04 апреля 2025
1591
Как мы увидели в прошлой части повествования, у немецкой морской торпедоносной авиации к осени 1940 г. наметились два четко разграниченных центра, из которых она вела боевые действия: Германия и Норвегия. Условия, в которых они летали, в значительной степени различались. Если на давно существующих базах в южной части Северного моря существовала развитая инфраструктура, прежде всего ремонтная, то там не было проблем с логистикой – в Норвегии все было наоборот. Тактика применения Не-115 тоже различалась в некоторой степени, хотя и не радикально. Более «богатые» в смысле материальной части отряды с германских баз могли позволить себе отправить чуть больше самолетов и даже использовать вместе с торпедоносцами дополнительные силы бомбардировщиков. Операционные районы также различались, что неудивительно.
Таким образом, пока «норвежское отделение» морской торпедной авиации переживало потерю своего командира, торпедоносцы из Германии продолжили летать. На основании опыта, полученного во время предыдущих вылетов, было решено вечером 16 сентября провести комбинированный вылет. В бой должны были отправиться по 6 самолетов с торпедами и с бомбами – один из самых многочисленных отрядов за все время боевых действий. Однако в этот день все совершенно не заладилось. Все 5 торпедоносцев прервали свои полеты преждевременно из-за плохой погоды, а из бомбардировщиков упорно продолжили выполнять полетное задание только два. При этом командира 1./906, гауптманна Коте, судьба наказала за такое упрямство. В тумане самолет «G» влетел прямо в английские утесы и разбился; весь экипаж отправился в гости к Бергеманну – то есть в плен. По сути, дела лишь машина с кодом «L» смогла кое-как решить поставленные перед ней задачи. Добравшись до берега, Не-115 увидел там огни какого-то аэродрома и сбросил обе бомбы по ним. Этому самолету удалось вернуться обратно.
Размеренная деятельность отряда 1./106 продолжалась после перерыва, вызванного плохой погодой, 18 сентября. Был повторен опыт двухдневной давности с высылкой смешанного отряда бомбардировщиков и торпедоносцев. По одной паре гидропланов каждого вида отправлялись в два отдельных района у английского побережья:
• между Киннейрд Хэд и Ст. Эббс Хэд,
• между Ст. Эббс Хэд и Флэмборо Хэд.
Погода, не позволившая совершать вылеты в прошлые сутки, вмешалась и тут. Сильное волнение не давало самолетам взлетать с Нордерная с полной загрузкой (торпеда и 3200 л топлива), поэтому их пришлось перебрасывать на Цвишенан (озеро в глубине материка, южнее Нордерная), чтобы стартовать оттуда. При этом два самолета поломались – в результате в 20.34–20.53 вылетели только два. Группа бомбардировщиков из 1./906 смогла отправиться в полет в полном составе. Два самолета из этого отряда отбомбились, два цели не видели.
Торпедоносцы смогли выйти в атаку оба, но ни один не достиг успеха. Машина «D» (Рабенау) в 01:30 южнее Абердина провела атаку по хорошо вооруженному пароходу, оцененному в 6000 тонн (6 зениток странного калибра 70 мм). Торпедная дорожка наблюдалась, однако попадания немцы не дождались – предположительно, их торпеда F5 прошла под судном.
Самолет «К» (Шпиринг) в 01:25 северо-восточнее Абердина смог обнаружить конвой и атаковал пароход в 6000-7000 тонн из его состава. Здесь из-за сильного противодействия (самолет имел попадания) торпеда толком не наблюдалась, было только предположение, что она прошла мимо. Кто атакован в этом случае, неизвестно. А вот с целью Рабенау можно определиться: пароход «St. Catherine» (1220 брт) подвергался атакам, начиная с 23:40 ГМТ 18 сентября. Сначала его два раза бомбили (второй раз уже в 00:01 19 сентября), затем англичане зафиксировали и сброс торпеды либо мины в 00:30. Дело происходило между Монтрозом и Абердином (то есть там, где действовал самолет Рабенау; Шпиринг свою атаку проводил гораздо севернее). Хода торпеды, правда, с парохода не видели. Запомним название, позже оно встретится нам еще раз, и с ним будет связана довольно удивительная история.
Возможно, разочаровывающие итоги двух последних операционных дней привели к тому, что 19 сентября вооруженной разведки у восточного побережья Англии не было вообще, а 20 сентября летали только самолеты с бомбами. Эти вылеты тоже оказались полным провалом: только три самолета видели цели, причем два не смогли выйти в атаку из-за плохой видимости или слишком сильной обороны, а третий сбросил таки бомбы, но они обе не взорвались.
Так как эксперимент не удался, 21 сентября уже вернулись к прежней схеме: в те же самые районы, что и 18 сентября, послали по три торпедоносца из 1./106 и два бомбардировщика из 1./906. Здесь тоже не обошлось без неприятностей. Один самолет с торпедой не смог взлететь, резервный тоже. Один бомбардировщик вернулся из-за отказа электрооборудования. Один из торпедоносцев цели не смог найти и вернулся с торпедой, остальные четыре атаки провели, но ни в одной не добились результатов. Первым был уже познавший радость победы обер-лейтенант Рабенау: в 00.05 22 сентября он заметил восточнее Абердина два парохода, оцененных в 4000 и 1000 тонн. Шли они в лунном свете очень близко один к другому, причем второй затем посчитали небольшим танкером. Сначала Рабенау оценил курс и скорость, затем сделал заход – но посчитал его неправильным и ушел на второй круг. Со второго захода торпеда была пущена в 00.10. Дорожка прекрасно наблюдалась и она миновала судно в 10 метрах у него перед носом.
Так как все самолеты действовали поодиночке, то остальные атаковали в других квадратах, другие цели. Поэтому, хотя командир отряда майор Эмондс и лейтенант Митшерлих сделали это в одно и то же время (00.20), цели их никак не связаны между собой. Первый восточнее Абердина атаковал пароход в 6000 т, шедший со скоростью 11 узлов на юго-запад. Вход торпеды в воду и дорожка наблюдались – но опять же, она прошла перед носом судна, видимо, наблюдатель переоценил его скорость. В оправдание Эмондс пожаловался на неправильное положение луны (между берегом и пароходом), а также сильный обстрел со стороны сторожевика, который шел впереди цели. Митшерлих ни на что не жаловался. Он проводил атаку северо-восточнее Абердина по пароходу в 5000-6000 т, но дорожки не было. Скорее всего, торпеда уткнулась в дно. С парохода стреляла зенитка и попала в Не-115 три раза, не нанеся значимого ущерба.
