Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: На периферии войны

16 марта 2023

Олег Киселев

6

1376

Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: На периферии войны

Часть 4. На периферии войны.

Хотя главным участком советско-финляндского фронта, безусловно, был Карельский перешеек, к северу от Ладожского озера также развернулись ожесточенные сражения, в которых активное участие принимали авиационные группировки 8-й и 9-й армии, которым помимо прочего приходилось решать и весьма нестандартные задачи. А особенности ведения войны в глухих лесных районах наложили свой отпечаток и на организационную структуру действовавшей здесь авиации.  

ВВС 8-й армии

В соответствии с замыслом советского командования, соединения 8-й армии наступали на нескольких направлениях, удаленных друг от друга в среднем на 30-50 километров. Хотя приказ о создании ВВС 8-й армии был отдан еще 8 декабря, направленные на это практические мероприятия начались только неделю спустя. В соответствие с директивами Главкома №1/0941 от 9 декабря и №4/14 от 15 декабря, помимо авиачастей, входивших или запланированных для авиагруппы 8-й армии (49-й ИАП, 72-й САП, 18-й СБАП), ВВС армии должны были получить дополнительно две эскадрильи тяжелых бомбардировщиков, две эскадрильи истребителей И-153, эскадрилью Р-5 и эскадрилью У-2.

Схема расположения аэродромов 8-й армии с указанием направлений с точки зрения командования ВВС армии.

Никаких проблем с размещением запланированных сил у командующего ВВС 8-й армии И.И. Копца не было: к началу войны на участке армии имелось четыре относительно крупных аэродрома. На южном направлении имелись Лодейное поле и Нурмолицы (в 1939 году поселок назывался Нурмалицы) в восьми километрах севернее Олонца, на центральном - Бесовец возле Петрозаводска, ныне являющийся главной воздушной гаванью республики Карелия, на северном – аэродром Гирвас. Все аэродромы были вполне пригодны как для истребителей, так и для бомбардировщиков, но располагались довольно далеко от границы, в основном в 80-90 километрах. Даже с расположенного наиболее близко к границе аэродрома Нурмолицы до неё нужно было лететь больше 40 километров. Таким образом, этот аэродром оказался единственным пригодным для базирования истребителей. На центральном и северном направлениях развернуть их было фактически негде.

По мере продвижения соединений армии вглубь Финляндии эта проблема только усугублялась. Уже к концу первой декады декабря ближайший даже к Нурмалицам участок фронта находился примерно в 110 километрах от аэродрома. Это поставило вопрос о выносе вперед аэродромов базирования по крайней мере истребительной авиации и тут, как и на Карельском перешейке, большим подспорьем стало большое количество озёр, пригодных для создания передовых аэродромов. Уже с середины декабря были организованы аэродромы на льду озера Каркунлампи и в районе деревни Уома на южном направлении, а также Суоярви на центральном направлении. Позже ледовые аэродромы для базирования легких бомбардировщиков и войсковой авиации были созданы еще на нескольких озерах, например Исо-Пюхяярви восточнее Суоярви или Колатсельга у одноименной советской деревни на озере Тулмозеро. Также было построено два сухопутных аэродрома – Пряжа и Пески. А вот аэродром Уома фактически не использовался из-за высокой угрозы нападения финских диверсионных групп. Для создания авиационной группировки на северном направлении у ВВС 8-й армии банально не хватало самолетов, поэтому хотя места под передовые аэродромы там изыскивались, но строительство так и не началось.


Советские ледовые аэродромы на финской территории и положение войск 8-й армии на центральном и южном направлениях на начало января.

На момент отдачи приказа о формировании ВВС 8-й армии ее авиагруппа состояла из 49-го ИАП и 72-го САП и имела шесть эскадрилий истребителей разных типов и две эскадрильи бомбардировщиков СБ. Кроме того, к 72-му САП были прикреплены два прибывших на фронт самолета АНТ-6 «Авиаарктика», являвшихся специальной полярной модификацией бомбардировщика ТБ-3. Самолеты пилотировали известные полярные летчики Герои Советского Союза П.И. Мазурук и М.В. Водопьянов. Эти машины выполняли ночные вылеты на бомбометание и выполняли различные специальные задания. К январю применение на фронте этих уникальных машин было прекращено, но в начале февраля по примеру успешного применения ВВС СЗФ 85-го авиаполка особого назначения, под командованием Мазурука была сформирована группа слепых полетов (отдельная ночная эскадрилья) из наиболее опытных экипажей 13-го и 18-го СБАП в составе шести бомбардировщиков СБ, позже выросшая до десяти машин.

Илья Павлович Мазурук (1906–1989) возле своего АНТ-6 «Авиаартика»

