Несостоявшееся возмездие-2. Разбомбить Кёнигсберг и Мемель!

11 января 2024

Михаил Тимин

5

1525

Несостоявшееся возмездие-2. Разбомбить Кёнигсберг и Мемель!

Продолжая разбирать события, связанные с боевыми действиями в небе в первые дни войны, перейдем к 23 июня 1941 года.

Как уже упоминалось в предыдущей части, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов, без сомнения, был сторонником борьбы за господство в воздухе и особое значение в этом отношении придавал воздействию на аэродромы противника. Поэтому, как только у него появилась такая возможность, он занялся организацией налетов на места сосредоточения самолетов Люфтваффе. Весьма кстати оказалось, что поступившая в 8:15 22 июня 1941 года из Москвы в штаб ВВС СЗФ Директива №2 не просто была созвучна идеям генерала, но и практически дублировала его решения:

«Разведывательной и боевой авиацией установить места сосредоточения авиации противника и группировку его наземных войск. Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск. Удары наносить в глубину германской территории до 100–150 км.
Разбомбить Кенигсберг и Мемель».

Советские бомбардировщики еще не успели вернуться после последнего удара по немецким войскам, как в штабе ВВС фронта уже подготовили Боевой приказ №02/ОП от 20.00 22 июня 1941 года:

«1. Противник, преодолевая сопротивление наших частей, продолжает развивать успех своими танковыми и мотомехчастями в направлении Кведарна - Скоудас, Тильзит - Тауроген, Сувалки - Алитус. Авиация противника в течение 22.6 небольшими группами систематически наносила удары по нашим аэродромам.
Погода - кучевая облачность до 5 баллов, видимость 15-20 км, ветер слабый, неустойчивого направления.

2. Наши наземные части 23.6, продолжая сдерживать натиск противника на южном участке, уничтожают Таурогенскую группировку противника.

3. ВВС ПрибОВО в течение 23.6 ведут борьбу за господство в воздухе в районе действий ударной группировки 8-й Армии и содействуют в уничтожении Таурогенской группировки.

4. 6 САД под nрикрытием 15 и 31 ИАП в течение 23.6 уничтожить авиацию противника на аэродромах в районе: Мемель, Нидден, Тuльзит и содействовать ударной группировке 8-й Армии в разгроме Таурогенской группировки.

5. 7 САД с рассветом 23.6 уничтожить авиацию противника в районе Пилькаллен, Инстербург, Гумбинен и в дальнейшем действовать по плану 8-й Армии.

6. 57 САД и 61 ШАП 8 САД действуют по плану 11-й Армии.

7. Первому эшелону нанести удар по авиации противника на аэродромах в 4.00 23.6, последующий мощный удар нанести в 7.00 23.6.

8. Напряжение боевой работы: истребителям и штурмовикам по 3 вылета, бомбардировщикам - по 2 вылета.

9. Мой КП - Паневежис.

Командующий ВВС ПрибОВО, генерал-майор авиации Ионов.
Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».


Командующий ВВС СЗФ генерал-майор Алексей Павлович Ионов.

В соответствии с этим приказом командиры авиационных соединений подготовили задачи для своих полков. Так командир 7-й смешанной авиадивизии полковник П.М.Петров в 01:56 отдал распоряжения 9-му и 46-му скоростным бомбардировочным, а также 10-му и 238-му истребительным авиаполкам:

«Командиру 9 СБАП. 23.6.41 двумя девятками с рассветом уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстенбург - Гумбинен. Прикрывает 238 ИАП. Полковник Петров. 23.6.41 01:56».
«Сенькову [командир 46-го СБАП майор М.И.Сеньков] с рассветом девяткой уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстенбург - Гумбинен. Прикрывает девятка Деревнина. Встреча над аэродромом Платоне 3:50 Н=1000. Одновременно в этом районе действует майор Скитев двумя девятками. Полковник Петров. 23.6.41 02:00».
«Майор Деревнину [командир 10-го ИАП майор К.П.Деревнин] с рассветом девяткой прикрывает девятку Сенькова. Полковник Петров. 23.6.41».

С учетом того, что от от Митавы и Скварбая до Инстенбурга или Гумбинена было около 250 километров, совершенно непонятно, каким образом И-16 тип 5 из 10-го ИАП и И-153 из 238-го ИАП с боевым радиусом около 150 километров могли прикрыть действия бомбардировщиков.

Кроме того, вероятно отдельными указаниями позднее ставились задачи и не упомянутым в приказе № 02/оп бомбардировочным полкам 4-й смешанной авиадивизии (35, 50 и 63 СБАП):

«Новикову. [командир 63-го СБАП подполковник Новиков Петр Васильевич, 1901 г.р.] С рассветом бомбить скопления войск, танков в районе Таураген и аэродром Инстенбург. Звонцову [зам.командира 35-го СБАП капитан Звонцов Федор Федорович, 1911г.р. - исполнял обязанности командира полка, вместо отсутствующего майора Подмогильного]. Бить аэродром Мемель. Посадка после задания на свои аэродромы (основные).
Зам.командующего ВВС ПрибОВО генерал-майор Андреев».

Приказ №2 штаба 50-го СБАП был подписан в 1:00 23.6.41г, и сохранился в фонде полка. Из его текста следует что полку тоже были поставлены боевые задачи, в частности:

«2. 50 СБП в ночь с 22 на 23.6.41 звеньями бомбить города Кенигсберг и Инстенбург.

а) двум звеньям 3 АЭ 3:30 23.6.41 бомбить город Кенигсберг Н=5000 м.

б) звену 4 АЭ и звену 5 АЭ 3:30 23.6.41 бомбить город Инстенбург Н=5000 м.

3. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 6 штук на самолет и на ДЕР-31 на самолеты, где есть ЗАБ-50, маршрут полета: аэродром - цель и обратно по тому же маршруту, строй клин звена, боекомплект патрон полностью. Запасная цель для каждого звена обнаруженное скопление танков и пехоты.
Готовность №2 2:00.

4. Мой КП - аэродром.

Заместитель, мой заместитель майор Миронов.
Командир 50 СБП полковник Агальцов».