Командиром последней машины был Шпиринг. В 00:10 он восточнее Блита обнаружил конвой из трёх пароходов, идущих на юго-запад на скорости 8 узлов. С запада их прикрывали два эсминца, а ещё — большой боевой корабль, предположительно крейсер ПВО. Угол атаки оказался неподходящим, так что Не-115 пришлось кружить рядом для захода в атаку. Это дало англичанам возможность открыть сильный зенитный огонь и заставить «Хейнкель» с бортовым кодом «M2+KH» уклониться на юг, где попался одиночный пароход 2250 т, стоящий на месте, но при этом не на якоре. Из-за сильной темноты здесь тоже Шпирингу пришлось сделать пять заходов: торпеду выпустили только в 00:30. Несмотря на то, что установка хода была 1 м, пузырьковая дорожка шла до самого судна — на уровне чуть дальше в корму, чем середина. Однако взрыва не последовало. От злости немцы расстреляли по пароходу два барабана пулеметных патронов.
Два из трёх летавших бомбардировщиков смогли сбросить свои бомбы. У одного опять ни одна не взорвалась, второй самолет результата сброса бомб не наблюдал, получив 11 попаданий от корабельных зениток, а третий попаданий не получил и бомб сбросить не смог из-за слишком сильного противодействия. Явно побоялся сближаться.
Англичане в общем и целом, судя по всему, приняли эти вылеты за минные постановки, о чем сообщалось из Абердина и Росайта. Единственное упоминаемое при этом судно – пароход «Egton», который видел гидросамолет – вероятно он был его целью. Под вопрос попадают атаки Эмондса и Рабенау, проводившиеся примерно в том районе.
Четыре самолета из 1./106 22 сентября пытались провести торпедный патруль, но все взлетевшие машины вернулись обратно на Нордернай в пределах двух часов из-за очень плохой погоды.
23 сентября с Нордерная вылеты тоже проводились. Вследствие сильного встречного ветра решили не лететь в самый дальний район (Киннейрд Хэд) и перенести усилия чуть южнее, на район между Ст. Эббс Хэд и Флэмборо Хэд. Пара бомбардировщиков из 1./906 посылалась еще южнее, к Орфорднессу.
В 22.10-23.39 вылетели пять самолетов. Две машины с торпедами не смогли выйти в атаку по разным причинам: одна обнаруживала только мелкие суда, другая заметила крейсер и 2 эсминца, но они не были атакованы из-за неправильного положения луны. По той же причине невозможно было торпедировать встреченный пароход в 800 т. Единственный вариант – заходить со стороны берега – тут нельзя было осуществить, так как судно шло слишком близко к побережью. В результате только один самолет (Шпиринг) в 03.15 24 сентября северо-восточнее островов Фарн смог пустить торпеду по пароходу 5000-6000 тонн из состава конвоя в 9 судов, почему-то без охранения. Ни дорожки, ни взрыва не наблюдалось, хотя видимость была очень плохая.
Бомбардировщики тоже славы не снискали. Один бомбил сначала пароход, потом эсминец и якобы даже видел какие-то взрывы, но сам наблюдатель честно признался, что это могли быть дульные вспышки крупных орудий. Второй самолет сбросил бомбы с перелетом по пароходу из конвоя без охранения.
В этот раз торпедная атака была-таки замечена конвоем «FS-289», состоявшим из трех десятков судов, но охрана там все же имелась, в виде эсминца «Vimiera», который и доложил об атаке. Было сделано правильное предположение о сбросе торпеды – повреждений она никаких не нанесла.
Этот вылет стал последним для 1./106 с торпедоносными Не-115, далее они если и поднимались в небо, то только с бомбами для разведки Северного моря. В заключение был суммирован опыт месячных боев, причем торпедные атаки описывались следующим образом:
«… Для выяснения параметров выстрела к цели подлетали, в зависимости от обстановки, со стороны, спереди или сзади. В случае с идущими в одиночку пароходами было достаточно времени, в случае конвоев и пароходов под охранением определение параметров для выстрела проходило труднее. Задача еще более усложнялась при неподходящем положении луны или при плохом освещении. А атаку следовало выходить таким образом, чтобы луна находилась за целью. Для одиночных пароходов лучший угол атаки составлял 90 град., дистанции между 1000 и 600 м; однако ее было очень трудно оценивать. При атаках на конвои острый угол чаще оказывался более подходящим, так как при промахе подвергались опасность пароходы, идущие следом. Остановку цели или уменьшение ей хода ночью и во время атаки распознать было очень трудно; этому следует присудить часть промахов.
Сброс в большинстве случаев проводился с помощью аварийного привода, чтобы не выдать себя вспышкой пиропатронов в PVC. Глубина хода в основном ставилась 2 м, при установке 1 м один раз торпеда прошла под целью. Невыяснен вопрос, не лучше ли при сильном сближении с целью (менее 500 м) намеренно заставлять торпеду идти по поверхности путем выставления глубины хода в 0 м.
Точное прицеливание для пилотов через оба визира возможно только при прямом подлете против лунного света.
Всего было сброшено 16 торпед, из них наблюдался ход 10, 2 коснулись дна, 2 попали, 2 прошли под целями…
Для вооруженной разведки с торпедами больше подходит Не-115С из-за установленной в носу пушки».
Кроме интересных подробностей атак, стоит отметить поразительную точность докладов. Отряд 1./106 действительно поразил две цели, отправив на дно пароходы 15 сентября! Отличившиеся при этом наблюдатели были ответственны за выпуск большей части из 16 торпед: Шпиринг сделал пять атак, Рабенау тоже. Судьба у них обоих была удивительно одинаковой.
Детлеф Шпиринг служил на бортовом самолете броненосца «Admiral Graf Spee», и когда он затопился в Южной Америке, вся команда была интернирована в Аргентине. Шпиринг, как и многие другие, сбежал, прибыв в Германию 5 июня 1940 г. Неизвестно, что с ним происходило после сентября 1940 г., однако в декабре 1942 г. он уже стал командиром отряда 7./KG 26, то есть вернулся к «профессии» торпедоносца. 27 июля 1943 г. Ju-88А-4 гауптманна Шпиринга с обозначением «1H+AR» пропал во время атаки союзного судоходства в районе Катании.
