По нулям: МиГ-17 в Суэцкой войне

05 февраля 2024

Евгений Понамарчук

1

1378

Авиация, Локальные конфликты, Египет, Израиль

По нулям: МиГ-17 в Суэцкой войне

МиГ-17 был самым современным советским истребителем на Ближнем Востоке 1950-х годов. Немногочисленные самолёты в составе ВВС Египта приняли участие в Суэцкой войне, и существует множество упоминаний об их успехах против израильской и британской авиации. Попытка изучения этих успехов приводит к появлению множества вопросов.

Воздушные бои во время Суэцкой войны 1956 года не предоставили большого материала для исследователей. Семь сбитых египетских самолётов (по три МиГ-15 и «Вампира», один Ил-14), один израильский («Каб») и ни одного британского и французского – вот и все достоверные воздушные победы. Едва ли не более интересно для изучения то, что не подтверждается. Часть из этого – обычный «оверклейм», пустые заявки лётчиков, а другая часть – настоящие легенды, десятилетиями передаваемые из публикации в публикацию.

Много ли в истории случаев, когда национальный лидер рассказывал об отдельно взятом воздушном бое? Президент Египта Гамаль Абдель Насер поступил именно так, давая интервью журналу «Ахер саа» в декабре 1956 года (цитируется по: Президент Насер об англо-франко-израильской агрессии против Египта. // Красное знамя (Томская область). – 8 декабря 1956. – С. 4):

Наши истребители «МИГ-17» явились неожиданностью для неприятеля и показали, что они превосходят французские истребители «Мистэр-4», которые неприятель использовал против нас. Превосходство МИГ’ов было отчетливо продемонстрировано в битве над аэродромом Кабрит, когда три этих самолета, вступив в бой с 8 неприятельскими самолетами, три из них сбили, обратив остальных в бегство.

Надо сказать, что успехам истребителя МиГ-17 в русскоязычных источниках уделено неожиданно большое внимание, учитывая малочисленность этого типа в тогдашних египетских ВВС. На фоне довольно печальных для египтян общих результатов воздушной войны он предстаёт настоящей звездой. Комментируя его победы и потери, авиационный историк Николай Якубович отметил:

«…по приблизительным оценкам можно вывести соотношение 1:3 в пользу МиГ-17Ф».

Египетский МиГ-17Ф после Суэцкой войны

В израильских и западных источниках бой над Кабритом описан совсем иначе. Роберт Джексон, «Suez 1956: Operation Musketeer»:

Ещё один воздушный бой произошёл примерно в это же время над восточным берегом канала недалеко от Кабрита между восемью «Мистэрами» и 12 МиГ-15. Израильские пилоты заявили об уничтожении двух МиГов и ещё двух предположительно. Один «Мистэр» был тяжело повреждён, но пилот долетел до аэродрома и совершил успешную посадку.

Здесь МиГ-17 даже не фигурирует.

Попробуем разобраться, сколько «Мистэров» на самом деле сбили самые современные истребители египетских ВВС… и применялись ли они вообще.

Перед войной

С 1955 года Египет, до сих пор имевший военную технику преимущественно британского производства, начал масштабное перевооружение, заключая контракты с Чехословакией и СССР. Год спустя истребители МиГ-15бис чехословацкого производства уже были основными боевыми самолётами национальных ВВС. На этом египтяне не собирались останавливаться, и нацелились на следующую модель – МиГ-17Ф. Весной 1956 года был заключён контракт теперь непосредственно с Советским Союзом на поставку 24 машин. С 1 октября началась подготовка десяти лётчиков эскадрильи No 1 на новых истребителях под руководством советских инструкторов.

К началу войны в эскадрилье No 1 (аэродром Алмаза) насчитывалось 12 МиГ-17Ф, но всего 6 лётчиков успели обучиться на них. Некоторые авторы приводят ещё меньшее число – шесть самолётов и один-единственный лётчик, командир эскадрильи No 1 сквадрон-лидер Мустафа Шалаби эль-Хиннави. Исходя из рассказов самого эль-Хиннави и количества оставшихся МиГов после войны, эти данные представляются чересчур заниженными.

В израильских ВВС единственным серьёзным соперником МиГов являлись «Мистэры» IVA в составе 101-й эскадрильи. Численно у сторон был паритет: израильтяне имели 14 готовых к боевым операциям истребителей, зато 19 пилотов для них. Две французские эскадрильи «Мистэров», замаскированные как 199-я и 201-я израильские (причём одна из них на израильских же самолётах), предназначались только для обеспечения ПВО и фактически не воевали.

