Новые самолеты, прежние результаты...

08 августа 2024

Игорь Борисенко

1

1435

Новые самолеты, прежние результаты...

В предыдущей статье было рассмотрено, как немецкие торпедоносцы вступили во Вторую мировую войну в составе морской авиации Люфтваффе (Seeluftstreitkrafte), какие при этом были встречены проблемы и какие боевые результаты достигнуты. Теперь пришла очередь следующего этапа, а именно начала 1940 г., когда торпедоносные подразделения наконец получили на вооружение другой носитель – гидросамолет Не-115 – а также слегка усовершенствованные авиаторпеды F5.

Для того, чтобы правильно рассмотреть процесс развития торпедной авиации немцев в 1940 г., придется вернуться несколько назад, в 1939 г.

Уже концу октября инженеры TVA (Tropedoversuchsabteilung – торпедно-испытательный отдел) смогли усовершенствовать авиаторпеду настолько, чтобы при сбросах на скорости 250 км/ч с высоты 40 м наблюдалось «всего» 12% отказов. Это сочли приемлемым и началось массовое изготовление специальных деревянных рулей торпед, а также переделка Не-115, чтобы на них эти новые торпеды можно было подвешивать. Процесс шел настолько успешно, что 22 ноября отряд 3./506 (он начинал войну как 3./406 и первым из обладателей старых Не-59 уехал на переучивание) заступил на дежурство с торпедами. 25 ноября в нем числилось 6 самолетов, готовых к подвешиванию торпед (из общего числа 9 машин). Но приказ на использование 115-х так и не пришел, а вскоре началась первая кампания по постановке авиамин. Так как генерал Кёлер, командующий морской авиацией на западе (Fuhrer der Seeluftstreitkrafte West – FdL West), был большим фанатом минной войны, он предпочел пока забыть о торпедах. 3./506 уже 28 ноября улетел в Гроссенброде на Балтике, пройти курсы минных постановок, и в начале декабря немного поучаствовал сбрасывании мин LMA у английского побережья, потеряв при этом две машины.


Не-115 с учебной торпедой

Фактически, на этом история торпед в 1939 г. заканчивается. Отряд 3./106 , которому фюрер после больших потерь запретил ставить мины, еще подежурил с торпедами несколько раз в первой половине декабря, но и тогда до вылетов не дошло.

К тому времени постепенно суровые зимние условия стали сковывать действия морской авиации все больше и больше. Никаких вопросов не возникало не только по использованию торпедоносцев, но и гидроавиации вообще. В связи с этим есть один любопытный нюанс, который хотелось бы затронуть. В литературе упоминается, что в середине тридцатых годов Хейнкель построил серию специального торпедоносного варианта своего знаменитого Не-111 – модификацию J. Якобы поэтому самолеты в конце 1939 г. были переданы для морской авиации. Однако, в документах нет ни единого намека на то, что Не-111J кто-то рассматривал в качестве торпедоносцев. Это был единственный тип самолета, который Герингу с самого начала было не жалко дать Редеру, постоянно просившего себе колесные машины для того, чтобы зимой, при неблагоприятной ледовой обстановке иметь возможность вести разведку в интересах флота. Потом, правда, были выданы еще «Дорнье», которые получила на вооружение 606-я группа, однако выполнять вылеты по заданиям флота она толком и не смогла: ее переформатировали в бомбардировочную, и отобрали у Кригсмарине.

Не-111J смогли немного поработать в составе Ku.Fl.Gr. 806 в качестве разведчиков и бомбардировщиков. Весной 1940 г. группу стали переучивать на «Юнкерсы», а «Хейнкели» вернули обратно в школы, откуда их забрали в 1939 г.