Зигфрид (по другим данным Хельмут) фон Рабенау в начале войны летал на одномоторном гидросамолете Не-60 в 1./406, на котором 22 сентября 1939 г., после отказа мотора, сел в море и был снесен к шведскому берегу около Истада. Из Швеции, где его теоретически должны были интернировать на все время боевых действий, он каким-то образом убыл и в Германии вновь очутился примерно в то же время, что и Шпиринг. После службы в 106-й группе Рабенау в 1941 г. обретался в KG 40, где получил звание капитан-лейтенанта, а в октябре 1941 г. перешел в Люфтваффе, когда в авиации упразднили все морские чины. До 1943 г. Рабенау пребывал в различных школах и 2-й учебно-бомбардировочной эскадре (KSG 2). 21 августа 1943 г. он был назначен командиром I./KG 26, в каковом статусе 11 ноября пропал в боевом вылете на Не-111Н-11 с бортовым кодом «1H+FB» в ходе вылета против союзного конвоя в районе м. Иви (западное Средиземноморье).
Вернемся, однако, в 1940 год.
4 октября штабу 506-й группы был дан приказ: с 1-м и 2-м отрядами перебазироваться на Нордернай. Хроника Kü.Fl.Gr. 506 в сентябре будет рассмотрена в отдельной главе, здесь же упомяну, что она с 18-го числа вновь перешла под командование FdLuft, продолжая действовать с аэродрома Ставангер-Сола. Вместо них туда, под командование 706-й группы майора Лессинга, опять должен был отправиться проверенный 3./506 (он некоторое время находился в Германии, видимо на отдыхе и пополнении).
Взаимные перебазирования растянулись на довольно долгое время: «норвежцы» прибыли в Германию в течение 6 октября и уже 8-го чуть было не получили шанс проверить себя с торпедами, но помешала погода. 9 октября в Ставангер убыли первые 3 самолета 3-го отряда Kü.Fl.Gr. 506, готовые к полетам с торпедами. Остальные оставались в Германии для ввода в строй новых экипажей, после чего должны были последовать в Норвегию 13 октября. К тому моменту 1./506 и 3./506 имели следующую боеготовность: у первого 5 машин (все боеготовые), у третьего 7 (6 боеготовых).
10 октября с Нордерная был организован, наконец, первый вылет с торпедами после перебазирования туда 1./506. Летали в район между Киннейрд Хэд и Уошем два самолета (плюс 4 с бомбами). В торпедоносном варианте действовали самолеты с бортовыми кодами «Е» и «Н», последний с экипажем наблюдателя лейтенанта цур Зее Штаффеля. Он продолжил славную традицию промахов, не попав по пароходу, оцененному в 3000 тонн. Атаковано судно было северо-восточнее Абердина в 20:30. Англичане ничего не заметили. Второй самолет с торпедой противника обнаружить не смог.
Денек отдохнув, 12 октября те же два самолета 1./506 отправились на очередное задание в новый район между Флэмборо Хэд и Ньюкаслом-апон-Тайн. «Е» взлетел в 18.20, «Н» в 19.02. Первый вскоре прервал полет – видимость упала меньше 200 м, второй же снова смог сбросить свою торпеду. Атаке подвергся в 22.02 танкер в 4000 т. Торпеда благополучно прошла у него за кормой в 50 м. В отчете наблюдатель честно признался, что только после пуска понял свою ошибку, и скорость судна была гораздо больше, чем он ее оценил. Судя по всему, объектом атаки стал танкер «Arletta», причем размер его был оценен фантастически точно (в реальности 4870 брт) и даже чуть занижен. Известно, что в 21.00 ГМТ судно подверглось атаке в точке 55.25° с.ш. – 01.23° з.д. (примерно совпадает с районом, где действовал Штаффель), но никаких повреждений не получило. Впрочем, от печальной судьбы танкер не ушел – 5 августа 1942 г. был потоплен подлодкой U-458.
Интересно будет отметить, что 13 октября три самолета из 2./506 совершили перелет в Гроссенброде, где находилась школа торпедоносцев. Скоро и этот отряд должен был отметиться на данном поприще.
Неделя вслед за этим днем прошла без вылетов торпедоносцев, вновь к ним приступили лишь 19 октября. Для вооруженной разведки в районе от Лонгстоуна на юг до Хамбера высылались по три самолета с торпедами и бомбами (первые из 1./506, вторые из 2./506). Все самолеты должны были стартовать по одному с разрывами от полутора часов до 45 минут. Таким образом, смогли вылететь все бомбардировщики и один торпедоносец в 23.05. Остальные, стоявшие на старте, не успели, потому что в 00.05 пришел сигнал от самой первой машины, что она возвращается из-за очень плохой видимости. В итоге только один самолет смог сбросить бомбы по не идентифицированному танкеру северо-восточнее устья Хамбера, остальные вернулись ни с чем. В дальнейшем вплоть до 23 октября торпедоносцы не вылетали.
В этот день с Нордерная четыре самолета отправились в вооруженную разведку английского восточного побережья. Каждому самолету дали свой участок для поисков. Промежуток между стартами двух первых самолетов должен был составить 15 минут, далее по полчаса. Фактически они вылетали в 15:58-17:20. Все машины были из отряда 1./506. Летчики первого отряда успехами своих товарищей на севере (20 октября было заявлено сразу 3 попадания) нисколько не впечатлились и продолжили свою обычную «безвыигрышную серию». Два самолета вернулись пустыми, два провели атаки, в которых ничего не достигли. В 22:10-00:04 все «Хейнкели» сели на базе.
Самолет «Е» новичка Дельдена в 19:40 восточнее Уитби наткнулся на идущий на северо-запад очень близко к берегу конвой из 15 пароходов, из которых один, 4000 т, выбрали в качестве цели. Торпеда пошла, но попадания не наблюдалось, как не было и противодействия, хотя эскортных сторожевиков имелось предостаточно. Еще один новичок по фамилии Шед (а это был никто иной, как новый командир 1-го отряда в чине гауптманна) на самолете «D» в 19:45 около Абердина встретил одинокий пароход 2-3000 т, шедший на северо-восток на скорости 8 узлов. Пущенная торпеда прошла в 10-20 м за кормой, что говорит о небольшой недооценке скорости. В ответ пароход не стрелял, а во время захода на второй круг был потерян.
Видимо, атакованным Шедом судном был абердинский траулер «H.E. Stroud», по которому якобы сбросили 7 бомб, ни одна из которых не взорвалась. Что за конвой атаковал Дельден, неясно – докладов об атаках в ЖБД Адмиралтейства не зафиксировано.