29 октября 1956 года Израиль начал вторжение на Синайский полуостров. На следующий день египетские ВВС приступили к ударам по вражескому десанту на перевале Митла. Во второй половине дня 30 октября сквадрон-лидер эль-Хиннави вылетел на перехват британского самолёта в районе Порт-Саида (неясно, в одиночку или во главе звена – описание эпизода в книге Тома Купера и Дэвида Николя «Wings Over Sinai» содержит противоречие). Это был первый боевой вылет египетского МиГ-17.

Мы заняли позицию позади него и в пределах досягаемости огня. Мы думали, что это «Галифакс». Его экипаж не открывал огня, и я спросил у наземного диспетчера, «Открывать ли огонь?». Я был примерно в 600 метрах за ним. Последовал ответ: «Не стреляй, потому что британцы не объявили войну».


Командир эскадрильи No 1 и будущий командующий ВВС Египта сквадрон-лидер Мустафа Шалаби эль-Хиннави (фото из книги: Tom Cooper, David Nicolle, Gabr Ali Gabr. Wings Over Sinai: The Egyptian Air Force During The Sinai War, 1956)

Действительно, до вступления Великобритании и Франции в войну оставались ещё сутки. Перехваченный четырёхмоторник был не «Галифаксом» (эль-Хиннави увидел знакомые очертания, потому что Хэндли Пейдж «Галифакс» до начала 1950-х имелись у египтян), а, скорее всего, очень похожим на него патрульным Авро «Шеклтон». Британскому экипажу повезло: ранее в тот же день египетские МиГ-15, невзирая на отсутствие войны, атаковали разведчики «Канберра» и повредили один из них. Реактивные «Канберры» смогли уйти, у поршневого «Шеклтона» в случае атаки шансов не было бы. Том Купер предполагает, что это мог быть Авро «Линкольн» из эскадрильи радиоэлектронной борьбы.

Над Кабритом

Аэродром Кабрит на берегу Большого Горького озера был самым восточным египетским аэродромом (не считая Эль-Ариша на Синайском полуострове, который не использовался в войне 1956 года). Здесь базировались МиГ-15бис эскадрильи No 20 и подразделения лётной подготовки. По данным французского автора Фредерика Шталя, к началу войны в Кабрите также находились четыре МиГ-17, в то время как Том Купер утверждает, что МиГ-17 базировались только в Алмазе.

Израильские ВВС планировали налёт на Кабрит с участием «Мистэров» и «Мустангов», как и на другие египетские аэродромы, для завоевания превосходства в воздухе – на случай, если британцы и французы не начнут свою операцию «Мушкетёр». Можно сказать, что прототип будущей операции «Фокус» 5 июня 1967 года готовился одиннадцатью годами ранее. Но в 1956-м эта идея не была осуществлена, поскольку израильское командование сомневалось в способности своих ВВС справиться с такой задачей. В результате с 30 октября до 1 ноября египетская авиация вполне серьёзно сражалась над Синаем.

Глава чехословацкой советнической группы по авиации генерал-майор Ян Рейндль описал бой 30 октября следующим образом (цитата приведена чешским автором Мартином Смишеком):

Два звена МиГ-15 [по четыре самолёта в каждом] были готовы к вылету с задачей нанесения удара по танкам. Для обеспечения их взлёта по нашей рекомендации одна пара была поднята над аэродромом на высоту 4000 метров. Когда первое звено выруливало на взлёт, появились девять самолётов «Мистэр», сразу же атакованные патрулирующей парой на высоте 6000 метров. МиГ-15 взлетели парами и в процессе набора высоты находились под огнём атакующих пар «Мистэров». После уборки шасси на малой скорости они сразу развернулись вправо на высоте 50 метров, набрали скорость и немедленно начали атаку. За этим звеном один пилот взлетел без приказа, он тоже был под огнём… В итоге были сбиты два «Мистэра» и один МиГ-15, чей пилот слабее проявлял себя в ходе подготовки, и он спасся на парашюте.

Что сразу бросается в глаза – никаких МиГ-17.