К началу 1940 г. имелось три отряда, в которых самолеты и летчики имели возможность использовать торпеды. 3./106 и 3./906 находились в подвисшем состоянии. В принципе было ясно, что никто не пошлет их бой, разве что в крайнем случае – на вооружении у них по-прежнему были древние Не.59. Почему их не перевооружали? Возможность такая была, Не-115 поступали от промышленности (резерв этого типа машин на конец января 1940 г. составлял уже 21 единицу). Однако Кёлер постоянно думал о возобновлении минных операций, а для них были нужны старые машины: Не-115 не был способен на тот момент поднимать мину LMB.

Работы над усовершенствованием 115-го шли и вскоре они успешно завершились, но в начале года это лишило два отряда возможности быстро перевооружиться. Потом им пришлось спешно сдавать Не-59, когда те вдруг отчаянно понадобились для транспортных операций в Норвегии в начале операции «Везерюбунг»…

Почему не появилось других отрядов торпедоносцев, прекрасно иллюстрирует история с 2./506. В конце октября он был сформирован заново, так как старый переименовали в 1./406, и получил на вооружение Не-115. С 1 по 26 ноября проводилось обучение и слетывание экипажей, причем отдельные машины смогли сделать несколько учебных сбросов торпед в Эккенфёрде, в результате чего выяснилось, что условия для отработки торпедометания здесь неподходящие. Кроме того, пригодных для погрузки торпед самолетов было всего 3 штуки – остальные некачественно переделали в мастерских, и торпеды на них подвесить не получалось. К 6 декабря отряд перебросили в Нест на Балтике, и к тому моменту для торпедных сбросов годилось уже 5 самолетов. После дополнительных курсов 15 декабря 2./506 перевели в Гроссенброде для непосредственного обучения сбросу торпед… и тут выяснилось, что текущая версия вспомогательного руля для торпеды F5 (KII) признана небезопасной, и все учения с авиаторпедами отменили. Отлетав пару дней для имитации торпедных атак, 2./506 так и улетел на Северное море, ничему не научившись и не приобретя статуса «торпедоносного».

Единственным полноценным во всей морской авиации в начале 1940 г. оставался отряд 3./506. В начале года он был выбран для оснащения самолетов так называемыми «ледяными поплавками» На поплавки наваривалось нечто вроде полозьев и гидросамолет мог скользить на них по льду, как сани. К сожалению для немцев, проблему льда в их базах это не решало. Дело в том, что замерзал морской лёд неравномерно и непостоянно. Главной угрозой для гидроавиации были плавучие льдины и хрупкий лед у берега. Это не давало ни работать в нормальном режиме, ни использовать ледяные поплавки. 3./506 вынужден был базироваться на материке, на прочно замерзшем озере Виттензее. Кроме вылетов на разведку на малый радиус (потому что с материкового озера ожидаемо лететь приходилось дальше, чем с баз гидроавиации на островах в море), отряд также выставлял ежедневно на дежурство пару машин в качестве спасателей, потому что настоящие спасательные самолеты были блокированы льдом вместе с остальными морскими самолетами. Естественно, никаких возможностей для полетов с торпедами при этом не оставалось.


Подвешивание торпеды под Не-115 из 3./506

Командование при всем при том не покидали мысли об использовании торпед: вера в их большой потенциал никуда не делась. Уже 29 февраля морская Группа Запад выделила специальный район для ночных операций: от 2 градусов восточной долготы на запад. Никаких дружественных кораблей и судов там быть не могло. Генерал Кёлер в этой связи разразился длинной записью в своем КТВ:

«Вылеты торпедоносцев следует начать как можно скорее.

Единственный на данный момент готовый отряд для торпедометания – 3./506, его переброска на Нордерней предусмотрена 1.3.40. Все еще нет воздушных рулей, их везут. После освобождения базы ото льда отряд будет готов к торпедному применению.

Я решил использовать все возможности для применения торпедоносцев, чтобы наконец получить четкую картину о пригодности этого ценного оружия. Применять его следует по таким направлениям:

1) вид вылетов. Вылеты с торпедами можно делать либо в виде вооруженной разведки, либо дожидаясь в готовности с торпедами. Первый случай – когда нет определенных сведений о враге. В ней сначала надо найти врага, а только потом атаковать, в то время как в другом случае враг уже найден и его атакуют находившиеся в готовности отряды.

