним, что именно в таких выражениях Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин в своих мемуарах «Истребители» рассказал о результатах двух воздушных боев, произошедших 1 июня 1943 года над мостами через реку Волхов. Маршал утверждал, что враг был разгромлен и потерял 32 самолёта, а всё небо было заполнено парашютами сбитых немецких летчиков. При этом не были разрушены ни основной железнодорожный металлический мост, ни вспомогательный деревянный, у которого лишь случайно пострадал один пролет, впрочем, буквально за несколько часов восстановленный, что позволило возобновить движение поездов в Ленинград.
В предыдущей части речь шла о событиях мая 1943 года, когда несмотря на настойчивые действия самолетов 1-го Воздушного флота немцам не удалось вывести из строя железнодорожные станции и мосты на «Дороге победы» и порты на «Дороге жизни». В этот раз мы рассмотрим непосредственно события 1 июня 1943 года, когда противник атаковал железнодорожные мосты через Волхов в районе одноименной железнодорожной станции.
Свои воспоминания о те событиях оставили и летчики Люфтваффе, в частности пилот 5-й эскадрильи 54-й истребительной эскадры Норберт Ханниг, который в своих мемуарах написал такие слова:
…Мы, таким образом, были способны наблюдать завесу зенитного огня, который разверзся, когда «штуки» впереди нас направились на выполнение своего задания. Казалось, почти чудо, что никто из них не получил попаданий…
…Сам рейд, тем не менее, был очередной неудачей. Разведка позже установила, что поезда снабжения все еще беспрепятственно проходят в Ленинград.
Однако эти слова относятся к событиям 22 мая 1943 года, а вот что немецкий летчик рассказал про один из вылетов 1 июня:
…Как и раньше, я должен был лететь ведомым с Ксавером, и мы снова обеспечивали непосредственное прикрытие ведущей группы Не111. Мы пересекли линию фронта на высоте 4000 метров и продолжали подниматься. Был прекрасный день. На ярком голубом небе — ни облачка. Когда мы смещались относительно строя, мы могли отчетливо видеть освещенные солнечным светом команды бомбардировщиков за стеклом их фонарей. Вскоре после того, как мы вошли в неприятельское воздушное пространство, несколько батарей тяжелых зенитных орудий открыли по нам огонь, но «Хейнкели» поддерживали плотный строй и упрямо двигались по своему курсу. Пикирующие бомбардировщики снова должны были начинать атаку. Мы могли видеть их и их сопровождение из истребителей намного впереди и немного ниже нас, когда они приближались к линии железной дороги к востоку от моста. Затем, к нашему изумлению, толстое белое облако дыма начало подниматься с обоих берегов реки Волхов. Когда «штуки» развернулись, чтобы провести налет на цель, мост начал погружаться в дымовую завесу, скоро он полностью исчез, и его совершенно невозможно было увидеть с воздуха. Это не задержало «штуки», они продолжали следовать по железнодорожной линии на запад до тех пор, пока не оказались совсем рядом с теперь не видимым мостом. Затем они начали пикировать.
Попутно немец говорит про какие-то ничтожные потери в два подбитых «Хейнкеля», что опять же не вяжется с рассказом маршала Зимина про разгром немецких бомбардировщиков и «небо в немецких парашютах». Что же реально произошло с мостом? Чей рассказ точнее описывает события - маршала Георгия Васильевича Зимина, или Норберта Ханнига?В этот момент, естественно по заданному сигналу, непосредственная противовоздушная оборона моста начала работать одновременно. Легкие зенитки вели интенсивный огонь, крупнокалиберные снаряды пятнами взрывались на небе на пути «Штук» и оставляли грязные пятна их взрывов. Мы смотрели как пикирующие бомбардировщики смело ныряли через этот шторм и дым.
Мы следовали по тому же маршруту, как и «штуки». Теперь мы двигались на запад по железнодорожным линиям, по направлению к реке в том месте, где мост пересекал ее. «Штуки» уже вынырнули из дымовой завесы и начали движение на уровне земли. Когда мы попали в диапазон действия зениток, они встретили нас огнем. Казалось, как будто рука призрака поднимает шторм и направляет его непосредственно против нас. В действительности, конечно, это был очень способный русский офицер по наведению огня где-то внизу, который организовывал оборону моста.