Отметим так же, что кроме 50-го СБАП задачу на ночные действия были поставлены как минимум 9-му и 35-му СБАП, но приказы по этим полкам найти пока не удалось.
Отошедшие на вторую линию аэродромов ВВС СЗФ, несмотря на, понесенные 22 июня потери, сохраняли боеспособность. В их составе все ещё оставалось более 500 боеготовых самолетов с экипажами, в том числе около 280 бомбардировщиков, 220 истребителей и 50 штурмовиков (кроме того, 38-й ИАП из Таллина вполне возможно было перебросить ближе к линии фронта, а это еще 60 И-153 и И-16). Поэтому нанесение удара возмездия было вполне реальным, а вечером первого дня войны было еще далеко не ясно, кто выйдет из противостояния победителем - вся борьба была еще впереди. Это понимали и немцы. Благодаря эффективным действиям разведчиков, судя по всему, вскрывших сосредоточение основных сил ВВС СЗФ в районах: Митава - Рига и Ионава - Двинск ещё во второй половине 22 июня, командование Люфтваффе сделало верные выводы. На 23 июня 1941 года первые налеты на советские аэродромы были запланированы на 2:30-3:00 ночи по московскому времени, то есть даже раньше, чем 22 июня!


Уничтоженные и поврежденные самолеты 50-го СБАП на аэродроме Митава.

В четком соответствии с поставленной задачей, в 2:30 группа немецких бомбардировщиков подошла к аэродрому Митава, где в тот момент происходил взлет на боевое задание самолетов 50-го СБАП. Первым поднявшийся в воздух СБ старшего лейтенанта А.Н.Смирнова был поврежден то ли взрывом бомбы, то ли собственной ПВО, открывшей огонь по немецким самолетам. Несмотря на ранение, пилоту удалось посадить поврежденный самолет на "живот". А вот потери от бомбардировки на земле оказались гораздо серьезнее: всего были уничтожены и повреждены 18 СБ и один Пе-2 полка. Кроме того, в результате возникшей неразберихи пилоты пяти готовых к вылету СБ с подвешенными бомбами вместо вылета на задание совершили перелет на основной аэродром полка в Унгру. Туда же отправились экипажи четырех Пе-2 и одного УСБ. Потери понес и базировавшийся на том же аэродроме31-й СБАП: один СБ был уничтожен и три повреждены.


СБ старшего лейтенанта А.Н.Смирнова из 50-го СБАП, совершивший вынужденную посадку на аэродроме Митава.


Реконструкция по фото. Художник Владимир Камский

В итоге на боевое задание отправились лишь шесть экипажей, вероятно в основном из 3-й эскадрильи. Согласно Оперативной сводке №02 штаба 50-го СБАП от 16:00 23 июня, удары были нанесены в 3:35 одним экипажем по Мемелю (в оперсводке указан как Клайпеда), одним по Кенигсбергу, тремя по Приекуле и одним по Инстенбургу. Всего на указанные цели было сброшено 36 ФАБ-100, экипажи отметили пожары в Кенигсберге и Инстенбурге. В районе Кенигсберга и Мемеля самолеты были обстреляны зенитным огнем, один самолет получил пробоины, но все экипажи смогли добраться на аэродром Унгру.

В результате налета немцев на аэродром Платоне, где базировался 35-й СБАП, на бомбардировку Кёнигсберга смогли вылететь также только шесть экипажей. Согласно ЖБД 4-й САД:

«6 СБ произвели бомбометание ж-д моста и завода в центре города Кенигсберг сброшено 36 ФАБ-100 наблюдались прямые попадания по цели. При возвращении на аэродром сзади шел самолет противника типа Хе-111.»

Благодаря исследованию калининградского краеведа Сергея Гольчикова "Как "мы" бомбили "их" в 1941», нам известно о результатах бомбардировки Кёнигсберга экипажами 35-го и 50-го СБАП:

«Первый налёт на город произошёл около 5 часов утра 23 июня. Самолеты зашли со стороны моря и планируя с большой высоты, сбросили бомбы, упавшие на улицы: Хорнштрассе, Гинденбургштрассе, Тиргартенштрассе, Вагнерштрассе, Шиллерштрассе, Луизеналлее и Хуфеналлее. Сильные повреждения получили 8 зданий, частичные – 23 здания. Противовоздушная оборона поздно обнаружила бомбардировщики, и сигнал воздушной тревоги запоздал. В результате погибли 16 человек, имелись тяжелораненые».


План Кенигсберга с местами нанесения бомбовых ударов 23.06.41г.

Далее обратимся к труду немецкого генерала Плошера:

«С начала русской кампании, одиночные самолеты и группы самолетов противника летели над Восточной Пруссией. Они были столь эффективно встречены немецкой зенитной артиллерией и истребителями, что через каких-то три-четыре дня существенное проникновение советских самолетов прекратилось. Отчеты Верховного командования Люфтваффе, описывающие эти воздушные налеты, показывают, например, что 22 июня около 70 до 80 русских самолетов, участвовавших в налетах на территорию Германии и оккупированной Польше, нанесли повреждения имуществу и убили и ранили нескольких мирных жителей. На следующий день 10 советских бомбардировщиков нанесли незначительные повреждения газовому заводу и верфи в Кенигсберге».


Предположительно горит газовый завод, находившийся в районе порта. Снимок сделан Винфридом Бурау из дома на Хагенштрассе, 23. (Группа в ВК «Из Кёнигсберга в Калининград» автор поста Александр Гарусенко).

Как видно на схеме, основной удар пришёлся на район параллельных улиц: Шиллерштрассе, Луизеналлее, Гинденбургштрассе, Тиргартенштрассе и перпендикулярной им Хуфеналлее, и далее вдоль Хорнштрассе до газового завода, он обозначен на схеме номером 72. Скорее всего это отработала шестерка СБ 35-го СБАП. А вот на Вагнерштрассе, вероятно, сбросил бомбы одиночный СБ 50-го СБАП. Как видно, никаких военных объектов бомбежка не затронула, тот же аэродром Девау находится от района удара на значительном расстоянии.


Поврежденное советской авиацией жилое здание на Хуфеналлее 44-46 (перекресток с Тиргартенштрассе).