2) формы вылетов. Во время вооруженной разведки обычно – это торпедный патруль в малом отряде (звено или пара), либо по одному. В этом случае дается определенная область для разведки, внутри которой в соответствии с обстановкой по своему разумению проводят разведку и атакуют. При возможности торпедный патруль можно проводить также в форме обычной разведки (полоса, веер и т.д.). Это случай, когда надо просмотреть определенный район на предмет наличия врага – в основном без пропусков, и нет времени выпускать на врага специальный отряд бомбардировщиков. Как проводится разведка – малыми отрядами или по одному, зависит от разных точек зрения, как: число и вид предполагаемых целей, опасность от вражеских истребителей, погода, слетанность в отряде в зависимости от типа самолета. Применение больших отрядов торпедоносцев для патрулей нецелесообразна из-за недостаточной подвижности и большого расхода сил.

Преимущества работы в малых отрядах перед одиночками: большее воздействие по цели, усиленная обороноспособность против вражеских атак с воздуха, повышенная безопасность полетов и радио надежность, т.к. могут друг друга поддержать.

Недостатки: меньшая маневренность и безопасность полета в плохих условиях видимости, большая затрата сил.

3) время вылетов: согласно выданной области – кроме вражеских боевых кораблей – торпедные атаки разрешаются только против идущих в затемнении торговых судов. Между английской областью, запретной для плавания и восточным побережьем, однако, всех, кроме итальянских, японских, американских и датских пароходов. Это значит вылеты в торговой войне только ночью, к чему также подходят сумерки до и после темноты. Предпосылки для торпедной атаки в сумерках и ночью – достаточные условия видимости. Для них нужны такие погодные условия вблизи берега, которые позволят избежать вражеских атак с воздуха (облака). Предпосылки для разведки и атак в темноте – ясная ночь. Ночную атаку можно провести только в малом отряде или по одному, так что массированная атака приходит на ум только днем или в начале сумерек.

4) подготовка к вылетам, включая материальную, техническую готовности и готовность л/с. Первые зависят в первую очередь от снабжения. Кроме достаточного снабжения торпедами и торпедными приборами надо заботиться об их техническом состоянии, как и самолетов. При этом важно, чтобы фронтовые торпеды по возможности меньше использовали для пристрелок и учебных стрельб, и сначала для торпедных вылетов было можно использовать торпеды с наименьшим числом выстреливаний. Готовность л/с, а также часть тех. готовности зависит от уровня подготовки. Нужно быть готовым проводить вооруженную разведку в кратчайшее время. Сначала нужно проходить торпедную подготовку в многоцелевых отрядах. Гораздо дольше будет обучение для массовой атаки, причем кроме торпедо-технической подготовки значительное время и учеба занимает учения по применению дымзавес с воздуха. Массовая атака при нынешней обстановке будет редким случаем, но с другой стороны успех зависит от показателей всего отряда, и надо использовать любую возможность, чтобы однажды достигнутую готовность в этой области поддерживать практическими занятиями. Такие учения в Северном море в войне провести нельзя, надо при случае перебрасывать их на Балтику».

В точном соответствии с намерениями начальства, 1 марта 3./506 был переброшен на базу в Нордернее. Там самолеты вернули в привычное состояние, сменив ледяные поплавки на обычные, подвезли торпеды, так что на 8 марта 1940 г. был запланирован первый вылет Не-115 в качестве торпедоносных. Однако, погода заставила сначала сдвинуть его на сутки, а потом вовсе отменить.

10 марта дело уже дошло до конкретных приказов. Снова обратимся к КТВ FdLuft West:

«Приказ на вылет торпедоносцев к английскому побережью между Тайнмутом и Флэмборо Хед. Летит 3./506 тремя самолетами. Старт так, чтобы указанного района достичь к заходу солнца (18.45). Проводить торпедное патрулирование, насколько позволит освещение, таким образом, чтобы подлетать к конвойному маршруту со стороны моря, и если целей не будет, на короткое время, с использованием облаков, для уменьшения опасности со стороны истребителей, уходить в море. Патруль таким образом будет идти в форме змейковой линии вдоль побережья. Избегать надолго появляться на виду с берега. Севернее и южнее торговой войной занимаются силы Х авиакорпуса численностью до отряда.