Но два из бомбардировщиков были поражены и вышли из строя. Они повернули по направлению к нашей территории в сопровождении некоторых из истребителей - свободных охотников, которые теперь сопровождали их. Оба добрались до летных полей на нашей стороне. Но один все же был вынужден сесть на брюхо. Пока мы с бомбардировщиками противостояли зенитному огню, повсюду вокруг нас шли воздушные бои, мы могли слышать возбужденные голоса пилотов в наших наушниках. Торжествующие крики - «Абшюсс!» прерывались срочными предупреждениями: «Оглянись, он у тебя на хвосте! Отрывайся! Поднимайся!» «В меня попали, — кричал кто-то…».
Постепенно этот гул утих, и «Иваны» начали отходить и направляться на свои собственные базы. Но внезапно в радиотелефоне раздался знакомый австрийский акцент Новотны, командира 1-й эскадрильи, одного из наших ведущих «экспертов»: «Еще один! Атака! Атака!»
В этом районе было еще около дюжины наших истребителей, включая Ксавера и меня. Мы освободились от наших непосредственных обязанностей по сопровождению, как только «Хейнкели» безопасно направились домой. Каждый хотел столкнуться с «Иваном». «Где дичь?» — спрашивал кто-то из летчиков. «Направь меня на него» просил другой голос. Даже Ксавер захотел поучаствовать в действии.
Мы увидели «Як» с необычными красными, белыми и синими отметками на руле. Мы слышали о группе французских добровольцев, которые сражались на стороне Советов. Был ли это один из них? По мере того, как мы продолжали приближаться к вражескому летчику, какой бы национальности он ни был, он искусно уворачивался от наших маневров. Он выполнял развороты, бочки, делал «горки» и т.д. Никто не мог его поймать, даже Новотны. После примерно пяти минут этой головокружительной акробатики Нови, как обычно называли командира первой эскадрильи, решил, что достаточно. «Всем летчикам, идем домой! Он заслужил это». Машина командира оторвалась, и все мы последовали за ним. «Як» быстро исчез в направлении Шлиссельбурга.
Разведка подтвердила, что эта последняя атака наконец достигла своей цели. Мост получил несколько попаданий, и один из пролетов рухнул в реку…
Следует отметить, что Ханниг путается в составе задействованных для налета частей: «полная бомбардировочная эскадра» — это Не111 из штаба, I и III/KG53, которых и прикрывали истребители из I и II/JG54. Двух групп «Штук» на ТВД у немцев просто не было, пикировщиками типа Ju87D располагала только I группа 5-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (I/StG5). Возможно, под второй ударной группой Ханниг подразумевал 4-ю (штурмовую) эскадрилью JG54, хотя на её вооружении были не «Юнкерсы», а «Фокке-вульфы»-190. В любом случае, как уже отмечалось, это были практически все силы, имеющиеся в составе 1-го Воздушного флота.
Остальные «перлы» немца, в том числе и про якобы выставленную советскими химиками дымовую завесу, тоже требуют проверки, и начнем мы не с рапортов советских истребителей, а с документов Ладожского дивизионного района ПВО, а именно оперативно-разведывательной сводки №152 от 18:00 1.06.1943 г.:
1. Авиация противника произвела два крупных массированных звездных налета на жел.дор. мосты и зенитные средства в Волхов. Вела разведку Ладожского озера и баз на его побережье, железных дорог на участке Шлиссельбург – Тихвин, Тихвин – Будогощ, Кириши – Хвойная, боевых порядков 7-й отдельной, 8 и 54 армий.
3. В 05:25 1.6.43г. 1 Ме-110, высота 6400 м. с целью с целью разведки погоды подошел с юга на Волхов, был обстрелян и быстро скрылся. Затем с 05:35 до 06:10 6 целей: 18 Хе-111, 12 Хе-111, 6 Хе-111, 9 Хе-111, 16 Хе-111 и 16 Ю-87 в сопровождении 28 истребителей типа Ме-109 и ФВ-190 произвели массированный звездный налет на жел.дор. мосты через р. Волхов. Первые 5 целей - 61 Хе-111 бомбардировали с горизонтального полета, высота 5000–6000 м. После того как отбомбилась последняя высотная цель, с юго-востока появились 16 Ю-87. Перестроившись в кильватер, бомбардировали с пикирования до 1500–2000 м. Угол пикирования до 60 – 700. Отдельные самолеты - до высоты 800–1000 м.