Редкое фото «Мистэра» IV № 4530 на боевом вылете в ходе войны 1956 года. Самолёт несёт израильский вариант «полос вторжения» (фото из книги: Shlomo Aloni. Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War: 29 October – 8 November 1956)

Теперь к другой стороне истории. Десантники 890-го батальона вели бой с египетским 6-м пехотным батальоном на перевале Митла. Израильская разведка перехватила радиосообщение из штаба бригады 6-му батальону о том, что его прикрывают с воздуха четыре египетских самолёта. Из-за ошибки при переводе израильтяне вообразили, что их собираются атаковать сразу 24 самолёта противника, и для отражения массированного удара в 14:35-45 из Хацора вылетели восемь «Мистэров» 101-й эскадрильи (пилоты: Яаков Нево, Шай Эгози, Иосиф Цук, Дрор Авнери, Дан Гонен, Шабтай Гильбоа, Зорик Лев, Амос Лапидот). Они промчались над Митлой и продолжали искать противника до самого Суэцкого канала, выйдя в итоге к Кабриту. В описании ветерана войны Элиэзера Коэна:

Яак[ов Нево] устроил провокацию, спикировав на высоту 300 метров над аэродромом. Египтяне немедленно подняли двенадцать МиГов навстречу ему, не только для перехвата израильских самолётов, а и чтобы спастись от уничтожения на земле. Теперь восьми «Мистэрам» противостояли шестнадцать МиГов… Цук сумел зайти в хвост МиГу и поразить его длинной очередью. Из него пошёл чёрный дым, он закрутился и разбился. Прежде чем возрадоваться сбитию первого МиГа войны и в истории эскадрильи и Израиля, Цук получил попадание очереди в крыло.

Бой длился около десяти минут. Израильтяне вышли из него, когда у них стало заканчиваться топливо. В предварительном сообщении оперативного отдела ВВС Израиля говорится, что один «Мистэр» упал в море возле Эль-Ариша (то есть далеко от места боя, уже на пути домой), потом его назвали ошибочным.

Картина с обеих сторон относительно совпадает, за вычетом количества участвовавших самолётов и результатов. Израильские лётчики заявили о трёх (четырёх?) поражённых МиГах, официально была засчитана лишь победа Иосифа Цука, чей самолёт вернулся в Хацор с повреждённым крылом. Египтяне заявили о двух сбитых противниках, а сами потеряли один МиГ-15, пилот которого катапультировался. В описаниях с их стороны снова никаких МиГ-17. Указанные результаты не соответствуют заявлению Насера, сказавшего про три победы и не сказавшего про одну потерю.


Иосиф Цук у крыла своего повреждённого «Мистэра» № 4593 после боя над Кабритом 30 октября 1956 года (фото из книги: Shlomo Aloni. Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War: 29 October – 8 November 1956)

Далее история приобретает загадочный поворот. Генерал Рейндль описывает ещё один бой, произошедший над аэродромом на следующий день:

…31 октября 1956 года ситуация была схожей, восемь МиГ-15бис вылетели в последний момент под огнём двенадцати «Мистэров». Воздушный бой прошёл аналогично, противник потерял три самолёта, у МиГ-15 потерь не было.

И вот здесь уже есть озвученные Насером три победы над «Мистэрами». Только соотношение сил не совпадает, 8-12 вместо 3-8. Загадочность же ситуации в том, что информация об этом втором бое над Кабритом 31 октября нигде больше не встречается. Израильский историк Шломо Алони в книге «Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War», перечисляя и описывая все вылеты ВВС Израиля в Синайской кампании, сообщает только о патрулировании района Кабрита тремя звеньями (12 «Мистэров») с 16:50 до 17:19. Он приводит номера всех задействованных самолётов и фамилии их пилотов, ни слова ни о каком бое. Молчит и Том Купер, рассмотревший воздушную войну с египетской стороны. Странность ещё и в том, что по версии Рейндля бой 31-го числа был более успешным, чем 30-го, но описан заметно лаконичнее. Возникают сомнения в его реальности.

Главное же – никто, кроме Насера, не сообщает об участии МиГ-17. Только Купер утверждает со ссылкой на некие британские и израильские источники, что как минимум один из заявленных сбитыми МиГов был опознан как 17-й. Проверить это не удалось. Израильтяне «видели» и «сбивали» МиГ-17 в других боях, как будет показано далее, однако не в доступных описаниях именно боя над Кабритом.

У истории с аэродромом Кабрит был печальный для египтян постскриптум. Свидетельство генерала Рейндля:

Затем аэродром подвергся сильной бомбардировке ночью, взлётно-посадочная полоса была повреждена, и 1 ноября все самолёты были уничтожены на земле пушечным огнём и ракетами [британских и французских самолётов].

Действительно, в первую ночь войны аэродром подвергся удару двух десятков «Канберр» и «Вэлиентов», а в течение дня 1 ноября были многократные налёты британских «Веномов» и французских F-84F. Пилоты истребителей-бомбардировщиков заявили об уничтожении семнадцати МиГов. Расшифровка аэрофотосъемки ЦРУ, проведенной 12 ноября (очевидно, разведчиком U-2), выявила на аэродроме 16 предполагаемых МиГ-15, из которых 13 определены как уничтоженные.