Первые пополнения для ВВС 8-й армии начали прибывать достаточно быстро. К 20 декабря на Лодейное Поле перебазировался 18-й СБАП и 3-й ТБАП без трех эскадрилий (они были переданы другим армиям в качестве транспортно-боевых отрядов). Кроме того, в состав ВВС армии вошли 29-я эскадрилья связи, 4-я эскадрилья 3-го ЛБАП и 15-й КАО из Свердловска. Авиачасти прибывали со своими авиабазами, поэтому их обслуживание не стало большой головной болью для командования ВВС армии. Так 135-я авиабаза, обслуживающая 18-й СБАП, сосредоточилась в Лодейном поле за несколько дней до прибытия полка. До конца месяца также приехали 5-й КАО и частично 13-й СБАП, спешно переданный 8-й армии из состава 16-й авиабригады из-за критического положения, сложившегося в полосе 139-й дивизии 1-го стрелкового корпуса. Из-за плохой организации перелета и сложных метеоусловий на маршруте, полк при перелете рассыпался, совершив посадки на разных аэродромах ЛВО. В полном составе полк смог собраться только к середине января. Зато Копец не стеснялся использовать для своих целей эскадрильи, перебрасываемые на север для ВВС 9-й и 14-й армии. Так, 41-й СБАП выполнил в общей сложности семьдесят два самолетовылета с аэродрома Бесовец в интересах 8-й армии. К концу декабря в составе ВВС армии было уже 82 СБ, 22 ТБ-3, 10 ССС, 17 Р-5, 39 И-15бис, 26 И-16 и 7 И-153.

Однако еще в середине декабря было принято решение о значительном усилении 8-й армии, в состав которой перебрасывалось сразу пять новых дивизий. В конце декабря Ставка Главного Командования назначила для ВВС 8-й армии дополнительные авиационные части – 2-й и 11-й легкие бомбардировочные, 39-й и 40-й скоростные бомбардировочные, а также 4-й и 35-й истребительные авиаполки. В связи со сложностью управления таким большим количеством авиачастей из одного штаба, предполагалось сгруппировать действующие на разных направлениях авиачасти в три соединения (по одному на каждое направление), руководство которыми возложить на управления трех авиационных бригад, также обещанных командующему ВВС 8-й армии Москвой. Уже 1 января в состав ВВС 8-й армии на аэродром Лодейное поле прибыло управление 13-й авиабригады АОН-1. Приказом штаба ВВС 8-й армии 2 января был определен её новый состав, в который вошли 13-й и 18-й СБАП, а также 3-й ТБАП. Однако уже 7 января 13-й СБАП из состава бригады был исключен. Он базировался на аэродроме Бесовец, а к концу января перешел на аэродром Пески, т.е. на центральное направление. Вместо него в состав бригады вошел переброшенный из Белорусского ОВО 39-й СБАП. К концу января в состав бригады включили также 1-ю эскадрилью ПВО с дюжиной истребителей И-153, предназначенную для ПВО Лодейного поля и находившихся поблизости стратегических объектов. Вместе с 49-м ИАП на аэродроме Каркку, 13-я авиабригада фактически представляла собою авиагруппу южного направления, поддерживающая части 56-го стрелкового корпуса. На этом же направлении базировались легкие бомбардировщики и разведчики 15-го КАО и 3-го ЛБАП.

Авиагруппа центрального направления базировалась на аэродромах Бесовец, Пески, Пряжа, Суоярви. Однако до конца она так и не была оформлена в связи с тем, что больше ни одно из обещанных Копцу Управлений бригад так и не прибыло и части центрального направления управлялись непосредственно штабом ВВС армии. Основные силы направления в составе 13-го СБАП, 72-го САП и ночной эскадрильи Мазурука базировались на петрозаводском аэроузле (Бесовец и Пески). В связи с тем, что обе истребительные эскадрильи из полка фактически убыли, уже 11 января в состав полка была включена эскадрилья истребителей И-153, а в феврале пол вообще решено было переформировать в СБАП, в связи с чем в его состав 12 февраля влили три бомбардировочные эскадрильи из 1-й Отдельной Краснознаменной Армии. Однако эскадрильи прибыли без матчасти и до конца войны получить её так и не успели, поэтому количество СБ в полку так и оставалось в пределах 20-24 машин. 


Командир истребительной группы центрального направления Андрей Григорьевич Ткаченко (1908–1989). 19 мая 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования» и 117 боевых вылетов ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

На лед озера Суоярви еще 16 декабря была переброшена истребительная группа под командованием инспектора по технике пилотирования 49-го ИАП капитана Ткаченко. Группа Ткаченко состояла из двух бывших «ПВОшных» истребительных эскадрилий: 5-й аэ 49-го ИАП и 2-й аэ 72-го САП, имевших на вооружении девятнадцать истребителей И-15бис. По одному-двум звеньям от эскадрилий остались в местах предыдущей дислокации в качестве звеньев ПВО. Эту группу Копец рассматривал как временную, до прибытия 4-го ИАП, поэтому она не имела органов управления и штаба. Однако в итоге провоевала до самого конца войны и даже пополнялась. В конце февраля в состав группы влилась третья эскадрилья, 4-я аэ 48-го ИАП, переброшенная с Дальнего Востока и летавшая на истребителях И-153. К концу войны в состав группы входили 11 И-15бис, пара И-16 (звено И-16 49-го ИАП постоянно дежурило в Суоярви, осуществляя ПВО аэродрома и штаба 8-й армии) и 15 И-153. Со второй половины января на Суоярви также базировался 5-й КАО.

Еще одним подразделением на данном направлении стала 12-я отдельная истребительная эскадрилья, сформированная в декабре из летчиков карельской и финской национальности очевидно в качестве своеобразной «заготовки» для будущих ВВС «Финской народной армии». Однако уровень подготовки летчиков был настолько низким, что хотя эскадрилья официально входила в состав ВВС 8-й армии, в боевых действиях она не участвовала. Летчики эскадрильи осваивали истребители И-15бис, а под конец войны начали обучение и на И-153. Подробнее история эскадрильи рассмотрена в статье «Несостоявшиеся «соколы Куусинена»»

Авиагруппа северного направления так и не была создана в связи с тем, что большинство из обещанных в конце декабря армии частей прибыли либо слишком поздно, либо не прибыли вообще, как 35-й ИАП и 40-й СБАП. Поэтому разделение ВВС 8-й армии по направлениям было в достаточной степени условным.