После налета над объектом появились 2 Ю-88, предположительно произвели фотографирование.В результате бомбардировки легко повреждена обвязка крайней восточной фермы железного моста, снесено одно перекрытие между двумя соседними устоями деревянного моста, одно перекрытие разбито.
С 16:53 до 17:15 4 группы самолетов 24 Хе-111, 16 Хе-111, 18 Ю-87 и 24 Хе-111 в сопровождении до 40 истребителей типа ФВ-190 и Ме-109 произвели второй, уже более концентрированный, налет на жел.дор. мосты через р. Волхов. Одновременно целеустремленней стремились подавить огневые средства. 1-я, 2-я и 4-я цели 64 Хе-111 бомбардировали с горизонтального полета, высота 4500–5000 м. 3-я цель 18 Ю-87 бомбардировали с пикирования. В пике вошли на высоте 4500 м. Пикировали под углом 45-500 до высоты 1500-2000 м. Отдельные самолеты до 1000 м.
Несколько самолетов пикировали на зенитные батареи. Во втором налете сбрасывались бомбы от 50 до 1000 кг.
В черте города сброшено до 200 бомб. В результате прямым попаданием пробиты упоры и верхние крепления крайней восточной фермы железного жел.дор. моста поврежденной в первый налет. В 20:30 под влиянием деформирующих сил ферма упала в воду. Легко поврежден деревянный мост, разрушено 8 одноэтажных деревянных домов, вновь нарушена связь, порваны провода электросети, повреждена водопроводная линия. Убито 4, ранено 11 чел.
Начавшие оттягиваться в сторону линии фронта первые группы немецких около 5:55 столкнулись в лоб с истребителями 240-й ИАД. Очевидно, что и в этом случае атаки были отражены, а пилотам штабного звена эскадры фельдфебелю Херману Шляйнхеге и унтер-офицеру Ульриху Вернитцы засчитали победы над двумя Як-1 86-го ГИАП.
Примерно в это же время четверка Як-7б «прикрывающей» группы 1-й эскадрильи 630-го ИАП попытались в районе мостов атаковать замыкающие группы немецких бомбардировщиков, но столкнулись с истребителями из II/JG 54, которым в течении 10 минут удалось сбить три и серьезно повредить ещё один Як-7Б.
Отдельно можно отметить действия Вальтера Новотны, успевшего дважды отличиться в этот день. Вероятно, именно он со своими ведомыми в 5:55 отбил атаки «ЛаГГов» 156-го ИАП на отходившие после бомбометания с пикирования «Юнкерсы»-87, повредив самолёты капитанов Пастухова и Романова. Ну и не сложно понять, что он делал в 6:20 в квадрате 10260 - очевидно рыскал в районах аэродромов Кипуя и Валдома в надежде сбить зазевавшихся советских пилотов идущих на посадку. На кону была 85-я победа и у обер-лейтенанта явно чесалась шея в предвкушении «дубовых листьев» к «рыцарскому кресту». Стоит ли удивляться, что героическим усилием воли Новотны смог её «одержать», хотя скорее всего в реальности никто из советских пилотов не пострадал.
Резюмируя сказанное можно отметить, что немецкие летчики-истребители в этот раз не только смогли надежно защитить своих подопечных, но нанесли серьёзные потери советским перехватчикам. В результате боёв, четыре Як-7Б были сбиты, ещё два серьёзно повреждены. Кроме того, по до конца не выясненным причинам сгорел один Ла-5, а ещё два Ла-5 и два ЛаГГ-3 получили повреждения. Увы, но при этом погибли четверо пилотов, а ещё один получил тяжелые ранения и в строй уже не вернулся. Кроме того, это означало, что и без того хлипкая группировка истребителей 240-й ИАД оказалась ослаблена еще сильнее. Противник же серьёзных потерь не имел и мог нанести повторный удар такими же силами, что в реальности и произошло: около 16:45 навстречу следующему немецкому налету из состава 630-й ИАП к примеру, смог поднять всего три Ла-5. Из ЖБД полка:
Получив сообщение по «Редут» о движении самолетов противника, с аэродрома Плеханово поднялись три Ла-5 из 630 иап: ведущий лейтенант Петровичев, ведомые мл. лейтенанты Бирюк и Петраев. Звено набрало высоту 5000 м и находилось в зоне ожидания.