Заявление президента Египта об успехах МиГ-17 над Кабритом (газета «Красное знамя» Томской области, 8 декабря 1956). В русскоязычных публикациях, упоминающих это заявление, его автор обычно не указывается

Возвращаясь к заявлению Насера о триумфе МиГ-17 над «Мистэрами», приходится констатировать его пропагандистский характер и отсутствие связи с реальными событиями. Бой якобы трёх МиГов (вероятно, подразумевается четвёрка без одного самолёта, сбитого на взлёте, только в нём участвовала ещё как минимум пара) с восемью израильтянами имел место 30 октября, но египетские лётчики заявили тогда про две победы, а не три. Самое главное: все заинтересованные стороны говорят о МиГ-15. Откуда Насер вообще взял МиГ-17? Если это не оговорка и не ошибка перевода, то единственным вариантом остаётся, наверное, реклама новой советской техники. Слова Насера следует воспринимать в комплексе с триумфальными историями, звучавшими тогда по каирскому радио: уничтожением британско-французского воздушного десанта возле Порт-Саида, потоплением эсминцев и крейсера (если даже не линкора «Жан Бар») союзников, сбитием почти сотни вражеских самолётов.

По израильским же данным, в войне 1956 года был потерян один «Мистэр». Самолёт № 4584 сбит зенитным огнём возле Рас-Насрани на юге Синайского полуострова 2 ноября. Пилотировавший его майор Биньямин Пелед (командующий ВВС Израиля в 1974-1977 годах) катапультировался.

Дальнейшие бои

Утром 31 октября израильские истребители добились своего крупнейшего успеха в войне, перехватив четвёрку шедших без прикрытия ударных «Вампиров» и сбив три из них. Примерно час спустя звено МиГ-17 вступило в бой над перевалом Митла. Как пишет египетский историк Али Мухаммад Лабиб, израильские «Мистэры» попали в ловушку и понесли большие потери. Том Купер ставит эту версию под сомнение, отмечая, что перехваченными самолётами была пара «Метеоров», и они потерь не имели. С израильской стороны подтверждается, что два «Метеора» F.8 из 117-й эскадрильи, вылетевшие на задание в 6:20, вступили в бой с четвёркой МиГов над Джебель-Либни; после пяти минут боевых маневрирований стороны разошлись. Наконец, Майкл Нэпьер добавляет штрих к картине: «Метеор» Гиллеля Алроя сорвался в штопор, на основании чего египтяне посчитали его сбитым, однако Алрой сумел прекратить падение и вернулся на аэродром. Нэпьер указывает египетские истребители как МиГ-15, а не 17.

Победителями в данном случае можно назвать израильтян: они вышли невредимыми из боя с технически и количественно превосходившим их противником. Остаётся тень сомнения в версии уже самого Купера. Как египтяне могли перепутать непохожие между собой «Мистэры» и «Метеоры»? В тот день произошло несколько встреч между МиГами и «Мистэрами», и возможно, что Лабиб упоминал об одной из них. Купер не уточнил, откуда – у египтян или израильтян – взял информацию, что эта стычка случилась через час после разгрома «Вампиров». В любом случае, израильтяне не теряли в тот день реактивных самолётов.

Между 13 и 14 часами два «Урагана» 113-й эскадрильи на патрулировании в районе Абу-Агейлы встретили вражеские истребители. Яаков Агаси (тем же утром принявший участие в захвате египетского эсминца «Ибрагим эль-Аваль») подбил самолёт, опознанный им как МиГ-17. Сравнение его версии с доступными рассказами египетских пилотов показывает, что пострадавшим в этом бою стал Фарук эль-Газзави, и он точно летел на МиГ-15. Израильтяне праздновали победу и нарисовали отметку о ней на фюзеляже «Урагана», хотя официально она не была засчитана. Эль-Газзави благополучно прилетел на свой аэродром, и ему записали вероятную победу в этом бою.


«Ураган» № 4042 в период боевых действий. Как и «Мистэры», «Ураганы» в 1956-м состояли на вооружении только одной эскадрильи (113-й). Они успешно применялись в качестве штурмовиков, а также участвовали в нескольких стычках с МиГами (фото из книги: Ray Ball. The Israeli Air Force. Part One – 1948 to 1967)

Далее в том же районе состоялся ещё один бой израильтян якобы с новыми МиГами. Поднявшись в воздух всего на 15 минут позже «Ураганов», пара «Мистэров» обнаружила возле Абу-Агейлы другую группу египетских истребителей. На этот раз один МиГ действительно был сбит. Катапультирование его пилота Фуада Камаля заметил автор победы, Яаков Нево, и этого оказалось достаточно для «опознавания» МиГ-17.