В похожем ключе прошел следующий вылет, сделанный 24 октября. Вообще-то план был послать первую волну из 3 самолетов на разведку, предполагая сосредоточиться на районе Флэмборо Хэд, где разведка обнаружила конвой, а потом по результатам их докладов выпустить вторую волну из такого же количества машин. В реальности вылет второй волны подзадержался и получилось как будто бы две разные операции.
Три гидросамолета покинули Нордерн в 16:45-17:26, причем два были из 1./506, а один – 2./506. Таким образом, и последний отряд группы мог теперь носить гордое звание торпедоносного. Именно его «Хейнкель» (наблюдатель – обер-лейтенант цур Зее Мюллер) в 19:00 первым долетел до берега Англии, хотя взлетал самым последним. При видимости в 25 миль в предполагаемом месте около Флэмборо был замечен конвой на северном курсе. В основном это были мелкие каботажники, так что Мюллер выбрал самый крупный, в 1000 т, и выстрелил по нему. Тут же оказалось, что конвой стоит, поэтому торпеда, пущенная с упреждением, прошла в 50 м перед целью. Сторожевики, охранявшие конвой, обстреливали самолет из пулеметов и огнеметов, потом вдруг началась стрельба из больших пушек, дававших на воде разрывы как у 105-мм орудий. Через 10 минут после отлета те же крупные орудия открыли по самолету зонный огонь – «Хейнкель» получил множество попаданий, но к счастью для него, не фатальных.
Второй самолет («Н» из 1./506, наблюдатель обер-лейтенант цур Зее Позер) заметил стрельбу зениток по Не-115 Мюллера, и это помогло ему найти конвой. Однако описания его значительно отличались: 6-10 пароходов размером 4-6000 тонн, идущих на юг (в то время конвой Мюллера шел на север). Вероятно, это был все же другой караван, проходивший вблизи первого в противоположном направлении. Позер очутился над конвоем рядом с эсминцем охранения и сразу попал под плотный огонь, что заставило его облететь противника над морем с юга и затем зайти в 20:00 со стороны берега по последнему пароходу, оцененному в 4-5000 тонн, стоявшему на месте. После выстрела с 400 метров Не-115 резко набрал высоту и пролетел над судном. В это время послышался глухой взрыв и почувствовалась взрывная волна. Более четких свидетельств не имелось, так что Позеру засчитали «предположительно попадание», что стало первым зыбким успехом отряда на поприще торпедных атак. Третий самолет наблюдателя с заковыристой фамилией Кильмансегг, подлетел к побережью в 19:30 около Лонгстоуна и стал искать на юг в дождевой завесе. В 19:50 нашел конвой из 5-10 пароходов и атаковал один из них, оцененный в 8000 тонн. Темнота и плохая видимость помешали правильно оценить параметры цели – вскоре был зафиксирован промах, торпедная дорожка ушла мимо.
Следов этих атак в английских источниках найти не удалось.
Запланированный заранее вылет еще трех самолетов был произведен только в начале 25 октября. На сей раз все три были из 1./506. Летели они на основании данных, полученных в прошлом вылете, и пытались перехватить те же конвои. Первым в 04.35 удалось это сделать гауптманну Шеду. Он увидел караван, который, по его мнению, заходил в устье Хамбера под прикрытием трех эсминцев. Так как он внезапно наткнулся на один из этих кораблей, то атаку провел по нему. Выстрел торпедой был произведен с 400–500 м, скорость принята за 2 узла. Только после отворота англичане открыли огонь из пулеметов. Через 30 секунд на эсминце заметили вспышку света, после чего пулеметы замолчали – это посчитали признаком попадания. В следующем заходе наблюдалось, что эсминец повернул на юго-запад и идет к берегу.
Второй самолет («Е», наблюдатель Дельден) подлетал к Уитби, когда внезапно увидел конвой, идущий на юго-восток – не менее 10 пароходов до 5000 т. В 04.50 был атакован один из них, величиной в 4000 т. Торпеда пошла, при отвороте наблюдался фонтан воды, что позволило предположить попадание.
Третий самолет лейтенанта Штаффеля тоже подлетел к Уитби, тоже внезапно наткнулся на конвой, но в дожде и плохой видимости не смог правильно выйти в атаку. Несколько маневров привели к тому, что конвой окончательно потерялся в дождевом заряде, так что в 05.50 Штаффель восвояси, ни с чем, отправился обратно на базу.
К сожалению, вновь не удалось определить, кто подвергся атакам, но совершенно точно не было попаданий ни по эсминцам, ни по пароходам, ни по кому-либо еще.
Погода позволяла проводить вылеты и дальше, хотя число применяемых самолетов урезали вдвое – остальным пришлось заниматься в течение дня разведкой либо чиниться после полученных небольших повреждений. Таким образом, во второй половине 25 октября вылетели 2 самолета из 1-го отряда и 1 из 2-го, причем на сей раз Мюллер взлетал не последним, а наоборот, первым (в 16.20). В 16.45 за ним последовала машина «I» из 1./506, в 17.14 последним к английскому побережью отправился «Е» из того же подразделения. Он же первым прекратил вылет – в 20.27, столкнувшись со сплошной облачностью при видимости 0 м. В 22.22 этот самолет вернулся, остальные два прибыли в 22.50 и 23.30.
Вторая машина из 1./506 тоже вернулась ни с чем – кроме нескольких прожекторов, работающих с берега, она ничего не смогла заметить. Атаку выполнил только Мюллер: в 20.07 он встретил груженый одиночный пароход около 3000 т, стоящий на месте. Хотя торпеда по нему была пущена с установкой глубины хода 2 м, она явственно прошла под целью, прямо посередине. Пароход после атаки выстрелил несколько красных ракет, но огня по самолету не открывал.
На сей раз цель известна. Действительно, это был пароход, стоящий на якоре около Абердина – бывший датский «Avance» (1592 брт). После захвата Дании немцами судно перешло под управление английской судоходной кампании, но в октябре 1940 г. использовалось как пункт контроля и проверки перед входом в Абердин (поэтому и стояло на якоре). По мнению английской стороны, «Avance» подвергся атаке Не-115 в 19.15, и торпеда прошла очень близко за кормой (а не под судном). После выстрела «Хейнкель» подлетел еще раз и обменялся с пароходом пулеметными очередями.
На этом серия ежедневных вылетов еще не была закончена. 26 октября они продолжились – и снова один из них сделал экипаж Мюллера из 2./506. Он выдал впечатляющую последовательность миссий на протяжении трех дней подряд. К сожалению для немцев, это было единственное, чем Мюллер мог похвастаться. Взлетев в 16.52, Не-115 с кодом «С» в 19.34 нашел восточнее Хартлпула конвой из двух десятков судов, шедший на север. Атаке был подвергнут пароход в 8000 т, но без попадания – несмотря на то, что атака готовилась тщательно, самолет сделал три захода. Таким образом, все три F5 подряд были выпущены обер-лейтенантом Мюллером без всякого толку.
