Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава шестая

22 января 2023

Олег Киселев

4

2081

Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава шестая

Глава шестая. Последний довод финского командования.

К началу весны 1940 года в результате достаточно больших потерь боевой состав 4-го авиаполка ВВС Финляндии вновь заметно сократился. Из двух десятков числившихся в строю к концу января бомбардировщиков на 1 марта осталось пять машин в LLv 44 и семь в LLv 46, из которых исправны были в общей сложности десять. Однако финские представители в Великобритании не сидели без дела и в феврале договорились о поставках еще дюжины «Бленхеймов», на этот раз снова «единичек». Общая стоимость партии обошлась финской казне в 240 тысяч фунтов, и, хотя машины брали прямо из 2-й бомбардировочной группы Королевских ВВС, договор финны формально заключили с «Бристоль эркрафт». Поскольку времени теперь у финской стороны не было совсем, никаких предварительных действий с самолетами проделано не было. Если партию «четверок» перегоняли прибывшие в Англию финны, а сами машины были уже перекрашены по финским стандартам (только опознавательный знак был закрашен белым), то эту партию перегоняли специально набранные английские добровольцы, а летели самолеты прямо в стандартном британском камуфляже. Естественно, приборы и всё остальное на самолетах также было английским. На них лишь закрашивали опознавательные знаки, поверх которых наносили гражданские регистрационные коды. Нужно отметить, что британцы справились с перегонкой лучше финнов, уже в 16.45 26 февраля все двенадцать «единичек» благополучно прибыли на ледовый аэродром Юва в 130 километрах юго-восточнее Луонетярви.


Blenheim Mk.I из второй партии переданных Великобританией бомбардировщиков на аэродроме Юва, 26 февраля 1940 года.

Полученными «Бленхеймами» решено было оснастить так и сидевшую в Луонетярви с середины января без боевых машин новую LLv 42. Эскадрилья вводила в строй прибывших из резерва летчиков и осваивала учебную программу на принадлежащих 4-му учебному авиаполку «Энсонах». Личный состав был набран в основном из числа резервистов, так костяк штурманов составили девять выпускников IX курсов офицеров резерва Военной авиашколы. Но в числе летчиков эскадрильи были и уже повоевавшие пилоты, например дважды чуть не погибший в начале января «счастливчик» лейтенант Песола, назначенный командиром 2-го звена. В середине февраля эскадрилья была переведена в Юву, где и получила «Бленхеймы» вечером 26 февраля.


.

Здесь уместно было бы задаться вопросом: зачем финское командование передало ценную матчасть эскадрилье без боевого опыта вместо того, чтобы пополнить ими две уже имеющиеся? Дело в том, что к моменту принятия решения о передачи второй партии «Бленхеймов» 42-й эскадрилье, ситуация с матчастью у действующих была вполне терпимой. Командование ВВС не могло знать, что с 25 по 29 февраля будут потеряны или серьезно повреждены сразу четыре машины. Кроме того, что финский представитель в Великобритании Грипенберг постоянно «бомбил» британский МИД просьбами о поставках в Финляндию не менее сотни бомбардировщиков. Например, 1 марта Грипенберг встречался с главой британской дипломатии лордом Галифаксом пять (!) раз. Наконец, 6 марта ему сообщили, что Великобритания в ближайшее время передаст Финляндии сразу 36 «Бленхеймов». От 12 до 20 самолетов англичане готовы были отгрузить немедленно, остальные по мере поступления. Таким образом, финское командование старалось побыстрее ввести в строй третью эскадрилью «Бленхеймов» в надежде, что британские поставки покроют потенциальные потери техники в ближайшем будущем.

Однако времени полноценно освоить бомбардировщик 42-я эскадрилья не получила. Ранним утром 4 марта части советского 28-го стрелкового корпуса рванулись через Выборгский залив, окружая Выборг с запада. Уже вечером подразделения 169-го стрелкового полка 86-й мотострелковой дивизии заняли плацдарм на северном берегу на мысе Хярянпяянниеми и в районе деревни Виланиеми. Части 70-й стрелковой дивизии в течение дня очистили от противника острова Тейкарсаари и Мелонсаари и к следующему утру так же вышли на северный берег Выборгского залива. Нельзя сказать, что финское командование такой маневр не предусматривало, с начала марта оно всеми возможными способами усиливало группировку своих войск, оборонявших Выборгский залив, но удар советских частей оказался для финнов всё же неожиданным.