В начале января в результате финского наступления в окружение попали соединения 56-го стрелкового корпуса – 18-я и 168-я стрелковые дивизии и 34-я легкая танковая бригада. Для снабжения окруженных с воздуха были задействованы все типы самолетов, от бомбардировщиков ТБ-3 и СБ до истребителей (последние затратили на это 8,6% своих вылетов), в общей сложности с этой целью было произведен 1571 самолетов-вылет, не считая вылетов на обеспечение сброса. Основанная нагрузка легла на войсковую авиацию в лице 5-го и 15-го КАО, 29-й эскадрильи связи и 4-й аэ 3-го ЛБАП, вооруженных самолетами Р-5, ССС и У-2. В частности ими было выполнено 43,8% всех вылетов на доставку продовольствия окруженным. Вынужденные действовать с небольших высот под огнем противника, экипажи несли довольно чувствительные потери, в результате которых была расформирована эскадрилья 3-го ЛБАП, у которой к середине февраля остался всего один боеспособный Р-5. Общие потери ВВС 8-й армии в ходе вылетов на снабжение составили 15 самолетов и 19 членов экипажей.

По состоянию на 12 февраля силы ВВС 8-й армии насчитывали уже 184 СБ, 15 ТБ-3, 19 ССС, 6 Р-5, 10 У-2, 21 И-16, 78 И-15бис и 68 И-153. Резкое увеличение численности истребителей в армии было связано с прибытием из Смоленска 4-го ИАП, развернутого на аэродроме Суоярви. Полк до перебазирования был вооружен в основном истребителями И-16, но буквально за неделю до отправки на фронт пересел на «Чайки» и «бисы». В результате у большей части личного состава перед отправкой на фронт налет на этих типах составлял от получаса до полутора часов. Отчасти проблема была решена за счет замены перед отправкой личного состава двух эскадрилий полка на эскадрильи из 20-го и 35-го ИАП. Сосредоточение полка в Суоярви продолжалось почти месяц, с 18 января до 16 февраля. Самолеты по железной дороге прибывали в Петрозаводск, собирались на аэродроме Пески и перегонялись в Суоярви. На 18 февраля в составе полка 18 И-153 и 46 И-15бис. До прибытия штаба полка некоторые его эскадрильи временно подчинялись группе Ткаченко.

15 февраля на базе южной группы 8-й армии была сформирована новая 15-я армия под командованием командарма 2 ранга В.Н. Курдюмова. Одной из основных задач армии было деблокирование окруженных частей 56-го стрелкового корпуса. В состав ВВС 15-й армии была передана фактически вся авиагруппа южного направления. Таким образом, ВВС 8-й армии одномоментно лишились 215 боевых самолетов. До окончательного формирования штаба ВВС 15-й армии управление её частями армии возлагалось на штаб ВВС 8-й армии. Так же ВВС 8-й армии продолжали оказывать помощь окруженным гарнизонам 18-й стрелковой дивизии и 34-й легкой танковой бригады вплоть до конца февраля, пока части дивизии и бригады продолжали борьбу в окружении.


Личный состав 4-й ДРАЭ после окончания войны

В конце февраля в состав ВВС 8-й армии прибыл 11-й легкий бомбардировочный авиаполк с 61 Р-Зет и 4-я дальнеразведывательная эскадрилья. Правда последнюю использовали не по назначению, а просто в качестве дополнительной бомбардировочной эскадрильи в 72-м САП. Кроме того, для обеспечения авиационной поддержки начавшейся 1 марта Лоймоланской наступательной операции 8-й армии, на основании директивы начальнике Генштаба в состав 8-й армии был возвращен 39-й СБАП с оставлением его в Лодейном поле, хотя фактически полк продолжал действовать в интересах как 8-й, так и 15-й армии.

К концу войны в составе ВВС 8-й армии около 150 СБ, 60 Р-Зет, 12 ССС, 1 Р-5, 10 У-2, 68 И-15бис, 50 И-153 и пара И-16. За время боевых действий самолеты ВВС 8-й армии выполнили около 18260 вылетов с налетом 18348 часов 15 минут (из них 1320 часов 31 минута – тыловой), включая сброс продовольствия окруженным. По данным штаба ВВС армии потери матчасти за время боев составили 94 самолета, в том числе 54 – боевые потери. Летчиками ВВС армии по советским данным было уничтожено шесть бомбардировщиков, шесть разведчиков, пять истребителей и один самолет неизвестного типа. Как минимум половина из заявленных – реально сбитые или серьезно поврежденные финские самолеты.

ВВС 15-й армии

Командующим ВВС 15-й армии был назначен участник боев в Испании и на Халхин-Голе Герой Советского Союза комдив А.И. Гусев, ранее занимавший пост заместителя командующего ВВС 8-й армии и прекрасно знавший местные реалии.