Если вылет 50-го СБАП был сорван немецкой атакой, то дебют 9-го СБАП был омрачен катастрофой. На рулежке столкнулись два СБ, самолёт младшего лейтенанта В.М.Пиорко врезался в машину командира 3-й эскадрильи капитана Н.И.Уласевича. К сожалению, оба летчика и штурман 3-й эскадрильи старший лейтенант Н.И.Ковалев погибли в сгоревших самолётах. Штурман лейтенант В.Я.Алексеенков получил тяжелое ранение и на фронт не вернулся, оба стрелка-радиста не пострадали. В итоге в рейд отправились восемь СБ, которые в 3:48 отбомбились по станцию Краупишкен, всего цель было сброшено 48 ФАБ-100, экипажи отметили пожар на станции. Интересно, что в донесении командира полка указано, что станция находится в трёх километрах южнее Инстенбурга, в то время как станция Краупишкен находилась в 25 километрах северо-восточнее города, а в трех километрах южнее располагались собственно ж/д станция и вокзал Инстенбурга. Из этого вылета не вернулся экипаж героя первого вылета 22 июня 1941 года капитана М.А.Кривцова, однако через несколько дней отважный комэск смог вернулся в полк.


Предположительно СБ, капитана Н.И.Уласевича из 3-й АЭ 9-го СБАП, в который врезался СБ младшего лейтенанта В.М.Пиорко, аэродром Скварбай.

На этом ночные действия бомбардировочной авиации завершились. Фактически из 28 самолетов пять не выполнили задание, один был подбит и два разбиты в катастрофе. 20 экипажей сбросили 120 бомбы ФАБ-100, на различные цели, среди которых не было ни одного аэродрома, так что результат был, мягко говоря, скромным. Особенно на фоне налета самолетов Люфтваффе на аэродром 50-го СБАП. Увы, потерями 50-го СБАП удары немцев по советским аэродромам не ограничились.

Ранним утром второго дня войны немецкие самолеты атаковали практически все крупные советские аэродромы, находящиеся во второй линии. Согласно Оперативной сводке №04 ОП от 9:00 23 июня:

«1. Части ВВС ПрибОВО в течение ночи и утра действовали по аэродромам и группировкам войск противника в районах: Инстенбург, Кенигсберг, Приекуле, Мемель, вели борьбу с мотомехчастями противника на Каунаском направлении. Результат работы и потери уточняются.

2. ВВС противника в течение ночи группами до 30 самолетов атаковали аэродромы: Таллин, Митава, Платоне, Шауляй, Утена.
По неуточненным данным в результате налетов противника на аэродромы Митава и Платоне уничтожено 9 СБ и повреждено 15 СБ.
Налет противника на Рига отражен нашими истребителями и огнем ЗА.
Результаты действий ВВС противника по другим аэродромам - уточняются.

3. Базирование авиации - прежнее (по сводке за 20:00 от 22.6.41г).

Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».

Из частей, готовившихся к удару по немецким аэродромам, кроме 50-го СБАП были серьезно потрепаны 40-й СБАП в Виндаве и 35-й СБАП в Платоне. 40-й СБАП в результате утренних налетов потерял восемь СБ. Несколькими последовательными ударами бомбардировщики Люфтваффе вынудили командование полка перебазировать самолеты на аэродром Биржай. Первая группа из 13 бомбардировщиков и одного У-2 взлетела с аэродрома Виндава в 4:10, видимо после окончания первого налета. Далее в 12:20 аэродром покинуло еще 22 СБ, вероятно часть из них была восстановлена, но достоверная информация об этом отсутствует.


Уничтоженная и поврежденная техника 40-го СБАП на аэродроме Виндава.


Реконструкция по фото. Художник Владимир Камский

35-й СБАП понес еще большие потери. Всего за 23 июня на земле были уничтожены и повреждены 15 СБ и еще один СБ был подбит на взлете осколками разорвавшихся бомб или бортовым оружием немецких бомбардировщиков. К сожалению, подробности налетов, на Платоне пока не найдены, есть лишь довольно поверхностное описание в Журнале боевых действий 4-й САД:

«35 СБАП в составе 36 экипажей произвел 2 выхода из-под удара с бомбардировкой вокзала Кенигсберг и истребительного аэродрома противника.

2 СБ в 12:00 произвели бомбометание аэродрома у населенного пункта Ниде бомбы упали на рабочую площадь. В районе цели встречены истребителями пр-ка типа Месершмидт атак не производили.

7 СБ в 20:47 произвели выход с аэродрома из-под удара на аэродроме атакованы истребителями Месершмидт-110. Потери в воздушном бою сбит 1 СБ. Летчик ст.политрук Мирошниченко, л-б Симавин, стр. Вельчинский.
Произвели посадку на аэродроме Тарту».

Опытный пилот, старший политрук Мирошниченко Павел Прокофьевич, награжденный за советско-финляндскую войну орденом Ленина, погиб.


Самолеты 35-го СБАП уничтоженные и поврежденные на аэродроме Платоне.

Из-за постоянного воздействия на аэродром 35-го СБАП все боеспособные самолеты полка были вынуждены перебазироваться в Тарту (основной аэродром), причем значительная часть перелетевших самолетов имелись серьезные повреждения. Из 25 числившихся в части СБ, к утру 24 июня боеспособными были лишь десять.


Самолет «СБ» 35-го СБАП на аэродроме Платоне.


Реконструкция по фото. Художник Владимир Камский

Таким образом, уже в первой половине дня 23 июня 1941 года, в результате ударов Люфтваффе по советским аэродромам в распоряжении штаба ВВС СЗФ осталось около половины частей бомбардировочной авиации: 31-й, 9-й, 46-й и 63-й СБАП. А остальные были обескровлены и либо вообще не вели боевых действий, как 40-й СБАП, либо выполнили минимальное количество боевых вылетов, как 35-й и 50-й СБАП.

Тем не менее, советские бомбардировщики продолжали действовать. Приказы и оперативные документы 6-й САД первого формирования пока не найдены, но остались документы 31-го СБАП:

«Боевой приказ №03 штаба 31 СБП 23.6.41 7 ч. 10 мин. Митава.

1. Результате боевых действий установилась линия фронта Олита (Алитус) - Кальвария - Вилькавишки - Шакяй - Шмаленинкен - Науместис - Гареждай - Кретинга.
Погода: Облачность высоко слоистая 6-8 баллов, ветер северный, видимость 6-10 км.

2. 31 СБП 9:20 - 9:30 23.6.41 произвести удар (по) матчасти (на) аэродроме Тильзит; зап.цель скопление танков противника в р-не Тауроген.