Трудно сказать, откуда у израильтян взялось убеждение, что на МиГ-15 нет катапультируемого кресла, но о нём пишут два разных автора, Шломо Алони и журналист Лео Хейман. Американцы в Корее многократно наблюдали катапультирование вражеских лётчиков, и это не было какой-то военной тайной. Журнал «Лайф» даже опубликовал кадры фотокинопулемёта, зафиксировавшие покидание лётчиком МиГа, сбитого Эдвином Олдрином.

При всём внешнем сходстве МиГ-15 и 17 совсем не близнецы. Британский военно-воздушный атташе в Тель-Авиве сообщал, что израильские лётчики легко узнавали МиГ-15 и наблюдали в воздухе истребители с более вытянутым фюзеляжем, которые боялись перепутать с «Мистэрами». Некий пилот «Урагана» даже описывал «двойную выступающую вентиляцию» в хвостовой части подбитого им самолёта – можно предположить, что речь идёт про характерные обтекатели гидроцилиндров тормозных щитков, а свидетельство исходило от Яакова Агаси. В любом случае, Фуад Камаль пилотировал МиГ-15. Об этом известно и с его собственных слов, и благодаря кадрам фотокинопулемёта и фотографиям остова самолёта на земле.


Сбитие МиГ-15бис Фуада Камаля в бою 31 октября 1956 года убедительно задокументировано израильтянами. Вопреки мнению сбившего его Яакова Нево, это определённо не МиГ-17

1 ноября произошёл, возможно, последний случай участия МиГ-17 в боях Суэцкой войны. Воспоминания эль-Хиннави:

На рассвете 1 ноября я возглавил четвёрку МиГ-17 в налёте на израильские позиции возле дефиле Митла. Израильтяне окопались и хорошо замаскировались, – прямо как песок, – их было очень тяжело увидеть. Мы открыли огонь, вызвав несколько взрывов. Мы израсходовали боеприпасы и ушли.

В тот же день египетские военно-воздушные силы прекратили боевые вылеты. Гамаль Насер приказал им рассредотачиваться, чтобы сохранить самолёты и пилотов. Очевидно, он не считал возможным противостоять британско-французской авиации: операция «Мушкетёр» стартовала накануне вечером. Так что 1 ноября заканчиваются сведения о реальном боевом применении МиГ-17 и начинается мифология.

МиГи и мифы

Первая история фольклорного характера датируется 31 октября. Украинский исследователь Михаил Жирохов сообщил, что 116-я эскадрилья ВВС Израиля потеряла два поршневых P-51D «Мустанг» в налёте на подразделения 1-й бронетанковой бригады Египта, и один из них был добит МиГом-17, уже будучи повреждён зенитным огнём (статья в журнале «Крылья Родины» № 9 за 2012 год). Этот несчастный «Мустанг» кому только не записывали. Лон Нордин и Дэвид Николь в книге «Phoenix Over The Nile» отнесли победу на счёт «Вампира», Том Купер сначала соглашался с «Вампиром» («Wings Over Sinai»), а потом переключился на МиГ-15 («MiGs in the Middle East, Volume 1»).

Можно предложить простой компромисс: это был ни МиГ-17, ни МиГ-15, ни «Вампир». 116-я эскадрилья за день 31 октября действительно потеряла два самолёта при нанесении ударов по бронетехнике, оба числятся жертвами зенитного огня: Яаков Рафаэли выжил после аварийной посадки борта № 2320, а Ури Шлезингер погиб в неудачной аварийной посадке на № 2306. Информация об этих случаях приводится Шломо Алони, по его же данным P-51 не имели ни одной встречи с вражескими истребителями за всю Синайскую кампанию. Том Купер косвенно указал, что считает жертвой египетского истребителя самолёт погибшего Шлезингера, и его подбили то ли ударные «Вампиры», то ли МиГи прикрытия, возвращавшиеся из удачного боя с двумя «Ураганами» 113-й эскадрильи. Хронологически есть совпадение: пара «Ураганов» Шарон-Розен вылетела на задание в 11:50 и была повреждена в воздушном бою, а пятёрка P-51, в которой был Шлезингер, вылетела в 11:40. Отсюда же следует, что жертвой не мог стать Рафаэли, так как он поднялся в воздух двумя часами раньше, в 9:50.