Александр Иванович Гусев (1910–1978)

Оформление ВВС армии было завершено выходом соответствующего приказа их штаба №01 от 19 февраля. Как уже было сказано, в армию в полном составе перекочевала авиагруппа южного направления 8-й армии. Основным аэродромом было Лодейное Поле, где базировались управление 13-й авиабригады, 3-й ТБАП, 39-й СБАП и 1-я ИАЭ ПВО. Еще один полк бригады, 18-й СБАП, сидел в Нурмолицах. 49-й ИАП основными силами по-прежнему базировался на льду Каркунлампи, а 15-й КАО на льду Тулмозера сравнительно недалеко от штаба 56-го корпуса.

Помимо бывших частей ВВС 8-й армии, в подчинение Гусева 15 февраля из Орловского военного округа прибыл 45-й СБАП с 61 СБ, также вошедшего в состав 13-й авиабригады с базированием в Лодейном поле. В общей сложности в составе ВВС армии на 19 февраля имелось 175 СБ, 15 ТБ-3, 7 Р-5, 40 И-153, 21 И-16 и 12 И-15бис. В дальнейшем 21 февраля из Конотопа Харьковского военного округа в Нурмолицы перелетел 2-й ЛБАП с 56-ю Р-Зет. Его и 18-й СБАП 7 марта объединили под управлением штаба переброшенной из 9-й армии 19-й авиабригады. Кроме того, состав ВВС 15-й армии в конце февраля был усилен за счет сформированного в Московском военном округе на базе экипажей 11-го и 24-го ИАП 153-го истребительного полка, имевшего на вооружении шестьдесят И-153, таким образом количество самолетов в ВВС армии даже с учетом потерь перевалило за три сотни.

Менее чем за месяц боевой работы ВВС армии успели выполнить 4963 боевых вылета, в том числе 2350 бомбардировщики, главным образом на обеспечение боевых действий частей армии по занятию островов на Ладожском озере, а также снабжая окруженных частей (с 19 февраля сброшено 214 тонн продуктов). За это время произошло сто происшествий, связанных с потерей и повреждением матчасти, в том числе одиннадцать катастроф и девятнадцать аварий. Из общего числа 34% происшествий произошло в результате действий противника, а 57% – по вине личного состава и только 9% из-за неисправностей матчасти. Единственной победой стал сбитый 26 февраля истребителями 49-го ИАП финский «Бленхейм».

ВВС 9-й армии

На момент объявления приказа о создании ВВС 9-й армии в её полосе оставалось около полудюжины исправных И-15бис и пара Р-5. ВВС ЛВО готовы были в полной мере выполнить директиву Ставки от 10 декабря, немедленно отправив предназначенные для новообразованных ВВС 9-й армии истребительные и бомбардировочные эскадрильи. Но главным препятствием на их пути стал… новоиспеченный командующий ВВС 9-й армии П.В. Рычагов! На неоднократные запросы из штаба ВВС ЛВО и ВВС РККА о готовности армии принять полагающиеся ей авиаподразделения, от него неизменно поступал отрицательный ответ. Рычагову просто негде было их размещать, кроме посадочной площадки в районе деревни Чикша под Ухтой и небольшого аэродрома Подужемье западнее Кеми у него фактически ничего не было. Принимать бомбардировщики не та, ни другая площадки не могли, базирование же истребителей в Подужемье было просто бессмысленно. До фронта оттуда было более 300 километров. Да и от Чикши до ближайшей точки фронта было уже более сотни километров.

Первым и самым естественным решением было расширение аэродрома Чикша под базирование ударной авиации, в том числе за счет находящегося рядом озера. Озерный аэродром был создан и на озере Среднее Куйто возле Ухты, где стояли штабы 9-й армии и ВВС 9-й армии.

Параллельно велся поиск мест для оборудования сухопутных и озерных аэродромов на других участках фронта 9-й армии. Поисковые группы на лыжах обходили заранее выбранные по карте участки, определяя их пригодность. В итоге было найдено девять подходящих площадок, из которых командованием ВВС армии было отобрано четыре: Ругозеро, Кис-Кис, Кестеньга и Алакурти. Для устройства аэродрома требовалось выкорчевать лес, убрать снег, разровнять и переместить грунт, устроить подъездные пути. Для этого в распоряжении ВВС 9-й армии было два аэродромно-строительных батальона и две отдельные аэродромно-строительные роты, у которых… напрочь отсутствовали стройматериалы, взрывчатка, дефицит всего и вся, даже таких мелочей как гвозди и троса. Занаряженный в Москве транспорт для аэродромного отдела ВВС 9-й армии так и не прибыл, поэтому аэродромное строительство до конца боевых действий не было завершено.

Лучше дело шло с озерными аэродромами. Поисковые партии из десяти бойцов и двух инженеров аэродромного строительства шли буквально по пятам за наступающими войсками и 15 декабря сообщили, что наиболее подходящими были площадки в районе Суомуссалми и Юнтусранты на финской территории. Вариант с Суомуссалми, где части 163-й дивизии отбивали финское контрнаступление, показался Рычагову слишком уж радикальным, а вот Юнтусранта была тем, что надо. Рабочая площадка аэродрома, расположенного на озере Тормуанярви в 6,5 км к северу от деревни Юнтусранта, размером 1000 на 1200 метров более чем удовлетворяла потребностям истребителей, а толщина льда 18-20 сантиметров позволяла использовать с площадки не только истребители, но и более тяжелые Р-5. Поскольку никаких материалов по расчетам толщины льда у ВВС армии не было, определять все пришлось опытным путем. Мимо аэродрома шла грунтовая дорога, от Суомуссалми аэродром отделяли не более полусотни километров, а от ближайшей точки линии фронта почти вдвое меньшее расстояние. Обустройство ледового аэродрома заключалось в расчистке мест стоянок для самолетов и подъездных путей к ним для спецтехники с помощью грейдера, а так же в проводке проволочной связи. Для личного состава устанавливались либо утепленные палатки, либо разборные домики.