а). 1-я группа - 1 АЭ 9:20 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэродроме Тильзит самостоятельно.
б). 2-я группа - 5, 3 и 4 АЭ 9:30 бомбардировать матчасть, выбор цели (на) аэродроме Тильзит самостоятельно.

3. Маршрут полета ИПМ - Янишки - Груджяй - Цель. Уход правым разворотом на КПП. Контрольный этап Яново - Середжом. Встреча с истребителями - Груджяй.

4. Бомбовая зарядка ФАБ-100 и осколочные в кассетах.

5. Походный боевой порядок колонна девяток.

6. КПП мз.Липсту. Сигнал я свой одна зеленая ракета.

7. Последующая боевая готовность 11:40.

8. Мой КП аэродром Митава, заместитель в воздухе ст.лейтенант Тищенко и капитан Петров, на земле начальник штаба.

Командир 31 СБП подполковник Добыш».

О выполнении поставленных задач журнал боевых действий полка сообщает следующее:

«В 9:25 7 СБ 1-й АЭ полка сбросили бомбы на скопления немецких войск в р-не Таураге. Сброшено 30 ФАБ-100 и 54 АО-2,5.
В 9:28 18 СБ сборной группы 3-й, 4-й и 5-й АЭ полка отбомбились по ж/д станции Тильзит. Сброшено 10 ФАБ-250, 60 ФАБ-100 и 54 АО-2,5 экипажи отметили прямые попадания на ж/д полотно». 


Железнодорожная станция и вокзал города Тильзит.

В районе цели самолёты полка атаковали истребители противника, пилоты штаба и 5 эскадрильи II группы JG53, заявили две победы над СБ в 10:00 и ещё одну в 10:25. Однако на самом деле сбить ни один из бомбардировщиков не удалось, несколько СБ лишь получили незначительные повреждения, были легко ранен один пилот и стрелок-радист.

По донесению 16-й немецкой армии, в 10:05 – 10:12 был произведен воздушный налета на Гумбиннен, в ходе которого сброшено 10-15 бомб, и в результате чего было повреждено здание управления станцией Гумбиннен-Восточный, ранен один железнодорожник, а железнодорожные пути стали непригодны для использования. Однако ремонтные работы начались практически немедленно и на транспортировку войск Вермахта это не повлияло. Вероятно, это и были самолёты 31-го СБАП. Однако если их экипажи отделались небольшими повреждениями, то для отправившихся в 9:15 – 9:35 к своим целям экипажам 46-го СБАП вылет закончился куда печальнее.

Несмотря на приказ командира дивизии атаковать цель девяткой, реально утром в воздух поднялось вдвое больше самолетов. Собрать такую группу удалось после передачи в 46-й СБАП боеготовых машин 312-го РАП.

Дальнейшие события довольно скупо отражены в документах, наибольшая информация содержится в оперсводке №2 7-й САД:

«1) 46 СБП базируется на аэродроме Румбола.

23.6.41 9:15 вылетело 17 СБ (один возвратился из-за тряски мотора) и произвели бомбометание по аэродромам Инстенбург, Гумбинен.
Результаты бомбардировки не известны и самолеты к исходу дня 23.6 не возвратились на аэродром...

5) 10 ИАП базируется на аэродроме Рига сведений о действиях и составе не поступало».

К сожалению, из имеющихся данных понятно только то, что всего вылетело 17 самолетов, СБ 46-го СБАП командира звена лейтенанта И.А.Вирко действительно вернулся почти сразу после взлета из-за тряски мотора. Оставшиеся самолеты обеих групп отправились в свой последний полет во главе с командиром полка майором М.И.Сеньковым, и ввиду того, что ни один бомбардировщик из боевого задания не возвратился никакой достоверной информации о ходе вылета и результатах в документах не имеется. Неизвестно даже сколько реально было групп, возможно самолёты действовали не двумя девятками, а звеньями по 2-3 самолёта, и тем более какую цель атаковали конкретные экипажи. Понятно лишь то, что отбомбиться по какому-либо аэродрому не удалось.

Некоторую ясность вносят немецкие доклады и заявленные пилотами немецких истребителей, победы. По их местам и времени можно примерно установить, где и во сколько состоялись первые и последние бой экипажей 46-го и 312-го полков.


Схема боевых вылетов 23.06.41г., из альбома 46-го СБАП

Очевидно, немецкое ПВО после утренних налетов было очень мотивировано к тщательному наблюдению за воздухом. И несмотря на то, что далее последовал довольно большой промежуток, около часа, бдительность немцев не снизилась, зенитчики и истребители были «начеку». Таким образом, бомбардировщики 46-го СБАП, как и в первый день войны, летели буквально в осиное гнездо, ведь все аэродромы истребителей 1-го Воздушного флота находились на их пути: в районе железнодорожной станции Раутенберг II/JG53 и I/JG54, а у станции Тракенен базировались штаб, II и III группы 54 эскадры.


СБ №2 и 7 из 46-го СБАП, поврежденные и оставленные на аэродроме Шауляй.


Реконструкция по фото. Художник Владимир Камский

Очевидно, при приближении советских самолетов немецкие истребители были немедленно подняты по тревоге и встретили бомбардировщики ещё на подходе к Гумбиннену, причем гораздо северо-восточнее. По крайней мере значительное количество побед ими заявлено в районах Шлосберга (Пилькаллен) и Кусен, а также квадратах 35 и 25 (ещё восточнее линии Шлосберг - Куссен). Заявки на победы в этом районе имеют пилоты из штаба, I и II группы JG54. Однако несмотря на атаки, судя по некоторым данным, часть бомбардировщиков смогла достичь не только Гумбиннена, но и, судя по донесениям пилотов I группы JG54, заявивших несколько побед в районе юго-восточнее Растенбурга, каким-то образом оказалась в 50-70 километрах южнее железнодорожной линии Инстенбург – Гумбиннен. Версию уничтожения по крайней мере нескольких советских бомбардировщиков южнее этой линии косвенно подтверждает в своей работе опубликованный в 1965 году в США, генерала Германн Плошер:

«Превосходство немецких истребителей над советскими бомбардировщиками был особенно впечатляющим, когда крупное формирование из 20 вражеских бомбардировщиков, возвращающихся с неэффективной атаки на Гумбиннен, было перехвачено и сбито между Гумбиннен и Гольдапом истребителями, взлетевшими с аэродрома Траккенен. Несколько часов спустя первые советские военнопленные были допрошены офицерами разведки 1-го воздушного флота, а данные, полученные из допросов, были сразу же использованы в следующих немецких боевых вылетах».