Второй самолет – из 1-го отряда, под управлением лейтенанта Штаффеля («Н») – в 19.35 гораздо дальше на север, восточнее Монтроза атаковал одиночный пароход, оцененный в 5-6000 т. Здесь произошел отказ торпеды – после сброса она не пошла. Третий самолет гауптманна Шеда два раза пролетел туда-сюда назначенный ему район между Уитби и Хамбером, но ничего не нашел.
Атаке Мюллера скорее всего подвергся конвой FN-320, идущий из Саутэнда в Метил. Кто был целью для Штаффеля – неизвестно.
Затем последовал долгий период без торпедных вылетов, обусловленный занятостью гидросамолетов разведкой. К началу этого периода (конец октября) наличие самолетов в отрядах 506-й группы в Германии было следующим:
• 1./506 – 9 Не-115С, боеготовы 6; экипажей 9, боеготовы 7.
• 2./506 – 9 Не-115С, боеготовы 4; экипажей 9, боеготовы 4.
К концу периода – на 2 ноября 1940 г. – все немного поменялось:
• 1./506 – 9 Не-115С, боеготовы 6; 8 боеготовых экипажей.
• 2./506 – 9 Не-115С, боеготовы 8; экипажей 9, боеготовы 8.
В этот момент «Хейнкели» германского базирования перехватили инициативу у своих «норвежских коллег», которые очень активно летали 3 ноября. Из-за поломки крана в Нордернае оба «германских» отряда были переброшены на Цвишенан и совершали вылеты оттуда. Задача была поставлена обычная: 5 ноября провести разведку английского побережья в районе о. Холи – Хамбер, и при наличии стоящей цели – атаковать. Вылетало 3 самолета, причем на этот раз все из 2-го отряда. На всех машинах были экипажи из новичков; в тот же вечер все они прибыли обратно на Цвишенан, и похвастаться оказалось нечем.
Самолет обер-лейтенанта цур Зее Пройсса в 18.00 восточнее Хартлпула атаковал небольшой конвой из 3 пароходов под охраной 3 траулеров и 1 эсминца. Целью стал пароход, оцененный в 3000–4000 т; торпеда прошла в 20–30 м за кормой судна. Зенитки почему-то стреляли только с траулеров. Вторая машина (наблюдатель лейтенант цур Зее Филипп) доложил об атаке в 19.03 восточнее Уитби одиночного парохода 4000 т, идущего в балласте. С дистанции 1000 м торпеда была сброшена и почти что попала – прошла буквально в паре метров за кормой, если верить докладу. Противодействия со стороны судна не было. Наконец, третья машина (обер-лейтенант цур Зее Бирих) в 18.00 заметил конвой как минимум из 8 пароходов, но его почему-то не атаковал. В 19.15 он избрал целью другой караван восточнее Ньюкасл-апон-Тайн. По пароходу в 8000 т торпеда была сброшена с дистанции 700 м – попадания никто не видел, более того, никто даже не видел хода F5. Тем не менее, пароход якобы дал машиной полный назад.
Из всех целей определяется, и то примерно, только первая – об атаке торпедоносца в 16.58 ГМТ сообщил эсминец «Vimiera». Это был один из двух эсминцев в эскорте конвоя FN-327 из Саутэнда в Метил, так что Пройсс явно атаковал какое-то судно из его состава.
Никакой неожиданности в том, что все три удара 5 ноября окончились ничем, нет. Новички в трудных условиях ночных атак вряд ли могли показать лучший результат. Позднее они еще участвовали в пусках торпед, хотя Бирих погиб со своим экипажем уже 24 ноября в очередной разведке английского побережья.
После дежурного перерыва, вызванного плохой погодой и видимостью (иногда не удавалось провести обычную разведку, или даже вообще вылететь с базы), следующая операция с торпедами была запланирована только 8 ноября при участии двух машин 2-го отряда. В 16.53 взлетела одна из них, а вторую выпустить в небо так и не смогли – были какие-то трудности с ее загрузкой. Впрочем, улетевший самолет «Е» в 19.58 прислал радиограмму о том, что возвращается из-за плохой погоды.
Повторить смогли лишь 10 ноября, хотя и большими силами. К вылету планировались 2 самолета из 1./506 и еще 2 из 2./506. Район вооруженной разведки – восточное английское побережье от острова Холи до Хамбера. До берега «Хейнкели» должны были лететь парами, затем расходиться для одиночных поисков в разные стороны. Не-115 1-го отряда взлетели в 16.05 и 16.08. Одним из них командовал уже ставший фактически ветераном обер-лейтенант граф фон Ревентлов, вторым – командир отряда гауптманн Шед, который уже пару раз сбрасывал торпеды в боевых условиях.
Обе машины 2-го отряда покинули базу в 16.15, там на одной летел гауптманн Томсен. Он только один раз участвовал в торпедной атаке, еще будучи летчиком 1./106 в сентябре. Последним самолетом командовал абсолютный новичок – обер-лейтенант цур Зее Бунгардс.
Повезло найти для себя цели ровно половине летавших Не-115 – по одному из каждого отряда, причем в каждом случае это был наименее опытный экипаж. Гауптманн Шед в 19.15 восточнее Миддлсборо атаковал идущий на юг пароход в 4000 т, но промахнулся, так как ему помешал идущий рядом сторожевик. Бунгардс в 20.45 начал атаку конвоя юго-восточнее Миддлсборо. Первый заход на танкер 6000 т был сорван эсминцем охранения, так что немцам пришлось менять цель и стрелять по пароходу величиной в 4–5000 т. Попадания не последовало – предположительно, торпеда уткнулась в дно, так как после приводнения она выпрыгивала из воды.
Эта волна самолетов еще находилась в воздухе, возвращаясь домой, а командование устно по телефону приказало выслать в бой еще пару самолетов из 2-го отряда. В 21.45 10 ноября стартовал «G», а «I» вылететь не смог, потому что при буксировке на старт столкнулся с катером и получил повреждение поплавка. Это, кстати, была та самая машина, которая уже не смогла вылететь 8 ноября.