Расположение основных аэродромов ВВС 9-й армии в ходе войны

Поскольку лед на озерах достиг минимально необходимой для размещения авиации толщины, в 9-ю армию со второй декады декабря в массовом порядке пошли пополнения. «Первой ласточкой» стал 33-й авиаотряд связи с девятью У-2. Эти машины были остро необходимы для управления разбросанными на огромном расстоянии частями и соединениями армии. На север по железной дороге из состава ВВС ЛВО прибыли две эскадрильи 38-го ИАП майора Сюсюкалова, эскадрилья 19-го ИАП на И-15бис, две эскадрильи И-16 20-го ИАП из Смоленска и 9-й авиаотряд связи, а из Свердловска – 18-й КАО. Их самолеты разгружали на станции Кемь, далее на грузовиках везли на расположенный в 18 километрах к западу аэродром Подужемье, где собирали и облетывали. С 16 декабря по 1 января во исполнение директивы Ставки ВВС армии получили и собрали более 140 самолетов, доведя их численность до 155! Исключение составили только истребители 38-го ИАП, которые собирали и облетывали на аэродроме Африканда в районе Кандалакши. Своим ходом в Ухту и Чикшу перелетела единственная боеготовая эскадрилья 9-го СБАП, начали прибывать бомбардировщики 41-го СБАП, правда из-за проблем при перелете полностью полк сосредоточился только 25 января. Из Архангельска в Ухту перелетел также 80-й смешанный авиаполк без одной эскадрильи.

Как и 8-я армии, соединения 9-й армии наступали на трех изолированы направлениях с той разницей, что если у 8-й армии разрывы между колоннами измерялись в десятках километров, то у 9-й в сотнях. Эта особенность построения армии заставляла для каждой из группировок создавать свою авиагруппу непосредственной поддержки, воспроизводя в миниатюре схему управления авиацией действующей армии, существовавшую до упразднения ВВС фронта. В конце концов, свои собственные авиагруппы получил каждый стрелковый корпус армии и действующая на южном фланге оперативная группа. 

Авиагруппа северного направления/авиагруппа ОСК.

15 декабря на станцию Африканда прибыл первый эшелон с летчиками и тремя десятками И-15бис 1-й и 3-й эскадрилий 38-го ИАП, предназначенных для поддержки 122-й дивизии. Недалеко от станции располагался довольно крупный одноименный аэродром (300х1000 метров), формально принадлежавший 14-й армии, но абсолютно ненужный ей из-за удаленности от собственно района боевых действий. Впрочем, 9-й армии он был нужен ненамного больше, поскольку даже от границы его отделяло более сотни километров, а от ушедших вперед частей 122-й дивизии – около двухсот, что делало его совершенно бесполезным для истребителей. Истребители были собраны и облетаны к 26 декабря, а чуть ранее сюда же прибыло управление 9-го ЛШАП во главе со своим командиром полковником В.М. Филиным, которому надлежало возглавить авиагруппу северного направления, в последствии часто называемую авиагруппой Филина. 


Василий Михайлович Филин (1901-1966), командир 9-го ЛШАП с момента формирования в марте 1938 года

Помимо двух эскадрилий И-15бис, в состав группы должна была войти 1-я дальнебомбардировочная эскадрилья 14-й армии, но последняя прибыла почему-то в составе всего одного звена, которое совершило несколько боевых вылетов и в начале января отбыло обратно. Но именно это звено ДБ-3 21 декабря совершило первый боевой вылет группы. Чтобы пустить в дело истребители, их пришлось перебросить на ледовый аэродром в районе Мяркяярви (современная Салла). Позже, в связи с отходом 122-й дивизии, авиагруппа была переброшена восточнее, на ледовый аэродром Кайрала на озере Куолаярви. В начале января авиагруппа Филина была оперативно подчинена командиру переброшенного на северное направление управления Особого стрелкового корпуса и действовала по его распоряжениям. Таким образом, авиагруппа северного направления была переименована в авиагруппу ОСК, но по привычке во многих документах продолжала именоваться АГ Филина.

В начале января в распоряжение Рычагова прибыло управление 145-го истребительного авиаполка. По замыслу командующего ВВС армии управление следовало использовать для объединения эскадрилий 38-го ИАП, а также двух эскадрилий И-16 из 20-го ИАП. Но одна из эскадрилий И-16 была передана другому полку, поэтому 145-й ИАП, формирование которого закончилось 17 января, состоял всего из трех эскадрилий. К этому моменту в составе авиагруппы Филина, помимо собственно 145-го ИАП, входили пять Р-5 33-й войсковой разведэскадрильи, последней изъятой из 14-го РАП. В отсутствие в составе группы ДБ-3, де-факто надстройка в лице управления 9-го ЛШАП здесь стала излишней, командование 145-го ИАП вполне само могло справиться с руководством тремя своими эскадрильями и 33-й ВРАЭ. Тем более, что в начале февраля большая часть И-16 авиагруппы Филина была переброшена в тыл для обеспечения ПВО ледовых аэродромов в районе Кандалакши. Формально они продолжали числиться в составе группы, но реально в боевых действиях участвовать не могли. К началу марта в группе числилось 24 И-15бис, 11 И-16 (из них восемь в Кандалакше) и шесть Р-5. Однако лишь 6 марта, в связи с запланированным большим наступлением на северном фланге 9-й армии и готовящимся переводом на этом направление основных сил ВВС армии, авиагруппа Филина была упразднена. За время своего существования АГ Филина успела выполнить 927 боевых вылетов (629 И-15бис, 161 И-16, 130 Р-5 и 7 ДБ-3). Именно летчика Филина пришлось схлестнуться в небе со шведскими добровольцами и з этой схватки они вышли победителями, сбив два шведских самолета, а чуть ранее один еще один финский. 