Bf 109F-2 командира II группы JG54 гауптмана Дитриха Храбака, Даугавпилс, июнь 1941 года.


Реконструкция по фото. Художник Владимир Камский

Попробуем реконструировать происходившие события. Первыми в 11:06 по 11:10 пять побед заявили пилоты II группы JG54, среди которых были и командир группы Дитрих Храбак и одну победу пилот I группы. Вероятно, около 11:10 оставшиеся бомбардировщики уже были над Гумбинненом. По немецким данным преимущественно на жилые районы города упали 42 бомбы. В результате этой бомбардировки погибли одиннадцать жителей и восемь солдат Вермахта.


.


Район боевой работы экипажей 46-го и 312-го полков.

Далее часть машин, вероятно, развернулась на обратный курс, а часть – продолжила лететь в направлении Инстенбурга. Вряд ли мы уже сможем установить, по какой причине это произошло. Возможно, причиной была неопытность штурманов, как это произошло с обеими группами 46-го СБАП накануне. Возможно, в результате сильного зенитного огня группа распалась и часть её немецкие истребители погнали с северо-востока на юго-запад. Вероятно, легшие на обратный курс, т.е на северо-восток, машины с 11:11 – 11:15 были сбиты в квадрате 25 и районе Куссен. Три победы заявлены пилотам I/JG54 и две пилотами штаба эскадры, в том числе одна пошла на счёт командора майора Ханса Траутлофта. Еще один СБ был якобы сбит в 11:15 пилотом 1-й эскадрильи ещё восточнее, в квадрате 35.

Ещё восемь побед заявили летчики I/JG54 в 11:13 – 11:25 в районе южнее Гумбиннена – Инстенбурга, согласно данным историка Йохана Прина юго-восточнее Растенбурга, в широком смысле в четырехугольнике: Гумбиннен – Инстенбург – Растенбург – Гольдап.

Из многочисленных нюансов этого эпизода хочется отметить два.

Первое, что уже второй раз за два дня из-за отсутствия истребителей сопровождения бомбардировщики 46-го полка понесли тяжелейшие потери.

Второе, потеря самолетов была не так важна, как утрата опытнейших экипажей. Помимо командира полка майора М.И.Сенькова, из этого вылета не вернулись штурман полка, три командира эскадрилий, четыре штурмана эскадрильи и семь заместителей комэсков. Зачем командир полка собрал в этот вылет сборную группу не совсем понятно, ведь недостатка в экипажах у него не было. Это, видимо, навсегда останется загадкой. К сожалению, из-за отсутствия боевого расписания и списка потерь 312-го РАП, сложно понять состав экипажей. По спискам потерь 46-го полка известны фамилии восьми летчиков, стольких же штурманов и шестнадцати стрелков-радистов. А из известных списков личного состава 312-го полка на данный момент удалось выяснить, что в июне 1941 года не вернулись из боевого вылета восемь летчиков и столько же штурманов.


Командир 46-го СБАП майор Михаил Иванович Сеньков и штурман 46-го СБАП капитан Федор Семенович Паневин.

Пилоты 46-го СБАП, не вернувшиеся из боевого вылета 23.06.41г.:

1. Командир полка майор Сеньков Михаил Иванович.
2. Командир эскадрильи старший лейтенант Борисенко Александр Филиппович. 1 АЭ.
3. Командир эскадрильи капитан Грызлов Василий Иванович. 2 АЭ.
4. Заместитель комэска капитан Белогуров Виктор Николаевич. 1 АЭ.
5. Заместитель комэска старший лейтенант Лях Александр Антонович. 4 АЭ.
6. Командир звена лейтенант Власов Василий Семенович. 2 АЭ
7. Летчик старший лейтенант Александрович Иван Михайлович. 4 АЭ.
8. Командир звена лейтенант Суриков Виктор Петрович. 5 АЭ. – вернулся 10.07.

Пилоты 312-го РАП, не вернувшиеся из боевого вылета 23.06.41г.:

1. Командир эскадрильи капитан Демочкин Григорий Иванович.
2. Заместитель комэска капитан Кочин Александр Павлович (попал в плен).
3. Заместитель комэска капитан Морозов Петр Иванович.
4. Заместитель комэска старший лейтенант Бабанин Семен Константинович.
5. Заместитель комэска старший лейтенант Лосев Василий Васильевич.
6. Заместитель комэска старший лейтенант Соколов Павел Александрович.
7. Командир звена старший лейтенант Буров Кузьма Степанович.
8. Командир звена старший лейтенант Лавров Леонид Герасимович (попал в плен).

Штурманы 46-го СБАП, не вернувшиеся из боевого вылета 23.06.41г.:

1. Штурман полка капитан Паневин Федор Семенович.
2. Штурман эскадрильи старший лейтенант Баев Степан Иванович. 2 АЭ.
3. Штурман эскадрильи старший лейтенант Федосеев Леонтий Дмитриевич 1 АЭ (попал в плен, репатриирован).
4. Начальник ПДС эскадрильи старший лейтенант Логвинов Виктор Алексеевич. 2 АЭ.
5. Начальник ТДС эскадрильи старший лейтенант Марченко Арсентий Иванович. 1 АЭ.
6. Штурман звена старший лейтенант Дума Иван Дмитриевич. 4 АЭ.
7. Старший летнаб лейтенант Василенков Федор Маркович. 4 АЭ.
8. Штурман звена лейтенант Машенкин Семен Григорьевич. 5 АЭ. – вернулся 10.07.

Штурманы 312-го РАП, не вернувшиеся из боевого вылета 23.06.41г.:

1. Штурман эскадрильи капитан Гребенник Алексей Маркович.
2. Штурман эскадрильи старший лейтенант Чунтомов Иван Антонович.
3. Начальник связи эскадрильи старший лейтенант Коржицкий Иван Исакович.
4. Начальник связи эскадрильи лейтенант Никуленков Федор Иванович.
5. Штурман звена лейтенант Бошко Петр Андреевич (попал в плен, репатриирован).
6. Штурман звена лейтенант Чамата Алексей Лаврентьевич (попал в плен).
7. Старший летнаб лейтенант Сободырь Григорий Петрович.
8. Младший летнаб младший лейтенант Бондарев Иван Иванович.