Не-115 с бортовым кодом «G» вернулся в 03.55, после чего наблюдатель лейтенант цур Зее Хауде доложил, что в 01.25 11 ноября восточнее Миддлсборо атаковал конвой из многочисленных судов и поразил торпедой грузовой пароход в 6–8000 т из его состава. После первого взрыва торпеды произошел второй, чрезвычайно большой взрыв, от которого пароход развалился на части и утонул. Противодействия он не оказывал. Хотя Хауде был очередным новичком, в отличие от многих других, он сумел найти цель и доложить ее потопление. Более того, это были достаточно точные наблюдения – за исключением второго взрыва, о котором в подробном отчете о гибели норвежского парохода «Ravnanger» (3371 брт) ничего не сообщается. Судно тщетно искало в ночи конвой, к которому должно было присоединиться, не нашло его и уже собиралось возвращаться в Мидлсборо, когда мимо него пролетел одинокий самолет «с зелено-белым огнем», после чего в носовой части парохода прогремел взрыв. Почти вся команда, за исключением одного механика, смогла спастись.
Это стало началом лучшего дня в истории немецких морских торпедоносцев и фактически пиком их карьеры. Шансы сделать еще больший вклад в этот рекорд были у самолетов, базирующихся в Германии. На вечер 11 ноября была запланирована по-настоящему грандиозная операция: в первой волне вылетало по паре самолетов из каждого отряда, а затем готовилась вторая волна – 1 «Хейнкель» из 1./506 и 3 из 2./506. Хотя первая часть плана была выполнена почти в точности, лишь с небольшой задержкой по времени, ухудшение погоды и доклады уже взлетевших машин быстро поставили крест на намерении использовать вторую волну. Один за другим три вылетевших самолета сообщали, что они прерывают полеты по причине плохой погоды и кромешной темноты. Только машина «D» смогла обнаружить конвой и даже атаковать его в 18.35 юго-восточнее Миддлсборо. Из 10–12 пароходов под охранением 3 эсминцев экипаж лейтенанта цур Зее Якоби (очередной новичок) выбрал судно в 5000 тонн. Увы, здесь удача, в отличие от Хауде, неопытным летчикам не благоволила. Попадания не было – причиной посчитали слишком сильный ветер и волнение.
При возвращении самолет «С» с наблюдателем обер-лейтенантом цур Зее Мюннихом во главе разбился при посадке в Цвишенане из-за ошибки пилота. Экипаж при этом не пострадал – только сам наблюдатель получил легкие ранения. Остальные подробности рекордного дня будут изложены в статье про действия торпедоносцев из Норвегии.
Что касается «германских отрядов», то в 2./506 13 ноября сменился командир. Прежний – майор Цессшвитц – отправился в академию, а его место занял гауптманн Томсен. В этот день не было вылетов даже на обычную ближнюю разведку, все из-за очень плохой погоды. Зато на 14 ноября запланировали обширную операцию. Первыми должны были отправиться к восточному побережью Англии между о. Холи и Флэмборо Хэд 2 торпедоносца из 2./506. Еще 4 их товарища, плюс две машины из 1./506, все с торпедами, ждали результатов в готовности. Еще один Не-115 из 1-го отряда вылетал в 22.45, однако он должен был быть вооружен бомбами. Ему назначался район между мысом Сперн и Кромером.
Согласно приказа первые два Не-115 вылетели с Цвишенана в 14.32 и 14.39. В 21.10 вернулась машина «Е». Наблюдатель лейтенант цур Зее Якоби доложил: в 18.10, еще до подлета к собственно английскому берегу, он был вынужден вступить в воздушный бой с «Бленхеймом». Немец попаданий не получил, и англичанин скоро отвернул. Якоби продолжил полет и в 18.35 смог атаковать юго-восточнее островов Фарн вооруженный пароход 7–8000 тонн, шедший в сопровождении 2 эсминцев. Оценив его ход в 7 узлов, наблюдатель сбросил торпеду с дистанции 800 м из-за сильного обстрела с передового эсминца и самого парохода (который вел огонь по воде, пытаясь сбить торпедоносец столбом взрыва). Немцы смогли пронаблюдать начало своей торпедной дорожки, а что было потом, они уже не смогли увидеть, изо всех сил стараясь уйти от зенитного огня. Позже «Хейнкель» еще раз подлетал поближе, но никаких признаков успеха так и не заметил.
Этот достаточно интересный случай нашел отражение в британских документах, хотя и сжато. Атакованный Якоби «пароход» на самом деле был вспомогательным минзагом «Teviot bank» (переделанный пароход компании «Банк Лайн» вместимостью 5087 брт), возвращающийся вместе с минзагом «Plover» и эсминцем «Icarus» после постановки заграждения BS 46. При достаточной фантазии или плохой видимости «Plover» в 1036 тонн полного водоизмещения вполне можно было принять за второй эсминец. Все три корабля несли очень хорошее вооружение и можно признать, что немцы в своей атаке очень сильно рисковали. Возможно, что на самом деле они не подлетели даже и на указанные 800 м, благоразумно свернув раньше. Кстати, командование позднее отбросило признание Якоби и посчитало, что он все-таки кого-то смог торпедировать, на основании перехваченного радиоразведкой сигнала СОС. По английским данным атака произошла в точке 57.17 с.ш. – 00.15 з.д., но это явно неправильные координаты, по крайней мере, по широте.
Второй самолет – «F» лейтенанта цур Зее Эвальдта – в 18.15 наткнулся на конвой, который прикрывали два «Бленхейма». От их атаки немцы уклонились, залетев в облака, но заходить на караван нечего было и думать. В 19.00 над английским побережьем увидели еще и 3 «Спитфайра», но и от них удалось уйти, не вступая в бой. Затем, наконец, около Уитби был обнаружен еще один конвой из 5-8 небольших судов на якоре. Эвальдт провел атаку по пароходу в 3000 тонн в 19.25, но здесь неопытный наблюдатель пустил торпеду вообще с 1000 метров, хотя противодействие было небольшим (огонь легких зениток с парохода и эсминца). Правда, в том, что попадание не было достигнуто, он винил технический дефект – торпеда не пошла, предположительно, ударилась о грунт. Кто стал целью атаки в данном случае, неизвестно.
Сразу после того, как самолет Эвальда вернулся, начались старты Не-115 второй волны. Они вылетали с 22.15 до 22.50, однако машина «D» из 2./506 вернулась буквально через 20 минут из-за поломки вала винта на правом моторе. Остальные 6 улетели (по 3 самолета из каждого отряда, каждый в свой индивидуальный район). На следующие сутки все самолеты благополучно совершили посадки в Цвишенане. Из них один самолет (командир 1./506 гауптманн Шед) летал с бомбами, и его мы рассматривать не будем, хотя он докладывал об атаках эсминца и торгового судна. При этом, видимо, как раз он-то единственный из всех утопил британское судно «Blue Galleon» (712 брт).