Район наступления 28-го стрелкового корпуса на современной карте с наложением основных финских топонимов.

Поскольку коммуникации форсировавших залив частей и соединений проходили по льду, они являлись фактически идеальной мишенью для авиации: там просто негде было укрыться от неё. Для ударов по противнику на льду Выборгского залива финское командование решило широко задействовать свои ВВС, от бомбардировщиков до истребителей. Первую скрипку здесь должны были играть «Бленхеймы» 4-го авиаполка, причем в бой решено было бросить и едва освоившие новую технику экипажи LLv 42. Для боевой работы новая эскадрилья выделила примерно 2/3 полученной матчасти и экипажей, остальные отправились продолжать отрабатывать учебную программу в Луонетярви.

Понимало уязвимость своих частей на льду залива и советское командование, поэтому над колоннами пехоты и техники уже 4 марта зависли истребительные патрули, главным образом из состава 7-го истребительного авиаполка 59-й авиационной бригады ВВС 7-й армии. В последующие несколько дней здесь разыграется крупнейшее воздушное сражение «Зимней войны» между финскими ВВС и советскими истребителями.

Экипажам «Бленхеймов» предстояло столкнуться отнюдь не с новичками. 7-й ИАП активно участвовал в советско-финляндской войне с первого дня. К началу марта его летчики успели выполнить около 3,5 тысяч боевых вылетов и провести 52 воздушных боя, в которых заявили об уничтожении 29 самолетов противника, а еще 9 машин было сожжено на аэродромах. Хотя реальные достижения на ниве борьбы с финскими ВВС у пилотов 7-го ИАП были заметно скромнее, тем не менее противник финнам достался опытный и решительный. Кроме того, в отличие от 49-го ИАП в Приладожье, матчасть 7-го ИАП отличалась в лучшую сторону и, помимо «Чаек», включала И-16 тип 10, пушечные И-16 тип 17 и И-16 тип 18 с более мощными моторами М-62. Базировался 7-й ИАП на ледовых аэродромах на Карельском перешейке, примерно в 50-60 километрах от Выборгского залива. 


Летчики 4-й эскадрильи 7-го ИАП перед истребителем И-16 тип 10, декабрь 1939 года.

Уже 4 марта ВВС Финляндии начали наносить удары по советской пехоте на льду, но в данном случае финское командование «попалось» на отвлекающий маневр. Одновременно с частями 28-го стрелкового корпуса атаки на северный берег Финского залива начали части т.н. «Зимней обороны» Краснознаменного Балтийского флота. Отряды моряков наступали западнее 28-го корпуса, на участке от мыса Ристиниеми до города Котка. Именно против них и была совершена большая часть вылетов. В течение первой половины дня четыре «Бленхейма» бомбили несколько захваченных моряками островов перед батареей на острове Пуккионсаари, а истребители 24-й эскадрильи совершили десять вылетов на штурмовку советских войск в районе небольшого островка Киннари. Увы, аэродромы ВВС КБФ на южном берегу залива были закрыты плохой погодой, и финская авиация практически безнаказанно штурмовала лежащих на льду моряков, которые могли отстреливаться только из личного оружия. Лишь около 17 часов им на помощь смогли вылететь первые девять И-16 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, но к этому времени финская авиация по метеоусловиям прекратила свою работу. Хотя морякам и не удалось выйти на берег Финского залива, в целом они свою задачу выполнили и в ночь на 5 марта получили приказ отходить.

Вечером того же дня разведчик из LLv 12 пролетел над Выборгским заливом и обнаружил на льду многочисленные колонны советской пехоты и танков длинной от нескольких сот метров до трех километров. После дополнительных ночных и утренних вылетов стало очевидно, что главный удар наносится именно через Выборгский залив и авиация была перенацелена сюда. Пока с утра финские ближние разведчики пытались выяснить масштабы бедствия, 4-й авиаполк готовился к вылетам. Поступивший к 6 часам приказ требовал всеми наличными силами бомбить советские колонны на льду Выборгского залива в треугольнике о. Туппурансаари, о. Тейкарсаари, мыс Хярянпяянниеми. Первый вылет полка был спланирован так, чтобы все участвовавшие в нем «Бленхеймы» были оказаться над целями примерно в одно и то же время, а затем можно было повторять налеты уже одиночными самолетами и небольшими группами.