Противник произвел звездный налет в период 16:54 - 17:05 пятью группами. 1-я - 24 Хе-111, 2-я - 24 Хе-111, 3-я - 15 Ю-88, 4-я 17 Хе-111, 5-я - 18 Ю-87 с убранными шасси. Временной интервал между группами 2 минуты. Бомбардировщики прикрывались группами истребителей 36 ФВ-190 и 12 Ме-109. Целью бомбометания был мост через реку Волхов. В результате бомбометания было два прямых попадания в ферму пролета ж.д. моста. Через 1:30 ферма упала. Поврежден 1 бык деревянного моста.
Наши истребители первую атаку произвели с высоты 5000 м по первой группе Хе-111, они звеном врезались в строй бомбардировщиков сверху сбоку спереди и с первой атаки сбили по одному Хе-111. Вторую атаку по бомбардировщикам произвести не удалось. Сверху их атаковали 8 ФВ-190, отсекли от бомбардировщиков и, беспрерывно атакуя, оттянули в сторону аэродрома Плеханово. Петровичев и Петраев все время держались парой, отсекая самолеты противника друг от друга. Петровичев лобовой атакой сбил ФВ-190. Петраев два раза отсевал ФВ-190 от хвоста своего ведущего, сбив при этом ФВ-190.
Мл. лейтенант Бирюк от своей пары откололся, на него напали 4 ФВ-190. Бирюк вел жестокий бой. В одном из моментов подловил ФВ-190 на прицел и меткой очередью зажег его. Тот горящим упал на землю на глазах всего личного состава полка. Затем истребители противника, видя, что бомбардировщики ушли от цели, с боем пошли за ними. Наши истребители произвели посадку на аэродром.
К концу боя на помощь подошли 4 Як-7б и 4 ЛаГГ-3 240 ИАД. Их связали боем истребители противника количеством до 16.
В результате воздушного боя летчики 630 ИАП своих потерь не имели. Противник потерял 3 Хе-111, 3 ФВ-190. Бой велся 10 минут.
Удивительно, но противник решительные действия звена лейтенанта Петровичева даже не заметил, по крайней мере ни заявок на победы, ни каких-то упоминаний в источниках нет. Очень хорошо, что хотя бы потерь у звена не было.
На отходе немцы традиционно столкнулись с очередной шестеркой Як-7Б 86-го ГИАП, причем в этот раз в ЖБД четко указано и место завязки боя – станция Новый Быт (25 км. Зап. Волхов), что ещё раз подчеркивает откуда подходили навстречу противнику самолёты полка и противник – восьмерка «Фокке-Вульфов»:
В 16:40 вылетели 6 Як-7б из 86 гиап: Зазаев, Манулин, Марченко, Лобас, Манов, Кудрявцев. На высоте 5000 м в районе Новый Быт встретили 8 ФВ-190, с которыми вели бой. Мл. лейтенант Манулин с ведущим капитаном Зазаевым произвели атаку на пару ФВ-190 м набором высоты под ракурсом 3/4. Бой проходил на виражах и вертикалях в течение 35 мин. Мл. лейтенант Манулин будучи отсечен от своего ведущего парой ФВ-190, продолжал вести бой один против пары ФВ-190, уйдя в район Старой Ладоги. Зайдя в хвост ведущему самолету с дистанции 100 м открыл огонь. В результате ФВ-190 с черным дымом стал неуправляемо падать к земле. Выйдя из атаки Манулин заметил одного ФВ-190, пытавшегося атаковать его самолет, резко развернулся на противника и пошел в атаку под ракурсом 3/4 с набором высоты. В этот момент пара ФВ-190 с высоты атаковали Манулина, перебив ему управление руля поворота. Выйдя из боя потерей высоты, Манулин произвел посадку на своем аэродроме на живот, т.к. была пробита воздушная система. Гв. мл. лейтенант Марченко с ведомым Лобасом, заметив 4 ФВ-190, идущих в атаку, резким разворотом с принижением начали уходить под самолеты противника и вскочили в облачность, где Лобас утерял ведущего. Пристроившись к паре капитана Зазаева, Лобас вступил в бой с 4 ФВ-190 на виражах и вертикалях в течение 5 минут. Самолеты противника удалились к своим бомбардировщикам. Заметив группу Хе-111 в районе Куты, произвел одну атаку по левому ведомому самолету с кабрирования в лоб. В результате атаки левый мотор остановился, самолет, накренившись вправо, пошел к земле. Выйдя из атаки, Лобас был связан боем парой ФВ-190. Зашел в хвост самолету противника с дистанции 50-30 м открыл огонь, противник резко со снижением ушел к земле в районе Мякинино. Выйдя из атаки, Лобас заметил бой двух Як-7б с четырьмя ФВ-190 и произвел две атаки. Заметил одного парашютиста в районе Кницерово. Кудрявцев в районе Волхова завязал бой с парой ФВ-190, утеряв из виду ведущего капитана Манова. Проскочив самолет противника, Кудрявцев ушел с набором высоты. Заметил 1 Як-7б, которого атаковали два ФВ-190. Свалился сверху на ведущего и с дистанции 150-200 м открыл огонь. Самолет противника, беспорядочно перевернувшись, начал резко падать к земле в районе Старой Ладоги. Кудрявцев, идя домой, заметил справа впереди 3 ФВ-190, по которым произвел атаку сверху в лоб. Два ФВ-190 разворотом вправо ушли с набором высоты, а один ФВ-190 ушел с прижимом на свою территорию. Кудрявцев произвел посадку на своем аэродроме.Летчик Марченко сбит в бою, приземлился на парашюте. Гв. капитан Манов не вернулся с боевого задания.