Уже проводивший ранее атаки из Норвегии Хёльбаум (1./506, машина «Н») отстрелялся в молоко по пароходу в 5000 тонн в 02.20, около островов Фарн. Он не смог ни разу попасть в своих предыдущих попытках, и здесь продолжил плохую традицию. В ответ с парохода Не-115 получил как минимум одно попадание из зенитки.
Лейтенант цур Зее Рупп на «Е» в 02.17 чуть южнее равным образом не попал в пароход, оцененный в 4000 тонн. То же самое произошло и с обер-лейтенантом Бунгардсом. В 02.20 юго-восточнее островов Фарн он промахнулся по 4000-тонному пароходу. Еще две машины никого не видели, а новоиспеченный командир 2-го отряда Томсен смог обнаружить 2 эсминца в районе залива Уош, но атаковать их не получилось: оба шли слишком близко к берегу, и гауптманн не мог точно оценить их скорость. Вот так все торпедоносцы остались без улова, тогда как единственный бомбардировщик отработал разом за всех за них.
16 ноября для начала решили отправить на разведку условий у английского побережья один самолет 2./506 (который в отряде на тот день оказался единственным боеготовым). В зависимости от результатов, затем предполагалось выслать следом какое-то количество машин из 1./506, где состояние матчасти было получше. Вообще, согласно отчетам о боеготовности Люфтваффе, на 16 ноября у 2-го отряда из 8 наличных Не-115С должны быть в работоспособном состоянии 3, плюс имелось 9 экипажей, и 7 из них готовы были летать. Но как это бывает часто, реальность расходится с бумагами. 1./506 в то же время имел 9 самолетов (6 боеготовых), плюс 8 боеготовых экипажей.
Итак, 16 ноября на разведку вылетела машина с бортовым кодом «А», командовал ей лично гауптманн Томсен. Поднявшись в 16.27, в 18.57 он послал радиограмму с данными о погоде, которая заставила отказаться от дальнейших вылетов. Тем не менее, Томсен еще в 18.52 восточнее Ньюкасла-апон-Тайн атаковал некую цель, которую первоначально опознал как пароход. На подлете, с дистанции 2000 м, она представилась гауптманну уже как боевой корабль непонятного типа. Сбросив торпеду с 1000 м и высоты 40 м, «хейнкель» затем пролетел над целью и немцы поняли, что атаковали тяжелый крейсер! Так как самолет побыстрее постарался улизнуть из пределов досягаемости зениток (которые, тем не менее, не стреляли), лишь хвостовой стрелок – бортрадист – мог хоть что-то увидеть. Он утверждал, что торпеда пошла, но крейсер повернул на нее и тем самым смог уклониться. За крейсером Томсену попался и пароход, но его атаковать было уже нечем.
Никаких кандидатов под этот случай найти не удалось. Судя по тому, что не был открыт огонь, англичане либо не поняли, что были атакованы, либо за крейсер приняли какой-то большой невооруженный пароход.
17 ноября схема в принципе повторилась, за исключением того, что боеготовы теперь в 2./506 были уже три самолета. Один вылетел с торпедой в 15.56, два других в 16.16 и 16.30 – они должны были до берегов Англии добираться в паре, затем разделиться, чтобы один провел разведку на север, второй на юг.
В 20.53 вернулся улетевший первым самолет «D». Его наблюдатель обер-лейтенант Пройсс доложил, что в 18.18 юго-восточнее островов Фарн атаковал груженый пароход с дистанции 800 м, с высоты 40 м – но не видел торпедной дорожки. Предположительно, торпеда в очередной раз воткнулась в грунт. В отчаянии «хейнкель» еще покружил вокруг парохода, поливая его огнем из MG-151 (100 выстрелов) и пулеметов ружейного калибра (150 выстрелов). Наблюдались попадания в мостик, тем и пришлось ограничиться. Цель принадлежала одному из двух небольших конвоев по 3-4 парохода, которые, как показалось Пройссу, встретились как раз ко времени его полета. Охранением занимались только 4 вооруженных траулера, которые обстреляли Не-115 из 20-мм зениток во время его отлета.
Машина с кодом «Е» села в 21.21. Ее командиром был обер-лейтенант Мюллер, который в октябре выдал серию из вылетов три дня подряд, но ни разу не смог попасть в цель. В этот раз у него дела пошли еще хуже. Северо-восточнее Мидлсборо он наткнулся на конвой – грузопассажирский пароход в 8000 т, сопровождаемый 3 сторожевиками. В 18.50-19.10 Мюллер совершил 5 заходов, в том числе 3 под обстрелом из пулеметов, отчего самолет получил не менее 8 пулевых пробоин. Противодействие и видимость менее 300 м не позволили занять правильное положение для пуска торпеды, и ее пришлось везти обратно на базу.
Последним в 21.40 сел самолет «А» обер-лейтенанта Бириха. Он попал в ситуацию, похожую на случай гауптманна Томсена прошедшим днем. В 19.00 юго-восточнее островов Фарн «хейнкель» наткнулся на конвой, состоящий из 5 пароходов и 2 эсминцев. Выйдя в атаку на судно, только после сброса торпеды наблюдатель понял, что на самом деле атакует боевой корабль. Видимость была менее мили, дистанцию сброса Бирих оценил неправильно, поэтому промазал.
К сожалению, определить, кто подвергался атакам, не удалось.
18 ноября 2./506 отправился на отдых, а к вылетам приступил первый отряд. По плану две пары его самолетов высылались на разведку во второй половине дня с торпедами, а еще один самолет – с бомбами. Вернулись все «хейнкели» в период с 21.20 до 22.18. Из них 3 машины, все с торпедами, смогли провести атаки. Лейтенант Штаффель на самолете с бортовым кодом «С» восточнее Мидлсборо заметил конвой из 20 пароходов, идущий на север, под охраной эсминца и сторожевика. Атаковано было судно в последней трети строя. Торпеда пошла, и при отлете бортрадист наблюдал некие голубоватые вспышки. Немцы попытались подлететь еще раз и Штаффель лично видел рядом с атакованным судном сторожевик, который как будто бы стоял у его борта. Все это позволило предположить попадание.