Стрелки-радисты 46-го СБАП, не вернувшиеся из боевого вылета 23.06.41г.:

1. Старшина Аленов Алексей Лаврентьевич. 1 АЭ.
2. Старшина Андреев Иван Андреевич. 2 АЭ.
3. Старшина Исаев Андрей Алексеевич. 4 АЭ.
4. Старший сержант Карасев Александр Петрович. 4 АЭ.
5. Старшина Кутищев Михаил Михайлович. 2 АЭ.
6. Старшина Литвинов Борис Васильевич. 1АЭ.
7. Старшина Образцов Иван Ильич. Упр.
8. Старший сержант Первушев Николай Алексеевич. 5АЭ.
9. Старшина Петров Петр Дмитриевич. 3 АЭ.
10. Старший сержант Петров Борис Иванович. 1 АЭ.
11. Старший сержант Ровнягин Венианид Петрович. 4 АЭ.
12. Старший сержант Семешин Андрей Иванович. 1 АЭ.
13. Старший сержант Чуриков Аким Егорович. 5АЭ.
14.Старшина Колупаев Степан Павлович. 5 АЭ. – вернулся 10.07.
15.Младший сержант Маненов Мавлет. 5 АЭ. – вернулся 13.07.
16.Младший сержант Елецкий Григорий Григорьевич. 5 АЭ. – вернулся 13.07.

Эти потери тем более обидны, потому что судя по немецким данным, бомбы, сброшенные одной из групп, в основном упали на жилую застройку в Гумбиннене и ни один немецкий аэродром вновь не пострадал.


Схема падения бомб


Разрушения в Гумбинине в результате бомбежки 23 июня 1941г.

Последними, около 12:00 атаковали несуществующий аэродром «Нидде» на Куршской косе два СБ 35-го СБАП. По большому счету, это был прощальный аккорд двухдневных попыток генерал-майора А.П.Ионова провести операцию по завоеванию господства в воздухе согласно планам прикрытия. Больше к этим мероприятиям в первые дни войны ВВС СЗФ уже не возвращались.

Судя по всему, к 11:00 командование Северо-Западным фронтов, как и днем ранее, переориентировало ВВС с действий по завоеванию господства в воздухе на поддержку сухопутных войск. Так, в адрес командира 9-го СБАП последовало такое распоряжение:

«Командиру 9 СБП Немедленно быть готовым к удару по аэродрому Инстенбург. Высота 6000-7000. 23.6.41 Соколов».

Слова по аэродрому Инстенбург в тексте вычеркнуты, что подтверждает и приказ, который получил штаб 63-го СБАП в 11:50:

«Боевая задача 4 САД бомбардировать мото-мех.колонну и танки продвигающиеся по дороге Таураген - северо-восток 35 км - пункт Кутвили. Высота бомбометания 700 м».

Как записано в журнале учета приказов полка, это устное приказание было передано по телефону начальником штаба 4-й САД подполковником Гетманским.

Около полудня по немецким колоннам на шоссе Таураге - Скаудвиле и району Таураге отработали семнадцать СБ 9-го СБАП, в 14:05 восемнадцать СБ 31-го СБАП, в 14:14 сразу 33 СБ 63-го СБАП, а в 15:30 четырнадцать СБ 31-го СБАП и шестерка СБ из 9-го СБАП. Закончился день в 19:50 ударом по скоплению немецких войск в районе Приекуле девятки СБ 50-го СБАП. Немцы же продолжали упорно атаковать советские аэродромы. Уже после первого вылета 9-го СБАП последовал удар по аэродрому Скварбай, где были уничтожены два (по другим данным три СБ). В 16:20, практически сразу после возвращения бомбардировщиков с боевого задания, последовал повторный налет, в результате которого семь оставшихся исправных СБ были перебазированы на аэродром Биржай.


Уничтоженные и поврежденные самолеты СБ 9-го СБАП и И-153 238-го ИАП на аэродроме Скварбай

Фактически 23 июня повторилась ситуация первого дня войны. Командующий ВВС СЗФ попытался проводить операцию по завоеванию господства в воздухе, но буквально после первых вылетов был вынужден переключить действия своих ударных самолетов на атаки колонн Вермахта, продвигавшихся от Таураге к Скаудвиле. Инициатива вновь осталась за Люфтваффе, и немецкое командование продолжило начатые в первый день войны настойчивые действия по уничтожению материальной части ВВС КА на аэродромах. Как уже упоминалось выше, бомбардировщикам 1-го авиакорпуса 1-го Воздушного флота удалось рано утром разгромить на аэродроме Митава 50-й СБАП, нанести тяжелые потери 35-му СБАП на аэродроме Платоне и 40-му СБАП на аэродроме Виндава. Командование 35-го, 40-го и 50-го СБАП было вынуждено перебазировать оставшуюся матчасть на восток во избежание еще больших потерь, и их участие в боях второго дня войны было сведено к минимуму. Кроме того, 40-й СБАП был повторно атакован уже после перелета в Биржай. А в середине дня был фактически разгромлен на земле и 9-й СБАП, который после двух налетов на Скварбай потерял большую часть самолетов и был вынужден перебазироваться в Биржай, после чего больше не принимал участия в боевых действиях в Прибалтике.


Уничтоженный на аэродроме Биржай самолет СБ №11 из 40 СБАП.

К вечеру 23 июня 1941 года численный состав частей ударной авиации ВВС СЗФ снизился вдвое от первоначального, а 9-й СБАП и 50-й СБАП фактически представляли собой сводные эскадрильи, имея в строю семь и одиннадцать машин соответственно. Немногим лучше было состояние еще четырех полков:

46-го СБАП - 16 СБ (из них 3 неисправно) и 4 Ар-2;
40-го СБАП - 21 СБ (из них 10 неисправно);
35-й СБАП - 25 СБ (из них 15 неисправно).

В боевом составе которых осталось по 20–25 самолетов, из которых лишь 9–12 боеготовых.
Боеспособность сохранили лишь три части:

31-й СБАП – 56 СБ (из них 22 неисправно);
54-й СБАП – 26 СБ (из них 5 неисправно) и 6 Ар-2;
63-й СБАП – 43 СБ.