15.00 начаты приготовления к торпедному патрулю. Однако метеорологи предсказали ухудшение погоды к ночи в районе Нордернея, возвращение торпедоносцев не гарантировано. Другие гидроаэродромы замерзшие. Вылет отменен».

В результате первый боевой вылет Не-115 в торпедоносном варианте состоялся 12 марта 1940 г. К сожалению, никаких особых подробностей по нему в документах не нашлось. Известно, что летали машины с бортовыми обозначениями C, E и G. Первопроходцев торпедных вылетов на Не-115 стал командир отряда, гауптман Бергеманн. Остальные фамилии неизвестны. В принципе, хвастаться было нечем: хотя в первом же вылете все самолеты произвели атаки, никаких положительных результатов никто не видел. По результатам вылета был дан большой отчет:

«Отчет о бое отряда 3./506 для торпедной атаки силами 3 Не-115 по трем английским торговым судам в устье Тайна 12.3.40

Приказ: торпедный патруль в сумерках.

Район: английское восточное побережье между Флэмборо Хед и устьем Тайна.

Временные ограничения: добраться до побережья к 19.15.

Нагрузка: торпеды F5

Проведение:

а) общие положения:
Старт в 16.40-16.43 3 Не-115 (S4+CL, EL, GL) с Нордернея. Начальный полет через Юйст, строй разреженное звено. Чтобы уйти из виду берега, на 10 минут взяли курс на север, потом на Флэмборо Хед. В квадрате 6889 наблюдались многочисленные голландские рыбацкие суда.
В квадрате 5968 – многочисленные траулеры, на вид как СКР, их облетели. Так как подслушали радиосообщение наблюдателей, то вне вида с кораблей на 7 минут взяли курс на север и потом опять повернули к берегу, который увидели в 19.18 у Уитби. Близко к берегу замечен остов большого судна, оно виднелось над водой мачтами и трубой, обозначен специальным буем. Курсом северо-северо-восток немного пролетели от побережья, чтобы через 5-10 минут снова к нему приблизиться. Судов не видели. Опять отвернули и заново повернули к суше. Вновь увидели берег и в 19.35 заметили около него 3 парохода на южном курсе в квадрате 5464, ведомые самолеты отпущены для оговоренных одиночных полетов. Атака 3 самолетов – смотрите донесения об атаках и схемы командиров в приложении. Атаки проходили в период 19.40-19.45, успехов не наблюдалось. На обратном полете один самолет (EL) попавшийся на пути траулер обстрелял из пулеметов из кабины и кормовой установки с 100-200 м.
Обратный полет проводили по одиночке. Посадка самолетов в Нордернее в 21.40-23.05.

б) погода …

в) навигация:
для подлета к Флэмборо Хед летели по постоянной линии от радиомаяка Норддайх. На обратном полете все самолеты использовали постоянную линию Норддайх с Хёрнумом и частично голландские радиостанции в качестве траверзных маркеров.
Командирская машина покинула английское побережье последней в 19.55, после того, как визуально не смогла установить успехов. …

д) техническое:
1) отказов у самолетов не было, не считая мелкие неполадки, которые не мешали проведению вылета.
2) вооружение. У пулеметов отказов не наблюдалось. Механизмы сброса тоже отработали безотказно.
Торпеды. Из трех выстреленных торпед две точно видели идущими, из них одна торпеда (GL) промазала из-за неправильно оцененной скорости, а другая (CL) казалась попала, но прошла под целью при установке глубины хода в 3,5 м. Пошла ли торпеда самолета EL, точно увидеть не удалось. Установка глубины хода в 3,5 м на всех самолетах могла оказаться слишком большой, так как пароходы были меньше 1000 т, а дистанция выстрелов составляла 500-600 м, причем существовала возможность, что торпеды не успели занять установленную глубину хода.