Авиагруппа центрального направления/авиагруппа 47-го СК.

Действующая с начала войны с аэродрома Чикша эскадрилья 72-го САП стала основой для формирования в середине декабря авиагруппы центрального направления. Уже 18 декабря эскадрилья была переброшена на ледовый аэродром в районе деревни Юнтусранта. 24 декабря к ней присоединилась 4-я эскадрилья 19-го ИАП, а чуть позже – звено Р-5 из состава 18-го КАО. Таким образом, формирование авиагруппы центрального направления фактически завершилось. Эскадрилья 72-го САП стала 1-й, эскадрилья 19-го ИАП – 2-й. Командиром авиагруппы был назначен инспектор по технике пилотирования ВВС ЛВО майор С.Я. Симоненко. Всего в Юнтусранте оказалось 15 истребителей И-15бис, поскольку эскадрилья 72-го САП продолжала регулярно терять самолеты в разного рода авиационных происшествиях. Так на 22 декабря эскадрилья формально имела в своем составе 14 истребителей, однако шесть из них находилось на местах вынужденных посадок, а четыре (в том числе два неисправных) были оставлены для ПВО Ухты. Эскадрилья 19-го ИАП тоже взяла «высокий старт» по аварийности, успев за предшествующую перебазированию в Юнтусранту неделю потерять четыре машины, в том числе одну безвозвратно.

В Юнтусранте группа Симоненко пробыла недолго. Уже 28 декабря, в связи с отходом 163-й дивизии, ей пришлось перебраться на лед озера у деревни Войница. Отсюда авиагруппа действовала почти до самого конца войны. В первые дни января её передали в оперативное подчинение командованию 47-го стрелкового корпуса, соответственно сменив название. Впрочем, как и авиагруппу ОСК, в документах авиагруппа 47 СК часто именовалась по фамилии командира  - авиагруппа Симоненко. К этому моменту авиагруппа имела в своем составе 14 И-15бис и 7 Р-5.


Семен Яковлевич Симоненко (1904–1976). В годы великой Отечественной командовал несколькими авиадивизиями, а также с 1943 года знаменитой Качинской Краснознамённой военной авиационной школой.

В начале января из Москвы прибыло управление свежесформированного 152-го ИАП, в состав которого 9 января передали все подразделений авиагруппы 47-го СК, включая Р-5. При этом назначенный в Москве командир полка майор Кондрат был переведен на должность инспектора по технике пилотирования ВВС 9-й армии, а командиром полка назначался майор Симоненко. Таким образом, было найдено более оптимальное решение, чем для авиагруппы ОСК, где штаб 145-го полка фактически дублировал функции штаба АГ. Хотя формально в состав полка были включены обе истребительные эскадрильи, фактически часть самолетов, выделенная для ПВО Ухты, подчинялась напрямую начальнику авиагарнизона Ухты, а не майору Симоненко.

Во второй декаде января полк был доукомплектован новыми истребительными эскадрильями на истребителях И-153. Ими стали бывшая 4-я аэ 68-го ИАП, 4-я аэ 38-го ИАП Леденева, а также переданная в конце месяца 5-я аэ 80-го САП. В состав полка так же было включено 90-е авиазвено связи с тремя У-2. Таким образом, к началу февраля 152-й ИАП был развернут в полнокровный полк, даже с некоторым перебором в лице звена разведчиков-корректировщиков. Однако в начале февраля в связи с тяжелым положением, сложившимся на южном фланге 9-й армии, 2-я и 3-я эскадрильи полка были переброшены в район Ребол и подчинены командиру 80-го САП. Оставшаяся часть полка сидела в Войнице до 9 марта, пока не была переброшена на аэродром Кайрала на северный фланг армии. На этом авиагруппа 47-го СК фактически прекратила свое существование, в Войнице остались только несколько Р-5. За время своего существования авиагруппа Симоненко выполнила 1435 боевых вылетов с общим налетом 1765 часов 57 минут.

Авиагруппа 54-й дивизии/Ребольской оперативной группы.

На южном фланге 9-й армии своя авиагруппа появилась позже всех. Только 10 января в 15.00 был подписан частный боевой приказ №021 штаба ВВС 9-й армии, согласно которому "для боевых действий на Ребольском направлении, прикрытия и поддержки частей 54 СД, передислоцировать 80-й смешанный авиаполк, с базированием на аэроузел Реболы". Полк прибыл в состав армии в конце декабря – начале января в составе одной эскадрильи ДБ-3, двух эскадрилий СБ и двух истребительных эскадрилий (И-15бис и И-153). Дальнебомбардировочную эскадрилью командующий ВВС армии оставил в своем распоряжении, эскадрилья «Чаек» была влита в состав 152-го ИАП, а вместо неё полк получил эскадрилью И-16 20-го ИАП.