Однако сославшись на книгу Элиэзера Коэна («Israel’s Best Defense»), видевшего гибель Шлезингера, Купер предоставил аргументы против своей собственной версии. В книге дано чёткое обоснование, почему Шлезингер НЕ мог быть сбит истребителем.

На обратном пути, над пустыней на средней высоте, у нас было много времени для раздумий. Мы держались на расстоянии от Абу-Агейлы и шедшей там битвы. Наши глаза в поисках вражеских самолётов не заметили опасность, подкравшуюся снизу. Тёмный и спокойный участок пустыни внезапно стал поливать нас зенитным огнём. Авраам [командир группы Авраам Йоффе, тёзка и двоюродный брат известного генерала] был удивлён. Мы рассредоточились, и перегруппировались минуту спустя, когда вспышки исчезли.

«Кузнечик один, это третий. Я подбит». Это был мой товарищ, Ури Шлезингер. Он потерял высоту и скорость, и покинул строй.

Коэн подчёркивает, что внимание пятерых лётчиков было сосредоточено на небе. И никаких МиГов или «Вампиров» они не видели. Далее Коэн описывает, как сопровождал подбитого Шлезингера и стал свидетелем его гибели при посадке. А чем подтверждается победа МиГ-17, МиГ-15 или «Вампира»? На первоисточник ссылаются только Нордин и Николь – это статья в журнале «Born in Battle». В ней сказано о некоем пилоте К., сбитом сначала зенитками, а потом египетским «Вампиром». Здесь остаётся развести руками: имена всех лётчиков ВВС Израиля, сбитых или совершивших аварийные посадки в 1956 году, известны, и никто из них не был сбит дважды. У Купера в обеих версиях назван флайт-лейтенант Зухайр, будто бы одержавший эту победу, другой информации о нём не приведено и невозможно понять, на каком самолёте он всё-таки летел.


Ури Шлезингер погиб в своём первом боевом вылете 31 октября 1956 года. Его «Мустанг» является кандидатом на сбитие тремя разными типами самолётов ВВС Египта, включая МиГ-17 (honorisraelsfallen.com)

Британский автор Роберт Джексон писал о захвате израильтянами новейшего египетского МиГ-17, подбитого и аварийно севшего на мелководье. На этот раз всё понятно и вопросов нет: эпизод широко известен, подразумевается МиГ-15 Абдель-Рахмана Мухаррама, приводнившийся в озере Бардавиль с повреждениями от огня «Мистэра» Яакова Нево 31 октября.

Согласно Тому Куперу, в первый день ноября МиГ-17 перехватили и повредили британскую разведывательную «Канберру» PR.7. Вероятно, он сам был не слишком уверен в этом, потому что в приведённом им списке всех заявленных египтянами сбитых и повреждённых вражеских самолётов данного случая нет. Другие источники сообщают, что «Канберру» подбил МиГ-15. И снова предлагается компромисс: есть серьёзные подозрения, что этого вообще не происходило. Реально имел место инцидент 30 октября, когда ещё до начала операции «Мушкетёр» МиГ-15 повредили руль высоты на «Канберре» с серийным номером WH801. Это засвидетельствовано более-менее везде, вплоть до мемуаров британского премьер-министра Энтони Идена, то есть случай был нашумевший и оставил чёткий исторический след. Относительно же другого перехвата 1 ноября нет убедительных свидетельств. Наоборот, попытка Эндрю Брукса в книге «RAF Canberra Units of the Cold War» описать его лишь подтверждает, что дело нечисто. Брукс пишет, что под огонь попал тот же самый борт WH801 с тем же самым экипажем, и даже комментарий лётчиков о снарядах, пролетавших по обе стороны фюзеляжа, в описании перехватов 30 октября и 1 ноября совпадает чуть ли не дословно. В литературе как будто произошло дублирование, и один эпизод превратился в два разных. Кстати, местами встречается ещё один такой же случай подбития (третий!), произошедший 3 ноября – опять без подробностей.