Учитывая тяжелые потери 22 июня в истребителях, по итогам второго дня войны налицо было стремительное снижения боевого потенциала ВВС СЗФ, и подобное развитие событий вело к полному разгрому советский авиационной группировки в Прибалтике, причем в ближайшее время.
Несмотря на понимание ситуации и неплохой в целом замысел операции, командующему ВВС СЗФ генералу Ионову и 23 июня не удалось не только переломить ситуацию в свою пользу, но и хотя бы нанести противнику серьезные потери.

В первую очередь это произошло в следствии переориентации самолетов ВВС СЗФ с аэродромов и инфраструктуры Люфтваффе в Восточной Пруссии на наступающие на Шауляй механизированные колонны Вермахта. В результате, как и 22 июня, на выполнение задач по завоеванию господства в воздухе было выполнено небольшое количество боевых вылетов - 63, в ходе которых ни один аэродром противника так и не был атакован.

Во-вторых, удары по инфраструктуре Люфтваффе были в значительной степени сорваны упредившими их налетами немцев на аэродромы базирования ВВС СЗФ, в результате которых советские бомбардировщики понесли серьезные потери и частично были вынуждены отказаться от ударов.

В-третьих, в руках генерала Ионова не было важнейшего инструмента для осуществления столь сложного плана. ВВС КА образца 1941 года отличало практически полное отсутствие эффективной воздушной разведки. Большинство частей разведывательной авиации начали формировать лишь в конце 1940 года и из-за отсутствия штатных самолетов части просто не смогли начать учебно-боевую подготовку вплоть до лета 1941 года.

В целом же ВВС из-за перманентных преобразований частей и соединений, ротации личного состава и слабой подготовки курсантов в летных училищах были ограниченно боеспособны и нуждались в усиленной боевой подготовке. Самолетно-моторный парк в значительной степени был представлен устаревшими образцами и требовал, как минимум, немедленной модернизации, а в большей части и полной замены. Исправить такие системные недостатки в рамках ВВС одного военного округа было совершенно не реально. Поэтому не удивительно, что замысел командующего ВВС СЗФ не удался ни в первый, ни на второй день войны.

Вот, к примеру, как выглядели разведывательные данные целей, которые предстояло атаковать самолетам ВВС СЗФ 23 июня 1941 года. Это вовсе не аэрофотосъемка или подробные планы, или топографические карты немецких аэродромов, в основном это были просто схематические рисунки:


Разведданные районов Тильзит, Инстенбург и Гумбинен

Даже в случае с Кенигсбергом и Мемелем, про аэродромы которых Девау и Раумпишкен имелись довольно наглядные планы расположения, отсутствие актуальной информации о размещении на них стоянок самолетов делало перспективу удачной атаки на эти цели весьма туманной. Кроме того, полное отсутствие актуальной информации по базированию группировки Люфтваффе, особенно частей ударной и истребительной авиации, делало подобные полеты в принципе бесполезными, ведь на аэродромах Девау, Мемель, Инстенбург, Тильзит и Гумбинен не находилось ни одной бомбардировочной или истребительной группы или эскадрильи. При условии эффективной атаки, советским экипажам теоретически удалось бы нанести потери лишь немецкой разведывательной авиации. Однако учитывая количество самолетов-разведчиков в составе группировки противника в Восточной Пруссии, это все равно ни коим образом не повлияло бы на расклад сил. К слову, ровно по тем же грабли советское командование прошлось при организации ударов по финским аэродромам 25 июня.


Немецкая аэрофотосъемка аэродрома Рига "Большой", выполнена 20.06.41года, хорошо видны не только ангары, но и расположение самолетов на поле.

Разведывательная авиация Люфтваффе, как до 22 июня, так и после, действовали гораздо эффективнее. Например, отвод группировки ВВС СЗФ на аэродромы второй линии был в целом вскрыт к вечеру 22 июня, данные аэрофотосъемки были мгновенно обработаны и уже ночью по советским аэродромам были нанесены бомбовые удары. Кроме того, действия разведчиков позволили вскрыть перебазирование некоторых советских частей и 23 июня, и они подверглись атакам уже на новых аэродромах. Учитывая вышеизложенное, в принципе нет ничего удивительного, что из 63 боевых вылетов 23 июня 1941 года, ни одна группа советских бомбардировщиков не смогла хотя бы атаковать немецкие аэродромы, из-за отсутствия полноценных разведывательных данных экипажи просто не могли идентифицировать цели.

Еще одной проблемой было отсутствие на вооружении ВВС КА боеприпасов, которыми можно было эффективно атаковать материальную часть противника на аэродромах. Как правило загрузка СБ составляла 6 фугасных бомб ФАБ-100, гораздо реже 4 ФАБ-100 + 2 зажигательные ЗАБ-50 и очень редко две ФАБ-250. Такое сочетание боеприпасов при бомбометании со средних высот не позволяло добиться существенных результатов, что, собственно, и подтвердили налеты на немецкие аэродромы 22 июня.

Противник же к лету 1941 года подготовил большое количество осколочных бомб SD-2, SD-10 и SD-50. Эти, относительно небольшие бомбы, которые имели большое поражающие действие и были чрезвычайно эффективны именно по небронированным или не защищенным целям. Небольшие размеры этих боеприпасов позволяли загружать в бомбоотсек «Юнкерса» Ju88 20 SD-50, либо 60 SD-10, либо 360 SD-2. Это позволяло даже небольшим группам немецких бомбардировщиков накрывать целые аэродромы градом бомб, нанося самолетам, автомобильной технике и инфраструктуре огромный урон, что собственно немцы и продемонстрировали 22 и 23 июня.