е) радио…

ж) оборона…
Оценка и полученный опыт: темнота для торпедной атаки зашла уже слишком далеко, так что цель удалось увидеть слишком поздно. После того как опознали, что все 3 парохода стоят на якорях, была попытка подлетать к цели так, чтобы они створились. Это не удалось вследствие трудностей в полете. Несмотря на это, при использовании М-взрывателей имелись виды на успех. В будущем в таких случаях нужно пытаться поставить 2 м, хотя следует считаться с вероятностью выхода на поверхность.

На основании этого первого вылета в будущем предлагается проводить атаку днем в плохую погоду, т.к. фактического наступления сумерек заранее предсказать нельзя, все сильно зависит от облачности и общих условий видимости. Еще одно преимущество дня в том, что отсутствие горизонта не будет оказывать такое негативное действие, как в сумерках, потому что как минимум можно точно видеть водную поверхность. Плюс днем намного надежнее навигация, при отсутствии воздействия сумерек на пеленги, а также намного точные условия при подлете к своему побережью.

Подписано Бергеманн

Мнение командира Ku.Fl.Gr. 106

Атака была проведена тактически правильно. Глубокие сумерки значительно усложнили проведение. Согласен с оценкой вылета командиром, особенно в предложении проводить торпедные патрули и днем. Опасность увеличенной обороны истребителями оценивается не так уж сильно, так как при подходящей для атаки отряда погоде всегда есть возможность уклониться в облачность. …

Подписано Йордан».

Англичане атаки, похоже, даже не заметили. В ЖБД Адмиралтейства сообщается, что в районе Флэмборо Хед замечали 4-5 вражеских самолета, которые посчитали постановщиками мин. Возможно, что в условиях очень плохой видимости немцы вообще атаковали какие-то похожие на пароходы прибрежные скалы, или остов.

Будет не лишне отметить, что даже сами немцы в конце года, когда писали большой аналитический отчет по действиям торпедоносцев, результаты мартовских вылетов переврали со страшной силой. В большой сводной таблице есть только одна строка за 19 марта, тогда как в этот день на самом деле никто даже не летал! Зато атаки 12 и 17 марта остались за пределами внимания «аналитиков». Знали бы об этом командиры – быстро отправили бы такого исследователя на Восточный фронт.

Последовавший период плохой погоды не дал продолжить операции в другие дни. Очередная возможность выпала только 17 марта. В целом день стал калькой 12-го числа: снова вылет звена для «торпедного патрулирования», снова ни один из них не привез назад свою торпеду. И, как в первый раз, ни один пилот не смог похвастаться успехом. Краткое описание атаки было таким:

«3 Не-115 из 3./506 в 13.02-13.05 вылетели с Нордернея для торпедного патрулирования. Сели все до 18.31. В 15.30 между Флэмборо Хед и устьем Тайна встретили идущие близко друг к другу пароходы по 800-1200 т. Атака последовала одиночно по обоим судам. Дистанция выстрела 500-600 м. Две торпеды прошли на поверхности сразу за обоими ПХ. Установка глубины 2-3 м. 3-й самолет стрелял через 3 мин. Пузырьки шли примерно ниже 10, явно прошла под судном. Установка глубины 2 м. Все торпеды взорвались на берегу. В 3-й атаке пароходы повернули на контркурс и их обстреляли из пулеметов. Слабый ответный пулеметный огонь. На обратном пути южнее Доггер-банки обстреляны 3 вооруженных траулера».


Отчет о торпедном выстреле гауптманна Бергеманна 17.3.40

Бросается в глаза только одно отличие: атака 17 марта была проведена днем, как того и желал Бергеманн после первого вылета. Не помогло. Сохранились подробные отчеты по атакам от всех участвовавших пилотов (кроме командира, летали самолеты наблюдателей обер-лейтенантов цур Зее Ауфферманна и Зигманна; бортовые коды С, В и М) и даже схемы атак, но особо там рассматривать нечего.