Следующий сюжет «легенды о МиГах» широко представлен во многих русскоязычных публикациях. Он умещается в одно предложение: «1 ноября в бой вступила специально переброшенная из СССР группа истребителей-перехватчиков МиГ-17, которой 2 и 3 ноября удалось сбить несколько английских самолётов». Самое раннее его упоминание найдено в книге «Россия (СССР) в локальных войнах и вооружённых конфликтах второй половины XX века» (М., 2000). Эль-Хиннави в рассказе о своём вылете первого ноября назвал некую специальную группу МиГ-17, прибывшую в его эскадрилью накануне, но из его слов неясно, о чём идёт речь – может быть, только о самолётах или подготовленных арабских лётчиках? Том Купер подчёркивает, что арабские источники отрицают участие советского и любого другого иностранного военного персонала в боевых действих 1956 года. С британской стороны не зафиксировано никаких стычек с МиГами в указанные дни. В течение 2-3 ноября британцы понесли четыре авиапотери, из которых максимум одну гипотетически можно было бы «пришить» истребителям, поскольку её описание довольно туманное – «Веном» сбит зенитным огнём или разбился при уклонении от него возле Исмаилии. Один «Си Хок» при посадке упал за борт авианосца «Булварк», один «Си Веном» совершил аварийную посадку с убранным шасси на авианосец «Игл» с повреждениями от огня зенитного орудия Бофорс и был списан, один «Уайверн» был сбит зенитным огнём.

О последней потере надо сказать особо, поскольку существует описание уничтожения конкретно этого «Уайверна» S.4 советским лётчиком на МиГ-17. По британским данным, 3 ноября штурмовик из 830-й морской авиационной эскадрильи (серийный номер WN330) был поражён зенитным огнём при нанесении удара по мосту западнее Порт-Саида, и пилотировавший его лейтенант Деннис Маккарти катапультировался над морем. Первое известное появление альтернативной версии – в статье Михаила Жирохова «Красные соколы против “Мушкетёров”» (Авиамастер, 2002, № 6). Заявлено, что советский инструктор Сергей Синцов на МиГ-17 перехватил и сбил одиночный штурмовик в полдень над морем около Порт-Саида; победа не была засчитана из-за отсутствия кадров фотоконтроля. В двух ключевых моментах эта версия не совпадает с британским описанием, изложенным в статье Эндрю Томаса «Wyverns Over the Canal» (сайт Key Military, 2018). Во-первых, шестёрка штурмовиков вылетела на задание в 7 часов утра, задолго до полудня. Во-вторых, товарищи продолжали сопровождать подбитый самолёт Маккарти до момента катапультирования, ни в какой момент он не оставался в одиночестве. Здесь возникает ещё и вопрос о том, как шесть лётчиков могли не заметить атаковавший их вражеский истребитель.

Таким образом, история о победе Синцова противоречит данным всех сторон – советской, египетской, британской. Хуже того, её происхождение остаётся невыясненным. До Жирохова она дошла в лучшем случае из вторых-третьих рук. Согласно Тому Куперу, Синцов умер в 1990 году и не оставил письменных свидетельств о своём пребывании в Египте.


МиГ-17 и (на заднем плане) МиГ-15 после окончания войны. Том Купер датирует фотографию ноябрём 1956 года, но более вероятен март 1957 года (отсутствие номеров на МиГах говорит, что это свежепоставленные самолёты, не участвовавшие в боевых действиях)

В сухом остатке

МиГ-17 не имели потерь в воздушных боях, потери же на земле при налётах авиации союзников явно были. О событиях 1 ноября на аэродроме Алмаза свидетельствует эль-Хиннави:

Я проводил инструктаж для своих пилотов. В этот момент мы увидели, как четыре самолёта, – «Си Хоки», – появились и атаковали. К сожалению, наши МиГ-17 стояли на открытом пространстве. Налёт был встречен очень слабым зенитным огнём, и много наших самолётов было уничтожено и повреждено.

Считается, что к началу войны у египтян насчитывалось 12 МиГ-17. Том Купер сообщил, что в конце 1956 года на египетские аэродромы из «эвакуации» вернулись 6 самолётов. Наиболее интересные данные предоставлены чехословацкими военными советниками, которым было поручено изучить состояние уцелевшей египетской авиации. Как пишет Мартин Смишек, они доложили, что на 25 января 1957 года ВВС Египта имели три полётопригодных МиГ-17Ф (причём все три были отремонтированы при участии чехословаков, то есть имели повреждения), ещё один самолёт находился в ремонте и три стояли в очереди на ремонт из-за нехватки запчастей. Так что из 12 самолётов войну пережили 7, и все они были повреждены. Очевидно, к тому времени поставки остающихся 12 заказанных машин не возобновились – новые самолёты не требовали бы ремонта. Отсюда же видно, что к началу боевых действий МиГов было явно не шесть, как иногда утверждается.