Дислокация финской бомбардировочной и разведывательной авиации к началу марта

Поскольку дальше всех от Выборгского залива базировалась LLv 46, именно ее самолеты первыми начали подниматься в воздух в этот день. В период с 7.15 до 7.49 стартовали шесть «Бленхеймов», BL-122 задержался и вылетел в 8.35. К 8.15 из Ювы стартовала еще четверка «Бленхеймов». Однако первым (в 8.15) над заливом появился все же бомбардировщик из 44-й эскадрильи, которая с интервалом примерно в полчаса отправила на задание оба имевшихся у неё исправных самолета (BL-106 и -115). Необходимо отметить, что патрулирование над переходящими залив советскими частями командованием ВВС 7-й армии на данном этапе было организованно довольно бестолково, поскольку до сих пор финские ВВС особенных проблем советскому командованию здесь не доставляли. В результате с 8.15 до 9.20 над указанным районом «отметилась» в общей сложности дюжина «Бленхеймов», большинство из которых сумели без особых проблем отбомбиться по колоннам на льду.

Непосредственное прикрытие колонн осуществлялось парой или звеном И-16, хотя одновременно в воздухе могло находиться и до десяти-двадцати машин, выполнявших разные задачи. В частности, во время удара финских «Бленхеймов» патрулирование вело всего лишь одно звено И-16. Его пилоты отчитались об уничтожении двух финских бомбардировщиков, хотя в действительности ни один из финских самолетов не получил даже серьезных повреждений. В этом смысле показателен бой лейтенанта Ситникова, который атаковал «Бленхейм» и после непродолжительной погони сбил его и даже наблюдал падение противника в лес. Тут налицо незнакомство личного состава 7-го ИАП с классическими «повадками» экипажей финских бомбардировщиков. На самом деле атакованный советским звеном «Бленхейм» из 44-й эскадрильи после атаки перешел в пикирование под углом 450 и сбросил бомбы, выведя самолет на высоте около полукилометра от земли. Преследовавший его Ситников, очевидно, принял пикирование за падение, а взрывы бомб – за взрыв упавшего самолета. Вторым атакованным истребителями «Бленхеймом» стал BL-145, однако финский бомбардировщик довольно легко оторвался от преследования всё тем же пологим пикированием.

Тем не менее отбомбиться удалось не всем. Так, пара машин из LLv 46 выскочив к заливу обнаружила над ним группу из 13-15 И-16 и еще пару чуть в стороне. Скорее всего, замеченные «ишачки» принадлежали 13-й отдельной эскадрилье ВВС КБФ, которые в данном районе оказались фактически случайно, но одного их вида стало достаточно, чтобы финские экипажи повернули назад, отказавшись от выполнения задачи. А BL-129 даже до цели долететь не смог, поскольку через несколько минут после старта обнаружил, что правый мотор не набирает полную мощность, а механизм изменения шага левого винта неисправен. Летчик решил не испытывать судьбу и вернуться, благополучно сев на своем аэродроме в 8.40. BL-133 не смог сбросить бомбы прицельно из-за нападения на него пары истребителей в районе Виланиеми. Авторами этой атаки были либо всё те же моряки из 13-й ОИАЭ, либо патрулирующие над плацдармом истребители из 25-го ИАП.

После первого вылета финские бомбардировщики возвращались, заправлялись, вооружались и срезу же снова направлялись к Выборгскому заливу со свежими экипажами. Так у 46-й эскадрильи в 11.30 стартовал BL-124, в 12.30–12.35 BL-122 и -131, в 14.15 BL-133, в 14.30 – снова BL-124, последний полет в этот день c 16.30 до 18.30 выполнял BL-122. По такому же принципу работала и 44-я эскадрилья, выполнившая в общей сложности пять боевых вылетов. А вот 42-я, экипажи которой не имели такого богатого опыта, весь день действовала группами по 4-5 машин. Всего в течение дня полк выполнил 33 боевых вылета – цифра просто беспрецедентная до сих пор, причем половину от этого числа обеспечила новая 42-я эскадрилья. На цели было сброшено 25 100-кг, 48 50-кг, 78 120-фн и 72 12,5-кг бомбы общим весом 9,4 тонны. Это было сопоставимо с тоннажем бомб, сброшенных полком за весь январь. 


Подготовка к очередному вылету «Бленхейма» 46-й эскадрильи, Луонетярви, март 1940 года.

