«…А затем мы сошлись в лоб…»

16 июня 2023

Михаил Тимин

2

1968

«…А затем мы сошлись в лоб…»

На сайте канала «ТактикМедиа» уже поднималась тема воздушных таранов. В этой статье будет рассказано про еще один.

12 августа 1941 года в воздушном бою командир 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий таранил финский истребитель, или столкнулся с ним – это уже кому какая версия больше нравится.

В то утро группа советских штурмовиков И-15бис (по разным данным, 5 или 7 машин), ведомая Краснолуцким, получала задачу атаковать финские войска в районе Паннила. Около 9:30–9:45 группа бипланов взлетела с аэродрома Феньково и, пролетев 100 километров, обнаружила противника между озерами Шотозеро и Ведлозеро.


Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий после вылета 12 августа 1941 года возле своего И-15бис. Видна обломленная в результате тарана законцовка правой нижней плоскости. Внизу реконструкция Александра Казакова. Самолет имеет интересную особенность – на нем установлен козырек от И-153.

Советские пилоты начали индивидуально атаковать наземные цели, но в этот момент к району штурмовки подошла четверка MS.406C-1 из состава 1/LeLv 28 (советские пилоты доложили, что были перехвачены шестеркой Ме-109). Пилоты «моранов» внезапно атаковали советские штурмовики, в результате в первой атаке вянрикки (прапорщик) Аарре Линнамаа (Aarre Linnamaa) удалось сбить И-15бис заместителя командира эскадрильи лейтенанта В. П. Горюна. К счастью, советскому пилоту удалось выпрыгнуть из сбитого самолета с парашютом, и через пять дней он вернулся в часть.


Аарре Линнамаа у самолета МS-308. В бою 12.08.1941 он участвовал на МS-611. Реконструкция Александра Казакова.

Далее, несмотря на то, что финские пилоты действовали тактически грамотно и вели бой парами, а также имели гораздо более современные, чем у оппонентов, самолеты с пушечным вооружением, им не удалось развить успех. В завязавшемся маневренном бою советские летчики не только смогли собраться в группу, но и организованно и без потерь выйти из боя. Как вспоминал позже финский летчик вяапели (старшина) Йорма Норола (Jorma Norola), советские летчики действовали очень агрессивно. Один из И-15бис несколько раз пытался атаковать самолет Норолы, и в конце концов финский и советский летчики сошлись в лобовой атаке:

 «Один русский истребитель несколько раз заходил моему «морану» сбоку, а затем мы сошлись в лоб. Послышался треск, мой самолет получил вмятину на консоли крыла, сбив бипланную стойку И-15, который стал падать и рухнул в лес».

Йорма Норола у своего самолета МS-301, с которым столкнулся И-15бис капитана Краснолуцкого. Реконструкция Александра Казакова.

В наградном М. П. Краснолуцкого (в кабине советского самолета, атаковавшего «моран» Норолы, находился именно он) эпизод описан несколько иначе:

 «При третьей атаке Ме-109 в лоб майор Краснолуцкий принял решение таранить лобовым ударом, но стервятник на дистанции 15 метров резко с боевым разворотом хотел уйти, в это время, т.е., при отвороте, майор Краснолуцкий своим самолетом ударил правой нижней плоскостью по хвостовому оперению, в результате правая часть оперения была отбита, и самолет упал в лес».
Финские механики разглядывают повреждения крыла «Морана» Йормы Норолы.


Судя по описанию боя, оба пилота после столкновения потеряли друг друга из вида, но при этом и финский, и советский летчики сообщили о том, что атакованный вражеский самолет упал в лес. Несмотря на то, что ни советский, ни финский самолеты не были потеряны, обоим участникам столкновения по итогам этого боя засчитали воздушные победы.