Как уже очевидно, группа 86-го ГИАП вновь патрулировала в «зоне 25» и с противником столкнулась только когда он отходил от цели. Учитывая практически полное отсутствие противодействия над целью, за исключением тройки Ла-5, все немецкие истребители летели компактно и результат боя был предсказуем. Особенно с учетом того, что на стороне противника в этом бою участвовали настоящие «эксперты». Победами отметились три пилота, в том числе первую в 17:05 одержал обер-лейтенант Максимилиан Штотц, для которого это была 172-я заявка. С советской стороны два «Яка» были сбиты, один подбитый сел на живот. Погиб заместитель командира полка по воздушно-стрелковой службе опытный летчик воевавший с первых дней капитан Андрей Михайлович Манов.
Ну и уже традиционно свою отдельную войну вели пилоты 156-го полка и Вальтер Новотны. Пока четверка ЛаГГ-3 3-й эскадрильи полка во главе с комэском капитаном Романовым снова тиранила «штуки», заявив три победы, немецкий «эксперт», судя по всему, изо всех сил препятствовал этому, решив догнать свой счет до 90 побед и по этой причине противников не жалевший. С 17:00 до 17:10 он заявил три победы над советскими истребителями на высотах от 400 до 50 метров.
Единственное, что можно занести на его счёт точно, это буквально изрешеченный ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Г.Г. Куникова, получившего 150 пулеметно-пушечных пробоин. Однако пилоту, несмотря на ранение, удалось выполнить аварийную посадку на фюзеляж. Следует отметить, что и советские пилоты ответили немецкому асу взаимностью, и младший лейтенант И.В. Бойко заявил о победе над ФВ-190.
В качестве лирического отступления отметим двух лучших асов этого дня. Это конечно обер-лейтенант Вальтер Новотны, заявивший пять побед, и младший лейтенант Петр Калиникович Лобас, имеющий подтверждения на три сбитых самолёта противника. Что сказать? Конечно же, ни один из них в действительности подобных достижений не имел. Но если Новотны вполне может претендовать если не на сбитые, то хотя бы подбитые самолёты, то Лобас даже на это объективно не может рассчитывать.
К сожалению, никаких немецких парашютов «мелькающих белыми пятнами в небе» в этот день не было. Единственный парашют, раскрывшийся над атакуемыми мостами, принадлежал младшему лейтенанту Николай Иванович Марченко, пилоту 86-го ГИАП. Противник разбил оба моста через Волхов, понеся минимальные потери. Потери 240-й ИАД и приданного 630-го ИАП составили шесть уничтоженных Як-7Б и ещё три серьёзно и два легко повреждённых. Один Ла-5 был сгорел, два легко повреждены. Сюда же можно добавить три серьёзно повреждённых ЛаГГ-3. Погибли пять советских пилотов, еще двое ранены, из них один тяжело и не вернулся в строй. Особенно пострадал 86-й ГИАП лишившийся двух заместителей командира полка и одного замкомэска. И без того малочисленные полки 240-й ИАД после боёв 1 июня представляли собой недоукомплектованные эскадрильи по 6-8 самолётов, частично неисправных.
Вполне можно понять досаду Георгия Васильевича Зимина, однако описывать спустя 40 лет эти трагические события в подобной бравурной манере, к тому же откровенно вводя читателей в заблуждение о результатах немецких налетов на мосты, всё же не стоило.