Учитывая неожиданно высокую активность воздушного противника, уже к полудню командование 7-го ИАП начало отправлять на патрулирование пары и звенья с интервалом не в один час, а в среднем 15–20 минут. Результаты дали себя знать практически немедленно, к концу дня счет 7-го ИАП пополнился еще парой «Бленхеймов», еще несколько бомбардировщиков противника были отогнаны. Впрочем, финская сторона эти победы не подтверждает, хотя сообщения об атаках советских истребителей финские экипажи привозили едва ли не из каждого вылета.

Так, согласно донесению LLv 42, в 14 часов, после того как повторно вылетевшая четверка «Бленхеймов» эскадрильи отработала по советским войскам между полуостровом Койвисто и Виланиеми, два бомбардировщика подверглись нападению звена И-16. Один И-16 атаковал BL-140, но после первой же атаки развернулся и ушел. Финский экипаж отделался «легким испугом» в виде одной пробоины в крыле своего самолета. Еще один истребитель уже второй раз за день атаковал BL-145, летевший уже с другим экипажем. И-16 зашел для атаки сзади-сверху, но стрелок «Бленхейма» дал одну удачную очередь, после которой советский истребитель с дымом перешел в пикирование восточнее острова Тейкарсаари. В итоге обе стороны в который раз разошлись довольные собой безо всякого на то основания. Справедливости ради надо заметить, что командование 4-го авиаполка посчитало, что заявка сержанта Хямяляйнена на победу имеет под собою слишком зыбкое основание, а потому сбитый ему не засчитало. BL-122 капитана Кепсу также был атакован звеном И-16, но смог оторваться от преследователей, та же история дважды приключилась и с экипажем 44-й эскадрильи. А BL-124, выполнявший уже третью за день миссию, наткнулся на формацию из полусотни советских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. От эскорта отделилось несколько машин, попытавшихся атаковать финский бомбардировщик, но тот поспешил скрыться. В третьем за день вылете 42-й эскадрильи приняли участие пять «Бленхеймов», однако еще на подходе к цели финские летчики увидели несколько истребителей и строй распался. Один из бомбардировщиков был атакован звеном И-16, но кроме как наделать пробоин в хвостовом оперении «Бленхейма», они ничего сделать не смогли.

Итак, несмотря на многочисленные встречи с советскими истребителями, в первый день сражения над Выборгским заливом 4-й авиаполк никаких потерь не понес, не считая нескольких пробоин в паре-тройке «Бленхеймов». Это можно объяснить, во-первых, отсутствием у летчиков 7-го ИАП опыта по борьбе со скоростными бомбардировщиками финнов и, во-вторых, в целом неудачными действиями советского командования по организации прикрытия залива с воздуха. Патрули не были эшелонированы по высоте, отсутствовала система наведения с земли (хотя рации на части самолетов стояли), в ходе патрулирования истребители могли в погоне за целью уйти из своего района, оставив его вообще без охраны. Ну и, наконец, про скоростные характеристики финских машин забывать не стоит. Их экипажи отмечали, что на высоте более 4 километров «Бленхейм» даже в горизонтальном полете без труда уходит от любого советского истребителя. 


Евгений Георгиевич Туренко, командир 7-го истребительного авиаполка. Звание «полковник», Орден Красного Знамени, Орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза получены им за руководство полком в ходе советско-финляндской войны и лично выполненные 35 боевых вылетов.

В целом командир 7-го ИАП майор Е.Г. Туренко остался довольным действиями своих подчиненных в течение дня: помимо четырех «Бленхеймов» они заявили об уничтожении десяти (!) истребителей и одного разведчика. Однако командиры наземных частей его радость совершенно не разделяли. Уже к вечеру командующему ВВС 7-й армии комдиву Денисову и его штабу пришлось выслушивать жалобы армейских командиров на безнаказанные налеты финской авиации и бездействие советских истребителей. В своем приказе в ночь на 6 марта командующий 7-й армии потребовал от ВВС «наиболее плотно прикрыть группировку войск 10 и 28 ск». В связи с этим большая часть авиации 7-й армии, точнее её истребителей, способных летать в таких погодных условиях, на следующий день оперировала в районе Выборгского залива.