Владимир Петрович Горюн (слева, на фото в звании капитана). Заместитель командира 17-го Гв.ШАП В. П. Горюн погиб 6 апреля 1942 года, успев выполнить 132 боевых вылета. Георгий Арсеньевич Андреев (справа, на фото в звании капитана). В ноябре 1942 года возглавил 17-й Гв.ШАП, войну закончил подполковником, в должности летчика-инспектора штурмовой авиации 9-й ВА. Всего совершил 51 боевой вылет за время советско-финской войны и 200 вылетов – за время ВОВ

Энергичными действиями опытные пилоты 65-го ШАП (в первую очередь, ветераны советско-финской войны комэск капитан Краснолуцкий и заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Андреев) смогли переломить ход боя и собрать группу. В наградном листе Краснолуцкого описано, как советские пилоты подстраховывали друг друга в критических ситуациях: 

«При сборе эскадрильи для следования домой майор Краснолуцкий заметил, как два Ме-109 стали в хвост командиру звена мл. лейтенанту Королеву. Майор Краснолуцкий геройски с обломанным концом плоскости обрушился на стервятника и отогнал [его] из-под хвоста. Подоспевший на выручку зам. командира эскадрильи старший лейтенант Андреев стали [?] в замкнутый круг…»

И-15бис №110 из состава 65-го ШАП на старте, осень 1941 года. Реконструкция Александра Казакова.

Остальное было «делом техники» – пилоты четырех оставшихся «бисов» замкнули оборонительный круг, и, постепенно оттягиваясь на восток, вышли из боя. Всего в этом столкновении советские потери составили один И-15бис сбитым, причем «финским соколам», кроме двух 100% сбитых бипланов, еще три записали как предположительные победы.

Основная проблема, которая возникает при рассмотрении эпизодов, которые можно трактовать как тараны – это, собственно, вопрос о том, осознанно ли конкретный пилот пошел на таран, или столкновение было случайным. В случае лобового тарана этот вопрос еще более актуален, так как возможность случайного столкновения гораздо выше, чем при атаке в «хвост». Однако приведенный выше эпизод воздушной войны в Карелии можно уверенно отнести к запланированным таранам, даже если капитан Краснолуцкий и случайно ударил самолет Норолы.


Летчик 1/LeLv 28 юликерсанти (старший сержант) Антти Тани (Antti Tani) у своего МS-311, на этой машине в бою 12.08.1941 он заявил предположительно сбитый И-15бис. Справа механик самолета. Реконструкция Александра Казакова.

Мотивацию Митрофана Краснолуцкого понять просто – он был ведущим, и в самом начале задания допустил серьезную ошибку, позволив пилотам при отсутствии группы прикрытия вести атаки индивидуально, тем самым подставив своих летчиков и себя самого под возможность внезапной атаки противника, что и произошло. После того как финны сбили самолет Горюна, у Краснолуцкого не осталось выбора, он был должен или победить или погибнуть, но во что бы то ни стало спасти оставшихся подчиненных. Описания действий Краснолуцкого и в воспоминаниях Норолы, и в советских документах подтверждают эту версию – он буквально бросался то на одну финскую пару, то на другую, и в конечном итоге его напор и агрессивность сделали свое дело, эскадрилья собралась и вышла из боя без потерь.


Рисунок, изображающий таран капитана Краснолуцкого из «Истории 17-го Гвардейского штурмового авиаполка», хранящейся в фондах ЦАМО. Что характерно, вражеский «Ме-109», изображенный полковым художником, больше похож на реальный MS.406, участвовавший в эпизоде.

Собственно, не таран остановил противника – его даже не заметили. Финны явно оценили агрессивные действия советского пилота и не решились преследовать отходившие советские самолеты. Сам Краснолуцкий был готов таранить противника, и столкновение с самолетом Норолы это подтверждает, поэтому, привезя явные доказательства тарана на крыле своего самолета, летчик реабилитировал себя и вскоре вполне заслуженно был представлен к званию Героя Советского Союза.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT . На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции).  

Источники:

  1. ЦАМО, фонд 17-го Гв.ШАП
  2. K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» III. 1941
  3. Suomen Ilmavoimien Historia 4 Morane-Saulnier M.S.406 Caudron C.714
  4. Данные Алексея Дмитриенка
Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
16.06.2023 12:03:14
Интересный эпизод. В опытных руках И-15 достойно сражается  
Озолс Петерс
16.06.2023 12:22:58
какие же геройские летчики!
на такой рухляди как и-15, суметь агрессивно провести воздушный бой, да так, что его не смогли не зафиксировать в финских документах.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.