Первый эшелон полка, 4-я эскадрилья на И-15бис, должен был перебазироваться в первый лётный день после 10 января, второй эшелон, 5-я эскадрилья на И-16 - на второй день, третий эшелон, 2-я и 3-я эскадрильи СБ - по особому распоряжению Рычагова. Согласно тому же приказу, полк с момента перебазирования переходил в оперативное подчинение штабу 54-й дивизии, однако командир дивизии комбриг Гусевский для поддержки и прикрытия своих частей мог свободно распоряжаться только истребителями полка, использовать бомбардировщики можно было только по указаниям и разрешению Рычагова. В таком составе 80-й САП с 15 января начал перебазирование на ледовый аэродром в районе Ребол и вошел в оперативное подчинение командира 54-й дивизии. Сюда же направили два Р-5 из состава 33-й ВРАЭ.

Однако к концу января ситуация на фронте дивизии резко ухудшилась. Переброшенные из-под Суомуссалми финские части смогли окружить основные силы дивизии, раздробив их на несколько изолированных очагов сопротивления. В начале февраля для деблокирования 54-й дивизии была сформирована Ребольская оперативная группа, взявшая на себя управление всеми войсками на данном направлении, в том числе 80-м САП.

Военный Совет 9-й армии 27 января поставил перед ВВС армии задачу снабжать отрезанные части дивизии с воздуха, используя боевую авиацию. Несмотря на привлечение к этой работе части сил, непосредственно подчиненных ВВС армии, основная нагрузка легла на плечи 80-го САП. Для усиления авиагруппы направления 2 февраля были выделены одна эскадрилья СБ из состава 41-го СБАП и эскадрилья И-15бис 152-го ИАП. К середине месяца авиагруппа получила в свое распоряжение еще одну эскадрилью 41-го СБАП и эскадрилью И-153 152-го ИАП. В таком составе она продолжала действовать до конца войны. К 1 марта в подчинении Ребольской оперативной группы действовали три десятка СБ, дюжина И-16, двадцать пять И-15бис, девять И-153 и пара Р-5. Кроме того, в интересах 54-й дивизии с аэродромов в районе Ухты работали две эскадрильи 16-го СБАП. Всего за время своей боевой деятельности 80-й САП и приданные ему подразделения выполнил 4935 боевых вылетов, из которых 4769 в ходе взаимодействия с 54-й дивизией (правда сюда включены и вылеты на ПВО аэродрома базирования полка). Так только эскадрильи 41-го СБАП для сброса продовольствия и боеприпасов 54-й дивизии выполнили 999 самолетовылетов.

Авиация непосредственного армейского подчинения.

Раздав к началу января в оперативное подчинение командирам стрелковых корпусов более 60 боевых самолетов, командование 9-й армии продолжало держать в своем непосредственном подчинении весьма увесистый авиационный кулак. По состоянию на 1 января в распоряжении штаба ВВС армии находилось 93 боевые машины, в том числе три десятка И-16, семнадцать И-15бис и 46 СБ. Большинство этих машин в январе также пополнили авиационные группы, находящиеся в распоряжении командиров корпусов, однако авиатехника и личный состав в состав ВВС армии продолжали поступать. 9 января в Чикшу перелетели пять ТБ-3 2-й эскадрильи 3-го ТБАП, 12 января в Кандалакше приземлились дюжина ДБ-3 1-й эскадрильи 80-го САП. К исходу 25 января, наконец, закончил сосредоточение 41-й СБАП, одновременно 23-25 января в Ухту из Калининского Военного округа прибыл 16-й СБАП в составе 52 СБ. 17 января в состав ВВС 9-й армии влилась 33-й войсковая разведэскадрилья в составе девяти Р-5, которую быстро распределили между авиагруппами ОСК и 54-й дивизии. Специально для организации ПВО станций снабжения 9-й армии 19 января из МВО прибыла 4-я аэ 27-го ИАП. Самолеты эскадрильи распределили по двух посадочным площадкам: Рабочеостровск (12 километров северо-восточнее Кеми) и Лоухи. ПВО Кандалакши, как уже говорилось, возложили на истребители группы Филина.

Для облегчения руководства авиачастями ВВС армии 27–28 января в 9-ю армию прибыли управления 10-й (КОВО) и 19-й (ХВО) авиабригад. Управление 10-й авиабригады объединило 41-й и 16-й авиаполки, а также эскадрилью ТБ-3, а вот для 19-й бригады в структуре ВВС армии места не нашлось. Впрочем, это не удивительно. Бригады прибывали с минимальным набором средств связи и, по сути являлись, лишней надстройкой между штабом ВВС армии и штабами авиаполков. Рычагову зачастую было быстрее и проще отдать приказ непосредственно командиру полка, чем ретранслировать его через штаб авиабригады. В результате штаб 19-й бригады получил в свое распоряжение… эскадрилью 27-го ИАП и фактически весь февраль проторчал без дела, пока в начале марта бригаду не перебросили в 8-ю армию.


Командир 10-й авиационной бригады Герой Советского Союза Владимир Илларионович Шевченко (1908-1972), участник боевых действий в Испании и на Халхин-Голе.