Уже во второй половине дня 5 марта небо над заливом начало затягиваться облаками, которые опускались все ниже и становились плотнее. 6 марта 4-й авиаполк должен был продолжить интенсивные налеты на Выборгский залив, но погода распорядилась по-своему. Лишь один «Бленхейм» до полудня смог совершить вылет к Финскому заливу, но и его пришлось прервать раньше времени по метеоусловиям. Лишь около часа дня финские бомбардировщики возобновили свою работу, когда с Луонетярви стартовал BL-130 из LLv 46, а с 14 часов к ударам по советским войскам подключились и другие «Бленхеймы». С 14.50 до 18.30 самолеты 4-го авиаполка выполнили шестнадцать боевых вылетов и сбросили 4,5 тонны бомб. Еще, по крайней мере, три полета было произведено до этого времени.

Хотя ни один из бомбардировщиков снова не был сбит или серьезно поврежден, донесения экипажей буквально пестрели сообщениями о встречах с советскими истребителями, которые нападали группами от двух-трех до пятнадцати — двадцати (!) самолетов. Например, около 17 часов стрелок BL-129 во время сброса бомб заметил, что в хвост его машине из-под облаков вывалились сразу четырнадцать И-15, по которым стрелок успел дать пару очередей, прежде чем «Бленхейм» ушел. В то же время BL-130 также во время бомбометания был внезапно атакован уже пятнадцатью-двадцатью И-16, которые открыли огонь по бомбардировщику, но финский пилот правым разворотом ушел в облака и скрылся от преследователей. В самолете позже насчитали пару десятков пробоин, в том числе в правом крыльевом баке. 


7. Штурман прапорщик Турпейнен (без фуражки) и пилот прапорщик Бьерквалл в кабине «Бленхейма» IV BL-128 перед боевым вылетом, март 1940 года.

Нельзя не отметить, что финские экипажи постоянно в разы завышали количество атаковавших истребителей. На самом деле, такими большими группами они просто не летали. В частности, в последнем случае роль «пятнадцати-двадцати И-16», скорее всего, исполнила пара истребителей из состава 25-го ИАП, безуспешно атаковавшая «Бленхейм», скрывшийся в облаках. Советские пилоты отвечали финнам завышением собственных успехов, записав на свой счет в течение дня еще два «сбитых» «Бленхейма».

Несмотря на многочисленные заявленные победы, на самом деле советские истребители над Выборгским заливом пока против «Бленхеймов» действовали достаточно беззубо. Грамотное использование финскими экипажами погодных условий и скоростных характеристик своих машин позволяло им практически безнаказанно бомбить советские колонны на льду буквально на глазах истребителей ВВС 7-й армии. Однако все увеличивающаяся плотность советской авиации над заливом постепенно превращала экипажи финских самолетов в сапёров, для которых любая оплошность или просто невнимательность могли стать последними в жизни. Да и бесконечно везти им просто не могло. 

Окончание

Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Иван Иванов
22.01.2023 11:20:13
Отличная  статья. Спасибо за проделанную работу и что так быстро выкладываете статьи. Спасибо.
А сколько еще частей будет?  
 Будет ли в конце немного статистики? Очень хотелось бы её.  А именно сколько вылетов сделал тот или иной самолет и какие вылеты . Сколько сбросил бомб тот или иной самолет. Хотелось бы узнать какой самолет сделал и сколько самое большое кол-во вылетов. Неужто вот этот бл-117 сделал самое большое кол-во вылетов  -21 вылет?
https://www.asisbiz.com/il2/Blenheim/FAF/pages/Bristol-Blenheim-I-FAF-1.LeLv44-BL117-flown-by-V-Salm...

А также хотелось бы  статистику вылетов по подразделениям (сколько и какие вылеты и сколько сбросили бомб). И если можно по пилотам и штурманам и стрелкам. Кто сделал самое большое кол-во вылетов и сколько в среднем вылетов сделали экипажи.

вот фото Финских Бленхеймов интересные.
https://www.asisbiz.com/il2/Blenheim/FAF.html
Олег Киселев > Иван Иванов
22.01.2023 15:12:04
Статистика будет, но не для каждого самолета, конечно. BL-117 выполнил 21 вылет, но это не значит, что он больше всех летал. Это просто констатация факта. Кто больше всех налетал я не знаю, попадется такая информация - напишу, конечно.  
Олег Киселев > Иван Иванов
22.01.2023 15:12:30
Еще одна часть будет.  
Алексей Кукушкин
22.01.2023 12:43:29
Спасибо Большое!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.