Ну а советским истребителям и зенитчиками Лужского дивизионного районе ПВО ещё предстояли горячие дни. Противник не собирался останавливаться на достигнутом, и про боевые действия в июне 1943 года над районом «Дороги Победы», мостами через Волхов и портами на Ладожском озере мы поговорим в заключительной части публикации.
«Небо в парашютах» маршала Зимина. Часть 1: Суровый май – репетиция
«Небо в парашютах» маршала Зимина. Часть 2: Самолёты, зенитки, два моста
He 111H-16 №8500 из 2/KG-53.
Несколько технических вопросов, если можно.
1. Отчеты 156 иап тоже не сохранились? Фонд совсем пустой, и в фондах вышестоящих соединений отчетов полка нет?
2. Лётные книжки немецких лётчиков из частей-участников этих налётов не попадались? Там подробности бывают интересные, в т.ч. потери/повреждения, характер противодействия, плюс в любом случае есть время взлёта/посадки, аэродром базирования. У того же Ханнига лётная книжка наверняка сохранилась. Но больше интересны книжки членов экипажей ударной авиации. Особенно книжки штурманов полезны - бывает бомбовая нагрузка в деталях, подробности результатов бомбометания, включая промахи из-за противодействия ЗА/ИА, и т.п.
Иногда даже можно обнаружить участие в интересующем событии какой-нибудь авиачасти, которая вроде бы там быть не должна.3. В 1-й части есть упоминания, что некоторые самолеты с повреждениями менее 60% вероятно были списаны. Этот вывод делался на основании того, что самолет больше в потерях не встречается, или есть еще какие-то источники?
4. У Ханнига есть отличное описания организации сопровождения БА с подробностями. С тех пор, как я в 2007 увидел русское издание его мемуаров, я хотел найти аналогичные описания у других авторов, но пока ничего похожего не встретил. Непонятно, насколько вообще была характерна такая организация сопровождения. Может, что-то встречалось на эту тему в литературе или документах?
1. Нет, в полку за этот период нет оперативных доков и ЖБД, и никаких доков полка в 240-й ИАД нет, там есть дело по потерям дивизии, ну типа аварийные акты, но не по всем дням отложились к сожалению...
2.Летные книжки не использовал, у Ханнига книжки нет - его победы с 25 по 40 неизвестны.
3. Да выводы про 60% поврежденных и не только, но и 10 - 50% проверял, делал после пробивания номера самолёта, конечно это не 100% достоверно, но всё же весьма вероятно...
4. Нет больше пожалуй не встречал таких подробностей, а Ханниг молодец, он вообще события мая очень точно описывает...
А лётные книжки всячески рекомендую. Иногда здорово проясняет картину событий. Я по 1-му ВФ никаких усилий в этом плане не предпринимал.Только когда про налеты на Кронштадт писал, люди добрые по сентябрю 1941 накрошили мне немножко.
У бомбардировщиков экипажи по 4-5 человек были, шансы, что у кого-то книжки сохранились, неплохие. Есть случаи, когда от одного экипажа 3 книжки известны. Может и больше бывает, но я не сталкивался.
Странно, что наши лётные книжки практически отсутствуют в обороте. По некоторым полкам они бы как свет в окошке были бы..
Помарки/заметки:
1. "добрались до летных полей" - смело можно изменять на нормальное "аэродромов", четко торчат уши машинного перевода отечественных изданий. Деталь немаловажная для повествования.
2. Вольмер - скорее Фолльмер, или Фольмер.
3. Ханних - он вообще, как мнгие "середняки" выделялся относительной достоверностью заявок в 54-й, как и Штоц, кстати, в отличие от публики типа Новотны.
4. Позанудствую - можно б с Зиминым и помягше. Вообще я бы в целом сменил бы подход к мемуарам в дискурсе со стороны всех исследователей. Мемуары это мемуары, вещь в себе, пусть будут, честь им и хвала. Они не могут быть другими, ни у Зимина, ни у кого другого. На любые мемуары можно составить подстрочник с комментариями исследователя, который по объему превысит исходник. Но это мало что дает, кроме удобной позиции послезнания, в которой оказываешься. Исключения только подтверждают правила. А не имея завышенных ожиданий, реагируешь спокойно. Перефразируя поговорку про доктора "Автор - спок, и читателю - легШе!"
Ты бы сам лучше продолжил серию статей которую начал на варспоте!