Несмотря на то, что в течение января штаб ВВС 9-й армии продолжал активно раздавать прибывающие эскадрильи авиагруппам корпусов и 54-й дивизии, по состоянию на 1 февраля непосредственно в его распоряжении находилось уже 130 боевых самолетов из 280, имевшихся в составе ВВС, в том числе десять ДБ-3 80-го САП и 93 СБ 10-й авиабригады. Большая часть авиации непосредственного армейского подчинения базировалась на аэродромном узле Ухта, состоящем из грунтового и ледового аэродромов Чикша, а также ледового аэродрома на озере Среднее Куйто в непосредственной близости от Ухты. Необходимость держать основную массу бомбардировщиков в едином кулаке была обусловлена  тем, что помимо непосредственной поддержки войск, ВВС 9-й армии приходилось действовать и по целям в глубоком тылу противника – стратегически важным железнодорожным узлам и станциям, портам, узлам дорог, складами и т.д. и т.п. Достаточно активно армейская авиация привлекались и для помощи авиагруппе Ребольской оперативной группы. В частности 16-й СБАП регулярно выполнял вылеты для поддержки и снабжения 54-й дивизии (только на сброс продуктов 91 самолетовылет). Грузы окруженным пытались доставлять и ТБ-3 3-го ТБАП, но после потери одной машины в начале февраля от этого отказались.

Опираясь на удачный опыт ВВС 7-й армии и Северо-западного фронта, в составе ВВС 9-й армии была также сформирована авиагруппа слепых полетов под командованием опытнейшего летчика и штурмана, участника рекордных перелетов и экспедиции на Северный Полюс, доктора географических наук Героя Советского Союза комбрига И.Т. Спирина. Костяком группы стала прибывшая из Военно-Воздушной Академии эскадрилья СБ под командованием полковника Кутасина в составе пяти самолетов. Эскадрилью разместили на ледовом аэродроме под Кандалакшей и объединили с базировавшейся там же эскадрильей ДБ-3. 1 марта в состав авиагруппы влилась эскадрилья ТБ-3 1-го ТБАП из Ростова-на-Дону. Экипажи группы помимо выполнения заданий в сложных метеоусловиях и ночное время могли лидировать группы обычных бомбардировщиков. Однако П.В. Рычагов весьма скептически отзывался о её возможностях, поскольку за исключением эскадрильи ВВА, были обычными строевыми летчиками, по своим навыкам ничем особо не выделявшимися среди других экипажей ВВС армии. Тем не менее, группа успешно просуществовала до конца войны. 


Иван Тимофеевич Спирин (1898-1960). Помимо прочих заслуг, в 1935 он занимал должность флагманского штурмана ВВС РККА, а в 1938-39 годах - начальник факультета авиаштурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.

Одним из последних приобретений 9-й армии стала 34-я дальнеразведывательная эскадрилья, прибывшая в Ухту из КОВО 29 февраля. Командующий 9-й армией комкор В.И. Чуйков уже давно жаловался на отсутствие в армии нормальной разведывательной авиации, в результате чего штаб армии еще в декабре дал указание Рычагову сформировать специальный разведывательный авиаотряд в составе четырех СБ для выполнения разведывательных полетов непосредственно по заданиям штаба армии. Теперь же под конец войны армия, наконец, получила специализированную эскадрилью дальних разведчиков, но из-за невысокого уровня подготовки экипажей использовала её только как бомбардировочную. 

По состоянию на 1 марта в составе ВВС 9-й армии числилось 316 боевых машин, в том числе 9 ТБ-3, 12 ДБ-3, 135 СБ, 13 Р-5, 61 И-153, 63 И-15бис и 23 И-16. Из этого количества в непосредственном подчинении штаба ВВС 9-й армии было 149 самолетов. В связи с предстоящим большим наступлением на северном фланге армии штаб армии собиралось часть сил перебросить на аэродромы Кайрала и Кандалакша, но окончание войны сделало эти планы неактуальными. За время боевых действий ВВС 9-й армии выполнили в общей сложности 10971 боевой вылет, из которых чуть менее четверти на снабжение окруженных частей. По данным штаба 9-й армии потери в ходе этих вылетов составили 75 боевых машин, в том числе 26 СБ, 23 И-15бис, 7 И-16, 12 И-153, 4 ТБ-3 и 3 Р-5. Летчики ВВС армии претендовали на три сбитых самолета противника, что на 100% соответствует нанесенному ему урону. 

Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
16.03.2023 11:36:45
Спасибо, интересно. Основные потери были от аварий или зенитного огня?
Олег Киселев > Михаил Скородумов
16.03.2023 11:54:43
Основные потери были все же от противника. Сами финны полагают, что боевые потери 2/3 от зенитного огня и 1/3 от истребителей. По СЗФ по моим прикидкам соотношение примерно такое, по периферийным армиям расклад другой, конечно же.  
Михаил Скородумов > Олег Киселев
16.03.2023 12:06:36
Понятно. Там много Р-5 было,их наверное и стрелковым оружием доставили  
Петр Заика
17.03.2023 22:51:17
Опираясь на удачный опыт ВВС 7-й армии и Северо-западного фронта, в составе ВВС 9-й армии была также сформирована авиагруппа слепых полетов под командованием опытнейшего летчика и штурмана, участника рекордных перелетов и экспедиции на Северный Полюс, доктора географических наук Героя Советского Союза комбрига И.Т. Спирина.

Спирин с летчиками группы

Калинин Калинин
22.03.2023 19:03:32
Пески построены в 1934-35 годах для ГВФ, а не во время войны. Существует и поныне.
Олег Киселев > Калинин Калинин
02.12.2023 21:37:15
Довоенный аэродром для базирования боевой авиации не годился и его существенно перестроили
 
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.