В этот раз известна цель атаки, правда, только одна. Либо там был какое-то второе судно, которое следов в документах не оставило, либо немцы опять ошиблись с идентификацией. Как бы то ни было, об атаке, «отраженной огнем пулемета», докладывал британский каботажник «Charles M.» (403 брт). Судя по краткой записи в ЖБД Адмиралтейства, в него смогли попасть из пулеметов, но без серьезных повреждений и потерь в людях. Атака фиксировалась в 15.30 в 1,5 милях от бухты Робин Гуда (немного юго-восточнее Уитби, то есть практически посередине между Флэмборо Хед и Тайном). Английские моряки правильно определили, что по ним было сброшено несколько торпед.


Схемы торпедных атак самолетов S4+BL, S4+CL и S4+ML

Казалось бы, есть поступательное движение и прогресс. Первая атака в белый свет, как в копеечку, вторая уже по реальной цели… Еще чуть-чуть и будет первый результат! Но нет, все пошло другим путем. После того, как очередные два дня забрала плохая погода, вылет 20 марта пошел наперекосяк сразу после старта: машина с бортовым кодом G вернулась через час из-за неполадок топливной системы. Остальные две (М и L), вылетевшие в 17.22-17.28, вернулись ни с чем в 22.58-23.15. Казалось бы, почему опять поздний вылет, если вроде бы выяснилось, что днем условия лучше? Но Кёлер желал экспериментов и прояснения разных нюансов. Данный вылет служил цели проверки атак в лунную ночь при хорошей видимости, при этом летчики имели приказ стрелять только при условии четкого различения цели. Кроме того, район был выделен другой – не южнее Тайна, а севернее него, до залива Ферт-оф-Форт. Возможно, это сыграло роль. Однако основной проблемой стало то, что видимость была отвратительная и самолеты даже потеряли друг друга. У побережья наблюдали только хорошо освещенный итальянский пароход и еще несколько неопознанных мелких судов, но тоже с навигационными огнями.

21 марта торпедного патруля не было, потому что погода не отличалась от предыдущего дня, и Кёлер решил, что нет смысла повторять опыт в тех же условиях. Восемь самолетов 3./506 летали на разведку с бомбами, два из которых попали под пулеметный огонь английских траулеров и получили попадания, тяжело ранен был один наблюдатель. 22-24 марта каждый день одно звено дежурило наготове с торпедами, однако приказов взлетать не последовало – опять виновата была непогода.

Продолжить торпедные эксперименты смогли только 29 марта. В 14.10-14.12 в небо ушло 3 самолета, и вновь один вернулся практически сразу из-за неполадок. Теперь на его место оперативно выпустили резервную машину, однако она два других догнать не смогла и выполняла задачу самостоятельно. Задача была такая: добраться до побережья между Ферт-оф-Форт и Ньюкаслом в 17.00 и действовать в течение часа. Потом должны были прилететь бомбардировщики Х авиакорпуса, им не следовало мешать. «Хейнкели» встретили около английских берегов очень подходящую для атак погоду: высота облачности 100 м, видимость 1 миля. Не встретили только подходящих целей – одни лишь траулеры и сторожевики, которых атаковать не собирались. Так, ни с чем, Не-115 сели обратно в Нордернее в 20.20-20.41.

Еще менее удачным был вылет 30 марта. Те же самые самолеты, что и 29-го, вылетели необычайно рано, в 11.41 – и в 15.55 уже вернулись. Причины даются противоречивые: в КТВ 3./506 записано, что всему виной резкое падение видимости и сильная облачность, тогда как FdLuft West наоборот, говорит о слишком хорошей видимости (6-8 миль) и полном отсутствии прикрытия в виде облаков.