Еще один самолет («D») тоже претендовал на успех. Там за главного был обер-лейтенант Дельден, у которого на счету к тому времени были уже две торпедные атаки, в том числе одна с предполагаемым попаданием (в реальности не подтвержденным). Сейчас он в 18.55 восточнее Блита встретил якобы три неохраняемых парохода по 8000 т, причем идущих независимо друг от друга. Сделав три захода, Дельден сбросил торпеду по одному из судов и видел взрыв у него в корме. Пароход был вооружен и отстреливался из 37-мм зенитки, но после взрыва огонь прекратился.
На самолете с кодом «Е» в бою участвовал новичок – лейтенант цур Зее Штёлер. Восточнее Блита в 19.05 он заметил одинокий пароход, который немедленно атаковал. Сделано было два захода. После первого судно повернуло на самолет, но неопытный экипаж этого не заметил и после выпуска их торпеда прошла мимо. Хотя вблизи якобы находились три вражеских сторожевика, огонь они не вели.
Еще один самолет (наблюдатель Хёльбаум) ничего не нашел, гауптманн Шед с бомбами сначала вроде как заметил один пароход, но быстро потерял его, потому что внезапно наступила полная темнота и в результате ему пришлось возвращаться ни с чем.
Это был редкий случай, когда атака не только получила достаточно подробное описание в дневнике Адмиралтейства, но и тип самолета был опознан правильно. В 17:55 ГМТ конвой FN-336, следовавший из Саутэнда в Метил (около 40 судов разного размера), заметил подлетавший к нему спереди-слева гидросамолет «Хейнкель». Якобы первый же залп со стороны эскортного корабля – шлюпа «Lowestoft» – попал в цель, отчего нижняя часть самолета отлетела и упала в воду. Как посчитали на корабле, это означало победу, ведь все видели всплеск, когда обломки достигли моря. Самолет пропал из виду. Никто почему-то не предположил, что они просто наблюдали пуск торпеды – наверное, потому что никто не видел следа. Вероятно, это была атака Дельдена. В «уничтожении» противника также участвовали пароходы «Durham Coast» и «Avonwood».
Шлюп попытался было подойти к месту предполагаемого падения, но тут с правого борта появился второй самолет. Его атаку «Lowestoft» отразить уже не успел, пароходы тоже не стреляли (возможно, там как раз оказались невооруженные суда), так что немец приблизился, по данным с конвоя, на 300 ярдов и сбросил торпеду, которая прошла очень близко от судов в обеих кильватерных колоннах. Это очень похоже на описание атаки Штёффлера, за исключением времени (по английским данным, второй самолет атаковал через 12 минут после первого).
Затем активность торпедоносцев пошла на убыль. Кроме прочего, им стала угрожать серьезная опасность в виде нехватки торпед. После известий о печальной ненадежности F5 еще за год до описываемых событий Гитлер приказал прекратить дорогостоящее производство. Таким образом, в 1940 г. летчики просто расстреливали накопленные запасы. На 12 сентября все еще имелось около сотни F5, но за осень их число сильно поубавилось. Днем 18 ноября запас торпед в 506-й группе составил 8 штук, а с учетом того, что 3 в тот день было потрачено, на утро 19-го было всего 5 авиаторпед! В Норвегии сложилась примерно та же ситуация. Забегая чуть вперед, можно сказать, что на 26 ноября в Нордернае оставалось 4 торпеды, а в Ставангер-Сола – только 3. Благодаря разным срочным мерам в германской базе вскоре должны были появиться еще 4 F5, плюс четыре отправили в Цвишенан, а на Солу должны были отправить десяток торпед, из которых 2 собирались довезти как можно скорее на транспортном Ju-52.
И все же, несмотря на сложившуюся ситуацию, вылеты с торпедами пока продолжались. 19 ноября с Нордерная в 16.02 и 16.05 вылетали две машины из 2./506. Одна даже обнаружила конвой, но не смогла выйти на него в атаку из-за сильного тумана. Назад пришлось возвращаться по приборам. Второй самолет просто ничего не нашел. В похожем ключе происходили события и дальше. То разведка срывалась плохой погодой, то самолеты летали и ничего обнаружить и атаковать не могли. Причем в приказах уже стал появляться пункт о вооружении самолета либо авиаторпедами, либо бомбами SC250. Торпеды начинали экономить.
21 ноября пришел приказ перебрасывать 1./506 в Норвегию, на соединение с ослабленным 3./506, но не для торпедных патрулей, а для прикрытия операций кораблей Кригсмарине в период с 24 до 27 ноября. В тот же день появляется запись о запасе F5 (чего раньше не встречалось): согласно КТВ 506-й группы, их имелось 9 штук, что разнится с данными, озвученными у генерал-квартирмейстера морской авиации. Непонятно в чем тут дело, вряд ли командиры темнили с документацией.
23 ноября 7 боеготовых Не-115 из 1-го отряда улетели в Ставангер. 2-й отряд в их отсутствие пытались дальше использовать для одиночных торпедных патрулей, так что 24 ноября утром два «Хейнкеля» с торпедами стартовали к восточному побережью Англии. В 05.15 с поста берегового наблюдения Норддайх пришло сообщение, что севернее себя они слышали глухой удар с ревом моторов – предположительно, упал самолет. Интенсивные поиски привели к тому, что до полудня нашли место падения «Хейнкеля» с бортовым кодом «S4+DK» и подняли тело погибшего бортрадиста унтер-офицера Яна. Двух других членов экипажа, в том числе и наблюдателя Бириха, не нашли. Обломки самолета разлетелись в радиусе 500 м. Второй самолет ничего не обнаружил, погода была плохая как около Англии, так и в Германии, поэтому пришлось перенаправлять посадку на гидроаэродром Лист. Самолет вернулся в 11.00 и доложил, что при поиске от Ньюкасла-апон-Тайн до Хамбера смог обнаружить только один 2000-т пароход, который не смог атаковать из-за слишком малой глубины моря в том месте.
После этого случая боеспособных торпед осталось, таким образом, восемь.
Рассказ о боевых действиях торпедоносцев с баз в Германии осенью 1940 г. на этом закончен: с 26 августа летчиками трех разных отрядов было выполнено 46 атак, в которых достигнуто только 3 попадания – печальный коэффициент в 6,5%! На дно было отправлено 10 183 брт торгового тоннажа, и возникает вопрос, стоило ли это затраченных усилий. Если сравнивать все это с результатами 3./506, то там боевая работа была намного эффективнее.
Конечно, в отчетах экипажей все выглядело гораздо радужнее – 9 попаданий, хотя 4-5 из них в статусе предположительных, а также 50000 т потопленного тоннажа и один эсминец.