Участие МиГ-17 в Суэцкой войне окружено прямо-таки частоколом из мифов. На страницах работ различных исследователей этот самолёт превращается в нечто легендарное и вездесущее уровня САУ «Фердинанд». Израильские лётчики вроде бы встречали их и даже претендовали на сбития (но ни одна заявка не признана официально), а в русскоязычной историографии закрепилось убеждение, что 17-е сбивали вражеские самолёты направо и налево. Мигомания распространилась и на западных авторов: сбитие разведывательной «Канберры» над Сирией 6 ноября до сих пор иногда приписывают МиГу-17, хотя в тот момент у сирийцев совсем не было самолётов этого типа, а победу одержал «Метеор» F.8. На основе крупиц информации, которые вызывают хоть какое-то доверие, – главным образом воспоминания одного-единственного участника событий, эль-Хиннави, – можно заключить: вероятно, они наносили удары по израильским войскам и участвовали в воздушных боях, в которых соотношение побед и потерь составило 0:0. Имелись потери на земле, предположительно пять машин.

Большая часть сведений о применении МиГ-17 в войне 1956 года носит спекулятивный или пропагандистский характер и почти непроверяема. Едва ли не любой из описанных в литературе «фактов» чему-то противоречит и чем-то опровергается. Не сыграл этот самолёт роли в войне, но многие пытались доказать обратное и создали историографический клубок, где уже не отличить истину от гипотез, выдумок и заблуждений.

Источники:

  1. Жирохов М. Красные соколы против «Мушкетеров». // Авиамастер. – 2002. – № 6.
  2. Жирохов М. Суэцкий кризис 1956 года. // Крылья Родины. – 2012. – № 10.
  3. Морозов В. Чисто английское самоубийство. Часть 6. // Техника и вооружение. – 2021. – № 10.
  4. Президент Насер об англо-франко-израильской агрессии против Египта. // Красное знамя (Томская область). – 8 декабря 1956.
  5. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века. – М.: Кучково поле, Полиграфресурсы, 2000.
  6. Якубович Н. Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома. – М.: Яуза, Эксмо, 2012.
  7. Air Attache No. A.A. 725/56. Date: 7th November, 1956. Israel – The War in Sinai – October 29th – November 4th. (http://nasser.bibalex.org)
  8. Shlomo Aloni. Israeli Air Force Operations in the 1956 Suez War: 29 October – 8 November 1956. – Helion & Company Limited, 2015.
  9. Andrew Brookes. RAF Canberra Units of the Cold War. – Osprey Publishing, 2014.
  10. Eliezer “Cheetah” Cohen. Israel’s Best Defense: The First Full Story of the Israeli Air Force. – Orion Books, 1993.
  11. Tom Cooper, David Nicolle. MiGs In The Middle East. Volume 1: Soviet-Designed Combat Aircraft in Egypt, Iraq & Syria, 1955-1963. – Helion & Company Limited, 2021.
  12. Tom Cooper, David Nicolle, Gabr Ali Gabr. Wings Over Sinai: The Egyptian Air Force During The Sinai War, 1956. – Helion & Company Limited, 2017.
  13. John Dillon. Bombers at Suez: The RAF Bombing Campaign During the Suez War, 1956. – Helion & Company Limited, 2021.
  14. Leo Heiman. Story of the Sinai Campaign «Operation Kadesh». // Commentary. – January 1957.
  15. Robert Jackson. Suez 1956: Operation Musketeer. – Ian Allan Ltd, 1980.
  16. LIST OF AIR STRIKES – 1st NOVEMBER 1956 (https://www.canalzoners.co.uk)
  17. Alexis Mehtidis. Suez 1956 – Notes on Plans, Orders of Battle and Equipment. (https://www.academia.edu/)
  18. MISSION COVERAGE SUMMARY. MISSION-1323 OF 12 NOV. 1956. (https://www.cia.gov)
  19. Michael Napier. Flashpoints: Air Warfare in the Cold War. – Bloomsbury Publishing, 2022.
  20. Lon Nordeen, David Nicolle. Phoenix Over The Nile: A History of Egyptian Air Power 1932-1994. – Smithsonian Institution Press, 1996.
  21. Pierre Razoux. Suez ou La Tentation du Tout Aérien. 1ere Partie: Les préparatifs. // Le Fana de l’Aviation. – № 376. – Mars 2001.
  22. Martin Smisek. Czechoslovak Arms Exports to the Middle East. Volume 3: Egypt 1948-1989. – Helion & Company Limited, 2022.
  23. Tom Spencer. Danger Over the Med. // Key Military. 25th October 2018. (https://www.keymilitary.com)
  24. Andrew Thomas. Wyverns Over the Canal. // Key Military. 31st May 2018. (https://www.keymilitary.com)
Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
08.02.2024 13:59:09
Архивы ставят всё на свои места.Интересная статья.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.