На этом попытки развить деятельность торпедоносцев у английского восточного побережья практически закончилась – вернее, они были отложены почти на полгода. Близилась норвежская кампания, которая надолго отвлекла морскую авиацию от игр в торпедоносцы, а, кроме того, в апреле фюрер снова дал разрешение ставить авиамины (это было запрещено с декабря 1939 г.). Для этой цели была сформирована в феврале и усиленно готовилась целая 9-я авиадивизия. 3./506 должен был перейти в ее тактическое подчинение, оборудовать самолеты пилонами PVC и убыть из FdLuft West. В течение апреля в умах командования царил, видимо, настоящий раздрай. 3./506 то давали команду подвешивать торпеды, то его отменяли, и отряд летел с бомбами или вообще без нагрузки для увеличения запаса топлива и большего радиуса разведки. В одном из таких вылетов был потерян самолет S4+EL (сбит «Харрикейнами»), но его экипаж спас самолет G. 11 апреля отряду приказали переходить в подчинение 9-й дивизии, однако на следующий день приказ был отменен. 17 апреля Бергеманн в 08.47 в паре с еще одной машиной в последний раз отправился в «торпедный патруль» в направлении Ярмута. Была также приготовлена вторая пара на тот случай, если первая встретит подходящие условия – но не сложилось. Бергеманн ничего не обнаружил в условиях плохой видимости и вернулся ни с чем в 11.38. Вылет второй пары отменили.

На этом и окончилась первая попытка немцев организовать воздушное наступление на английское судоходство при помощи торпед. Все 6 атак остались безрезультатными, поведение торпед и их роль в отсутствие попаданий до конца выяснены не были. Тем не менее, десяток проведенных вылетов дали кое-какую пищу для размышлений и стали базой для тактики, которая потом была с успехом применена в конце лета и осенью 1940 г., когда бремя норвежской операции наконец упало с плеч морской авиации. Главным итогом было отсутствие потерь - очень важный момент. В общем-то устаревшие, как и Не-59, Не-115 оказались способными долетать до вражеского берега, патрулировать там, проводить атаки и спокойно возвращаться домой.

Не-59

Размах 23,66 м, длина 17,35 м, высота 7,1 м, площадь крыльев 153,4 кв. м. Взлетный вес 8950 кг. Макс. скорость 240 км/ч, крейсерская скорость 205 км/ч, посадочная скорость 88 км/ч. Потолок 3500 м. Макс. дальность на 775 км. Экипаж 3-4 чел. Вооружение: 3 пулемета MG 15, 500 кг бомб, 1 торпеда или 1 мина.

Не-115В-2

.

Размах 22,28 м, длина 17,3 м, высота 6,6 м, площадь крыльев 86,7 кв. м. Взлетный вес 10605 кг. Двигатели: 2 BMW-132K по 810 л.с. Макс. скорость 305 км/ч, крейсерская скорость 275 км/ч, посадочная скорость 100 км/ч. Потолок 5200 м. Макс. дальность 2520 км. Экипаж 3 чел. Вооружение: 2 пулемета MG 15, 500 кг бомб, 1 торпеда или 1 мина.

Источники:

  1. NARA T-1022, roll 3323 - KTB und Anlagen Führer der Seeluftstreitkräfte West, 5.9.1939-24.4.1940
  2. NARA T-1022, roll 3332 – KTB der Küstenfliegerstaffel 3/506, 3.12.39-15.4.40
  3. NARA T-1022, roll 3350 – KTB Gen.d.Lw.b.Ob.d.M. - O.Qu, 09.39-02.40
  4. NARA T-1022, roll 3327 – KTB der Küstenfliegergruppe 106, 25.8.39-30.4.40
  5. Admiralty War Diaries, 03.1940
  6. Waffen-Arsenal, Band 183 – «Torpedo-Flugzeuge der Luftwaffe 1939-1945», М. Griehl, Podzun-Pallas-Verlag, 2000
Поделиться
Комментарии
Михаил Тимин
12.08.2024 13:07:39
Отличная статья! Ждём продолжения!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.