И всё же, как малоудачные атаки на немецкие аэродромы, так и удары по запасным целям были далеко не напрасными. Лучший пример - удар группы 31-го СБАП по станции Тильзит, в результате которого был поврежден железнодорожный мост через Неман, что на несколько дней серьезно затруднило снабжение группировки, наступающей на Шауляйском направлении. Кроме того, утренние удары ВВС СЗФ по целям в Восточной Пруссии на весь оставшийся день приковали немецкую истребительную авиацию, которая в результате не смогла ни прикрыть ударный кулак наступавшего на Шауляй 41-го механизированного корпуса, всю вторую половину дня подвергавшегося налетам бомбардировщиков ВВС СЗФ, ни участвовать в штурмовых действиях по советским аэродромам, подобно тем, что выполнялись в первый день войны. А вот отказ от дальнейших действий по аэродромам и инфраструктуре Люфтваффе вновь, как и днем ранее, предопределил пассивную позицию ВВС СЗФ и позволил немцам в спокойной обстановке продолжить собственную операцию по завоеванию господства в воздухе.

Весь второй день войны самолеты со свастиками на килях атаковали аэродромы ВВС СЗФ, а апогеем действий Люфтваффе 23 июня 1941 года стал массированный воздушный удар по столице Латвийской ССР - Риге.

Оперативная сводка №05/ОП к 18:00 23.6.41 штаба ВВС СЗФ. Поневежис.

«1. Части ВВС фронта в течение 23.6.41 вели борьбу с авиацией противника, противодействовали наступлению мотомеханизированных и танковых частей противника и прикрывали группировку своих войск и районов базирования.

2. ВВС противника в течение всего дня, группами от 3 до 35 самолетов производили налеты на наши аэродромы: Рига, Крустпилс, Румбула, Платоне, Митава, Скварбай, Панивежис...»

Оперсводка №03 штаба ВВС Красной армии 15 час 00 мин 23 июня 1941 г. Москва.

«В 14:00 около 50 бомбардировщиков противника бомбардировали аэродром Рига. Сгорели 2 ангара, казармы и более 20 самолетов различных типов. Горит бензосклад...»

Согласно Разведсводке №06/Р штаба ВВС СЗФ к 22:00 уточнено - удар нанесли в 13:40 35 немецких бомбардировщиков.

Итогом второго дня войны стало окончательное отступление ВВС СЗФ на тыловую линию аэродромов вдоль Западной Двины и тяжелые потери, которые понесли части ударной авиации. Из-за отсутствия аэродромов восточнее Западной Двины фактически вся авиация фронта, за исключением 4-й САД, исправные самолёты которой вернулись на аэродромы в Эстонии, была сконцентрирована в двух районах - 6-я, 7-я и 8-я САД на Митавско - Рижском аэроузлах (аэродромы Митава, Платоне, Рижский Большой, Рижский Малый и Румбула) и Биржай (в р-не Крустпилс), а 57-я САД на Двинском (аэродромы Двинск Большой, Двинск Малый и Ликсна), проставляя собой удобные компактные цели. При таком чрезвычайно затруднительном положении частей 6-й, 7-й, 8-й и 57-й САД окончательный разгром советской группировки становился лишь делом времени.

Дальнейшее отступление на восток было возможно, но на расстояние 150–200 километров, на площадки примерно вдоль реки Великая. Однако с аэродромов Пскова, Острова, Идрицы и Опочки поддерживать собственные войска становилось крайне затруднительно. А уж о решении задачи уничтожения Кёнигсберга и Мемеля тем более говорить не приходилось. В этом вопросе своё веское слово должна была сказать дальнебомбардировочная авиация, и в этот день части ДБА получили соответствующие приказы.

Продолжение следует...


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется доработанный авторский вариант (Прим. редакции). 

Несостоявшееся возмездие. Часть 1

Несостоявшееся возмездие. Часть 2. Разбомбить Кёнигсберг и Мемель!

Несостоявшееся возмездие. Часть 3. Дальняя бомбардировочная авиация

Источники:

  1. ЦАМО РФ Фонд Управления ВВС КА
  2. ЦАМО РФ Фонд ВВС СЗФ
  3. ЦАМО РФ Фонды 4-й, 6-й, 7-й, 8-й и 57-й САД
  4. ЦАМО РФ Фонды 9-го, 31-го, 35-го, 40-го, 50-го, 54-го и 63 СБАП
  5. ЦАМО РФ Фонд 312-го ШАП
  6. Jochen Prien. «Jagdfliegerverbände der deutschen Luftwaffe 1934–1945. Unternehmen «Barbarossa», Einsatz im Osten – 22.06 bis 05.12.1941».
  7. Philippe Saintes. La Jagdgeschwader 54: Les Aigles au «Coeur Vert» de la Luftwaffe. Tome 01 — LELA Presse, 2020.
  8. Gcneralleutnant Hermann Plocher "The German Air Force Versus Russia, 1941".
  9. Группа в ВК «Из Кёнигсберга в Калининград», автор поста Александр Гарусенко.
  10. Исследования Калининградского краеведа Сергея Гольчикова «Как «мы» бомбили «их» в 1941». https://rugrad.online/columns/Konigsberg_archive/8624/
Поделиться
Комментарии
дмитрий
12.01.2024 18:06:56
Спасибо, очень интересно. Именно эту статью на Ворспоте я пропустил.

"ведь на аэродромах Девау, Мемель, Инстенбург, Тильзит и Гумбинен не находилось ни одной бомбардировочной"
Забавно что именно под Тильзитом удалось нанести потери Люфтваффе, попали по их стройбату 2 убито и 4 ранено

"на жилые районы города упали 42 бомбы. В результате этой бомбардировки погибли одиннадцать жителей и восемь солдат Вермахта."
Досталось очень специфическому подразделению, 2 убитых военных геолога при 16й армии.
Михаил Тимин > дмитрий
13.01.2024 14:02:55
Ну статья довольно серьёзно переработана, так что оно и к лучшему. Ну а потери личного состава стройбата, ну и геологов 16 армии, к сожалению не влияли на боеспособность немецких авиачастей..
Pavel Fedoseenkov
13.01.2024 22:42:03
Спасибо за интересную статью. И отдельное спасибо за иллюстрацию статьи большим количеством фотографии и схем.
?????·???? ???·?°?????????µ??
25.01.2024 13:33:51
Спасибо за Вашу работу! Не смог подобрать слово, которым можно было бы описать те чувства, которые я испытал читая эту статью. Мой дед воевал в эти дни здесь же, на СЗФ, в 19 стрелковом полку 90 дивизии. Спасибо что не бросаете это "трудное" дело!
Михаил Тимин > ?????·???? ???·?°?????????µ??
31.01.2024 07:19:34
Работу продолжаем! Спасибо, что интересуетесь...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.